Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, Д...полностью>>
'Конкурс'
Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайн...полностью>>
'Документ'
 Международная Специализированная Выставка "Индустрия пива и безалкогольных напитков - 2012"  это единственное профессиональное мероприятие...полностью>>
'Автореферат'
КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ОСЛОЖНЕННОЙ СОЧЕТАННОЙ КАРДИО-ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ У МУЖЧИН И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОД...полностью>>

Особенности соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и группы Всемирного банка

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

На правах рукописи

МУЛЮН Владислав Николаевич

Особенности соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и группы Всемирного банка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Специальность 12.00.10 - Международное право. Европейское право

МОСКВА

2009

Работа выполнена на кафедре международного права Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации

 

Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор,

Черниченко Станислав Валентинович

Официальные оппоненты

доктор юридических наук,

Лабин Дмитрий Константинович

кандидат юридических наук, доцент,

Луткова Оксана Викторовна

Ведущая организация

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Защита состоится "27" февраля 2009 г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д.209.001.03 при Дипломатической академии МИД РФ по адресу: 119992, г. Москва, Остоженка 53/2 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.


 

Автореферат разослан "26" января 2009 г. 


 

Ученый секретарь  
диссертационного совета                __________________ А.А. Моисеев  

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы связана с усиливающимися процессами международной экономической интеграции, влияющими на развитие международного экономического права, и высокой ролью межгосударственных экономических организаций, что в свою очередь определяет высокую значимость исследования вопросов их деятельности.

Усиление роли межгосударственных экономических организаций в значительной степени осложнило разрешение вопросов, давно поставленных в теории и практике международного права, в частности, одного из главных – о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права.

Это произошло, в том числе, потому, что межгосударственные экономические организации в своей деятельности повседневно работают с вопросами, традиционно относившимися к сфере исключительной национальной компетенции государств – вопросами экономической, финансовой политики, регулирования импорта и экспорта, установления таможенных пошлин, налогов, валютных курсов и т.д. Более того, для решения поставленных задач в указанных сферах, межгосударственные экономические организации влияют на решения государств даже в сфере внутренней институциональной структуры, включая построение внутренних процедур бюджетирования, функционирование систем налоговых и судебных органов и т.п.

Все это с неизбежностью влечет более тесное взаимодействие международного и внутригосударственного права, которые непосредственно регулируют вопросы, попадающие в поле зрения межгосударственных организаций. При этом, зачастую, такое взаимодействие носит латентный характер, ставший возможным именно в связи с деятельностью межгосударственных организаций, в том числе, экономических. Ситуация усугубляется тем, что межгосударственные организации выступают в качестве производных субъектов международного права, в которых реализуются интересы отдельных государства и их групп. В связи с этим, международные организации довольно часто транслируют интересы отдельных государств в области международного права, а также являются инструментом воздействия одних государств на другие.

Поскольку деятельность государств на современном этапе подчиняется их внутригосударственному праву, а также находится под влиянием принятых на себя государствами международно-правовых обязательств, учитывая, что международные организации сами являются субъектами международного права и, при этом, повседневно сталкиваются с вопросами внутригосударственного права государств-членов (в т.ч. с вопросами его толкования и применения), процесс взаимодействия международного и внутригосударственного права в деятельности межгосударственных организаций является многогранным и достаточно сложным, требующим пристального внимания со стороны научных кругов.

Диссертантом осуществлен анализ особенностей соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности всемирных межгосударственных экономических организаций (далее – ВМЭО): Международного валютного фонда (далее – МВФ), Всемирной торговой организации (далее – ВТО) и организаций группы Всемирного банка (в группу Всемирного банка входят Международный банк реконструкции и развития (далее – МБРР), Международная ассоциация развития (далее – МАР), Международная финансовая корпорация (далее - МФК), Международное агентство по гарантиям инвестиций (далее – МАГИ), а также Международный центр урегулирования инвестиционных споров (далее – МЦУИС)).

Выбор данных организаций для исследования автором обусловлен рядом обстоятельств.

МВФ, организации группы Всемирного банка и ВТО являются наиболее влиятельными всемирными межгосударственными организациями финансово-экономической направленности, в рамках которых осуществляется взаимодействие значительного числа разнородных по уровню экономического развития государств.

