Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
оценка персонала представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качествен...полностью>>
'Закон'
Основные понятия, используемые в уголовном процесса: их научное толкование, законодательная регламентация и проблемы их интерпретации правоприменител...полностью>>
'Программа'
Цель курса. Теоретическая и практическая подготовка магистрантов к самостоятельной научно-исследовательской работе в области археологии, овладение ме...полностью>>
'Доклад'
1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики, данные которых используются органами ...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Некоторые школьные музеи, созданные в период 60-70-х годов, пережили сложный период перестройки и успешно работают до сих пор: историко-краеведческий Боровской СОШ Алейского района (1968 г.), историко-литературный Сростинской СОШ Бийского района (1976 г.), исторический Корниловской СОШ Каменского района (1970 г.), военно-исторические Целинной СОШ и Васильчуковской СОШ Ключевского района (1975 г.), музей им. Надежды Курченко Новополтавской СОШ Ключевского района (1976 г.), краеведческий Старотарабинской СОШ Кытмановского района (1965 г.), краеведческий им. Тельмана СОШ с. Полевое Немецкого района (1974 г.), краеведческий МОУ СОШ № 13 р.п. Павловск (1966 г.), исторический МОУ «Петропавловская СОШ» Петропавловского района (1964 г.), историко- краеведческий МОУ «Ракитовская СОШ» Рубцовского района (1975 г.), исторический МОУ СОШ с. Урожайное Советского района (1975 г.), краеведческий Табунской СОШ Табунского района (1970 г.), истории школы МОУ «Кировская СОШ» Топчихинского района (1975 г.), а также 19 школьных музеев в г. Барнаула.

Период 80-х годов отмечен повышенным вниманием со стороны партийных и комсомольских органов к организации и деятельности школьных музеев. Музеи были признаны действенным и эффективным средством идеологической и патриотической работы с учащимися в рамках экспедиции «Моя Родина – СССР».

Быстрый количественный рост музеев, осуществляемый нередко под нажимом «сверху» в результате проведения массовых кампаний, приводил к негативным последствиям. Во многих музеях не осуществлялись учет и описание музейных предметов, что превращало школьный музей в некое хранилище случайных вещей и наглядных пособий, а после завершения очередной акции приводило к тому, что про музей забывали, а иногда просто выбрасывали собранные материалы. Создавшееся положение необходимо было исправлять, и действенной мерой стала разработка «Положения о школьном музее» (1982 г.),17 которое позволило зафиксировать статус школьного музея в государственной системе охраны и использования памятников истории и культуры, определить его воспитательные и образовательные функции и выработать критерии, позволявшие присваивать краеведческим комнатам статус «музей». В 1982 году была объявлена Всесоюзная паспортизация школьных музеев.

В 90-х годах музеи с ленинской тематикой практически прекратили свое существование, на их базе создавались исторические и комплексные краеведческие музеи. В 1998 году была объявлена очередная Всероссийская паспортизация и перепаспортизация школьных музеев. На основании Положения, разработанного Центром детско-юношеского туризма Минобразования России во все территории края было направлено Информационное письмо, в котором разъяснялся порядок паспортизации музеев. Значительное число музеев, в том числе и историко-краеведческие, были закрыты, т. к их коллекции, состоящие из идеологически выдержанных материалов периода экспедиции «Моя Родина – СССР», утратили свое значение, а новые приоритеты еще не были четко обозначены. Жесткие условия финансирования не позволили руководителям многих школ переоформить свои музеи в соответствии с требованиями времени, интегрировать их в образовательно-воспитательный процесс школы, что привело либо к их закрытию и передаче фондов в районные краеведческие музеи, либо расформированию коллекции и хранению ее до «лучших времен», а подчас к простому уничтожению.

Новый этап в истории школьного музееведения начался в 2000 году, в период подготовки к празднованию 55-летия Победы. Еще одним мощным стимулом для развития музейного движения стали мероприятия, приуроченные к празднованию 65-летия Алтайского края в 2002 году. В этот период многие музеи были восстановлены.

Принятая в 2001 году Программа развития воспитания в системе образования Алтайского края на период до 2005 года и затем пролонгированная до 2010 года, способствовала активизации и обновлению музейного движения в образовательных учреждениях края.

