Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Серединка золотая; Если циркулем владеешь, Окружность ты списать сумеешь! Значит, всех я вас главнее! В спор вмешался треугольник: — Что вы, знает ка...полностью>>
'Документ'
Подкормка минеральными удобрениями лугов, пастбищ и многолетних трав 1 года пользования, посев однолетних и силосных (зеленый конвейер), создание долг...полностью>>
'Документ'
Извлечения из плана учебно-воспитательной работы МКОУ «Уксянская СОШ» на 2011-2012 учебный год учебный год, утвержденного приказом директор школы от ...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки до практичних занять і самостійного вивчення дисципліни “Організація і методика аудиту” (для студентів спеціальності 6.050100).Укл...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

а) обсудить с родителями, друзьями и учителями различные предложения по улучшению жизни местного сообщества;

б) собрать компактную информацию по той проблеме, которую большинство граждан считают наиболее важно требующейоперативного решения;

в) проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев: важность данной проблемы для региона (области, города, села...) с точки зрения всего сообщества; актуальность ее решения для определенных социальных групп; возможность ее реализации (полностью или частями) силами команды учащихся.

С целью выявления актуальной проблемы несложно орга­низовать игру «Ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того, чтобы каж­дый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.

После обсуждения спектра проблем, характерных для конк­ретной местности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргу­менты относительно проблемы.

После проведения этой работы каждая группа представляет свои ответы и аргументы всему коллективу школьников, участ­вующих в разработке проекта.

В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса опреде­ленного контингента респондентов.

Можно провести также интервью с родителями, родствен­никами, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним.

(Для индивидуального интервью можно использовать ту же матрицу вопросов, которые применялись для выявления и анализа проблемы малой группой).

При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информа­ции, который по обилию публикаций может сориентировать школь­ников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

посильность задачи для школьной команды;

ее соответствие возрасту и возможностям учеников;

конституционность и реальность ее реализации в этой мест­ности;

сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;

ожидаемые результаты.

В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников.

Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное прост­ранство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной поли­тики? Как можно решить проблему, изменив уже существующие на данной территории программы?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, школьникам пред­стоит применить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этом этапе во, многом зависит от активной роли педагога, его спо­собности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.

Рейтинговым голосованием учащимися выбирается наибо­лее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.

3 этап. Cбор и анализ информации.

После того, как учащиеся выбрали проблему для изучения, встает задача собрать исчерпывающую информацию.

В рамках этой деятельности им предстоит собрать и проана­лизировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заданной проблеме.

В силу того, что она может быть разноуровневой, целесо­образно разделить коллектив на исследовательские группы.

Каждая из них собирает информацию из одного источника.

Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.

Другая - занимается изучением материалов средств массо­вой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.

Третья - прорабатывает массив законодательных матери­алов государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблеме.

Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи админист­рации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм приня­тия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

Вот примерный перечень различных источников инфор­мации:

Средства массовой информации.

Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специа­лизирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов но определенной проблематике.

Библиотеки.

Здесь на большом информационном массиве (книг, статис­тических сборников, журналов, газет) нетрудно собрать необходи­мую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множи­тельной техники сделать копии отдельных статей и материалов.

Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя.

Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами.

Юристы.

Контакты с этой категорией специалистов помогут школьни­кам соотнести видение своего проекта с нормативной, законода­тельной базой, проконсультироваться по вопросам конституцион­ности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.

Административные органы.

Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию.

Законодательные органы.

Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.

Некоторые рекомендации но сбору документальной информации.

Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности. В силу того, что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу но телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел гра­мотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.

После письменного или телефонного обращения к конкрет­ному лицу попросите его ответить на следующие вопросы:

-насколько важна эта проблема в городе, поселке или селе?

-насколько она значима в масштабе региона или страны?

- почему эта проблема должна рассматриваться органами власти?

- должен ли кто-либо еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

- насколько разработано законодательство для решения данной проблемы?

