Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
*учебник - хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и ...полностью>>
'Анализ'
Основной целью проведения анализа финансового состояния ОДО «Интурсервис» (в дальнейшем Общество) является обоснование решения о признании структуры ...полностью>>
'Документ'
Все зерновые грузы делятся на три группы: злаки, бобовые и масличные. Физические свойства: сыпучесть, усадка, плотность, скважистость, теплопроводнос...полностью>>
'Документ'
Образование как социальное явление ориентировано на формирование личности, выполняет важнейшие функции социализации и профессионализации человека, по...полностью>>

Что такое толерантность?

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сценарий педсовета.

Начало: музыкальное выступление. Команда администрации поет песню «Мы начинаем педсовет»:

В нашей трудной Жизни.

В нашей жизни нет пустого места.

Если педагога но каникулы ушла опять.

Ты сегодня В зале,

В этом зале будет мыслям тесно,

Потому что Вместе

Мы любой Вопрос решим на «пять»

Мы начинаем редсовет –

для чего, для кого?

Чтоб В тьме проблем увидеть свет,

Хоть частичку его.

Для новых мыслей и идей

Нет границ, нет преград,

Увидеть и услышать их

Каждый рад, очень род.

Ведущий: Мы начинаем педагогический КВН и сегодня тема нашей игры – «Воспитание толерантности как условие повышения качество образования». Разрешите представить вам участников игры:

- м/о русского языка и литературы,

- м/о математики, физики, информатики,

- м/о естественных наук,

- м/о начальных классов,

- м/о иностранных языков,

- м/о искусства и технологии,

приветствуем команды участников.

Нашу игру будет оценивать жюри: экспертная комиссия (члены жюри) Очередность выступления команд определила жеребьевка, которая состоялась

на методическом совете:

1. Общественных наук.

2. Иностранных языков.

З. Искусства и технологии.

4. Начальных классов.

5. Русского языка.

б. Естественных наук.

7. Математики, физики, информатики.

- Итак, наш первый конкурс - домашнее задание, которое сегодня называется «Работа со словарем». Каждая команда должна объяснить и проиллюстрировать заданное словосочетание. Жюри оценивает выступление команд по 5-бальной системе (Выступление команд).

- Ведущий: Мы с вами увидели и услышали иллюстрацию словосочетаний, которое в переводе с английского языка можно понимать как толерантность (открываем слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

Ведущий: И теперь, когда это слово наконец-то появилось перед глазами, мы переходили к следующему конкурсу «Разминка». В течение 1 минуты каждая команда составляет и записывают на своем диете как можно больше слов из букв слова «толерантность». Жюри прибавляет по 1 баллу за каждое слово + дополнительный балл за самое длинное слово.

- Итак, время пошло! (засекается 1 минута, затем листы сдаются на стол жюри).

Ведущий: Основной формой обучения в школе является урок, который представляет собой неизменный по составу набор дидактико-коммуникативных средств учителя, используемых им, исходя из цели урок. Комфортное состояние ученика на уроке определяют невербальные или бессловесные средства коммуникативные пристройки - «сверху», «снизу», «наравне», при которых ученик может оказаться в позиции доминирования, подчинения, равенства. Они изображены на данной таблице:

Пристройки Позиции учащегося

Учитель «сверху» - ученики «снизу» Подчинение

Учитель и ученики в равных позициях Равенство

Ученики «сверху» - учитель «снизу» Доминирование

- Пристройки, очевидные стороннему наблюдателю, часто неясны самому участнику коммуникации, находящемуся в пристройке «сверху». Поэтому учителю совершенно необходимо узнать, какова доля времени на уроке, когда он, сам того не замечая, находится в пристройке «сверху», а ученики, следовательно, в вынужденной пристройке «снизу», вызывающей депрессию или агрессию.

- Поэтому наш следующий конкурс мы назвали ее высоты птичьего полета». Именно с этой высоты мы рекомендуем вам опуститься на наш КВН и взглянуть на план-конспект урока, в котором за 5 минут вам необходимо определить, сколько времени на уроке ученик находится в некомфортном состоянии - позиции «подчинения», в равной позиции и в «позиции доминирование» По истечении времени команда должна назвать З цифры по каждой позиции. Время пошло... (команды называют Время, жюри записывает).

Ведущий: А теперь пояснения по этому конкурсу дает представитель экспертной группы, которая анализировала этот урок с позиций комфортного состояния учащегося (анализ конспекта).

Ведущий: И теперь второй вопрос этого конкурса. - Что нужно изменить в уроке, чтобы изменить соотношение пристроек в сторону наиболее комфортной позиции ученика, командам дается еще 5 минут, надо, чтобы сделать в конспекте пометки и сдать их жюри (еще 5 минут и сдаем конспекты).

