Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.05 Российского государственного педагогического университета им...полностью>>
'Документ'
Гитлер, Адольф (Hitler), (1889-1945), политический деятель Германии, в 1933-45 фюрер (вождь) и канцлер Третьего рейха. Выходец из крестьянской семьи,...полностью>>
'Документ'
Тезис 1. Деятельность РПЦЗ на Балканах проходила в достаточно благоприятных условиях. Руководители православных церквей Болгарии и Югославии делали м...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Социология коммуникаций как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деяте...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Общественно полезный труд на благо людей – неотъемлемая часть гражданского воспитания» - считают педагоги школы.

Педагоги и учащиеся Заринской средней общеобразовательной школы № 3 также выбрали преобразовательный вид проектной деятельности. Их проект называется «Наш новый дом». Содержание проекта – озеленение помещения школы, создание альпийской горки на территории школы, озеленение территории микрорайона. Но главой целью участников проекта было оздоровление воздуха в школе. В течение двух лет силами учеников, учителей и родительской общественности в школе были созданы десять зеленых зон с набором неприхотливых, но исключительно полезных растений, которые полностью нейтрализуют значительное количество газообразных углеводородов.

Помимо этого, участники проекта проработали и воплотили в жизнь идею создания сквера памяти выпускникам школы, погибшим в локальных войнах. По всем составным частям проекта была проведена исследовательская работа, которая и стала основой преобразовательной деятельности учащихся.

Метод проектирования может успешно использоваться в целях социализации детей - воспитанников коррекционных учебных заведений. Например, в КГС(К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Алтайского района работает литературно-краеведческий клуб, имеющий огромное значение в развитии, воспитании и коррекции учащихся. Научить детей занимать активную жизненную позицию, уметь общаться и вести беседу, публично выступать - эти вопросы помогает решить проектная деятельность, благодаря которой развиваются коммуникативные качества личности, приобретаются навыки поисковой работы, повышается общая культура личности.

Долгосрочный проект «Алтай литературный» знакомит учащихся с литературой об Алтайском крае и с произведениями писателей Алтая, с деятельностью Алтайской писательской организации, журналом «Алтай». В ходе реализации проекта ребята принимают участие в Гущинских чтениях, пишут отзывы на прочитанные книги.

Долгосрочный проект «Литературная жизнь Алтайского района» знакомит учащихся с творчеством местных поэтов, бардов, работой поэтического клуба «Вдохновение». Разглядеть в том, кто живет рядом человека талантливого, творческого, умеющего организовать свой досуг, дарить радость, умеющего создать уют, комфорт, гармонию в окружающем себя мире помогает проект «Творческие люди нашей школы».

В результате реализации долгосрочных проектов работа ведется планомерно, целенаправленно и в системе. Встречи с интересными людьми оставляют свой след в душе ребенка. Знакомясь с человеком ярким, творческим, ребятам хочется не только узнать о нем больше, но и поделиться радостью встречи с другими. В результате реализуются краткосрочные проекты. Например, проект «Алтайский районный краеведческий музей и его директор Петр Александрович Тырышкин» знакомит с культурным, просветительским, воспитывающим значением музея в жизни села, расскажет о человеке, внесшем большой вклад в развитие музейного дела в районе.

В ходе реализации проекта встречи, беседы с нашим замечательным земляком, отзывы жителей, статьи в периодических изданиях позволили собрать бесценный, уникальный материал.

По итогам проекта создан фильм о работе Алтайского районного краеведческого музея, его роли в жизни села и всего района. Фильм подарен в районный краеведческий музей, школьные библиотеки и всем желающим.

Проект о директоре Детско-юношеского центра Надежде Павловне Белокопытовой был назван «Жизнь в окружении детей – вечная молодость души». Будучи юной, она принимала активное участие в работе пионерской организации. За что была награждена поездкой во всесоюзный лагерь «Артек», где состоялись три незабываемые встречи с первым космонавтом страны Ю.Гагариным.

В ходе работы над краткосрочными проектами были созданы краеведческие диски «Замечательные люди села Алтайского» и «История села Алтайского в фотографиях и воспоминаниях жителей».

Видя результаты проектной деятельности участников литературно-краеведческого клуба, директор школы Лариса Николаевна Казакова предложила идею создания школьной видеостудии. Это зерно упало в подготовленную почву. Участниками клуба была разработана и начата реализация проекта «Школьная видеостудия».

