Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета будь-якого наукового дослідження полягає у пізнанні об'єктивної дійсності. Однак науку цікавить не тільки сам по собі кінцевий результат, тобто ...полностью>>
'Реферат'
Вне всякого сомнения, торговля является одним из самых древ­них занятий на свете. Это набор простых действий, который индустриализация системы распре...полностью>>
'Рабочая программа'
навыков по анализу, синтезу и использованию систем автоматики на базе современных технических средств, применяемых для автоматизации энергетических у...полностью>>
'Документ'
1. В стратегии развития инклюзивного образования ЮВАО (далее Стратегия) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) рассм...полностью>>

Районная эколого-краеведческая конференция «Живая Бурея» Проблемно-реферативная

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Районная эколого-краеведческая конференция «Живая Бурея»

Проблемно-реферативная

работа по литературе по теме:

«Сказки коренных народов Верхнебуреинского района как основной жанр национального фольклора»

Выполнили: Чубовский А.,

Жуликов В.,

Курбанов М.

ученики 7 класса

МОУ СОШ № 20

Руководитель: Иванова М.М.,

учитель русского языка и литературы

п.Сулук

2011 год

Оглавление

I. Введение 4

II. Основная часть 5

1.Фольклор народностей Севера Хабаровского края 5

2.Из истории сказочного фольклора эвенков 6

3.ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ, собранные И.И.Суворовым 8

IV.Заключение 10

V.Список использованной литературы 11

VI.Приложение 12

Сказки из сборника И.И.Суворова 12

1.ЛИСА И МЕДВЕДЬ 12

2.СПОР ОЛЕНЕЙ 12

3.КАК ЛИСА КУПЦА ОБМАНУЛА 13

4.МЕДВЕДЬ И СОБАКА 14

5.СПОР 14

6. МАЛЕНЬКИЙ МУЖИЧОК ЧУРИ 15

7. МАМОНТ 15

8.НАЙДЕННОЕ СОЛНЦЕ 15

9. КАК САМОХОДКА ИЛИМКУ ПРОГНАЛА 16

10.ОЛЕНЬ И САМОЛЕТ 16

Сказки эвенков Хабаровского края 17

11.Лисица и Таймень 17

12.Красавица Катэ и её отец Дюгдюр 18

13.Как лисица была пастухом у деда 20

I. Введение

Изучая фольклор народов Севера в курсе дальневосточной литературы, мы читали различные сказки, которые для нас были очень интересны. На территории нашего района проживают представители различных коренных народов Дальнего Востока. Нам захотелось узнать больше об их фольклоре, в частности, о сказках. Почему о сказках? Это жанр, который любят слушать и читать не только дети, но взрослые. Недаром ещё А.С.Пушкин говорил о сказках: «Что за прелесть эти сказки!..»

Цель работы: изучение сказок и их особенностей коренных народов Верхнебуреинского района (эвенков).

Задачи:

  1. найти и изучить историю сказочного фольклора эвенков, определить виды сказок и их образы;

  2. выделить виды сказок и их основных персонажей в фольклоре народностей Севера Хабаровского края (Верхнебуреинского района);

  3. изучить сборники эвенкийских сказок И.И.Суворова, В.Л.Туманова, аудиокнигу «Сказки народов Севера»;

  4. подготовить презентацию работы.

В ходе изучения данного вопроса использованы следующие источники: различные Интернет-сайты, аудиокнига «Сказки народов Севера», книга В.Л.Туманова «Сказания дальневосточных аборигенов».

Методы изучения, используемые в работе: чтение и анализ литературы, Интернет-сайтов, прослушивание аудиозаписей.

II. Основная часть

  1. Фольклор народностей Севера Хабаровского края

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Эти же народы проживают и на территории Верхнебуреинского района, но коренными являются эвенки.

Для народностей Севера, не создавших письменности на своих родных языках, литературным языком является русский, хотя и бесписьменные языки этих народностей сохраняются ими и используются как средство устного общения, особенно в кругах представителей старшего поколения. В современной культурной жизни малочисленных народов Севера значительную роль играет национальная интеллигенция. Все языки народов, проживающих на территории Хабаровского края, относятся к группе тунгусо-манчжурских. Родство языков, объясняемое общностью их происхождения, охватывает все стороны и элементы структуры — их фонетику, грамматику, лексику.

Этим языкам присущи красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами: чеху-меху, шур-мур, ара-ара, особенно звукоподражательными.

Самым распространенным жанром фольклора является сказка и предания (легенды).
Можно выделить несколько её видов:

  • сказки о животных (Приложение № 11)

  • сказки сатирические или бытовые (Приложение № 13)

  • сказки чудесные или волшебные( Приложение № 12)

  • сказки детские

  • сказки кумулятивные или кольцевые

  • сказки о героях-богатырях или героико-эпические

Для сказок характерны стихотворные вставки. В группе сказок о животных основными персонажами являются лисица, белка-летяга, лягушка, мышь, сова, ворон, дятел, маленькие птички, нерпа, налим и т.д. Нередко эти сказки не являются сказками о животных в узком смысле слова, так как в них большую роль играет человек. Сатирические сказки дают весьма колоритное развитие темы о способах добычи хитростью себе жены, а также сюжета о глупом и умном брате.

