Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российск...полностью>>
'Документ'
+осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение доверительного управления ценными бумагами и де...полностью>>
'Документ'
…А у нас в «Приюте Альпиниста» есть добрая традиция встречать Новый год в горах! Традиции этой уже … лет! Плато «Каравелла» ждет старых и новых друзей...полностью>>
'Документ'
Все мы из детства. В детские годы мы все, я не исключение, мечтали кем-то быть: врачом, водителем, кондитером и т.д. Кто-то свою мечту воплотил в жиз...полностью>>

Т. а история россии. Учебник. М. Проспект, 1997. 544 с. Вучебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Орлов А. С., Георгиев В. А,, Георгиевя Н.Г., Сивохина Т. А.. ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебник. – М. Проспект, 1997. – 544 с.

В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней

с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех

интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно подготовиться

к экзамену по отечественной истории.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА

ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ ............................... 7

Глава 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА ........................................... .15

Глава 3. ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХП в.) ............. .25

Глава 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В НАЧАЛЕ ХП -

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХШ в. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ....38

Глава 5. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ...... 46

Глава 6. БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ

С МОНГОЛЬСКИМ ЗАВОЕВАНИЕМ И КРЕСТОНОСЦАМИ В ХШ в..... 55

Глава 7. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ ХШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в. МЕЖДУ ОРДОЙ

И ЛИТВОЙ ............................................... 65

Глава 8. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

ВОКРУГ МОСКВЫ В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVI в. ОБРАЗОВАНИЕ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ............................... 76

Глава 9. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. ИВАН ГРОЗНЫЙ... .82

Глава 10. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVH вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ .... .95

Глава 11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХУЛ ВЕКЕ.

РОССИЯ ПОСЛЕ СМУТЫ.................................... 109

Глава 12. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В ХУЛ в. БУНТАШНЫЙ ВЕК .................................115

Глава 13. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХШ-ХУП вв.................... 128

Глава 14. РОССИЯ В КОНЦЕ ХУЛ - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХУШ в.

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ............................ 140

Глава 15. ДВОРЯНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ -

СЕРЕДИНЕ ХУШ в. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ .................. 158

Глава 16. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ в.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ ......... 168

Глава 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ в. ..................... .194

Глава 18. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХК в................................. 205

Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в......................................... .213

Глава 20. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX в................................................... 225

Глава 21. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В

РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.......................... 241

Глава 22. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ...... 255

Глава 23. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в. ........................................ .267

Глава 24. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX в. ........................................ .279 |

Глава 25. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в......................... 289

Глава 26. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ........................ 295

Глава 27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

В НАЧАЛЕ XX в.......................................... .305

Глава 28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в........ 313

Глава 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в........ 331

Глава 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -

НАЧАЛА XX в............................................ .339

Глава 31. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ .....................349

Глава 32. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В 1917-1920 гг................. 361

Глава 33. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

20-х ГОДОВ XX в. ......................................... 376

Глава 34. СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х - 30-е ГОДЫ XX в.... 388

Глава 35. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В 20-30-е ГОДЫ XX в. ...................................... 407

Глава 36. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В 1917-1940 гг............... .415

Глава 37. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945).............................................. 426

Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

СССР (1945-1952) ..........................................444

Глава 39. РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг. .................... 455

Глава 40. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

В 1965-1984 гг. ........................................... 466

Глава 41. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

СССР (1985-1991) ......................................... .481

Глава 42. РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в. ....................... .496

Глава 43. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XX в. ......................................... .504

Приложение 1 .......................................... 518

Приложение 2 .......................................... .520

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ........................... .522

ВВЕДЕНИЕ

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.

Historia est magistra vitae ("История - наставница жизни") - говори-

ли древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные пе-

риоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового соци-

ального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным,

непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости,

свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университе-

та В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых

записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не

научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает

истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал:

"Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже

тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебре-

жение". Хотелось бы напомнить еще один афоризм: "Ложь в истолко-

вании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастро-

фу в будущем".

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом

истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические

силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому

в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается не-

прекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого

дает определенные основания для скептического отношения к истории

как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического

развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется

для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение,

каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опро-

кинутая в прошлое". Высказывается точка зрения, что прошлое можно

объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики

также утверждают, что в век научно-технической революции история

только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую

точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоя-

тельности истории как науки приводится мысль о невозможности ре-

конструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентатив-

I* 3

носта (непредставитеяьности) сохранившихся данных о реально проис-

ходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные

вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных

фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать про-

шлое, объяснять его - задача научного знания. Поиски истины в исто-

рии, историческое познание - сложный, трудоемкий и интересный про-

цесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и

определенного профессионального мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет

