Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Общественное воспроизводство, система национального счетоводства, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показател...полностью>>
'Документ'
Тетради построены в соответствии с содержанием хрестоматии: урок 1, урок 2, урок 3 и т. д. Задания «тетради» помогают учителю организовать работу с т...полностью>>
'Документ'
Развитие мирового экономического кризиса поставило перед международным профсоюзным движением вопрос о его роли в решении связанных с кризисом социаль...полностью>>
'Программа'
Разработка содержания программы осуществлялась Региональной стратегической командой, созданной по приказу начальника Департамента общего образования ...полностью>>

Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений Фета и Есенина» (первые опыты литературоведческого анализа поэтического текста)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы в 6-ом классе

Учитель Лаптева З.А.

Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений Фета и Есенина» (первые опыты литературоведческого анализа поэтического текста).

Цели:

Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, что основы мировидения закладываются уже в детстве; приблизить к постижению нравственно-философского содержания поэзии Фета и Есенина; обучить анализу стихотворения, помочь постичь глубинный смысл поэтического текста.

Воспитательные: формировать креативное и критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, формировать способность видеть красоту окружающего мира; заложить представление о нерасторжимой близости человека и природы.

Развивающие: развивать навыки творческого чтения, целостного анализа поэтического текста; активизировать исследовательскую деятельность.

Тип урока: объяснение нового.

Вид урока: урок-лаборатория

Методы: проблемный, поисковый, КСО.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, пакеты с заданиями для групп, тексты стихотворений без указания автора.

План урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя 2 минуты

II. Проверка домашнего задания. 10 минут

III. Исследовательская групповая работа учащихся (выполнение заданий) 8 минут

IV. Отчет групп о результатах исследования 15 минут

V. Заключительно слово учителя 2 минуты

VI. Оценки. Домашнее задание. 3 минуты





Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о поэзии. Вы узнали о жизни поэтов Фета и Есенина, читали их стихи. Сегодня через сравнение стихотворений этих поэтов о березе мы попытаемся выявить своеобразие их поэтики, поучимся анализу стихотворного текста, чтобы постигать глубинный смысл поэтического слова.

II. Проверка домашнего задания.

1) Учитель. Какие загадки вы нашли о березе?

- «Стоит красавица на поляне // в зеленом полушалке, в белом сарафане»;

- «Летом цветет, зимой греет, // Настанет весна - потечет слеза»;

- «Есть дерево об 4 дела: // Первое дело – мир освещать, // Другое дело – мир унимать, // Третье дело – больных исцелять, // Четвертое дело – чистоту соблюдать»;

- «Церковь белена, кистью зелена»…

Учитель. Загадки напоминают нам, что береза – самое любимое дерево русского народа. Ей посвящено много народных песен. И, конечно, о ней писали поэты. У вас у каждого есть тексты стихотворений о березе. Их написали Афанасий Фет, когда ему было 19 лет, и Сергей Есенин, когда ему было 15 лет. То есть поэты были почти ровесниками, когда писали эти стихи. Перед вами тексты стихотворений, они не подписаны. Попробуем узнать, кому из поэтов какое принадлежит. У меня просьба: если кому известно это, пока не делиться информацией, для чистоты эксперимента. А сейчас мы послушаем подготовленное чтение стихотворений и полюбуемся этим прекрасным деревом.

2) Выразительное чтение наизусть.

Демонстрация через мультимедийный проектор слайдов с целью создания эмоционального фона и стимулирования дальнейшей исследовательской работы.

Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.

Как гроздья винограда, Концы ветвей висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы Я замечать не ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Учитель. Вы, конечно, услышали, что стихотворения прочитаны совершенно по-разному. Почему? Это второй вопрос, но мы и на него ответим попозже.

3)У вас было еще одно задание: вспомнить, что вы узнали на предыдущих уроках о жизни Фета и Есенина. (Учащиеся коротко называют основные факты биографии поэтов)

Учитель. Итак, поэтов разделяет 70 лет. Фет вырос в помещичьей усадьбе. Есенин –«крестьянский сын». Это значит, что они разговаривали на разных языках, смотрели на мир по-разному. Фет и Есенин представляют собой два традиционных уклада, два полюса русской национальной жизни: дворянской усадьбы и крестьянской избы. Все это отразилось в их стихах. Знание этих фактов поможет вам ответить на оба вопроса.

III. Исследовательская групповая работа учащихся (выполнение заданий)

Ребята получают пакеты с заданиями (до урока они были разделены на группы).

1-ая группа («синтезаторы»): Найти общее в стихотворениях. Что объединяет. Какие слова, образы повторяются.

2-ая («формалисты»): Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, способ рифмовки, размер стихотворений.

3-я («лексикологи»): Какие пласты лексики использованы, тематические группы слов, прилагательные, глаголы.

4-я: («литературоведы»): Какие ИВС использовали поэты.

5-я («психологи»): какие чувства выражены в стихотворениях; как, насколько авторы «выдают» свое присутствие.