Следует отметить, что внимание в настоящем исследовании сосредоточено на трех организациях группы Всемирного банка – непосредственно Всемирном банке (в него входят МБРР и МАР) и МЦУИС. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

МФК, являясь межгосударственной экономической организацией, тем не менее финансирует проекты частного бизнеса (МФК инвестирует в предприятия, контрольные пакеты акций которых принадлежат представителям частного сектора). В деятельности МФК основную роль играют частноправовые вопросы. Данная организация во многом ведет себя как коммерческая корпорация, в связи с чем вопросы соотношения международного публичного права и внутригосударственного права не столь значимы в её деятельности.

МАГИ предоставляет инвесторам и кредиторам страхование (гарантии) от политических рисков (покрывающее экспроприацию, нарушение договорных обязательств, ограничения на перевод валюты за границу, а также войны и гражданские беспорядки), оказывает им помощь в урегулировании инвестиционных споров (путем предоставления юридической помощи и посредничества) и содействует развивающимся странам в привлечении и удержании частных инвестиций. Таким образом, МАГИ также в значительной мере сталкивается с вопросами частного права, а вопросы соотношения международного публичного и внутригосударственного права проявляются в её деятельности в незначительной степени.

Напротив, в ходе исследования диссертантом определено, что процессы взаимодействия международного и внутригосударственного права в деятельности Всемирного банка и МЦУИС идут весьма активно, вопросы соотношения норм указанных правопорядков играют важную роль в работе данных организаций.

Следует оговориться, что МЦУИС, входящий в группу Всемирного банка, является одним из наиболее авторитетных международных механизмов по разрешению экономических споров, и хотя в его рамках рассматриваются споры между государством и иностранным инвестором, МЦУИС, являясь межгосударственной организацией, рассматривает, также как и, к примеру, Орган по разрешению споров ВТО (далее – ОРС ВТО), вопросы соотношения внутригосударственного и международного права.

Также необходимо отметить, что в части анализа соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности Всемирного банка применительно к России автор говорит только об МБРР.

Дело в том, что в настоящее время деятельность МАР не имеет существенного прикладного значения для России, поскольку с одной стороны Российская Федерация не является беднейшим государством, и, соответственно, получателем экономической помощи МАР, вследствие чего внутригосударственное право Российской Федерации не находится под воздействием деятельности МАР, а с другой стороны, Российская Федерация как страна-донор для нужд МАР занимает весьма незначительную долю в финансировании активов этой организации, в связи с чем поведение Российской Федерации не оказывает существенного влияния на деятельность МАР.

Что касается МЦУИС, то в главе посвященной Российской Федерации его деятельность в настоящее время не может быть рассмотрена. Хотя возможность передачи в данную организацию инвестиционного спора предусмотрена в ст. 8 "Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством о поощрении и взаимной защите капиталовложений", утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 N 456, а также рядом международных соглашений, заключенных Российской Федерацией, к настоящему моменту споры с участием РФ или российских инвесторов МЦУИС не рассматривались. Это, однако, не означает, что подобные споры не будут переданы в МЦУИС в будущем, а потому анализ его деятельности, проведенный во второй главе настоящей диссертации, может быть вполне полезен для практического применения в будущем.

Рассматриваемые организации имеют свои особенности соотношения международного и внутригосударственного права в их деятельности. МВФ и Всемирный банк для целей настоящего исследования наиболее интересны с точки зрения влияния их рекомендательных норм на поведение государств во внутригосударственной сфере. ВТО в рамках настоящего исследования представляет интерес с двух позиций: как организация, соглашения, действующие в рамках которой и являющиеся по своей правовой природе международными договорами, влияют на внутригосударственное право (с присущими ВТО особенностями), а также в связи с существованием в её рамках механизма разрешения споров (ОРС ВТО). МЦУИС, наряду с ОРС ВТО, интересен с точки зрения применения международного и внутригосударственного права при разрешении соответствующих споров.

Степень разработанности темы.

В советский и постсоветский период вопросам деятельности международных организаций было посвящено значительное число исследований (см. главу I). Вместе с тем, большая их часть была посвящена деятельности ООН по неэкономическим вопросам. Поскольку СССР не участвовал в деятельности МВФ, Всемирного Банка и не подписал ГАТТ, связанные с ними вопросы исследовались недостаточно. Начиная с 90х годов в России стали появляться исследования по вопросам межгосударственных экономических организаций, однако, они, в основном, касались их структуры и деятельности без подробного глубокого анализа особенностей взаимодействия международного и внутригосударственного права (исключение составляет, пожалуй, только ЕС). Напротив, зарубежная наука международного экономического права ушла достаточно далеко в анализе вопросов взаимодействия международного и внутригосударственного права в деятельности межгосударственных экономических организаций.

