Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целью преподавания дисциплины является обучение студентов знаниям и практическим навыкам по выбору и использованию методов и аппаратуры контроля сост...полностью>>
'Документ'
Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния: раз никакая проблема вообще не разрешима, то не мож...полностью>>
'Документ'
Полесье - огромная и загадочная земля в центре Европы, где на сотни километров протянулись глухие леса и топкие болота. Этот край всегда был окутан л...полностью>>
'Реферат'
Сегодня вроде бы никого не надо убеждать в необходимости построения антивирусной защиты любой более-менее ответственной информационной системы. По оц...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Личностный аспект в краеведческом исследовании очень важен и выступает как средство воспитания гуманных отношений к сверстникам, младшим, взрослым и людям пожилого возраста; создание условий обогащения духовной жизни ученика; развитие умения жить в мире с собой, окружающими людьми, природой.

Широко используют личностный аспект в своих исследованиях учащиеся МОУ «Семёновская средняя общеобразовательная школа» Славгородского района.

История родного края рассматривается ими как часть отечественной истории, а местные события - как проявление закономерностей исторического процесса.

В краеведческом кружке работа ведется по следующим направлениям:

а) история становления и развития села;

б) репрессии против советского народа;

в) ветераны Великой Отечественной войны;

г) моя семья, мои односельчане в годы войны;

д) трудармейцы - судьба российских немцев;

ж) история школы;

з) культурная жизнь села и т.д.

Основной прием сбора информации – интервьюирование живых свидетелей изучаемых событий. В музее школы хранятся фотографии и предметы быта первых переселенцев, их воспоминания, богатый материал о развитии села, колхозном строительстве; оформлена экспозиция, посвященная сталинским репрессиям, собран материал о Великой Отечественной войне: её участниках, тружениках тыла, людях, живших в оккупации.

Активисты музея и кружковцы занимаются учебно-исследовательской деятельностью, используя материалы школьного музея.

Темы, которые выбирают ребята разнообразные: «Быт, нравы, обычаи украинских переселенцев»; «Демографическая проблема в Славгородском районе на современном этапе»; «Депортация российских немцев»; «Миграционные процессы в Алтайском крае», «История сел Славгородского района в период реорганизаций». Учащиеся используют также проектный метод изучения истории на местном материале: «П.А. Столыпин. Переселенческая политика», «Развитие предпринимательства в Славгородском районе на современном этапе», «Развитие рыночных отношений в России в конце XX начало XXI в.», «Демографическая ситуация в Славгородском районе на современном этапе».

Осознавая важность вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, мы должны понимать, что для них этот вид деятельности достаточно сложен, так как требует больших интеллектуальных, эмоциональных и временных затрат. Чтобы вовлечь в него ребенка, дать почувствовать радость научного труда, надо его заинтересовать, показать положительные моменты исследовательской деятельности.

Абсолютно беспроигрышным средством вовлечения учащихся в исследовательскую работу, является использование краеведческого материала. История родного города, края, семьи не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых, и является прямым путем к уму и сердцу ребенка. Для этого надо организовать какое-либо событие, которое произведет на школьника сильное впечатление. Опыт показывает, что такое воздействие оказывают экскурсии в музеи, архивы, выставочные залы, где ученик знакомится с подлинными экспонатами. Вокруг нас живет много людей с интересными судьбами, все являются свидетелями разных исторических событий. Любая хорошо организованная встреча с такими людьми может положить начало исследованию.

Для того чтобы учащийся, проявив любопытство, а именно с него начинается процесс познания, приступил к изучению того, что его заинтересовало, надо грамотно определить направление исследования. Анализ работ школьников, представленных на конференциях различного уровня, выявил, что учащиеся охотно занимаются изучением историй своих семей, школ, населенных пунктов, судеб выдающихся государственных деятелей страны и края, и гораздо меньше уделяют внимания культурному наследию своего региона. А именно изучение культурного наследия открывает широкий простор для научного поиска. Наиболее перспективными, на наш взгляд, направлениями научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • изучение культуры быта;

  • исследование биографий талантливых людей: местных художников, композиторов, поэтов, народных умельцев, что, во-первых, поможет сохранению культурного наследия народа, во-вторых, будет способствовать более успешной социализации школьников, так как талантливые люди своей жизнью показывают положительные примеры самореализации личности, в-третьих, знакомство с жизнью таких людей поднимает самооценку учащихся сельских школ;

  • сбор эмпирического материала и его первичная систематизация по вопросам современного состояния культуры: развитие архитектуры, живописи, литературы, музыки, история творческих коллективов, самодеятельных артистов и т.д.

