Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
це п-во гром-н брати уч.у формув-ні предст.ор-нів (суб.розуміння). В цьому розумінні розрізняють актив.виб.п-во і пасив.виб.п-во. Ос.може бути наділе...полностью>>
'Лекція'
Нервовий центр (ч. ц.) - це сукупність нейронів, необхідних для здійснення певного рефлексу або регуляції певної функції. Любою нервовий центр склада...полностью>>
'Документ'
З метою забезпечення практичного застосування положень пункту 64.7 статті 64 Податкового кодексу України, керуючись статтею 8 Закону України "Пр...полностью>>
'Документ'
О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаОбъявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г....полностью>>

«Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.А.Гончаров, Н.Л.Шубина

Инновационные процессы в образовании –

главное условие для непрерывного и опережающего развития университетов

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) в 2007 году началась реализация инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы».

Победа нашего университета в конкурсе вузов России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» обусловлена не только созданием инновационной образовательной программы. 15-летний опыт РГПУ им. А.И.Герцена в реализации многоуровневой системы образования во многом определил инновационный статус университета среди других вузов. Вместе с тем этот опыт существенно изменил саму систему подготовки специалиста в области образования.

Тогда, в начале 90-х годов, разработка и реализация первых образовательных программы подготовки бакалавра и магистра в области образования оценивалась как локальный эксперимент, который так и останется экспериментом. Но время показало: опыт создания инновационных программ подготовки специалистов стал основой для кардинальной перестройки учебного процесса в целом, для нового понимания принципов формирования образовательных программ.

На базе РГПУ им. А.И.Герцена были созданы государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров образования как первого, так и второго поколения. Опыт реализации этих стандартов показал, что правильно были определены общие подходы и принципы в подготовке бакалавров и магистров по направлениям педагогического образования. Но опыт показал, что у вуза, решившего перейти на многоуровневую систему, должна быть сформирована адекватная целям и задачам многоуровневого образования образовательная среда. Кроме этого, стало очевидно, что далеко не все, что мыслилось как инновационное в 90-е гг., дает положительные результаты сегодня. Например, назрела необходимость постепенно отхода от жесткого дисциплинарного подхода при разработке образовательных программ. В настоящее время главной единицей действующих образовательных стандартов является дисциплина, а главной задачей преподавателя – обеспечить эту дисциплину учебно-методическими материалами и «собой». Вероятно, следует «укрупнять» дисциплины, но при необходимости выделять в них согласованные друг с другом курсы. Все это является основой того, что принято называть модульным подходом в формировании образовательных программ. Это позволяет также добиться максимальной прозрачности композиции учебного плана, что дает право студенту самому участвовать в формировании своего образовательного маршрута.

В 2004 году РГПУ им. А.И.Герцена начинает новый эксперимент – внедрение индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц. Эксперимент рассчитан на длительное время, однако уже сегодня мы можем говорить о некоторых результатах. К эксплицитным результатам относятся успешное внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента; нелинейной организации учебного процесса; нового инструментария для оценки качества знаний студентов; новых диагностических технологий и др. В 2006 г. выпускникам магистратуры были вручены европейские приложения к диплому магистра (Diploma Supplement).

Не менее важными оказались и имплицитные результаты эксперимента. Речь идет, в первую очередь, об изменении самих подходов в оценке деятельности преподавателей и студентов. Известно, что проблема поиска объективных и достоверных критериев, достаточно полно определяющих эффективность труда преподавателей, является одной из самых сложных. От ее решения зависит повышение результативности деятельности имеющегося кадрового потенциала, стимулирование роста квалификации, продуктивности педагогической и научной деятельности, развитие мотивации и творческой инициативы преподавателей и сотрудников, направленной на развитие университета и повышение качества образования.

Меняется и само содержание образования — оно становится более емким и компактным, и, как следствие, меняются способы получения знаний. Речь идет о действительно технологической перестройке не только учебного процесса, но и самих моделей высшего образования, а в дальнейшем — и всей системы.

Казалось бы, никто не отрицает, что российское высшее образование готово участвовать в формировании единого «пространства высшего образования, основанного на принципах качества и прозрачности», как никто не отрицает и того, что «находясь на пересечении таких областей, как научные исследования, образование и инновации, высшее образование является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности Европы» (Бергенское коммюнике, 2005 г.).

