Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
9. Вручение диплома «Бронзовый офис 2012 года», «Серебряный офис 2012 года», «Золотой офис 2012 года» (суммарный товарооборот за ноябрь 2011-апрель 20...полностью>>
'Исследовательская работа'
Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В чем счастье человека? Где истина? Эти вопросы постоянно возникают перед че...полностью>>
'Программа'
Федеральное агентство по образованиюСТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛгосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«БЕЛГОРОД...полностью>>
'Документ'
В этом томе, посвященном рассмотрению шести систем брахманизма, я принял тот же план и метод трактовки, что и в первом. Я старался усвоить, что должно...полностью>>

Профессиональное образование и рынок труда как поле символического обмена1

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Профессиональное образование и рынок труда как поле символического обмена1

С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына

АНО «Центр исследований рынка труда», г. Самара

clmr@

Система профессионального образования, призванная обеспечивать кадровые потребности экономики региона, сталкивается с тем, что формирование состава учащихся и студентов учебных заведений крайне слабо регулируется рыночными механизмами спроса на рабочую силу со стороны работодателей даже в условиях конкурентной экономической среды. Логично предположить, что существуют какие-то иные факторы влияния, однако объяснительные модели воздействия «нерыночных» факторов на предложение рабочей силы (не только на уровне индивида, но и территориального сообщества) отсутствуют.

В свою очередь, работодатели, оценивая качество рабочей силы, констатируют несоответствие профессионального уровня соискателей требованиям современного рабочего места. С одной стороны, профессиональная подготовка будущих работников не соответствует ожиданиям работодателей в силу того, что система профессионального образования не получает соответствующих «сигналов» рынка, с другой стороны, соискатели рабочих мест (выпускники системы профессионального образования) не умеют конструировать образы работника (презентировать себя), не обладают навыками самомаркетинга. В результате нарушается принцип «доверительности» обмена спроса и предложения на рынке труда – конкуренция при найме, текучесть кадров, временные формы найма, использование наемного труда и т. д.

Рынок труда является составной частью экономики, поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее трудно решаемых задач социально-экономической политики. В то же время регулирование процессов на рынке труда (в силу его специфики) невозможно лишь за счет экономических рычагов. Мы предполагаем, что, рассматривая область взаимодействия рынка труда и профессионального образования как поле символического обмена, можно расширить сферу понимания процессов, происходящих между данными институтами. Подобный подход требует понимания процессов формирования и «обращения» знаков и символов на рынке труда, а также включает в спектр анализа такие понятия и категории, как имиджи профессий, образы работников, стили поведения и взаимодействия субъектов.

Однако практика «символического» регулирования затрудняется недостаточной разработанностью теорий символического обмена применительно к специфическому объекту – рынку труда. Необходимость исследования данной проблемы продиктована недостаточной разработанностью понятийного аппарата для изучения символического потребления2 и потребительского поведения3 применительно к рынку труда. Модель символического потребления уже применялась для описания потребительского поведения на рынках товаров и услуг. В сложившихся условиях возникает необходимость приложить известные социально-философские теории постмодернизма к рынку труда.

В современных исследованиях и разработках рынок труда рассматривается, в первую очередь, как социально-экономическая категория. Авторы статьи также многие годы занимались исследованиями процессов на рынке труда с позитивистских позиций. В течение 10 лет авторы принимали участие в исследовании4 и регулировании5 предложения профессионально-квалификационных компетенций системой профессионального образования Самарской области в соответствии с прогнозными потребностями регионального рынка труда. В научно-исследовательской работе активно использовались социологические методы сбора информации и экономические методы анализа. Была проведена оценка эффективности использования административных ресурсов в процессе регулирования спроса и предложения на рынке труда6. Однако манипулирование имиджевыми характеристиками профессиональных компетенций не получило применения, хотя потребность в репрезентации образов профессий в массовом сознании стояла довольно остро.

Таким образом, богатая исследовательская и практическая деятельность авторов потребовала научно-теоретического осмысления и структурирования эмпирических данных (вписывания эмпирических данных в более широкий контекст классических научных теорий
постмодернизма), а также описания практик символического поведения на рынке труда применительно к задачам системы профессионального образования.

Возможно попытаться, отталкиваясь от наблюдаемых поведенческих практик и вербальных высказываний, построить конструкт рынка труда как область/зону символического обмена (специфику символического производства и потребления), рассмотреть способы конструирования и восприятия образов на рынке труда.

