Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Советская историческая эпоха, закончившаяся где-то к 1991 году, ос­тавила после себя много нерешенных вопросов, загадок и просто неясных обстоятельст...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявленными к минимуму содержания дисциплины и в ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Шахтинском институте (филиале) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский...полностью>>
'Урок'
Что такое месть и что такое прощение… Слова всем хорошо знакомые. Каждый человек в своей жизни сталкивается с этими явлениями. Особенно актуальна проб...полностью>>

Что такое толерантность?

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

III Заключительная часть.

1. Ожидания «Праздничный салют» (5-7 мин).

Что интересного, важного вы вынесли из тренинга напишите на липких листочках в виде звездочек Если ваши ожидания осуществились, то мы увидим красивый праздничный салют в честь дружбы, взаимопонимания и мира между народами нашей Земли.

2. Подведение итогов, прощение.

Притча о гвоздях.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то поругается. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. Со временем он научился владеть собой, и количество забиваемых гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче научится владеть своими эмоциями, чем забивать гвозди.

Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал, что в этот день он не забил ни одного гвоздя.

Тогда отец велел сыну вытаскивать из забора по одному гвоздю, в тот день, когда он не потеряет самоконтроль и ни с кем не поссорится.

Проходили дни и со временем сын смог сказать отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец подвел сына к забору и сказал: «Ты хорошо ведешь себя, но посмотри, сколько дырок осталось… Забор никогда не будет таким, каким был когда-то».

Когда вы с кем-то ссоритесь и говорите ему что-то неприятное, вы оставляете у него такие же раны, как эти дыры от гвоздей. И раны остаются, невзирая на то, сколько раз потом вы попросите прощение. Словесные раны причиняют такую же боль, как и физические.

Не оставляйте на своем пути эти дыры. Не забивайте гвозди вражды, непонимания, и жестокости в души людей. Будьте толерантными.

ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ И УВАЖАТЬ ДРУГИХ»

ЦЕЛЬ: Показать значимость толерантности взаимодействия с другими, формировать навыки безоценочного общения.

ВРЕМЯ: 1 час 15 мин.

ПОНЯТИЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ: стереотипы общения, толерантное общение.

1. ИГРА-РАЗМИНКА «ЭМОЦИИ ПО КРУГУ» (10 мин.)

ЦЕЛЬ: Активизировать подростков к работе в группе. Развивать навыки невербального общения.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ:

Все участники тренинга садятся в круг, каждый по очереди с помощью

мимики передает какую-то эмоцию, все остальные один за другим ее

повторяют. Игра заканчивается, когда все участники передадут свои эмоции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- легко ли было показывать и передавать собственную эмоцию?

- тяжело ли было отображать чужие эмоции?

- что вы чувствовали, когда передавали позитивную эмоцию?

- а что — передавая негативную или нейтральную?

2. УПРАЖНЕНИЯ «ЯРЛЫКИ» (20-25 МИН.)

ЦЕЛЬ: дать возможность участникам почувствовать переживания, которые возникают во время общения, когда их заставляют действовать соответственно со стереотипами.

ОБОРУДОВАНИЕ: наборы картинок по количеству групп, наборы «корон».

На каждой «короне» должно быть написано одно из высказываний

- «Улыбайся мне»

- «Будь мудрым»

- «Корчи мне гримасою

- «Игнорируй меня»

- «Разговаривай со мной так, как будто мне 5 лет»

- «Подбадривай меня»

- «Говори, что я ничего не умею»

- «Жалей меня».

ХОД УПРАЖНЕНИЯ:

Учитель объединяет участников в группы по 5-7 человек. Каждому он надевает на голову «корону» таким образом, чтоб тот не видел, что на ней написало. После этого каждой группе дается задание в течении 10 мин. составить целую картинку из разрезанных кусочков, но обращаться во время работы к участнику своей группы нужно так, как написано на его «короче».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Чем в реальной жизни могут быть «короны»?

- Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?

- Как можно изменить чье-то представление о вас?

- Легко ли избавиться от ярлыка, когда он уже навешен?

3. ИНФОРМАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ «ТОЛЕРАНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (5 мин).

(Во время сообщения можно обратиться к плакату ((Качества и умения, важные для эффективного общения»)

4. УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД К СЛОВУ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» (5 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить подростков выражать свои чувства без оценок, недовольства, обид.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ:

В начале учитель предоставляет информацию об упражнении ((Я — сообщение»

После обсуждения информационного сообщения учитель объединяет участников в три подгруппы и предлагает (используя «Я-сообщение») обсудить или разыграть следующие ситуации.

- Твой младший брат разукрасил фломастером твои учебники.

- Твои друзья пошли в кино, а тебя не взяли с собой

- Мама ругает тебя за неубранную комнату.

Каждая группа предоставляет свои варианты разрешения приведенной ситуации, аргументируя их.

При этом желательно акцентировать внимание на использованных «Я— сообщениях»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Какие высказывания мы чаще всего используем в повседневной жизни? Тяжело ли вам было оперировать «Я-сообщением»?