Ведущий Стиль образовательного общения учителя — ученика формируется из соотношения авторитарных и сотруднических техник учителя. Определением этого соотношения мы займемся после того, как будут рассмотрены коммуникативно-дидактические техники учителя на нашем следующем конкурсе, который мы назвали «СТЭМ». Каждая команда вытягивает название и разъяснение к.-д. техники и за 5-7 минут подготавливает выступление, демонстрирующее данный метод, используя его пояснение. Также вам необходимо определить, авторитарные техники вы представляете или это техники сотрудничества. Итак, мы начинаем наш следующий конкурс - СТЭМ (команды представляют свои выступления и определяют положение своей техники в таблице):

Авторитарные техники Техники сотрудничества

Пока жюри подводит итоги этого конкурса, определить возможные оптимальные стили образовательного общения в связи с возможностями учеников (на основании схемы «Состояние ученика и предпочтительные стили образовательного общения» - автор Левит М.В.)

Ведущий: Стиль образовательного общения, предлагающий самостоятельное изучение материала учеником при косвенном участии учителя предполагает также такую технику, как проектная деятельность, о которой нам сегодня расскажет …

Ведущий: Слово для подведения итогов нашего педагогического КВНа я предоставляю председателю экспертной комиссии (обсуждение, подведение итогов, награждение).

Психологический тренинг «ШАГ НАВСТРЕЧУ!»

Цель: показать значимость толерантности поведения во время взаимодействия с другими, закрепление знаний участников о компонентах толерантности, совершенствование умений толерантного общения.

Материалы: листы А4, А1 и А3, маркеры, стикеры, ножницы, скотч, плакаты: «Толерантность», «Пушка», «Карта Крыма», «Черты толерантной личности», карточки с набором семей.

Время: 1 час 30 мин.

Ход тренинга

I Вступление

  1. Объявление темы и цели тренинга (2 мин).

В современном мире существует много культур. Это диктует необходимость каждому человеку взаимодействовать с представителями других культур. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать. Существование в поликультурном социуме – проблема каждой личности, группы людей и отдельных институтов. Ее основой является толерантность как универсальный принцип человеческой жизнедеятельности.

Крым – яркий пример столкновения народов, этносов, культур и цивилизаций.

Сегодня Вы станете участниками психологического тренинга, целью которого является показать значимость толерантности поведения во время

взаимодействия с другими, закрепление знаний участников о компонентах толерантности, совершенствование умений толерантного общения.

  1. Упражнение на знакомство «Карта» (5 мин).

Цель: познакомить участников друг с другом. Создать условия для эффективной работы.

Заранее нарисованная карта Крыма вывешивается на доске. Участникам раздаются стикеры в виде домиков, на которых необходимо написать следующую информацию: Ф.И.О.,город (район),3 жизненных принципа (девиз).

После этого каждый участник проводит презентацию своего домика и наклеивает его на карту (свой город (район)).

  1. Принятие правил работы в группе (3 мин).

Цель: определить правила продуктивной работы группы во время тренинга, создать благоприятный психологический климат.

Для того чтобы достичь гармонии в работе, необходимо выработать правила работы, которыми будут руководствоваться участники.

Группа методом «Мозгового штурма» составляет правила эффективного взаимодействия, отвечая на вопрос: «- Что нужно сделать для того, чтобы работа группы была эффективна?», которые записываются на плакате «Правила».

Примерные правила: открытость, принцип «здесь и сейчас», не критиковать, активность, уважение, доверие, регламент, правило поднятой руки, обсуждение не человека, а проблемы, слушать и слышать, чувство юмора и др.

  1. Упражнение «Праздничный салют» (5 мин).

Цель: Определить ожидания и получить обратную связь.

Участникам предлагается на липких листах несколькими словами написать свои ожидания от тренинга. Затем по очереди наклеить их на плакат с изображением пушки, при этом озвучивая свои мысли.

- Я надеюсь, что ваши ожидания будут оправданы!

Вопрос: «Что дало нам это упражнение?»

Вывод: благодаря этому упражнению мы лучше узнали друг друга и разрядили атмосферу в группе.

II Основная часть.

  1. Упражнение «Барготы и Рутеры» (7 мин).

Цель: определить понятие предрассудка, объяснить, как возникают и развиваются непонимание и нетерпимость.

Ход упражнения.

  1. Существует страна Баргония, где живут Барготы и Рутрия – рутеры.

  2. Прочитать рассказ барготов.

  3. Предложить нарисовать портреты типичного баргота и рутера.

  4. Показать всем свои рисунки.