Вместе с тем, традиционно зарубежные точки зрения на вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права не совпадают с отечественными, в том числе, в области международного экономического права.

Научная новизна. Настоящее исследование является первой попыткой комплексного исследования существующих особенностей соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности ведущих всемирных межгосударственных экономических организаций. Несмотря на то, что в литературе уже рассматривались как вопросы деятельности анализируемых организаций, так и различные аспекты соотношения международного и внутригосударственного права (развитие этих концепций отражено в диссертации), проблема такого соотношения применительно к деятельности этих международных организаций детально не исследовалась. Исследование содержит собственные теоретические выводы диссертанта относительно данной проблемы, подкрепленные практическими материалами, многие из которых впервые стали объектом исследования в отечественной науке международного права. На основе проведенного анализа автором уточнен и развит понятийные аппарат, выработаны научно-обоснованные общетеоретические рекомендации по совершенствованию международного права.

Объектом настоящего исследования является деятельность ВТО, МВФ и организаций группы Всемирного банка.

Предметом настоящего исследования являются особенности соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности ВТО, МВФ и группы Всемирного банка.

Методы исследования обусловлены областью исследования, включают диалектический метод, формально-юридические методы (нормативно-догматические), конкретно-социологические методы, логические принципы анализа, синтеза, абстрагирования и конкретизации, сравнительный метод для сопоставления международных и внутригосударственных элементов анализа.

Целью исследования является выявление и правовая квалификация особенностей соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности ВТО, МВФ и организаций группы Всемирного Банка.

Для достижения поставленной цели диссертантом решаются следующие научные задачи:

- выделить из общего массива российской и зарубежной научной литературы исследования, непосредственно затрагивающие объект исследования;

- изучить международные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность анализируемых ВМЭО и создающиеся в её рамках, а также иные, не нормативные международные документы, играющие важную роль в деятельности этих ВМЭО на современно этапе (в том числе, образующиеся в процессе такой деятельности).

- проанализировать деятельность ВТО, МВФ, организаций группы Всемирного Банка и найти точки соприкосновения указанных ВМЭО и государств по вопросам, регулируемым международным или внутригосударственным правом.

- изучить современные аспекты влияния международного экономического права на внутригосударственные правовые системы посредством деятельности рассматриваемых ВМЭО в процессе регулирования межгосударственных экономических отношений;

- определить степень влияния анализируемых ВМЭО на экономическую составляющую суверенитета государств в современных условиях и правовые последствия такого влияния;

- определить особенности соотношения международного и внутригосударственного права в связи с деятельностью ВТО, МВФ, организаций группы Всемирного Банка.

- определить проблемы, существующие в правовом поле Российской Федерации в связи с обозначенными выше вопросами в рамках интеграции России в международное экономическое пространство посредством участия в деятельности указанных ВМЭО и предложить пути их решения.

Теоретическую базу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных правоведов. В их числе труды
Л.П. Ануфриевой, К.А. Бекяшева, В.И. Блищенко, Г.М. Вельяминова,
А.С. Гавердовского, В.В. Гаврилова, Б.Л. Зимненко, А.А. Ковалева,
Р.А. Колодкина, С.А. Малинина, А.А. Моисеева, В. Моравецкого,
Г.И. Морозова, Р.А. Мюллерсона, А.В. Сеидова, Ю.А. Тихомирова, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаевой, В.М. Шумилова и др.

Рассмотрение поставленных в работе вопросов было бы невозможно без использования результатов зарубежных исследований, таких как
А. Кассис, Р. Хиггинс, А. Ловенфельд, Й. Дельбрюк, А. Коэн, Д.Карро,
П. Жюйар и др.

Нормативной основой настоящего исследования явились международные договоры, а также внутригосударственное законодательство отдельных государств, прежде всего России.

Эмпирической основой диссертационного исследования послужила правоприменительная практика рассматриваемых ВМЭО и государств, а также практика применения рекомендательных актов анализируемых ВМЭО, не относящихся к международно-правовым актам.

Достоверность научных положений исследования обеспечена путем всестороннего объективного анализа теоретических и практических вопросов, касающихся соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности ВМЭО, подкреплением научных выводов автора нормативно-правовыми, правоприменительными, статистическими и иными релевантными материалами.

На защиту выносятся следующие основные научные положения:

1. В результате взаимодействия международного и внутригосударственного права в деятельности ВТО, МВФ, Всемирного банка и МЦУИС, внутригосударственное право в ряде случаев претерпевает изменения, которые не произошли бы в нем без активной деятельности указанных ВМЭО. При этом данные ВМЭО оказывают воздействие, прежде всего, на внутригосударственное право, регулирующее экономические отношения.

