Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Урок, как всегда, советуем начать с повторения того, что уже прочитано, поэтому предварительно школьники должны были вспомнить рассказ с тем, чтобы с...полностью>>
'Документ'
Государственно-финансовый контроль, ревизия и аудит, их отличия и задачи....полностью>>
'Урок'
Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели пове...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Учебно-методическое пособие курса "Бухгалтерский (финансовый) учет" предназначено для студентов заочной (дистанционной) формы обучения спец...полностью>>

Учебное пособие Под ред д. м н. Савельева В. Н., к э. н. Мартыненко В. Ф. Ижевск

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Учебное пособие

Под ред. д.м.н. Савельева В.Н.,

к.э.н. Мартыненко В.Ф.

Ижевск

Издательство “Вектор”

1997

Предисловие

Совершенствование организации здравоохранения и результативность его реформирования в значительной степени зависят от эффективности управления на всех уровнях. В свою очередь, управленческий процесс базируется на научно обоснованных системах информационного обеспечения и на применяющихся при этом технологиях. Все эти понятия чрезвычайно важны и взаимосвязаны между собой, что и предопределило выделение специального курса медицинской информатики и управления в рамках кафедры социальной медицины, экономики и организации здравоохранения Ижевской медицинской академии. Выделение такого курса предусматривало достижение двух основных целей - закрепление у студентов практических навыков пользования персональными ЭВМ и формирование понимания роли врача в совершенствовании управления и развитии компьютерных технологий.

Необходимо отметить, что реализация первой цели, позволяющая ответить на вопрос - “Как пользоваться ЭВМ?” - более проста и доступна. Этому способствует все возрастающая распространенность ЭВМ, в том числе не только на различных кафедрах медицинской академии, но и в школах и дома. Сказывается и наличие многочисленных практических пособий (такое пособие применительно к здравоохранению в 1996 г. было разработано на кафедре социальной медицины, экономики и организации здравоохранения ИГМА совместно со специалистами ИВЦ Минздрава Удмуртской Республики).

Более проблематично достижение второй цели, позволяющее получить ответ на вопрос “Для чего это нужно?” Предназначение врача в развитии АСУ - научиться ставить задачи перед разработчиками систем управления и компьютерных технологий в медицине. А для этого необходимо глубоко понимать суть любого управленческого процесса, - независимо от того, базируется ли управление на средствах вычислительной техники или на традиционных технологиях обработки информации.

Многолетний опыт участия в научно-практической подготовке управленческих кадров свидетельствует, что многие из руководителей, ежедневно реализуя управление на практике, - при первом общении на семинарах и учебах по повышению квалификации не могут четко сформулировать определение понятия “управление”, охарактеризовать его содержание, функции, методы, технологию, критерии для оценки эффективности, и т.п. Неудивительно, что это характерно и для студентов всех факультетов медицинской академии.

Причина отмеченного, с одной стороны, кроется в чрезвычайной сложности управления вообще, в трудной формализуемости управленческого процесса, в отсутствии единых методических подходов к комплексному рассмотрению этой проблемы. С другой стороны, отсутствуют доступные учебные пособия по научным основам управления здравоохранением. Последнее обстоятельство не позволяет осуществлять целенаправленное обучение по этой проблематике. Все сказанное в определенной степени относится и к информатизации здравоохранения, в том числе на основе компьютерных технологий.

На восполнение вышеназванных пробелов направлено настоящее учебное пособие. Все замечания и предложения по содержанию пособия будут восприняты с признательностью.

Глава 1

Основы научного управления здравоохранением

1.1. Структуризация представления о научном
управлении здравоохранением

Управление вообще и управление здравоохранением в частности - вопрос актуальный, до конца еще не изученный, и привлекающий все большее внимание и исследователей, и практиков-руководителей, и рядовых работников всех рангов и специальностей. Это объясняется универсальностью предмета управления, и пронизыванием им всех сторон жизни и деятельности человека.