Вопросы для обсуждения:

- Как Вы думаете, что за люди рутеры?

Считаете ли Вы, что таковы все рутеры?

- Как Вы думаете, что за люди барготы? Считаете ли Вы, что таковы все барготы?

- Почему вы нарисовали барготов именно так? (рутеров).

- Почему вы решили, что барготы замечательные?

- Как Вы думаете, если бы каждая из групп составляла свое собственное описание, были бы эти описания одинаковыми?

Предрассудок – это мнение, часть неблагоприятное, о человеке или группе людей, которое формируется до знакомства с ним.

(написано Барготом)

Барготы живут в стране, которая называется Барготия. Эта земля находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргомии – замечательные люди. Дети там редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Барготии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми. Погода в Барготии не меняется. Круглый год – там тепло и солнечно, и дует легкий ветер.

Рутеры живут в другой стране Рутии. Эта страна находится в другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутии – очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга, а взрослые дерутся. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат, вместо того, чтобы работать. Погода в Рутрии всегда холодная, ветреная и дождливая.

Вывод: Конфликт нередко обостряется из-за различий во взглядах, недостаточного общения. Поняв чужую точку зрения и получив навыки общения, мы практически готовы к эффективному общению.

  1. Информационное сообщение «Что такое толерантность?» (7 мин)

Цель: сосредоточить внимание участников на основных аспектах толерантности, дать объективную информацию.

Интерес к толерантности как одной из сторон человеческой психики и социальной жизни появился сравнительно недавно.

Термин «толерантность» возник в прошлом тысячелетии. Современное понятие толерантности во многом связано с деятельностью философов XVI-XVII столетий, которые восстали против «терпения нетерпимости» и жестких религиозных столкновений. Последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. Английский философ Д. Локк поднял впервые вопрос о необходимости воспитания толерантности в «Очерках в терпимости 1667 года и в «Письмах о терпимости» 1685 года.

Наиболее важным результатом деятельности философов того времени было признание толерантности общей ценностью и компонентом мира и понимания между религиями, народами и другими социальными группами.

Сложность понимания понятия «толерантность» заключается в его разном значении в разных языках. Оно зависит от исторического опыта народов.

Tolerance (англ.) – готовность и способность быть терпимым, без протеста воспринимать личность;

Tolerance (франц.) – отношение, которое допускает, что другие могут думать либо действовать не так, как ты; уважение к свободе другого, его способу мышления, поведения, политическим и религиозных взглядов;

Tolerance (испан.) – способность признавать отличное от своих личных мыслей, мировоззрение;

Kuan rong (китайск.) разрешать принимать, быть по отношению к другим доброжелательными;

Tasamul (арабск.) – прощение, мягкость, милосердие, сочувствие, доброжелательность, терпимость;

В персидском – терпение, выносливость, готовность к примирению.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то.

В украинском языке существует два слова с подобным значением: «толерантность» и «терпимость». Чаще употребляют слово «терпимость». Оно означает способность, умение мирится с другим мнением.

В последнее время понятие «толерантность» стало международным термином. Оно имеет содержание, в основе которого – общее значение данного слова в любом языке Земли.

Итак, толерантность (от лат. tolerantia – стойкий, терпимый, допускающий отклонения) – личностная черта человека, терпимое отношение к чужому мнению, религии, поведению, уважение достоинства и прав других людей; способность поставить себя на место другого человека. Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Генеральная Конференция ЮНЕСКО объявила 1995 год – годом толерантности и приняла Декларацию принципов толерантности, и день 16 ноября назван Международным Днем Толерантности.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности.

? Что же такое толерантность?

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово толерантность мы изобразили в виде солнца. Давайте, изобразим Ваши ответы в виде лучиков.

3. Игра «Товарищеский суд» (15 мин.)

Цель: упражнять участников в разрешении конфликтных ситуаций по принципу толерантности.

Участникам предлагаются проблемные ситуации для обсуждения в подгруппах. Группа играет роль товарищеского суда, который должен вынести «приговор» ситуации. Затем все участники тренинга обсуждают, был ли этот «суд» толерантным и можно ли быть толерантным в этой ситуации.

Ситуации:

1. В одном из старших классов школы, в котором обучаются представители разных национальностей, сложилась конфликтная ситуация: подрались мальчики. Причиной драки стал и «национальный вопрос». Взрослые – педагоги и родители – заняли разные позиции относительно участников и причин инцидента. Поскольку конфликт приобрел большого распространения и родители «потерпевшего» мальчика считают себя и своего ребенка обиженной, они подали компенсации физического и морального ущерба.

Какое решение принял товарищеский суд?