2. ВТО, МВФ, Всемирный банк и МЦУИС влияют на формирование и развитие внутригосударственного права, регулирующего экономические отношения, тремя путями:

- ВТО - путем создания государствами под эгидой данной организации международно-правовых соглашений, которые государства обязуются исполнять и контроля организации за исполнением обязательств государствами, в том числе за соответствием внутригосударственного права членов и практики его применения положениям договоров, путем использования процедуры разрешения споров. При этом осуществление контроля организации за выполнением государствами принятых на себя обязательств по международным договорам осуществляется в сферах, традиционно относившихся к внутренней компетенции государств.

- МВФ и Всемирный банк - путем создания, признания и применения рекомендательных актов, которые имеют косвенное воздействие на правовое регулирование государствами-членами экономических отношений. Данные организации используют свой международный статус и финансово-экономические рычаги влияния для поощрения реализации государствами рекомендательных норм ("косвенное предправо").

- МЦУИС и ВТО (в лице ОРС ВТО) - путем толкования внутригосударственного права, причем такое толкование может расходиться с толкованием своего права самим государством в лице его органов, но учитывается государствами в последующем и может приводить к изменению внутригосударственного права во избежание неблагоприятных международно-правовых и экономических последствий, т.е. влияет на дальнейшее правотворчество и нормотворчество государств.

3. Термин "мягкое право" не является корректным для обозначения рекомендательных норм ВМЭО. При этом, для обозначения рекомендательных норм стандартов и кодексов поведения МВФ и Всемирного банка предлагается термин "косвенное предправо", под которым понимаются положения данных рекомендательных актов, которые будучи созданными на уровне межгосударственной организации реализуются во внутригосударственном праве, которое изменяется под их воздействием. Для обозначения процесса изменения внутригосударственного права под воздействием рекомендательных норм указанных ВМЭО предлагается термин "реализация", под которым понимается процесс создания (изменения, отмены) норм внутригосударственного права под влиянием положений рекомендательных актов ВМЭО. При этом, использование терминов, обозначающих процесс создания (изменения, отмены) норм внутригосударственного права под воздействием норм международного права (имплементация, трансформация и т.п.) в данном случае неоправданно в связи с отличной природой рекомендательных норм данных ВМЭО.

4. По результатам проведенного анализа статистических и иных эмпирических данных выявлено отсутствие констатируемого во многих зарубежных источниках всеобщего следования государств рекомендательным нормам, выработанным или признанным МВФ и Всемирным банком. Вместе с тем, МВФ и Всемирный банк, на практике, ставят достижение благоприятного для государства результата в зависимость от реализации рекомендательных норм во внутригосударственной сфере, что невозможно без соответствующего изменения внутригосударственного права.

5. Решения ОРС ВТО не обязательны для государств в части их исполнения, являясь, таким образом, рекомендательными. Однако, государства обязаны устранить выявленные ОРС ВТО нарушения на основе Марракешского соглашения о ВТО. На практике государства в большинстве случаев приводят свое внутреннее право в соответствие с соглашениями ВТО, устраняя, таким образом, выявленные ОРС ВТО нарушения международных обязательств. Практика ОРС ВТО оказывает не только корректирующее, но и сдерживающее влияние на внутригосударственное правотворчество.

6. В практике МЦУИС отсутствует единый подход к решению вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права: одни трибуналы рассматривают их как самостоятельные правопорядки, другие же, напротив, как взаимосвязанные системы, причем внутригосударственное право носит подчиненный характер. Третьи придают внутригосударственному праву лишь значение фактического обстоятельства. При этом во всех случаях трибуналы свободны при разрешении спора толковать внутригосударственное право по своему усмотрению. Подобная ситуация ведет к правовой неопределенности, поскольку лица, участвующие в рассмотрении спора, не могут достоверно предположить, какую позицию займет трибунал при рассмотрении конкретного спора.

7. В ВТО объем обязательств вновь вступающих в организацию государств значительно выше объема обязательств, принятых на себя первоначальными членами организации.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что диссертант впервые осуществил комплексный научный анализ деятельности наиболее влиятельных всемирных межгосударственных экономических организаций на современном этапе в разрезе толкования и применения ими международного и внутригосударственного права как взаимодействующих правопорядков. При этом диссертантом проведен научный анализ наиболее проблемных аспектов соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности указанных ВМЭО, влияния деятельности рассматриваемых ВМЭО на внутригосударственное право в процессе создания международно-правовых и рекомендательных норм, контроля за их трансформацией, реализацией и исполнением государствами. Результаты проведенного диссертантом анализа будут способствовать лучшему понимаю процессов воздействия ВТО, МВФ, и группы Всемирного банка на поведение государств, что особенно важно в свете расширяющегося участия Российской Федерации в международной экономической интеграции.