е) если существующий закон позволяет решить проблему, то в полной ли мере реализуется? Если не в полной мере то почему?

- какие разногласия по этой проблеме или способам её решения существуют в вашем городе, поселке, селе?

- какие слои населения, группы или организации выражают интерес к данной проблеме?

- как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

Обращаясь с письмом в организацию, или к конкретным лицам с просьбой дать необходимую информацию, следует внятно истолковать интересующую учащихся проблему, написать на конверте точный обратный адрес, фамилии членов исследова­тельской группы.

Главной задачей этого этапа деятельности является обра­ботка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:

- актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;

- информация о различных подходах к решению данной проблемы; юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации;

- программа действий, разработанная данной командой;

После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать в группе проектантов редак­ционную группу, которая бы осуществила первичную обработку и анализ всего массива данных по проблеме.

4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:

  • актуальность и важность данной проблемы для села, района, города;

  • информация о различных подходах к решению данной проблемы, юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации;

  • программа действий, разработанная данной командой;

  • разработка варианта реализации своей программы (возможно с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой).

Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчи­тать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешен­ную пока проблему.

На этой стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодо­ления трудного вопроса.

В качестве аргументов срочности её разрешения могут быть использованы петиции граждан, которые собирают учащиеся и в последствии передаются в соответствующие инстанции.

Здесь могут быть и варианты технико-экономического обос­нования того или иного решения проблемы, просчитанных на перспективу действий, как управленческих структур, так и самих школьников.

План действий конкретной команды можно проиллюст­рировать примером разработки учащимися акции "Дети против наркотиков".

5 этап. Реализация плана действий команды учащихся

Данный этап предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения, в исполнительные и законодательные орга­ны, передача своих предложений в СМИ, общественные организа­ции, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).

С другой стороны, школьники могут осуществлять реа­лизацию проекта непосредственно через свое практическое учас­тие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организацию фестивалей и др.

Практика реализации проектов "Гражданин" дает немало примеров, когда учащиеся стали инициа­торами и проводниками целого ряда интересных дел: организации районной молодежной биржи труда, оказания помощи в реконст­рукции детского зоопарка, обеспечении спортивной формой школь­ников из малообеспеченных семей, благоустройства районного парка, установки светофора на оживленном транспортном пере­крестке и др.

Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновре­менно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества.

Работа над проектом привлекательна ещё и тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность молодежи освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня для приобретения функциональной грамотности.

Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.

6 этап. Подготовка к защите проекта.

Для того, чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов следует проработать документальную базу.

Весь собранный материал надо сгруппировать в два блока: демонстрационный и документальный, каждый из которых является воплощением деятельности четырех творческих групп команды.

Демонстрационный раздел. Он состоит из четырех раз­движных стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.

По какому принципу распределяется материал? Практи­чески четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над про­ектом:

1 раздел содержит материалы, демонстрирующие аргу­менты учащихся в выборе проблемы проекта.

В папку документов включаются материалы с наиболее важной и значимой информацией, которую собрали и использовали учащиеся в ходе определения и обоснования проблемы.

Здесь могут быть представлены:

подборки газетных и журнальных статей,

письменные обзоры интервью, проведенных школьни­ками среди населения,

материалы, полученные в процессе общения с представи­телями общественности и группами по интересам,

извлечения из официальных публикаций государственных органов.

Для представления документов и отчетов, которые содержат большое количество страниц, следует сделать копию титульной страницы, оглавления и дать резюме по этому документу на одной странице. Это резюме можно взять из самого документа или подготовить самостоятельно.

2 раздел демонстрирует наиболее выразительные данные из разных источников информации, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы.

Здесь, в этом документальном массиве содержатся такие материалы как:

выдержки из юридических, нормативных документов (от Конституции страны до распоряжения глав местных администраций и устава школы),

данные социологических опросов граждан данной тер­ритории,

резюме материалов различных средств массовой инфор­мации (центральных и местных) по исследуемой проблеме,

результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов.

