Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до ч. 1 ст. 19 Конституції України правовий порядок в Україні грунтується на положеннях, згідно з якими ніхто не може бути примушений роби...полностью>>
'Программа дисциплины'
Аннотация: цель курса «Международные стандарты аудита» - освоение понятий, назначения, содержания, методов, организации и технологии аудита в соответ...полностью>>
'Документ'
2. Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках ( счетов прибылей и убытков ) общества,...полностью>>
'Документ'
Гагарин А.А., Луценко А.Н., Титенко С.В. Организация дистанционного обучения как информационный фактор реализации научно-технологической составляющей...полностью>>

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО»

ОТЧЕТ

о результатах самообследования

за 2006 - 2011 годы

«Утверждаю»

Ректор ФГБОУ ВПО

«Литературный институт имени

А.М. Горького»

____________ Б.Н. ТАРАСОВ

Москва 2012

Содержание:

Введение Стр. 3

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Стр. 4-7

2. Структура вуза и система управления образовательным учреждением Стр. 7-11

3. Структура подготовки специалистов Стр. 11-14

4. Содержание подготовки выпускников

4.1. Анализ профессиональных образовательных программ Стр. 14-35

4.2. Достаточность и современность источников учебной информации Стр. 35-39

4.3. Организация учебного процесса Стр. 40-42

5. Качество подготовки специалистов

5.1. Требования при приеме в институт Стр. 42-44

5.2. Степень подготовленности выпускников Стр. 44-48

5.3. Востребованность учащихся Стр. 49

5.4. Условия, определяющие качество подготовки специалистов

5.4.1. Кадровое обеспечение по циклам дисциплин Стр. 50-51

5.4.2. Анализ научно-педагогических кадров Стр. 51-52

5.4.3. Научно-исследовательская деятельность Стр. 52-65

5.4.4. Воспитательная работа Стр. 65-67

5.4.5. Международная деятельность Стр. 67-69

5.4.6. Материально-техническая база Стр. 69-70

5.4.7. Социально-бытовые условия Стр. 70-71

5.4.8. Финансовое обеспечение вуза Стр. 71-73

6. Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации Стр. 74-75

7. Приложение Таблицы

ВВЕДЕНИЕ.

Самообследование ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» проведено в соответствии с решением Ученого совета в рамках подготовке к государственной аккредитации вуза.

Были разработаны программы и календарный план проведения самообследования. Объектом самообследования были образовательные программы специальности и направлений «Литературное творчество», по которым ведется обучение, структурные подразделения вуза, реализующие указанные образовательные программы.

Цель самообследования: определение готовности вуза к внешней экспертизе.

Самообследование проводилось по следующим позициям:

  • организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;

  • структура вуза и система управления образовательным учреждением;

  • структура подготовки специалистов;

  • содержание подготовки выпускников;

  • качество подготовки специалистов;

  • информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации.

По принятию отчетов подразделений вуза проводилась проверка данных подразделений, в особенности кафедр. Проверялись: наличие и полнота содержания учебно-методической документации, состояние и динамика повышения квалификации ППС, соответствие учебно-методической деятельности и учебно-лабораторного оборудования кафедр требованиям реализации учебного процесса по соответствующим дисциплинам и т.п.

Проведенный анализ образовательной деятельности составил основу настоящего отчета по самообследованию ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» (далее по тексту «Литературный институт имени А.М. Горького») является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшим учебным высшего профессионального образования (далее ФГБОУ ВПО) федерального подчинения.

Учредитель – Правительство Российской Федерации. Функции учредителя выполняет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Филиалов и представительств у института нет.

Местонахождение (юридический и фактический адрес) ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького»: 123104, г. Москва, ул. Тверской бульвар, д. 25.

Вуз является ведущим образовательным учебно-научным центром Российской Федерации по программам подготовки в сфере литературного творчества, обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов непрерывно и по ступеням высшего профессионального образования, установленным в Российской Федерации, по очной и заочной формам обучения.

Литературный институт – уникальное учебное заведение, единственный в мире вуз, задача которого – раскрытие таланта, формирование мастерства молодых прозаиков, поэтов, драматургов, критиков и переводчиков художественной литературы.

Литературный институт им. А.М. Горького видит свою миссию в поддержке талантливой молодёжи России, в сохранении и приумножении духовно-нравственного, образовательного, культурного и научного потенциала страны, в активизации творческих сил ее граждан.

