Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Петрунин В.В. / Об экономической оценке месторождений полезных ископаемых и установлении размеров платежей за пользование недрами при добыче углеводор...полностью>>
'Закон'
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" внесено большое количество изменений и дополнений. В данн...полностью>>
'Документ'
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищные услуги», именуемое в дальнейшем «Управляющая компания», в лице Генерального директора Сазанского Б...полностью>>
'Программа'
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настр...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С помощью словесного показа экскурсовод передает слушателям свое видение объектов зрительного ряда, свое понимание исторического, культурного, природного явления, с помощью своего рассказа переходит от изо­бражения вещей к изображению идей.

Это достигается популярностью изложения, создани­ем непринужденного контакта с аудиторией, иллюзией экспромта, импровизации, применением элементов теат­рализации. Экскурсовод должен учитывать уровень под­готовки группы экскурсантов к восприятию текста экс­курсии. Для этого он должен гибко подбирать доступные термины, манеру и стиль изложения, в зависимости от категории слушателей. Выразительность текста повыша­ется при включении в текст образных сравнений, стихо­творных строк, цитат.

При правильном осуществлении этого принципа у экскурсантов развивается речевая культура, обогащается словарный запас, запоминаются приемы грамотного про­изношения, расстановки ударений, развиваются интел­лектуальные умения, такие как анализ, синтез, обобще­ние, классификация, сравнение и т.д. А развитие интел­лектуальных умений также повышает познавательную активность.

Комплексное осуществление всех трех принципов дает возможность рассмотреть и познать экскурсионные объекты и весь предлагаемый зрительный ряд с различ­ных точек зрения: исторической, искусствоведческой, географической, этнографической и др. Это помогает экскурсанту обучиться многоаспектному, стереоскопиче­скому видению объектов окружающего мира. Экскурси­онный метод помогает получать знания в виде более ук­рупненных единиц информации, зримых и осязаемых, что является актуальным при резком возрастании потока информации в современном мире.

Экскурсионный метод испокон веков применялся в педагогическом процессе. И по сей день одной из функ­ций экскурсии является культурно-просветительная, а по отношению к учащейся молодежи эту функцию мож­но назвать образовательной. Три основных принципа экскурсионного процесса включают в себя основные принципы целостного педагогического процесса. Напри­мер, осуществление принципа локализации подразуме­вает выполнение принципов наглядности, культуросообразности, связи теории с практикой. Принцип моторности подразумевает выполнение принципов созна­тельности, активности, самодеятельности; сотрудничест­ва; коллективного характера воспитания и обучения, доступности; уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Принцип экскурсионного рассказа требует выпол­нения таких принципов образования, как научность, дос­тупность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой.

Экскурсионный метод познания дей­ствительности помогает освоить интелле­ктуальные умения, развивать творческие способности, преодолевать барьеры познавательной дея­тельности, развивает направленность личности на овладение знаниями и, в конечном итоге способствует воспитанию достойного гражданина своей страны.

Одной из примет нашего времени является активное обращение к изучению школьниками основ правовых знаний. Урочная и внеурочная практика изучения этого вопроса направлена на формирование навыков правового поведения и культуры, на получение знаний о правовых институтах общества, на помощь в защите собственных прав, которые в будущем позволят жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей, иметь опыт личной ответственности. Способность соотносить правовую норму, закрепленную в нормативных правовых актах, с конкретной ситуацией и видеть конкретное через призму нормы – это уникальная способность, возникающая именно в сфере права. Педагоги, занимающиеся с учащимися социально-значимым проектированием, отмечают, что дети далеко не всегда могут соотносить свои действия с нормативными правовыми актами, хотя теоретически знают их содержание. Одним из путей решения этого вопроса может стать исследовательская работа в сфере правоведения. Написание и защита исследовательской работы по этому направлению сформирует у школьников следующие качества:

- более глубокий интерес к правовым знаниям (различным отраслям права, законодательным актам, сравнительному правоведению и т.д.);

- умение работать с юридической литературой;

- способность к анализу социальных и правовых норм применительно к конкретным условиям их реализации и анализу своего собственного места и позиции в конкретной ситуации;

- систематические знания в сфере права, обеспечивающие актуализацию указанных способностей и составляющие основу социальных умений и навыков;

- коммуникативные способности, прежде всего, устную речь.

Таким образом, создание исследовательской работы можно рассматривать как способ формирования индивидуальных способностей учащегося, расширения его кругозора, развития креативных способностей и получения навыков социального функционирования.