права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утвержде-

ние истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь со-

циальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, ис-

тория передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого

опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скепти-

ков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изу-

чают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит

современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для про-

гнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического

процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается

от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и

открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития

других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, со-

циологии и др.), методы обработки и анализа источников (например,

применение математических методов). Многие факты, события, явления

нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего

кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцени-

ваются иначе, чем пять - десять лет тому назад. Все это - свидетельства

того, что историю переписывают не только из политической конъюнк-

туры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во ^

все времена. Всестороннее научное исследование материальной и ду-

ховной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и прони-

цательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетель- i

ствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять совре-

менность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу макси-

мально точного научного осознания прошлого, что имеет не только

нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что

история "дает государям примеры правления, подданным - повиновения,

воинам - мужества, судьям - правосудия, младым - старых разум, пре-

4

старелым - сугубую твердость в советах, каждому - незлобивое увесе-

ление с несказанною пользою соединенное". Говоря о роли истории в

жизни людей, "птенец гнезда Петрова" В.Н. Татищев писал: "Можно

кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука,

ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без зна-

ния оной совершен, мудр и полезен быть не может".

***

Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов - обязательная черта научного знания. Исто-

рия как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в дру-

гих науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти

факты извлекаются из исторических источников. Исторические источ-

ники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) истори-

ческих источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразитель-

ные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные,

изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исто-

рические источники во всей их совокупности, не имеют права "играть"

в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяс-

нения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические

концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание кон-

кретных фактов, с другой - историк должен осмыслить всю совокуп-

ность фактов с целью выявления причин закономерностей развития об-

щества.

В разное время историки по-разному объясняли причины и законо-

мерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Несто-

ра считали, что мир развивается по божественному провидению и боже-

ственной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического зна-

ния историки в качестве определяющей силы исторического процесса

стали искать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765)

и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической

науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического

процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н.М. Карамзина

(1766-1826) ("История государства Российского"), - необходимость для

России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1870)

видел ход истории нашей

страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государст-

венности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и

ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911) ("Курс рус-

ской истории"), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо

выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этниче-

ский, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных

для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и при-

рода страны - вот те три основные силы, которые строят людское об-

щежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Плато-

нов (1850-1933), чьи "Лекции по русской истории" неоднократно, как и

труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздава-

лись в последние годы.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-

экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявле-

ны и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако

господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской

концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из

определяющей роли материального производства в жизни людей и виде-

ли смысл исторического развития в переходе от одной общественно-

экономической формации к другой, завершающемся построением на

земле коммунистического общества.

Авторы настоящего учебника считают, что история России - часть

мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов

и особенности русского варианта пути развития человеческой цивили-

зации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы показать, как в рамках

общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразий-

ское геополитическое пространство. Как сказались на его развитии

природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенно-

сти, многонациональный и многоконфессионный состав населения, не-

обходимосгь освоения территории, внешние факторы и т.п.

В основу учебника положены лекции, которые читались в Москов-

ском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Российском

университете дружбы народов. Литературном институте им. A.M. Горь-

кого.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А.С. Орлов

(введение, главы 1-17). Н.Г. и В.А. Георгиевы (главы 18-32, 35, 37, па-

раграфы "Внутреннее положение РСФСР в 1920 - начале 1921 г." и

"Новая экономическая политика" главы 33, параграф "СССР в 1938 -

начале 1941 г." главы 34); Т.А. Сивохина (главы 34, 36, 38-43). Схемы,

хронологические и другие таблицы составлены авторами.

Глава 1.

НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынеш-

них космических объектов образовалось около 20 миллиардов лет тому

назад. Солнце - одна из множества звезд нашей галактики возникло

10 миллиардов лет тому назад. Наша Земля - рядовая планета Солнеч-

ной системы - имеет возраст 4,6 миллиарда лет. Сейчас принято счи-

тать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет

тому назад.

Периодизация истории человечества на стадии первобытно-

общинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов.

Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею

история человечества делится на три больших этапа в зависимости от

материала, яз которого изготовлялись используемые человеком орудия

труда (каменный век: 3 млн. лет тому назад - конец Ш тысячелетия до

н.э.; бронзовый век: с конца Ш тысячелетия до н.э. - I тысячелетие до

н.э.; железный век — с I тысячелетия до н.э.

КАМЕННЫЙ ВЕК

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных

орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремен-

но. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч.

"антропос" - человек, "генезис" - происхождение) и формирования

человеческого общества (сощюгенез, от лат. "сопиетас" - общество и

греч. "генезис" — происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человеко-

образных обезьян, которые в отличие от животных умели производить

орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны полу-

чил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция

хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет тому назад так назы-

ваемых питекантропов (от греч. "питекос" — обезьяна, "антропос" -

человек) или архантропов (от греч. "ахайос" - древний). Архантропы

были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились

более развитым типом человека - палеоантропами или неандертальцами

(по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

7

В период раннего каменного века - палеолита* (примерно 700 тыс,

лет тому назад) человек проник на территорию Восточной Европы. За-

селение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших

людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми -

Яшгух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также

в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира

и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет

тому назад.

