Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За какие нарушения школьной жизни ребенок может быть поставлен на внутришкольный учет? Какие документы необходимы для постановки учащегося на внутриш...полностью>>
'Документ'
Планирование и прогнозирование - это важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. Они используются в основном для предопред...полностью>>
'Документ'
Бурное развитие фондового рынка России в последние годы, диверсификация видов рыночных инструментов, проведение руководством страны активной политики...полностью>>
'Урок'
Давайте побываем в раннесредневековой школе и посмотрим, по плечу ли вам учиться там. Ведь обучение в средневековой школе сильно отличалось от соврем...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Дальнейшее развитие экскурсионной и краеведческой работы среди пионеров и школьников.

В письме говорилось, что педагогическая ценность участия школьников в изучении природного богатства страны ни в коей степени не снижается относительной скромностью его результатов. Совершенно ясно, что в большинстве случаев экспедиционным отрядам не удавалось сделать сколько-нибудь значительные открытия, однако при огромном числе отрядов реальный вклад деятельности детей был ощутим. Организаторы экспедиции так определяли главную цель работы: «Участие в экспедиции - один из путей вовлечения школьников в практическую работу по выполнению заданий XX съезда партии, указавшего, что дальнейшее развитие производительных сил страны настоятельно требует вовлечения новых источников сырья, топлива, электроэнергии…». Таким образом, задачи экспедиций 50-х годов носили практический характер и были неотделимы от задач восстановления народного хозяйства в суровые послевоенные годы.

По мере решения задач восстановления народного хозяйства, менялось и содержание воспитательной работы с учащимися. На первый план стали выдвигаться задачи патриотического воспитания, историко-революционная тематика, а по мере удаления лет - изучение событий Великой Отечественной войны.14

В шестидесятые годы стала складываться система работы по охвату максимального количества школьников туристской и краеведческой работой. Это направление давало исключительные возможности как для оздоровления детей (а это была одна из главнейших задач), так и для организации воспитательной работы и посильного общественно-полезного труда.

В 1960г. по инициативе Крайкома ВЛКСМ и Западно-Сибирского геологического управления был объявлен геологический поход за полезными ископаемыми Алтая. Летом на геологические маршруты вышли 250 отрядов школьников в район г. Змеиногорска и в Горный Алтай. За одно лето 1960 г. было подано около 100 заявок на новые месторождения. Некоторые из них были подтверждены. Помимо этого, прошла экспедиция по проверке состояния историко-революционных памятников.

В 1963 году все поисковые отряды были объединены в экспедицию «По дорогам семилетки». Организаторы экспедиции определяли цель работы: «…изучение многогранной деятельности советских людей по осуществлению грандиозного плана строительства коммунизма». Алтайские школьники активно включились в работу по изучению экономического состояния края. Экспедиция 1965-1967 годов называлась Всероссийским походом пионеров и школьников «Из искры возгорелось пламя» и посвящалась 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, а в 1968 году - «Путь славных» и была посвящена 50-летию Советской Армии и Ленинского комсомола. Конечными результатом работы считались: письменный отчет об истории комсомольской организации; летопись населенного пункта; проведение школьной и районной конференции красных следопытов. С этого времени краеведческие конференции, как итог поисковой и исследовательской работы школьников, стали традиционными.

В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в 1969 году была объявлена Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Дорогами Ленинской мечты».

Окончанием работы по экспедиции считалось: создание ленинского музея, оформление стендов, альбомов и письменных отчетов. Многие школьные музеи Алтайского края начали свою деятельность именно в этот период.

Всесоюзная экспедиция «Моя Родина – СССР», объявленная в 1972 году, стала основой организации краеведческой и всей воспитательной работы со школьниками на долгие двадцать лет. Система работы по экспедиции была более насыщена мероприятиями, чем в предыдущие годы, охватывала практически всех школьников страны и отличалась глубоким идеологическим содержанием. Каждый школьник с 4 по 10 класс являлся участником экспедиции.

В содержание экспедиции вкладывался следующий смысл: совершая походы, путешествия и экскурсии по родному краю, участники экспедиции «Моя Родина-СССР» сдают нормы комплекса ГТО (готов к труду и обороне) и ведут поисковую краеведческую работу по заданиям государственных, народных и школьных музеев, а также Центрального, республиканских и местных штабов экспедиции.

Предлагались следующие направления краеведческой поисковой работы:

В борьбе за народное дело. Экспедиционные отряды историков-краеведов собирают и изучают материалы о жизни и деятельности В.И.Ленина и его соратников, совершают походы и путешествия по местам революционной славы советского народа. Участники экспедиции собирают материалы о первых коммунистах села, города, области, о земляках-участниках революционных событий 1905-1907 годов, Великой Октябрьской социалистической революции.

В буднях великих строек. Участники экспедиции изучают историю строительства социализма в нашей стране, экономику народного хозяйства, собирают материалы об участии советского народа в выполнении планов развития народного хозяйства СССР, в построении развитого социалистического общества, узнают о преобразованиях, происшедших в родном крае за голы Советской власти, совершают походы и путешествия по местам трудовой славы.

В боях отстояли Отчизну свою. В процессе работы по этому направлению отряды юных краеведы собирают и изучают материалы о героическом пути Вооруженных сил, о подвиге советского народа, отстоявшего завоевания Октября, о земляках, погибших в боях за Родину, о ветеранах войны - жителях края, совершают походы по местам боевой славы.

Имя Ленина - на знамени нашем. В рамках этого направления отряды собирают и изучают материалы по истории пионерской и комсомольской организации своего края, ведут летописи славных дел пионерии и комсомола нашей страны.