В волшебных сказках выделяется цикл сказок о героях с чудесными превращениями - о черепе, корьгге, ножичке, коршуне, вороне, под видом которых герой пускается в путь в поисках жены и в конце концов превращается в доблестного охотника. Героико-эпические сказки, по-видимому, должны быть отнесены к числу дальневосточных сказок о герое Анда Мэргэне - Добром молодце и героине Пудин - Девице-красавице. В этих произведениях монологи и диалоги ведущих персонажей поются, у каждого на свой мотив.

Сохранение национальной культуры невозможно без обращения к фольклору, живому роднику народной поэзии. Коренные люди Севера – народ выносливый, мужественный, терпеливый. Им всегда были присущи такие качества, как честность, открытость, искренность. "Снег на Севере ослепительно белый, как жизнь без вранья", – говорят старые эвенки. Да, воля, надежда и жизнь без вранья коренились на суровой северной земле испокон веков, и сколько чудес и загадок таит в себе эвенкийский фольклор!

  1. Из истории сказочного фольклора эвенков

Север Хабаровского края. В отрогах Буреинского и Баджальского хребтов берут начало два могучих притока Амура – красавица Бурея и быстроструйная стремительная Амгунь. У их истоков и раскинулись земли Верхнебуреинского района. Через водораздел этих рек – Буреинский перевал – испокон веков ходили от берегов Охотского моря к далекой сибирской реке Лене и обратно по территории Верхнебуреинского района дикие племена эвенков-кочевников, охотников и оленеводов. Автохронами, т. е. коренными жителями Верхнебуреинского района, являются эвенки, которых длительное время именовали тунгусами.

Проживая на обширной территории, эвенки многие века контактировали с другими коренными народами Сибири и Дальнего Востока, русскими переселенцами, что нашло яркое выражение в эвенкийском фольклоре. В сказочном творчестве эвенков отразилось влияние бурятского, якутского фольклора, а также народов угро–самодийской группы (ненцев, энцев, нганасанов, селькупов, хантов, кетов) и собственно тунгусо–маньчжурской группы – близких эвенкам по языку эвенов (ламутов), негидальцев, солонов (частично проживающих в Монголии и Китае), а также нанайцев, ульчей, ороков, удэгейцев, орочей. Черты сходства их фольклора предопределены исторически сложившимися хозяйственно–производственными отношениями, общностью духовной культуры, активной культурной диффузией, обусловленной кочевым образом жизни и связанной с этим частичной этнической ассимиляцией. Фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой. Возник и новый фольклор за годы советской власти, отражающий жизнь народа в новых социальных условиях. Основным жанром фольклора является сказка.

Сказка – нимнгаха (нимнгахавун, нимнгаха-чивун), которая бывает шести видов или групп: сказки о животных, бытующие главным образом среди взрослого населения, общие по сюжету всех районов обитания эвенков. Большинство сюжетов в сказках о животных имеют общие черты со сказками других народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. И значительно отличаются от сюжетов русских сказок о животных. Сказки о животных у эвенков играли нередко первостепенную роль. Это наиболее древний вид сказочного репертуара эвенков. То, что сейчас сказка имеет чисто развлекательный характер, для древнего человека было его мировоззрением. Как и для всех тунгусо-маньчжурских народов, основным персонажем в сказках является лиса. Она воровата, хвастлива, коварна, плутовка и обманщица. В сказках о животных поощряется честность, смелость, находчивость, наказывается болтливость, зазнайство, хвастливость и ложь. Нередко качества людей переносятся на животных, и тогда сказка приобретает басенный характер. Под определенными животными-героями сказок подразумеваются люди: росомаха – женщина-ворчунья, но всегда добрая; лиса – хвастун и обманщик, молодой олень-юноша, медведь - самый почетный старик и т.д. Персонажи – звери тайги, птицы и рыбы. Во многих сказках отра­жена природа тайги, отражено человеческое общество. В сказках о животных всегда наказывается зло и торжествует справедливость. В сказках встречаются песенные припевы, которые исполняют все присутствующие.

Для волшебных сказок эвенков характерно большое разнообразие художественных образов и особая экспрессивность языка, передаваемая специальными средствами, гиперболизация (гора – небо подпирающая, шаг его равен выстрелу лука, сильный был – медведя за уши приводил). В этих сказках присутствуют и волшебные помощники (конь, олень, птицы) и волшебные предметы (гребешок, камень) и эпизоды, связанные с древними шаманскими мифами. Волшебные сказки не имеют, подобно русским, традиционных зачинов, а сразу придают повествованию реальный характер: "Это было в тайге..."

Бытовая сказка подразделяется на 2 подвида: а) сказка, близкая по тематике к русской новеллистической сказке, но с максимальным отражением эвенкийских историко-бытовых черт; б) сказка о героях старины, без указания собственных имен героев, в них отсутствуют названия мест действия. Особенно распространены сюжеты о двух братьях, умном и глупом. Сказки эти – едкая сатира на лентяев, обманщиков и хвастунов, в них даны подробные описания жилища, быта, видов охоты на диких животных, упоминаются орудия охоты. Герой в бытовых сказках борется не с природными силами, а со своими реальными врагами. В сказках встречаются антишаманские мотивы, много сказок с едкой сатирой на купцов. В бытовых сказках отражена начальная ступень классовой дифференциации внутри отдельного рода.

