Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Про внесення змін до Заходів з профілактики нещасних випадків на виробництві та професійних захворювань Фонду соціального страхування від нещасних вип...полностью>>
'Документ'
Суть впровадження застосування інформаційної технології Національного канцер-реєстру для поліпшення організації диспансерного нагляду за онкологічним...полностью>>
'Публичный отчет'
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и ...полностью>>
'Реферат'
Морепродукты, в том числе морские водоросли, играют чрезвычайно важную роль в питании человека. Морепродукты являются источниками полноценных белков,...полностью>>

Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вывод.

Проработав документы и учебный материал, мы решили, что образование в период «оттепели» было сильно реформировано. Это было необходимо в связи с быстрым развитием науки и техники. Но реформа образования противоречила развитию экономики на данном этапе.

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно принес плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).

Наибольшее внимание руководство СССР уделяло развитию науки и образования. Советский Союз получил мировое признание благодаря своим ученым, новым и смелым исследованиям. Важнейшей чертой периода «оттепели» стала научно-техническая революция. Однако достижения науки использовались в основном в военно-технической области.

3. Власть и Церковь

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распре­делите между собой работу над материалом):

• Учебник § 46, стр. 332-333

• Учебные материалы.

Ответьте на вопросы:

• Каковы были взаимоотношения Церкви и государства, начиная с момента прихода большевиков к власти?

• Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?

• Почему изменилась политика власти по отношению к Церкви?

• Какую цель преследовали гонения на духовенство и верующих?

• Почему потерпела неудачу попытка окончательно уничтожить религию в СССР?

Сделайте вывод.

После войны, принесшей неисчислимые страдания и жертвы, усилилась тяга людей к вере. В условиях сравнительно мягкого отношения властей к Церкви и верующим значительно возросло число венчаний и крестин. Однако господствующая идеология оставалась атеистической. Признаки новых гонений на религию появились в 1954 году, когда было принято постановление ЦК крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения".

период 1953—1958 гг. начинается с Постановления ЦК КПСС 7 июля 1954 г. крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения", в подготовке которого активно участвовали Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. В этом документе фактически пере сматривалась и осуждалась как "примиренческая" прежняя политика в церковном вопросе". Предлагалось вернуться к довоенным отношениям с Церковью и вновь начать "наступление на религиозные пережитки". Содержались призывы к активному разоблачению реакционной сущности религии. Перед принятием Постановления В. Молотов предупреждал Н. Хрущева о том, что оно "поссорит нас с духовенством и верующими, принесет массу ошибок". На что последовал ответ: "Будут ошибки — исправим".

Этот пример очень наглядно указывает на два подхода к проблемам Церкви в руководстве партии — антирелигиозный и государственный (рассматривал Патриархию как своеобразную часть системы). И весь период между сторонниками этих подходов с переменным успехом шла борьба.

Антирелигиозной группировке помогла и старая гвардия "воинствующих безбожников" 30-х годов. Так, В.Д. Бонч-Бруевич положил начало изданию Институтом истории Академии наук СССР "Научно-атеистической библиотеки". (К 1963 г. вышло 16 томов из намеченных 20).

Наряду с этим процесс либерализации, развенчания сталинизма сделал возможным освобождение выживших в тюрьмах и лагерях священнослужителей, сначала по амнистии, а потом и по реабилитации. 14 июля 1954 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета об условно-досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых включенных. Многие священники стали писать Патриарху Алексию прошения ходатайстве перед властью по поводу их освобождения. (Были освобождены епископы Вениамин (Новицкий), Мануил (Лемешевский) и митрополит Нестор (Анисимов)). На свободу вышли епископы Афанасий (Сахаров), Николай (Муравьев-Уральский) и многие другие. С прекращением репрессий и возвращением "ленинской законности" вновь значительно выросла потребность в осведомителях. 8 декабря 1955 г. появилось циркулярное письмо Совета по делам Русской Православной Церкви, определявшее задачу выявление "лояльного" духовенства на местах с целью сбора информации.

