Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Настоящее издание представляет собой краткое изложение одной из важнейших экономических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях, — макроэкон...полностью>>
'Закон'
Почему мировая история отводит государственности России лишь одну тысячу лет, то есть признавая её практически с момента христианизации Руси - с 988 г...полностью>>
'Лекция'
Анализ «отрасли» должен соответствовать масштабу рынка. Например, компании в пищевой промышленности будут, скорее всего, конкурировать на регионально...полностью>>
'Автореферат'
Актуальность исследования. Распад СССР обусловил ломку прежней конфигурации международных отношений в Черноморском регионе, выстраивание принципиальн...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- чувство принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;

- осознание своей жизненной цели, миссии, призвания – знания того, что я могу и хочу сделать в своей жизни, каково моё предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, родиной;

- чувство уверенности и защищённости – опора на себя, свои знания и опыт, на поддержку коллектива;

- чувство индивидуальности – понимание самого себя, уверенность в своих возможностях и значимости, адекватная оценка восприятия себя другими.

Об исторических источниках, хранящихся в музейных фондах. Собрания всех музеев состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.

К типу вещественные относятся археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмунди­рование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и на­родного творчества; мемориальные предметы; нумизматичес­кие материалы: монеты, боны, печати.

К типу письменные относятся музейные предметы следую­щих видов: архивные документы, рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, дневники, мемуары, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, проф­союзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом.

К типу изобразительные относятся произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагер­ротипы, фотографии. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. К типу устные источники относятся воспоминания, рассказы очевидцев, фольклор. Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культу­ры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото и ксерокопии, материалы, изго­товленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы; это: письменные, устные источники и фотодокументы.

Таким образом, документы школьных музеев, семейных архивов, даже фрагментарно сохранившиеся и неупорядоченные, обладают богатым информационным потенциалом не столько для восстановления хронологической последовательности события, сколько для ментальной истории, изучающей исторический процесс.

3.3. Опыт организации краеведческой работы школьных музеев края.

Как пример активной музейной работы может быть представлен опыт Алтайского района. На сегодняшний день в образовательных учреждениях Алтайского района функционирует 21 музей. Если проследить историю становления школьных музеев в районе, то можно заметить, что только семь музеев (одна треть из ныне существующих) образованы в период до 2000 года. Остальные музеи ещё довольно молоды, но в большинстве из них собраны интересные материалы и оформлены хорошие экспозиции по истории и культуре родного края. Например, в Айской средней общеобразовательной школе работают три музея.

1. Музей истории школы. Материалы основного фонда представлены грамотами, фотографиями, кубками, альбомами, фотографиями и письмами с фронта, альбомами выпускников, воспоминаниями учителей, видеокассетами. Экспозиции и сменные стенды музея оформлены эстетично, в едином стиле.

Более 500 посетителей – школьников, жителей села, гостей ежегодно посещают музей.

Музей является одним из главных центров воспитательной работы в школе; активно используются такие формы, как конференции, презентации, выставки, круглый стол, ярмарки. Творческими группами музея осуществляются такие мероприятия как шефство над учителями – пенсионерами, организация и проведение Дня Урожая и Дня пожилого человека, участие в археологических раскопках, экологические месячники и рейды, фотовыставки и другое. Актив музея собрал и выпустил сборник стихов бывшего учителя школы Брижаниной Л.В.

На базе музея работает краеведческий кружок «Эсперанто» Ребята, занимающиеся в нём, проводят активную поисково-исследовательскую работу.

2.Литературный музей В.М. Шукшина образован в школе в 2004 году.

В музее более 500 экспонатов: альбомы, фотографии, письма, книги, грамоты, выставленные в экспозициях:

-  «Сростки - родина Шукшина»;-  «Шукшин в кинематографе»;

-  «Он пришел спросить нас о душе»;-  «Шукшин на Алтае» и других, рассказывающих о жизни и творчестве знаменитого земляка.