Великий ледник. Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную

часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух

километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Сканди-

навских гор). Возникновение ледника сказалось на развитии человече-

ства. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь,

а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях рез-

кого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и

режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки,

иглы и т.п.). Очевидно, к этому времени относится зарождение члено-

раздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать пер-

вые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетель-

ствует появление искусственных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и

неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой

религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы,

животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс

первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распростра-

нению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий тому назад) закон-

чилось таяние ледника и установился климат, похожий на современный.

Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие ору-

дий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между

полами существенно изменили физический тип человека. Именно к

этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis)

в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его на-

зывают кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же,

очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существова-

ния резких отличий в климате между разными регионами земного шара

' Палеолит - древний каменный век (от греч. "палайос" - древний, "литое" -

камень). Соответственно: "мезос" - средний, "неос" - новый; отсюда - мезолит,

неолит.

сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроид-

ная и монголоидная).

Дальнейшее развитие получила обработка камня и особенно кости и

рога. Ученые иногда называют поздний палеолит "костяным веком". К

находкам этого времени относят кинжалы, наконечники копий, гарпу-

ны, игаы с ушком, шилья и т.п. Обнаружены следы первых долговре-

менных поселений. Жилищем служили уже не только пещеры, но и

шалаши и землянки, построенные человеком. Найдены остатки украше-

ний, которые позволяют воспроизвести одежду того времени.

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду прихо-

дит более высокая форма организации общества - родовая община. Ро-

довая община - это объединение людей одного рода, имеющих коллек-

тивную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и

полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

До появления парного брака родство устанавливалось по материн-

ской линии. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяйстве,

что определило первую ступень родового строя - матриархат, продол-

жавшийся до времени распространения металла.

До нас дошли многие произведения искусства, созданные в эпоху

позднего палеолита. Живописные красочные наскальные изображения

животных, на которых охотились люди того времени (мамонты, бизоны,

медведи, олени, лошади и др.), а также статуэтки, изображающие жен-

ское божество, обнаружены в пещерах и на стоянках во Франции, Ита-

лии, на Южном Урале (знаменитая Капова пещера).

В мезолите, или среднекаменном веке (10-8 тыс. лет тому назад),

новые успехи были сделаны в обработке камня. Наконечники и лезвия

ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши

из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использо-

вать каменный топор. Одним из важнейших достижений явилось изо-

бретение лука - оружия дальнего боя, позволившего более успешно

охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки и охотничьи

ловушки.

К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Отмечены по-

пытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных:

была приручена собака, вслед за ней - свинья. Окончательно была за-

селена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана.

Тогда же, как полагают многие исследователи, из Сибири через Чукот-

ский полуостров люди попали на территорию Америки.

Неолитическая революция. Неолит - последний период каменного

века (7-5 тыс. лет тому назад) характеризуется появлением шлифования

и сверления орудий из камня (топоры, тесла, мотыги). К предметам

9

прикреплялись рукоятки. С этого времени известна глиняная посуда.

Люди стали строить лодки, научились плести сети для ловли рыбы,

ткать.

Значительные изменения в технике и формах производства в это

время иногда называют "неолитической революцией". Самым важным

ее итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства

к производящему. Человек уже не боялся оторваться от обжитых мест,

мог более свободно расселяться в поисках лучших условий жизни, ос-

ваивая новые земли.

В зависимости от природно-климатических условий на территории

Восточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйственной

деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили ско-

товодческие племена. На территориях современной Украины, Закавка-

зья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничье-

рыболовческое хозяйство было характерно для северных, лесных рай-

онов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных

регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие

и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степ-

ные районы.

Из числа стоянок земледельцев на территории Восточной Европы и

Средней Азии можно выделить неолитические поселения в Туркмении

(вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. В Средней Азии в

IV тысячелетии до н.э. были созданы первые искусственные ороситель-

ные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земле-

дельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье

близ Киева (III тысячелетие до н.э.). Поселения трипольпев открыты

археологами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли

собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых

располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зер-

на пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми

вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пирожков Курс «История»

    Реферат
    Написать реферат по выбору студента и согласно требованиям, изложенным в учебно-методическом пособии: Рефераты по истории / под. ред. А. А. Слезина. Тамбов: ТГТУ, 2 .
  2. 1 Борьба русских земель с иноземными захватчиками в XIII веке

    Реферат
    На северо-западных рубежах Руси появился новый опасный противник — в 1240 г. шведы, а затем в 1240—1242 гг. немецкие крестоносцы. Получилось так, что Новгородской земле пришлось отстаивать свою независимость и свой тип развития в
  3. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.
  4. Абочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 Утверждаю

    Программа
    Ключевые слова: рабочая программа, история России, традиционное общество России, менталитет, сословия, монархия, княжество, Киевская Русь, Московское царство, империя, реформа, революция, гражданская война, либерализм, коммунизм,
  5. Рабочая программа по истории россии I. Организационно-методический раздел

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в проблемно-хронологическом плане. Основной целью преподавания данного курса является формирование у студентов научного подхода к изучению проблем отечественной истории, осознание самобытности исторического

Другие похожие документы..