Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. По воспоминаниям родственников, мальчик не отличался ни здоровьем, ни хорошим...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Данная программа рассчитана на студентов специальности 080504.65 - «Государственное и муниципальное управление», входит в блок дисциплин «Общепрофесс...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 02080...полностью>>
'Документ'
В деятельности любой структуры государственного управления можно выделить собственно управленческую часть – ту, в которой прорабатываются и осуществл...полностью>>

«ссср и Германия накануне войны: мифы и правда»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №1»

«СССР и Германия накануне войны:

мифы и правда»

(История России, ХХ век, 11 класс)

Конспект открытого урока

Провела:
учитель истории
О.М.Алкина
п. Красногорский, 2008

Урок по теме «СССР и Германия накануне войны: мифы и правда»

Основные структурные и содержательные элементы урока

Содержание

Формы и методы деятельности

Цель урока

Помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне. Сформировать личностную оценку по вопросу было ли внезапным нападение Германии.

Формулируется совместно с учащимися.

Структура

Этапы урока:
• организационный;

• основной (информативно-деятельностный);

• заключительный.

Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка.
Фронтальная и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; работа с исторической картой на интерактивной доске; логический анализ источника, анализ и обобщение. Подведение итогов урока, оценивание, выставление отметок, объявление домашнего задания.

План урока

1.Дипломатическая и экономическая подготовка стран.

2. Военная подготовка Германии, планы «Барбаросса», «ОСТ».

3.Военно-экономический потенциал СССР.

Объяснение, работа с исторической картой, документами, их анализ, сопоставление. Обобщение. Дебаты по основным вопросам урока.

Основные понятия

Военный потенциал, агрессор, план «Барбаросса», план «ОСТ», превентивная война, сателлиты

Повторение, теоретическое осмысление, объяснение.

Учебно-методический комплект и оборудование

1. Электронная презентация, содержащая видеоматериалы, исторические карты.

2. Пакет документов по теме (на каждой парте).

3. Атласы по новейшей истории.

4. Рабочие тетради учащихся.

5. Интерактивная доска, компьютер, проектор.

Данный вариант планирования позволяет отнести урок к типу изучения нового материала. На уроке сочетаются многие виды учебной деятельности для достижения следующих целей личностно-ориентированного обучения:

1) образовательных – помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу было ли внезапным нападение Германии;

2) развивающих – создать учащимся условия для совершенствования навыков деятельности во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работать с источниками исторической информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, аргументировано высказывать свою точку зрения; развивать умения рабы на интерактивной доске.

3) воспитательных – способствовать формированию у учащихся чувства сопереживания за судьбу своей страны, патриотических чувств.

ХОД УРОКА

Мы изучаем Вторую мировую войну. В течение нескольких уроков мы следим за тем, как Германия осуществляет свои захватнические планы, следим за тем, как фашистское облако стремительно приближается к границам нашей страны. И сегодня мы начинаем говорить о самой трагической, о самой кровавой странице в истории нашей Родины. Война.

Предлагаю кадры военной хроники. (Просмотр видео)

22 июня 1941 года с германской стороны ударили артиллерийские батареи и пошли танки Гудериана. И кто виновник этой трагедии, тогда знали все люди. И сомнений в этом вопросе не было. Это Гитлер. Фашистская Германия.

Со временем становятся известными ранее закрытые факты, они переоцениваются, переосмысливаются. И спустя годы, в историографии были поставлены вопросы, на которые нет общепризнанных ответов. Вот эти вопросы:

  1. Была ли наша страна готова к войне?

  2. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

  3. Существовала ли в 1941 году угроза нападения СССР на Германию?

В этих сложных, спорных вопросах мы попытаемся сегодня разобраться. Итак, тема урока: «СССР и Германия накануне войны: мифы и правда».

Трудно дать однозначные ответы на каждый из них, поэтому познакомимся с разными точками зрения. Это поможет сформировать свою позицию.

Для этого проведём дебаты. Дебаты – обсуждения, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Дискуссия по теме, которая является спорной. Где вы могли наблюдать дебаты? (В предвыборной кампании депутатов ГД).

Итак, правила ведения дебатов:

  1. Важно не только умение говорить, но и умение слушать.

  2. Необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточной информации.

  3. Нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение.

  4. Критикуем идеи, а не личности.

В процессе обсуждения необходимо Сформировать собственную точку зрения по спорным вопросам, уметь её аргументировано отстоять.