3 раздел поясняет специфику программы действий, разра­ботанную школьниками.

Он состоит из материалов, дающих наглядное представление о путях решения назревшей проблемы, которые имеют опреде­ленную поддержку большинства команды, различных групп граж­дан, тех или иных ветвей власти или общественных формирований.

Здесь в блоке документации могут быть следующие мате­риалы:

пакет предложений представителям власти по решению актуальной проблемы,

проекты законодательных решений, вариантов строи­тельства или реконструкции важных для социума объек­тов,

сметы и экономические расчеты реализации данного проекта в целом или частично,

планы привлечения различных социальных слоев, биз-несструктур, групп поддержки конструктивной совмест­ной общественно-значимой деятельности и др.

4 раздел представляет реализацию плана действий команды учащихся но решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.

В папке с документами данный этап продвижения проекта состоит из:

документальных свидетельств о поддержке инициативы школьников различными уровнями власти, депутатами законодательных органов,

составных элементов PR-компаний по продвижению проекта в обществе, расширению числа его сторонников,

деловой переписки с различными лицами из сферы зако­нодательной и исполнительной власти, бизнеса, общест­венных организаций,

информации (текстовой и в фотографиях) о реальном вкла­де участников школьной команды в реализацию своего проекта,

мнений известных и авторитетных людей о важности дан­ной инициативы школьников для их территории, опреде­ленных групп граждан и др.

Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демон­стрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложений и выводов. Педагог по ходу обсуждения пред­лагает остальной аудитории активно включиться в обсуждение и делать предложения по улучшению разделов.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступ­ления группы из 4- 5 человек, которые, используя материалы стен­дов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.

На этой стадии проводится отбор материала для прослуши­вания, организуются тренировочные упражнения но ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступления этой группы учащихся, проверять их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

7 этап. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффек­тивность своего проекта.

Презентация имеет четыре главных цели:

представить аудитории информацию о важности проб­лемы, выявленной учащимися в школе, юроде, селе..., аудиторией. Ее можно вначале провести перед учащимися своего или другого класса.

В процессе презентации и ответов на вопросы не должен доминировать один или два учащихся. Презентация должна про­демонстрировать чему все научились в совместной работе при подготовке проекта. Следует выбирать самую важную информа­цию и доводы и представлять их своими словами. Ответы на воп­росы не должны требовать обращения к заранее подготовленным записям или папке с документами.

Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.

Успешность работа над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работы, предполагающая, что педагог является руков­одителем проекта, а школьники - его исполнителями, не ведут к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятель­ности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются учащиеся.

Педагог в проектировании может выступать только с пози­ции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем, на разных этапах социального проектирования позиция учителя может значительно различаться в зависимости ожидания учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуации, уровня сформированное готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Социальное проектирование требует кропотливой и трудо­емкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительна важна поддержка администрации, и, прежде всего, руководителей образо­вательных учреждений.

Предоставление школьных аудиторий и технического оборудования для работы над проектом, материалов для работы по оформлению портфолио и стендов, поощрение педагогов и учащихся, активно участвующих в проектной деятельности - таков лишь примерный перечень возможных форм поддержки проекта со стороны администрации образовательных учреждений.

8 этап. Рефлексия.

Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Возможен вариант анкетирования участников по поводу их отношения к организации работы и презентации проекта.

Вопросы могут быть следующие:

1.Чему лично вы обучились и какие умения развили в процессе работы над проектом?

2.Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и подготовки портфолио?

3.Каковы преимущества работы в команде?

4.Что вами сделано хорошо?

5.В чем вы видите недоработки команды?

6.Что бы вы сделали по - другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Материалы анкетирования наверняка дадут педагогу повод для совершенствования своей работы.

4.5. Психолого – педагогическое сопровождение самореализации школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности.