Активом музея ведется большая поисково-исследовательская работа по изучению жизни и творчества В.М.Шукшина:  изучение биографии писателя, связь его творчества и с Алтаем, разработка тематических вечеров, литературных недель, встреч с людьми, знающими В.М. Шукшина,  переписка с родственниками и людьми, знавшими В.М. Шукшина, организация экскурсий по литературным местам.

3. Выставочный зал Н.К.Рериха, образованный в 2007 году, также располагается в учебном кабинете школы. В экспозициях имеется 17 репродукций картин Н.К.Рериха, книги о жизненном пути и творчестве Рерихов, диски с картинами Рериха. Учащиеся школы совершили автопоход по пути экспедиции Рериха на Алтай, побывали в Новосибирске в Музее Рериха, активно поддерживают связь с Сибирским Рериховским обществом.

Экспозиции краеведческого музея Алтайской общеобразовательной школы №3 также расположены в трёх отдельных помещениях, в которых выставлено около тысячи экспонатов.

Экспозиции первого зала, называющегося «Школа 20 века», посвящены истории школы и истории детской организации. Экспонаты второго зала «Русская изба» рассказывают о быте и ремёслах крестьян 19- начала 20 веков.

Третий зал «Музей истории села» включает в себя экспозиции о природе, истории и промышленности села Алтайского, экспонаты, посвящённые Великой Отечественной войне. Материалы музея активно используются в учебно-воспитательном процессе. Силами актива музея регулярно выпускается школьный краеведческий альманах. В музее проводится большая работа направленная на включение учащихся в поисковую, научно-исследовательскую, экскурсионную деятельность, на пополнение материалов музея и их использование в учебно-воспитательном процессе.

Ещё одним примером активной краеведческой работы является музей Нижнекаменской средней школы, существующий с 1991 года. Музей является центром не только воспитательной системы школы, но и села. Через различные формы деятельности: встречи, чествования, фольклорные праздники и другие, осуществляется воспитание и организация досуга как младшего поколения, так и старшего.

Стало традицией проводить в музее чествование ветеранов, тружеников тыла, участников локальных войн, посвящение в пенсионеры и другие мероприятия. Такое взаимодействие нескольких поколений даёт большой воспитательный эффект. Односельчане с охотой приходят в музей, не только, когда их приглашают, но и для того, чтобы получить какую либо информацию по истории села. Материалами музея пользуются сельская библиотека, сельский Дом культуры, администрация села и другие.

Изучение этнографии привело к созданию на базе музея совместно с сельским Домом Культуры фольклорной группы «Подсолнушки», которая неоднократно становилась лауреатом районных конкурсов самодеятельности.

Активная поисково-исследовательская деятельность музея способствует не только пополнению фондов музея, но и самореализации школьников, их профессиональному самоопределению. Ребята из актива музея являются неоднократными победителями и дипломантами районных и краевых краеведческих конференций. Многие выпускники выбрали профессию, связанную с деятельностью музея.

В условиях нехватки музейных площадей интересен опыт Россошинской общеобразовательной школы. В отдельном помещении в школе открыт тематический «Музей хлеба», а в учебных классах размещены другие экспозиции: «Уголок В.М. Шукшина», «История пионерской организации», «Уголок Боевой славы».

В музее Детского дома им. В.С.Ершова собраны уникальные материалы, отражающие жизнь и деятельность основателя детского дома В.С.Ершова. Уникальность этих материалов, в том, что Василий Степанович, будучи заядлым фотографом, оставил потомкам интереснейшую коллекцию фотографий, характеризующих период с 1900 по 1957 годы. Эти фотографии выставлены в экспозициях первого зала музея, рассказывающего об образовании и жизни воспитанников первого детского дома Сибири. Большое место отводится материалам, рассказывающим о жизни детей в детском доме в настоящее время. Во втором зале находится экспозиция «Русская горница».Здесь воспитанники проводят праздники, посиделки, занятия, на которых изучают русские обряды, обычаи, традиции.