3.5. Методика подготовки исследовательской краеведческой работы.

Существует три вида исследовательской работы учащихся: реферат, исследовательская работа и научно – исследовательская работа. К каждому виду предъявляются определенные требования, которые год от года ужесточаются при предъявлении на различных краеведческих конференциях и конкурсах учащихся. В 2009 году вышла в свет книга к.и.н. А.В. Контева (Алтайская государственная педагогическая академия) «Основы организации научно – исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению», в которой подробно изложены все аспекты данного вопроса.22 Учитывая проблемный характер получения этой книги на местах, мы постараемся на страницах этого издания еще раз изложить самые важные, на наш взгляд, моменты подготовки исследовательской работы, опираясь на данную книгу. Помимо этого, приведем требования к стендовой защите исследовательских работ.

Первый вид исследовательской работы – реферат. Это компилятивная работа, проведенная на основе одной или нескольких публикаций. Исследовательский момент заключается в умении подобрать литературу и выбрать из нее необходимую информацию, это начальный уровень исследовательской работы. Выполняя реферативную работу, школьник должен научиться следующему:

  1. Подбирать литературу по теме. На этом этапе большую помощь оказывает руководитель.

  2. Сопоставлять различные точки зрения, аргументы и критически оценивать факты. На основе изученной литературы школьник представляет точки зрения авторов и свой собственный взгляд на проблему. Как правило, эта позиция вовсе отсутствует в работах учащихся.

  3. Самостоятельно выстраивать логику исследования (структуру реферата), а не включать в текст выдержки из разных книг, иногда очень длинные и даже не осмысленные.

  4. Отбирать материал строго по теме исследования. Учащиеся должны уметь объяснять, почему взят именно этот материал, понимать его значимость.

  5. Формировать навык написания письменного текста. В реферате должен отражаться авторский стиль, логика изложения. Защищая свою работу на конференции, автор должен уметь объяснить любую фразу из своей работы.

  6. Уметь делать выводы. Каждая глава работы завершается краткими аргументированными выводами, вытекающими из текста главы.

Оценить владение материалом реферата просто: если школьник без опоры на текст не может рассказать его содержание, ответить на вопросы, значит он не владеет материалом и его работу нельзя отнести к исследовательской.

Любая исследовательская работа должна начинаться с реферативного изучения материала. Если учащийся не научится работать с литературой, грамотно перерабатывать ее, нельзя его привлекать к самостоятельному изучению источников и приступать к полноценному исследованию!23

Следующий вид исследовательской работы – собственно исследование, основанное на изучении исторических источников, как опубликованных, так и не опубликованных.

Развивающая цель исследовательской работы – научиться навыкам научного поиска. Занимаясь исследованием, школьник решает следующие задачи:

  1. Овладевает навыками самостоятельного поиска и анализа источников. Без источников невозможно полноценное историческое исследование, из них школьники получают первичную информацию, не окрашенную мнениями других авторов. Количество источников не имеет принципиального значения, нужно научиться из каждого добывать максимум информации, а не просто перечислять их своей работе.

  2. Учится на основе источников реконструировать прошлое (события, факты, обряды), что является обязательной составляющей любого исторического исследования. Исследовательские работы, написанные на основе источников (устных, архивных), разительно отличаются по характеру от тех, что написаны на основе литературы.

  3. Развивает навык создания авторского письменного сочинения (логика изложения, выводы). Если в реферате излагаются позиции других авторов, то в исследовании учащийся излагает собственную позицию с опорой на документы, этнографический, археологический материал, или устные источники. Здесь уместно предупредить юных исследователей и руководителей о распространенной ошибке: включении большого количества цитат из устных источников и других документов, тогда как необходимо провести и включить в исследование анализ источника, а сам материал вынести в приложение. Разумеется, при анализе невозможно обойтись без реферативного метода, т.к. необходимо сравнить, как изучаемые факты представлены в литературе.

Научно – исследовательская работа. Научное исследование – это развитие интеллектуальных навыков. Меняются задачи, стоящие перед школьником:

  1. Объяснение исторических процессов через определение причинно-следственных связей и закономерностей.

  2. Авторская реконструкция и интерпретация исторических событий.

  3. Формирование собственной позиции по проблеме, ее аргументация и доказательность.