Скажем несколько слов о своебразии психологического развития в подростковом возрасте, поскольку именно специфика данного периода развития требует особого психологического сопровождения. «Период познавательного развития» - так определяет подростковый возраст педагог-психолог Аничкова лицея Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Л.Н. Образцова.28

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами.

Главная задача подростка – формирование самосознания и идентичности, которые можно рассматривать как основные психологические приобретения в этом возрасте. Одно из приобретений – произвольность всех психических процессов, лежащая в основе самостоятельного поведения ребенка. У подростков возникает потребность выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Необходимо следовать не только требованиям взрослых, но и собственным требованиям, самооценке, необходимо найти и защитить свое место в окружающей социальной среде.

В этот период складываются и оформляются устойчивые формы поведения и черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний и умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потери детского мироощущения, что нередко бывает связано с повышением тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.

Особую важность для гармоничного личностного и интеллектуального развития подростка имеют, в частности, следующие моменты:

- формирующиеся у подростков представления о смысле жизни и имеющиеся жизненные планы;

- отношение к разным видам труда и реальные возможности овладения профессией;

- профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;

- совпадение учебных и профессиональных интересов;

- чувство долга и стремление к социальному одобрению.

Развитие интеллектуальной сферы подростка является, безусловно, одним из важнейших условий успешного личностного становления.

Психолого-педагогическое сопровождение самореализации детей в процессе исследовательской и краеведческой деятельности (как и вообще в среде дополнительного образования) предполагает моделирование благополучного ребенка, который успешно вышел на свой собственный образовательный маршрут, создал авторские технологии и методики достижения ближних и удаленных целей саморазвития. Самореализующаяся личность – это самостоятельная творческая личность, способная позитивно конструировать собственную жизнь для достижения успеха. При условии творческой и осознанной самореализации детей происходит становление их профессионального и жизненного самоопределения, им сопутствует успех, они эмоционально ярко переживают радость творческих или исследовательских результатов. В процессе психолого-педагогического сопровождения самореализация детей обеспечивается включением механизмов саморазвития, самообразования и самовоспитания личности.

Специалисты Института содержания и методов обучения Российской академии образования выстроили обобщенную модель самореализующейся личности ребенка, которая включает в себя:

1.Личностный потенциал, состоящий из компонентов: гносеологический (что и как знаю); аксиологический (что и как ценю); коммуникативный (с кем и как общаюсь); психологический (как регулирую психическое и интеллектуальное развитие); творческий (что и как созидаю); физический (как регулирую физическое и функциональное развитие).

2.Качественные показатели самореализующейся личности: развитие потребности в активно – деятельностном отношении к себе и миру, в максимальной реализации личностного потенциала в основных сферах жизнедеятельности; творческая активность; открытость к переменам и восприятию нового опыта, способность к его творческой трансформации; способность к самостоятельному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях; выраженные коммуникативные качества.

Формирование самореализующейся личности состоит из нескольких составляющих, важность которых продиктована условиями современного общества. Свобода личности, включающая элементы наследственности, среды и ответственности за свои поступки и решения; умение быть самим собой и умение взаимодействовать с окружающим миром. Задача психолого – педагогического сопровождения заключается в данном случае в том, чтобы помочь ребенку понять самого себя и принять таким, какой он есть. Огромное значение имеет умение адаптироваться в обществе, в том числе и в той группе, где осуществляется исследовательская или проектная деятельность. Важно понять, что и общество, и его ближайший коллектив состоит из индивидов со своим неповторимым внутренним миром. Чем более интегрирован ребенок, тем скорее он научиться проявлять свою индивидуальность, тем реже он будет проявлять эгоцентризм и антисоциальные побуждения. Важнейшей составляющей самореализующейся личности является духовность, которую применительно к ребенку надо рассматривать, как постепенный подъем по ступенькам культуры: и духовной, и физической, и интеллектуальной.

Психолого – педагогическое сопровождение самореализации детей в исследовательской и проектной деятельности может осуществляться следующими путями:

  • Обеспечение оптимальных условий для самореализующейся личности ребенка, гармоничной по отношению к себе, к окружающему миру и к той группе, где он ведет активную деятельность.