Для облегчения работы по ходу дебатов предлагается заполнять таблицу:

Аргументы ЗА

Вопросы

Аргументы ПРОТИВ

Существовала ли в 1941 году угроза нападения СССР на Германию?

Было нападение Германии на СССР внезапным?

Была ли наша страна готова к войне?

Неоспорим факт – обе стороны готовились к войне. Выясним, что это значит.

- разрабатывать планы, овладевать опытом современной войны;

- подчинить экономику военным целям;

- найти союзников.

На уроке нам надо рассмотреть эти аспекты относительно как Советского Союза, так и Германии.

Вспомним карту Европы к 1941 году. Работа на интерактивной доске.

  1. Показать союзников Германии (чёрным маркером) (Италия, Япония)

  2. Показать страны – сателлиты Германии (синим маркером). (Финляндия, Болгария, Венгрия, Румыния)

  3. Показать страны, завоёванные Германией.

Сделайте вывод об экономической подготовке Германии. (Используется экономический потенциал всей Европы, за исключением Великобритании, Швеции и Швейцарии).

СССР находился в дипломатической изоляции, с Германией был заключён пакт о ненападении, с Японией – пакт о нейтралитете.

Перейдём к обсуждению вопросов, обозначенных в начале урока.

Представляю команды утверждения и отрицания по вопросу «Существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?»

Команда утверждения.

Мы считаем, что «да» и представляем данные, подтверждающие это.

В 1941 г. СССР сосредоточил на своих границах огромные силы. В приграничных округах насчитывалось Работа на интерактивной доске

14 200 танков

Из них 10500 лёгкие

9200 боевых самолётов

У противника:

2900 танков

4900 самолётов

Этими фактами обосновывается мнение, что Сталин намеревался нанести удар по III Рейху. Говорят, у Гитлера не выдержали нервы, и он решил двинуть свои дивизии на Москву.

Команда отрицания.

Мы разделяем мнение редактора «Военно-исторического журнала» И.Волкодаева. Данные, которые привели наши оппоненты, говорят не о том, что Сталин готовил удар, а о стремлении обезопасить границы страны от вероятного противника на важном стратегическом направлении. При сопоставлении данных сознательно умалчивается качественная оценка вооружения, которая была явно не в нашу пользу.

И ещё. Имеет такое мнение, будто бы наше командование, сосредоточив на границе крупные вооружённые силы, собиралось захватить нефтедобывающий район Плоешти и тем самым обескровить боевую технику, лишив её горючего. Действительно, наши передовые части находились в 3,5 часа хода от этого города, но никаких наступательных операций не проводилось.

Хотелось бы отметить, что существовала угроза со стороны Германии. Очевидно, что нацистская Германия безотносительно к замыслам Сталина готовила агрессивную войну против СССР. Речь идёт об осуществлении давно разработанного плана завоеваний территорий, которые должны были обеспечить по мнению нацистского руководства экономическое процветание и стратегическую безопасность Третьего рейха.

Это план «Барбаросса», подписанный 18 декабря 1940 года. Через 11 дней он стал известен – в общих чертах – верхушке нашей страны.

  1. План военных действий «Барбаросса» основывался на согласованных действиях четырёх армейских групп: Работа на интерактивной доске

  • Финляндская (командовали немецкий генерал фон Дитл и финский генерал Маннергейм) – была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу;

  • «Север» – цель: уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты в Балтийском море и Ленинград. Направление – на Ленинград.

  • «Центр» – цель: наступление на Минск, затем – на Смоленск и Москву. Направление – Москва.

  • «Юг» – цель: выйти на Днепр и развернуть наступление на юго-восток, оккупация Украины.

  1. Конечная цель операции – создание заградительного барьера против азиатской России по общей линии Волга – Архангельск.

  2. Последний индустриальный район, остающийся на Урале, парализовать с помощью авиации.

В мае 1940 года утверждён план «ОСТ» – уничтожение славянского населения. Гитлер лично принимал участие в его разработке. Основные положения плана:

  1. Лишить государственной организации народы СССР

  2. Захватить богатства Советского Союза

  3. Превратить население Советского Союза в рабов

  4. Физическое уничтожение значительной части русского народа

Таким образом, представленная нами информация свидетельствует о том, что угроза нападения была. Но не стороны СССР, а со стороны Германии.

Вопрос команде утверждения: какие чувства вызывают у вас приведённые документы нацистского руководства? Ответы.