Образовательный процесс в вузе направлен на подготовку высококвалифицированных кадров литературных работников в соответствии с лучшими традициями российского образования, традициями уникальной творческой подготовки, сложившимися в течение почти 80 лет существования института, а также мировыми стандартами.

Для успешной реализации своей миссии вуз определяет следующие стратегические задачи:

  1. Образовательный процесс должен отвечать потребностям личности, общества, государства и рынка труда.

  2. Основополагающую роль в образовательном процессе играют формирование и развитие гармоничной творческой личности. Этой задачей определяется содержание и технология учебного процесса.

  3. Непрерывное улучшение качества образовательного процесса, которое основывается:

    • на совершенствовании подготовки специалистов с учетом тенденций современного литературного процесса;

    • на внедрении современных технологий обучения с повышением роли самостоятельной и ответственной работы студентов;

    • на постоянном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава;

    • на внедрении системы управления качеством образования.

  4. Институт, являясь вузом федерального значения, развивает систему поиска, отбора, довузовской и послевузовской подготовки одаренной молодежи на всей территории РФ и выполняет функции базового вуза учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области литературного творчества.

  5. Вуз развивает исследования в области фундаментальной и прикладной науки (филологии), ведет подготовку научных кадров в аспирантуре и докторантуре, использует полученные результаты в образовательном процессе.

  6. Вуз ориентирован на взаимодействие студентов с российскими и международными образовательными организациями, научными центрами и профессиональными сообществами.

  7. Деятельность вуза предполагает повышение эффективности использования всех имеющихся у него материальных и финансовых ресурсов.

Реализация миссии и решение указанных стратегических задач формирует следующие приоритетные направления деятельности вуза:

  • первый этап – концентрация кадровых, финансовых и материальных ресурсов на создание инновационной инфраструктуры вуза (обновление организационной, информационной, издательской баз вуза, материальной оснащенности учебного процесса с учетом современных образовательных технологий)

  • второй этап - формирование вуза нового типа: как образовательного, культурного и духовного центра, в котором будут функционировать «Институт русской культуры», «Школа художественного перевода», музейные экспозиции. Здесь будут храниться архивы писателей, вестись культурно-просветительская работа с молодежью, проходить творческие встречи, функционировать мастер-классы, развиваться издательский центр и осуществляться другая соответствующая миссии вуза деятельность.

Решение об основании Литературного института было принято на заседании Президиума ЦИК Союза ССР VI созыва 17 сентября 1932 года (протокол № 48, п. 9) и приурочено к 40-летию литературной деятельности М. Горького. На основании этого решения вышло Постановление ЦИК Союза ССР от того же 17 сентября 1932 года, подписанное М.И. Калининым.

С осени 1939 года вуз стал называться Литературным институтом Союза советских писателей.

Имя А.М. Горького было присвоено институту в 1946 году (Постановление Министров СССР № 1770 от 13 августа 1946 г.).

До 1992 г. учредителем института был Союз писателей СССР. Затем вуз перешел в ведение Госкомвуза РФ, далее – Министерства образования Российской Федерации, Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время учредителем является Министерство образования и науки Российской Федерации (имеется в виду передача полномочий учредителя Правительством Российской Федерации).

Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством России (прежде всего Федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264, другими законами, нормативными правовыми актами Президента России, Правительства, нормативными документами Минобрнауки РФ, лицензией и государственной аккредитацией.

Вуз работает на основании Устава. Устав института принят Конференцией педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся Литературного института им. А.М. Горького 27 января 2011 г. (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 1686).

Образовательную деятельность институт ведёт на основании лицензии, выданной Рособрнадзором 19 декабря 2011 года, № 002430, рег. № 2321 (действительна бессрочно). Имеется Свидетельство о государственной аккредитации серия АА № 000855, рег. № 0833 от 16 июля 2007 г. (действительно по 16 июля 2012г.).

Лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 002430 институту дано право осуществления образовательной деятельности

по программам высшего профессионального образования:

по специальности 071001.65 Литературное творчество,

по направлению 071000.68 Литературное творчество,

по направлению 071000.62 Литературное творчество (бакалавриат);

по программам послевузовского профессионального образования (аспирантуры):

09.00.04 Эстетика,

10.01.01. Русская литература,

10.01.03 Литература народов стран зарубежья (по филологическим наукам), 10.01.08 Теория литературы. Текстология,

10.02.01 Русский язык;

по программам дополнительного образования:

дополнительное образование по профилю вуза,

подготовка к поступлению в вуз,

профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательным программам вуза,

повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программам вуза.