Краеведческий музей Тоуракской средней школы располагается в историческом помещении, бывшем доме купца Фирсова, в котором сейчас находится сельская школа. В экспозициях музея имеются очень ценные экспонаты, каких нет и в районном краеведческом музее: фотографии и документы начала 20 века, коллекция монет и старинных денежных знаков, уникальный каталог торгового дома (1887 г.), фотографии и экспонаты периода Великой Отечественной войны, бронзовый нож периода скифской культуры и другие.

Заслуживает внимания опыт работы Тоуракского школьного музея по организации выставочного зала со сменными экспонатами. В одном из кабинетов школы оформлена выставка, на которой экспонируются взятые на временное хранение у жителей села предметы народного творчества: вышивки, скатерти, картины, предметы быта и другое.

Краеведческий музей «Русская изба» интересен тем, что создан не в школе, а в детском саду «Вишенка» с. Алтайское. Интерес к прошлому русского народа, его традициям и обычаям не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Этим и руководствовались работники детского сада, когда организовали сначала «Уголок русской культуры» в группе, а затем и музей «Русская изба» в отдельном помещении. Экспозиции музея оформлены в стиле русской избы, аккуратно, ярко, красочно. Здесь теперь с детьми проводятся русские народные праздники, где дети могут попить чай из самовара, покачать детскую люльку, познакомиться с предметами русского быта.

Во многих школах открыты залы и экспозиции «Русская изба», экспозиции, посвящённые истории школы. Школьные музеи являются центральным звеном образовательного и воспитательного процесса в школе, особенно после введения в учебный базисный план регионального компонента. Музеи являются центрами краеведческой работы в учреждениях образования: проводятся краеведческие конференции, материалы этих исследовательских работ пополняют музейные фонды, печатаются в школьных краеведческих альманахах.

Школьный краеведческий музей решает проблемы гражданско-патриотического воспитания, является базой по формированию мировоззрения школьников, молодёжи и населения. Музей «История села» МОУ «Пановская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района ставит приоритетом в своей работе именно это направление.

Музей существует 40 лет, профиль музея комплексный и включает два отдела: исторический и литературный. Музейное здание – памятник архитектуры, крестьянская изба конца 19 века. Экспозиция размещена в трёх залах: в большом зале экспонаты посвящены селу с момента образования и по сегодняшний день, а также боевой и трудовой славе односельчан; экспонаты малого зала посвящены поэту-земляку Г. Панову. Третий зал – комната старины и собрание коллекций предметов крестьянского быта: глиняной посуды, предметов ткачества, крестьянской утвари и др.

Фонд музея насчитывает более тысячи подлинных предметов и документов, написана изустная история села Панова, собраны материалы из архивов района и края. У ребят есть возможность не только получить готовые знания по родной истории, но и осуществить самостоятельный поиск.

Музей сотрудничает с районной газетой «Знамя труда», которая регулярно освещает мероприятия, проводимые на базе музея. Юбилейным датам села посвящаются целые страницы. Были публикации на страницах «Алтайской правды», в журналах «Алтай» и «Барнаул». Эффективными яыляются совместные мероприятия сельской библиотеки, Дома культуры, школы, администрации села и музея: «Родины верные сыновья», «Дети войны», митинги, посвященные Дню Победы - «Дом, в котором ждут солдата», «Война прошла сквозь наши души» (о воинах «горячих» точек). Сотрудничество с работниками культуры и общественностью села способствует более успешному решению воспитательных задач. На базе музея проводятся краеведческие уроки о войне, об образовании колхозов, о целине, об образовании села, литературные уроки и уроки учителей начальных классов, экскурсии и лекции, мероприятия, конкурсы чтецов. Дети любят такие занятия, ведь на стендах - родные фамилии и родные лица, поэтому любой учебный материал становится доступным.

Совместные проекты музея с детской организацией школы, с органами детского самоуправления «Салют, Победа!», «Звезда Победы», «Свет-память» не оставляют равнодушных среди детей, активное участие принимают в них родители и учителя.

Музей проводит выставки коллекций документов «Немые свидетели истории», «Русская старина», «Литературное наследие Г. Панова».