Проектная деятельность дает свои результаты. Информацию о деятельности клуба, интересных встречах и делах, можно найти в районной газете «За изобилие», в Интернете на сайте «». Ребята принимают участие в школьных, районных и краевых мероприятиях по темам проектов. Во время работы по реализации проектов проходит успешная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Проектная деятельность, реализуемая в литературно-краеведческом клубе «Встреча», учит ребят активному познанию окружающей действительности, деятельностному отношению к жизни, умению организовать работу, используя различные виды деятельности, умению выделять главное и применять полученные знания и в конечном итоге это способствует решению главной задачи школы – социализации учащихся. Проектная деятельность создает условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности, повышает мотивацию к учению, развивает их интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Учащиеся краевого государственного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 54» села Благовещенка посвятили свою проектную деятельность замечательным людям своего района, достойным быть примером для молодежи. Проект – долгосрочный, был начат в 2008 году, но реализовать его быстро у ребят не получилось – очень много нашли они людей, о которых необходимо было рассказать. Участники проекта уверены: какой будет молодежь – зависит и от взрослых, и от них самих, от их стремления к самосовершенствованию. На кого равняться молодым? Конечно, на людей, ярко и интересно живущих, делающих полезное дело для общества, сумевших добиться уважения и самореализоваться. Главным действующим лицом первой части проекта стал Михаил Алексеевич Шишкин – педагог, писатель, шахматист. Дальнейшая работа проектной группы связана с изучением творческого пути художника Гараськова Л.И. и музыканта, поэта, руководителя хора «Россия синеокая» Болохова В.И. Участники проекта и учащиеся ПУ-54 были ошеломлены той информацией, которая обрушилась на них в ходе реализации проекта. Совсем по-другому посмотрели они на своих односельчан: оказывается, не надо искать себе кумиров, они живут рядом с нами! Вот как оценивают участники проекта изменения, произошедшие с ними самими: «Три месяца работы над проектом пролетели для нас незаметно, каждый день принося радость общения и что-то новое. Совместная работа сплотила нас, помогла подружиться. Мы стали единым целым, то есть настоящей командой. Мы сами изменились в лучшую сторону, потому что общение с такими людьми не может не найти отклика в любой человеческой душе».

Глубоким нравственным смыслом наполнен проект учащихся Алексеевской муниципальной средней общеобразовательной школы Благовещенского района «Воспитание грамотного селянина». Целью проекта участники определили «Создание оптимальных условий для воспитания у старшеклассников понимания своей личности и общественной значимости как сельского жителя».

В обосновании актуальности проекта участники указали, что проблемы в сельском хозяйстве края привели к утрачиванию и размыванию нравственных качеств, присущих сельскому жителю: трудолюбия, уважения к людям труда, стремления к взаимопомощи. На фоне процесса восстановления хозяйства в их родном селе ребята решили осуществить проект, который поможет их сверстникам осознать творческие перспективы занятия сельским хозяйством, покажет привлекательность сельскохозяйственного труда.

Участники проекта – активисты школьной производственной бригады «Деревенька», поэтому основные этапы проекта, связанные с работой на земле, осуществлялись на пришкольном участке. Ребята приобрели знания и навыки работы на современной технике для садово-огородных участков. Техника была приобретена на средства гранта Администрации Алтайского края в сфере молодежной политики в рамках краевой целевой программы «Молодежь Алтая» на 2007-2010 годы (30 тысяч рублей). Помимо работы на участке, участники проекта провели ряд встреч со специалистами, фермерами, прослушали образовательный курс «Молодые хозяева земли», разработанный учителем технологии Подчасовой О.А., провели несколько массовых мероприятий в школе, представили творческий отчет на слете производственных бригад, реализовали проект «Будущее моего села».

Ребята получили ожидаемый результат: повысилось качество обрабатываемой земли и урожайность овощей, облегчился физический труд школьников на пришкольном участке. Но не менее важным оказался воспитательный эффект проекта: увеличилось число выпускников, поступивших в учреждения сельскохозяйственного направления, большее число выпускников остались работать в селе. Проект получил дальнейшее организационное развитие.

Экологические проблемы также становятся объектом внимания проектных групп учащихся. В число их интересов входит забота о благоустройстве сел, пришкольных участков, расчистка родников, создание экологических клубов, экологических троп, посадка зеленых насаждений. Активно занимаются экологическими проблемами проектные группы: Александровской средней общеобразовательной школы Локтевского района, средней общеобразовательной школы № 33 г. Бийска, Гальцовской основной общеобразовательной школы Змеиногорского района, Средней общеобразовательной школы № 13 г. Славгорода, Колбановской основной общеобразовательной школы Советского района, Средней общеобразовательной школы № 120 г. Барнаула, Ребрихинской общеобразовательной школы № 1.