Вопрос команде отрицания. Гитлер и нацистское руководство объясняли свою агрессию превентивным характером войны. Хотя не было захвачено никаких документов, которые бы давали основание для выводов о наступательных намерениях Красной Армии. Как вы думаете, почему Гитлеру понадобилась ложь «о превентивной войне против большевистской угрозы»? Ответы.

Рассмотрим следующий вопрос, не менее спорный. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

Команда утверждения.

Мы приводим аргументы, которые доказывают внезапность нападения Германии на СССР.

  1. 23 августа 1943 года в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет, известный как пакт Молотова – Риббентропа. Сталин и его окружение восприняли это событие как величайший успех своей внешней политики и уверовали в его незыблемость.. на этом основывалась уверенность Сталина, что Гитлер не развяжет летом 1941 года войну против СССР.

  2. 14 июня 1941 года газеты «Правда» и «Известия» опубликовали сообщения ТАСС с опровержением слухов о близости войны между СССР и Германией. (работа с документом)

  3. В 1941 году, когда поток сообщений о концентрации немецких войск в Польше особенно возрос сильно, Сталин обратился лично к Гитлеру, сообщив ему, что нас это удивляет и создаёт впечатление, что Гитлер собирается воевать против СССР. В ответ Гитлер прислал Сталину письмо, в котором писал, что намерен строго соблюдать заключённый пакт, в чём ручается «своей честью головы государства».

В связи с вышеизложенным мы считаем внезапным нападение Германии на Советский Союз.

Команда отрицания.

Мы выражаем сомнение в том, что нападение Германии на СССР можно назвать внезапным и хотим опровергнуть аргументы наших оппонентов.

Вероятность столкновения двух держав была достаточно велика, и этого не могли не понимать советские руководители.

С лета 1940 года по 22 июня 1941 года советские органы государственной безопасности получали обширную и достоверную информацию о готовящемся нападении Германии на СССР и своевременно докладывали об этом руководству страны. Предлагаем познакомиться с документами и убедиться в этом.

  1. Советский разведчик Рихард Зорге сообщал не только о захватнических планах Германии в отношении Советского Союза, но и точную ату. Начиная с 30 мая 1941 года, 31 мая уже указана дата – 22 июня, 17 июня это подтверждено.

  2. Обратите внимание, что сведения о готовящемся нападении и, главное, о его сроках поступали и из других источников. Агентурные данные говорят о сроках наступления и расположении германских войск.

  3. Кроме этого, были сигналы и от руководителей государств: президента США Франклина Рузвельта, премьер-министра Великобритании – Уинстона Черчилля, главы гоминдановского правительства – Чан Кайши.

  4. Известны записи московского школьника Лёни Федотова. «Хотя сейчас Германия находится с нами в дружественных отношениях, но я твёрдо убеждён (и это известно также всем), что это только видимость. Я думаю, что этим самым она думает усыпить нашу бдительность, чтобы в подходящий момент всадить нам отравленный нож в спину… Рассуждая о том, что рассовав свои войска вблизи нашей границы, Германия не станет долго ждать, я приобрёл уверенность в том, что лето этого года будет у нас в стране неспокойным. Я думаю, что война начнётся или во второй половине этого месяца (т.е. июня) или в начале июля, но не позже, ибо ясно, что германцы будут стремиться окончить войну до морозов».

Обратите внимание, что даже учащиеся прогнозировали военное столкновение, а Сталин по своей доверчивости этого сделать не мог.

Хочется отдельно сказать о реакции Сталина на агентурные сведения. На донесения военного атташе во Франции Суслопарова о том, что нападение назначено на 22 июня имеется резолюция Сталина: «Эта информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его». Есть и другие подобные примеры. Вот строки из резолюции Л.Берия: «Секретных сотрудников “Ястреба”, “Кармен”, “Верного” за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль... Остальных строго предупредить».

Незадолго до нападения Германии на СССР под предлогом поиска могил немецких солдат, погибших в годы первой мировой войны, на советской территории действовали 60 немецких разведгрупп. С октября 1940 по 10 июня 1941 г. границу СССР нарушили 185 самолетов Германии. О том, что готовится и вот-вот начнется война с СССР, сообщали и немецкие солдаты-перебежчики.

Всё это не позволяет считать нападение Германии на СССР внезапным.

Мы считаем, что крупным просчётом Сталина и его окружения было отсутствие нужной реакции на сообщения разведки. Ошибкой было и то, что ценнейшие сведения не только не принимались во внимание, но и оценивались как провокационные.

Переходим к обсуждению последнего вопроса. Была ли наша страна готова к войне.