Новые сказки эвенков подобны русским, но их очень мало. Встречаются сказки о горькой жизни в прошлом, о Ленине, которого сравнивают с солнцем в тайге. В этих сказках отражена определенная идеология носителей фольклора. В прошлом каждый вид фольклора мог исполняться лишь в определенных условиях.

Фольклор содержал в себе, кроме упомянутых функций, роль воздействия и борьбы со стихией и злыми существами, враждебными человеку. И тут нельзя было обходиться без тонкостей. Например, нельзя было рассказывать сказки в момент, когда над стойбищем пролетали гуси. Они могли на крыльях унести слова из сказки, и тогда у сородичей сказителя начнутся несчастья. Если же в момент рассказывания внезапно появлялись и пролетали гуси, то все слушатели должны были выскочить из чума, а сам рассказчик падал лицом вниз. Делалось это для того, чтобы гусь-шаман не мог распознать рассказчика. В каждом роду были свои знаменитые сказочники. Они пользовались большим, особым уважением и почетом. Иногда за певцами и сказителями приезжали из другого рода.

Фольклор народов Севера, Сибири и Дальнего Востока имеет, к счастью, не только письменные образцы. Он озвучен народными исполнителями, записан специалистами и дошел до нас. Значит, не прервана времен связующая нить

  1. ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ, собранные И.И.Суворовым

Эти сказки эвенкийского народа, были опубликованы в 1956 году Иваном Ивановичем Суворовым. Теперь впервые они публикуется в Интернете по брошюре «Народное творчество в Эвенкии». (Популярный очерк), Красноярск, 1961.

Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась изустной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все это сменялось веселыми играми и хороводным танцем, которые длились по два-три вечера подряд.

В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров — купцов и богачей. Они чаще всего рассказывают сказки о животных. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.

Например, в сказке «Лиса и медведь», лиса, подобно людям тайги, предлагает медведю место для ночлега на высоком открытом месте, где ветер отгоняет весь гнус, но вместе с тем это же предложение служит для нее уловкой, чтобы убить медведя. Медведь здесь рисуется доверчивым и простодушным. ( Приложение №1)

В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек является защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной. (Приложение № 2)

В образе лисы из сказки «Как лиса купца обманула» рисуется человек, который обманывает жадного купца, чтобы потом летом оказать помощь бедным эвенкам. (Приложение № 3)

Многие сказки являются попытками объяснить происхождение того или иного явления природы и жизни. Например, в сказочке «Медведь и собака» дается ответ на вопрос, почему собачка — друг человека и почему медведь зимою спит в берлоге. (Приложение № 4)

Некоторые сказки основаны на случаях из жизни охотников. Они рисуют домашнюю жизнь и промыслы, повествуют о жестоких богачах и жадных купцах, o смелых и сметливых охотниках и т.д.

В сказке «Спор», например, подчеркивается мастерство и сметливость охотника не только старого, но и молодого. (Приложение № 5)

По преданию, на земле, где сейчас живут эвенки, жили маленькие люди - чури, их теперь нет, но сказка «Маленький мужичок Чури» сохранилась. В ней рассказывается, как маленький человек ходил в гости к охотникам. В шутливой форме говорится, что человечку Чури сваренная белка показалась большим зверем - лосем. Эта сказка-шутка как бы до некоторой степени веселит и красит однообразную и скучную в прошлом жизнь таежного охотника. (Приложение № 6)

Сохранились у эвенков и сказки, отразившие их древние представления о природе и происхождении ее элементов. Например, в сказке о мамонте отразилось представление о происхождении рельефа мест, освоенных эвенками. (Приложение № 7)

Есть у эвенков и новые сказки, сочиненные уже в советское время. В эти сказки ворвалась новая радостная жизнь со всеми ее невиданными раньше явлениями — школами и больницами, судами-самоходками и самолетами. Все новое, что пришло в тайгу с Советской властью, в сказке реализовалось в образе животворного солнца. (Приложение № 8)

По реке Подкаменной Тунгуске в недалеком прошлом возили груз только с помощью илимки (большой крытой лодки), которую тянули на бечеве бурлаки. Теперь же груз доставляют большие грузовые теплоходы-самоходки. Об этом чудесном и невиданном эвенки сложили новую сказку. (Приложение № 9)

Раньше основным транспортом для передвижения в тайге были только олени. Понятия о лошади, а тем более о самолете эвенки этих мест абсолютно не имели. И вот над тайгой заурчал самолет. Если раньше эвенк ехал от фактории до фактории несколько дней, то теперь на самолете он покрывает это расстояние за несколько часов и даже минут. Естественно, что и это новшество не могло не поразить воображения лесного следопыта, и он представил его в образе сказки о самолете. (Приложение №10)

IV.Заключение

Итак, читая эвенкийские сказки, мы увидели, что они содержат в себе воспитательный и познавательный моменты, которые занимают одно из ведущих мест. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы: солнце, месяц, ветер, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером. Эвенкийские сказки поэтизируют красоту родной природы, что, наряду с другими особенностями, придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определенной степени служит преодолению утилитарно-потребительского подхода к окружающей среде.

