Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » 2009 года в « » часов на заседании регионального диссертационного совета Д. 210.007.02 по специальности 24.00.01 – т...полностью>>
'Регламент'
В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность отнесена к старшей группе должностей государственной граждан...полностью>>
'Рассказ'
Словами, вынесенными в название нашего предисловия, архиепископ (впоследствии митрополит) Нестор (Анисимов) назвал построенную в Харбине в 1936 г. по ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Невынашивание беременности (этиология, патогенез, диагностика, клиника, лечение) : Учеб. – метод. пособие./C. Л. Якутовская, В.Л.Силява, Л.В.Вавилова...полностью>>

Система образования в китае

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Панченко Ю.С.

Ши Хан

Юй Синь Янь

В статье рассмотрено система образования в Китае, обоснована степень важности образования для экономического развития страны, для каждого гражданина, приведены основные виды и методы образования, их проявления и сущность.

Уже первые годы после образования КНР китайское правительство рассматривало просвещение как дело первостепенной важности, а повышение культурного уровня народа – как краеугольную стратегию государственного строительства.

Китайское правительство приложило огромные усилия для упорядочения политического курса и установок в области образования, что привело к увеличению числа обучающихся в стране.

Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выбрало такой курс развития народного образования: «В развитии образования – лицом к модернизации, к внешнему миру, к будущему».

Период с конца нынешнего и до начала следующего века является чрезвычайно важным для социально-экономического развития страны. Китайское правительство, исходя из стратегии «подъем страны за счет науки и образования» и стратегии продолжительного развития, придает приоритетное значение развитию образования и повышению культурного уровня граждан. По мере наступления эпохи «взрыва информации» в Китае все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.

Впервые года после образования КНР, когда неграмотные составили более 80 процентов населения страны, народное правительство призывало «учиться грамоте, ликвидировать неграмотность». С тех пор стало повсеместно распространяться образование для взрослых.

Образование для взрослых предполагает популяризацию культурных знаний главным образом среди занятых на работе лиц, профессиональную подготовку безработных или желающих сменить профессию, повышения уровня их квалификации; ликвидацию неграмотности; удовлетворение запросов тех, кто имеет определенное образование, но нуждается в продолжительном обучении или технической подготовке для пополнения знаний; удовлетворение духовных запросов граждан в условиях многообразия социально-культурной жизни, внедрения здорового и культурного образа жизни. Образование для взрослых осуществляется в разных формах: аудиторное обучение с полным учебным днем, заочное обучение с обеспечением аудиовизуальными пособиями, обучение с полным или частичным отрывом от производства, вечернее обучение и т.д.

Образование для взрослых стало одной из важных частей народного образования в Китае. Ныне в стране помимо государственных учебных заведений для взрослых действует более 1200 высших школ, созданных на общественные средства, 21 из них имеет право выдачи дипломов выпускникам. Свыше 30 тыс. вузов открыли краткосрочные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Выделяют следующие виды образования:

  • дошкольное воспитание;

  • начальное и среднее образование;

  • особое образование;

  • профессиональное обучение;

  • высшее образование.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа «сочетания воспитания с физическим развитием», все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания.

Начальное и среднее образование. В Китае срок начального составляет 6 лет, среднего образования первой степени - 3 года, среднее образование высшей степени - 3 года. Первые 9 лет обучения относится к обязательному.

Все дети в возрасте 6 лет должны ходить в школу. Начальные и средние школы принимают разные меры для повышения нравственного уровня учащихся, развития их трудовых навыков и организации внешкольных мероприятий, с тем, чтобы стимулировать всестороннее – нравственное, умственное, физическое и эстетическое развитие питомцев.

Особое образование в Китае постоянно находится в центре внимания правительства. Государство приняло целый ряд законов и правовых актов, обеспечивающих право инвалидов на образование. В стране действует 1426 учебных заведений для детей с дефектами зрения, слуха, или умственного развития, открыто 5400 классов особого образования при общеобразовательных школах, в них учатся 320 тыс. человек. Более того, много детей-инвалидов учится в обычных школах вместе с физически полноценными ровесниками.

В систему профессионального образования Китая входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные на силы общественности. Они относятся к высшей, средней и начальной ступеням и тесно связаны друг с другом.

Высшее профессиональное образование ведется главным образом в 87 профессионально-технических институтах, краткосрочных профессиональных университетах, специальных техникумах; десятках высших специальных учебных заведениях, претерпевающих перестройку; 133 вузах для взрослых.