К тайнам природы. Отряды юных географов, геологов, любителей природы изучают свой край, его природные и климатические условия, полезные ископаемые и возможности их использования в народном хозяйстве. В походах и экспедициях изучают воздействие на природу промышленности, транспорта и сельского хозяйства, сообщают о фактах загрязнения окружающей среды

Искусство принадлежит народу. Отряды юных литераторов и искусствоведов изучают культуру родного края, в походах и путешествиях собирают материалы о достижениях в области культурной революции в СССР, о выдающихся деятелях культуры, фольклорный и этнографический материал.

Ежегодным смотром краеведческой работы были краеведческие конференции школьников, которые являлись этапными: школьная, районная, краевая и республиканская. Целью конференций было подведение итогов и активизация краеведческой работы, обмен опытом, определение уровня поисково–исследовательской краеведческой работы школьников. Особое значение организаторы конференции придавали активным формам сбора краеведческой информации, личному участию докладчиков в экспедициях, походах и экскурсиях, практическому значению краеведческих наблюдений.

III. Исследовательская краеведческая работа школьников на современном этапе.

3.1. Потенциал школьного исторического краеведения.

В последнее время роль краеведения в учебной и внеурочной работе неуклонно возрастает. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав РФ; более крупного региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей); всемирной истории.

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.

Значителен вклад и методистов-историков. Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех субъектах РФ изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях, появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов и городов. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации.

За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам». Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы государственных и школьных музеев, библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Уровни краеведческой работы.

Когда речь идет о школьном краеведении (мы будем придерживаться этого термина, выделенного А.Д. Сергеевым как часть учебного краеведения вообще15), следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

В-третьих, изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники. В следующих разделах книги будет проиллюстрирован опыт работы в образовательных учреждениях края по всем трем уровням познавательной деятельности.

Введение с 2006 г. профильного обучения в старших классах позволило в ряде школ существенно расширить возможности краеведческой работы учащихся, избравших гуманитарные, а также естественно-научные профили, о чем также будет сказано ниже.

Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, — в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».

Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

Содержание краеведческих исследований.

В настоящее время получили развитие такие направления краеведческого поиска, как:

  1. Мой дом. Родословная семьи.

  2. Родная школа. История и традиции.

  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

  4. Летопись малой родины.

  5. Земляки. Знаменитые люди.

  6. Экономика района, села.

  7. Рекреационные ресурсы края: природные и историко – культурные.

  8. Духовная культура.

  9. Народные традиции. Народная культура.

  10. Переселенческие процессы. Этнокультурная карта края.

Важно, чтобы педагог и учащиеся не только видели границы отдельных тем, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой. Так например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Вместе с тем необходимо реализовывать и другой принцип, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Предметом краеведения являются также общественные процессы в местном сообществе — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучая различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху.

Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения на территории края, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции более, чем восьмидесяти народностей, населяющих край, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью национальной культуры каждого народа, его духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою культурного наследия народов.

Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Формы краеведческой работы в школе

В педагогической литературе и школьной практике краеведение нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования. Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм — условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения. Это в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, работников органов образования, учреждений дополнительного образования, методистов института повышения квалификации работников образования, преподавателей педагогических вузов, участников краеведческих обществ и сотрудников научных учреждений. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»). Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе школьных музеев.

Краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной проектной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения); это и участие школьников в различных делах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе, это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

Необходимое условие эффективного функционирования системы школьного краеведения - высокая профессиональная, в том числе краеведческая, подготовка учителя. Последняя предполагает хорошее знание локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владение методами краеведческих исследований и методикой организации учебно-краеведческих занятий с учащимися.

3.2. Ретроспектива развития школьного музееведения.

Школьное музейное движение в Алтайском крае стало развиваться в 60-х годах XX века. В последующие годы число школьных музеев стабильно увеличивалось, и к концу 70-х годов школьное музееведение стало заметным явлением в сфере образования и культуры.

Большинство школьных музеев создавалось в процессе проведения массовых молодежных политико-патриотических акций, таких как массовый поход школьников «Из искры возгорелось пламя», посвященный 50-летию Октябрьской социалистической революции, Всероссийский поход пионеров и школьников «Дорогами Ленинской мечты», посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое Отечество», посвященная 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина и 50-летию образования СССР и др. По форме и содержанию эти акции были краеведческими, т.к. предусматривали выявление и сбор исторической информации и подлинных памятников истории и культуры в своем регионе. Каждая школа была обязана иметь если не музей, то краеведческий уголок, комнату, либо зал. Залы боевой и трудовой Славы, за редким исключением, были во всех школах. Как правило, в них размещались материалы общего характера об основных событиях Гражданской и Великой Отечественной войны, собранные ребятами материалы о своих земляках – участниках войн, а также документы по истории и развитию предприятий, составляющих трудовую славу «малой Родины».

Особое внимание в воспитательной работе уделялось изучению жизни и подвигов пионеров – героев. Многие пионерские дружины носили их имена, поэтому информация о пионерах – героях была важной составной частью экспозиций музеев и залов. Обязательным атрибутом всех музейных образований была Лениниана. Для оформления этой темы школы пользовались, как правило, специально изданными наборами плакатов, хотя в отдельных музеях экспозиции оформлялись самостоятельно. Существовали специализированные Ленинские музеи и залы, число которых было значительным.

В 1975 году при Крайоно была создана краевая комиссия по паспортизации школьных музеев и проведен ряд организационных мероприятий. По итогам паспортизации в школах городов и районов края работало 152 музея (в том числе и непаспортизированных), из них Ленинских – 56; краеведческих залов, уголков и комнат – 856.16 Профиль музея определялся в соответствии с его коллекцией и идеологическими задачами воспитательной работы: историко – революционный, военно-патриотический, комплексный краеведческий, боевой и трудовой славы, истории комсомола и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..