Однако решение комплекса задач в области образования на национальном, региональном и глобальном уровнях настоятельно требует серьезных инновационных изменений в системе образования, внесения корректив в парадигму его развития.

Во-первых, произошли изменения не только на социальном уровне, но и на когнитивном. Изменились способы получения информации, ее переработки и архивации, изменились и психомоторные реакции человека на слово как знак. В соответствии с тенденцией, известной как закон Мура, общий объем информации, которым располагает человечество, удваивается теперь каждые полтора года. СМИ и Интернет становится основной средой, в которой осуществляется большинство значимых для общества видов коммуникации, своеобразной «нервной системой» современной цивилизации.

Как полагают исследователи, изменилось соотношение объема текущей (рабочей) и долговременной памяти, поскольку "экранное мышление" становится естественным, а информация воспринимается как гипертекстовое образование, что требует изменения организации учебно-методического обеспечения. Текст учебника и текст на экране дисплея - это разные тексты с точки зрения их освоения, а следовательно, и с лингводидактической точки зрения. То, что мы называем систематизацией знаний, требует совершенно других приемов и средств, но главное – других технологий. Учебный процесс уже не может быть линейным в том смысле, в котором его понимают, он становится нелинейным.

Во-вторых, изменился и сам субъект образования, его нравственные и образовательные императивы. Меняются стратегии получения образования. Студент требует не просто качественного образования, но и оптимизации сроков его получения, эффективности использования различных методики технологий, позволяющих одновременно осваивать несколько областей знаний. Личностно-ориентированный подход в образовании, который в настоящее время объявлен приоритетным, определяет повышение роли и ответственности студента в проектировании своего образования. Происходит обновление образования при непосредственном участии студентов. Ситуация новая, не совсем привычная, а потому и вызывающая не совсем адекватную реакцию.

В-третьих, задачи образования меняются под воздействием развития европейской интеграции, именуемой Болонский процесс. Это условное наименование всех процессов, которые происходят в Европе с целью установления европейской зоны высшего образования, а также активизации европейской системы высшего образования в мировом масштабе в противовес американской системе.

Болонский процесс стимулирует наши дискуссии по поводу дальнейших путей развития высшего образования. От вуза сегодня требуется и гибкость в управлении образованием, и умение реагировать на вызовы времени, и способность адаптироваться к новым условиям. Не понимать, что сегодня новые условия – это означает нанести вузу, факультету, кафедре не меньший вред, чем излишняя спешка в изменениях.

До 2007 г. главными промежуточными приоритетами стран Болонского соглашения являлись система степеней, обеспечение качества и признание дипломов и периодов обучения. Речь идет о внедрении стандартов и принципов обеспечения качества, а также национальных систем квалификаций; о присуждении и признании двойных дипломов, в том числе докторских степеней; о создании в системе высшего образования возможностей  реализации гибких траекторий обучения, включая процедуры признания ранее полученного обучения. В настоящее время Болонский процесс мы стали рассматривать в «содержательной системе координат».

Впервые вузам было предложено самостоятельно выбрать свою позицию в отношении Болонского процесса. Это своего рода показатель уровня академической автономности вуза, его способности реагировать на современную ситуацию. Эта ситуация необычна и вместе с тем весьма показательна в том смысле, что отчетливо обнаружились все проблемы нашего высшего образования.

Принято полагать, что инновации в образовании связаны прежде всего с разработкой новых идей, принципов, технологий, что совсем не означает «доведение» их до типовых проектов, а уж тем более до реальной реализации в конкретных условиях. Но, как показал опыт, какими бы привлекательными не были идеи, они не могут быть освоены без грамотного и гибкого управления инновационным процессом.

Представляется очевидным, что вуз может сохранить свои позиции, возможности развития, достаточно комфортные условия работы в сравнении с другими вузами только при условии инновационного режима деятельности, непрерывного и опережающего развития. Инновации – это не экстремальное и временное, что нужно пройти или пережить, переждать, а стандартное для вуза состояние. Чтобы обеспечить устойчивость такого состояния, требуются серьезные изменения в управлении вузом и подходах к оценке собственной деятельности. Способность к адекватной самооценке, к формированию здоровой рефлекции над собственной деятельностью, поиск способов мониторинга и реальных механизмов эффективного управления являются важным и плодотворным условием развития университетского образования.