Создавая сказки, народ стремился отразить в них и передать свои ценности подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. Эти качества воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Сказки отражают как народный быт, так и его повседневную мудрость. Эвенки издавна говорят: «Человек, который потерял своих оленей, – потерял свое лицо». Культура, обычаи, уклад жизни, язык – всё оттачивалось, как драгоценные камушки, в течение веков, а убери из сложившегося орнамента хоть одну из бусинок, он тут же потеряет свою красоту и значимость.

Мы рассмотрели только часть эвенкийских сказок, но совсем не затронули сказки других народов Севера. Это даёт нам возможность дальше продолжить работу по данной теме.

V.Список использованной литературы

  1. Аудиокнига «Сказки народов Севера»

  2. В.Л.Туманов. «Сказания дальневосточных аборигенов». – Издательство «Дрофа», Санкт-Петербург, 2006 г.

  3. Интернет - сайты

/lit_skaz14-16.html

/content/0/read158.html

/view-content/id-27/menuid-65

VI.Приложение

Сказки из сборника И.И.Суворова

  1. ЛИСА И МЕДВЕДЬ

Было лето. Комаров много было. Медведю от них здорово доставалось. Бегал в чашу, бегал на озеро — не отстают комары. Лису встретил. Она его опрашивает:

– Чего, дедушка, бегаешь?

– Комары заедают... – ответил медведь.

– Побежим на скалу. Там ветерок... Уснем спокойно...

Согласился медведь. На скалу прибежали, спать легли. Лиса на краю обрыва, а медведь рядом. Мишка сразу захрапел. А лиса немного полежала и кричит:

– Ой, Миша! Упаду! Подвинься!

Медведь немного подвинулся и опять заснул. А лиса в это время через, медведя перепрыгнула на другую сторону. Легла возле медведя, полежала еще и опять кричит:

– Ой, упаду! Подвинься еще!..

Медведь спросонок двинулся, а там край скалы был. В пропасть полетел. Разбился. А лиса в лес убежала.

  1. СПОР ОЛЕНЕЙ

Сначала олени все дикими были. Волки давили их. Медведи задирали. Комары кусали. Заступиться некому было. Только ноги спасали.

Собирались они однажды на горе, где ветер комаров сдувает. Спорить стали. Один олень и поворчит:

– Хватит так жить. Надо к человеку идти. У него хорошо будет.
А второй отвечает:

– Нет. Человек работать заставит. Спина заболит

–  Ну что ж. Поработать заставит — отдохнуть даст.

Спи у костра, о комарах, и волках не думай, – возражает первый.

Спорили, спорили, так ни к чему и не пришли. Разбежались. Одни, дикие, в лес, другие к человеку поскакали.

С тех пор у него живут. Много их теперь стало, а диких меньше половины осталось. Прогадали они.

  1. КАК ЛИСА КУПЦА ОБМАНУЛА

Давно это было. Жил на Катанге-реке купец. С эвенками торговал. У него много коров было. Купец очень жадный был. Задумала лиса его обмануть. Отправилась в лес. Спилила березу. Отрубила от нее чурбан. Обтесала его, приделала ручку и пошла к купцу.

Вышел купец навстречу, спрашивает:

– Что это у тебя, лисонька?

– O! Это маслобойка! Потрешь по ней палочкой, а из нее масло выходит. Да так много, что и коров не нужно...

Захватила купца жадность:

– А ну, покажи, как масло получается?

Села лиса и давай палочкой по чурбану тереть. Терла, терла и говорит:

– Посмотри-ка, купец. Не могу никак разглядеть какие это птицы над рекой летают?

Купец взглянул на реку, а лиса в это время из кармана кусок масла достала, на чурбан положила да как закричит:

– Смотри! Смотри! Много ли потерла, а масла уже сколько!

Видит купец — и, впрямь масло.

– Продай маслобойку! – уговаривает купец..

– А что дашь?

– Что попросишь, все отдам, – отвечает купец.

– Если отдашь всех коров, продам.

– Ладно... Согласен!

Забрала лиса коров и в тайгу угнала. Там их бедным эвенкам отдала. А купец сел возле чурбана и давай по нему палочкой тереть. Тер день — нет масла. Другой тер — тоже нет, а на третий — догадался... За лисой побежал. Да уж поздно было. Не мог догнать.

  1. МЕДВЕДЬ И СОБАКА

Медведь и собака пришли к человеку. Медведь просит:

– Человек, дай топор!

– А зачем он тебе?

– Избу рубить.

– А мне лук дай, – говорит собака.

Дал человек им топор и лук. Смотрит, что дальше будет. Посмотрел медведь на собаку с луком и испугался. Стал ее уговаривать:

– Собака, брось лук.

– А ты топор кинь...

– Ладно, брошу. Без дома лучше обойдусь. Лапами берлогу рыть буду.

– Согласна. Я и без лука тебя найду, – отвечает собака.

Понравилась человеку собачка. Говорит ей:

– Оставайся у меня. Будь другом моим.

