Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перед Вами новый выпуск электронного "Золотого Века", который как обычно предоставит Вам ценную пищу для размышления и самосовершенствования...полностью>>
'Документ'
С целью выработки мер по дальнейшему развитию информационного общества в Кемеровской области и во исполнение пункта 2.5 плана мероприятий по формиров...полностью>>
'Документ'
Особи, які підлягають загальнообов'язковому державному соціальному страхуванню у зв'язку з тимчасовою втратою працездатності та витратами зумовленими...полностью>>
'Программа'
В октябре 2006 года в Дагомысе Краснодарского края состоялась Международная конференция «Методология, организация и программа итогов Всероссийской се...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С особым удовольствием дети принимают участие в познавательных играх. Уже стало традицией проводить для выпускного класса игру «Чтобы не забылись родные места» по типу телевизионной передачи «Умники и умницы», а для учащихся младших и средних классов «Село, в котором ты живёшь», «Знай родной край» и др.

Материалы музея используются на уроках учителями истории, географии, биологии, русского языка, особенно при изучении тем регионального компонента. Например, на уроках обслуживающего труда при изучении темы «Кухонная утварь», учащиеся переходят из учебного кабинета в музей, чтобы обратиться к экспонатам раздела «Русская старина».

Обращение к традициям русской национальной культуры – традиционный прием воспитания гражданственности в музеях образовательных учреждений края. Так, школьный этнографический музей «Русская изба» МОУ «Основная общеобразовательная школа №36» г.Бийска стал основой организации воспитательной работы по возрождению национальных традиций и развитию национального самосознания.

«Русская изба» - это непривычный, завораживающий, удивительный мир старины. В экспозицию музея включены: русская печь с чугунами и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, кровать, заправленная лоскутным одеялом, на полу домотканые половички; стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые гладью и крестиком рушники, салфетки; самопряхи и прялки, ткацкий станок «кросна», коромысло, крынки, туески, и все это – украшения, утварь, предметы домашнего обихода, – изготовлено много десятилетий назад.

Экспонаты для музея собраны учащимися. Собирательская работа дает широкий диапазон тем для исследовательской деятельности, главная цель которой в учебно –воспитательном процессе – научить детей самостоятельно осуществлять поиск и работать творчески. Ребята в ходе работы получают новые знания, открывают для себя новый мир, а встречи во время экспедиций со старыми людьми оказывают на них самое благотворное воздействие. Представители старшего поколения с радостью делятся с ребятами своими житейскими впечатлениями, рассказывают об укладе народной жизни, дарят старинные вещи. Постепенно у школьников происходит как бы переоценка ценностей: то, что раньше не замечалось, наполняется теперь новым смыслом, новым содержанием, старинные крестьянские вещи приобретают в восприятии подростков совершенно новое звучание, когда они постепенно с ними соприкасаются.

Преподавание элементов народной культуры начинается с начальной школы. Многокрасочный рукотворный мир народного искусства созвучен жизнерадостному мироощущению младших школьников, влечет к себе, вызывает удивление на лицах первоклассниках, когда они первого сентября впервые переступают порог музея. Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому важно «не пропустить» этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение к прекрасным предметам старины. Ничто не может заменить общение с подлинными произведениями искусства. В «Русской избе» проводятся уроки изобразительного искусства и факультативные занятия по краеведению. На музейных уроках ребята изготавливают куклы - обереги из ткани и пряжи, тряпичные куклы, шьют на них русские костюмы, вышивают салфетки, расписывают деревянные матрешки, чашки, ложки, прялки, применяя элементы урало-сибирской росписи. Готовясь к урокам, включающим в себя региональный компонент, ученики пишут стихи, сочинения, рефераты о понравившихся экспонатах, выполняют рисунки.

На базе музея проводятся русские народные праздники: «Осенины. Воздвиженье», «У самовара», «Красная горка», «Масленица», «Рождественские колядки», где самыми активными участниками становятся младшие школьники. В «Русской избе» учащиеся сами работают экскурсоводами. Разработаны экскурсии для младших школьников и ребят старших классов, студентов, гостей. Для проведения экскурсий необходимы хорошие знания по народному искусству, органическое сочетание слова и наглядности, умение выделить главные моменты в рассказе, выстроить логику, использовать слова, доступные пониманию школьников.