Инновационный процесс в образовании должен быть сознательно управляемым, в противном случае он не будет иметь предполагаемый результат.

Под инновациями следует понимать целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое. В РГПУ им. А.И.Герцена эти изменения идут по нескольким направлениям:

  • формирование нового содержания образования;

  • разработка и реализация новых технологий обучения;

  • применение методов, приемов, средств освоения новых программ;

  • изменение деятельности и стиля мышления как преподавателей, так и студентов, изменение взаимоотношений между ними,

  • создание и развитие творческих инновационных коллективов на факультетах и кафедрах.

Следует признать, что пока нельзя говорить о целостности и системности в процессах освоения и применения инновационных проектов. Это связано прежде всего с тем, что многие инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров, преподавателей, сотрудников, компетентных в сфере реализуемых инноваций.

Конкурентоспособность — главный двигатель движения высшего образования вперед. Те инновационные процессы, о которых мы говорим, очень скоро станут основной причиной водораздела, а иногда и пропасти между российскими вузами.

Современная ситуация определила, с одной стороны, многообразие, а с другой – противоречивость требований, предъявляемых к специалисту обществом. Уровень компетентности зависит от осознанности и активности в выборе способов овладения комплексом интегрированных знаний. Именно интеграция знаний обеспечивает необходимый потенциал для развития разных типов способностей и компетенций. Идея непрерывности образования существенно изменила требования к уровню социальной и профессиональной реализации специалиста.

Современное образование должно обеспечить и готовность выдерживать конкуренцию. Жесткие требования, которые предъявляет общество к молодым специалистам, обусловили во многом и смену образовательной парадигмы и изменение нравственных императивов в образовании. Личностная мотивация постоянно должна дополняться и конкретизироваться социальным заказом общества.

Современный студент выбирает обучение, которое «нарушает границы национальных систем высшего образования». Становится очевидным развитие так называемого транснационального образования, которое имеет другие механизмы обучения (дистантное, сопряженное, модульное и др.) и новые образовательные учреждения (офшорные учебные заведения, корпоративные университеты, международные учебные заведения, виртуальные университеты и др.). Это способствует развитию непрерывного образования, рациональному формированию внутринационального рынка труда.

Наблюдаемый процесс самоорганизации, саморазвития в области образования ведет к возникновению новых структур, а, следовательно, новых образовательных программ и новых технологий обучения. Вместе с тем изменения в структуре наук, в способах их описания привели к большим расхождениям в классификации фундаментальных и прикладных знаний, в описании гуманитарных и естественнонаучных областей знаний. При этом значительно расширилась сфера научной и профессиональной подготовки специалиста по направлению в связи с интеграционными процессами в не только в научной, но и профессиональной сфере деятельности, что привело к необходимости наполнения образовательного рынка новыми специальностями.

Именно профильная подготовка специалиста на базе бакалавриата и подготовка магистров по различным специализированным программам призваны обеспечивать гибкость и мобильность в определении стратегии создания банка новых специальностей в области науки и образования в соответствии с современной социокультурной и экономической ситуацией, а также с учетом развития научных направлений и образовательной системы в целом.

Иногда приходится слышать, что основные рекомендации Болонского процесса — это двухуровневое образование и введение накопительной кредитной системы. А ведь главный тезис другой: «обучение в течение всей жизни». Рынок труда диктует, как известно, развитие дополнительных программ. Пройдет совсем немного времени, и будут востребованы именно дополнительные программы, для развития которых не нужно стандартов, Перечня квалификаций, а нужна востребованность, нужна готовность преподавательского коллектива откликнуться на запрос рынка труда, но при этом главной основой будет полноценная образовательная программа.

В ходе нашего многолетнего эксперимента стало очевидным, что для успешного внедрения новых технологий необходимо создать особую учебно-информационную среду, которая обусловливается ценностными, когнитивными и техническими факторами. Использование, например, компьютерных технологий обучения принципиально не изменит ситуацию, если компьютер не будет включен в модель личностно-ориентированного обучения, а также не будет выполнять свои уникальные функции - информационную, моделирования и конструирования. Таким образом, возникает необходимость подготовки специалиста в области образования, который может создавать обучающие программы и диагностические, контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить уровень владения профессиональными навыками и умениями.