Помогая школьнику выбирать направление научно-исследовательской работы, учителю необходимо учитывать три фактора:

1.Степень разработанности конкретной темы.

2.Уровень сложности изучаемого объекта, процесса или феномена.

3.Восприятие учащимся выбранной темы и его личная заинтересованность в завершении исследовательского процесса с положительным результатом.

Помимо этого учителю необходимо учитывать и тот момент, что исследовательская работа должна содержать в себе элемент новизны, либо в постановке проблемы, либо в методах исследования, либо в источниковой базе.

Уникальными историческими источниками могут стать документы и экспонаты школьных и местных музеев, материалы семейных архивов, топонимы или имена и фамилии учащихся, жителей населенного пункта и т.д. Интереснейшим источником являются материалы периодической печати.

Проблемой для учащихся является определение объекта, предмета исследования, постановка цели и формулировка задач. А от решения этой проблемы во многом зависит качество исследования, логика построения работы, ее структурирование, выбор методов исследования. Объектом исследования, как правило, являются какие-то важные общественные процессы, явления, отношения и т.д. Предмет исследования – это отдельная сторона, элемент этих процессов, явлений и отношений. То есть можно сказать, что предмет и объект находятся в соотношении часть – целое. Цель работы вытекает из предмета исследования, а задачи конкретизируют шаги, которые необходимо совершить для достижения цели.

Организация научно-исследовательской работы школьников имеет массу положительных моментов не только для учащихся, но и для учителя. В процессе руководства исследовательской деятельностью учащихся педагог невольно знакомится с новинками исторической литературы, дополнительными источниками, тем самым расширяет свой кругозор и повышает профессиональный уровень. Совместная исследовательская деятельность значительно улучшает морально-психологический климат в классе, повышает интерес учащихся к предмету.

Победы на историко-краеведческих конкурсах и олимпиадах различного уровня приносят глубокое удовлетворение учащимся, убеждают их в правильности выбранного пути. С одной стороны, очень важно, что в сознании детей прошлое малой родины тесно увязывается с историей России. С другой – осознается факт, что и в условиях даже маленькой сельской школы можно делать настоящие открытия и конкурировать с учениками лучших школ края и страны. В МОУ «Чернокуоьинская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района накоплен солидный опыт реализации регионального компонента и организации научно – исследовательской деятельности учащихся. Максимально используя возможности регионального и школьного компонентов учебного плана, в школе введен авторский курс « История Алтайского края, Мамонтовского района и села Черная Курья» для 10 – 11 классов (Иванов Г. Е., 2001), курсы по экологии и географии края и района.

Появление базисного учебного плана 2004 года, давшего мощный толчок развитию инновационных процессов в российской школе, позволило педагогическому коллективу выстроить целостную модель обучения и воспитания, опирающуюся на образовательные и воспитательные ценности краеведения. Эта модель оптимально соответствует имеющемуся кадровому потенциалу, учебно-материальной базе, традиционно сложившимся условиям для ее реализации: работа археологического кружка, школьной археологической экспедиции, музея истории села, поисковой и научно-исследовательской деятельности школьников, отлаженным связям с ВУЗами, научными центрами и музеями. Программа отвечает сегодняшним потребностям социума, поддерживается родителями, учащимися и общественностью.

В школе введено предпрофильное обучение. Учащиеся по результатам анкетирования выбирают краеведческие курсы по археологии, истории, литературе, экологии и географии. В учебной программе краеведение представлено следующими авторскими учебными курсами:

«История Алтайского края, Мамонтовского района и села Черная Курья с древнейших времен и до начала XX века» (2, 5, 6, 10, 11 кл.);

«За страницами учебника истории». Элективный курс (10, 11 кл.);

«Археология – профессия романтиков или «наука о битых черепках»?»