2. В одной из общеобразовательных школ вспыхнул конфликт из-за того, что классным руководителем 9-го класса был назначен преподаватель, который был членом секты «Свидетели Иеговы». Учитель на должном уровне проводил уроки, никогда не вел религиозные пропаганды. И, хотя, никаких других претензий к учителю не было, родители требовали от администрации «защитить» их детей от сектантки.

Какое решение принял бы товарищеский суд?

3. В детском оздоровительном лагере проходила смена для детей-инвалидов «Поверь в себя!». Рядом, в этом же лагере, проводили занятия в школе для одаренных детей, Одну из «одаренных» девочек родители забрали из лагеря, предъявляя претензии руководству лагеря за то, что девочка получила психологическую травму, поскольку каждый день видела больных детей. Они требовали наказать виновных за то, что не предприняли меры для того, что бы защитить группы детей одну от другой и даже не довели до родителей такое «опасное» соседство.

Какое решение принял товарищеский суд?

  1. Разминка «Встаньте рядом…».

  2. Игра «Толерантность» (15 мин.).

Цель: привить уважение к людям разных национальностей, закрепить навыки общения с представителями разных народов.

Участникам методом жеребьевки предлагаются карточки:

Чеченец-чеченка, еврей-еврейка, грузин-грузинка, негр - негритенка, китаец-китаянка, индус-индуска, француз-француженка, итальянец-итальянка, азербайджанец-азербайджанка, кореец – кореянка, грек – гречанка, татарин – татарка, русский – русская, украинец - украинка и др.

Представьте, что в этой роли Вы живете 1 месяц.

- Что в Вашей жизни изменилось?

- Что в Вашей жизни не изменилось?

- Как теперь к Вам относятся Ваши друзья?

- Что изменилось в Вашем характере?

- Чем вы можете помочь в жизни своего коллектива?

- Стесняетесь ли Вы своей новой роли?

После ответа на вопросы участники игры объединяются по парам и сравнивают свои ответы. Затем проходит коллективное обсуждение результатов. Подведение к выводу, что главное в общении с людьми чувство терпимости, уважения, какую бы мы не играли роль в жизни, в любой ситуации нужно, прежде всего, оставаться человеком.

  1. Работа в группах «Два мира» (15 мин).

Цель: обобщить представления участников о толерантном и интолерантном поведении, привести к выводу о необходимости жить по принципам толерантности.

Участники объединяются в 2 группы (по принципу день-ночь) и получают лист ватмана, фломастеры, газеты, журналы, ножницы, клей. Тренер говорит о том, что сегодня в каждой группе есть удивительная возможность и создать свой мир – «Мир толерантности» и «Мир интолерантности».

Обращая внимание на особенности качества и собственные желания, участникам предлагается создать коллаж своего мира, своей страны и назвать его. На протяжении 10 мин группа работает над созданием коллажа.

Затем представитель от группы представляет коллективные наработки.

Обсуждение.

Вывод: сравнив два противоположных мира, мы наглядно видим, что человек, живущий в мире добра, взаимопонимания, терпимости и людьми разных религий, наций, культур чувствует себя личностью, которая может раскрыть все свои лучшие качества, может принести пользу своему народу, окружению. Человек, живущий в толерантном мире, по-настоящему счастливым и дарит это счастье, любовь окружающим его людям.

  1. Диагностика «Что означает быть толерантным» (15 мин).

Участникам раздаются анкеты с чертами толерантной личности. Такой же набор качеств написан на плакате. По результатам всех анкет формируются представления группы о толерантной личности.

Анкета «Черты толерантной личности»

Черты толерантной личности

Черты, которые есть у меня

3 главные черты толерантной личности

Представление группы о толерантной личности

Интерес к людям

Умение слушать

Эмпатия

Терпимость

Альтруизм

Тактичность

Чувство юмора

Уважение других

Отказ от давления и насилия

Признание прав других

Принятие других такими, какие они есть

Взаимопонимание

7. Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:

- И мира тоже.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Классный час «что такое толерантность?» Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность»

    Классный час
    Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
  2. Урок мира «Что такое толерантность»

    Урок
    Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов,
  3. Что такое организм? Особенности организма. Системы организмов

    Документ
    обмен веществ по ведущей роли белков и нуклеиновых кислот, обеспечивающий гомеостаз организма – самовозобновление и поддержание постоянства его внутренней среды;
  4. Что такое диабет? (2)

    Документ
    Сахарный диабет – это состояние, характеризующееся повышением уровня сахара в крови. Современная классификация сахарного диабета, принятая Всемирной организацией здравоохранения, выделяет несколько его видов.
  5. Что такое личностно-ориентированное обучение?

    Документ
    «Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают

Другие похожие документы..