Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. . Права Пользователя по использованию Продукта оговорены в Лицензионном соглашении, которое являет-ся неотъемлемой частью настоящего договора....полностью>>
'Закон'
дітей, Конвенцію ООН про права дитини, інші міжнародні документи цієї спеціалізації, тому дуже легко порушити права дітей, бо історично склалося, що ц...полностью>>
'Документ'
На виконання доручень Кабінету Міністрів України від 26 березня 1997 року №5691/3 та від 16 липня 1997 року до №5691/3 щодо забезпечення реалізації На...полностью>>
'Закон'
Бухгалтерский учет и отчетность в 2012 г.: обновления законодательства, ориентиры развития. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском...полностью>>

Н. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В результате исследований и практической деятельности учеными определены основные требования к использованию метода проектов.

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная деятельность учащихся.

4.Структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов).

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

-выдвижение гипотезы решения задач;

-обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.д.);

-обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и др.).

-сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 6.Результаты выполненных проектов должны быть материальны: видеофильм, альбом, видео - радио газета, доклад, книга, музейная экспозиция и т.д.

выводы, выдвижение новых проблем26.

Чтобы состоялась проектная деятельность учащихся, необходимо, чтобы ею владел педагог. Обучать данной форме деятельности нужно одновременно и учащихся, и педагогов. Педагог выполняет следующие функции: энтузиаст – повышает мотивацию учеников; специалист – владеет знаниями и умениями в нескольких областях; консультант; организатор доступа к ресурсам и специалистам; руководитель в вопросах распределения времени и степени глубины работы учащихся; человек, который оказывает моральную поддержку; партнер по процессу обучения.

Цель проектной деятельности – развить инициативность, творчество, изобретательность, вдумчивое отношение к практической работе. При таком инновационном решении проблемы включения учащихся в творческую деятельность совершенно меняются отношения педагог – ученик: ученик определяет цель деятельности, педагог помогает; ученик открывает новые знания, педагог показывает источник; ученик экспериментирует, педагог показывает формы эксперимента; ученик активен, педагог создает условия для проявления активности; ученик – субъект обучения, педагог – партнер.

Педагог оказывает помощь ученикам в работе над проектом на следующих этапах:

определение целей и задач

планирование результатов

подготовка презентации

организация экспертизы

анализ проекта и оформление портфолио.

Возможности проектного метода огромны. На современном этапе методология метода проектов становится доминирующей во многих сферах жизнедеятельности. Наряду с этим, педагогу не следует упускать из виду ряд трудностей: во – первых, недостаточность знаний окружающей жизни у школьников, им следует оказывать помощь в выборе тем проектов; во – вторых, задачи, которые выдвигает окружающая жизнь и жизнь самого ребенка, весьма бедны образовательным материалом, поэтому придется подбирать искусственный материал для отработки навыков и умений; в – третьих, возможна ситуация, при которой материал будет даваться без строгой методической последовательности, что может отразиться на успешности выполнения проекта; в – четвертых, круг знаний, на которые рассчитывает педагог, бывает трудно связать с проектом, поэтому необходимо использовать разные методики получения и расширения знаний учащихся.

4.2. Из опыта проектирования учащихся Алтайского края.

Одним из интенсивных методов включения юных жителей Алтая в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности. Опыт социального проектирования позволяет говорить о реализации целого комплекса воспитательных и образовательных задач внутри каждого проекта, независимо от того, на что он направлен.

В процессе работы над проектами подростки, а сегодня и младшие школьники - учатся работать в группах, договариваться, идти на компромисс, брать на себя ответственность, строить деятельность от идеи до реализации и рефлексии, находя применение своим способностям. Проектная деятельность непременно требует изучать структуру социального объекта, с которым предстоит работать, обращаться к официальным лицам вне или внутри школы, выстраивать диалог с властью, договариваться о транспорте, если необходима поездка, изыскивать деньги. Не каждый взрослый справится с тем, что ребята делают сами. В МОУ «Малаховская средняя общеобразовательная школа» Косихинский района всегда были сильны традиции общественно-полезной деятельности, направленной на заботу о пожилых и совсем маленьких, на сохранение исторической памяти, на благоустройство школы и села. Школа была и остается инициатором и активным участником различных акций нравственного и экологического характера. Сегодня школа активно включена в процесс проектирования педагогического, учебного, социального. Ребята, имеющие опыт социального проектирования, достаточно хорошо адаптированы в школьном социуме. Если в школьном сообществе они чувствуют себя уверенно, свободно, комфортно, то потом во взрослой жизни будут выстраивать вокруг себя здоровую атмосферу, где главным будет уважение человеческого достоинства.