Та согласилась. С тех пор медведь в берлоге живет, а собака с человеком дружит.

  1. СПОР

Сошлись два охотника, старый и молодой. У костра сели. А день хороший был. Тихо. Солнце светит. В такую погоду сохатый скрип снега слышит и запах чует. Только опытный охотник его добыть может.

Завели они разговор. Дело до спора дошло — кто из них хороший охотник? Третий к ним подошел. Говорит:

– Я сохатого заметил. В снегу лежит. Лучшим охотником тот скажется, кто к нему на выстрел подползет, рукавицу оставит и обратно, вернется. А второй пусть ту рукавицу назад принесет.

Спорщики согласились. Старый охотник первым отправился. Пополз. Вот уже сохатый виден стал. Глаза закрыты. Жвачку жует. Не слышит. Охотник оставил рукавицу и обратно двинулся.

Пополз молодой. Рукавицу ту в зубы взял и назад. А сохатый все дремлет. Даже уши не стоят прямо. 06а они хорошими оказались.

  1. МАЛЕНЬКИЙ МУЖИЧОК ЧУРИ

Пришел маленький мужичок Чури в гости к охотникам. Они белку ему сварили. Угощать стали. Мужичок Чури одну лапку съел. Наелся. Спасибо сказал. Домой пошел. В чуме жене рассказал:

– Был в гостях. Охотники целого сохатого сварили. Он такой большой, что я от одной ноги сытым стал.

  1. МАМОНТ

Говорят, земля в тайге сначала мягкой и ровной была. На ней везде вода стояла. Мамонт к нам тогда с севера пришел. Он тяжелым и жирным был. Собирал травы в воде, и листья с деревьев откусывал. А где проходил, вмятину в земле делал. Туда вода стекалась, речка делалась.

Мамонт шел и уставал, отдыхать ложился. А где лежал, там болото стало.

Чем дальше шел, силы у него выходили, жир тоже. Легче становился. Вмятину меньше делал, а когда совсем выдыхался, падал и околевал. Кости его превращались в камни, и на этом месте исток реки начинался.

Сколько мамонтов проходило, столько речек и болот стало. И речки те все текли на север, в океан.

  1. НАЙДЕННОЕ СОЛНЦЕ

Давным-давно все люди одинаково жили. Потом к ним богачи пришли. Забрали у людей оленей и зверей. А когда брать стало нечего, солнце взяли, в море его спрятали. Наступила ночь. В темноте люди ничего не видели. В холоде мерзли. Плакали. А слезы те снежинками замерзали, на землю падали.

Злая тоска на людей напала. Упали одни на землю, помирать решили. Вдруг слышат

— земля гудит, идет кто-то. Голос раздался:

– Вставайте, люди! Нельзя помирать, жить надо!

Встали люди. Видят — огромный человек стоит. Богатырь. Говорит он людям:

– Найдем солнце. Садитесь со мной в лодку. В море поплывем.

Сели люди в лодку, поплыли в море. Долю гребли. На середине моря-океана остановились. Нырнул богатырь в воду.

Долго ли, мало ли прошло времени, а только богатырь с солнцем, выплыл. В небо его подбросил. Сразу пропала ночь, день наступил. Снег растаял. Лес позеленел. Птицы запели. Люди заплясали. Богачей прогнали. Жить лучше прежнего начали.

А богатырь, говорят, дальше пошел. Туда, где солнце еще не светило

  1. КАК САМОХОДКА ИЛИМКУ ПРОГНАЛА

Совсем недавно илимка хозяйкой на Подкаменной Тунгуске была. Грузы возила. Все люди от нее зависели. Уважение и почет ей были. Каждый год за ней ухаживали: весной конопатили да смолили, осенью на руках выносили на берег. Загордилась илимка: думала, всю жизнь так будет. Ан, нет!

Пришла как-то еще весна. Лед пронесло. Илимка на воде у берега стояла, за грузом собиралась. Вдруг слышит, гудит кто-то. «Что, – думает, – такое? Отродясь этого здесь не бывало. Разве зверь какой? Да что-то много людей бежит навстречу. На реку смотрят».

Видит, из-за мыса лодка огромная против течения плывет. Никто ее на бечеве не тянет, сама идет. А людей еще больше набралось. Небось, к илимке-то столько не прибегало. На нее и не глядят.

Рассердилась илимка. Поперек, реки стала, решила самоходку не пустить. А та рявкнула еще раз, отбросила волной илимку к берегу. Илимка хотела в ответ ее в бок толкнуть, но самоходка так ей дала, что кости затрещали, а люди над ней захохотали. Прижалась илимка к берегу. Люди на берег ее вытащили. С тех пор лежит там несмоленая.

А самоходка хозяйкой реки стала. Каждую весну зверей в тайге гудками пугает, людей веселит.

  1. ОЛЕНЬ И САМОЛЕТ

В тайге быстроногий олень жил. Любил он хвалиться:

– Никого нет на свете быстрее меня!

Конь услышал эти слова. Подскакал к нему и говорит:

– Давай, олень, бегать!

– Хорошо, – согласился тот.

– Только побежим не по дороге, а по тайге.

