Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Эко...полностью>>
'Документ'
2. Рекомендовать директору департамента здравоохранения администрации г. Н. Новгорода (Лазарев В.Н.), департамента здравоохранения администрации г. А...полностью>>
'Документ'
Какую великую награду обещает Господь Иисус Христос милостивым! Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе воплощается в том, кого мы ...полностью>>
'Кодекс'
Установление случаев, при которых может быть установлен особый правовой режим использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной д...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

детей, вводится обязательная плановая отчетность, разрабатываются инструкции и методические рекомендации.

Произошли изменения в содержании образовательно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, что было связано не в последнюю очередь с тем, что «внешкольная работа приобрела исключительно важное политическое значение в борьбе за подрастающее поколение» (Королев Ф.Ф., Корнейчук, Т.Д., Равкин З.И.). Большое значение стали придавать централизованно подготовке кадров для внешкольной работы, требованиям не только к профессиональным, но и к личностным качествам, «политической благонадежности». Также этот этап характеризуется появлением новых типов учреждений дополнительного образования детей, проводятся инструктажы СибОНО о специфике, целевом назначении, организации каждого их них (разные типы клубов, колоний, которые, наряду с ростом численности площадок, на этом этапе были самыми распространенными учреждениями дополнительного образования и внешкольной работы с детьми). В этот же период создаются первые пионерские отряды (1922 г.) и, как отмечают некоторые исследователи, происходит окончательное размежевание (1924 г.) со скаутами, был взят курс на коммунистическое воспитание.

Документы партии и комсомола стали играть определяющую роль в дополнительном образовании, доминантой которого становится воспитание.

Этап 1925 - сер. 1950 -х гг. Большое значение в развитии сети внешкольных учреждений, в создании базы для работы пионерской организации, целенаправленного влияния на организацию свободного времени детей и подростков, сыграли постановление ЦК РКП (б) от 24 июля 1925 г. «О пионерском движении» и постановление ЦК ВКП (б) от 25 июня 1928 г. «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения».

Большое внимание на этом этапе уделяется подбору и подготовке кадров, обязательным становится наличие «общественной установки». В 1928 году при Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской создается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников (которые в условиях разросшейся сети и различной ведомственной принадлежностью учреждений зачастую не имели педагогического образования); активно обсуждаются вопросы, связанные с их статусной принадлежностью; В 1929 г. под председательством Н.К.Крупской в системе Наркомпроса был организован Совет по внешкольной работе.

Это этап развития системы во всех отношениях: появляются новые типы учреждений (как комплексных, так и специализированных), растет их сеть (пионерские лагеря, профильные станции, школы, Дома, Дворцы пионеров и т.д.); большое значение придается взаимодействию, как на городском, областных, региональных масштабах, так и Всесоюзном (выставки, смотры, олимпиады, слеты и т.д.). В работе внешкольных учреждений учитывается взаимное соподчинение (областные - городские - районные станции и т.п. Вырабатываются обоснования принципов внешкольной работы, педагогические требования к внешкольным учреждениям, программному обеспечению. Внешкольные учреждения стали играть роль методических центров; школа становилась базой внешкольной работы, которая окончательно приобретает круглогодичный характер.

Таким образом, создается единое образовательно-воспитательное пространство. Помимо этого, воспитание и образование детей становится делом всего общества: к созданию и организации деятельности учреждений активно привлекались предприятия, большой вклад внесли профсоюзные организации, с чем связано значительное укрепление учебно-материальной базы.

Рассматриваемое время - эпоха ускоренной индустриализации Западной Сибири. Тенденции в экономической жизни сказались на определяющем направлении и специфике внешкольной работы: к 1937 г. в Западной Сибири действовала 31 Детская техническая и сельскохозяйственная станция, каждая из которых открывала многочисленное количество очных и заочных кружков в школах района; 28 пионерских и детских клубов, в каждом из которых также имелись кружки технической и юннатской направленности. Также одним из ведущих направлений на этом этапе становится военно-патриотическое, краеведческое и туристическое. На данном этапе сложилась государственно-общественная система дополнительного образования и внешкольной работы с детьми; произошло урегулирование механизмов ее функционирования.