Лицензионные нормативы выполняются вузом полностью.

Подготовка специалистов, бакалавров и магистров в ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» осуществляется в рамках Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области культуры и искусства:

по специальности 052600 Литературное творчество (квалификации: 65. Литературный работник, Литературный работник, переводчик художественной литературы), нормативный срок освоения по очной форме обучения 5 лет на базе среднего (полного) общего образования;

по направлению 530800 Литературное творчество (степень – 68. Магистр литературного творчества), нормативный срок освоения по очной форме обучения 6 лет на базе среднего (полного) общего образования;

по направлению 530800 Литературное творчество (степень – 62. Бакалавр литературного творчества), нормативный срок освоения по очной форме обучения 4 года на базе среднего (полного) общего образования.

Стандарты и примерные учебные планы утверждены Министерством образования Российской Федерации 17.10.2002 г.

Первый курс обучается (с 1 сентября 2011 г.) по ФГОС ВПО нового поколения (утвержден приказом Минобрнауки от 2 февраля 2011г. № 153): направление подготовки 071101 Литературное творчество, квалификация «специалист».

Роль института, его преподавателей и выпускников в современном литературном процессе весьма заметна.

Выпускники института сохраняют лучшие традиции русской культуры, их деятельность направлена на создание литературных произведений (художественных произведений словесности), на проведение литературно-критических, теоретико-литературных и историко-литературных исследований, на работу в области художественного перевода; познание феномена литературного творчества и литературного процесса, особенностей функционирования литературы в современном обществе.

Литературный работник в соответствии с фундаментальной специальной подготовкой готов к творческой и исследовательской деятельности в области литературы.

Объектом профессиональной деятельности являются: язык, словесное искусство, литература как феномен языка, культуры, отношения человека к миру, мир человека – внешний и внутренний, отношение человека к этому миру (в индивидуальном, социальном, природном, историческом, современном, прогностическом измерениях, в его данности и возможностях).

Основные виды профессиональной деятельности: художественно-творческая, переводческая, культурно-просветительская, аналитическая, научно-исследовательская, идеологическая, педагогическая.

Вуз подготовил более 6,5 тысяч специалистов - литературных работников. Среди них представители более 50 национальностей России и других стран

В институте обучались многие известные поэты, прозаики, драматурги, переводчики и критики, неполный перечень известных фамилий составляют:

Ч. Айтматов, М. Алигер, Э. Асадов, В. Астафьев, Б. Ахмадулина, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Белов, А. Вампилов, К. Ваншенкин, Р. Гамзатов, Н. Добронравов, Е. Долматовский, Ю. Друнина, А. Дементьев, Е. Евтушенко, Е. Исаев, Ю. Казаков, А. Ким, Н. Коржавин, Д. Кугультинов, Ю. Кузнецов, В. Липатов, В. Личутин, М. Луконин, Ю. Латынина, С. Лесневский, В. Маканин, М. Матусовский, С. Михалков, Л. Ошанин, В. Розов, К. Симонов, Я. Смеляков, А. Сурков, О. Сулейменов, В. Солоухин, Н. Старшинов, В. Соколов, Н. Тряпкин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, О. Фокина, и многие другие выдающиеся писатели.

Преподавание в институте вели Н. Асеев, С. Городецкий, К. Паустовский, Е.Долматовский, Н. Доризо, С. Залыгин, Вс. Иванов, Л. Кассиль, В. Каверин, Л. Леонов, В. Липатов, С. Наровчатов, К. Федин, Ф. Гладков, В. Луговской, Л. Озеров, В. Распутин, А. Сурков, М. Светлов, А. Фадеев, В. Розов и др.

Здесь читали лекции видные ученые: В. Асмус, С. Бонди, Г. Винокур, М. Гаспаров, В. Дынник, М. Еремин, А. Зиновьев, В. Кирпотин, Л. Климович, Г. Поспелов, А. Реформатский, С. Радциг, В. Сурганов, А. Тахо-Годи, Б. Томашевский, И. Толстой, А. Чудаков и другие. Помимо широкого литературного и научного признания, почти все – лауреаты государственных премий, отмечены орденами и другими наградами страны.