– Ладно, – ответил конь,

Вскачь пустились. Конь за каждую ветку цепляется. Всю спину себе оцарапал. А олень рога к спине прижал, даже кустов не задевает. Видит конь, что олень перегоняет его. Остановился и кричит:

– Стой! Согласен. Ты самый быстроногий на свете.

В это время самолет пролетал. Услышал их разговор и жужжит:

– Эй, олень! Давай состязаться! Ты по земле побежишь, а я по воздуху полечу!

Согласился тот. Все звери собрались посмотреть на них.

Олень бежит, самолет летит. Олень первую гору перескочил, а самолет уж за дальними хребтами скрылся. Кричат оленю звери:

– Проиграл! Проиграл! Разве сам не видишь?!

Остановился олень. Видит, не перегнать машины...

С тех пор хвалиться не стал.

Сказки эвенков Хабаровского края

  1. Лисица и Таймень

Лисица увидела на берегу реки Тайменя. Таймень лежал на камнях и не шевелился. Лисица сказала:

- Таймень, ты, говорят, не умеешь бегать? Ты просто лежишь и спишь?

- Нет, лиса, бегать я умею не хуже тебя, - ответил Таймень.

- Ты, однако, хвастаешься. Давай побежим к вершине реки, ты увидишь тогда, что я опережу.

Таймень согласился.

- Когда мы побежим, я буду на каждом мысу останавливаться и окликать тебя, а ты мне отвечай, чтобы мне знать, где ты,- сказала Лисица.

- Хорошо, - сказал Таймень, – бежим.

Договорились и побежали. Лиса побежала берегом, а Таймень поплыл по речке. Шум кругом по тайге слышен. Лисица хотела Тайменя перехитрить. Она знала, что река эта очень извилистая, но не знала того, что от устья до вершины живут в ней почти одни таймени. Чтобы опередить Тайменя, она оставила извилистый берег и побежала прямиком через мыс. Схитрить хотела.

Таймень поплыл вверх по реке. Приплыл он к соседу и попросил побыстрее сообщить всем родичам о споре с Лисицей. Велел передать всем тайменям, чтобы они на окрик Лисицы: «Таймень ты где?» отвечали: «Я здесь».

Лисица бежала ещё где-то далеко, а таймени уже договорились между собой, лежали на своих местах, поджидали её. Лисица всех зверей обманывала – росомаху, волка, медведя, теперь думала: «Тайменя обману!».

Она выбежала на мыс и крикнула:

- Таймень, ты где?

- Тут!- ответил Таймень, лежавший выше по реке.

Хитрая Лисица опять побежала по тайге напрямик. Выбежала на мыс.

- Таймень, ты где?

- Я здесь!

Опять оказался Таймень впереди. Лисица побежала ещё быстрее. Но где бы она не вышла к реке, с какого бы мыса не окликнула: «Таймень, ты где?» - везде слышит голос Тайменя впереди себя.

Лисица не сдавалась. Она еще короче выбрала путь и изо всех сил побежала к вершине реки. Подбегает и думает: «Теперь-то я буду впереди!».

- Таймень, ты где? – крикнула Лисица.

А Таймень отвечает ей, лёжа на боку:

- Я здесь, Лисица! Как долго ты бежала.

С тех пор Лисицу прозвали хвастуньей, а реку Тайменьей.

  1. Красавица Катэ и её отец Дюгдюр

Катэ росла без матери. Мать умерла, когда Катэ было шесть месяцев от роду. Ей было тяжело и трудно. Но ещё труднее приходилось её отцу Дюгдюру. Он потерял любимую жену – друга жизни и остался с малышкой на руках. Вначале Дюгдюр растерялся, не знал что делать, за что взяться. Но он, сильный духом и энергичный человек, быстро взял себя в руки и начал заниматься домашними делами и хозяйством.

Дюгдюр стал отцом и матерью для своей девочки Катэ. Кормил ее полусваренным сочным и вкусным мясом, поил оленьим молоком и берёзовым соком, пеленал и одевал её в тёплые и мягкие шкурки (тугуток). Летом купал в юкте (роднике), а зимой обтирал чистым и холодным снегом. Так он постепенно вырастил и воспитал свою дочь Катэ.

Это было давно. Стала Катэ красивая и сильная, двадцатилетняя девушка. Она занималась домашними делами: парит еду, шьёт одежду, унты, рукавицы, перчатки, кумаланы. Она смотрит за оленями, и ни один олень не может убежать от неё, потому что она бегает быстрее их. Она ещё ходит на охоту. Не было ни одного случая, чтобы Катэ вернулась без добычи. Она стреляла из лука без промаха. Катэ была очень добрая и красивая девушка, поэтому у нее было много поклонников. Одни приходили просто посмотреть на неё, полюбоваться как она мило и приятно улыбается. Другие приходили свататься. Женихов было много, хороших и плохих, молодых и старых, богатых и бедных. Но старик Дюгдюр никому согласия не давал. По обычаю, если отец не дает согласия, то девушка не должна выходить замуж. Если он соглашается, то она с мужем уходит из отцовского очага, потому что считается уже чужой. По старому обычаю, отец не должен идти за своей дочерью, а вот этого старый Дюгдюр и боялся. Он не хотел расставаться со своей дочерью, он очень её любил. Они жили вдвоём очень дружно, у них было много оленей.