Научное исследование невозможно без серьезной общеисторической базы, исследовательские работы учащихся страдают именно отсутствием этой базы. Рассматриваются факты местной истории вне контекста исторического процесса, не соотносятся с событиями в истории страны. Это приводит к поверхностному изучению проблемы. Особенно это касается работ по истории населенных пунктов, когда учащиеся берут хронологический период до 250 лет и, как правило, не могут связать факты своей истории с историей не только страны, но даже края. Еще более показательный пример – история своей семьи, когда авторы ограничиваются перечислением родственников и пересказом воспоминаний. Безусловно, собранные мемораты уже сами по себе представляют ценность, но на конференции оценивается именно умение анализировать, сопоставлять, отделять главное от второстепенного.24

Важнейшим моментом исследовательской работы является выбор темы. Она может быть предложена и учителем, и учеником. Любая тема может быть интересной, важно как подать этот материал. Школьная научная работа является учебным исследованием, ее цель не столько сделать вклад в науку, сколько развить интеллектуальные способности учащихся.

Актуальность темы определяется тремя факторами:

- важность изучаемого периода или проблемы в общеисторическом контексте, т.е. значимость для понимания последующих исторических событий и процессов;

- значимость для современного общества. Школьник должен видеть, с какими современными проблемами связана его тема;

- значимость для науки, т.е. учет степени изученности рассматриваемых явлений и процессов.

Главным критерием при выборе темы является наличие проблемы:

  • в литературе есть разные точки зрения на проблему;

  • появились новые подходы к изучению темы (изменились мировоззренческие или идеологические установки);

  • появились новые источники по проблеме;

  • тема не исследовалась ранее.

Именно выбор темы определяет направление научного поиска. Сформулировать проблему – значит отделить главное от второстепенного, выяснить, что известно, а что пока неизвестно о предмете исследования.

Одной из наиболее распространенных ошибок является выбор объемной, «глобальной» темы, которая не по силам юному краеведу: «История моего села в 18-20 веке», «Немцы в России и на Алтае» и т.п. Такие работы являются поверхностными, т.к. авторы фактически перечисляют события и даты или пересказывают опубликованные сведения. Сделать какой-либо анализ просто невозможно ввиду либо очень широкого содержания, либо огромных хронологических рамок, либо территориального охвата. Все три проблемы требуют от руководителя пристального внимания и помощи учащимся на начальной стадии исследовательской работы. Рекомендуется в качестве объекта исследования выбирать конкретный локальный краеведческий объект.

Формулировка цели. Цель формулируется одним предложением, кратко и точно и выражает то, что намерен сделать автор. Формулировка цели, название работы и предмет исследования должны соответствовать. Юным исследователям следует избегать названий работы, не отражающих ее суть, обтекаемых, литературных.

Цель конкретизируется в задачах. Формулируя задачи, следует использовать глаголы: описать, установить, выяснить, определить и т.д. Содержание глав исследовательской работы – это решение поставленных задач.

Методы исследования. С практической точки зрения можно разделить методы по их использованию на разных стадиях исследования:

  1. Методы сбора информации – анкетирование, наблюдение, интервьюирование, социологический опрос и др., в результате использования которых создаются источники.

  2. Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации. Результатом являются таблицы, схем, диаграммы, реконструкции и т.д.

  3. Интерпретационные методы – методы, с помощью которых воссоздается и объясняется историческая действительность. Результатом является авторское сочинение.

Несмотря на то, что раздел «методы исследования» вызывает большие затруднения и у школьников, и у руководителей, его наличие обязательно во введении к работе. Наиболее приемлемый вариант представления этого раздела – поэтапное краткое описание всех стадий работы над темой, от методики сбора источников до особенностей работы с полученным материалом. Особенное внимание следует уделять методике полевой и экспедиционной работы и не забывать показывать участие самого автора.

Изученность темы (историография проблемы). Источниковая база.

В этой части введения автор показывает владение всем объемом прочитанной литературы и изученных источников. Анализ литературы логично представлять в хронологическом порядке, либо по проблемам, т.е. кто до автора решал задачи, поставленные в вашем исследовании. Анализ источников дается по видам: письма, материалы делопроизводства, нормативно-правовые акты, статистика, фотографии, карты, описания, дневники, устные источники, периодическая печать. Применение источников дает право автору претендовать на исследовательский, а не реферативный характер работы.

Содержательная часть исследования может строиться по трем принципам:

  1. Проблемный. В каждой главе решается какая-либо проблема исследования. Нередко содержание глав решает одну из задач исследования.

  2. Хронологический. Каждая глава охватывает определенный исторический период.

  3. Проблемно – хронологический. Совмещаются оба принципа. Главы могут быть расположены по хронологическому принципу, а параграфы – по проблемам, относящимся к этому периоду.