Подготовка экскурсоводов осуществляется постоянно: это «репетиции» в музее, подбор нужного материала для бесед, экскурсий. Участие детей-экскурсоводов, да еще в русских сарафанах, способствует проявлению их индивидуального «я», развивает познавательный интерес, навыки устной речи, дает возможность пережить радость от интересно проведенной экскурсии.

Этнографический музей «Русская изба» в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, это прежде всего - это духовная среда, обогащающая внутренний мир школьников, раздвигающая границы восприятия прекрасного. Это место, где осуществляется популяризация самобытного народного искусства, и наконец, музей – это активное звено в системе приобщения к русскому народному искусству.

Однако, школьный музей может быть не только лабораторией приобщения детей к традициям национальной культуры и посредством этого метода - воспитания гражданской позиции. На базе музея происходит формирование гуманистических ценностей детей и подростков через работу по патриотическому воспитанию.

В музее «Локальные войны XX века» МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Барнаула реализуется программа «Центра патриотического воспитания» в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и в сотрудничестве с общественными организациями: Союз ветеранов Афганистана и Чечни, Комитет солдатских матерей, Краевой комитет матерей погибших защитников Отечества. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.

Особое место в системе патриотического воспитания занимает музей «Локальные войны XX века». Музей функционирует 34 года, из них по данному направлению – 22 года. Шестого февраля 1988 году в школьном музее появился новый экспонат- фотография выпускника 1985 года Владимира Завьялова, погибшего в Афганистане. С этого и началась новая поисковая работа музея - изучение истории локальных войн. Отношение к локальным войнам и их участникам в нашем обществе не однозначное. Но солдаты выполнили свой долг, остались верны присяге, жизнью расплатились за политические ошибки и, значит, достойны уважения и памяти. Скорбный список погибших выпускников пополнил Вячеслав Сальников. В школе установлен бюст Владимиру Завьялову, а на фасаде школы открыты мемориальные доски.

Ежегодно в школе проводится фестиваль военно-патриотической песни. Гостями фестиваля были ансамбли «Голубые береты», «Эхо Афгана», «Славяне». Постепенно фестиваль перерос рамки школьного, в 1998 г. он приобрел статус районного имени Владимира Завьялова, в 2003 года - городского, а с 2010г является краевым.

Музей ведет большую поисковую работу, итогом которой является ежегодное участие школьников в историко-краеведческих конференциях всех уровней, в том числе и федерального. Музей неоднократно становился победителем краевых и Всероссийских смотров - конкурсов, посвященных Дню Победы

Актив музея является инициатором работы по оказанию помощи ветеранам войны и труда, проводит волонтерские акции. Совместно с клубом «Забота» музейщики привлекают население для участия в благотворительных акциях по сбору тёплых вещей, игрушек для детей-дошкольников из малообеспеченных семей, подарков ветеранам Великой Отечественной войны; организуют концерты и развлекательные мероприятия в детских садах. В последние годы появились новые подопечные – малолетние дети Центра временного содержания несовершеннолетних преступников. За хорошее поведение некоторые из них посещают школьный музей, но чаще совет музея приходит к этим ребятам с лекциями, или организует передвижную выставку. Музейщики инициировали четыре акции «Милосердие» - помощь детям, которые имеют онкологические заболевания и проходят лечение в клиниках города Барнаула. Собрано более семнадцати тысяч рублей и приобретено канцелярских товаров более четырех сот единиц.

Духовный и культурный рост учащихся, активное сопереживание людям, попавшим в трудную ситуацию, активная личная позиция – эти качества прививает работа в активе школьного музея.

Литературное краеведение – неотъемлемая часть краеведческого процесса. Богатая литературная жизнь края является предметом исследования многих школьных музеев. Например, на базе музея «Русская словесность» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68» г. Барнаула создан и успешно функционирует творческий клуб «Гармония». Через работу музея и клуба осуществляется не только повышение образованности школьников, расширение их кругозора, но и воспитание патриотизма, духовности, культуры, нравственности, эстетического вкуса, что является актуальным на сегодняшний день. Музей традиционно решает эти задачи через проведение открытых мероприятий, литературных гостиных, интегрированных уроков, лекций, экскурсий, выставок, недель словесности.