Предпрофильный курс (9 класс);

«Литература Алтая» (5, 6 класс);

«Чудики» в произведениях В.М. Шукшина». Предпрофильный курс (9 класс);

«Комплексный анализ текста (на основе произведений алтайских писателей)». Элективный курс (10 класс).

Реализации поставленных целей способствуют и введенные в школе курсы по экологии и географии:

«Экология Алтайского края, Мамонтовского района и села Черная Курья», «Заповедные места Алтайского края», «География Алтайского края».

С планом развития и результатами работы по этому направлению школа приняла участие в конкурсах ПНП «Образование» и победила во всех его номинациях: ученик, учитель, школа. На полученный миллион были приобретены новый современный компьютерный класс, универсальный класс интерактивных технологий с интерактивной доской, тренажерный зал, новая мебель и современное оборудование для учебных кабинетов, пополнена библиотека и медиатека, получено первоклассное оборудование для школьной археологической экспедиции. Все это работает на результат. Помимо ощутимого улучшения успеваемости, учащиеся с большим желанием и плодотворно участвуют в различных муниципальных и региональных творческих и краеведческих конкурсах. Исследовательская работа школьников проводится совместно с учеными Алтайского государственного университета по общей теме «Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и на сопредельных территориях в конце эпохи бронзы». Постоянное сотрудничество с кафедрой археологии, этнографии и источниковедения и НИИ Гуманитарных исследований при АлтГУ, Лабораторией исторического краеведения АлтГПА, НПЦ «Наследие», Мамонтовским районным музеем позволяет учащимся школы получать стабильно высокие результаты научно – исследовательской работы, а многим из них – удачно стартовать в будущей профессии.

В МОУ "Озерно-Кузнецовская СОШ" Угловского района основой формирования познавательного интереса на уроках географии и во внеурочной деятельности считают туристско-краеведческую работу с учащимися.

Учитель географии Т.Ю. Мартынова считает, что на уроках географии и истории, в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают лишь основные знания по широкому кругу наук. И удовлетворить познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы туристско-краеведческой деятельности.

Основной целью школьного краеведения является решение образовательно-воспитательных задач школы. Следовательно, под школьным краеведением понимается изучение силами учащихся под руководством учителей (главным образом во внеурочное время) природы, населения, хозяйства, истории и культуры близлежащей местности, своего района, края.

На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место краеведческий принцип в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся - краеведческий принцип в преподавании географии.

Школьное географическое краеведение является важным средством в решении проблемы связи школы с жизнью. Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет “отразить мир в капле воды”.

Краеведение не должно, однако, стать самоцелью учителя географии, потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку.

В неразрывном контакте с учебной деятельностью идет и внеурочная форма развития познавательной активности учащихся, так, например, наиболее приемлемой формой организации деятельности учеников для расширения их кругозора и увеличения заинтересованности географической наукой и краеведением для меня стала работа туристско-краеведческого клуба.

Главными целями работы клуба являются:

-углубление знаний о своем крае, его природе, культуре;

-формирование интереса к изучению малой родины;

-способствование развитию патриотизма школьников;

-формирование эстетических взглядов, гуманного отношения к природе и культуре своего края, желания жить в единстве с природой;

-помощь в осуществлении профессиональной и трудовой подготовке школьников, приобщая их к самостоятельной деятельности.

Задачи:

I. Топографическая подготовка будущих путешественников. Подготовка, которую учащиеся получают по программе на уроках, недостаточна, и мы стремимся к тому, чтобы краеведы смогли глазомерно снять маршрут похода, составить план обследованной местности. В топографическом кружке учащиеся изучают топографию по более расширенной программе, выполняют практически полезную работу: снимают топографический план своего села.

II. Геологическая подготовка. Она необходима для поисков краеведами полезных ископаемых, для проведения геологических наблюдений и изучения геологической истории местного края. Эта работа тем более важна, что школьный учебный план и программы по географии не содержат достаточного геологического материала.