Опыт Герценовского университета в создании инновационных образовательных программ свидетельствует, что принцип модульно-компетентностного «апгрейдинга» образовательных программ, позволяющий наращивать необходимые компетентности для осуществления гуманитарно-технологических функций, становится необходимым сегодня в самом широком пространстве подготовки и повышения квалификации специалистов. Инновационная система подготовки специалистов, реализуемая в Герценовском университете, базируется на таких принципах, как вариативность, нелинейность и индивидуально-ориентированный способ освоения компетентностей. Наш эксперимент показал, что студент стал в этой системе «чрезвычайно ответственным лицом, имеющим право на выбор, имеющим право на ошибку, несущим ответственность за все плюсы и минусы».

Формат инновационной образовательной программы включает ряд сопоставляемых модулей и реализуется в двух основных формах: черед дополнительные образовательные программы и магистерскую образовательную программу. Освоение дополнительной образовательной программы реализуется широким вариативным способом: студентам предлагается выбор 38 вариативных профильно-оринтированных модулей в зависимости от осваиваемой специализации, а также возможность конструирования индивидуального вектора в формировании компетентностей за счет выбора курсов из разных модулей. Освоение одного профильного модуля завершается присвоением дополнительной квалификации, освоение части фиксируется выдачей университетского сертификата.

Инвариантный модуль направлен на формирование инновационного стиля мышления, профессиональной культуры понимания, возможности управления проектами, коллективами и ситуациями за счет использования человеческих ресурсов. Он строится на современной междисциплинарной основе и носит методолого-практический характер, ориентирован как на студентов гуманитарных, так и на студентов социально-экономических, естественнонаучных и технических специальностей, поскольку формирует тип многофакторного и кластерного мышления, владение современными когнитивно-политическими практиками и стратегиями, задавая интеллектуально-психологические алгоритмы формирования задач и решения проблем на основе системного и деятельностного подходов. В этом модуле анализируются исторические типы общества, модели его развития, современное состояние, возможности стратегического социального прогнозирования, техники и технологии гуманитарного воздействия.

В структуре инвариантного модуля включены курсы по теории и практике коммуникации, семиотике и культурологи, теории образования, герменевтики, менеджмента, социальной психологии и др., которые интегрированы в междисциплинарные поля.

Разработанные модули обладают большой сочетаемостью между собой и с разными девствующими образовательными программами подготовки бакалавра и магистра. Следует отметить, что они могут легко достраивать образовательные маршруты.

Представляется очевидным, что новое содержательное качество подготовки специалиста в области образования возникает на основе синтеза разных областей знаний, ориентированных на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющегося социума. Следует подчеркнуть, что гуманитарные технологии проектируются на междисциплинарной основе с использованием комплексного гуманитарного и естественнонаучного знания на основе компетентностного и сетевого подходов. В этом случает информация превращается в самостоятельный элемент гуманитарных технологий.

Гуманитарные технологии и предлагаемая для реализации система подготовка специалистов имеют особое значение для обновления высшего образования в соответствии с теми процессами, которые определяют развитие европейского высшего образования на современном этапе. Университеты должны определить стратегические направления развития образования на всех уровнях образовательной системы, основываясь на опыте работы зарубежных и отечественных образовательных учреждений, запросах потенциальных работодателей, потребностях потребителя.

Сведения об авторах:

Гончаров Сергей Александрович, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И.Герцена, доктор филологических наук, профессор,…………………….

Шубина Наталья Леонидовна, декан филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, доктор филологических наук, профессор, председатель учебно-методического совета по направлению «Филологическое образование» УМО по направлениям педагогического образования РФ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инновационная образовательная программа Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере

    Образовательная программа
    В 2007–2008 гг. в РГПУ им. А. И. Герцена будет реализована инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы».
  2. Программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» Н

    Документ
    Реализация инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
  3. А. И. Герцена Инновационная образовательная программа

    Образовательная программа
    Составители: ведущий специалист по информации дирекции инновационной образовательной программы Н. О. Верещагина, менеджер дирекции инновационной образовательной программы И.
  4. Главный координатор программы: проректор по учебной работе, доктор филологических наук, профессор, С. А. Гончаров Юридический адрес вуза

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
  5. А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Публикуется за счет средств инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена на 2007 – 2008 г.г. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»

Другие похожие документы..