Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тезисное содержание программы: Экономика и организация деятельности фирмы и конкурентной среды; Микроэкономика (продвинутый уровень); Макроэкономика ...полностью>>
'Документ'
Кузьминым Короткова Маргарита Сергеевна 3. Гаранин Иван (7 класс) Гимназия № 5, г. Сергиев Посад «Человек живет словами» (по рассказу Н.С.Лескова «Лев...полностью>>
'Документ'
(кап. ранга Иванов, ВВМУРЭ им. А. С. Попова).   1 9 8 9 год.   .  Вот приедете в Западную Лицу и вас там сразу поставят раком по стойке смирно....полностью>>
'Статья'
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются....полностью>>

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Фазы групповой психокоррекции

Фазы

Задачи

Психокоррекционные приёмы

1. Установочная

Образование группы как целого.

Формирование положительного настроя на занятия.

Диагностика поведения и особенностей.

Спонтанные игры.

Игры на невербальные коммуникации.

Коммуникативные игры

2. Подготовительная

Структурирование группы.

Формирование активности и самостоятельности.

Формирование эмоциональной поддержки членов группы.

Сюжетно-ролевые игры.

Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения.

3. Реконструктивная

Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний.

Обучение ребёнка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.

4. Закрепляющая

Закрепление у ребёнка адекватного эмоционального реагирования на конфликт.

Формирование адекватных отношений к себе и окружающим.

Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми.

Планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями (автор И.И. Мамайчук) см. приложение №1.

Форму социально-психологического тренинга с детьми по коррекции тревожности см. приложение №4.

Также в этом разделе уместно представить комплексную коррекционно – развивающую работу с детьми младшего школьного возраста по коррекции тревожности

(Автор С.А. Лобина)

Зная особенности тревожности детей, ее причины и психологию ребенка, можно оказать прямое или опосредованное воздействие на эмоциональную сферу учеников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков, тем самым, нормализуя поведение, повышая мотивацию к процессу обучения и общения.

Снятие высокого и повышенного уровня тревожности важно именно в младшем школьном возрасте, потому что это обеспечит эффективность учебной и других видов деятельности, успешность школьной и социальной адаптации. Конечно, главную роль в коррекции выполняет специалист - педагог-психолог, но неразрывно он должен работать в команде членов семьи ребёнка, что обеспечит комплексный и системный подход в решении этой проблемы.

Цель проведения комплекса коррекционно – развивающих занятий:

снижение высокой и повышенной тревожности через коррекцию страхов.

Задачи проведения занятий:

  • активизация интереса к окружающему;

  • развитие чувства понимания и сопереживания;

  • развитие произвольности поведения;

  • развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих;

  • формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности;

  • обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности;

  • формирование у учащихся умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

  • развитие навыка осознания учащимися мотивов поведения;

  • повышение уровня овладения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний;

  • развитие самостоятельности суждений, активности в открытии новых знаний в процессе коммуникативной деятельности.

Принципы проведения занятий:

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

  2. Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

  3. Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

  4. Наглядность. Активное использование предметной среды.

  5. Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей детей.

  6. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме психолога в конце занятия.

  7. Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость разглашения медицинских диагнозов детей.

Теоретической основой комплекса коррекционно – развивающих занятий являются работы Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Венгера Л. А. и Венгера А. Л., Божович Л. И. Практическая реализация задач комплекса опирается на методическое пособие Венгера Л.А., на «Психогимнастику» Чистяковой М. Н. и на программу Стрельниковой Л. «Войди в тридесятое царство».

Комплекс коррекционно – развивающих занятий проводится за 1,5 месяца работы с детьми младшего школьного возраста.

Всего занятий 12. Они проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 40+5 минут.

Структура комплекса:

Комплекс коррекционно – развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста содержит следующие тематические блоки.

I. Подготовительный.

II. Развивающий.

III. Коррекционный.

IV. Заключительный.

Краткое содержание каждого блока:

Название

I блока

Цели

Темы

Подготови-тельный

  1. адаптация учащихся к психологу, к занятиям;

  2. знакомство и снятие психо -эмоционального напряжения;

  3. релаксация «+» настрой на работу.

  1. «Рисуем настроение».

  2. «Музыка и эмоции».