Среднее профессиональное образования – главная часть профессионального образования Китая, включает средние профессионально-технические школы, полные средние школы профессиональной ориентации и средние техникумы. Они готовят для производства технических и управленческих работников среднего уровня. К настоящему времени в стране насчитывается 3026 средних профессиональных школ.

Полные средние школы профессиональной ориентации восстановлены в начале 80-х гг. и, глубоко отвечая требованиям подъема национальной экономики и структурной реформы системы среднего образования, получили стремительное развитие. Сегодня в 8500 таких школах учатся 4 млн. человек. Задача полных средних школ профессиональной ориентации сводится к подготовке работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование и владеющих определенными профессиональными знаниями и навыками.

Средние технические училища (техникумы), появившиеся впервые в Китае в 1949 г., предназначены для подготовки рабочих высокой квалификации. Их насчитывается 4467, в них учатся 1,863 млн. человек.

Высшее образование. По мере непрерывного углубления реформы управленческой системы высшего образования расширяется масштаб высших учебных заведений, заметно повышается эффективность обучения. Постепенно рационализируется пропорция выпускников разных специальностей и разных звеньев, оптимизируется структура специальностей. Все это позволяет вузам ежегодно в большом количестве готовить высококвалифицированных специалистов. Ныне все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии. Трудоустройство выпускников вузов осуществляется путем «встречного движения вузов и организаций-работодателей», по принципу «обоюдного выбора», учитывающего интересы, как выпускников, так и организаций, нуждающихся в кадрах. Отныне все выпускники вузов согласно политическим установкам государства самостоятельно находят себе работу за исключением тех немногих, кто ранее заключили контракт о трудоустройстве после окончания вуза.

Небывалое развитие получила аспирантура. До 1949 г. китайские специалисты высшего звена проходили подготовку главным образом в зарубежье, лишь немногие из них вышли из стен отечественных вузов. За всю историю эти вузы подготовили всего 200 с лишним магистров и ни одного доктора наук. Однако после 1978 г. 63 тыс. человек держали экзамены в аспирантуру, из них 10 тыс. победили в конкурсе. В одном только 1998 г. в стране 8957 соискателям было присуждена ученая степень доктора, 38051 человек стали магистрами. Ныне в стране в основном сформировалась система аспирантского образования, характеризующаяся сравнительно полным охватом научных дисциплин и высоким качеством обучения; создана система присуждения ученых степеней. Все это обеспечивает стране подготовку специалистов разного профиля высшего звена, способствует научным исследованиям в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах и развитию высшего образования в целом.

Китай принимает на учебу зарубежных студентов, одновременно посылает за границу своих студентов на учебу и стажировку.

Таким образом, система образования в Китае является приоритетным направлением социально-экономической стратегии развития стране, характеризуется повышенной степенью организации. Образование в Китае стремительно развивается и приобретает усовершенствованных форм.

ЖЕНЩИНА И КАРЬЕРА

Волощук Б. ИТ-31

Закрепленная в веках позиция мужчины - главы дома и кормильца сейчас перестала работать. Растет количество семей, где таковые функции возложила на себя женщина, кормя не только детей, но и мужа. Волей-неволей женщинам приходится работать.

Сейчас тема «женщина и карьера» все еще остается актуальной. Возникают вопросы о психологических особенностях женщины-руководителя, ее отличиях в принятии решений и отношениях в коллективе.

В этой статье будут рассмотрены и изучены такие акценты этого вопроса:

  • факторы становления женщины-руководителя;

  • отличие от мужчин-руководителей, психологические особенности;

  • применение деловых качеств женщины-руководителя в работе.

Распознать будущую деловую женщину можно еще в школе: это девочка способная, но, по мнению учителей, иногда с хулиганскими замашками. А на самом деле она просто протестует против школьной муштры, борется за свою свободу, стремясь одновременно к знаниям и власти. Часто она ведет себя как мальчишка, потому что ее уже в подростковом возрасте угнетает разница требований к двум полам. Она доказывает свое право не быть паинькой, как это часто требуется в школе от девочек. А учеба дается ей легко, даже если она порой не учит уроков. Первые трудности появляются в институте. Иногда приемная комиссия действует, что называется, по половому признаку: девушкам отдается меньше предпочтений на экзаменах, чем юношам. Особенно сложно поступить туда, где девушек мало или где специальность изначально считается «мужской». И если такая девушка все же пробивается и поступает, то можно быть уверенным: по интеллектуальным способностям она гораздо выше тех юношей, что были приняты вместе с ней. В период студенчества деловая женщина начинает обеспечивать себе финансовую независимость. Стипендия у нее часто не повышенная, а самая обычная (потому что ее оценки не отражают ее реальный уровень знаний), но подрабатывает во время учебы она практически всегда. К тому же ведет активную социальную жизнь. Ведь помимо того, что у нее имеется высокий интеллектуальный потенциал, она к тому же дама энергичная и энергию эту старается тратить не по пустякам, а чтобы добиться чего-то определенного в жизни. В частности, занимаясь социальной деятельностью, она закладывает фундамент своей карьеры и удовлетворяет свое стремление к власти. В прежние времена такие девушки становились комсомольскими лидерами, теперь же они со студенческой скамьи начинают пробиваться в бизнес.