Этап 1950 - середина 1980-х гг. - время, главной вехой которого стала Научно-техническая революция в Советском Союзе; развития, расцвета науки в Сибири (1957 г. - организация Сибирского отделения Академии наук СССР). Усиливается связь общеобразовательных и учреждений дополнительного образования с научными учреждениями; появляются Научные общества учащихся разной направленности. 1960-1970-е гг. по праву считаются временем наивысшего расцвета внешкольной работы и ДОД; они характеризуются экспериментами по сочетанию форм и методов работы; усилением внимания к организации работы по месту жительства; но, несмотря на интересные педагогические находки, идейно-политическое воспитание стояло на первом месте, и внешкольные учреждения оставались базой пионерской и комсомольской организаций, во многом определяя содержание и формы организации воспитательно-образовательного взаимодействия.

Этап 1980-х - 1992 гг. Демократизация общества, поиск «нового социального порядка». Отменяется пионерская организация, идеология которой за несколько десятилетий стала стержневой в системе ДО и внешкольного воспитания детей. Доминантой образовательной политики стало обучение, все больше внимания уделяется социализации, как социальной адаптации. В связи с уменьшением финансирования (прямого следствия развала экономики, и особенно в Западной Сибири) стало сокращаться число внешкольных учреждений; резко ухудшилась материально-техническая база. Доминирующим направлением ДОД в Западной Сибири становится художественное творчество. Боясь разрушения системы, руководители органов образования и внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги, механически объединять разные виды ДОД, искать помощь у частных лиц, различных вновь появившихся фондов. Создавались коллегии отделов управления народным образованием, ставились задачи сохранения и совершенствования сети учреждений ДО; обновления содержания учебно-воспитательного процесса; разработка авторских программ; решение которых во многом зависело от позиции местных властей.

Этап 1992 г. - современность. С появлением Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 год) связывается новый этап в развитии отечественной образовательной системы, в частности, дополнительного образования (введение нового термина, правового обоснования реформирования). Этап создания новой системы дополнительного образования детей на основе возрождения традиций. С этого времени многие учреждения переходят в муниципальную собственность. Большое значение придается правовому, методическому, программному обеспечению деятельности учреждений дополнительного образования детей; их аттестации и аккредитации.

Несмотря на все противоречия и сложности этапа, возрождаются традиционные направления и типы учреждений, появляются новые.

В современных социально – экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально – педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального и творческого развития детей.

Образование – целостная система, предполагающая две цели: социализацию и индивидуализацию. Для реализации этих целей нужны две сферы, стремящиеся к интеграции – основное и дополнительное образование. Главный процесс в основном образовании – трансляция исторического опыта, а главные виды деятельности – обучение и воспитание; в дополнительном образовании главный процесс – развитие ребенка как объекта жизнедеятельности, а главный вид деятельности – педагогическая поддержка. Цель дополнительного образования на современном этапе: становление саморазвивающейся, самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей.

Дополнительное образование отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения. Формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности.

Образовательный процесс в дополнительном образовании детей направлен на мотивацию ребят к активной жизненной позиции и нацеленности на успех. Не всегда успешность может быть оценена в школе. В мировой истории много примеров, когда успешные в будущем люди в детстве были признаны учителями тяжело обучаемыми и неталантливыми – Исаак Ньютон, Томас Эдисон, Вальтер Скотт (о котором один из учителей говорил «Он глуп и останется глупым»), Карл Линней (которого за плохую учебу и «умственную неполноценность» прочили в сапожники), Эдгар По (за леность и неуспехи исключенный из школы) и многие другие.5

Школа как таковая не может в полной мере сформировать умения, которые действительно нужны в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в силу ограниченности индивидуальной работы с ребенком и применяемых подходов в образовательном процессе. В этой связи следует говорить о формировании компетентности в сфере дополнительного образования детей. Компетентность формируется на стыке навыков, умений и знаний, это некое новое качество, которое в дальнейшем позволяет решать важные жизненные задачи.6 Нужно овладеть знаниями, уметь их организовать, а главное – употреблять. Полученное образование должно помогать человеку на каждом этапе развития решать определенные социальные, бытовые и профессиональные задачи. Образование должно сформировать базовые компетентности:

- познавательную – умение добывать знания из различных источников информации;

- профессиональную – умение погружаться в проблему, начинать исследование, работать «под заказ», принимать решения в условиях неопределенности;

- социальную – готовность к выполнению разных ролей: наблюдатель, участник, организатор, лидер, член органов самоуправления;

- личную – опыт конструктивного общения, взаимодействия, работы в команде;

- культурную – организация и проведение творческих дел.