Практическая ценность результатов исследования обусловлена возможностью практического использования положений и результатов настоящего исследования сотрудниками государственных органов Российской Федерации, сталкивающимися с вопросами деятельности ВТО, МВФ, и группы Всемирного банка, судьями при рассмотрении вопросов юридической силы и соотношения международно-правовых и не правовых актов рассматриваемых ВМЭО, толкования указанными ВМЭО внутригосударственного права Российской Федерации. Отдельные выводы и рекомендации настоящего исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательной, нормотворческой и правоприменительной практики в Российской Федерации.

Дидактическое значение. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы преподавателями при чтении лекций и проведении семинарских занятий в рамках курсов "Международное публичное право", "Международное экономическое право", "Право международных организаций", подготовке методических рекомендаций студентам, студентами юридических вузов при подготовке к семинарским занятиям в рамках соответствующих курсов, написании докладов, курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена и одобрена на кафедре Международного права Дипломатической академии МИД России. Основные положения, выводы и результаты исследования нашли свое отражение в ряде опубликованных автором научных статей, явились предметом выступления диссертанта на научно-практических конференциях. Кроме того, результаты исследования использовались автором при подготовке курса "Право международных организаций" в Нижегородском филиале Государственного университета – Высшая школа экономики и спецкурса "Право международных экономических организаций" в Государственном университете – Высшая школа экономики.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, и заключения.

II. Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, указывается ее методологическая основа, определяются цель, задачи, объект исследования, показана научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава – "Теоретические основы соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности межгосударственных экономических организаций на современном этапе" посвящена рассмотрению причин возникновения вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права в деятельности международных экономических организаций и теоретическим воззрениям на эту проблему на данном этапе.

В первом параграфе (главы I) – "Межгосударственные экономические организации на современном этапе развития международных экономических отношений" – диссертант обосновывает вывод о высокой роли ВМЭО в международных экономических отношениях, отмечая, что в международной торговой системе, как нигде больше, заметен акцент на метод многостороннего регулирования.

Диссертант проводит классификацию решений межгосударственных экономических организаций на:

1) порождающие напрямую международно-правовые обязательства участвующих в них государств, в том числе решения правоприменительного характера.

2) рекомендательного характера, не являющиеся международно-правовыми актами или актами применения международного права, относящиеся к толкованию договоров и принципов международного права (в том числе посредством органов по разрешению споров), когда такое толкование не обязательно для государств (например в необязательных резолюциях).

3) рекомендательного характера, не связанные с толкованием международно-правовых актов, но рекомендующие определенное поведение государствам.

Во втором параграфе (главы I) – "Международная и внутригосударственная правовые системы: состав и система" диссертант рассматривает вопрос структуры международной и внутригосударственной правовых систем и характеризует их элементы, анализирует существующие точки зрения на данные вопросы. При этом международные организации характеризуются как институциональная основа международной правовой системы.

Автор приходит к выводу, что данные правовые системы, взаимодействуя, сохраняют свою обособленность, связанную с предметом правового регулирования: в отношении международного права – это правоотношения между государствами, а также с участием международных межгосударственных организаций и иных субъектов международного права, в отношении внутригосударственного права – правоотношения с участием физических лиц, организаций, а также государств и межгосударственных организаций, но уже как участников внутригосударственных правоотношений.

При этом точка зрения о совместном регулировании отдельных правоотношений международным и национальным правом представляется диссертанту необоснованной, поскольку невозможно логически осмыслить, чтобы один и тот же вопрос одновременно и совместно регулировался двумя правовыми системами, так же как на практике попытки одновременного применения международных и национальных норм создают путаницу, вызванную неправомерным смешением предметов правового регулирования.

В третьем параграфе (главы I) – "Развитие взглядов на соотношение международного и внутригосударственного права и состояние проблемы в эпоху глобализации" автор анализирует основные зарубежные и отечественные точки зрения по проблеме их соотношения и поддерживает точку зрения об обоснованности дуалистической модели. Диссертант не соглашается с возможностью существования комплексных норм. Кроме того, автор анализирует феномен глобализации и вопрос государственного суверенитета в связи с деятельностью ВМЭО. При этом диссертант поддерживает точку зрения, что вступление в международную организацию является способом реализации суверенитета посредством ограничения суверенных прав. Автор для обозначения всех форм согласования международного и внутригосударственного права принимает общий термин "трансформация", останавливается на вопросе трансформации решений международных организаций и обратной трансформации, в том числе, посредством этих организаций.

