Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Методические рекомендации и программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономики и менеджмента» Красноярского филиала МЭСИ «02» сентября ...полностью>>
'Документ'
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла курочка со своими детками – цыплятками. Давайте угостим их зёрнышками .(Раздаёт карточки). Цыплёнок и...полностью>>
'Доклад'
Средняя школа № 3 города Фурманов была открыта в 1937 году в здании по улице Набережная, д.10. В годы войны школа размещалась в помещении Красного уг...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре сердечно-сосудистой, торакальной хирургии и трансфузиологии государственного образовательного учреждения дополнительного ...полностью>>

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные подходы к психологической коррекции эмоциональных нарушений младших школьников.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

  • повышение их активности и самостоятельности;

  • устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;

  • коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребёнка: психодинамический и поведенческий. К психодинамическому направлению коррекции относятся психоаналитический и гуманистически-ориентированный подходы.

Представители двух школ детского психоанализа – классического и фрейдовского – признают, что эмоциональные нарушения могут быть устранены, если дети добьются осознания их конфликта. Основной целью коррекции в рамках психодинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развёртывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционные техники: игра, арт-терапия. Авторами подчёркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основные задачи: 1) способствует развитию самовыражения у ребёнка; 2) коррегирует эмоциональный дискомфорт; 3) формирует саморегулирующие процессы.

В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит установление эмпатической связи психолога с ребёнком, полное принятие ребёнка и искренняя вера психолога в способности ребёнка, в его успехи. Например, V.M. Axline описывает следующие принципы игротерапии в рамках гуманистически-ориентированного подхода: 1) установление непринуждённых дружеских отношений с ребёнком; 2) принятие ребёнка таким, каков он есть; 3) добиваться того, чтобы ребёнок открыто говорил о своих чувствах; 4) понять чувства ребёнка, пытаться обратить его внимание на себя самого; 5) позволять ребёнку самому регулировать динамику игрового процесса; 6) вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью; 7) выполнять функцию «зеркала», в котором ребёнок видит самого себя. В рамках гуманистически-ориентированного подхода при работе с детьми с эмоциональными нарушениями широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств», арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия. Необходимым условием при использовании этих методов являются эмпатическая связь с ребёнком и принятие всех продуктов его творчества.

Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребёнком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих установок.

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описанный в работах В.И. Гарбузова, Д.Н. Исаева, А.И. Захарова.

В рамках данного подхода широко используются поведенческие методы: метод условно-рефлекторной терапии (автор – В.И. Гарбузов).

Широко используются суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов и методы семейной психокоррекции.

В рамках психолого-педагогических исследований разрабатываются и используются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.), групповые подвижные игры.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений относятся те методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. К ним относятся игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенные тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приёмы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учётом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Психологические, включающие в себя личностные характеристики ребёнка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений.

  2. Педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребёнка.

  3. Клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Важным является анализ специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребёнка. При внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребёнка. В практике выделяются три вида эмоциональных нарушений с учётом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состояния.

А.С. Спиваковская разработала систему психокоррекционной помощи детям с преневротическими состояниями, которые автор рассматривает как фактор риска возникновения невроза и подчёркивает, что «психическое развитие преневротика носит конфликтный, противоречивый характер, что находит своё отражение во всех сферах его психической жизни…Центральными фокусирующими сферами дисгармонии развития данной группы является сфера самосознания и самооценки и сфера переживаний ребёнком своих отношений с родителями». Спиваковская А.С. выделяет основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.

Основной целью диагностического блока является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребёнка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо проанализировать влияние этих факторов на формирование у ребёнка конфликта. При анализе причины конфликта у ребёнка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создаёт аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребёнка, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребёнка, дезорганизует его поведение.

Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности ребёнка. Целесообразно также использовать проективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга и др.

В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич разработан и апробирован специальный опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. При подборе шкал опросника автор использовала отдельные фрагменты ранее созданных диагностических методик: методики Й. Шванцара, И.К. Шац и др. Опросник заполняется педагогами или родителями. По каждой из шкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребёнка в настоящее время описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха. Методика позволяет получить количественные оценки по следующим факторам:

  • Фактор соматовегетативных нарушений (шкалы:3 – нарушение аппетита, 4 – потливость, 5 – недержание мочи, стула, 7 – жалобы ребёнка на самочувствие).

  • Факторы преневротических нарушений (шкалы: 1 – пониженное настроение, 2 – нарушение сна, 6 – вредные привычки, 8 – тревога и страха, 11 – неуверенность в себе, 12 – чрезмерная чувствительность к оценке, 13 – заикание, 14 – тики).