IV. Отчет групп о результатах исследования

1-ая группа («синтезаторы»)

Общим является почти одинаковый возраст поэтов. В стихотворениях один герой – береза, одно время действия: года (зима) и суток (денница – заря), одно место действия (у окна - под окном), общие детали - ветки.

2-ая группа(«формалисты»)

1

2

Строф

3

4

Вид строфы

четверостишие

Вид рифмы

мужская и женская

Способ рифмовки

перекрестная рифма

Размер

3-хстопный ямб

3-хстопный хорей

Выводы. Стихотворение №1 длиннее. Мы выяснили, почему. В нем больше описаний, подробностей. Разный размер соответствует разным интонациям.

3-я группа («лексикологи»)

1

2

Лексика

Возвышенная лексика ветви Устаревшая, поэтическая денница

Нейтральная ветки заря

сниженная обсыпает (осыпает)

Прилагательные

печальная траурный

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Глаголы

Висят, люблю замечать, стряхнут,

От глагола – разубрана (не сама)

жаль (жалею), от глагола – радостен (радуюсь)

Принакрылась, распустились стоит, горят, обсыпает

Местоимения

Моего, я (люблю), я, мне

Под моим

Выводы. Автор стихотворения №1 использует возвышенную, поэтическую лексику, у другого автора лексика простая. В первом стихотворении прилагательные передают настроение, во втором – рисуют. Глаголы в первом называют в основном действия автора, которые являются чувствами. Во втором о действиях автора не говорится. Местоимений больше в первом. Они все личные.

4-ая группа(«литературоведы»)

1

2

Эпитеты

печальная траурный

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Сравнение

Как гроздья винограда

Точно серебром, снежною каймой, белой бахромой

Олицетворение

Прихотью мороза разубрана

Береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит

Инверсия

прихотью мороза разубрана она

ветвей концы висят,

люблю игру денницы я замечать

Выводы. Второе стихотворение более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в первом не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. А сравнение как гроздья винограда подсказывает, что это стихотворение принадлежит скорее всего Фету. Потому что Есенин, выросший в деревне в средней полосе России, вряд ли видел тогда виноград.

Учитель. Вот вы и ответили на первый вопрос. Действительно, стихотворение «Печальная береза» принадлежит Фету.

5-ая группа(«психологи»).

В ст-ии №1 первым словом сразу создается печальное настроение. А во второй строфе оно усиливается словом траурный. Он видит красоту березы: как гроздья винограда ветвей концы висят, но все равно ему грустно. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора, а не о березе.

В ст-ии №2 лирический герой не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Он с нежностью говорит о березе: принакрылась, как будто застеснялась. Его, покрытая снегом, береза словно в невестином платье, а не в саване.

Лирический герой ст-я №1 воспринимает мир трагично. В ст-ии №2 лирический герой не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Он с нежностью говорит о березе: принакрылась, как будто застеснялась. Его, покрытая снегом, береза словно в невестином платье, а не в саване. Мы думаем, что ст-ие 1принадлежит Фету, а №2 – Есенину.

Учитель. Вот вы и на второй вопрос ответили. Ребята по-разному читали стихотворения, потому что они разные по настроению. Но сейчас встал еще вопрос. Что огорчает Фета, почему ему грустно смотреть на красоту? Перечитаем первую строфу.

Береза убрана по прихоти, т.е. в руках мороза ее судьба. Почему драматизм повествования усиливается в последней строфе? И от птиц зависит береза, т.е. от внешних, стихийных сил. Фет рано пришел к выводу, что человек бессилен перед лицом судьбы. Счастье и красота хрупки и недолговечны. Какие факты его биографии подтверждают это? (Загадка отцовства, безрезультатная служба в погоне за дворянством, любовь…)

V.Заключительное слово учителя.

Вы плодотворно поработали. Были очень внимательны к поэтическому слову. Слово в стихотворении содержит одновременно и черту человеческого состояния и позволяет передать общее лирическое состояние мира. Благодаря сравнению на первый взгляд одинаковых стихотворений вы увидели, что в стихах поэтов отражается их внутренний мир, особенности мироощущения, весь их жизненный опыт. Для Фета характерна тесная связь изображаемых картин природы и вызванных ими чувств, переживаний. Последнее для него дороже. Особенность есенинских стихов о природе – живописность и образность. Есенин с большим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру. В стихотворении открывается тайна познания света, которое начинается с удивления прекрасным.

VI. Оценки. Домашнее задание.

Может быть, у вас есть «знакомое» дерево? Если нет – познакомьтесь и напишите сочинение-миниатюру: «Дерево под моим окном», «Тополь в снегу», «Сон березы»…



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обучение анализу поэтического текста

    Документ
    По результатам Международной программы аттестации учащихся, проведенной в 2004 году, российские школьник 14-15 лет поделили с детьми Турции и Уругвая 32-34 места (из 41) по уровню понимания текстов, в том числе художественных.
  2. Тема урока Тип урока (2)

    Урок
    Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.
  3. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ
    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта… 8
  4. Агафонова Татьяна Алексеевна Количество часов Всего час., в неделю час. Плановых контрольных урок

    Урок
    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  5. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Другие похожие документы..