И сейчас в вузе преподают известные писатели и деятели культуры: И.Л. Волгин, И.Л. Вишневская, А.И. Горшков, В.И. Гусев, С.Н. Есин, Р.Т. Киреев, В.А. Костров, С.Ю. Куняев, Б.А. Леонов, М.П. Лобанов, Ю.И. Минералов, О.А. Николаева, В.В. Орлов, А.Е. Рекемчук, Е.Б. Рейн, Е.Ю. Сидоров, Л.И. Скворцов, М.О. Чудакова, ректор института Б.Н. Тарасов, переводчики В.П. Голышев, Ревич А.М., Е.М. Солонович, а также и многие другие.

  1. СТРУКТУРА ВУЗА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Управление институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264, нормативными документами Минобрнауки РФ, Уставом института, принятым Конференцией педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся Литературного института им. А.М. Горького 27 января 2011 г. (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 1686) на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство институтом осуществляет Ученый совет, непосредственное управление – ректор.

В настоящее время институт возглавляет проф. д. фил. наук Тарасов Б.Н. Ректор в своей деятельности руководствуется «Положением о статусе ректора Государственного Высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 696.

Ректор избирается на пять лет конференцией представителей трудового коллектива, тайным голосованием, и утверждается в должности приказом Минобрнауки РФ. Порядок избрания ректора Литературного института соответствует требованиям Устава.

Ректор института самостоятельно формирует состав ректората и определяет полномочия проректоров, исходя из направления их деятельности.

Отдельными направлениями - научно-исследовательской, учебно-методической, экономической и хозяйственной деятельностью вуза- руководят четыре проректора (по учебной работе, по научной работе, по социально-экономическому развитию, по административно-хозяйственной работе).

Ректорат осуществляет непрерывное административное руководство деятельностью всех структурных подразделений института.

В состав Ученого совета, являющегося выборным представительным органом, осуществляющим коллегиальное управление деятельностью вуза, входят 23 человека, из них 21 - штатный сотрудник института. 19 человек имеют ученые степени и звания (83% состава совета), шесть лауреатов государственных премий России, 1 человек – Заслуженный деятель науки РФ, 3 чел.- Почетные работники высшей школы, 2 - Заслуженные работники культуры РФ, 1 – Заслуженный деятель искусств, 1 человек Почетный работник образования г. Москвы, 1 человек Почетный работник культуры г. Москвы.

Полномочия Ученого совета прописаны в Уставе. Ученый совет работает по плану, каждое заседание оформляется протоколом.

Выносимые на рассмотрение Ученого совета вопросы отражают стратегические и ключевые моменты деятельности института, определяют динамику и перспективы его развития, - это вопросы образовательной деятельности и методической работы, планирования НИР и административно-хозяйственной работы, отчеты по сферам деятельности вуза. Заседания Ученого совета проводятся не реже одного раза в месяц. Решения Ученого совета вступают в силу после подписания их председателем Ученого совета – ректором.

Руководство осуществляет управление деятельностью института в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями и в соответствии с требованиями и положениями Устава института и действующего законодательства.

Подготовку по образовательным профессиональным программам и выпуск специалистов осуществляют два факультета, соответствующие формам обучения: дневной и заочный, - и 9 кафедр (первичное структурное подразделение института): художественного творчества (выпускающая), художественного перевода (выпускающая), теории литературы и литературной критики (выпускающая), русского языка и стилистики, русской классической литературы и славистики, новейшей русской литературы, зарубежной литературы, общественных наук, иностранных языков, - структура которых соответствует реализуемым в институте программам подготовки по специальности и направлениям.

Управление текущим учебным процессом осуществляют учебный отдел и два деканата, возглавляемые деканами. Непосредственное руководство кафедрами осуществляют заведующие кафедрами.

Помимо основных подразделений – факультетов и кафедр, непосредственно осуществляющих образовательную деятельность, в состав института входят другие структурные подразделения, обеспечивающие условия для качественной организации всех видов образовательной деятельности.

Для оперативного исполнения решений в Литературном институте созданы отделы:

1. Учебный отдел;

2. Бухгалтерия;

3. Отдел кадров;

4. Административно-хозяйственный отдел.

5. Отдел международных связей;

6. Компьютерный отдел (отдел информационных систем);

7. Издательский отдел.