Команда утверждения.

В советское время преобладало стремление отвечать на этот вопрос неопределенно. Чаще всего поражения первых месяцев войны объясняли тем, что история отвела нам слишком малый срок для переоснащения Красной армии, ее перевооружения. Однако в последнее время появились материалы, которые говорят о том, что Советский Союз накануне войны имел объективные возможности для отпора врагу. Представляем данные о военно-экономическом потенциале накануне войны.

1.Рост советских Вооружённых Сил в 1939-1941 гг.

01.01.1939 г.

На 22.06.1941 г.

Личный состав(тыс.чел.)

1943

5710

Дивизии

136

303

Орудия и миномёты

55,8

115,9

Танки

18,4

23,3

Боевые самолёты

17,5

22,4

2. Ассигнования на оборону в 1939 г. составили 25,6% гос. бюджета; в 1940 г. возросли до 32,6%, а в начале 1941 г. достигли уже 43,4%.

3. Всего с января 1939 г. по 22 июня 1941 г. войска получили от промышленности 92,4 тыс. орудий и миномётов, 7,4 тыс. танков и 17,7 тыс. боевых самолётов.

4. В первой половине 1941 г. советская промышленность выпустила 393 тяжёлых танка (КВ) и 1110 средних танков (Т-34) – по общему признанию лучших в мире, превысив суммарный выпуск танков за 1940 г. более чем в 4 раза.

5. За первую половину 1941 г. было выпущено 6 тыс. самолётов, в том числе 2 тыс. истребителей, 490 бомбардировщиков, 250 штурмовиков, которые по многим показателям превосходили однотипные самолёты Германии.

6. С 1 сентября 1939 года принят Закон «О всеобщей воинской обязанности», по которому на действительную службу призывались мужчины, достигшие 19-летнего возраста, окончившие среднюю школу – с 18 лет. К началу войны численность Красной Армии достигла 5,3 млн. чел.

Команда отрицания.

Мы выражаем по данному вопросу несогласие.

  1. Несмотря на то, что разрабатывались новые виды вооружения, в целом переоснащение армии ими ещё не произошло.

  2. В военном строительстве кадры были самым слабым местом. Огромный дефицит военных специалистов, образовавшийся в эти годы, можно было ликвидировать через 5-7 лет. К лету около 75% командиров и 70% политработников находились в своих должностях менее одного года.

  3. Начальник Генштаба фашистской Германии Гальдер в мае 1941 года записал в своём дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 году. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты»

  4. Большой урон боеспособности страны нанесли репрессии против командного состава армии. Было уничтожено 2/3 комсостава. Реабилитация нескольких тысяч репрессированных в 1939-1941 гг. не спасла положение.

Вспомним задачу, поставленную в начале урока: сформировать свою позицию по основным вопросам. Предлагаю высказать своё мнение, опираясь на данные таблицы, заполняемой во время дебатов.

(Ответы учащихся)

До сих пор нет убедительных объяснений поведения Сталина в последние дни перед войной. Одни учёные считают, что он якобы стремился оттянуть военное столкновение и поэтому не давал согласия на приведение войск в боевую готовность. Другие полагают, что Сталин был убеждён, что Гитлер не пойдёт на открытие второго фронта, не завершив войны на Западе. Он ошибочно исключал готовность Гитлера пойти на риск. Третьи считают, что поведение Сталина объясняется его попытками сорвать возможность образования против СССР единого военного союза всех капиталистических стран.

Так или иначе, просчёты Сталина и его окружения в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны привели к внезапности нападения противника.

Выставление оценок за урок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок по новейшей истории России «Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г.» Пак Елены Борисовны (моу сош №43 г. Тверь)

    Урок
    Приложение 2. Урок по новейшей истории России «Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г.» Пак Елены Борисовны (МОУ СОШ № 43 г.
  2. Война по законам подлости

    Закон
    Возможно, у некоторых читателей после прочтения этой книги появится желание "бить жидов, спасать Россию". Мы предупреждаем, что книга, ни в какой степени не задумана как труд, направленный против еврейской нации.
  3. Внутренний предиктор СССР нам нужна иная школа (1)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  4. Внутренний предиктор СССР нам нужна иная школа (2)

    Документ
    © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим
  5. Начало формы Андрей Паршев

    Книга
    выявляются ограничения, накладываемые на этот процесс особыми экономико-географическими условиями России, выстраивается концепция разумного взаимодействия с окружающим миром.

Другие похожие документы..