Сегодня много говорится о том, что школьник должен быть погружен в ситуацию непрерывного образования и воспитания. Проектирование позволяет каждому ребенку, независимо от того, какие потребности он испытывает – образовательные ли, творческие ли или, может быть, спортивные, трудовые – реализовать свой потенциал. Как бы мы ни старались изменить направленность школьного урока, все равно на уроке главенствуют те или иные учебные способности. Социальное проектирование – это настолько многоплановая и многоуровневая деятельность, что одинаково важными становятся самые разные способности и таланты, которые в учебной деятельности не всегда видны. Главная трудность – сделать так, чтобы ребенок захотел этим заниматься, научить получать удовольствие от полезного дела, от того, что твоя идея оказалась интересной и полезной, то есть формировать человека ответственного и неравнодушного.

Проблема современной школы напрямую связана с гражданским образованием и социализацией личности. Основной целью школы будущего становится создание условий для формирования личности будущего гражданина, расширения его социального опыта, поддержка становления его индивидуальности. Эти и другие качества можно воспитать через организацию социально-значимой деятельности и гражданское воспитание учащихся. Проблема воспитания гражданственности имеет и образовательный, и воспитательный аспекты. Решаться она может только через объединение урочной и неурочной форм деятельности. И если в образовательном плане она решается через уроки истории, обществознания, граждановедения, то в воспитательном плане не всегда это происходит в системе. Здесь главным должно являться развитие умений ученика участвовать в общественной жизни и влиять на ее ход. Формирование гражданской позиции в процессе общего образования имеет четыре аспекта. Первый - филосовско-культурологический, который включает расширение кругозора. Второй, образовательно-правовой, заключается в повышении правовой культуры, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания. Наиболее отражающие цель гражданского воспитания, на наш взгляд, выступают воспитательно-формирующий и психолого-развивающий аспекты. Они подразумевают ориентацию на осмысление прав человека, становление нравственных представлений и преобразование их в устойчивые убеждения и навыки гуманного поведения, а также побуждение процесса самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. Деятельность школы должна быть направлена не только на гражданское образование, но и на гражданское воспитание.

В гражданском образовании школьников одним из важнейших аспектов является развитие школьного самоуправления. Актуальность решения этой проблемы диктуется тесной зависимостью темы прав человека и воспитанием правовой культуры вообще, которое должно начинаться в стенах школы. Опыт создания школьного парламента неоднократно становился темой проектной деятельности школьников. В Законе об образовании 1992 года было закреплено право школьников, педагогов и родителей участвовать в управлении школой, но оно не было реализовано в подавляющем большинстве школ. А ведь именно это право способно помочь школе измениться, стать демократичной, соответствовать современным требованиям. Участие детей в ученическом самоуправлении способствует формированию четкой гражданской позиции, ценностного отношения к себе и к другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает навыки социального поведения и установки на самостоятельное принятие решений и их дальнейшую реализацию. Один из наиболее удачных реализованных проектов – «Школьный парламент» Тальменской общеобразовательной школы № 3. Школа является базовой в Тальменском районе по направлению «школьное самоуправление», которое поэтапно развивается на ее базе с 2006 года. Много интересных дел на счету ребят, они неоднократно становились победителями краевых конкурсов, получили грант Администрации Алтайского края. Вот их позиция «Мы не ждем, когда администрация школы предложит нам принять участие в жизни школы……свои дела мы предлагаем, а затем исполняем сами». В 2009 году динамично развивающееся ученическое самоуправление в школе пришло к естественному результату своей деятельности – к необходимости создания школьного парламента. Проект включил в себя все необходимые действия и процедуры, предусмотренные нормативными документами и условиями выполнения проекта. Школьный парламент был избран и успешно функционирует.

Через проектную деятельность может быть организована работа по патриотическому воспитанию учащихся. Так, в Трусовской средней общеобразовательной школе Курьинского района был реализован проект «Никто не забыт, ничто не забыто», содержанием которого было комплексное решение проблемы сохранения мемориала, посвященного памяти погибших в Великой Отечественной войне земляков. Участники проекта сделали полный анализ и диагностику состояния памятника, разработали детальный план ремонта, осуществили ландшафтный дизайн, привлекли внимание общественности и представителей власти, взяли на себя дальнейшее шефство над памятником.

В детско-юношеском центре г. Новоалтайска через проектную деятельность создается Музей Боевой Славы г. Новоалтайска. В экспозицию музея войдут материалы не только об участниках Великой Отечественной войны, но и об участниках локальных войн. Участники проекта ведут активную поисковую работу, постоянно представляют найденные материалы на городских мероприятиях, привлекают к работе учащихся школ Новоалтайска, общественность, представителей государственных музеев, комитетов ветеранов, широко представляют свою работу на конкурсах краевого уровня, как для учащихся, так и для педагогической аудитории. В реализации данного проекта интересен подход руководителя к выбору участников. Светлана Викторовна Межинская – педагог-организатор Центра убеждена, что к этой работе необходимо привлекать «трудных» детей, поручать им ответственные дела, общение с матерями и родственниками погибших в локальных войнах ребят, работу с личными документами и вещами. Через близкое общение, соприкосновение с предметами-хранителями памяти, через личную ответственность за порученное деликатное дело формируются душевные качества и гражданская позиция ребят.