- Почему это тяжело было делать?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 мин.)

Проводится в форме руководимого диалога.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- В чем достоинства безоценочного общения?

- Почему нужно стараться высказывать свои чувства «Я-сообщениями»?

- Какие задания были для вас более сложными?

- Что больше всего понравилось вам в этих упражнениях?

Психологический тренинг «Конфликты в нашей жизни»

Цель: выработка навыков поведения в конфликтных ситуациях, совершенствование умений предотвращать конфликты и конструктивно их решать.

Материалы: листы А4, А1 и А3, маркеры, стикеры, ножницы, скотч, плакаты: «Конфликт - это», «Алгоритм разрешения конфликта», карточки с ситуациями.

Время: 1 час

Ход тренинга

I Вступление

  1. Объявление темы и цели тренинга (2 мин).

Агрессивность, гнев, непримиримость… Конфликты закономерно входят в нашу жизнь. Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, планах и принципах жизнедеятельности, неизбежно возникают конфликтные ситуации.

Сегодня на тренинге мы поговорим о конфликтах, путях их предотвращения и влияние руководителя на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Для того чтобы начать работу мы с вами должны познакомиться, немного ближе узнать друг друга.

  1. Упражнение на знакомство«Мое профессиональное кредо» (5 мин).

Цель: познакомить участников друг с другом. Создать условия для эффективной работы.

Участника предлагается по очереди назвать свое профессиональное кредо.

  1. Повторение правил работы в группе (2 мин).

Цель: определить правила продуктивной работы группы во время тренинга, создать благоприятный психологический климат.

Для того чтобы достичь гармонии в работе, необходимо повторить правила работы, которыми будут руководствоваться участники.

  1. Упражнение «Ожидания» (5 мин).

Цель: Определить ожидания и получить обратную связь.

Участникам предлагается на липких листах несколькими словами написать свои ожидания от тренинга. Затем по очереди наклеить их на плакат, при этом озвучивая свои мысли.

- Я надеюсь, что ваши ожидания будут оправданы!

II. Основная часть.

  1. Мозговой штурм « Конфликт – это…» (2 мин.)

Участникам предлагается в течение нескольких минут ответить на вопрос «Что такое конфликт?». Все ответы фиксируются на нлакате.

  1. Работа в парах «Если конфликт – это…» (5 мин).

Участникам предлагается объединиться в пары. Каждая пара получает задание: изобразить в виде пиктограмм свои ассоциации, чувства, образы к слову «конфликт». Затем участники крепят свои пиктограммы на плакат.

Набор заданий:

  1. Если конфликт – это мебель, то какая?

  2. Если конфликт – это дерево, то какое?

  3. Если конфликт – это явление природы, то какое?

  4. Если конфликт – это техника, то какая?

  5. Если конфликт – это музыкальный инструмент, то какой?

  6. Если конфликт – это цветок, то какой?

  7. Если конфликт – это посуда, то какая?

  8. Если конфликт – это блюдо, то какое?

  9. Если конфликт – это литературное произведение, то какое?

  10. Если конфликт – это фрукт, то какой?

  11. Если конфликт – это овощ, то какой?

  12. Если конфликт – это животное, то какое?

Плакат

   

 конфликт 

   

Вывод: Итак, конфликты – столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов и т.д.

  1. Информационное сообщение «Психологическая сущность конфликта» (3 мин).

Цель: сосредоточить внимание участников на основных аспектах конфликта, дать объективную информацию.

Итак, конфликты (от лат. contictus) – столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов и т.д.

Основу любого конфликта составляет ситуация, которая включает противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу. Для того, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, задевая интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

- стороны (участники) конфликта;

- условия прохождения конфликта;

- образы конфликтной ситуации;

- возможны действия участников конфликта;

- выход конфликтной ситуации.

Существует 4 основных цикла конфликтов:

  1. внутриличностный;

  2. межличностный;

  3. внутригрупповой;

  4. межгрупповой.

По причинам возникновения конфликты можно классифицировать следующим образом:

  1. конфликты ролей – неадекватное выполнение социальных ролей;

  2. конфликты желаний – столкновение разных людей по отношению к их желаниям;

  3. конфликты норм поведения – столкновение ценностей, норм поведения, жизненного опыта людей в процессе общения и социального взаимодействия.

Конфликты играют не только негативную, но и позитивную роль в организации деятельности. Каким будет конфликт в каждой конкретной ситуации, зависит от умения руководителя управлять им.

8. Упражнение «Запрет говорить «нет» (7 мин.)

Когда мы говорим да, все наше тело тоже говорит «да» и расслабляется. Ответив несколько раз подряд «да» наш собеседник реально ощущает симпатию к нам, желание продолжать беседу.

Один из участников задает другому вопрос, на который нет утвердительного ответа. Другой участник должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не использовать «нет», «не» (например: «Не могли бы вы положить ноги на стол?» - «Боюсь, что это шокирует окружающих»).

9.Разминка « Газета » (5 мин).

10.Упражнение «Ситуации» (20 мин).