Процессы управления любыми объектами - будь то предприятие, больница, лечебное отделение, здравоохранение региона или отрасль народного хозяйства - имеют общие черты, что позволяет изучать эти процессы абстрактно, вне связи их с какими-либо объектами. Как без владения общими основами управления невозможно управлять никаким конкретным объектом, так и без досконального знания специфики конкретных объектов нельзя создать эффективную систему управления ими. Научный анализ управления и поиск путей повышения его эффективности возможны лишь при комплексном рассмотрении управления.

Начало формирования социального управления связывают с зарождением письменности несколько тысячелетий назад, что привело к образованию слоя людей, связанных с торговыми операциями. В работах древних греков и мыслителей более позднего времени есть указания на наличие выраженной функции управления. Так, Платон рассматривал искусство управления кораблем или колесницей, искусство править людьми, или в общем виде то, чем можно управлять, а Ксенофонт в своих сочинениях ввел понятие “управляемости”. Ампер в 1934 году в своей классификации наук выделяет искусство управления вообще, или кибернетику, и подчеркивает основную точку ее приложения в управлении государством.

В настоящее время имеется немало определений управления, которые характеризуют его с различных точек зрения. И лишь комплексное их восприятие позволяет получить объемное, целостное представление об управлении. Это свидетельствует скорее не о какой-то путанице в этом вопросе, а о сложности описываемого явления и глубоко содержательном его богатстве. И в научном, и в практическом плане значительный интерес представляют следующие определения, характеризующие управление с различных точек зрения.

С точки зрения содержания - управление есть действия, направленные на достижение целей определенной системой.

С точки зрения технологии - управление есть выявление отклонений (проблем) при достижении целей системы и принятие решений по их устранению.

И в том, и в другом случае по своей сути - управление есть процесс сбора, хранения, анализа и использования информации о достижении целей системы, а также об эффективности принимаемых решений и предпринимаемых действий.

Базой для научного управления здравоохранением, его методологической основой являются науки и теории об общих закономерностях управления (кибернетика, системология, теория информации), а также конкретные общие и медицинские науки об элементах управления (организация труда и производства, этика, психология, право, статистика, математика, социология, экономика, теория исследования операций, гигиена, организация здравоохранения, физиология, и др.). Само научное управление здравоохранением рационально представить состоящим из трех разделов - теории управления, практики управления и искусства управления.

В теории управления выделяются следующие разделы:

- содержание управления;

- технология управления;

- функции управления;

- методы управления;

- принципы управления;

- структура управления;

- связи управления.

Основы теории управления являются основополагающей базой для построения научно обоснованного и целенаправленного управления на любом уровне и для любого объекта. Поэтому в последующем основное внимание будет сосредоточено на раскрытии всех разделов теории управления. Однако для сохранения целостного представления о науке управления целесообразно хотя бы кратко охарактеризовать смысл практики и исскуства управления.

В практике управления выделяются следующие разделы:

- управление деятельностью объектов (учреждений и служб) здравоохранения;

- формирование и организация деятельности органов управления здравоохранением;

- организация технологии управленческого процесса, информационное обеспечение управления;

- организация управления медицинским и парамедицинским персоналом;

- организация труда руководителей;

- организация совершенствования системы управления;

- формирование и развитие внутри- и межотраслевых связей в системе управления здравоохранением.

В искусстве управления за основу берутся описательные, эмпирические методы, положены конкретные образцы, ситуации, в наборе которых проявляется своеобразная теория. Через искусство управления накопленный в прошлом опыт трансформируется в настоящее и будущее, помогая более эффективно решать возникающие и прогнозируемые проблемы. При этом необходимо ясно осознавать, что для перехода элементов опыта в образцы управления они должны быть - теоретически осмыслены, систематизированы, критически и доброжелательно оценены, фактически точны, отделены от случайного, а также иметь определенный запас пространства для творческого применения. При изложении и использовании образцов искусства управления должны решаться следующие конкретные задачи:

- обучение умению перехода от теории к практике;

- определение круга необходимых знаний руководителя;

- освоение правил, приемов и методов управления;

- разработка ситуаций для проявления необходимых качеств руководителя;

- развитие навыков и техники управления;