Жили они у озера Бокон. О величине озера рассказывали, что если на другом берегу будет стоять белый олень, то он будет как гребешок, если черный - как мышонок. А если посмотреть в длину, то другого берега не видно. Вот такое большое было озеро.

Летом они кочевали с оленями вокруг этого озера. Зимой через озеро проходила нартовая дорога по льду.

Однажды старик Дюгдюр с дочерью на вьючных оленях кочевали с одного берега на другой. Это было в середине зимы. Впереди ехала Катэ, а за ней шло много вьючных оленей, затем ехал Дюгдюр и за ним тоже шли вьючные олени. Как только Катэ доехала до середины озера, под ней сразу же разошёлся лёд и она оказалась под водой. Лёд сомкнулся над её головой. Катэ со всеми вьючными оленями осталась подо льдом. Трещина закрылась перед самыми глазами старика. Всё то, что произошло, он видел своими глазами.

Дюгдюр слез с верхового оленя, в отчаянии стал топать ногами, бить кулаками по льду. Потом взял свой уткан–пальму (большой нож с длинным черенком), выдолбил несколько прорубей, но было все напрасно. Ничего он не увидел и не услышал. Поздно вечером он поехал на берег и там остановился.

Много Дюгдюр сделал прорубей в различных местах озера, но нигде не было Катэ. Так он прожил здесь до весны. Когда сошёл снег и растаял лёд, он продолжил поиск. Как-то днём на берегу озера он уснул и увидел сон: Катэ вышла из воды, подошла к нему и сказала: «Теперь я итчи (дух) этого озера, ты больше меня не увидишь. Ты тоже уезжай с оленями на долбор (север) и там найдёшь своё место». Сказала так и ушла обратно в воду. Когда старик проснулся, то около него никого не было. Но он всё равно был рад, что хоть во сне увидел свою дочь.

Дюгдюр был разумным человеком, всё понял, что дочку он больше не увидит и что ему здесь делать нечего. И он решил сделать так, как она ему сказала. Собрал всех оленей, подъехал к озеру, стал у самой его кромки и три раза поклонился до самой воды. Так он попрощался со своей дочерью Катэ.

После этого он поехал на долбор – в страну ночей, морозов, снегов и метелей. Ехал долго. Наконец приблизился к самому высокому хребту. На хребте он распустил всех своих оленей, которые со временем расплодились, и появились дикие северные олени. Сам старик Дюгдюр стал итчим (духом) этого хребта.

В дальнейшем на этом месте стал перевал. Вьючно на оленях из Якутии на Дальний Восток и обратно через него переезжали люди. Эвенки и якуты этот перевал называли Дюгдюрским. Прежде чем пройти через перевал, каждый путник обязательно делал какой-нибудь подарок перевалу, иначе будет плохо, постигнет неудача.

После того как Катэ стала итчи озера Бокон, рыбы на озере стало ещё больше. Летом здесь всегда многолюдно, люди ловили рыбу, сушили её, делали тали (запасы). Раньше озеро Бокон славилось карасём. О здешнем карасе рассказывали так: четыре карася, как раз полвьюка для оленя. Средний вес вьюка составлял два пуда, значит, один карась весил четыре килограмма.

Старые эвенки, которые долго жили у озера Бокон, говорили о своих наблюдениях: в три года один раз в середине лета, перед восходом солнца, Катэ выходила из воды до пояса, расчёсывала волосы и заплетала косы. Как заплетет косы, так уходит обратно в воду. Она была такая молодая, красивая, румяная, как утренние лучи восходящего солнца. Но тот год всегда бывал тяжелым, болезненным, как сейчас говорят о високосном годе.

  1. Как лисица была пастухом у деда

Жили-были дед да баба, оба были не очень старые. Детей у них не было, жили они в утэне (чум). Утэн был просторный, ещё крепкий, стоял на берегу большой реки. Около утэна на четырёх тоненьких столбиках стояло колбо (амбар для продуктов и вещей).

Баба была занята домашними делами: варила еду, мяла кожи и шкурки, из которых шила одежду и другие нужные вещи. Дед ходил на охоту, настораживал самострелы на кабаргу, зайца и других зверей. У них были олени: аркичан (престарелый самец верховой), укчан (самец верховой), корба (самец производитель), бангай (самка яловая), сонгунан (самка с тугуткой), огнакан (тугутка). Всего оленей было шесть голов с тугуткой.

Осенью, зимой и весной олени паслись около утэна: на мари, на склоне сопки, ходили вверх и вниз по большой реке.

Летом дед и баба кочевали на летнее пастбище на Янг (голец). Так они жили вдвоём и жили неплохо.

Однажды к ним пришла сулаки (лисица). Вежливо поздоровалась:

- Дорово эхеке, эвека, кэ бакалдырап (Здравствуйте, дедушка, бабушка, вот и встретились!).

Дед с бабой тоже встретили гостью радостно и приветливо, хорошо угостили, как положено, обменялись новостями.

Сулаки поблагодарила за угощение и вышла из утэна. Дед тоже вышел, надо ему было поправить дымокур для оленей, так как уже была вторая половина весны. Олени сами приходили на дымокур, спасаясь от комаров и паутов (оводов).