Музей был открыт как краеведческая комната в 2000 году, а в 2005 паспортизирован как музей образовательного учреждения.. Выбор литературного направления неслучаен: к этому моменту в школе был накоплен богатый материал по русской словесности, здесь работали учителя, которые внесли большой вклад в разработку инновационных методик преподавания русского языка и литературы.

Музей работает не только в рамках школы, налажено сотрудничество с Алтайской писательской организацией. Традиционными стали встречи в День знаний с алтайскими краеведами, поэтами, писателями, художниками «Все музы в гости к нам». В стенах музея побывали известные люди нашего города: Г.Колесникова, В.Свинцов, В.Коржов, М.Юдалевич, Н.Бажан, В.Новичихина, Г.Кривоносов и другие. Долгие годы идет сотрудничество с литературным объединением «Спектр», в школу приглашаются непрофессиональные поэты и писатели. В школьном музее прошли выставки профессиональных и непрофессиональных художников (В.Раменского, Арама Маиляна, Ю.Раменской, Е.Колесниковой, Г.Буркова, А.Бояринцевой, В.Нехаева, Н.Дамер).

В проведении заседаний клуба «Гармония» участвует не только музей, но и школьная библиотека, и методическое объединение учителей русского языка и литературы. Заседания клуба дают возможность ученикам в неформальной обстановке беседовать, высказывать свое мнение, порой противоречивое. Итогом таких встреч является то, что школьники начинают размышлять, рассуждать, вступать в дискуссию не только с другими учениками, но и с учителями, доказывать свою точку зрения. Такие встречи являются возможностью и для учителя, и руководителя музея работать не только с детьми одаренными, но и с проблемными, которые тоже посещают заседания клуба.

В рамках работы музея ученики принимали участие в Литературных гостиных и конкурсах стихов в библиотеке им. Шишкова и библиотеке им. Башунова. Важно, с одной стороны, предоставить учащимся возможность знакомства и близкого общения с творческими людьми Алтая, с другой стороны, вызвать у школьников интерес к творческому процессу, а, следовательно, желание самим в нём участвовать. Поэтому ежегодно лучшие чтецы музея, начинающие художники, исследователи принимают участие в районных, городских конкурсах.

В 2005 году музей подготовил мероприятие, посвященное памяти алтайского поэта Владимира Башунова, и в числе многих гостей пригласил представителей Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА). Идея проведения Башуновских чтений представителям музея показалась интересной, поступило предложение о совместном проведении этого мероприятия, но уже в стенах государственного музея. Так началось сотрудничество школьного музея с государственным, совместная организация и проведение Башуновских чтений, которые широко освещались в печати. По итогам чтений вышло два библиографических сборника материалов. На протяжении многих лет ученики и учителя школы принимают участие в краевых Мерзликинских чтениях, которые проходятся в ГМИЛИКА. Учащиеся школы занимаются исследовательской деятельностью на материалах школьного музея, представляют его на конкурсах и конференциях различного уровня.

«В условиях нашего социума проблема преодоления духовного кризиса общества решаема, и в первую очередь - через деятельность школьного музея. Конечно, когда наблюдается рост молодёжных субкультур и контркультурных движений, когда в СМИ, особенно в Интернете и на ТВ, можно видеть упадок общественной морали, когда реально низок уровень жизни большей части населения, трудно убедить учащихся в значимости духовно-нравственных ценностей. Только постоянная, систематическая, целенаправленная работа коллектива единомышленников, а именно этой организацией и является школьный музей, позволит заинтересовать ребят, увлечь их общим делом, показать важность и востребованность их деятельности»18.

3.4. Тематика краеведческих исследований учащихся Алтайского края.

Изменения в общественной жизни России выдвигают на первый
план необходимость высокого качественного уровня общеобразовательных знаний, творческого стиля мышления, способности к самообразованию. В связи с этим задачей школы становится вооружение учащихся прочными диалектическими знаниями, формированием потребности в приобретении новых знаний и желаний учиться. Важность целостного развития мыслительных и творческих способностей человека объясняется как экономической стороной дела, так и гуманистической идеей - заботой о разностороннем развитии личности.