У каждой личности процесс формирования компетенций проходит по-разному в силу индивидуального развития. Главным результатом деятельности можно считать формирование активной жизненной позиции, гарантирующей личную успешность в жизни.

II Краеведение в школах и внешкольных учреждениях Алтайского края в первой половине XX века.

2.1.Становление системы краеведческой и экскурсионной работы.

Рассматривая исторический аспект развития школьного краеведения, легко заметить, что исследовательский характер был свойственным для него уже в начале прошлого века. Основателем учебного экскурсионного дела на Алтае по праву считается В.И. Верещагин. Первая пробная поездка с учениками Барнаульского реального училища в Алтайские горы состоялась летом 1905 года, однако сам Верещагин не был доволен образовательными результатами этой поездки. Летом 1909 он устраивает вторую ученическую экскурсию в Горный Алтай. На этот раз экскурсия была тщательно подготовлена и проведена по разработанной программе.

В предварительной беседе с учениками по поводу предполагавшейся экскурсии было подчёркнуто, что это – не пикник, что участие в экскурсионных работах обязательно, что всё, что показывается и объясняется на экскурсии, знать также обязательно, как и то, что преподаётся на уроках. Эта экскурсия дала вполне удовлетворительный результат в образовательном отношении: ученики изучили карту Алтайского края и предстоящие маршруты, имели возможность увидеть различный характер растительности и строения горных вершин, побывать на белках с альпийской флорой, научились делать наблюдения. Участники получили знания из области физической географии, геологии и минералогии, собрали образцы горных пород. В Каннской и Тальгинской степи осмотрели чудские могилы, прослушали легенды о возникновении этих памятников. По дороге к Чуйскому тракту познакомились с бытом алтайцев, побывали в их жилищах, присутствовали на камлании. Всего В.И. Верещагин провел 11 летних каникул в горах Алтая.

В музее барнаульской школы № 1 хранится уникальный экспонат 1925 года – тетрадь с записями о краеведческих и этнографических экспедициях, которые проводились учащимися и педагогами Барнаульской опытно-показательной школы им. Коминтерна. Из записей следует, что в школе преподавался предмет «Краеведение» и ежегодно проводились летние экспедиции в Алтайские горы. В этих экспедициях принимал участие известный этнограф и краевед Андрей Викторович Анохин. 7

В период построения социалистического общества перед краеведением ставились разные задачи: в 20-30- годы – изучение природных богатств страны, что соответствовало целям построения политехнической школы, в стране полным ходом шел процесс индустриализации. В 50-е годы в период восстановления народного хозяйства эти задачи вновь стали актуальными. В последующие годы и до начала перестройки воспитательные задачи были выдвинуты на первый план, и краеведческая работа стала ядром, вокруг которого строилась педагогическая деятельность по воспитанию строителей коммунизма. Но на каждом этапе развития познавательный активный характер был отличительной чертой краеведческой работы с детьми.

В 30-е годы на страницах журнала «Просвещение Сибири» постоянно обсуждались проблемы воспитания и образования детей через занятия по краеведению. В журнале была открыта рубрика «Краеведение», в которой печатались материалы, посвященные организации занятий, сообщения об экскурсиях, впечатления и рекомендации о поездках на Алтай.8

В редакционной статье «Организация краеведческой работы на местах»9 отмечалось: «Задачи хозяйственного строительства страны выдвигают перед нами краеведческую работу. Краеведение приобретает иной облик. От академического к производственному». Смысл занятий краеведением сводился к изучению территории края, изучению растений и животных, изучению и классификация населения. Предлагалась также двухступенчатая система подготовки учителя - краеведа. Первая ступень – беглое знакомство с краеведческим материалом во время курсовой переподготовки, когда проводилось обучение приемам организации краеведческой работы с учащимися. Вторая ступень – длительное изучение района в специально созданных районных краеведческих кружках. На кружковых занятиях рекомендовалось изучать с учащимися материал, который не был включен в школьную программу, причем в основном – активным способом, на экскурсиях и занятиях в условиях природы. Учитель Романовской школы Н. Кунин писал «…на экскурсии детям представляются иные картины жизни, иная природа, расширяется кругозор, дети сближаются. Узнаешь ребят больше, чем за месяц общения в школе на уроках, особенно, если экскурсия с ночевкой».10