  • Оказание практической помощи ребенку в познании себя, изучении своих интересов, склонностей, возможностей, потребностей и выработка умения управлять своим развитием и внутренней жизнью.

  • Актуализация потребности в развитии личностных качеств, начинающихся с «само», путем включения в межличностное общение и основные сферы жизнедеятельности, отношений, игры и творческой деятельности.

  • Выполнение функций: диагностика, развитие, воспитание, обучение, организационно-координирующая, интеграция, коммуникативная, аналитико-прогностическая, защитно-компенсирующая.

  • Отказ от массово-репродуктивных методов сопровождения и переход к персонофицирующим, саморазвивающим.

  • Применение широкого спектра методик, форм и методов: диалогических, игровых, тренинговых, педагогика успеха, педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка.

В настоящее время в учреждениях образования Алтайского края, ведущих активную исследовательскую краеведческую и проектную деятельность с учащимися, сформировалось несколько уровней организации работы учащихся:

начальный уровень – выявление, пробуждение интересов детей к тому, или иному виду деятельности, основанному на естественном стремлении к познанию нового, любознательности, возможности самоутвердиться, закреплении чувства успешности от хорошо выполненного дела, или участия в различных мероприятиях;

репродуктивный уровень – педагогическая поддержка стремления детей к репродуктивной деятельности, к овладению навыками исследовательской и проектной работы, увлеченности конкретным делом, персонификация программ деятельности с каждым конкретным ребенком;

креативный уровень – психолого – педагогическое сопровождение развития стремления детей к творческой активности, успешной деятельности, направленных на самопознание и созидание собственного «Я», создание условий для самореализации и самоопределения в жизнедеятельности.

Психолого – педагогическое сопровождение при правильной его постановке создает благоприятные условия для формирования способности ребенка становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческого, практического преобразования – самореализацию в социальной среде – своей группе, в образовательном учреждении, иных социумах. Важнейшим результатом психолого – педагогического сопровождения должно стать: самовыражение ребенка, т.е. активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и для окружающих; уверенность в себе и собственных силах, а также последовательность в достижении цели.

Исследовательская краеведческая и проектная деятельность учащихся является значимым самоценным звеном в развитии личности. Наиболее действенными путями активизации самореализации при этом являются:

- поэтапное включение школьника в различные возрастные периоды в деятельность, ведущую к накоплению социально-профессиональных знаний и опыта как основы самоопределения и самореализации;

- обеспечение комплекса условий, смысл которых заключается в развитии положительной мотивации личности ребенка и его ценностных ориентаций.

Одна из эффективных форм работы психолога с учащимися в рамках познавательной деятельности – психологический тренинг.29  Среди современных методов обучения, тренинг заслуженно считается одним из наиболее эффективных, поскольку это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы, т.е. использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Существуют следующие виды тренинга:

  • Социально-психологические тренинги, обучающие искусству общения, гармонии с собой, близкими людьми, окружающим миром.

  • Тренинги личностного роста, дающие мощный импульс к максимальному развитию дремлющих в человеке способностей и талантов.

  • Коммуникативные тренинги направлены на обретение навыков эффективного общения в различных ситуациях как внутри коллектива (команды), так и вне его.

Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни. Кроме того, Тренинг — это зеркало, в котором с помощью других участников дети получают возможность увидеть себя со стороны.

Цели тренинга:

  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении,

  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья,

  • изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с окружающими,

  • развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений,

  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Тренинговые упражнения направлены на решение следующих задач:

- развитие коммуникативных навыков, рефлексивных качеств,

- повышение социальной восприимчивости, чувства собственного достоинства, самооценки,

- развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

- диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров в общении.

Результативность психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:

  • Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

  • Принцип персонификации высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: « Большинство людей считает, что…» на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» на «Я думаю…» и т.п.

  • Принцип акцентирования на языке чувств Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка является констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным.