Символические аспекты потребления рассматривают различные направления социологической мысли: экономическая социология, социология повседневности, социология труда и трудовых отношений, феноменология, герменевтика. Однако исследования этих аспектов ограничиваются феноменологическим описанием тех или иных рынков товаров и услуг, в том числе и на рынке труда. На наш взгляд, специфика символического потребления на рынке труда такова, что позволяет расширить границы анализа за пределы собственно рынка труда. Мы намерены очертить подходы к анализу символического потребления на рынке труда с точки зрения возможностей воздействия со стороны системы профессионального образования, не акцентируя при этом проблемы символического потребления самого профессионального образования, – мы осознаем это ограничение. Актуальность этого аспекта проблемы очевидна для социологии образования (точнее, профессионального образования), которая среди прочих проблем призвана исследовать результаты образовательной деятельности с точки зрения удовлетворения потребностей рынка труда. Не менее важен научно-прикладной аспект предполагаемого анализа, а именно понимание возможностей воздействия на ситуацию на рынке труда методами символического маркетинга, оценка эффективности использования тех или иных способов конструирования образов профессий, поиск фреймов привлекательности образа для формирования имиджа профессий.

Мировая практика исследования рынков товаров привела к созданию целого направления маркетинга, способствующего продвижению товаров, – рекламы, которая тиражируется в различных формах, в том числе и завуалированных. Что же касается продвижения результатов деятельности профессионального образования (т. е. профессиональных компетенций) на рынке труда, то наш опыт свидетельствует, что производители образовательного продукта (учреждения профобразования и органы управления образованием) не знают способов создания позитивного имиджа профессий. Выпускники, являясь «продуктом» образовательных систем, тоже слабо представляют эффективные способы предложения своих качеств как работников. Деятельность в этом направлении происходит спонтанно, по наитию.

Практическая значимость решения рассматриваемой проблемы заключается в том, что на современных рынках труда России наиболее востребованные профессии и специальности являются одновременно и наименее популярными среди молодых людей, находящихся в ситуации профессионального самоопределения, и родителей, которые часто определяют их профессиональный выбор. Во многих субъектах РФ сформированы целевые программы или подпрограммы кадрового оснащения развития региональных экономик по формированию позитивного имиджа рабочих профессий, технических специальностей, востребованных на предприятиях реального сектора экономики7. В то же время, как показывает анализ данных программ, у региональных органов исполнительной власти практически отсутствует эффективный инструментарий решения данной задачи. Нет информации о механизмах и технологиях формирования образа профессий и в соответствующих отраслях научного знания.

В современной российской науке проблемы потребления и потребительского поведения освещены в работах В. И. Ильина8. Классическим справочником по практическим вопросам потребления для российских маркетологов является переводной учебник «Поведение потребителей»9. Однако большинство изысканий этих направлений социально-философской мысли и маркетинговой практики направлены на понимание и исследование реального, но не символического потребления, чаще касаются поведения потребителей на рынках товаров, но не на рынке труда.

В современной социологии тема потребления приобретает популярность, однако стоит отметить значительные отличия ситуации в сфере потребления на Западе и в постсоветском пространстве. Это замечание касается не только объемов и структуры реального потребления, но и символики потребления – иных символических сущностей образов и знаковых систем. В бизнес-образовании и научной литературе накоплен значительный опыт маркетинговых исследований рынка труда, обширный пласт литературы посвящен маркетингу рабочей силы10, однако вопросы символического потребления в них затрагиваются лишь косвенно.

Социология символа рассматривается в работах О. А. Кардамонова11. Однако отечественные исследования, в которых рынок труда рассматривается как объект символического потребления и обмена, нам не известны12.

В отечественной литературе имеется значительный пласт отдельных эмпирических наблюдений, практических рекомендаций по эффективному поведению на рынке труда выпускников и соискателей рабочих мест на уровне конкретного претендента, в том числе и авторов статьи. В то же время практико-ориентированные разработки, рекомендации в территориальном, региональном, муниципальном разрезе по организации информационных кампаний для формирования имиджа профессий/специальностей профессионального образования, создания и продвижения образов профессий, в том числе средствами рекламы (через СМИ, Интернет, адресное распространение и т. п.), практически отсутствуют.

Для разработки механизмов формирования имиджа профессий требуется решение ряда практических задач:

1) Выделение значимых характеристик образов профессий, таких как престиж, интеллектуальность, общественное признание, уровень оплаты труда и т. д. Установление составляющих имиджа потенциальных работников, причем необходимо учесть влияние таких параметров, как внешний вид, одежда и аксессуары, манеры, личные качества, возраст, оценка состояния здоровья и т. д., для формирования образа соискателя рабочих мест. Важно рассмотреть процесс конструирования этих образов как с позиций работодателей, так и с точки зрения претендентов на рабочие места, в первую очередь выпускников системы профессионального образования. Провести оценку символической наполненности форм взаимодействия при найме: каналы поиска работы и работников, резюме, собеседование, переговорный процесс и торг по условиям найма, манеры поведения и внешний вид собеседников. Кроме того, полученную картину должны дополнить мнения посредников – представителей кадровых и рекрутинговых агентств, государственных и частных служб занятости, поскольку особенность их работы заключается в умении соотносить образы профессий, которые выстраиваются в представлениях нанимателей и в сознании соискателей рабочих мест.