- выработка специфического метода мышления и стиля деятельности;

- формирование базы данных типичных образцов решений (правильных и неправильных, эффективных и неэффективных, и т. д.);

В искусстве управления выделяются следующие разделы:

- формирование базы данных о примерах, образцах эффективного управления;

- формирование базы данных о примерах, образцах неэффективного управления;

- выделение этапов трансформации опыта в исскуство управления;

- формализация задач, стоящих при использовании примеров, образцов эффективного и неэффективного управления;

- факторный анализ причин и условий появления образцов неэффективного управления;

- формирование баз данных о типовых проблемных ситуациях и управленческих решениях.

Резюмируя все вышесказанное, структуру научного управления здравоохранением можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная схема научных основ управления

здравоохранением

1.2. Системный подход, системный анализ
и моделирование - методологические и методические основы научного познания управления здравоохранением

Сущность системного подхода состоит в том, что явление и процессы, протекающие в природе и обществе, вещи и предметы рассматриваются как целостные системы, состоящие из подсистем и определенного набора элементов. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образуют определенную целостность, единство. Поэтому представление об изучаемом объекте как о целостной системе является исходным пунктом системного подхода, всякого системного изучения. Наиболее удачное определение системы дал в 1928 г. канадский профессор Барталанфи, характеризуя систему как комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных в единое целое.

Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы и связи.

Вход в систему - это любые материальные, энергетические, информационные или другие потоки (входные данные), пересекающие границы системы. Они идут из внешней среды; последняя с помощью этих входных данных влияет на состояние системы.

Процессы системы - это определенные наборы действий (операций), которым подвергаются вводимые в систему входные данные, в результате чего они преобразуются в конечный продукт функционирования системы (выходные данные).

Выход системы - конечный продукт деятельности системы, который проявляется в виде преобразованных входных данных. Выходные данные влияют на внешнюю среду, а через нее - и на функционирование самой системы.

Все, что не относится к конкретной системе, и находится за ее границами, является средой системы.

Связи системы - это ее взаимодействия как между элементами системы (внутрисистемные связи), так и с внешней средой (внесистемные связи).

Наиболее общее принципиальное изображение любой системы представлено на рис. 2.


вход выход

Процессы

Рис. 2. Схематичное представление системы

При системном подходе выделяются определенные свойства, которые имеются у любой системы, и которые необходимо учитывать при формировании и анализе функционирования системы управления. Среди основных свойств систем необходимо выделить следующие:

- ориентация всех подсистем на достижение единой цели;

- подчиненность целей подсистем целям систем более высокого уровня, приоритетность целей систем по отношению к целям подсистем;

- делимость на составные части, или подсистемы; вхождение в системы более высокого уровня в качестве их составных частей, или подсистем;

- появление у систем новых качеств, которые не присущи в полной мере ни одной из подсистем в отдельности; исчезновение или изменение качеств системы при изменении набора ее элементов;

- наличие целостной структуры (внутренней формы организации) системы, характеризующейся устойчивостью, наличием границ, противодействием внутренним и внешним воздействиям, постоянным развитием, согласованностью функционирования, субординацией частей, а также причинно-следственным содержанием связей.

Системный подход является методологией познания, и имеет общенаучную методологическую ориентацию. Системный подход наряду с такими общенаучными методами, как логический, математический, вероятностный, статистический, кибернетический и др., применим в различных областях науки.

На основе системного подхода получил развитие системный анализ. Последний является методом научного анализа, методом решения крупных проблем, основанным на концепции систем. В отличие от системного подхода, системный анализ имеет выраженное прикладное направление, является методом решения конкретных проблем, и совокупность его методических приемов каждый раз должна соответствовать решаемой конкретной задаче. Основные принципы системного анализа вытекают из общих положений и методологических идей системного подхода, под влиянием и на основе которых он и возник. Этапы и содержание проведения системного анализа следующие:

- анализ конкретной системы и ее компонентов;

- выявление и анализ имеющихся проблемных ситуаций;

- разработка моделей оптимизации системы;

- синтез оптимизированной системы;

- анализ результатов функционирования оптимизированной системы.