Сулаки залюбовалась оленями. Она говорила деду, что они очень хорошие. Она очень любит оленей потому, что сама была пастухом и пасла оленей очень хорошо.

Дед рассказал всё: как и где летом пасутся олени, а сулаки всё это очень хорошо поняла.

- Вам тяжело, дедушка. Вы уже старенькие. Если вы не против, я могла бы пасти оленей летом, - сказала сулаки.

Дед немножко задумался, потом сказал:

- До летнего пастбища еще около месяца, посматривай за это время, там видно будет.

Так они сидели возле дымокура и решали деловые вопросы.

И вот сулаки смотрит за оленями: дымокур дымит хорошо, хэватак (стоянка оленей около дымокура) всегда в порядке. Олени так быстро привыкли к ней, так все и ходят за ней. Дед очень доволен, даже рад, потому что теперь он целыми днями может рыбачить или сходить на охоту на два-три дня. А баба так полюбила сулаки, что она общалась с ней как с ребенком, кушанье давала самое вкусное. Так они жили втроём хорошо и дружно, каждый был занят своим делом.

Но пришло время отправлять оленей на летнее пастбище. На мари нира (вода, не пригодная для питья) очень вредна и для оленей. Дед спросил сулаки, может ли она справиться одна с оленями на летнем пастбище. Сулаки ответила:

- Раньше у меня было больше оленей, и я справлялась хорошо.

На том и порешили, что на летнем пастбище сулаки останется одна. На другой день дед проводил ее с оленями до летнего пастбища и через три дня вернулся обратно.

За лето дед с бабой много насушили рыбы и мяса. Полное колбо было сушеной рыбы, ургала (сушеное мясо), хуликта (сушеное мясо, но мелко нарезанное на сухарики), имурэн (топлёное сохатиное сало) в маленьких берестяных туесках. А сулаки через каждые десять дней приходила и рассказывала, как там олени. Дед с бабой были очень довольны.

Лето прошло быстро. Наступила осень. Дед сказал сулаки:

- Пора пригонять оленей.

А сулаки своё:

- Пусть еще побудут, там им хорошо, надо будет, пригоним, долго, что ли.

Дед и на этом согласился.

Опять дед и баба занимались своими делами. Сулаки по-прежнему ходила к оленям, а через два-три дня приходила и рассказывала, что там всё хорошо и всё в порядке. Так незаметно наступил октябрь.

Дед говорит:

- Сулаки, ты сходи за оленями и пригони их, а выпадет снег, мы с тобой на оленях поедим на охоту.

Сулаки ничего не сказала, но пошла. Через три дня она не пришла. Через десять дней опять нет сулаки, нет и оленей. Так наступил ноябрь, выпал снег, а сулаки с оленями всё ещё нет. Дед, было, начал собираться идти туда, и как раз пришла сулаки – усталая, голодная и сердитая.

Дед спросил:

- Где олени?

- Там они. За лето так зажирели, что ходить не могут. Я так намучалась, больше не пойду, - сказала сулаки.

- Не может быть, - сказал дед.

- Если не веришь, иди сам, посмотри, - говорит сулаки.

- Ладно, завтра пойдём вместе, - сказал дед.

Куда ходила и где была сулаки в этот раз, никто не знает.

Ночь переночевали. Утром дед и сулаки пошли к оленям. Шли они долго. И, наконец, на другой день были на пастбище.

- Где олени? Даже следов не видать, - сказал дед.

- Следов-то много, только они под снегом, поэтому и не видать, - сказала сулаки и заметалась то к пенёчку, то к бугорочку. – Вот и олени.

Дед смотрел-смотрел, да так ничего и не увидел.

Тогда он рассердился, стал размахивать палкой и кричать:

- Где олени?!

- Что ты, совсем ослеп что ли? Вот они олени, - показывала лапой сулаки на небольшую кучу.

Только тогда дед рассмотрел, что это не олени, а одни кости. За лето сулаки съела всех оленей. Дед с палкой бросился на сулаки. Но она убежала, дед только и видел её.

Вскоре сулаки прибежала к бабе, а баба была так рада, приласкала и хорошо накормила её.

- Дед идёт с оленями. Он сказал, чтобы ты привязала к моему хвосту туесок имурэн, и я пойду встречать деда, - сказала сулаки.

Старуха быстро привязала к хвосту туесок имурэн, и сулаки быстро побежала вниз по большой реке. На другой день дед еле-еле пришёл. Увидав его, старуха испугалась:

- Что с тобой дед, - спросила она.

Дед кое-как спросил:

- Где сулаки?

- Вчера пришла и сразу ушла тебя встречать. А я привязала к её хвосту туесок имурэн для тебя, как ты просил.

- Сулаки тебя обманула. Она за лето всех оленей съела, - сказал дед.

Только тогда, наконец, все это дошло до старухи и она начала охать да ахать, но было уже поздно, как после дождя дождевую воду собирать.

Так дед с бабой остались без оленей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное научное учреждение

    Реферат
    Разработка информационно-аналитических материалов осуществлены по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Другие похожие документы..