Диссертант считает, что термин "трансформация" не приемлем для обозначения реализации во внутригосударственной сфере норм т.н. "мягкого права", поскольку они международно-правовыми не являются, в связи с чем представляется возможным в данном случае использовать термин "реализация".

Вторая глава – "Особенности соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности ВТО, МВФ и группы Всемирного банка" посвящена деятельности анализируемых ВМЭО и конкретным аспектам взаимодействия международного и внутригосударственного права в их деятельности.

В первом параграфе (главы II) – "Влияние Всемирной торговой организации на внутригосударственное право" автор указывает, что Соглашения ВТО содержат 2 типа положений, регулирующих вопросы взаимодействия норм права ВТО и внутригосударственого права. Первый тип положений касается обязательности норм соглашений ВТО для государств-членов. Второй тип положений касается рекомендаций органов ВТО в отношении проводимой государствами политики и принимаемых ими законодательных и административных мер.

В первом подпараграфе (первого параграфа главы II) – "Влияние норм соглашений ВТО на внутригосударственное право" диссертант поддерживает точку зрения о том, что право ВТО выступает в качестве механизма унификации внутригосударственных правовых систем. При этом основы взаимодействия национального и международного права в рамках государств-членов ВТО установлены п. 4 ст. XIV Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994г.), в соответствии с которым каждый член обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых Соглашений.

Автор анализирует отдельные соглашения ВТО на предмет их соотношения с внутригосударственным правом государств-членов.

Диссертант приходит к выводу, что особенно для тех государств, которые хотят стать членами ВТО после завершения Уругвайского раунда, уровень принимаемых ими на себя обязательств по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) значительно выше, чем обязательства, принимавшиеся первоначальными членами ВТО.

Автор указывает, что другой договор - Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) напрямую ограничивает возможность для государств-членов ВТО применять указанные в нем меры на законодательном или правоприменительном уровне.

При оценке Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) автор указывает, что оно устанавливает минимальный международный стандарт правового регулирования интеллектуальной собственности на национальном уровне, национальные законы не должны противоречить ТРИПС, но конкретные пути выполнения обязательств по ТРИПС лежат в сфере исключительного суверенного усмотрения государств-членов ВТО. Диссертант анализирует текст ТРИПС и приходит к выводу, что ТРИПС содержит как обязательные, так и факультативные положения. Кроме того, автор указывает, что ТРИПС с одной стороны предусматривает права судебных органов государств-членов, а с другой стороны – устанавливает обязанность для государств в лице законодательных органов предоставить соответствующие права судебным органам этих государств.

По результатам исследования соглашений ВТО, диссертант приходит к выводу, что практически каждое соглашение содержит нормы о том, что государство вправе, а что не вправе предпринимать в рамках внутригосударственного правового регулирования экономической сферы. При этом многие соглашения ВТО родились под влиянием внутригосударственной практики развитых государств и представляют собой продукт обратной трансформации.

Во втором подпараграфе (параграфа первого главы II) – "Разрешение споров в рамках Всемирной торговой организации и внутригосударственное право" автор анализирует механизм разрешения споров ВТО как пример активного воздействия ВМЭО на право государств и систему оценки соответствия внутригосударственных законодательных и административных мер нормам соглашений ВТО.

Автор приходит к выводу, что механизм разрешения споров ВТО оказывает существенное влияние на внутригосударственное право, что подтверждается практикой имплементации рекомендаций ОРС, хотя такая имплементация не всегда является надлежащей. Несмотря на то, что рекомендации ОРС не обладают обязательной силой для государств-участников ВТО, в отношении которых они сделаны, государства имеют базовое обязательство по приведению и поддержанию в соответствии своих внутренних законов, иных нормативно-правовых актов и административных процедур в соответствии с соглашениями ВТО.

Диссертант заключает, что практика ОРС ВТО способна оказывать сдерживающее влияние на национальное право государств-участников.

По результатам анализа практики ОРС ВТО автор делает вывод о том, что внутригосударственное право и его применение рассматривается третейскими группами и Апелляционным органом как вопрос факта при оценке наличия нарушения государством его обязательств по охваченным соглашениям. При этом третейские группы и Апелляционный орган могут толковать национальное право государства иначе, чем его толкуют национальные органы либо выбрать одно из имеющихся национальных толкований, которое, на их взгляд, является более убедительным.

