Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочей программы учебной дисциплины новейшая история стран запада уровень основной образовательной программы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
| |
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
Профиль: история
Форма обучения: очная
Кафедра: зарубежной истории
ФИО разработчика: к.и.н., доцент С.В. Печенкин
Трудоемкость дисциплины: 7 зачетных единиц
Количество часов - 252
В.т.ч. аудиторных – 84 час.; СРС – 105 час.; в период промежуточной аттестации – 63 час.
Форма отчетности - экзамен
Воронеж – 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Новейшая история стран Запада» являются: формирование у студентов целостного представления об основных этапах развития европейской цивилизации в новейшее время, ознакомление с закономерностями, причинно-следственными связями явлений и событий новейшей истории стран Европы и Америки.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).
Специальные:
способен определять пространственно-временные рамки исторических событий и процессов на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
способен анализировать исторические события и процессы (СК-2);
способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);
способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);
способен применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
способен использовать общенаучные и специальные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);
способен использовать принципы научного анализа при определении последствий исторических событий и процессов (СК-7).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. | Введение | Понятие “Европа”. Гегемония евроцентристского мира. Термин “новейшая история”, его дискуссионность. Границы между новой и новейшей историей стран Европы и Америки: различные методы определения периодизации и хронологии новейшей истории. |
2. | Первая мировая война и революционный процесс в России и странах Запада | Завершение Первой мировой войны. Кампания 1917 года, русские революции 1917 года и изменение соотношения сил на Восточном фронте. Активизация германских сил на Западном фронте. Вступление в войну США. Кампания 1918 года и окончание Первой мировой войны. Влияние Октябрьской революции в России на международное рабочее движение. Революционная активность в европейских странах 1918-1920гг.: причины, последствия. Коммунистический Интернационал и доктрина «мировой пролетарской коммунистической революции». |
3. | Версальско-Вашингтонская и Московская подсистемы международных отношений в межвоенный период (1918-1939) | “14 пунктов” Вильсона. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Территориальный передел мира в результате первой мировой войны. Договоры в Сен-Жермене, Трианоне и Нейи. Образование независимых государств в Европе. Образование Лиги наций. Репарационный вопрос. Межимпериалистические противоречия на Тихом океане после первой мировой войны. Вашингтонская конференция и ее решения. Версальско-Вашингтонская система, ее содержание, противоречия и антисоветская направленность. Московская подсистема международных отношений - ее содержание и дуализм: принцип пролетарского интернационализма и принцип мирного сосуществования государств с различным политическим и экономическим строем. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Гаагская конференция. |
4. | Италия в годы фашизма | Становление и сущность фашизма. Возникновение фашистского движения в Италии. “Революционный интервенционизм” Бенито Муссолини. Идея “сильного государства”. Особенности организационного оформления итальянского фашизма в 1919-1921гг. Кризис либерального государства. “Поход на Рим” Муссолини. Фашизм у власти. Способ утверждения фашистской диктатуры в Италии. Особенности политической власти (1922-1925гг.). Эволюция властных структур. Изменение избирательной системы. Отношения с Ватиканом. Корпоративное государство. |
5. | Германия от Веймарской республики до установления нацистского режима | Ноябрьская революция 1918г. в Германии. Трансформация партийной системы. Создание новых политических партий. Веймарская конституция. Веймарская республика, генезис, крах. Исторические и идеологические корни германского фашизма. А.Гитлер. Создание НСДАП и причины ее популярности. "Пивной путч" и его провал. Приход фашистов к власти: проблема легитимности. Понятие «национал-социалистическая революция». |
6. | Мировой экономический кризис и его последствия | Причины мирового экономического кризиса. Крах на Нью-Йоркской фондовой бирже. «Великая депрессия» в США. Особенности проявления кризиса в Англии, Франции, Германии. Последствия кризиса. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта как проявление государственно-монополистического капитализма (ГМК). |