Конечно, любой женщине для достижения своих целей требуется больше умственных и волевых усилий, чем мужчинам. Результатом чего часто бывает плохое здоровье и поздний ребенок, или же отсутствие его.

Деловая женщина, в идеале, это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»), уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей. Восхождение по лестнице успеха оказывается делом тяжёлым и небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на работе и исполнителя дома. Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - есть вещи несовместимые. Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Это конечно не всегда хорошо, но часто является залогом успеха и прибыли. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях.

Женщины обычно не склонны домогаться сослуживцев и подчиненных и оскорблять их по половому признаку. Чётко различают дело и развлечения.

Женщины, обычно, не уходят в запой и больше дорожат своим рабочим местом, чем мужчины. Они, дорожа работой, больничные не берут, перенося грипп на ногах, c больным ребенком уговаривают посидеть бабушку.

Давно уже проверено, что, как руководитель, женщина не хуже мужчины, а в чем-то даже превосходит его (например, в межличностном общении или интуиции). Высокообразованные люди не могут полноценно работать под руководством терроризирующего и подавляющего их инициативу начальника. Демократический стиль руководства - это актуальная тенденция менеджмента, исконно присущая женщине в противовес мужскому авторитарному стилю. Стать руководителем непросто, но еще сложнее удержаться в этой роли и обрести союзников. Создавая команду, женщина-руководитель использует инициативность и деловитость. Свои женские недостатки она старается превратить в достоинства. Когда и этого окажется мало, заимствует мужские, жесткие способы разрешения трудных вопросов. Что поможет сделать управление эффективным?

  • Использование заложенного природой «материнского инстинкта», выраженного в заботе о сотрудниках, общем деле, в сохранении и приумножении успехов.

  • Проявление скрупулезности в работе. Часто женщина замечает все мелочи, стремится к излишней пунктуальности. Эти качества могут стать плюсами в работе, они позволят не упустить небольшой, но выгодный заказ, привести производственные дела к логическому завершению.

  • Трансформация женской мягкости в гибкость. Принимая компромиссные решения, можно не только уладить проблемы коллегиальных отношений, но и заключить выгодные коммерческие сделки.

  • Использование мужского, жесткого стиля поведения в решении судьбоносных вопросов: заключении контрактов, увольнении нерадивых сотрудников, выработки стратегии управления коллективом.

Практика показывает, что женщины, как правило, хорошие руководители. Они делают ставку не на авторитарность, а на четкую организацию, они обязательны, аккуратны, достаточно осторожны и хорошо чувствуют людей. Многие из женщин, занятых на руководящей работе, обладают уникальным интеллектом, а что касается преданности делу, сама природа научила их заботиться о семье, быть в ней центральной фигурой. Если женщина создала свое дело или является руководителем, то она сможет постоять и за семью, и за дело, и за коллектив. Особенно, если сумеет окружить себя умными и самостоятельными мужчинами.

Литература:

  1. /career/2006/10/23/career_163.html

  2. /pub/article.aspx.id=6752

ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Ночёвная Н.Н.

Актуальность проблематики социально-психологической защиты личности от информационных воздействий за последнее десятилетие значительно возросла.

Система приемов манипулятивного воздействия, доведенная до идеологии и технологии межличностного взаимодействия, ставшая в виде психологии манипуляций компонентом общественной и индивидуальной психологии в США и в Западной Европе, получила в настоящее время массовое распространение в нашей стране и продолжает активно и широкомасштабно проникать в систему информационно-коммуникативных процессов нашего общества, оказывая разрушающее влияние на психику людей.

По прогнозам ученых на XXI в., деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему начала третьего тысячелетия[1].

Под манипулятивным воздействием понимается вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы.

Поэтому в качестве предмета защиты рассматривается психика человека в целом или какая-либо психическая структура, целостное внутриличностное психическое образование. В первую очередь выделяются: самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, Я-концепция, образ Я, Эго, самость, индивидуальность, а также мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Таким образом, внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которую ведут вышеперечисленные относительно самостоятельные личностные подструктуры.