Объектами, на которые направлено проведение системного анализа, являются основные компоненты системы - вход, выход, процессы, структура, внутри- и внесистемные связи.

Существуют различные и многочисленные методы проведения системного анализа. Наглядную и удобную классификацию методов системного анализа предложил Шиган Е.Н. Он делит эти методы на две группы - по содержанию применения и по цели использования.

В первой группе методов системного анализа - по содержанию применения - выделяются следующие:

- вербальные методы - методы качественного, словесного описания системы, ее целей, функций, структуры, взаимодействия, связей, процессов и т.д.;

- графические методы - методы наглядного изображения с помощью различных элементов - точек, линий, связей - вербального описания системы. Чаще всего применяется построение “дерева” для разделения целых категорий (целей, функций, задач, проблем и др.) на составные части; формирование “блок-схем” для характеристики динамических процессов, функционирования объектов, состава структур; разработка “сетевых графиков” достижения целей и направления результатов;

- экспертные методы - методы на основе обобщения мнения специалистов при анализе трудноформализуемых целей, задач, проблем;

- математические методы - методы математического описания и моделирования систем, ее компонентов, проблемных ситуаций.

Во второй группе методов системного анализа - по цели использования - выделяются следующие методы:

- методы декомпозиции основаны на разложении целого на части. Эти методы применяются при декомпозиции проблемы на субпроблемы, системы - на подсистемы, цели - на подцели и т.д. Декомпозиция может осуществляться как по вертикали, так и по

горизонтали. Методы композиции направлены на решение прямо противоположных методу декомпозиции задач, т.е. на составление целого из частей;

- методы упрощения систем используются для уменьшения сложности системы. Он основан на эквивалентном преобразовании сложной системы в более простую при сохранении целостности, информативности, назначения и способа функционирования системы. Чаще всего используется исключение отдельных элементов или их связей, а также их свертывание в более общие объединенные подсистемы;

- методы оценки структурной адекватности позволяют оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные подсистемы, в какой степени деятельность каждой из подсистем соответствует цели, как соответствуют структура и функции системы друг другу и между собой и т.д.;

- методы оценки взаимодействия структурных частей направлены на изучение связей в системе, ибо без них не может существовать ни одна из систем. Анализ взаимосвязей в системе и за ее пределами является основой любого системного анализа. При этом связи классифицируются, устанавливаются их типы и характер, сила направленности, наличие и степень развития, дублирование и т.д.;

- методы оценки устойчивости систем во времени и пространстве. Временной фактор может изучаться в трех аспектах - в историческом (происхождение системы и ее развитие), на данный момент (диагностический анализ реально функционирующей или создаваемой системы) и на перспективу (прогнозирование поведения и развития системы). Любая система функционирует в пространстве, и для ее изучения используют различные методы вербального, графического и математического описания.

При проведении и использовании системного анализа особое место занимает моделирование (Венедиктов Д.Д., Шиган Е.Н., Калью П.И., Шеннон Р., и др.).

В одних случаях моделирование выступает как метод системного анализа, в других - как его результат, в третьих - как способ решения проблемных ситуаций. Но в любом качестве моделирование является одним из ведущих методов познания таких объектов и решения таких задач, которые практически невозможно изучать в “натуре”. В таких случаях для изучения объектов применяются новые вспомогательные промежуточные объекты (модели), имеющие определенные соответствия с изучаемыми оригиналами. Таким образом, модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как процесс создания и представления реальной системы в виде некой формализованной абстрактной системы.

Логическая последовательность процесса моделирования включает следующие этапы - постановка задач; выбор или создание моделей; исследование модели; перенос полученных знаний с модели на оригинал.

В зависимости от характера применения моделей они делятся на три большие группы - описательные, нормативные и динамические.

Описательные (или дескриптивные) модели служат для изучения реально существующих систем и процессов, для их наблюдения, объяснения и предсказания развития. Они не предполагают какого-либо вмешательства в изучаемые процессы или системы. Такие модели обычно дают ответ на вопросы “Как есть?” или “Как будет?”. Такие модели дают общее представление о системе, объекте, и их используют для изучения самых общих изменений и тенденций.