7. | Вторая мировая война | Вступление СССР в Лигу наций. Франко-советский и советско-чехословацкий договор о взаимопомощи. Нападение Италии на Эфиопию. Фашистская агрессия против Испании. Политика “невмешательства”. Образование германо-японо-итальянского агрессивного блока. “Антикоминтерновский пакт”.Политика “умиротворения”. Захват Германией Австрии. Мюнхенское соглашение. Крушение Версальской системы. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Англо-франко-советские переговоры и причина их краха. Германо-советский договор о ненападении, его характеристика. Причины и политический характер второй мировой войны. Периодизация войны. Нападение фашистской Германии на Польшу. Объявление Англией и Францией войны Германии. Позиция США. Позиция СССР. “Странная война”. Советско-финская война. Исключение СССР из Лиги наций. Основные военные операции фашистской Германии на Западном фронте. Вступление в войну Италии. Причины поражения Франции. Движение Сопротивления в оккупированных странах, его периодизация и основное содержание этапов. Организационные формы Сопротивления. Коллаборационизм, оценка, суждения. Нападение Германии на СССР. Создание антифашистской коалиции. Атлантическая хартия. Московская декларация. Вступление США в войну и начало войны на Тихом океане. Противоречия в антифашистской коалиции. Проблема второго фронта. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта и боевые действия в 1944-45 гг. Безоговорочная капитуляция Германии, окончание войны в Европе. |
8. | Ялтинско-Потсдамская система международных отношений | Ялтинская конференция и ее решения. Потсдамская конференция. Окончание второй мировой войны. Складывание новой системы международных отношений. Истоки холодной войны. |
9. | Биполярная система: от консолидации к распаду | Итоги второй мировой войны. Послевоенное урегулирование в Европе. Германская проблема. Потсдамская конференция и ее решения. Образование мировой социалистической системы. Борьба двух курсов - демократического и империалистического - по вопросам мирного урегулирования и послевоенной организации мира. Создание ООН. Условия мирных договоров с бывшими европейскими союзниками фашистской Германии. Создание военных блоков. Холодная война. Доктрина Трумэна, план Маршалла. Политика США, Англии и Франции в германском вопросе. Отказ западных держав от Потсдамских решений. Предложения СССР о сокращении вооружений. Карибский кризис. Борьба за разрядку международной напряженности в 1970-е гг. «Новая восточная политика» ФРГ. Вилли Брандт (Герберт Карл Фрам) и Вальтер Шеель. Процесс урегулирования германской проблемы в 1970-е гг. Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничества в Европе. Подписание Заключительного акта. Советско-американские соглашения 1970-х гг. Новый виток холодной войны. СОИ. Мирные инициативы СССР. Встреча руководителей США и СССР в Рейкьявике. Влияние советских инициатив на европейское и американское политическое сознание. Встреча на Мальте. Германская проблема и ее решение на рубеже 1980-90 гг. Объединение Германии. Распад СССР и прекращение существования биполярной системы. Одноблоковая система международных отношений. Формирование многополярного мира. Появление новых “центров силы”. Проблема четкой и недвусмысленной идентификации источника угрозы в современных реалиях. |
10. | Социально-политические течения в странах Запада второй половины XX века | Коммунистическое движение после второй мировой войны. Особенности взаимоотношений СССР и СФРЮ. Кризисы в Венгрии и Чехословакии. Перестройка в СССР и развал социалистического лагеря. Распад Югославской Федерации. Модели «государства всеобщего благосостояния». Изменение традиционных либеральных и консервативных концепций в период перехода к постиндустриальному обществу. Причины кризиса западноевропейского общества в 60-х гг. XX в. Феномен молодежной контркультуры в обществе массового потребления. События 1968 года во Франции. «Критическое десятилетие» в Америке. Неолиберализм, неоконсерватизм и их национальные разновидности. «Неоконсервативная волна». |
11. | Политическое развитие стран Запада после второй мировой войны | Политический курс Рональда Уилсона Рейгана в США. «Новые левые» и их программа. Политика Маргарет Тэтчер в Великобритании. Парламентские выборы 1983г. и приход к власти христианско-либеральной коалиции в ФРГ. Внутренняя и внешняя политика правительства канцлера Гельмута Коля. Правительство левых сил и политика Франсуа Миттерана во Франции. Объединение Германии и сложности последующего периода. Г. Шрёдер и наступление консерваторов. Ангела Меркель – глава правительственной коалиции. Победа лейбористов в 1997 г. Энтони (Тони) Блэр. Либеральная политика Билла (Уильяма) Джефферсона Клинтона. Политика «сострадательного консерватизма» Джорджа Буша-младшего. Первый срок президентства Барака Обамы. |