История развития и ревизии взглядов на феномен психологической защиты изначально связана с психоаналитической парадигмой. Концепция психологической защиты является одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию психологической адаптации. З. Фрейдом впервые подробно описано функциональное назначение защиты или ее цель. Она заключается в ослаблении интрапсихического (лат. intra – внутри) конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального воздействия. Защита по З. Фрейду представлена "как общее наименование всех тех механизмов", которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией.

В дальнейшем А. Фрейд дает развернутую дефиницию защитных механизмов: "Защитные механизмы – это деятельность "Я", которая начинается когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием".

В современных справочниках защитные механизмы в психоаналитической парадигме определяются как бессознательные стратегии, благодаря которым личность снижает тревогу или избегает конфликта ценой искажения реальности: неадекватного восприятия каких либо аспектов внешнего мира или чувств [2]. Основные защитные механизмы: вытеснение, реактивное образование, проекция, регрессия, сублимация, рационализация. Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержит сокрытие от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу [3].

С точки зрения анализа внутриличностной защиты в психоаналитической парадигме важным для нас являются следующие положения.

1. Механизмы защиты являются автоматизмами, которые срабатывают при появлении внутренне-внешнего конфликта. Значит одним из условий для достижения своей цели манипулятором является создание предпосылок для появления этого конфликта. Создав конфликт манипулятор обеспечивает в результате требуемое поведение, и, даже больше, закладываемые манипулятором мысли и чувства, отрабатываемые через механизмы защиты с целью ослабления данного конфликта.

2. Соотношение сознания и бессознательного в организации защитных процессов. Любое субъективно неприемлемое смысловое содержание, прежде чем подвергнутся подавлению или трансформации, должно быть хотя бы на короткой время осознано как таковое. Затем, простая мыслительная операция свертывается, фиксируется и приобретает условнорефлекторный, непроизвольный, автоматический характер. Значит, если информационное воздействие субъективно неприемлемо, то оно вызовет автоматическую реакцию. Это положение дает манипулятору общую схему манипулирования, заключающуюся в запуске требуемых механизмов. То есть под конкретную задачу манипулятор подбирает конкретный механизм или набор механизмов. Информационное воздействие как бы накладывается на сформированные ранее механизмы и отрабатывается в соответствии с логикой их функционирования.

3. Механизмы защиты имеют онтогенетическую природу и носят явно выраженный адаптивный характер. Значит принципиальна роль научения и открытости системы защитных механизмов, то есть развития новых.

4. Механизмы защиты обеспечивают защиту за счет искажения реальности, то есть за счет искажения информации, преломления, представления ее в удобном виде. Отсюда следует, что одним из видов манипулятивного воздействия может быть тактика, направленная на сознательное представление правдивой информации с расчетом на её последующее искажение в сознании личности. То есть по принципу "такого не может быть, чтоб это было правдой". В силу этого, задача адекватного распознавания манипуляции и наоборот, ложного принятия нормальных коммуникативных воздействий за манипуляцию чрезвычайно усложняется.

Таким образом, поскольку информационное воздействие направлено в первую очередь на личностные подструктуры, внутриличностные защиты занимают особое место среди всех психологических защит, а их рассмотрение с точки зрения психоанализа позволяет выявить природу, суть и некоторые механизмы возникновения, что является выжным для общего понимания понятия внутриличностной защиты.

Литература:

1.Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия - Екатеринбург, 1995.

2. Психология личности. Словарь-справочник. – Киев: Рута, 2001

3. Философский энциклопедический словарь. – М.:ИНФРА-М, 2002.

4. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М: РАГС, 1998.

5. Статья «Механизмы социально-психологической защиты личности от информационного воздействия», сайт



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в китае и россии ( сравнительный анализ ) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена в лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»
  2. Образование в Японии Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов минимум

    Документ
    в других культурах никак не связывают с понятием “обучения” и рассматривается как обязанность родителей или других структур. Поэтому японское государство проводит политику строго отбора выпускников вуза при назначении на должность учителя.
  3. Высшая средняя школа китая в условиях современных реформ образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре физики, теории и методики обучения физике физико-математического факультета ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  4. Образование и наука в третьем

    Документ
    Общероссийское общественное движение "Образование – будущее России" (Алтайское региональное отделение), Российская ассоциация негосударственных образовательных учреждений,
  5. Исторический опыт разработки и реализации проектов реформирования системы образования Российской Федерации в 1984-2004 гг

    Автореферат
    Актуальность темы исследования. Проблемы формирования и реализации образовательной государственной политики приобрели особую актуальность в мировом сообществе на рубеже XX и XXI вв.

Другие похожие документы..