Одним из подходов к решению проблемы гражданского воспитания является создание добровольных организаций, объединений. Этот подход широко используется во всем мире. Так как человек может развиваться как активная личность только в социуме, то и формировать активную гражданскую позицию он может только среди людей. Для того, чтобы возникли и поддерживались такие качества как, способность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, умение сотрудничать, отличаться мобильностью, навыками самостоятельной работы, включать организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов, уважительно относиться к людям, умение общаться, умение учитывать интересы другого, умение давать и получать поддержку от других, необходимы другие люди, совместное бытие с ними. Тем более что потребность в общении, потребность в социально значимой деятельности, признании, уважении и любви мы наблюдаем у каждого человека (независимо от его физиологических особенностей). Поэтому человеку необходимо иметь некоторое пространство, в котором он может полноценно общаться и расти как личность.

Одним из подходов к решению этой проблемы является создание клуба, где учащиеся занимаются общественно-полезной, социально-значимой деятельностью, реализуют себя, развивают различные качества. Создание атмосферы доверия и достоинства, реальности решения существующих проблем при условии, что к их решению подошли разумно, даст молодежи веру в свои силы. Клуб может вести свою деятельность по нескольким направлениям: информационный центр, написание и реализация социальных проектов, проведение праздников, проведение классных часов, бесед, защита проектов на конкурсах различных уровней.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, взаимная требовательность, взаимопомощь, милосердие, доброта, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле - социально- значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, и вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 103» г. Барнаула она осуществляется в рамках клубной деятельности школьников. Ведущая идея такой организации воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. Такими социально-педагогическими условиями деятельности учащихся выступают:

- атмосфера партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;

- «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;

- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению социально значимой деятельности, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

- активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;

- участие государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своей социально-значимой идеи в реальность. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в краевых, городских и районных конкурсах, активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и краевых научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациями.

В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до потребности в социально-значимой деятельности. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и формировать активную жизненную позицию школьников.

Проектная работа открывает широкие возможности для развития общеучебных умений учащихся. Метод проектов - один из компонентов личностно ориентированного обучения.

Целями проектной работы являются: стимулирование познавательной самостоятельности учащихся; создание условий для реализации умений и компетентностей,
связанных с планированием работы, разработкой поэтапной
программы действий от замысла до готового продукта; совершенствование коммуникативных умений в процессе
групповой работы и публичного выступления.

Деятельность детей строится на принципах системности, преемственности и завершённости. Конечный результат - это оформленная исследовательская работа, музейная коллекция, экспозиция, экскурсия или внеклассное мероприятие. Таким образом, каждое дело - это проектная работа. Методика проектной деятельности тесно связана с методикой КТД (коллективного творческого дела), так как в процесс работы над проектом вовлечены все субъекты этой деятельности.

В МОУ «Новосклюихинская средняя общеобразовательная школа» Рубцовского района был успешно реализован проект историко-краеведческого клуба «Родник» - «Путеводитель. Новосклюихинский сельсовет». Его характеристика: по типу доминирующей деятельности - исследовательский, практико-ориентированный; по области предметного содержания - межпредметный, так как включает необходимый познавательный материал из различных учебных дисциплин (история, археология, география, биология, экология, экономика); по способу организации деятельности - с включением координатора в работу над проектом. Создание «Путеводителя» - результат проектной деятельности, состоящей из деятельности учащихся и педагога. К проекту были подключены и вышестоящие структуры:

- администрация МОУ «Новосклюихинская СОШ» (финансирование экспедиции в рамках летнего труда и отдыха учащихся);

- администрация Новосклюихинского сельсовета (транспортные услуги, координация отношений с ОАО «Сибирь-Полиметаллы» по вопросам приобретения туристического снаряжения и финансирования издания буклета). Все участники были заинтересованы в результатах этой работы, т.к. практически выполнялась визитная карточка сельсовета.

Проект предполагает дальнейшую работу по расширению маршрута, поскольку на территории села ещё много объектов для исследования, да и собранный краеведческий материал постоянно дополняется новыми сведениями. У ребят появилось стремление к дальнейшему познанию, развитию и совершенствованию своих умений и навыков. В любом деле важна детская инициатива, их предложения и варианты для проведения исследований и проектирования.