  • Принцип активности. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще.

  • Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий.

  • Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы.

Следует отметить, что количество участников не должно превышать 20 человек, иначе работа в тренинге будет не столь эффективна и результативна. Оптимальным количеством считается 10-15 человек.

Кроме общеустановленных принципов организации и проведения тренингов, группа на первом занятие может установить и свои правила, не противоречащие общеустановленным принципам, которых будут придерживаться на протяжении всех тренинговых занятий.

Основные правила тренинга:

  • Доверительный стиль общения

  • Искренность в общении

  • Определение сильных сторон личности

  • Недопустимость непосредственных оценок человека

  • Как можно больше контактов и общения с различными людьми

  • Активное участие в происходящем

  • Уважение к говорящему.

Заключение.

Совершенно ясно, что большая часть учащихся, которые в школьные годы увлеченно занимались исследовательской и проектной работой, не будут заниматься наукой профессионально. Но практика исследовательской деятельности, приобретенная в подростковом и раннем юношеском возрасте, имеет неоценимое значение для продуктивного формирования личности в условиях быстро меняющегося мира, когда обучаемость становится более важным фактором, чем обученность. Нельзя не отметить, что у ребят, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, легче вырабатываются коммуникативные, партнерские и лидерские качества, они становятся внимательнее к окружающим.

Исследовательская и проектная деятельность предполагает неизбежный выбор ее участников в сфере познавательной деятельности: надо определить область своих интересов, выбрать направление исследовательской работы, ее тему, сформулировать исследовательские задачи и найти способы их решения. Конечно, степень самостоятельности школьника на разных этапах выбора может быть и невысокой, но в итоге опыт выбора формируется. В исследовательской и проектной работе все учащиеся идут разными путями, но результат всегда одинаковый – освоение методов исследования, осознание своих познавательных возможностей и интересов. Сравним с учебной работой: все ученики идут одним путем, а результат разный, и далеко не все учащиеся одинаково успешны в учебе. Важным итогом исследовательской работы является обогащение их социальных контактов, встречи с людьми разных профессий, особенно при работе над социально-значимым проектом. Разумеется, что помимо названных способностей, активное развитие получают любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность, самодисциплина, терпимость к мнению других, способность к коллективной деятельности. Постепенно овладевая этими способностями, подросток входит в мир уверенно, успешно адаптируется.

Активная познавательная деятельность детей серьезно влияет и на профессиональный рост педагога. Работая над какой-либо темой серьезно и глубоко, педагог улучшает качество своих знаний по предмету, повышает квалификацию как методист, использует знания по возрастной психологии детей. Необходимо отметить еще раз и такой важный момент, как изменение ролей педагог-ученик: межличностные отношения участников исследовательского, или проектного процесса формируются как партнерские. Если в учебном процессе заранее есть ответы на все вопросы, причем педагоги их знают, то в исследовании к достижению неизвестного результата идут сообща, и учащиеся, и педагог.

Стратегия развития мышления на основе исследовательской и проектной деятельности конструктивна, поскольку позволяет решать такую задачу, как развитие дисциплинированности ума, способного ставить перед собой цель и добиваться этой цели.

Расширение поля познавательной деятельности учащихся, привлечение к исследовательской и проектной работе меняет ситуацию в образовательном процессе и становится существенным фактором модернизации образовательного процесса.

Литература.

  1. Асмолов А. Г.Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России/ А.Г. Асмолов //Внешкольник. – 1997. - № 7. – С.13 – 21

  2. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования /Л.И. Боровиков. – Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2000.

  3. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей /А.К. Бруднов // Внешкольник. – 1996. - № 1. С. 2-5.

  4. Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К. Бруднов // Воспитание школьников. – 1994. – С. 3-4.

  5. Гафурова Н.В. Интеллектуально – личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности. Текст: монография / Н.В. Гафурова, Е.В. Феськова; Красноярский гос. университет. Красноярск, 2004. – 110с.