На базе вуза работает учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области литературного творчества. Литературный институт является головным вузом в указанной области.

В вузе ведется годовое планирование по финансовым ресурсам, капитальному ремонту, снабжению и т.д., осуществляемое административно-хозяйственным отделом и бухгалтерией.

Еженедельно проводятся совещания ректората (состав: ректор, проректоры), занимающегося коллегиальной подготовкой решений по отдельным вопросам текущей деятельности института, и учебно-методическое совещание у проректора по учебной работе (состав: проректор, деканы, начальник учебного отдела, заместители начальника учебного отдела, приглашенные заведующие кафедрами и специалисты по учебно-методической работе).

Создана институтская Комиссия по управлению качеством, осуществляющая учебно-воспитательную, аналитическую и мониторинговую работу.

Имеются структуры студенческого самоуправления: студенческий совет и старостат.

Структура организации управления вузом соответствует требованиям законодательства РФ и уставным требованиям института.

Внутривузовское организационно-правовое регулирование осуществляется на основе получаемой, разработанной вузом и утвержденной нормативной документации, соответствующей установленным законодательством требованиям и Уставу. Она включает: организационно-правовые документы Учредителя (приказы и инструктивные письма Минобрнауки РФ и Рособразования РФ); организационно-правовые документы учреждения (Устав вуза, положения о структурных подразделениях института, положения по организации различных направлений образовательной деятельности (о промежуточной и итоговой аттестациях, о порядке замещения должностей научно-педагогических работников), а также должностные инструкции сотрудников и профессорско-преподавательского состава); учебно-организационную и учебную документацию: учебные планы и рабочие программы дисциплин специальности и направлений, расчет учебных нагрузок, штатное расписание, экзаменационные ведомости, журналы успеваемости и посещаемости студентов, зачетные книжки и личные карточки студентов, расписание занятий, и т.д.; распорядительную документацию (приказы и распоряжения ректора, решения Ученого совета вуза, распоряжения проректоров, деканов); информационно-справочную (протоколы Ученого совета, протоколы заседаний кафедр, докладные и служебные записки, заявления, объяснительные, отчеты, справки, акты, переписка и т.д.); договорную (договоры между вузом и физическими или юридическими лицами); плановую (планы работы по основным направлениям деятельности вуза: НИР, учебно-методической работы, воспитательной, индивидуальные планы преподавателей и др.)

Разработанная в вузе учебно-нормативная база четко регулирует вопросы учета учебной нагрузки и учебно-методической работы преподавателей, посещаемости занятий студентами, проведения промежуточной и итоговой аттестации, прием, перевод и отчисление из вуза, академические отпуска. Утверждение индивидуальных планов работы преподавателей и контроль за выполнением предусмотренной работы осуществляет заведующий кафедрой.

В вузе имеется локальная компьютерная сеть, связывающая структуры управления институтом. Имеется подключение к сети Интернет, что обеспечивает своевременный доступ к документации Учредителя и другим информационным ресурсам. В деятельность вуза внедрены правовые и справочно-информационные базы «Гарант», проводится их регулярное обновление.

Институт оснащен факсовой связью и электронной почтой, необходимой современной оргтехникой: принтерами, сканерами, ксероксами.

Делопроизводство в институте ведется в соответствии с существующими нормативными и инструктивными документами. Все нормативные и организационно-распорядительные документы оформлены и хранятся в установленном порядке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  2. Отчет о результатах самообследования специальности 030601. 65

    Публичный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030601.65 «Журналистика»
  3. Отчет о результатах самообследования специальности 030903. 65 (1)

    Публичный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030903.65 «Книгораспространение»
  4. Отчет о результатах самообследования Западно-Уральского филиала

    Публичный отчет
    Цель настоящего отчета – представить для последующего анализа данные, всесторонне характеризующие деятельность Западно-Уральского филиала Негосударственного образовательного учреждения «Московская международная высшая школа бизнеса
  5. Отчет о результатах самообследования готовности к государственной аккредитации направления 080800. 62 «Прикладная информатика» Протокол заседания ученого совета №8 от 16. 03. 2011г

    Публичный отчет
    1. Соответствие учебного плана и программ учебных дисциплин требованиям ГОС ВПО направления 080800.62 «Прикладная информатика» по уровню и содержанию 5

Другие похожие документы..