  • Фактор поведенческих нарушений (шкалы: 9 – нарушение двигательной активности, 10 – трудности общения со сверстниками).

Кроме того, подсчитывается общий показатель степени эмоционального неблагополучия ребёнка (СЭН). Минимальное значение 0 баллов, максимальное 3 балла (для шкал с 1 по 12). Шкалы 13 и 14 оцениваются по двухбалльной шкале (от 0 до 2 баллов).

Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей (ОДЭН)

  1. Пониженное настроение

    1. Настроение пониженное, часто плачет, раздражается без всяких на то причин

    2. Настроение пониженное, плачет, раздражается по любому поводу

    3. Настроение пониженное, плачет, раздражается, когда есть серьёзные причины

    4. Настроение ровное, не раздражается, редко плачет

  2. Нарушение сна

    1. Засыпает медленно и/или часто просыпается и двигается в постели, и/или встаёт неохотно всегда

    2. …часто

    3. …иногда

    4. Засыпает быстро, сон продолжительный без просыпания, встаёт бодро и охотно

  3. Нарушения аппетита

    1. Аппетит плохой и/или разборчив в еде всегда

    2. …часто

    3. …иногда

    4. Аппетит хороший, в еде неразборчив

4. Потливость

4.1. Общая потливость повышена днём и/или ночью

4.2. Ладони и/или голова потливы всегда

4.3. Ладони и/или голова потливы иногда

4.4. Ладони и голова не потливы

5. Недержание мочи и стула

5.1. Бывает недержание мочи и/или стула ночью и днём, почти каждый день

5.2. …часто

5.3. …иногда

5.4. Не бывает недержания мочи и стула

6. Вредные привычки

6.1. Грызёт ногти и/или сосёт палец и/или играет с какой-либо частью тела очень часто

6.2. …часто

6.3. …иногда

6.4. …никогда

7. Жалобы на самочувствие

7.1. Жалуется на боли в животе и/или в голове, и/или на тошноту, и/или на головокружение очень часто

7.2. …часто

7.3. …иногда

7.4. Не чаще, чем другие дети

8. Тревога и страхи

8.1. Часто выраженная тревога, страхи (по содержанию) с двигательным беспокойством или заторможенностью

8.2. Часто тревожится, легко пугается без выраженных внешних проявлений

8.3. Редкая тревога, страх, проявляющиеся только при действии неприятных факторов

8.4. Отсутствуют тревога и страхи

Содержание тревоги и страхов:

  • темноты

  • высоты

  • шума

  • животных

  • сказочных персонажей

  • чужих людей

  • одиночества

  • болезни, смерти своей и/или родителей

  • другие

9. Нарушение двигательной активности

9.1. Суетлив, излишне подвижен, плохо концентрирует внимание всегда

9.2. …часто

9.3. …иногда

9.4. Адекватно активен

или

9.1. Вял, заторможен, плохо концентрирует внимание всегда

9.2. …часто

9.3. …иногда

9.4. Адекватно активен

10. Трудности общения со сверстниками

10.1. Не стремится к общению и/или отходит от него из-за недостаточно доброжелательного отношения детей и/или отходит от общения, несмотря на доброжелательное отношение всегда

10.2. …часто

10.3. …иногда

10.4. …никогда

или

10.1. Стремится к общению, но его не хотят принимать и/или несмотря на обоюдное желание, контакты сопровождаются конфликтами всегда

10.2. …часто

10.3. …иногда

10.4. …никогда

11. Неуверенность в себе

11.1. Уклоняется от содержательных игр, проверки его реальных возможностей, боится неудачи всегда

11.2. …часто

11.3. …иногда

11.4. …никогда

12. Чрезмерная чувствительность к замечаниям и наказаниям

12.1. Всё воспринимает близко к сердцу и/или проявляет словесную или физическую агрессию всегда

12.2. …часто

12.3. …иногда

12.4. …никогда

13. Заикается

13.1. Да

13.2. Нет

14. Тики

14.1. Дёргает рукой, плечом или часто моргает

14.2. Нет

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

Важными при оценке эмоциональных особенностей ребёнка является анализ его отношений к членам семьи. С этой целью успешно используются рисуночные тесты, например, рисунок «Моя семья».

Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи по рисунку «Моя семья»

Оцениваемая характеристика

Баллы

  1. Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то члена семьи (мать, отца) вторым

  2. Рисует фигуру члена семьи около себя. Фигура может быть нарисована как влево, так и вправо (балл учитывается, если расстояние между ребёнком и фигурой не превышает ширины фигуры)

  3. Фигура члена семьи имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши, ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы, ступни.