Школьные музеи, активно работая, стали настоящими центрами не только воспитательной, но и просветительской работы более чем в сорока территориях края. На базе музеев действуют военно-патриотические клубы, детские объединения гражданско-патриотической направленности, творческие коллективы учащихся; для педагогов музеи стали лабораторией педагогического мастерства, где каждый учитель может реализовать свои творческие замыслы; на базе музеев работают методические объединения учителей гуманитарного цикла, реализуются программы регионального компонента базисного учебного плана, проводятся уроки истории, литературы, географии.

В едином образовательном пространстве современной школы музей занимает особое место. Он берет на себя часть кропотливой работы в деле воспитания гражданско-патриотического самосознания учащихся. В современных условиях развития культурной и образовательной систем, школьный музей выступает в виде уникального института, обладающего мощным образовательным и воспитательным потенциалом.

Школьный музей — это:

- надежное средство формирования исторического и гражданского сознания учащихся;

- объединение, где детям прививаются навыки самоорганизации и самоуправления, специальной научно-профессиональной, исследовательской, источниковедческой и музееведческой деятельности;

- место организации и проведения разных форм массовых мероприятий;

- центр музейно-педагогической работы в школе, где осуществляется сотрудничество детей, учителей, родителей, жителей микрорайона школы.

Тематика краеведческой работы школьных музеев.

Представляется, что сегодня в качестве особенно актуальных следует выделить три направления краеведческой работы музеев: семья, школа, родной край.

Семья. Независимо от профиля музея тема семьи должна присутствовать в работе актива, особенно если учитывать, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном небрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия). Назовем основные темы, которые могли бы получить развитие в рамках "семейного направления" краеведческих исследований:

Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника, даже младшего возраста. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений. В числе упоминаемых детьми семейных реликвий находятся современные игрушки, малозначительные предметы и даже домашние животные. Усиление внимания к семейному наследию - важнейшая задача краеведения. Для начала следует выявить и описать наиболее ценные предметы из семейного наследия: самые различные документы, свидетельства, награды, письма, интересные предметы домашнего быта, о многих из которых можно рассказать интереснейшие истории. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни. Наиболее яркие воспоминания составят первые страницы семейной летописи.

Судьбы семьи в судьбе страны. Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки и бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах. Это еще один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких людей, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких. Хорошо, если подобное времяпрепровождение станет одним из основных видов досуга.

Семейный архив. Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива. Заводятся и подписываются конверты, тематические папки, заполняются вещицами небольшие коробки, составляются "легенды". Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок с последующим возвращением в семью (в этом случае они могут быть учтены в музее или приняты на постоянное хранение, т.е. включены в основной фонд). Примерная тематика выставок: "Наши семейные реликвии", "Орден в моем доме", "Старая фотография", "Профессии наших родителей" и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

При изучении любой темы, казалось бы, не связанной напрямую с семьей, можно и следует затрагивать семейную проблему. Рассказывая о заслуженных земляках (писателях, героях войны или труда), помимо общих биографических сведений, целесообразно вспоминать о годах их детства, интересных фактах биографии.

Школа. Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно говорить о создании истории самой школы. И тут никто кроме учителей и учеников не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

- изображение школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

- фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы;

- свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

  • атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, дневники, ручки, тетради и т.п.);

  • детские сочинения, творческие работы

Важно отразить детское восприятие школьных лет Можно поручить нескольким классам стать местными летописцами и записывать главные, наиболее яркие события в хронологической последовательности. Это будет в полном смысле детская школьная летопись. Минимальная авторская правка позволит сохранить авторский стиль, детское восприятие, пристрастия и интересы юных граждан. Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как школьный рукописный альманах. В нем могут быть следующие разделы: "День за днем", "Самое-самое", "Из истории нашей школы", "Вести из классов", "Трибуна учителя", "В моей семье", "Прошу слова!", "Смех из-под парты" и т.п. Редактором подобного альманаха мог бы быть самый активный краевед школы, член музейного актива.