Метод проектов - один из способов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, развития их творческого потенциала и формирования определённых личностных и коммуникативных качеств. Во время работы над проектом идёт процесс «открытия знаний». Роль педагога состоит в консультировании учащихся, координации действий, создании ситуации успеха, формировании внутренней мотивации. Обсуждая итоги работы над проектом, ребята отмечали:

- мы сами ставили перед собой задачи и решали их сообща;

- нам интересно было работать в коллективе, мы лучше стали понимать друг друга, свободно выражая своё мнение и прислушиваясь к мнению других;

- мы увидели реальные результаты своего труда, ощутили востребованность нашей деятельности.

Исследовательская и проектная работа школьников по краеведению даёт очень многое: приобретённые во время поиска и в ходе проектной работы знания и умения оказываются нужными и полезными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники.

В условиях дополнительного образования проектный метод позволяет решать ряд задач, свойственных именно учреждению дополнительного образования. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности, воспитывает обязательность и тщательность выполнения заданий в намеченные сроки, учит взаимопомощи в работе, добросовестности. Все это способствует самоопределению, самореализации личности, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

Социальное проектирование – одна из современных форм вовлечения детей в общественно - полезную деятельность. Социальное проектирование- это деятельность не по принуждению, а по собственному желанию, поэтому эффективность такой деятельности значительно выше. Работающие над реализацией проекта учащиеся увлечены сами и стараются заинтересовать других ребят своей идеей, привлечь их к участию в проекте. У детей воспитывается ответственность за порученное дело, за качество выполненной работы, формируются элементарные умения навыки и привычки правильного поведения в труде. Они несут моральную ответственность за результаты труда перед своими товарищами, перед теми, для кого было что-то выполнено.

В МОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» был успешно реализован проект «Уютная столовая».

В результате на обеденных столах появились кружевные салфетки, салфетницы, а стены столовой украсили яркие картинки, выполненные по детским эскизам. Школьная столовая стала уютной и нарядной. Дети гордятся результатами своего труда и с удовольствием демонстрируют школьную столовую гостям школы.

В течение первого учебного года в здании новой школы педагогами и учащимися был разработан социальный проект «Школа – парк», который выиграл грант Администрации Алтайского края. На пришкольном участке сооружены альпийские горки, клумбы оформлены круглыми камнями. Всё лето школьный двор - в цвету, он стал любимым местом отдыха для жителей микрорайона. В перспективе на территории пришкольного участка планируется реализация проекта «Деревянные кружева».

Зимой на школьном дворе вырастает белое чудо – «Снежный городок», который тоже является результатом проекта учащихся. Все снежные фигурки и горку изготавливают члены кружка «Резьба по дереву», оттачивая своё мастерство резчиков на таком податливом материале, как снег. Набивать тумбы снегом, раскрашивать фигуры помогают все учащиеся школы.

Снежный городок очень любят и всегда ждут с нетерпением малыши начальной школы. И хотя они не принимают участия в строительстве, всё же никогда не ломают снежные фигуры, бережно относятся к труду старшеклассников. Городок не пустует даже на зимних каникулах. Кроме школьников здесь гуляют и катаются с горки малыши из микрорайона школы.

Социальным проектированием увлечены в этой школе все, от учащихся начальной школы до старшеклассников.

Второклассники накануне новогодних праздников реализовали проект «Новый год для ёлочки». В ходе работы над проектом малыши изготовили новогодние ёлочки из различных материалов, которые выставили для демонстрации всем жителям города в городской библиотеке, призывая их не рубить живые деревца для празднования Нового года. Ребята также выступили с обращением к змеиногорцам по местному телевидению.

Третьеклассники реализовали свой первый социальный проект «Витамины – больным!» На школьном участке они вырастили 35 кг свеклы и передали её в столовую центральной районной больницы.

Выращивая свеклу, они изучали её полезные свойства, наблюдали за ростом и развитием растений, прореживали всходы, рыхлили почву, поливали.

Восьмиклассники из двух восьмых классов реализовали два социальных проекта «Краски против болезни» и «Веселое настроение». В результате их работы преобразились стены детской поликлиники и детского отделения районной больницы.

Шестиклассники реализуют свой социальный проект. Они взяли шефство над городской аллеей имени Ю.А. Гагарина. Они систематически убирают мусор, чистят осенью и весной дорожки от опавших листьев. Ребята планируют добиться, чтобы на аллее установили урны для мусора и лавочки для желающих отдохнуть в тени деревьев.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Через гражданское образование – к гуманистическим ценностям»

    Документ
    Настоящий сборник является первым обобщением опыта работы педагогов по социально-образовательному и социально-значимому проектированию в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и краевого конкурса «Гражданин».

Другие похожие документы..