Цель: развить навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций, закрепить полученные знания.

Тренер предлагает участникам объединиться в 4 группы (по принципу времен года: зима, весна, лето, осень). Каждая группа получает карточку с конфликтной ситуацией.

Задание: прочитать ситуацию и назвать возможные пути выхода из нее.

Содержание карточек:

Ситуация № 1.

Родители учащихся жалуются директору на то, что руководитель часто оскорбляет детей, унижая их.

Ситуация № 2.

В коллективе конфликтуют 2 группировки педагогов. Каждая обращается к руководителю и просит, чтобы он стал на их сторону. Как поступить руководителю.

Ситуация № 3.

В трудовом коллективе возник конфликт по организации работы с одаренными детьми, часть коллектива считает, что в школе нет одаренных детей и работать не с кем. И эта работа прерогатива лицеев, школ с углубленным изучением предметов.

Ситуация № 4.

Во время тарификации педкадров учителя недовольны распределением учебной нагрузки, т.к. один имеет нагрузку 26 часов, другой 18, при этом у них одинаковый педстаж, одинаковая категория.

Вывод.

  1. Информационное сообщение «Стили поведения в конфликтной ситуации»

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного ее разрешения необходимо выбрать определенный стиль поведения. Существует пять основных стилей разрешения конфликта.

Стиль компромисса заключается в том, что люди сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой стороны.

Компромисс рекомендуется использовать в том случае, когда:

- необходимо срочно принять решение при недостатке времени и

информации;

- другие пути решения проблемы;

- обе стороны могут удовлетворять такое решение;, можно выиграть хоть что-то, а не потерять все;1

- обе стороны приводят убедительные доводы.

Кроме компромисса есть еще стала поведения в воде конфликта стиль конкуренции, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль уклонения.

Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и идет к разрешению конфликта своим собственным путем, не интересуясь остальными.

Стиль конкуренции актуален в тех случаях, когда:

- необходимо быстро принять решение, или вы пребываете в критической

ситуации, которая требует немедленного реагирования;

- важным является результат конфликта;

- есть достаточный авторитет и уверенность, что предлагаемое решение

наилучшее;

- подчиненные отдают предпочтение авторитарному стилю руководства;

- чувство, что выбора нет и Вам есть, что терять;

- необходимо навести порядок ради общего благополучия.

Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны.

Сотрудничество возможно в тех случаях, когда:

- конфликтующие стороны владеют равными властными полномочиями;

- есть время поработать над возникшей проблемой;

- одновременной целью обсуждения есть получение нового общего опыта

работы, получение необходимой информации;

- предложения обоих сторон важны

- стороны способны выслушать друг друга и вместе поработать над

разрешением конфликта.

Стиль уклонения реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои позиции, просто уходит от разрешения конфликта.

Уклонение рекомендуется использовать в тех случаях, когда:

- предмет разногласия не касается дел;

- подчиненные сами могут урегулировать конфликт;

- нет желания или возможности урегулировать конфликт в свою пользу;

- результат конфликта не. важный;

- возникла большая напряженность и необходимо ее ослабить.

Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Приспособление можно выбирать в тех случаях, когда:

- вас не беспокоит и не интересует случившийся конфликт;

- вы заинтересованы в хороших отношениях с конфликтующей стороной;

- вы понимаете, что в данном случае результат конфликта важен для другого

человека, чем для вас;

- вы надеетесь, что конфликт со временем сам разрешится за счет того, что

стороны будут поддерживать дружеские отношения.

12.Диагностика стиля поведения в конфликтной ситуации (10 мин).

Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

Инструкция: В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой).

1

А

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б

Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5

А

Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б

Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6

А

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б

Я стараюсь добиться своего.

7

А

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б

Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9

А

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б

Я предпринимаю шаги, чтобы добиться своего.

10

А

Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11

А

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и вопросы.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12

А

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

13

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14

А

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б

Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15

А

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моих позиций.

17

А

Обычно я стараюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18

А

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

А

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20

А

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21

А

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б

Я склоняюсь всегда к прямому обсуждению проблемы.

22

А

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б

Я отстаиваю свои желания.

23

А

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24

А

Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25

А

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27

А

Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Задание: По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответа с прилагаемым ключом, при совпадении начисляется 1 балл.

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

Интерпретация:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Классный час «что такое толерантность?» Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность»

    Классный час
    Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
  2. Урок мира «Что такое толерантность»

    Урок
    Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов,
  3. Что такое организм? Особенности организма. Системы организмов

    Документ
    обмен веществ по ведущей роли белков и нуклеиновых кислот, обеспечивающий гомеостаз организма – самовозобновление и поддержание постоянства его внутренней среды;
  4. Что такое диабет? (2)

    Документ
    Сахарный диабет – это состояние, характеризующееся повышением уровня сахара в крови. Современная классификация сахарного диабета, принятая Всемирной организацией здравоохранения, выделяет несколько его видов.
  5. Что такое личностно-ориентированное обучение?

    Документ
    «Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают

Другие похожие документы..