Родной край. Понятие родной край применительно к музейно-краеведческой деятельности не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Родной край - локальная, обозримая часть земли, страны, которую следует знать всем, кто считает себя краеведом. Это с одной стороны. Казалось бы, что проще - изучай все, что находится в ближайшем окружении. Это и будет настоящим краеведением. Но сложность заключается в том, что окружающее настолько многообразно, многолико, что можно либо увязнуть в нем, либо выбрать слишком узкую тему, забыв о других, не менее интересных и важных. Следствием этого будет появление узкотематических школьных музеев, оторванных от действительности. Такой музей, словно дерево без глубоких корней. Как же найти оптимальный путь? Отвечая на этот вопрос, будем иметь в виду следующее.

Стратегическая задача музея как института социальной памяти - сохранять для современников и потомков подлинники, первоисточники, представляющие историческую, художественную или иную ценность. Однако, идя по этому, казалось бы, правильному, пути, школьные музеи попадают в своеобразную ловушку. Возможностей создать нечто, подобное государственному музею - нет. В итоге получается жалкий слепок с вывеской "Руками не трогать!" Школьному же музею следует попытаться искать и найти свой путь. Это вовсе не означает отход от существующих достижений музейной науки. Ее при необходимости (скорее - по возможности) следует использовать, но главное - в слове «детский», каковым является музей в школе. Посмотрев на него с этой точки зрения, мы увидим две составляющих школьного музея:

Первая - традиционная, музейная. В школьном музее, как и в любом другом, собирается основная информация по истории и природе родного края. Крупными мазками покажите местную историю на фоне региональной и общероссийской. Не следует бояться общих мест. Ведь одно из назначений музея - способствовать учебному процессу. В этом помогут цитаты (повторение - мать учения), схемы и исторические карты расселения в крае древних людей, яркие иллюстрации и т.п.

Вторая - детская, игровая. Поскольку музей детский, можно попытаться ввести в музейную жизнь элемент игры. Например, оформить в сказочной, игровой манере вводный зал, поставить бабушкин сундук (конечно, предназначенный преимущественно младшим школьникам). В нем находки - загадочные предметы, накопленные человечеством за многие столетия своего существования: древний топор, стрела, берестяная грамота, ядро, глиняная игрушка и многое, многое другое. Разумеется, все это, как правило, копийный материал, сделанный руками детей. Но уже в этом проявляется детское творчество, способность приобщиться к тайнам музейных профессий. Плоды этого детского творчества можно смело вводить в экспозицию. К примеру, рядом с портретом известного исторического деятеля повесить его изображение, созданное современным школьником. Использование значительного числа копий, объясняющееся отсутствием подлинников, из недостатка в школьном, детском музее превращается в достоинство. Музейное правило взрослых "Руками не трогать!" меняется на разрешение "Трогать можно!". При этом следует четко обозначить границы игры: что можно, а чего нельзя трогать. Ведь воспитание музейной культуры - важная задача школьного музея.

Принципы собирательской работы

Разрабатывая план собирательской деятельности, не следует стремиться к всеохватности. Необходимо разработать реальную концепцию комплектования по каждому из названных направлений (семья, школа, дом) на ближайшие несколько лет.

На первом этапе комплектования выявим круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим, важное значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов. На этом этапе важно зафиксировать находку и если нет крайней необходимости забрать ее, воспользоваться копией. Методические рекомендации по правилам сбора и хранения музейных предметов можно посмотреть в конце книги в Приложении.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами: комплексный характер исследований; разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер не означает собирание всего подряд без всякого отбора. Речь идет преимущественно о разноплановом характере исследования, что, учитывая краеведческий профиль музея, делает возможным максимально широкое его включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого. существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе объект к школе, тем глубже его изучение. При этом не следует замыкаться только на своем сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город, область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности.

Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел, связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Хронологические рамки могут быть различными, но минимальный исторический фон должен присутствовать. Например, на карте желательно показать условную границу расселения славянских племен, ближайшие местоположения древних курганов, интересные находки археологов (в том числе клады). Это может быть проиллюстрировано фотографиями, рисунками указанных мест, натурным материалом. Источники начала XX века и более ранние малодоступны для современных исследователей. В случае их отсутствия можно воспользоваться литературными и иными источниками, а при необходимости копийным материалом.