Большую и серьезную проблему выбрали для своего проекта учащиеся Профессионального училища № 60 Первомайского района. В селе существует серьезная проблема с качеством питьевой воды. Участники проектной группы активно включились в деятельность по преодолению этой проблемы, провели социологический опрос и сделали химический анализ питьевой воды, сделали анализ заболеваемости жителей села и выявили совместно с врачами заболевания, возникающие при токсичном воздействии химических элементов и субстанций, находящихся в питьевой воде. В число их активных действий входит также очистка пляжа от антропогенного загрязнения. Работа ребят не прошла даром - наряду с действиями администрации, способствовала включению с. Первомайского в краевую программу «Реконструкция водопроводных сетей».

4.3. Социально – образовательный проект «Гражданин».

Традиционная цель гражданского образования и воспитания в образовательном учреждении - формирование сознательного гражданина, имеющего базовые правовые знания, эффективно участвующего в демократическом процессе, знающего правила и нормы поведения в обществе. Так как каждый ребенок растет и развивается в социуме, то приоритетным ориентиром для образования и развития личности с активной гражданской позицией становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны и малой родины.

Существенным фактором гражданского становления молодых жителей Алтайского края является их активная социализация и участие в социально-значимой и общественно-полезной деятельности.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это применительно к граждановедению, правоведению, изучению отечественного и международного права, социально-значимой и социально-активной деятельности детей и молодежи27.

Ныне уже заметен процесс адаптации системы образования к принципиально новым условиям политической демократии, свободного развития гражданского общества и современной экономики. В этих условиях образование берет на себя решение задач адаптации молодежи в рыночной среде через формирование ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области экономики, права и социальных отношений.

Каковы же основные черты гражданина нового общества?

- Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества.

- Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.

- Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.

Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать молодежь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, помогут ей найти свое место в гражданском обществе.

Соответствующие знания, навыки и ценности должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, городу, стране.

На протяжении последних семи лет разные патриотические и гражданские инициативы школьников из многих городов и районов Алтайского края, реализуются в рамках Всероссийских акций «Я - гражданин России», основной целью которых является формирование у школьников активной гражданской позиции, успешной социализации в современном обществе.

Для мотивации данной деятельности и ее успешной реализации с 2005 года ежегодно в дни зимних и осенних каникул проводятся краевые фестивали – тренинги по обучению технологии социального проектирования для учащихся образовательных учреждений Алтайского края; в течение всего года - обучающие семинары для педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, координаторов детских и молодежных социальных проектов; в марте - финал краевого конкурса «Я – гражданин России», в июле - краевая профильная смена «Гражданин», где наряду с проектной деятельностью, участники познают азы ученического самоуправления, основанные на методике деловой игры «Выборы». Эти мероприятия координируются и проводятся созданным по соглашению с Министерством образования Российской Федерации от декабря 2003 года и по приказу Комитета администрации Алтайского края по образованию от 2004 года Краевым центром гражданского образования.

За этот период детьми и молодежью Алтайского края реализовано 856 проектов разной направленности – школьные проекты, затрагивающие важные аспекты школьной жизни, изменяющие существующие и разрабатывающие новые правила для школьного сообщества.
Добровольческие проекты, направленные на решение актуальных локальных проблем социума. Проекты общественного взаимодействия, решающие социальные задачи во взаимодействии с разными слоями общества и органами власти. Проекты молодежного социально-ответственного бизнеса, направленные на удовлетворение общественно-значимых потребностей, осуществляющиеся во взаимодействии с обществом и органами власти. Нормотворческие проекты, разрабатывающие в ходе проектной деятельности поправки к законам, бюджетам, предлагающие новые муниципальные, региональные и федеральные правовые акты, и привлекающие к их обсуждению и принятию представителей общества и органов власти.

По результатам заочных конкурсов, в финал ежегодно проходят от 30 до 69 проектов. За семь лет эта цифра составила 458 проектов. Наиболее активными следует признать учащихся образовательных учреждений г.г. Алейск, Барнаул, Бийск, Заринск, Змеиногорск, Рубцовск, Новоалтайск, Славгород; районов: Алтайский, Алейский, Каменский, Косихинский, Смоленский, Суетский, Советский, Тюменцевский, Чарышский, Рубцовский, Усть-Калманский, Павловский, Поспелихинский, Баевский, Курьинский, Тальменский, Шипуновский, Заринский, Змеиногорский.