Заключение – это изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами исследования. Заключение может быть построено в соответствии с порядком формулировки задач. Заключение может быть построено как перечень выводов, каждый из которых выделен в абзац и пронумерован.

Большое значение имеют правила оформления письменной работы, требования к списку литературы и источников, оформлению сносок и приложений. При подготовке исследовательской работы к представлению на конкурс необходимо обратиться к специальной литературе, в частности к методическому пособию А.В. Контева. В отдельных случаях все требования прописываются в конкурсных документах. Не следует пренебрегать установленными правилами, поскольку качество оформления в достаточной степени иллюстрирует уровень подготовки исследователя.

Один из возможных вариантов защиты исследовательской работы – стендовая сессия. В частности эта форма защиты используется на региональной историко-краеведческой конференции «Историко-культурное и природное наследие Сибири» в г. Иркутске. Стенды группируются по секциям или направлениям. Во время стендовой сессии каждый автор находится у своего стенда. Экспертная группа в числе 5-6 специалистов в разном порядке знакомится с материалами стенда, беседует с авторами, оценивает работу и заносит результаты собеседования в специальные протоколы. Во время сессии все участники, педагоги, гости могут принять участие в обсуждении представленных материалов.

Есть определенные преимущества организации конференции именно в этом формате:

  1. Использование разнообразных форм представления работы: письменный текст, устное выступление, глубокая дискуссия. В традиционной форме конференций – устное выступление, ответы на немногочисленные вопросы (так как ограничивает регламент), немного иллюстративной графики.

  2. Структурированное представление работы: стенд, который, как правило, отражает уровень понимания автором своей работы; на который размещается материал не по принципу «чем больше, тем лучше», а чтобы отразить структуру и логику работы.

  3. Стимулирование развития навыков выделения главного и второстепенного при представлении на стенд и краткой характеристики своей работы при представлении стенда.

  4. Более полное раскрытие сущности работы за счет беседы с экспертами; получение рекомендаций и советов специалистов; обсуждение перспектив развития своей работы. Можно более внимательно рассмотреть дополнительные материалы.

  5. Активная форма работы всех присутствующих, в отличие от пассивного участия в работе конференции докладного уровня.

  6. Более динамичная форма работы. Во время стендовой сессии можно за меньшее время охватить больше работ и участников. В традиционной форме конференции число участников ограничено.

  7. Существует возможность заинтересованным лицам принять участие в работе всех секций, а не только в одной, как в традиционной форме.

  8. Сглаживаются психологические проблемы участников. К сожалению, не каждый хороший исследователь является хорошим оратором. В традиционной форме конференции нередко оценка работы проводится не по качеству исследования, а по умению красиво говорить. При стендовой форме представления работы можно глубоко понять качество исследования, оценить оформление и ораторское искусство автора.

Рекомендации по оформлению стенда.

  • Стенд необходимо выполнять размером в соответствии с требованиями конференции. Большой объем стенда, как правило создает технические проблемы организаторам.

  • Стенд должен композиционно раскрывать структуру работы. Одинаково плохо влияют на восприятие работы как чрезмерное увлечение текстовой, так и иллюстративной частью. Материалы на стенде должны быть логично увязаны в единую систему. Основной критерий качества стенда – легкое восприятие смысла работы.

  • Стенд должен быть максимально информативен, раскрывать все основные положения исследования.

  • Стенд должен быть по возможности наглядным. Для этого можно использовать графики, таблицы, рисунки, фотографии, карты, схемы.

IV. Социально - значимая проектная деятельность учащихся.

4.1. О методике и значении проектирования для школьников и педагогов.

Практика социального проектирования является сравнительно новым элементом в современном российском образовании. Его появление и активная практика внедрения в систему как общего, так и дополнительного образования продиктовано новым подходом к цели образовательной деятельности, а именно формированию компетентностного подхода в обучении школьников. Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значение знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Он дает понимание того, что учащийся овладевает не только предметными знаниями, но и умениями, позволяющими ему действовать в ситуациях риска и активного выбора. Формирование ключевых компетентностей, требует активных методов обучения и воспитания, в частности учебное исследование (рассмотренное нами ранее) и проектирование. При использовании этих методов учащиеся получают знания не в готовом виде, а преимущественно добывают их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов.

В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.25

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы, а решение предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть соответствующими: если это теоретическая проблема – то ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно – познавательных способов и приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Трудно представить какой – нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, т.е. творческих по своей сути, и ориентирована она не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..