Традиционными стали детские литературные чтения, особенно запомнились чтения по «Слову о полку Игореве»: театрализованное представление, районный конкурс чтецов «Слова», викторина и конкурс сочинений по «Слову» дали представление о красоте вольного перевода «Слова» Г. Пановым.

Учителя литературы проводят дни памяти поэта в день его смерти, а в день рождения- 11 июня, музей проводит совместно с районным отделом культуры, Краевой писательской организацией, музеем истории литературы, культуры и искусства Алтая, краевой библиотекой литературный праздник «Пановские встречи.

Акции «Дар музею», «Помоги памятнику», «Парк Победы» позволяют детям проявить активность в практических делах и сформировать лучшие качества патриота. У детей, которые сердцем прикоснулись к деятельности музея, проблемы исторической памяти не существует.

Велика роль школьного музея в реализации регионального компонента. В музее МОУ «Новосклюихинская средняя общеобразовательная школа» Рубцовского района разработана специальная комплексная программа по региональному компоненту.

Использование национально-регионального компонента способствует процессу формирования свободной творческой личности, которая осознаёт свои национальные корни и свои истоки, имеет активную гражданскую позицию и способна к социально значимой деятельности.

Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного села и людям, живущим рядом с ними. Использование на уроках местного материала, как средства конкретизации, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, активизации их познавательной и учебно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость исторического краеведения – участие в решении задач учебно-воспитательного процесса школы. Оно – связующее звено в единой структуре регионального компонента в общеобразовательной школе, где через внутрипредметные связи осуществляется системный подход к изучению истории родного края. Знания учащихся о своём крае в определённом объёме входят в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования.

Самое главное, историческое краеведение даёт возможность школьникам лучше познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны. Оно помогает учащимся приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в учебном процессе и во внеклассной работе. Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея, педагогически продуманное сочетание различных приёмов и форм работы обеспечивают высокий учебно-воспитательный эффект всей деятельности школьного музея. Деятельность музея базируется на следующих принципах:

систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом

постоянное пополнение экспозиции, актуализация её содержания

строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов

проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея

использование разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы

творческая инициатива учащихся

связь с общественностью, жителями населённого пункта, с государственными музеями и архивами

Музей и учебный процесс. Уроки историко-обществоведческого цикла.

Урок в музее. Во время проведения таких уроков можно использовать различные приёмы работы: рассказ учителя, экскурсия-лекция, самостоятельное ознакомление учащихся с отдельными экспонатами, комментирование документов, сравнительный анализ, прослушивание ученических сообщений, беседа. Занятия, которые проходят в музее в особой, музейной обстановке, позволяют учащимся глубже познакомиться с экспонатами, специально подобранными в определённой системе. В этих условиях само восприятие учебного материала становится более активным. Это даёт возможность поддерживать постоянный интерес учащихся к изучаемой теме, обеспечивать высокий эмоциональный накал урока, «погружать» учащихся в атмосферу событий прошлого, формировать их личную позицию по отношению к изучаемым событиям, учебному материалу.

Урок в учебном кабинете с привлечением музейных предметов. В данном случае меняется «фон» урока. Такой урок позволяет сочетать рассказ учителя и осмотр экспонатов с работой учащихся над учебником, справочником, картой и др. на уроке в классе имеется больше возможностей для выполнения познавательных письменных заданий. Проведение части урока в музее. В ходе такого занятия учащиеся переходят из учебного кабинета в музей, чтобы обратиться к тем или иным экспонатам для закрепления полученных знаний. Уроки в начальных классах, среднем, старшем звене по различным предметам. Важная составляющая системы исторического краеведения в школе – содержание краеведческих знаний по истории и другим учебным предметам, в программах которых есть опора на краеведческий материал. Поэтому, с учётом внутрипредметных связей, была разработана система уроков с использованием потенциала школьного краеведческого музея.

На музейных экспозициях: археологический след, история села, хозяйство и быт, односельчане в годы войны (ВОв), история школы, история пионерской организации, монеты и денежные знаки.