Во втором параграфе (главы II) – "Соотношение международного и внутригосударственного права в деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) группы Всемирного Банка" автор анализирует деятельность указанной ВМЭО и приходит к выводу об отсутствии единого подхода в практике МЦУИС к решению вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права: одни трибуналы рассматривают их как самостоятельные правопорядки, другие же, напротив, как взаимосвязанные системы, причем внутригосударственное право носит подчиненный характер. Третьи придают внутригосударственному праву лишь значение фактического обстоятельства. При этом, во всех случаях трибуналы свободны при разрешении спора толковать внутригосударственное право по своему усмотрению. В связи с этим, автор видит целесообразным выработку согласованной позиции государств-участников МЦУИС по вопросу применения и соотношения международного и внутригосударственного права в деятельности трибуналов Центра.

В третьем параграфе (главы II) – "Влияние "мягкого" права МВФ и Всемирного банка на внутригосударственное право" автор подробно анализирует точки зрения о содержании понятия "мягкое право" и приходит к выводу, что его содержание могут составлять только рекомендательные нормы международных организаций, не являющиеся правовыми. Сам термин "мягкое право" диссертант считает некорректным и предлагает использовать термин "предправо" или "косвенное предправо".

Примером таких норм в деятельности анализируемых ВМЭО являются стандарты и кодексы, принятые либо признанные МВФ и Всемирным банком.

Автор предлагает классифицировать воздействие стандартов и кодексов на внутригосударственное право по двум основаниям: во-первых, свободная реализация, во вторых - в различной степени принудительное применение, когда реализация определенных стандартов является условием (прямым или косвенным, официальным или неформальным) получения помощи (прежде всего финансовой) от международной организации.

Соответственно нормы добровольных стандартов и кодексов, не являясь обязательными для государств, могут приобретать обязательный характер для персонала международной организации при работе с государствами, что, в свою очередь вынуждает государства учитывать указанные нормы при работе с международной организацией и обеспечивать их применение во внутригосударственной сфере.

Таким образом, рекомендательность стандартов и кодексов компенсируется, зачастую, необходимостью их применения для достижения благоприятных для государства последствий.

Автору представляется, что в данном случае может иметь место нарушение порядка предоставления финансовой помощи, согласованного государствами в рамках международно-правовых норм. Фактически, предусмотренное международными правовыми нормами право государств ставится в зависимость от выполнения государствами формально не имеющих для них обязательного характера актов и относится на усмотрение должностных лиц международной организации, разрабатывающей такие стандарты. При этом сами стандарты и кодексы могут формулироваться под влиянием тех или иных правительств, заинтересованных в проведении другим государствами определенной финансовой и экономической политики.

Автор полагает, что порядок предоставления финансовой помощи и критерии, которые используются при решении вопроса о её предоставления, включая использование разработанных или признанных указанными организациями стандартов, должны быть согласованы государствами на международно-правовом уровне.

Диссертант по результатам анализа опросов и статистических данных приходит к выводу, что в настоящее время нет достаточных доказательств повсеместного выполнения государствами рекомендаций МВФ и Всемирного банка относительно применения стандартов и кодексов. Однако с усилением роли международных экономических организаций в мировых экономических процессах, автор прогнозирует дальнейшее возрастание влияния международных добровольных стандартов и кодексов на поведение государств и их внутреннее право.

Третья глава – "Соотношение международного и внутригосударственного права в связи с деятельностью ВТО, МВФ и МБРР и правовая система Российской Федерации" посвящена анализу воздействия деятельности анализируемых ВМЭО на российское право.

В первом параграфе (главы III) – "Правовая система Российской Федерации и международное право: основные вопросы" анализируется вопрос взаимодействия международного и российского внутригосударственного правопорядка в связи с нормой ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Диссертант указывает, что сама Конституция ничего не говорит о силе актов межгосударственных организаций, и предлагает руководствоваться здесь следующими принципами: во-первых, те акты международных организаций, которые являются международно-правовыми и обязательность которых признана Российской Федерацией, являются обязательными для Российской Федерации и в случае наличия противоречий между ними и нормами внутригосударственного права Российской Федерации положения таких международно-правовых актов имеют приоритет. Акты международных организаций не обладающие статусом международно-правовых не влекут международно-правовых обязательств Российской Федерации, в том числе в части согласования внутригосударственного правопорядка с такими актами.