Разнообразие исследовательских методов. Ограниченность выбора методов сбора информации нередко отрицательно сказывается на эффективности краеведческой работы. Перечислим главные методы.

Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают интерес к различным уголкам своего района. Ребята узнают новое о родных местах, смогут поделиться увиденным друг с другом. Каждый попытается определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.

Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к "легендам", или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

Переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих краях, но уехали оттуда. Им будет приятно вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а, может быть, и интересными предметами.

Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея;

Просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм. Много интересного может появиться в современных СМИ. Иногда самым неожиданным образом промелькнет новая информация или история, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

Основным методом формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров. На этих методах остановимся более подробно.

Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (а в дальнейшем для комплектования) должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Желательно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методикой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбора материала, его документирования. Подробнее о правилах сбора и хранения полевого материала в Приложении.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, кладовки, сараи (разумеется, с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись также на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах. Подробнее о методике исследовательской работы будет сказано ниже.

В настоящее время очень важна планомерная и систематическая краеведческая работа, которая расширяет кругозор, формирует гражданское самосознание молодых людей, прививает навыки исследователя. Реформирование образования сопровождается актуализацией роли школьного музея, целевая установка деятельности которого направлена на мировоззренческое становление и формирование ценностной ориентации, свойственной гражданину России. Поэтому основными задачами музея являются, прежде всего гармоничное включение в школьную систему обучения и воспитания и развитие у школьников исследовательских способностей и творческого мышления.

Для этого используются следующие формы работы: массовые мероприятия в школе и микрорайоне; проведение уроков с использованием фондов музея; исследовательская работа учащихся; научно – практические конференции и НОУ школы; экскурсионная работа для учеников и гостей школы; изучение и реставрация материалов, собранные в фондах музея, с целью дальнейшего из экспонирования; работа с классными коллективами по акциям, проводимым на базе или инициативе музея; работа по созданию виртуальных экскурсий по музею; создание электронных носителей по фондам музея, для работы с хранящимися в фондах музея документами.

Деятельность музея обусловлена его связью с конкретной профильной дисциплиной - краеведением, во всех содержательных блоках которой используются материалы музея. Учащиеся теоретически разрабатывают темы, связанные с музейной экспозицией, т.е. постоянно проводится научная обработка фонда и создается база для использования материалов музея в других учебных предметах. Учителя предметники и классные руководители имеют возможность проводить уроки и внеклассные мероприятия в музее, используя накопленные в нем материалы. Все это позволяет использовать музей в процессе обучения школьников, развивать его деятельность и обновлять экспозицию, происходит обоюдный процесс, в структуру которого включаются и исследовательская работа учащихся в архиве и научной библиотеке. Результатом исследований учащихся является подготовка творческих работ, с которыми участники научного общества школы выступают на всероссийских, краевых и муниципальных краеведческих конференциях.

Тема Великой Отечественной войны актуальна для всех школьных музеев края. Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей. Но есть события, значение которых не тускнеет от бега времени. К таким событиям относится Победа советского народа в Великой Отечественной войне. В школьных музеях хранятся собранные учениками и учителями документы, воспоминания о военных годах учеников школы тех лет и местных жителей, фотографии, книги памяти, рассказы детей о своих родных и близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и трудившихся в тылу.

Встречи с ветеранами, которые традиционно проходят в школьных музеях в дни праздников — это передача эстафеты служения Родине, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания разносторонней личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны. Для некоторых музеев стало традицией вручать паспорта ребятам, достигшим 14-летнего возраста, в стенах музея в присутствии ветеранов, которые говорят им слова напутствия. Такая традиция закрепилась, например в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Заринска, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Бийска. Это мероприятие называется «Я – гражданин России» и способствует воспитанию гордости за свою Родину, формированию уверенности в том, что они – граждане великой державы.

Школьный музей любого профиля – огромная возможность и условие формирования компетенций и компетентностей учащихся. Занятия в музее воспитывают у учащихся чувства достоинства, самоуважения и ответственности. В ходе поисковой, исследовательской, экскурсионной работы у школьников формируются особые психологические качества, способствующие успешной их социализации:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..