III. Туристская подготовка заключается в том, чтобы дать членам кружка умения, необходимые для длительных туристских путешествий.

На протяжении ряда лет члены туристско-краеведческого кружка занимаются углубленным и разносторонним изучением своего родного края. В итоге этой работы написаны два рукописных сборника ученических заметок по географии села Озерно-Кузненцово.

Кружковцы работают над следующими краеведческими темами:

  1. Преобразование природы в Угловском районе.

  2. Природные и антропогенные комплексы с. Озерно-Кузнецово.

  3. Комплексная характеристика Угловского района.

  4. Развитие лесной отрасли в Угловском районе.

Все выводы по проделанной работе выносятся на обсуждение научного общества учащихся и школы и района, заслушивались на научно-практических конференциях. Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога, основными принципами такого обучения являются признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Следуя этим принципам, используя современные образовательные технологии на уроках географии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.

Трудно сейчас представить школу, где не ведется преподавание на местном материале, где ребята не совершают экскурсии по уникальным природным объектам и историческим местам своей малой родины. Поэтому туризм и краеведение является сейчас действенным средством всестороннего развития личности ребенка, средством связи школы с жизнью, стимулом к развитию в учащихся чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, становления ребенка как личности.

Все больший интерес педагогов и детей привлекает работа по исследованию истории своей семьи, составлению своей родословной. Дети плохо знают свои корни. Это наше беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной - это ветви одного дерева. Например, в МОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Топчихинского района, педагоги акцентируют внимание учащихся именно на изучении своих корней. В музее школы собраны 47 родословных семей с приложением генеалогического древа рода.

Традиционно генеалогия рассматривается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей. Но в последнее время активно развивается необычный аспект генеалогии, определение которого пока не вошло в энциклопедии и словари, который можно назвать феноменом “любительская генеалогия”. Это новое и пока недооцененное профессиональными историками явление, когда люди, не имея профессиональной подготовки, сами начинают заниматься изысканиями в этой области. В центре таких исследований находятся, как правило, свои предки и родственники: люди, семьи, рода, казалось бы, мало или совершенно незначимые для истории. Но именно любительские исследования своей семьи позволяют собрать богатый исторический и культурологический материал, зачастую отсутствующий в государственных и ведомственных архивах: это семейные предания, обычаи, характеры, оценки тех или иных событий большой и малой политики. Аккуратно собранный, классифицированный, а в идеале и опубликованный материал, будет хорошим подспорьем краеведам и историкам. В конечном итоге судьба страны слагается из судеб отдельных людей, отдельных семей.

Генеалогия, представляет собой обширное знание, затрагивающее почти все сферы человеческого бытия, от самых высших духовных сфер до простейших утилитарных аспектов повседневной жизни. Поэтому трудно дать краткое определение того, что такое генеалогия. Если объяснять совсем просто, то это знание о том кто от кого произошел. Еще проще, на самом первичном уровне это изучение связи родитель - ребенок. Точнее двух родителей, и какого-то одного ребенка. Из этих первичных звеньев строятся бесконечные цепочки родственных связей.

На всех этапах изучения истории своего рода юный исследователь находит новых родственников, расширяет круг своего общения, начинает более полно воспринимать себя как личность, история которой неразрывно вплетена в историю России. Изучение прошлого семьи и ее становления является очень важным этапом формирования ребенка как личности и гражданина. Это особенно актуально сегодня, когда проблемы семьи поставлены в самый центр государственной и общественной жизни.

Интерес к истории своего рода, своей семьи испытывают многие дети. Они расспрашивают сво­их бабушек и дедушек, родителей, дядюшек и тетушек о семейных преданиях, о предках, о родственниках, как те жили, с кем общались, с кем дружили, в каких историче­ских событиях участвовали. Через постижение связи рода с историей страны рождается чувство сопричастности к нашей истории, к нашей стране, чувство патриотизма. И становится понятно, почему наши предки сражались за Родину, защищали ее от врагов, не жалея своей жизни; почему мальчишки сбегали на фронт; почему ехали поко­рять целину, осваивали Сибирь... Это явление можно определить, как желание испыты­вать гордость за свой род.