26 марта 1956 г. состоялась встреча архиереев с председателем Совета Министров Н.А. Булганиным, заверившим их, что наступление на религию не будет, а после XX съезда в стране появилась возможность развития демократических начал. (С весны 1956 г. ускорился процесс освобождения духовенства, свыше 290 бывших узников совести вновь стали служить в храмах).

К 1957 году количество зарегистрированных храмов в СССР составило 13 478 с численностью священства 12 288. Из 70 правящих архиереев половина прошла через тюрьмы, ссылки и лагеря.

Но это благополучие было относительно. Среди окружения Н. Хрущева были влиятельные силы, готовые начать наступление на Церковь. Положение осложнялось еще и тем, что ровную линию в отношениях с Церковью отстаивали ближайшие соратники И. Сталина. Придерживался ее и Г. Карпов. И первые победы Н. Хрущева над сталинистами совпали с первыми зарницами идущей антирелигиозной грозы. Число сторонников "жесткой" линии к 1958 году явно преобладало.

Следующий период государственно-церковных отношений — 1958—1964 гг. наполнен драматизмом. Советское руководство в кратчайшие сроки спешило решить религиозную проблему в стране. Это было вызвано комплексом причин: желанием построить в СССР коммунизм, и уверенность, что коммунистическая идеология, освободившаяся от сталинского наследия, еще может проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. Определенная часть советского общества была индифферентна к масштабным антирелигиозным кампаниям, а демократически настроенные "шестидесятники" считали, что в СССР может быть построено справедливое, социально ориентированное государство, где христианству не было места. Важную роль сыграли и кадровые перестановки. К группе идеологов — М.А. Суслову, Е.А. Фурцевой, Л.Ф. Ильичеву, и ранее выражавшим недовольство прежним курсом, прибавилась ретивая молодежь — А.Н. Шелепин, В.Е. Семичастный, А.И. Аджубей. Комсомольские вожаки стремились к решительной борьбе с Церковью, предлагая ликвидировать ровное отношение с ней как сталинское наследие. А сам "волюнтарист-романтик" Н. Хрущев считал, что в период перехода СССР к "предкоммунистическим отношениям" "распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в бога".

Власть не могла не учитывать также и значительно выросшую религиозность вышедших на свободу узников ГУЛАГа. Изживание страха привело к активизации верующих. (Так, еще в 1955 г. в Совет поступило 1310 ходатайств и пришло 1700 просителей об открытии храмов, а в 1956 г. их было уже 2265 и 2299 соответственно).

Важнейшей причиной изменения курса стала и экономическая, именно с постановлений монастырях в СССР" и налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей" начинается "хрущевская антирелигиозная" кампания. Ее результаты были устрашающими. Количество храмов составило 7523, священников 7400, а действующих монастырей на всей необъятной территории Советского Союза осталось 16 (в начале кампании их было 63). Но гонения на Церковь в СССР — это лишь зримая сторона хрущевской государственно-церковной политики. Есть еще и другая — использование внешних церковных каналов для осуществления политических государственных планов. При этом власть не только не считалась с интересами Церкви, а цинично попирала их, нисколько не заботясь о последствиях, которые могли иметь и имеют длительный исторический резонанс.

Власть и Церковь

Вывод.

После работы с представленным материалом мы пришли к выводу, что позитивное отношение государства к Церкви, которое было после ВОВ, в период оттепели сменяется антирелигиозной работой. В СССР рассматривается Патриархия как своеобразная часть системы в государстве.

В результате противоборства антирелигиозного и государственного подходов к проблемам Церкви происходит уничтожение церквей, храмов, монастырей. Эти действия оправдываются установкой партийного руководства на развернутое строительство коммунизма.

Мы считаем, что в период оттепели Советский Союз утратил много религиозных культурных ценностей. Это нанесло большой урон духовной культуре СССР.

4. Советское общество и Запад

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (рас­пределите между собой работу над материалом):

• Документы о Всемирном фестивале молодежи и студентов.

Ответьте на вопросы:

• Были ли советские люди заинтересованы в жизни

Запада?

• Каким образом шла подготовка в СССР к фестивалю?

• Как представляли зарубежные гости советское общество?

• Какие черты советских людей отмечают гости фестиваля?