Нормативные (или оптимизационные) модели используются для перестройки системы, для решения практических задач совершенствования управления системами. Они дают ответ на вопросы “Как должно быть?”. Такие модели используют для перестройки организаций, для управления системами по достижению поставленных целей, для выбора оптимальных вариантов решений, для оптимизации деятельности различных служб и учреждений.

Динамические (или имитационные) модели применяются для моделирования сложных систем, состоящих их множества подсистем. Функционирование последних зачастую имеет различные, нередко противоречивые цели, зависит от многих факторов и отличается неопределенностью. Эти модели отвечают на вопросы типа “Что будет, если события будут развиваться по тому или иному варианту?”, и зачастую состоят из различных моделей различного характера. Реализация моделей имитации деятельности изучаемых систем и проверки различных вариантов развития событий и решений осуществляется с помощью средств вычислительной техники.

Среди основных направлений применения системного анализа для решения проблем социальной медицины, организации и управления здравоохранением целесообразно выделить следующие:

- обоснование модели реформирования системы охраны здоровья, системы здравоохранения и отдельных медицинских служб и учреждений;

- прогноз развития здравоохранения на основе имитационного моделирования;

- разработка критериев для оценки здоровья отдельного человека, различных популяций и всего населения в целом;

- уточнение связей системы здравоохранения с другими системами жизни общества, а также роли факторов здравоохранения в формировании уровня здоровья населения;

- разработка комплексных критериев для оценки деятельности служб и учреждений здравоохранения, для оценки эффективности управления, а также для оценки здоровья населения;

- создание и выполнение целевых комплексных программ по приоритетным направлениям охраны здоровья и деятельности здравоохранения;

- разработка научно обоснованных систем информационного обеспечения управления здравоохранением;

- разработка автоматизированных систем управления здравоохранением;

- анализ возникновения проблемных ситуаций в здравоохранении, и выработка решений по их устранению.

Непосредственными результатами проведения системного анализа могут быть:

- построение моделей системы и ее компонентов;

- построение моделей управления системой;

- формирование “дерева” целей, функций, проблемных ситуаций и т.п.;

- построение информационных моделей;

- построение структурно-функциональных моделей;

- построение моделей взаимодействия и связей;

- разработка моделей оптимизации систем;

- обоснование развития автоматизированных систем управления;

- разработка моделей распределения ресурсов;

- создание программ реализации и совершенствования системы;

- обоснование принимаемых решений, и т.д.

Этапы проведения системного анализа в управлении здравоохранением представлены на левой половине рис. 3. При проведении системного анализа предполагается определенная первичная детализация основных элементов и компонентов системы здравоохранения (вход, процессы, выход и связи). На входе системы находятся цели, потребности и ресурсы здравоохранения.

Среди процессов системы здравоохранения выделяются следующие:

- технологические (реализация основных медицинских технологий - лечебных, диагностических, профилактических);

- управленческие (реализация основных управленческих функций - организация, планирование, координирование, прогнозирование, регулирование, стимулирование, контроль);

- структурные (формирование и деятельность структурных подразделений управляющей и управляемой подсистем);

- функциональные (формирование и деятельность служб, занимающихся реализацией действий по достижению целей и удовлетворению потребностей системы);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» для специальности 021100 «Юриспруденция» Составитель

    Учебно-методический комплекс
    - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  2. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры «20» августа 2011 г протокол №11 Заведующий кафедрой М. Ю. Воронин

    Учебно-методический комплекс
    - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г N 464.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Уголовный процесс для направления/ специальности 030501 «Юриспруденция» подготовки: бакалавры, специалисты Составитель Ковтун Н. Н

    Учебно-методический комплекс
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право» для специальности 350800 Документоведение и документационное обеспечение управления

    Учебно-методический комплекс
    Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование единого в организации технологического процесса документирования и работы с документами и документной информацией на основе использования современных автоматизированных

Другие похожие документы..