2) Анализ с позиции символического потребления и интерпретация имиджевых характеристик профессий, соискателей и поведенческих практик найма с целью использования для конструирования образов профессий в системе профессионального образования и продвижения (рекламирования) профессиональных компетенций на рынке труда. Сопоставление имиджей профессий и образов соискателей рабочих мест даст понимание возможностей воздействия на ситуацию на рынке труда методами маркетинга.

3) Сравнительный анализ должен быть положен в основу разработки практических рекомендаций для органов исполнительной власти и учреждений профессионального образования по организации информационных кампаний и созданию позитивного имиджа профессий и специальностей, востребованных на региональных рынках труда, но непопулярных среди молодежи.

Список литературы

  1. Алашеев С. Профессия: ограничения и стратегии выбора // Человеческие ресурсы. 1999. № 1–2. С. 17–18.

  2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Кучково Поле, Канон-пресс-Ц, 2000.

  3. Долгин А. Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006.

  4. Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. XIV. № 2. С. 3–40.

  5. Ильин В. И. Рабочее место как сцена театра повседневной жизни // Мир России. 2009. № 4.

  6. Кармадонов О. А. «Символ» в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 130–138.

  7. Киян Л. П. Маркетинг рынка труда. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1995.

  8. Кутейницына Т. Г. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. 2009. № 6. С. 53–56.

  9. Кутейницына Т. Г. Трудовая мобильность выпускников учреждений начального профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. 2007. № 2(38). С. 9–13.

  10. Саруханов Э. Э., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

  11. Томилов В. В., Семеркова Л. Н. Маркетинг рабочей силы. СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 1997.

  12. Энджел Дж. Ф., Блекуелл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 2000.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Символическое потребление на рынке труда», проект № 10-03-00457а.

2 Используются различные термины «знаковое», «показное (демонстративное)», «престижное», «статусное», «элитное» потребление, «мода», каждый из которых имеет свои специфические коннотации.

3 Используются также термины «потребительские практики», «стили потребления» и т. д.

4 Алашеев С. Ю., Посталюк Н. Ю. Мониторинг региональных систем начального профессионального образования // Образовательная политика. 2007. № 2. С. 31–38; Кутейницына Т. Г. Институциализация взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования: теоретические подходы и практика // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2009. № 2. С. 31–36.

5 Участие в работе Совета по кадровой политике при Правительстве Самарской области.

6 Кутейницына Т. Г. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. 2009. № 6. С. 53–56.

7 Например: республиканская целевая программа «Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009–2012 гг.»; ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования Красноярского края на 2007–2009 гг.»; республиканская целевая программа развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010–2020 гг.; программа развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008–2011 гг.; программа развития НПО и СПО в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008–2012 гг. и др.

8 Ильин В. И. Поведение потребителей. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998; Он же. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000; Социология потребления. СПб.: Социологическое общество М. Ковалевского, 2001; Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. XIV. № 2. С. 3–40.

9 Энджел Дж. Ф., Блекуелл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком, 2000.

10 Наиболее известны: Томилов В. В., Семеркова Л. Н. Маркетинг рабочей силы. СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 1997; Киян Л. П. Маркетинг рынка труда. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1995; Саруханов Э. Э., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

11 Кармадонов О. А. Социологическая рациональность отсутствия в исследовании современного мира // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 3–12; Он же. «Символ» в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 130–138.

12 Справедливости ради, статья под таким названием аспирантки факультета социологии СПБГУ: Гопкало О. Символическое потребление на рынке труда // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 1. – Режим доступа: /files/dir_1/article_content11966734343 71409 file.pdf



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Начав свою карьеру как социолог, Жан Бодрийяр род в 1929 г

    Документ
    но и предложить ему культурную альтернативу, которую автор связывает с вос-ходящими к архаическим традициям механизмами "символического обмена": обменом дарами, жертвоприношением, ритуалом, игрой, поэзией.
  2. Именно потому, что оно больше не задает форму общества, оно и знакомо им лишь как наваждение, требо­вание, постоянно блокируемое законом ценности

    Закон
    В современных общественных формациях нет больше символи­ческого обмена как организующей формы. Они, конечно, одержимы сим­волическим — как своей смертью.
  3. Современные социологические теории

    Документ
    Эта книга о самых интересных и главных идеях в социологии, выдержавших проверку временем, и о системе взглядов на основные социальные проблемы. Автор умело расставляет акценты, анализируя представленные теории.
  4. Джордж Ритцер Современные социологические теории

    Документ
    Эта книга о самых интересных и главных идеях в социологии, выдержавших проверку временем, и о системе взглядов на основные социальные проблемы. Автор умело расставляет акценты, анализируя представленные теории.
  5. Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства Иностранных Дел Франции и посольства Франции в России (2)

    Документ
    Ouvrage réalisé dans le cadre du programme d'aide à la publication Pouchkine avec le soutien du Ministère des Affaires Etrangères français et de l'Ambassade de France en

Другие похожие документы..