В принятой Правительством РФ Программе модернизации образования приказом № 393 от 11 февраля 2002 г. акцентируется личностная направленность образовательного процесса. Определено, что «модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», то есть формировать внутреннее направление развития личности, нацеленное на целостное осмысление, переживание знаний о мире, в его личностной значимости.

На сегодняшний день традиционные цели образования мало эффективны, потому что не формируют внутренней мотивации на учебу, а мотивированный процесс самообучения и самовоспитания формируется у школьников не только в школе, но и в окружающей среде. Именно там (в окружающей среде) закладывается система ценностей личности, формируются собственные законы субординации и межличностных отношений.

Что бы перейти на новый уровень преподавания необходимо изменить традиционную форму обучения и использовать продуктивные методы в современное образование, которые включают в себя частично-поисковый (эвристический) и исследовательский методы. Чтобы вызвать интерес к изучению истории целесообразно построить преподавание предмета на основе активного творческого, самостоятельного изучения самими учащимися через организацию посильной исследовательской работы на основе краеведческого материала.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого – групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Использование краеведения как области прикладной истории в системе дополнительного образования в качестве важнейшего средства воспитания человека-гражданина предполагает неформальную заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности. Исследовательская и проектная деятельность в учреждениях дополнительного образования должна быть приоритетной, т.к. здесь нет жестких рамок классно-урочной системы; выбор проблематики исследовательской работы происходит в момент выбора секции, кружка, общества, которое посещают учащиеся. Педагогу важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития, т.к. интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

В процессе исследовательской работы учащихся педагог формирует следующие элементы исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задач, обоснованный выбор способа, метода деятельности, планирование, самоанализ и рефлексия.

  • презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм презентации, подготовка письменного отчета.

  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать с группой.

  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.19

Важной задачей педагога является обеспечение заинтересованности ребят в исследовательской работе, формирование мотивации, которая будет способствовать самостоятельной работе и творческой активности. Для этого нужно в самом начале педагогически грамотно погрузить учащихся в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической или социальной пользы.

Опыт активного использования краеведческой экспедиции, как формы исследовательской деятельности учащихся обобщен в МОУ «Ларичихинская средняя общеобразовательная школа» Тальменского района. На базе школы работает объединение дополнительного образования «Турист-краевед», основной темой поиска которого является изучению исчезнувших населенных пунктов. С 2003 года каждое лето проводятся краеведческие экспедиции, в которых принимают участие краеведы и юные туристы – краеведы школы. За эти годы были исследованы территории, где располагались поселки Ларетчиха, Чудовка, Лукьяново, Алтайский, Инской. Ребятам удалось найти карту, составленную еще в 1964 году, где обозначены эти поселки, но кроме нее ребята используют лесопожарные карты Ларичихинского леспромхоза. Во время первой экспедиции обнаружены остатки смолокуренного завода и инструменты для сбора живицы; была составлена схема смолокурки, среди жителей села найдены те, кто работал на заводе, выяснены особенности технологического процесса.

Сбор живицы в лесах Тальменского района не ведется с 1991 года, поэтому дети ничего не знали об этом виде деятельности. Встреча с инженером химлесхоза открыла для них много интересного. Были найдены глиняные горшочки для сбора живицы, изготовленные еще в 40-е годы. Знакомство с книгой Трейсис А. М. «Биологические основы и технология подсочки» позволила узнать, для чего велась заготовка живицы, какую продукцию народного хозяйства из нее производят.

Поиск сведений о жителях поселка привел юных исследователей в архив соседнего села Курочкино, так как там располагался сельсовет. Работа с хозяйственными книгами дала ответ, кто проживал в поселке. Оказалось, что большинство жителей были репрессированными и депортированы из разных частей страны: Литвы, Латвии, Республики немцев Поволжья. Итогом работы стала исследовательская работа «История лесного поселка Ларечиха». Каждая последущая экспедиция открывает новые знания, закрывает «белые пятна», делает историю малой родины родной и близкой.

После каждой экспедиции проводится большая поисковая работа: встреча жителями села, работа в архивах, написание исследовательской работы. Со своими работами ребята выступают на краеведческих чтениях и часах общения в школе, участвуют в краеведческих конференциях разного уровня.