Во втором параграфе (главы III) – "Воздействие соглашений ВТО на российское право в связи с предстоящим вступлением России в ВТО" автор анализирует ход переговоров о вступлении России в ВТО и их результаты, а также выделяет изменения в законодательстве, которые были осуществлены в рамках процедуры присоединения России к этой ВМЭО, указывает на несоответствия российского законодательства и подзаконных актов нормам соглашений ВТО.

Диссертант заключает, что Российской Федерацией проведен целый ряд законодательных мероприятий, направленных на приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями соглашений ВТО, ряд мер ещё предстоит осуществить. При этом, осуществляя изменения во внутреннем законодательстве, Российская Федерация действует не в рамках международно-правовых обязательств, действия России с формально-юридической точки зрения являются односторонними.

В третьем параграфе (главы III) – "Влияние деятельности МВФ и МБРР на российское право" автор анализирует отчеты, подготовленные данными организациями в отношении соблюдения Российской Федерацией рекомендательных документов этих организаций (стандартов и кодексов). Диссертант приходит к выводу, что Российская Федерация является показательным примером реализации во внутригосударственном правопорядке рекомендательных норм указанных ВМЭО. Российская Федерация не только согласовывала с МВФ свою денежно-валютную политику, но и провела значительную работу по приведению своей экономической (прежде всего, финансовой) политики в соответствие со стандартами, принятыми МВФ и МБРР.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы и предложения.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы автора:

В журналах, включенных в перечень ВАК:

  1. Стандарты и кодексы МВФ и МБРР и внутригосударственное право// Право и государство: теория и практика, 2008, № 1. 0,5 п.л.

  2. Разрешение споров в рамках механизмов межгосударственных организаций и внутригосударственное право (на примере Органа разрешения споров ВТО и Международного центра урегулирования инвестиционных споров Всемирного Банка)// Право и государство: теория и практика, 2008,
    № 8, 0,5 п.л.

Иные публикации:

  1. Влияние деятельности всемирных межгосударственных экономических организаций на внутригосударственное право в условиях глобализации// Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Правовые проблемы укрепления российской государственности" (Томский государственный университет, Томск, 31 января - 2 февраля 2008 г.). Томск: Издательство ТГУ, 2008, 0,1 п.л.

  2. Влияние "мягкого" права международных организаций на внутригосударственное право (на примере стандартов и кодексов поведения Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда)// Материалы IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация" (Государственный университет – Высшая школа экономики, Москва, 1-4 апреля 2008 г.,). М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2008. 0,6 п.л.

  3. Теоретические и практические проблемы реализации ответственности государства за принятие и применение внутригосударственных нормативно-правовых актов в нарушение обязательств, принятых в рамках соглашений Всемирной торговой организации// Материалы VIII международной студенческой научной конференции "Проблемы ответственности в праве" (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 21-23 марта 2008 г.). Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2008, 0,2 п.л.

  4. Взаимодействие права ВТО и внутригосударственного права (на примере ТРИПС)// Материалы Всероссийской научно-практической конференции: "Интеллектуальная собственность и экономическое развитие регионов: проблемы права и правовой политики в первом десятилетии XXI – го века" (Государственный университет – Высшая школа экономики (Нижегородский филиал), Н. Новгород, 10 апреля 2008 г). Н. Новгород, 2008. 0,5 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всемирная торговая организация Мнения российских экспертов Официальные соглашения

    Документ
    Материалы систематизированы Региональным инновационным научно-образовательным центром ПГТУ под редакцией доктора технических наук, профессора В.М. Винокура.
  2. Всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения

    Лекции
    В данной лекции рассмотрены фундаментальные сдвиги в современном мировом хозяйстве, связанные с перерастанием его интернационализации в глобализацию и обострением общечеловеческих проблем.
  3. Международные организации в мировой политике Общая характеристика международных организаций

    Документ
    Международные организации – один из основных типов акторов мировой политики после государств. Прообразы современных международных организаций возникли задолго до нашего времени.
  4. Международное инвестиционное право: теория и практика применения

    Документ
    Вот уже более полувека понятие "иностранные инвестиции" манит воображение людей, мало сведущих в этой проблеме, да и целых народов, только что вышедших на историческую арену новейшего времени и представляющих себе такие
  5. Валютное регулирование в международном Трапезников В. А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. "Волтерс Клувер", 2004 г

    Документ
    Предисловие Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России выгодно: иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный потенциал; иностранные фирмы, строя

Другие похожие документы..