Краеведческая работа в школах Алтая (до 1937 года в составе Западно-Сибирского края) осуществлялась под руководством Западно-Сибирского Бюро краеведения, которое было структурным подразделением Западно-Сибирского Краевого отдела образования. В 1931 году педагогическая общественность Сибири была ознакомлена с решением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года «О начальной и средней школе», в котором предлагалось применять в советской школе «…различные новые методы обучения, могущие способствовать воспитанию инициативных и деятельных участников социалистического строительства», в частности имелось ввиду использование краеведения в учебной работе для лучшего усвоения школьных предметов.11

Немаловажным фактором введения краеведения в практику учебно - воспитательной работы были вопросы дисциплины и занятости учащихся в свободное от учебных занятий время. Так, в статьях руководителя пионерорганизации Крайкома ВЛКСМ С. Никулина «О работе пионеротряда в школе» и учителя И. Лаврова «О дисциплине в школе» прямо указывалось на связь неорганизованного досуга школьников и их успеваемости.12 Предлагалось увеличить занятость детей в кружках, организовывать «вылазки» на природу и летом, и зимой, проводить различные массовые мероприятия и военизированные игры. Практически во всех номерах журнала за 1933 год содержатся материалы о проблеме занятости детей, о необходимости полезных познавательных занятий, о подготовке «вожаков-организаторов» из числа пионеров для организации внешкольного досуга, «разумного времяпровождения». Большое значение придавалось организованной и систематической краеведческой работе с учащимися. В каждой школе рекомендовалось создавать краеведческие ячейки, а свободное время от учебных занятий максимально использовать для полевой экскурсионно-поисковой краеведческой работы. В 1934 году при школах стали создаваться хорошо знакомые нам летние площадки с обширной культурно-познавательной и экскурсионной программой. Во внешкольную работу стали активно вовлекать учителей.

Вследствие широкого обсуждения вопроса, в 1935 году было принято сразу несколько документов по организации краеведческой работы с учащимися.13

«Положение о школьной краеведческой ячейке» содержало несколько разделов с подробными инструкциями: содержание работы, состав, структура, средства и оборудование, ликвидация. В положении определялись следующие направления работы:

- поиски полезных ископаемых. Работу предлагалось вести круглогодично, включая лекции, сбор информации и экскурсии. Основное внимание уделять подготовке летних работ – поиску поделочных камней, руд, торфяников и т.д.;

- гидрометеорологические и фенологические наблюдения. В качестве главных выступали задачи углубления знаний и оздоровления, поэтому основной формой занятий должны были стать наблюдения в природе и экскурсии;

- изучение растительности. В частности, наблюдения и сбор информации о применении дикорастущих ягод и лекарственно-технических растений местными жителями в быту;

- изучение животного мира;

- работа по картографии. Предлагалось тщательно изучать и описывать местность, сравнивать полученные данные с имеющимися картами, вносить предложения по изменению в случае выявления ошибок;

- изучение истории колхозов. Это направление имело в основном воспитательное значение;

- изучение истории и культурно – бытовых условий. Здесь особое внимание предлагалось уделять гражданской войне и партизанскому движению.

Полученные материалы рекомендовалось использовать для оформления наглядных пособий, создания школьных краеведческих уголков, направлять в Бюро краеведения, или местным хозяйственным организациям, для которых выполнялись работы.

Большое значение в Положении придавалось работе учителя, как совместно с учениками, так и самостоятельно. В частности говорилось: «Краеведческая подготовка – один из разделов работы по повышению квалификации учителя». Содержание работы ячейки определялось, во-первых, учебным планом школы, во-вторых специальными задачами сбора и изучения краеведческого материала. В качестве форм организации работы рекомендовалось проводить экскурсии, выполнять задания краеведных, советских и общественных организаций, заслушивать доклады по собранному материалу на собраниях ячейки и обсуждать их, организовывать школьные краеведческие уголки, выставки, кабинеты и краеведческие библиотечки. Для работы по отдельным направлениям внутри ячейки рекомендовалось создавать кружки, например: геолого-поисковый, зоологический, ботанический, по изучению климата, исторический, по изучению местного художественного творчества и др.