Одна экспедиций проходила в рамках реализации молодежного социального проекта « Алтай - Родина моя». Реализация проекта осуществлялась четыре этапа: экспедиция, проведение мастер – классов по туристско-краеведческой тематике,туристско-краеведческий слет, презентация исследовательской работы на школьном, районном и краевом уровнях.

Собранный материал используется на уроках географии: во время изучения темы «Населенные пункты», «Миграции населения», «Лесная промышленность» и др., что позволяет более полно реализовывать не только воспитательные задачи, но и региональный компонент базисного учебного плана.

Формирование и развитие исторического сознания – ближайшая цель исторического образования. Под историческим сознанием мы понимаем нематериальное отношение субъекта к самому себе, форму самоидентификации и социального наследования. Одним из способов формирования исторического сознания является развитие исторического мышления. Сущность исторического мышления составляет интеллектуальное присвоение социально-исторического опыта, который в концентрированном виде фокусируется в исторических понятиях. Поэтому умение описать и объяснить историческое событие или явление посредством исторических понятий, является показателем наличия у учащихся навыка исторического мышления. Одним из наиболее эффективных способов формирования понятий мы считаем организацию научно-исследовательской работы школьников. Кроме того, что через данный вид деятельности решается одна из важнейших задач исторического образования, мы еще и расширяем сферу интеллектуальных интересов и возможностей учащихся, способствуем социализации личности, укрепляем партнерские отношения между учителем и учеником, формируем активную жизненную позицию школьников.

Региональный компонент, включенный в школьную программу, дает возможность изучить исторические события на основе местного материала. Дети не всегда могут полностью осмыслить изучаемый материал, и не всегда он для них выступает личностно – значимым. К сожалению, учащимся проще быть информационными ретрансляторами, повторяя заученный материал, не анализируя его, без своей точки зрения, без своего видения проблемы. Обращение к краеведению заставляет пересмотреть этот аспект. Если в недалеком прошлом ребенка учили любить свою большую Родину, а краеведение рассматривало в основном объем информации о крае в целом, обобщенно, уже систематизировано, то в настоящее время упор делается на личностный аспект. Советский период в истории нашей страны стал иллюстрацией поговорки об «Иванах, не помнящих родства». Революция и классовая ненависть, гражданская война и деление на своих и врагов, сталинские репрессии, судьба бывших военнопленных ВОВ заставляли граждан унифицироваться, не выделяться из общей массы. Люди меняли фамилии, убирали фотографии из семейного альбома, скрывали свои семейные архивы, боялись заглянуть в прошлое, а вдруг предки что натворили? Не бояться прошлого, трезво оценивать его, признавать ошибки, гордиться победами – вот основа и цель личностного аспекта исследовательского метода в современном краеведении.

Исследовательская работа сейчас во многом строится не на анализе и систематизации письменных источников, уже ранее кем-либо написанных, а на изучении устных рассказов непосредственных носителей информации, участников событий. Ребенок должен сам обозначить круг интересов, собрать доказательства, представить результаты. Детей легче увлечь работой, если она касается лично их самих, затрагивает непосредственно их интересы, будь то история семьи или история дома, или история улицы.

Исследовательские работы, основанные на личностном аспекте, дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, культурной, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.

Работая с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей, дети учатся вести беседу, брать интервью, просто слушать рассказ. Ведут записи, правильно их оформляют, работают с архивными документами. Этот вид деятельности требует внимания, хорошего зрительного восприятия, зрительной памяти. Работа с документами формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять главное, умение различать позиции, оценивать объективность информации.

Навыки, полученные школьником в процессе исследовательской работы, остаются с ними на всю жизнь, поэтому статья в газете или передача по телевидению не будут единственно верным суждением. Они сами смогут в процессе познания, изучения, анализа определить свою точку зрения, сформулировать свое суждение, свое мнение по поводу того или иного события, факта, высказывания.

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит и учителя, и ученика положение исследователей. При этом решаются две важнейшие задачи: научная – исследование краеведческого объекта, и педагогическая – приобщение учащихся к исследовательской работе, а через нее – воспитание активной личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..