Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
В 2010-2011 учебном году школа продолжает работать над темой «Гендерный подход в обучении как условие успешной социализации личности» в рамках муници...полностью>>
'Документ'
Формирование глобального мирового пространства сопряжено с определением в нем позиций различных стран, становлением его внутренней структуры как един...полностью>>
'Диплом'
лесной и торгово-промышленной выставки Диплом Международного выставочного центра “Интерсиб” Награждается Участник выставки “СвязьИнфо” В рамках сибир...полностью>>
'Документ'
Уважаемые родители, дорогие учащиеся! Предлагаем вашему вниманию списки летнего чтения. Хотим обратить внимание на то, что это дополнительная литерат...полностью>>

С п. В-куркужин Открытый урок в 10 «б» классе на тему: «Лев Толстой и музыка» урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

«СОШ №1» с.п.В-Куркужин

Открытый урок в 10 «б» классе

на тему:

«Лев Толстой и музыка»

(урок проведен в рамках месячника русского языка и литературы)

учитель русского языка и литературы Калажокова Х.А.

2011г.

Слово учителя

Сегодняшний наш урок будет о гениальном художнике, писателе огромного дарования и трудолюбия о льве Николаевиче Толстом. Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе.

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим. Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

(Правила и программа Л.Н.Толстого написаны на доске, ученики переносят их в свои тетради)

Правила: 1) Что назначено непременно исполнить несмотря ни на что. 2) Что исполнять, исполняет хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможного силой. 5) Читай и думай всегда громко 6) не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают и т.д. Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужным для окончательного экзамена в университете

  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский

  4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое

  5. Изучить историю, географию, статистику

  6. Изучить математику, гимназический курс

  7. Написать диссертацию

  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи

Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Л.Н.Толстой выполнил.

Первое, чему он научился – это говорить себе правду без утайки.

Теперь рассмотрим портрет работы И.Е.Репина. каким изобразил художник Толстого?

Ученик 1. Мы видим прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность – совершенно плоские и одноцветные- сияющие; точно на сильный источник света, смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь – откуда и как оно происходит. Остальное – и широкий нос и высокий лоб, и брови густые, и борода, и даже все тело- кажется пристроенным к этим глазам, сопровождающим их…

Ученик 2. А вот на фотографии Лев Николаевич за роялем. Как хороши подобные минуты!

Лев Толстой был человеком музыкально одаренным. Его семья любила музыку. Мать писателя Мария Николаевна занималась музыкой. Сам Лев Николаевич хорошо играл на рояле

Ученик 3. А.Б. Гольденвейр в своих воспоминаниях отметил, что «в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепиано. Когда в 1906 году я был вместе с Танеевым в Ясной Поляне, Лев Николаевич сыграл нам его, и мы его записали».

Ученик 4. Лев Николаевич любил и понимал народную музыку, называл ее «удивительным сокровищем». Он неоднократно повторял «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские пески». Он даже собирал и записывал их. Сборник с записями народных песен писатель подарил П.И. Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение.

Ученик 5. Особенно нравилась писателю бесхитростная народная песенка «Сидел Ваня на диване». П.И. Чайковский вспоминал, что Л.Н.Толстой, услышав мелодию этой песни, неожиданно заплакал.

(Прослушиваются народные песни, которые любил слушать Лев Толстой, - «Ноченька», «Дубравушка», «Не шуми мати зеленая дубравушка»)

Ученик 6. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

Слушая правившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждало музыку. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его»

Ученик 7. В повести «Крейцерова соната» Толстой пишет, как действует музыка на главного героя: «Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение… Музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего , смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку…»

Ученик 8. В рассказе «Альберт» Толстой описывает вдохновленную игру скрипача Альберта. Больной, слабый и жалкий в жизни, во время игры он становится прекрасным. «Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым, каким-то неожиданно-ясным и успокоительным светом, вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя. Ни один ложный или неумеренный звук не нарушал покорности внимающих, все звуки были ясны, изящны и значительны. Все молча, с трепетом надежда, следили за развитием их… То грустно – нежные то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собой, лились и лились друг за другом так изящно, так сильно и так бессознательно, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии. Альберт с каждой нотой вырастал выше и выше…

Все находившиеся в комнате во время игры Альберта хранили покорное молчание и, казалось, жили и дышали только его звуками».

Ученик 9. Лев Николаевич Толстой психологический убедительно раскрывает власть музыка над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах. Самый знаменитый роман всех времен «Война и мир»! в нем огромное количество «музыкальных страниц». Прекрасное пение Наташи Ростовой автор передает через восприятие Николая Ростова.

(Чтение отрывка из романа «Война и мир» I,II часть I глава 15)

Ученик 10. Писатель показывает музыкальную одаренность и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие ее пения становится средством характеристики других героев. Именно музыка помогает Андрею Болконскому осознать любовь к Наташе. Чтение отрывка из «Войны и мира» (I,II часть 3 глава 19)( том II часть 1, глава 12)

Ученик 11. У Толстого есть и другие произведения, в которых герои поют, играют, танцуют. В «гуманистической повести» «Люцерн», написанной после посещения писателем Швейцарии, показала судьба нищего музыканта, который развлекает богатую публику своей чудной игрой и пением. А потом трижды усталый, голодный музыкант протягивает руку с фуражкой к разряженным господам. Но никто не дает ему ни копейка.

Ученик 12. Известное всем произведение «После бала» строится как контрастное изображение эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата за побег. «Музыкальные моменты» присутствуют в этих эпизодах, органически связанных друг с другом, так как развивают единую художественную идею.

«Бал был чудесный: зала прекрасная… «Танцевали и кадрили, и вальсы, и мазурки, и польки»

А вот и «доносившие звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в это же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому.

Ученик 13. Своеобразным центром культуры становится дом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и в Москве. В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Толстого звучат произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играют Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов. Но самым любимым композитором был Шопен. «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии» - повторял Лев Толстой.

Ученик 14. В книге «Лев Толстой и музыка» Н.Н.Гусев и А.Б. Гольденвейзер перечисляют любимые произведения Л.Толстого.

Учитель: Вся долгая и прекрасная жизнь Л.Н. Толстого наполнена любовью к русской природе, к искусству, к музыке. В одном из дневников писатель отличает: « Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства: переноситься в других, хочется чувствовать через них».

Еще хочется добавить, что писатель оставил всегда верен мысли о «Зеленой палочке». Уже на склоне своих лет он писал: «Как тогда я верил, что есть та зелена палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает». И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта «зеленая палочка». Воля великого художника была исполнена.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Н. Бейтуганов беровы: фамилия в истории нальчик 2007 г. Оглавление

    Документ
    3 Там же: ф.Р.-717, оп.2, д.48, 71, 75, 90, 96,101, 106, 698; там же, ф.Р-375, оп.1, д.20, 21,25,26,42,62,94,95; там же, ф.Р.-127, оп.2, д.35, 67; г.Кабардино-Балкарская правда, 1958, 6 ноября; там же, 1959 г.

Другие похожие документы..