  3. «Рисуем настроение музыки»

Название

II блока

Цели

Темы

Развиваю-щий

  1. развитие эмоционально – волевой сферы детей;

  2. узнавание эмоций в сказочной и житейской ситуации, словесное обозначение;

  3. психогимнастическое выражение эмоций;

  4. опознание ее символического изображения;

  5. обсуждение проявлений эмоций в жизни детей и окружающих людей, причины появления, их значение;

  6. рефлексия определенного эмоционального состояния.

  1. «Успокоение. Сосредоточенность. Удивление»

  2. «Удивление. Удовольствие. Радость»

  3. «Страдание – Печаль. Отвращение – Презрение».

  1. «Гнев. Страх».

  2. «Выражение комплекса различных эмоций».

Название

III блока

Цели

Темы

Коррек-ционный

  1. коррекция тревожности через проявления страхов;

  2. определение страхов и причин тревожного состояния;

  3. работа с эмоциональными проблемами;

  4. развитие чувства уверенности в своих силах и самопринятия;

  5. разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре.

  1. «Рисуем свой страх».

  2. «Игры со страхом.

  3. «Эмоциональные качели».

Избавление от страхов и тревоги.

Название

IV блока

Цели

Темы

Заключи-тельный

  1. закрепление проявлений «+» эмоций и успешного избавления от страха.

  2. Рефлексия учащимися полученных знаний, умений, навыков.

  1. «Рисуем настроение»

Итоговый контроль.

Вся работа строится на актуализации и рефлексии определенного состояния, опыта ребенка. Это может быть достигнуто игровой ситуацией, упражнением или с помощью эмпатии к героям художественной литературы (сказки).

В результате работы по развитию и коррекции эмоций они становятся предметом осознания, предметом душевной работы. Дети учатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их (в соответствии с возрастными возможностями). Дети учатся распознавать эмоции как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию).

В этом комплексе коррекционно-развивающих занятий одинаково важно развивать в детях умение действовать и умение говорить, умение думать и умение думать вместе, эти умения формируются разными психолого-педагогическими подходами.

Занятие I, II и IV блока проводятся фронтально, а занятия III блока – фронтально (первое и последнее) и индивидуально. Характер, содержание и количество индивидуальных занятий с каждым ребенком определяются данными диагностики.

Комплекс коррекционно – развивающих методов в работе с тревожными детьми см. приложение №2.

Нужно постараться с помощью индивидуально подо­бранных методик выявить возможную причину эмоцио­нальной дисгармонии. Ведь неадекватные реакции - это следствие, а не причина психологических проблем. Не все­гда целесообразно начинать исследование эмоционально-неуравновешенных детей с тестов, бессмысленных, на их взгляд, очередных заданий взрослых. Иногда ребенку нуж­но просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже на­учились не доверять. В таких случаях лучше оставить уче­ника в покое, а через некоторое время постараться заин­тересовать его какой-то деятельностью, может быть, подключить к работе в группе, которую ведет школьный психолог.

Различные формы игровой терапии (Г.Л. Лэндрет, 1994), музыко-терапии, эмаготерапии (терапии образами), арттерапии по­могают ребенку пережить свои некогда подавленные чув­ства. Так, сказкотерапия дает возможность детям иден­тифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пе­режить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, непол­ноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также дает возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, т.е. освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Иначе говоря, доброжелательное и понимающее об­щение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное - внимание к ребенку - помогают ему принять себя и мир, который его окружает.

Эффективными могут быть детско-родительские груп­пы, где взрослые учатся психологически грамотно взаи­модействовать со своим ребенком. Но прежде чем создать такую тренинговую группу, необходим подготовительный этап. На этой стадии создается правильная установка для коррекции (А.С. Спиваковская, 1988). Характеристики этой установки таковы:

  1. Некоторое ослабление психической напряженнос­ти и ощущения дискомфорта.

  2. Переформулировка запроса и более глубокое осо­знание мотивов обращения за психологической помощью.

  3. Активизация родителей на самостоятельную психо­логическую работу.

  4. Построение доверительного эмоционально насы­щенного контакта с психологом.

  5. Повышение веры родителей в возможность дости­жения позитивного результата в поведении ребенка и во всей семейной ситуации.

Установочный этап можно объединить с диагностичес­ким. Беседуя с родителями, необходимо постараться вы­яснить не только особенности воспитания, взаимоотно­шений в семье, но и специфические реакции ребенка, которые могут проявляться только дома, так как извест­но, что поведение ребенка в школе и дома может носить различный характер.