  6. Глух Е.Г. Развитие советской системы внешкольной работы с детьми (1945 – 1973гг.). – М.: Науч.-иссл. ин-т общей педагогики АПН СССР, 1975.

  7. Константинов Ю.С., Орлов, С.В. Становление государственной системы детского туризма и краеведения / Ю.С. Константинов, С.В. Орлов//Дополнительное образование. -2003. -№ 5. – С. 51-54.

  8. Контев А.В. Основы организации научно – исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению: методическое пособие / А.В. Контев. – Барнаул: Полиграф-Сервис, 2009. – 150с.

  9. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой, к.п. н. М.Р. Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Изд-во ГОУ «СПбГДТЮ», 2005. - 104С.

  1. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования / Е.Н. Медынский. – Москва: Наука, 1923.

  2. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка / А.Я. Миндель. – Москва: Готика, 2007. – 220с.

  3. Несвежева Н.В. И вечно юная дорога… К 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения / Н.В. Несвежева. Барнаул: Азбука, 2008. 124 с.

  4. Несвежева Н.В. В.И. Верещагин и первые образовательные экскурсии на Алтае /Реклама и межкультурные коммуникации: история и современность: Сб. материалов междунар. научно-прак. конф./отв. редактор И.Н. Никулина, Н.Г. Павлова/Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. – Издательский дом Барнаул, 2010. – 224 с.

  5. Образцова Л.Н. Период познавательного развития/Л.Н. Образцова. Познавать. Исследовать. Открывать/Серия Ребенок. Общество. Семья. Творчество / науч. ред. О.Е. Лебедев. – СПб.: Аванти, 2008. - 156 С.

  1. Педагогические чтения им. В.И. Верещагина: Сборник статей. Выпуск 1,2,3,4,5 /под ред. Н.А. Буянова. Барнаул, 2005-2009.

  1. Познавать. Исследовать. Открывать/серия Ребенок. Общество. Семья. Творчество / науч. ред. О.Е. Лебедев. – СПб.: Аванти, 2007. – 156с.

  1. Просвещение Сибири. 1926. № 5, 7, 8, 11; 1933 № 8.

  1. Сергеев А.Д. О краеведении Алтайского края: Теория, история, практика /А.Д. Сергеев; науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул: БГПУ, 2008. 196с.: ил.

  2. Сергеев А.Д. Путешествуйте, изучайте. // Молодежь Алтая.1959. 30 мая.

  1. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Л.А. Степашко; Москва: Московский психолого-социальный институт, изд. Флинта, 1999. – 272 с.

  1. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост.:Татарченкова С.С.,Телешов С.В.; под ред.С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.: ил.

  2. Чеков М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России/М.О. Чеков. – Самара: Сам. ГПУ, 2001.

  3. Через гражданское образование к гуманистическим ценностям: Материалы краевого педагогического форума 26-28 марта 2010 года, посвященного Году учителя выпуск I/ под редакцией Н.В. Молчановой. - Барнаул: Азбука, 2010. - 119с.

1 Несвежева Н.В. В.И. Верещагин и первые образовательные экскурсии на Алтае \ Реклама и межкультурные коммуникации: история и современность: Сб. материалов междунар. научно-прак. конф.\отв. редактор И.Н. Никулина, Н.Г. Павлова \ Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. – Издательский дом Барнаул, 2010. С. 194-201.

2 Сергеев А.Д. О краеведении Алтайского края: Теория, история, практика/А.Д. Сергеев; науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул: БГПУ, 2008. С.21.

3 Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Л.А. Степашко; Москва: Московский психолого-социальный институт, изд. Флинта, 1999. С. 155.

4 Там же. С. 159.

5 Туркина А.С. Это в нашей компетенции! /А.С. Туркина. Познавать. Исследовать. Открывать/Серия Ребенок. Общество. Семья. Творчество / науч. ред. О.Е. Лебедев. – СПб.: Аванти, 2008. С. 140.