В рамках проектной деятельности и реализации собственных проектов учащиеся Алтайского края определяют роль и место проектной команды в местном сообществе; значение молодежи и ее влияние на происходящие в территориях изменения, определяют спектр развития молодежных инициатив. В ходе проектной деятельности молодежь повышает свою правовую грамотность, учится работать с различными нормативно – правовыми и локальными актами, осваивает технологию взаимодействия с органами государственной власти различного уровня.

Презентация проектов на финальном конкурсе позволяет определить ряд первоочередных задач: актуальность и важность поставленных проблем; социальная значимость; юридическая правомерность действий проектной группы; самостоятельность разработки проекта; разноуровневость взаимодействия с властными структурами; реалистичность, экономичность, перспективность, практические результаты и личное включение каждого участника в разработку и реализацию проекта.

Краевой конкурс социально-образовательных и социально-значимых проектов в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России», показал, что в образовательных учреждениях городов и районов края ведется активная работа по методике социально-образовательного проекта «Гражданин», о чем свидетельствует увеличение количества участников финала конкурса за последние три года с 29 до 47 %. Отмечается высокий уровень подготовки команд, актуальность и реалистичность решаемых проблем.

Пять лучших проектов – победителей краевого финала становятся участниками заочного Всероссийского этапа. С 2005 года команды: города Рубцовска - муниципального образовательного учреждения «Лицей «Эрудит», муниципального образовательного учреждения «Веселоярская средняя общеобразовательная школа» Рубцовского района, муниципального образовательного учреждения «Тальменская средняя общеобразовательная школа № 3», муниципального образовательного учреждения «Хлеборобская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района стали победителями Всероссийского финала. Лучшие проектные команды 2009 года приняли участие в межрегиональных и Всероссийских заочных конкурсах социально – значимых и исследовательских проектов, таких как «Моя страна – моя Россия», «Поколение XXI», «Свой мир мы строим сами».

В 2010 году проекты победителей финального конкурса - команды МОУ «Малаховская средняя общеобразовательная школа», проект «Детский правовой клуб»; МОУ «Краснощековская средняя общеобразовательная школа», проект «Дети для детей» и МОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа», проект «Голос молодых» - направлены на федеральный этап конкурса.

Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях. Нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Основой воспитания гражданственности является вовлечение молодежи в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом.

Проект “Гражданин” знакомит школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом.

Он предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем своего села, города или района, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование пакетов предложений по изменению ситуации в той или иной области социальной практики.

Он минимально затрачен по ресурсам, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности ребятам с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности педагогов школы.

В 2009 году начата работа по созданию опорных пунктов дополнительного образования детей по развитию социально – значимой и социально – активной деятельности и ученическому самоуправлению с использованием методики социального проектирования «Гражданин» и технологии выборов ученического самоуправления, разработанной Избирательной комиссией Алтайского края и методических разработок Краевого центра гражданского образования.

4.4. Методика работы над проектом.

1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.

На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике проекта «Гражданин», его возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, ре­дакторов, оформителей и др.).

Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школы гиков, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.

В ходе беседы, организованной учителем на занятии, актуа­лизируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформи­рованные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

Как показывает практика, в проекте достигаются лучшие результаты, когда над ним работает весь класс или структура дополнительного образования. Возраст участников может колебаться от 12 до 16 лет. Чтобы сохранить динамизм работы над проектом его сроки не должны превышать трех, месяцев.

В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми местного сообщества, экспертами.

Однако взрослые добровольцы не должны писать за них письма, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллю­страции по существу проекта. Школьный педагог же выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтерна­тивных решений.

Следует объяснить учащимся, что в государстве сущест­вуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами и широкая общественность - граждане государства, инте­ресы которых не всегда бывают услышаны и реализованы властью.

Для того, чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан необходима целенаправленная «общественная, политика», которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественною блага.

Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отноше­нию к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.

2 этап. Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанали­зировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепе­стки которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона и школьники, перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.) обсуждают их, осознавая сложность окружаю­щего мира.

Объектом деятельности в ходе социального проектиро­вания могут выступать:

социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.);

социальные отношения (отношения к старикам, инва­лидам, молодежи, детям; отношение к клиенту, к потре­бителю, к заказчику и др.);

социальные институты (органы власти и управления, политические партии, больница, школа, вуз и др.);

социальная среда (ландшафт - природный, городской, сельский; социальный ландшафт - пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство, зданий, исторических объектов, стадионов и др.).

Субъектами социального проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование. Вполне уместным средством поиска тематики проекта может быть и домашнее задание для школьников:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..