Изучение и составление родословной — дело семейное. Очень важно, чтобы ребенок трепетно относился к се­мейным реликвиям — хранил фотографии, документы, другие материалы, помогающие воссоздать прошлое се­мьи. В составлении родословного древа принимают учас­тие родители и другие родственники детей. Это сближает членов семьи. Крепче становятся семейные узы, настает взаимопонимание между детьми и родителями. Общее дело, общие цели, общие интересы способствуют сохранению благоприятно­го микроклимата в семье, душевного спокойствия.

Первым этапом генеалогического исследования является опрос родственников. Он позволяет ученику стать активным участником процесса.

Поскольку каждая семья уникальна, нельзя составить единый список вопросов. Педагог может предложить обсудить следующие темы:

Когда в семье появилась фамилия, есть ли какие-нибудь истории об ее происхождении, менялась ли она когда - нибудь?

Есть ли традиционные для семьи имена? Какими уменьшительными именами звали предков и родственников? Откуда они взялись?

Переселялась ли семья с место на место, сколько лет семья живет в этом городе (селе), есть ли какие-то семейные предания, связанные с местом жительства, предметы, привезенные со старого места? Есть ли какие-то семейные реликвии? Существует ли какая-то связанная с ними история? Кто изображен на старых фотографиях? Кто, когда и по какому поводу делал эти фотографии? Сохранились ли какие-то старинные документы?

Были ли в семье традиции, которые со временем утрачены? В чем они состояли и откуда взялись? Как в семье отмечали праздники? В каких случаях собиралась вся семья? Что при этом делали, о чем говорили? Если это прекратилось, то почему? Кого в семье уважали и выражали ему особое почтение? Были ли в семье нарушители традиций, люди, которых не любили, побаивались, или такие, связь с которыми была потеряна?

Есть ли какие-то семейные особенности разговорной речи, семейные шутки и непонятные другим слова?

Известны ли какие-то яркие случаи из жизни родителей, дедушек и бабушек, более ранних предков, любых родственников? Есть ли легенды о родственных связях с какими-то колоритными личностями и знаменитостями? Есть ли истории про соседей и знакомых? Как предки встретились и поженились?

Помните ли вы какие-то семейные блюда? Передавались ли какие-то рецепты из поколения в поколение? Откуда они взялись, как и почему менялись со временем? Была ли какая-то традиционная праздничная пища? Есть ли в семье какие-то истории, связанные с едой?

Как на семью повлияли разные исторические события, кто был их участником? Хранятся ли в семье какие-то награды? Какие браки не могли бы состояться, если бы ни какое-то историческое событие?

Но это только начальный этап исследования – поддерживать возникший интерес без участия школы невозможно. В рамках внеклассной работы необходимо приобщать учащихся к следующему этапу занятия генеалогией – архивным исследованиям, изучению специальной литературы. Многие юные исследователи, «докапываясь» до своих истоков, не только изучают материалы, хранящиеся в до­машнем — семейном или родовом — архиве, и опрашива­ют родственников, но и связываются с государственными и местными архивами и музеями.

Высока и ответственна роль педагога в координирова­нии творческого исследовательского процесса. Педагог, прежде всего, должен сам быть компетентным специалис­том, наставником, владеть знаниями и умениями по орга­низации научно-исследовательской деятельности, разби­раться в теоретических и практических основах научной дисциплины. И здесь не надо бояться учиться, обращать­ся к специалистам, консультироваться, привлекать к дет­скому исследованию ученых в качестве научных консуль­тантов.

В краеведческой деятельности учащихся МОУ «Ребрихинская основная общеобразовательная школа» особенное место занимает исследовательская работа по изучению учащимися своей семьи. Начало ей было положено в 2006г. когда в пятом классе был проведен классный час «От родного порога». Он и положил начало данной работе. В ходе проведения классного часа выяснилось, что Ребриха является малой родиной для всех учащихся класса. Тогда была поставлена цель - провести исследование семей одноклассников, создать их генеалогические древа. Так появилось общее дело, которое объединило учеников, родителей, учителей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..