6 Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к уч.-метод. пособию/Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой, к.п. н. М.Р. Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Изд-во ГОУ «СПбГДТЮ», 2005. С.57.

7 Несвежева Н.В. И вечно юная дорога… К 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения /Н.В. Несвежева. Барнаул, 2008. С.15.

8 Н.К. Бауман, Г.П. Вайсберг. Наш край. // Просвещение Сибири. 1926. № 8, С. 52-54; Н.П. Карпова. Прогулки и экскурсии по Алтаю. № 7, С. 62-68; № 8.С. 57-60; Е. Орлова. Как сибирскому учителю сделаться краеведом. № 2. С. 81-83.

9 Просвещение Сибири. 1926. № 11. С. 58-61

10 Просвещение Сибири. 1926. № 5. С. 49 – 53

11 Просвещение Сибири. 1933. № 8. с 21

12 Просвещение Сибири. 1933. № 8. с. 36-40

13 Просвещение Сибири. 1935. № 2. с. 46-62

14 Сергеев А.Д. Путешествуйте, изучайте. // Молодежь Алтая.1959. 30 мая.

15 Сергеев А.Д. О краеведении Алтайского края: Теория, история, практика/А.Д. Сергеев; науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул: БГПУ, 2008. С.20.

16 ЦХАФ АК. ФР.1771. . Оп. 1. Д. № 56.

17 Несвежева Н.В. И вечно юная дорога…. К 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения / Н.В. Несвежева. Барнаул, 2008. С. 99.

18 Тишкина О.В. Школьный музей как условие формирования компетентностей учащихся //Педагогические чтения им. В.И. Верещагина (сборник статей) выпуск 5 /под редакцией Н.А. Буянова – Барнаул: Азбука, 2009. С. 143.

19 Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост.:Татарченкова С.С.,Телешов С.В.; под ред.С.С. Татарченковой. – Спб.: КАРО, 2008. С. 76.

20 Усикова С.И. Деятельность археолого-краеведческого клуба «Исток» в рамках туристско-краеведческой работы школы /Педагогические чтения им. В.И. Верещагина: сборник статей. Выпуск 5 /под редакцией Н.А. Буянова – Барнаул: Азбука, 2009. С. 154.

21 Педагогические чтения им. В.И. Верещагина: сборник статей. Выпуск 1, 2, 3, 4, 5/ под редакцией Н.А. Буянова – Барнаул: Азбука, 2005, 2007,2008,2009.

22 Контев А.В. Основы организации научно – исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению: методическое пособие / А.В. Контев. – Барнаул: Полиграф-Сервис, 2009. – 150с.

23 Контев А.В. Основы организации научно – исследовательской работы…. С.10.

24 Контев А.В. Основы организации научно-исследовательской работы…С.13.

25 Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост.:Татарченкова С.С.,Телешов С.В.; под ред.С.С. Татарченковой. – Спб.: КАРО, 2008. С. 20.

26 Формирование ключевых компетентностей учащихся … С. 23.

27 Молчанова Н.В. Краевой конкурс «Гражданин» как условие формирования у школьников активной гражданской позиции. \\Через гражданское образование к гуманистическим ценностям. Материалы краевого педагогического форума 26-28 марта 2010 года, посвященного Году учителя) выпуск I / под редакцией Н.В. Молчановой. - Барнаул: Азбука, 2010. С.6.

28 Образцова Л.Н. Период познавательного развития / Л.Н. Образцова. Познавать. Исследовать. Открывать/Серия Ребенок. Общество. Семья. Творчество / науч. ред. О.Е. Лебедев. – СПб.: Аванти, 2008. С.87-93.

.

29 Федотова И.В. Тренинг – как одна из эффективных форм работы психолога с учащимися в рамках туристско- краеведческой и проектной деятельности / Педагогические чтения им. В.И. Верещагина: сборник статей. – Вып. 3/ отв. редактор Н.А. Буянов. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 64-67.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..