Музей во внеклассной работе.

Для осуществления этой деятельности используются разнообразные формы работы:

- беседы, лекции, дискуссии, экскурсии в музее

- встречи с интересными людьми

- опрос жителей, анкетирование, интервьюирование

- экскурсии, походы (летние экспедиции)

- массовые мероприятия

- подготовка докладов, рефератов, написание исследовательских работ

- практические занятия (изготовление наглядного материала, оформление экспозиции, работа с экспонатами музея, создание презентаций и др.)

- выпуск газеты «Исторические вести»

Это даёт детям возможность проявлять свою активность, изобретательность, развивать эмоциональное восприятие. Знания, умения, навыки, полученные во время работы, позволяют учащимся: углубить свой запас знаний по истории родного края, района, села; закрепить их на практике во время экспедиций; использовать их при написании исследовательских работ.

В школьном музее работают самые активные и заинтересованные, кропотливые, ответственные, целеустремленные дети, которые творчески подходят к любому делу. Это их руками создается, пишется история своей малой Родины

В музей обращаются жители села, приезжие родственники с целью получения необходимой информации по различным вопросам. Для учащихся прикосновение к жизненному опыту, или подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к родине, к своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. А приобретение в ходе музейной работы знаний и умений оказывается полезным и нужным, какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Краеведческая и музейная работа воспитывает, учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», учит получать знания из самой жизни.

Одним из условий реализации идей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви к малой родине, ознакомление детей и юношества с достопримечательностями родного края, с его историческим прошлым, настоящим, перспективами на будущее. Воспитание патриотизма начинается с изучения своего края, города, села. Каждый школьник должен знать свой район, его историю, хозяйственные достижения и передовых людей, знакомиться с литературой и искусством.

Чтобы воспитывать в детях любовь к своей малой родине: родной школе, родному селу, Алтайскому краю, – педагогический коллектив Шебалинской средней общеобразовательной школы Бийского района в качестве основного направления воспитательной работы выбрал краеведение и деятельность школьного музея «Истоки».

Музей включает четыре экспозиции: историческая, зал боевой и трудовой славы, отдел природы, книжная выставка «Алтай – моя Родина.

В исторической экспозиции выделено четыре раздела: история села Шебалино; история Шебалинской школы; «Русская старина»; нумизматический.

Самой интересной для ребят является экспозиция «Русская старина», которая представлена предметами крестьянского быта: крынками, прялками, утюгами, чугунами и т.д. Самый ценный и интересный на сегодняшний день экспонат – ткацкий станок в сборе (кросна), всего экспозиция содержит более 130 подлинных экспонатов.

Нумизматическая экспозиция содержит 114 купюр и монет, вышедших из употребления и ставших предметами коллекционирования. Отдельным подразделом выделен фалеристический, представленный значками, знаками воинского отличия и медалями. Зал боевой и трудовой славы делится на два тематических раздела: «Героическое прошлое» и «Героическое настоящее». Подстендовый материал: альбомы, фотографии, ордена и медали, знаки воинского отличия и трудовой доблести, грамоты, благодарности, дипломы,- является дополнением к стендовой информации. Во время экскурсий зажигается импровизированный вечный огонь как знак неугасающей памяти народной о подвигах героев. Экспозиция природы содержит палеонтологический и ботанический материал, найденный в окрестностях села. Самым ценным экспонатом является «Красная книга с. Шебалино. Растения», которая была создана учащимися школы в результате кропотливой исследовательской работы. Основной формой работы музея является экскурсия. Советом музея разработаны и подготовлены экскурсии по всем отделам музея. Для развития творческих исследовательских навыков учащихся проводятся историко- краеведческие викторины: «Что ты знаешь о Бийском районе?», «Алтай юбилейный», «Знаешь ли ты родное село?», «Я – выпускник Шебалинской школы», «История родной школы»; конкурсы сочинений «Улица моего детства», «Село, в котором ты живёшь»; музейные уроки по темам «История Шебалинской школы», «История села Шебалино».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..