В качестве примера организации краеведческой работы можно привести информацию, которая была опубликована в этом же номере журнала. В феврале 1934 года из учащихся школ г. Новосибирска был создан краеведческий кружок, который летом совершил большую экскурсию (до 50-х годов слово «экспедиция» применительно к работе с детьми не употреблялось) на Алтай для поиска полезных ископаемых. Первоначально кружок посещали более 30 учащихся, но к лету их осталось 18. Руководитель кружка В. Ляхницкий объяснял это тем, что зимой с учащимися проводились только теоретические занятия и лекции по полевой геологии и минералогии, поэтому некоторых учащихся не удалось заинтересовать. Участники экскурсии были разделены на три поисково-разведочные группы:

- первая осуществляла поиск месторождений рассыпного золота в бассейне реки Чарыш;

- вторая разведывала каменный уголь в районе станции Тальменка;

- третья – самая удачливая и достигшая наибольших успехов – открыла несколько месторождений мраморов, в том числе в районе Салаирского кряжа, которые начали разрабатываться в скором времени.

«Положение о педагоге – внешкольнике, организаторе культурно-массовой работы с учащимися начальной, неполной средней и средней школы» было утверждено в октябре 1934 года.

В обязанности педагога-внешкольника входила организация здорового и культурного отдыха учащихся во время перемен, в свободное от учебных занятий время, в выходные дни и во время каникул. Рабочий день педагога-внешкольника приравнивался к рабочему дню учителя. Количество учащихся на одного педагога – не более 600 детей. Выходные дни педагога-внешкольника не должны были совпадать с общими выходными днями школы. Заработная плата устанавливалась в размере ставки учителя того типа школы, в которой работал педагог.

Как видно из приведенных документов, краеведческой работе с учащимися придавалось очень серьезное значение, как в части углубления знаний по предметам, так и в получении политехнического образования и практическом участии в хозяйственной деятельности страны. На этом этапе развития школьного краеведения практически не ставились воспитательные цели. Дети наравне со взрослыми участвовали в построении нового общества и несли солидарную ответственность за его будущее.

В послевоенные годы краеведческая работа с учащимися стала оживляться только в 50-х годах. В 1951году было принято постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов «Об организации летнего отдыха детей на 1951 год», включавшее пункты о создании 8 экскурсионных баз на местах и об охвате 70 тысяч школьников краеведческим походом пионеров и школьников «По следам партизанского движения на Алтае». Это был первый опыт организации массовой краеведческой работы. Поход состоялся, в нем приняли участие 60 тысяч учащихся. Они побывали на экскурсиях по изучению своего района, а также в дальних поездках в Горный Алтай, собирали гербарии, коллекции минералов и насекомых; не обошли вниманием юные краеведы и события гражданской войны и партизанского движения, посещали различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. О своих впечатлениях на страницах газеты «Сталинская смена» рассказали учителя и учащиеся Тальменского, Баевского, Поспелихинского, Завьяловского, Кулундинского районов, городов Барнаула, Рубцовска, Чесноковки (Новоалтайска) и Горно-Алтайска.

Каждый отряд прежде, чем ехать на экскурсию, провел большую подготовительную работу: ребята наметили и изучили маршрут следования, составили план поисковой работы, распределили обязанности. Все материалы, собранные на экскурсиях, поступили в школьные краеведческие уголки и музеи. В то же самое время, в большой редакционной статье «Больше внимания летнему отдыху» от 27 июня 1952 года обращается внимание на отсутствие организации массовой работы по вовлечению детей в походы и экскурсии, как форме содержательного отдыха в воспитательном и образовательном смыслах.

2.2. Массовые краеведческие экспедиции пионеров и школьников в 50-80–х годах XX века.

Экспедиция, как форма массовой краеведческой работы, заняла прочные позиции в воспитательной работе, так как решала много задач, была универсальным инструментом воспитания патриотов, преданных идеалам своей страны. В 1956-1957 годах была объявлена экспедиция пионеров и школьников в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Ставились следующие задачи:

1. Закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в школе; расширение политехнического кругозора; приобретение ими ряда практических умений и навыков; физическое развитие и укрепление здоровья.

2. Изучение родного края (в походах и экскурсиях), посильная поисковая и исследовательская работа по заданиям местных советов, научных и других учреждений (музеев, школ, промышленных предприятий, совхозов и колхозов), в соответствии с шестым пятилетним планом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..