Сделайте вывод.

Из информационного бюллетеня о подготовке молодежи СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.Февраль—июнь 1957 г.

Кроме 30 тысяч зарубежных гостей и многочисленной советской делегации, в августовские дни 1957 года в Москву приедет 80 тысяч юношей и девушек из различных областей, краев и республик Советского Союза.... Гостями фестиваля будут не только победители спортивных состязаний и художественных конкур­сов, но и те, кто прославился своими трудовыми делами, — молодые рабочие, колхозники, служащие.... Поэтому молодежь страны стремится отметить фести­валь прежде всего успеха ми в труде.

Более трех тысяч переводчиков, хорошо знакомых с Москвой, помогут гос­тям столицы быстро ориентироваться в городе. Но не всегда они могут оказаться рядом с делегатами. Хорошо, если не только переводчики, но и многие молодые москвичи смогут побеседовать с зарубежными друзьями на их родном языке, объяснить, как проехать к стадиону, театру! Поэтому сейчас во всех 25 районах Москвы, на предприятиях, в магазинах, школах, учреждениях работает много кружков иностранных языков. В Киевском районе их около 150, в Бауманском,— 60. Только студенты Московского педагогического института иностранных язы­ков ведут уже больше 200 таких кружков.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.).

Э.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.278.)

Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 г.

...Москва — самая большая деревня в мире — не соответствует привычным человеческим пропорциям. Лишенная зелени, она изнуряет, подавляет. Москов­ские здания—те же самые украинские домишки, увеличенные до титанических размеров...Чувство титанизма, навык массовой организованности, видимо, со­ставляет важную часть психологии советских людей.

В конце концов начинаешь привыкать к этому размаху...

В Москву съехались любознательные со всех уголков Советского Союза. На ходу они изучали языки, чтобы разговаривать с нами, и дали нам возможность совершить путешествие по стране, не покидая Красную площадь.

Другое пре­имущество фестиваля было в том, что в фестивальной суматохе, где невозможен милицейский контроль за каждым, советские люди могли высказываться более свободно...Простота, доброта, искренность людей, ходивших по улицам в рва­ных ботинках, не могли быть следствием фестивального распоряжения. Не раз с

обдуманной жестокостью я задавал один и тот же вопрос лишь с целью посмот­реть, каков будет ответ: «Правда, что Сталин был преступником?». Они невозму­тимо отвечали цитатами из доклада Хрущева.

... Их радио имеет только одну программу, а газеты — все они принадлежат государству—настроены лишь на волну «Правды».(Хрестоматия по отечественной истории (19461995 гг.)Учебное пособие под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.281.)

Из Записки отдела культуры ЦК КПСС. 1960 г.

«За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в сред­нем посмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалисти­ческого лагеря — 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран — более полумиллиона человек... Из 2430 тысяч зрителей, посе­тивших киносеансы на крупных киноплощадках города, 2407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы».

Вывод учащихся.

Идеология в советском обществе.

Изучив материалы и документы, мы пришли к выводу, что советских людей очень интересовала жизнь Запада. Этот интерес мог быть удовлетворен после снятия жестких ограничений на западную культуру. При подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве было предпринято активное изучение иностранных языков советским народом, чтобы общаться с иностранными делегациями. Интерес со стороны Запада был не меньшим. Но различие в политическом строе, длительная изоляция капиталистического и социалистического обществ привели к разному восприятию политических, бытовых и эмоциональных сторон жизни советского народа. Граница, разделяющая два политических лагеря несколько десятилетий была открыта в период хрущевской «оттепели».

IV. Обсуждение в форме дискуссии рассмотренных вопросов. (Работают все группы по каждому вопросу.)

V. Работа кураторов на ПК по оформлению выводов групп по рассматриваемым вопросам.

Выступление кураторов. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся с предложенным материалом.

VI. Закрепление изученного на уроке

- Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?

Развитие художественной литературы и культуры ( для выводов учащихся)

Итак, первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни.

Илья Эренбург назвал это время "оттепелью": - это была не весна с ее полноводными разливами чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог последовать легкий морозец

Оттепельутвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 19541964 гг.

Для периода "оттепели" характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства.

На перемены, последовавшие в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Многозначной по степени воздействия общество была деятельность Александра Трифоновича Твардовского на посту главного редактора журнала "Новый мир". Еще до XX съезда в этом журнале появилось новое направление в литературеобновленческое. Одной из первых таких работ, появившихся в литературе, была статья В.Померанцева "Об искренности в литературе", где он впервые поставил вопрос о том, что честно писатьэто, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились статьи Овечкина, Абрамова.

Появляются произведения Ильи Эренбурга, Веры Пановой, Федора Панферова и других. Ими был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Но власть сочла эти работы вредными и отстранила от руководства журналом А. Твардовского.

Были возвращены читателю книги Ивана Кольцова, Исаака Бабеля, Артема Веселого, Ивана Катаева и других. Жизнь ставила вопрос об изменении отношения власти к Союзу писателей. Попытки Александра Фадеева изъять у министерства культуры функции руководства культурой привели его к опале, а затем и гибели.

Но невозможность и нежелание действовать репрессивными методами в отношении деятелей культуры заставили руководство страны искать другие пути воздействия на деятелей культуры. С 1957 года регулярными стали встречи членов ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева приобретали характер официальных оценок.

В это время появились произведения признанных мастеров: "Костер" К. Федина, "Судьба человека" М. Шолохова, "За далью даль" А. Твардовского. Авторами поднималась проблема революции и нравственности, цены победы в войне. Публиковались запрещенные стихи С.А.Есенина, Д.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, рассказы М.М. Зощенко и многие другие. В период "оттепели" впервые заявили о себе Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксенов. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать.

После XX съезда был ослаблен пресс власти в отношении кинематографии, живописи, музыки. Выдающимися достижениями отмечен советский кинематограф. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калатозова "Летят журавли". Явлениями мирового уровня стали: "Иваново детство" Тарковского, "Чистое небо" Чухрая, "Судьба человека" Бондарчука.

В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнелюбивыми картинами появляются и другие направления деятельностипоявляется так называемый "суровый стиль" - с подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений.

В то же время осуждению подвергались абстракционизм и формализм, ставшие непонятными, а значит "чужими", вредными и тлетворными для руководства партии и страны.

Больших успехов в рассматриваемый период достигла музыка. Были возращены слушателю произведения А. Шнитке, А.П. Петрова, А.Я. Эшпая, Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, Г.В. Свиридова. С них было снято клеймо антинародного формального направления.

Однако во времена оттепели присутствовали и гонения на деятелей искусства. Ярким примером стало гонение на Бориса Пастернака, получившее название "дело Пастернака". Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", посвященный судьбам русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны был отвергнут "Новым миром", и Гослитиздатом по идеологическим соображениям. Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу Пастернака как "произведение, проникнутое ненавистью к советскому строю".

Настоящим потрясением для советского общества стал выход в свет произведений Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", остро поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни. В то же время скульпторы, художники и другого рода творческие люди подвергались критике за все тот же формализм, безыдейность, недооценку роли коммунистической партии. Все это показывало пределы "оттепели" в духовной жизни.

Наука и образование .

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно дал плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (кстати, это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области генетики.

Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны - Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.

Больший простор для научных разысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. В научный оборот были введены часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.2

Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значительное увеличение числа вузов, прежде всего в областях знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве (от 28% всех студентов в 1946 г. до почти 52% в 1961 г.).1 В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской Армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. К концу 50-х гг. доля молодых рабочих и колхозников в составе студенчества достигла 70%. Наряду с положительными моментами это имело и ряд отрицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний.

Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за "укрепление связи школы с жизнью". Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее образование осуществлялось на "политехнической" основе - через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Одновременно была упразднена система "трудовых резервов" - военизированных ремесленных и фабрично-заводских училищ. Их заменили обычные профессионально-технические училища, куда можно было поступать после VIII класса.

Школы, однако, не располагали необходимой материальной базой для организации профобучения. Предприятия-шефы, на чьи плечи возлагалась эта обязанность, далеко не всегда были заинтересованы в труде школьников. В результате профессиональная подготовка зачастую носила формальный характер. Лишь небольшой процент выпускников работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х гг. "политехническая" часть школьной реформы была отменена.

Церковь

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована.

Поражения в начале II Мировой войны заставили Сталина обратиться к Русской Православной Церкови. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда были закрыты тысячи церквей.

Время хрущевской оттепели для Церкви обернулось закрытием тысяч храмов, десятков монастырей и нескольких духовных семинарий, открывшихся после войны. Это было время, когда государством была официально провозглашена политика методичного и упорного административного вытеснения Церкви из жизни общества.

Непросто было и полемизировать с официальной атеистической доктриной. Такая мировоззренческая полемика, пусть даже и в неявной форме, в рамках учебного процесса, да и самой церковной жизни, была неизбежной. Тем не менее Духовные семинарии и академии не только готовили образованных священнослужителей, но и вели активную научную работу. Достаточно перелистать тома сборника "Богословские труды", выходившие в те недобрые для Церкви времена.

Советское общество и Запад

Явная двойственность идеологического курса Хрущева, метания от одобрения взрывоопасной повести Солженицына до нападок на осторожные мемуары Эренбурга вызывали растущее раздражение в среде либеральной интеллигенции, избавившейся от удушающего страха сталинских времен. Общество, пережившее ХХ съезд, настойчиво хотело правды. Это желание укреплялось благодаря частичному преодолению "железного занавеса". Советские люди, пусть и в весьма ограниченных пределах, стали выезжать за границу.

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).

VII. Подведение итогов урока.( Рассмотрение оформленных буклетов)

Выводы:

Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер.

Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования.

Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.

Либерализация многих областей жизни советского народа, наступившая после смерти Сталина, не обошла стороной и его культурную и духовную сферу.

50-е годы отмечены заметным развитием литературы и искусства советского многонационального государства. В декабре 1954 года состоялся II Всесоюзный съезд писателей, в феврале-марте 1957 года работал I Всесоюзный съезд художников, в марте того же года состоялся II Всесоюзный съезд кинематографистов. В литературе и искусстве этого десятилетия на первый план выдвигается тема современности, героики трудовых будней советского народа, тема Великой Отечественной войны. Активно развивалось киноискусство.

При этом следует отметить определенную противоречивость в процессе развития литературы и искусства в период хрущевской "оттепели". С одной стороны, были реабилитированы репрессированные в годы сталинского режима деятели советской культуры, наблюдался расцвет публицистики, значительно расширялись рамки "дозволенного". Все это готовило общественное сознание для будущих крупных перемен. Но с другой стороны, некоторые писатели и деятели искусства за свои острые критические выступления и произведения, не укладывавшиеся в стандарты господствующей системы "социалистического реализма", были обвинены в "очернении социалистической действительности", критиковались официальной пропагандой за "формализм", "абстракционизм" и т.п. Поэтому, несмотря на ряд положительных сдвигов, тоталитарная система по-прежнему продолжала жестко контролировать духовную сферу жизни советского народа.

VIII.Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.

IX. Домашнее задание

1. Прочитать § 46 учебника .

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: — Какие изменения произошли в советской многонациональной художественной куль­туре в период «оттепели»?

Список используемой литературы:

История государства и народов России XX – начало XXI века: Учебник для 9 класса. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

"История России с древнейших времен до конца XX века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;

Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971, 558;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972, 566;

/2001./03/1.htm



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Болотина Ольга Александровна учитель истории моу «Гришенская средняя общеобразовательная школа» с. Гришенское 2011 г рабочая программа

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой общеобразовательных учреждений 11 класса (С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т.
  2. Программа курса «отечественная история XX начала XXI века»

    Программа курса
    Обновление содержания общего, в том числе исторического, образования предполагает внесение системных изменений в со­держание предмета, в цели и способы достижения нового каче­ства образования и в организацию учебного процесса.
  3. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  4. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

    Рабочая программа
    Программа по истории для 11 класса (базовый уровень) разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений «История России 10 – 11 классы» автора А.
  5. Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2011 2012 учебный год

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.

Другие похожие документы..