В беседе с родителями можно обратить внимание на следующие моменты:

1. Сон;

а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, тре­бует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т.д.;

б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;

в) как просыпается: сразу или нет; в каком настрое­нии.

  1. Отношение к еде: как ребенок ест - охотно или нет, выбирает пищу или нет.

  2. Бывают ли проявления страха у ребенка, при каких обстоятельствах:

а) при наказании, окриках со стороны взрослых;

б) без видимых причин, связанных с поведением взрослых.

  1. Как проявляется страх.

  2. Чему радуется ребенок и что вызывает у него огор­чение, недовольство, обиду; какова длительность его пе­реживаний.

  3. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.

  4. Какие эмоции наиболее часто наблюдаются у него в игре, в учебной деятельности, доброжелателен ли он к своим сверстникам.

  5. Отстаивает ли ребенок свои интересы и каким спо­собом: находит аргументы, упрашивает, требует, хитрит, плачет и т.д.

  6. Как реагирует на неудачи и на успех.

Безусловно, круг проблем, касающихся эмоциональ­но-волевой сферы ребенка, намного шире, но, даже сопо­ставив ответы на вышеперечисленные вопросы с резуль­татами наблюдений школьного психолога, педагогов, можно составить целостную картину аффективного раз­вития учащегося. (Как уже отмечалось, использование проективных методов дает возможность выявить причи­ны эмоциональных расстройств школьника.)

Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно предложить взрослым следующие ре­комендации:

  1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей пра­вильно направлять, проявлять свои чувства.

  2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с ок­ружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекват­ным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды.

  3. Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто мо­дальность эмоций (отрицательные или положительные), а прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или по­здно вызывает скуку.

  4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоций.

В заключение можно отметить, что не существует пло­хих или хороших эмоций, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступно­му для ребенка уровню организации эмоциональной сфе­ры, способствовать аффективной регуляции ребенка, оп­тимальным способам социализации.

Психологическое лечение тревожности и страхов

Рисование страха

Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это

задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии предлагается ребенку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.

В моей практике были случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной

стороне листа. При этом они говорили, что страх очень сильный, и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится».

Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно

использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

Сочинение рассказа на тему страха

В этом случае задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.

Использование игры, небольших представлений и инсценировок

На занятиях в группах детям следует придумать страшную историю. Их можно

начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки.

Затем автор распределяет роли и начинается представление. В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот наконец, он появляется», «Ссора с другом» и т.д.

Использование фильмов ужасов

Несмотря на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное

условие - фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед

ураганом или наводнением) и с положительным концом.

Фантазирование

Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка

превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций.

В таких случаях следует попросить невротического ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

Однако лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит

положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко

поддерживаются ею.

В качестве профилактики детского невроза страха классным руководителям и

школьным психологам следует выяснить, в каких семьях повторные браки, кто из родителей находится в разводе.

-Заведите отдельную тетрадь и запишите туда свои наблюдения, для того чтобы взять «трудных» детей под свой контроль.

-Избегайте давать личностную оценку детям. Задача классного руководителя и

школьного психолога не ставить диагноз ребенку, а помочь ему справиться с проблемами.

-На родительском собрании вы можете дать задание в течение 30 минут написать сочинение на тему «Что плохого я вижу в собственном сыне (дочери)» на одной стороне листа и «Что я вижу положительного в своем ребенке» - на другой стороне. Часто родители видят лишь негативные стороны и концентрируют своё внимание на них.

Какой бы способ борьбы с детским страхом не был выбран, важно, чтобы жалобы

ребенка не оставались без внимания. Только таким образом удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о вопросах этиопатогенеза поведенческих расстройств у детей разных возрастных групп, об основных видах нарушения поведения у детей,
  2. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с зпр, воспитывающихся в условиях депривации 32 Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с зпр 32

    Методические рекомендации
    В рамках эмпирической работы проводилась психодиагностика пятнадцати детей младшего школьного возраста с с ЗПР, часть из которых составила котрольную группу (15 человек, воспитывающихся в семье и учащихся в СКОУ VII вида), а часть
  3. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике подросткового суицида г. Полевской 2010 г

    Методические рекомендации
    Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия
  4. Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития

    Методические рекомендации
    Данные рекомендации подготовлены для педагогов общеобразовательных школ, работающих в условиях интегрированного обучения учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
  5. Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями к возрастным особенностям

Другие похожие документы..