  4. Фигура украшена больше всех остальных

  5. Для разукрашивания фигуры использовано наибольшее количество цветов

  6. Стиль рисования фигуры, деталей её одежды такой же, как в фигуре рисующего ребёнка

  7. Изображён физический контакт рисующего ребёнка с фигурой, их совместная деятельность

  8. Член семьи изображён только один

1

1

1

1

1

1

1

3

Оценка отрицательного эмоционального отношения ребёнка к членам семьи в рисунке «Моя семья»

Оцениваемая характеристика

Баллы

  1. Рисует фигуру члена семьи последней. Если последним рисует себя, балл не учитывается ни одному члену семьи

  2. Рисует фигуру далеко от себя или от других (расстояние превышает ширину фигуры)

  3. Фигуру рисующего ребёнка и члена семьи разделяет объект. Балл учитывается, если объект не включён в совместную деятельность

  4. Фигура члена семьи имеет наименьшее количество деталей

  5. Фигура украшена меньше всех остальных

  6. Фигура раскрашена меньше всех остальных

  7. Лицо и тело фигуры заштрихованы

  8. Член семьи на рисунке отсутствует

1

1

1

1

1

1

1

3

Для содержательного анализа конфликтов у детей целесообразно использовать детский апперационный тест, впервые предложенный L. Bellak, S. Bellak. Стимульный материал ДАТ состоит из десяти стандартных чёрно-белых рисунков. В качестве персонажей изображённых ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Методика представляется ребёнку в форме игры, в которой он должен рассказать, что происходит на картине, что делают животные, что предшествовало данной ситуации и что случится позже.

Полученные диагностические данные позволяют психологу найти дифференцирован-ные методы психологической коррекции. Процесс диагностики и коррекции – это единый процесс. На диагностическом этапе мы осуществляем первичную диагностику, а сам диагностический процесс должен продолжаться на последующих этапах психологической коррекции.

Установочный блок включает в себя главную цель – это формирование положительной установки ребёнка и его родителей на процесс занятия. Основными задачами этого блока являются:

  1. Снижение эмоционального напряжения у ребёнка.

  2. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребёнком.

  3. Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов коррекции.

  4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса.

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приёмы: это организации встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; организация весёлой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное место, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребёнок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребёнку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв.м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досягаемости ребёнка. Мебель должна быть твёрдой с деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребёнок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты должно быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может раздражать детей.

При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребёнка. А.А. Осипова предлагает три группы игрушек:

  1. Игрушки из реальной жизни.

  2. Игрушки, помогающие ребёнку отреагировать на агрессию.

  3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребёнка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

  1. Преодоление внутрисемейного кризиса.

  2. Изменение родительских установок и позиций.

  3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребёнка.

  4. Расширение сферы социального взаимодействия ребёнка.

  5. Формирование у ребёнка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа (А.С. Спиваковская, 1988).

1 этап – ориентировочный (2 – 3 занятия), где ребёнку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребёнка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

Психотехнические приёмы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

2 этап – реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехнические приёмы на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребёнок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.

Оценочный этап. При оценке эффективности психологической коррекции анализируются отчёты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоциональные реакции ребёнка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребёнка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребёнка до и после занятий целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, рисуночные тесты. Для оценки значимых межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями И.И. Мамайчук предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений, направленность конфликта и индивидуально-психологические особенности.

Желательно, чтобы возраст детей – участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Необходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7 – 8 человек. Опыт показывает, что группа должна быть закрытой. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжёлыми формами эмоциональных нарушений, например, с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

  • Придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий, в случае пропусков – предупреждать психолога);

  • Исключить опоздания;

  • Не обсуждать с ребёнком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие были занятия, как ребёнок их выполнял;

  • Все проблемы и претензии можно обсуждать только с психологом.

Очень важным является создание у родителей адекватной установки на психологическую коррекцию. Объяснять родителям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети принимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.

Важным является оценка групповой динамики, которая рассматривается как совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов группы друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени. Психолог в процессе занятий анализирует систему отношений детей, их установки, особенности эмоциональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: сплочённость группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о вопросах этиопатогенеза поведенческих расстройств у детей разных возрастных групп, об основных видах нарушения поведения у детей,
  2. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с зпр, воспитывающихся в условиях депривации 32 Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с зпр 32

    Методические рекомендации
    В рамках эмпирической работы проводилась психодиагностика пятнадцати детей младшего школьного возраста с с ЗПР, часть из которых составила котрольную группу (15 человек, воспитывающихся в семье и учащихся в СКОУ VII вида), а часть
  3. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике подросткового суицида г. Полевской 2010 г

    Методические рекомендации
    Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия
  4. Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития

    Методические рекомендации
    Данные рекомендации подготовлены для педагогов общеобразовательных школ, работающих в условиях интегрированного обучения учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
  5. Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями к возрастным особенностям

Другие похожие документы..