12. | Экономическое развитие стран Запада после второй мировой войны | Увеличение государственного сектора в экономике европейских стран. Восстановительный период в экономике. Проблемы интеграции. “План Шумана”. Создание ЕЭС. Римский договор 1957г. Сущность и цели экономической интеграции. Евроатом. ЕАСТ. Энергетический и мировой экономический кризис 1973-75гг. - переход к постиндустриальному обществу. Структурная перестройка экономики. Влияние кризиса на интеграционные процессы. Углубление интеграции. “Единый европейский акт”. Трансформация основных органов руководства Европейским сообществом. Создание Европейского Союза. |
13. | Основные противоречия современного общества | Становление постиндустриального общества. Понятие “глобализация”. Технологический и экономический прорыв стран Запада. Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику. Глобализация экономических проблем. Изменение места и роли национального государства. ТНК. Движения «зеленых», антиглобалистов. |
3. Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используются традиционные и интерактивные образовательные технологии: лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-конференция); семинарские занятия (просеминар, традиционный семинар, семинар-беседа, семинар-дискуссия, в том числе перекрестная дискуссия, семинар исследовательского типа), имитационные технологии (ситуация-проблема и ситуация-оценка), проектная деятельность.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основная литература
Волков В.К. Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. - М., 2000.
История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945 гг.: Учеб.пособие для студ. / Под ред. Е.Ф. Язькова. - М., 1991.
История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990 гг.: Учеб.пособие для студ. / Под ред. Е.Ф. Язькова. - М., 1993.
Культура Мира и Демократии. Культура мира: Учебное пособие. - М., 1997.
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. A.M. Родригеса и М.В. Пономарева. - М., 2003.
4.2. Дополнительная литература
1939 год. Уроки истории.- М., 1990.
Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. - М., 1993.
Ватлин А.Ю. Коминтерн: первые десять лет. - М., 1993.
Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. - М.., 1997.
Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 гг. Учебное пособие. - Кемерово, 1999.
Дэвис Д.Э., Трани Ю.П. Первая холодная война. Наследие Вудро Вильсона в советско-американских отношениях. - М., 2002.
История европейской интеграции. 1945-1994. - М., 1995.
Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. - М., 1998.
Пожарская С.П., Намазова А.С. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в XIX – XX веках // ННИ. - 2006. - № 3.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
/ - Хронос. Всемирная история в Интернете.
/lynx.htm - Мемуары, воспоминания, статьи.
/index.html - Подборка исторических источников.
/ – Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
/manclub/war/index.htm - Военная история.
/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php - Библиотека Гумера.
/ - Русский электронный журнал «Мир истории».
/index.html - Мемуары, воспоминания.
/ - Биографический справочник глав государства.
Похожие документы:
Рабочей программы учебной дисциплины новая история стран запада уровень основной образовательной программы
ДокументЦелями освоения дисциплины «Новая история стран Запада» являются: раскрытие основных закономерностей исторического процесса в период становления и развития «буржуазной цивилизации»; студенты должны уметь критически оценивать различныеРабочей программы учебной дисциплины история средневекового востока уровень основной образовательной программы
ДокументЦелью освоения дисциплины История средневекового Востока является формирование систематизированных знаний об основных компонентах и этапах исторического развития стран Азии и Африки в период средневековья.Рабочей программы учебной дисциплины история русской музыки Уровень основной образовательной программы
ДокументЦелями освоения дисциплины (модуля) «История русской музыки» являются: содействие становлению профессиональной компетентности учителя музыки на основе овладения содержанием курса истории зарубежной музыки, способствующего формирование целостного взглядаНовая история стран Азии и Африки
УчебникНовая история стран Азии и Африки: Учеб. для студ. высш. учеб. Н72 заведений / Под ред. A.M. Родригеса: В 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки: 100400 Туризм
Основная образовательная программа1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Воронежским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки бакалавра туризма представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную