Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Задачи: повторить тему «Обмен веществ», «Составление рационов и гигиена питания»; позна­комится со строением и функциями кожи, волос, ногтей; выработ...полностью>>
'Документ'
Народ России находится под постоянным риском очередных терактов, поскольку до сих пор все произошедшие в стране теракты не были должным образом рассл...полностью>>
'Диссертация'
Работа выполнена в Государственном Образовательном учреждении высшего Профессионального Образования «Кубанском государственном медицинском университе...полностью>>
'Документ'
На сегодняшний день строительный комплекс нашего города является одним из крупнейших в Республике, наши строители возводят объекты не только в Набере...полностью>>

Рабочая программа по биологии 10 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г Петровска- Забайкальского»

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании Заместитель директора Директор гимназии

кафедры ЕНЦ по УВР Леонова Г.В.

Протокол №__ от _______ Мильчук Т. Д. Приказ № ---- от

«----»---------- 2011г. «----» --------------2011г.

Рабочая программа по биологии

10 класс

Разработала:

Учитель биологии

Федорова Л.В.

Для реализации в 10 –ых классах

Гуманитарного и

Химико – биологического профилей

Курса «Биология».

2011 -2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый) и (профильный) уровни. Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (профильный) уровень автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся и (базовый) уровень авторов И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазова.

Программа составлена для 10 класса с тремя профильными группами: физико-математическая, гуманитарная, химико – биологическая. На изучение биологии на профильном уровне отводится 102 часа (3часа) в неделю, на базовом уровне 34 часа (1час) в неделю.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки, сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный) и (базовый) уровней.

Цель на (профильном) уровне: Создать условия для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребёнка.

Задачи:

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Цель на базовом уровне: Создать условия для подготовки высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, через развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность.

УМК:

  1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В,Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2008.-352с.: ил.

  2. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова.-6-е изд., доп. – М.: Дрофа,2010. – 381, [3] с.: ил.

Формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, ИКТ, технологии развития критического мышления, опорных конспектов, дидактических материалов. Дифференциация решает задачу индивидуального подхода.

Характеристика класса: В 10-ом классе 32 учащихся. Класс разбит на три профильные группы: физико-математическая, гуманитарная, химико-биологическая. Биологию на профильном уровне изучают семь ребят. Все учащиеся профильной группы характеризуются высокой работоспособностью. Лихачёв Иван и Пономарёва Екатерина имеют оценку «отлично». На «хорошо» занимаются пять человек. Учащиеся всегда выполняют домашние задания, готовят дополнительный материал к уроку. Участвуют в олимпиадах и международных конкурсах.

Содержание курса на базовом уровне.

(34 часа, 1 час в неделю)

Глава 1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Глава 2. КЛЕТКА (9 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторная работа №1

«Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

Глава 3. ОРГАНИЗМ (24 часа)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные работы № 2,3,4.

«Решение генетических задач»

«Описание фенотипов комнатных и с/х растений»

«Изучение изменчивости»

Содержание курса на профильном уровне.

(105 часов, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (3часа)

Глава 1. Введение в биологию. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. (3 часа)

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов.

Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.

Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.

Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полиме­ры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.

РАЗДЕЛ 2

Учение о клетке (42часа)

Глава 3. Химическая организация клетки (18 часов)

Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в клетке. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).

Лабораторные работы № 1, 2.

« Определение крахмала в растительных клетках».

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов

(15 часов)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Процессы метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм, иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.

Глава 5. Строение и функции клеток (9 часов)

Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки. Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение био­логической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточно­го пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных. Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Лабораторные работы № 3, 4.

«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и развитие организмов (19 часов)

Глава 6. Размножение организмов (9 часов)

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразова­ния хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологи­ческий смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.

Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (10 часов)

Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная ин­дукция. Роль нервной и эндокринной систем в обес­печении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии). Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).

Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4

Основы генетики и селекции (38 часов)

Глава 8. Основные понятия генетики. (1 час)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.

Глава 9. Закономерности наследования признаков (20 часов)

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Лабораторная работа № 5

«Решение генетических задач».

Глава 10. Основные закономерности изменчивости (12 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомо­логических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторные работы № 6, 7, 8.

«Описание фенотипов комнатных и с/ х растений»

«Изменчивость. Построение вариационного ряда и кривой»

«Изучение изменчивости»

Глава 11. Основы селекции (5 часов)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная
и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статистический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Учебно - тематический план

гуманитарный: уровень А.

естественно – научный: уровень В

наименование раздела и тем

кол-во часов

в том числе на:

наименование раздела и тем

кол- во часов

в том числе на:

уроки

Л/р

к/р

с/р

уроки

Л/р

к/р

с/р

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

1

1

-

-

1.

Глава 1. Введение в биологию.

3

2

-

-

1

2

.

Клетка

9

3

1

1

4

2

Раздел 2. Учение о клетке.

42

3.

Организм.

24

12

3

4

5

3

Глава 3. Химическая организация клетки.

18

14

2

1

1

.

4

Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов.

15

9

2

2

5

Глава 5. Строение и функции клеток.

9

3

2

2

2

6

Раздел 3. Размножение и развитие организмов.

19

7

Глава 6. Размножение организмов.

9

5

2

2

8

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов.

10

9

Раздел 4. Основы генетики и селекции.

38

10

Глава 8. Основные понятия генетики.

1

11

Глава 9. закономерности наследования признаков.

20

16

1

2

1

12

Глава 10. Закономерности изменчивости.

12

8

3

1

13

Глава 11. Основы селекции.

5

1

3

1

Итого:

34

16

4

5

9

Итого:

102

58

8

13

10

Поурочное планирование 10 класс.

Уровень А

Уровень Б

Тема урока

Вид урока

Д/з

Тема урока

Вид урока

Д/з

1.

Уровни организации и методы познания живой природы.

Лекция, презентация.

§ 1.3.

1.

Уровни организации и методы познания живой природы.

Лекция, презентация.

§ 1.1.

2.

Основные свойства живого.

лекция

§ 1.2

3.

Основные свойства живого.

самостоятельная работа; работа с текстом учебника

записи в тетрадях

2.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

лекция; презентация, заполнения таблицы

§ 2.2.; § 2.3

4.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

лекция; презентация, заполнения таблицы

§ 3.1.

5.

Роль ионов в клетке и организме.

рассказ учителя; беседа

§ 3.1 стр.87.

6.

Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

рассказ учителя; беседа

записи в тетрадях; § 3.1 стр. 86-87.

3.

Органические вещества. Липиды. Углеводы.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 2.4.; § 2.5.

7.

Органические вещества. Липиды. Углеводы.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 3.2.2.; § 3.2.3.

8.

Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

самостоятельная работа; работа с текстом учебника

записи в тетрадях

9.

Функции углеводов.

«Определение крахмала в растительных клетках» лабораторная работа№1

записи в тетрадях; § 3.2.2.

4.

Органические вещества. Белки.

Лекция, презентация.

§ 2.5.

10.

Органические вещества. Белки.

Лекция, презентация.

§ 3.2.1; стр.90 - 94

11.

Свойства и функции белков.

лекция; заполнения таблицы

§ 3.2.1; стр.94 - 99

12.

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

лабораторная работа №2

записи в тетрадях

5.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

лекция; презентация, решение задач

§ 2.6.

13.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

лекция; презентация, решение задач

§ 3.2.4; стр. 106-108

14..

Генетический код. ДНК.

Лекция, работа с учебником.

§ 3.2.4; стр. 108 – 109; записи в тетрадях

15.

РНК.

лекция с элементами самостоятельной работы

§ 3.2.4; стр. 109 – 113; записи в тетрадях

6.

АТФ и другие органические соединения.

лекция; презентация, решение задач

записи в тетрадях

16.

АТФ и другие органические соединения.

лекция; презентация, решение задач

записи в тетрадях

17.

Химическая организация клетки.

решение биологических задач

решить задачи; подготовиться к зачёту

18.

Химическая организация клетки.

зачет

повторить с § 3.1 по § 3.2.4

7.

Клеточная теория.

Лекция, презентация,

§ 2.1.; записи в тетрадях

19.

Клеточная теория.

Лекция, презентация,

§ 5.5; записи в тетрадях

20.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

работа с дополнительной литературой; презентация.

§ 5.6; записи в тетрадях

21.

Прокариотическая клетка. Бактерии.

самостоятельная работа с дополнительной литературой; презентация.

§ 5.1; записи в тетрадях

8.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

записи в тетрадях; § 2.7.

22.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

§ 5.2.1.; записи в тетрадях

23.

Особенности строения растительной клетки.

лабораторная работа № 4 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке»

§ 5.4

24.

Мембранный принцип организации клеток.

лекция с элементами беседы

записи в тетрадях

9.

Клеточные структуры.

лекция с элементами беседы, презентация

§ 2.7.

25.

Клеточные структуры.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 5.2.1

26.

Органоиды движения: жгутики, реснички.

работа с таблицами; беседа, презентация.

стр. 152 – 155

27.

Включения.

самостоятельная работа; презентация.

записи в тетрадях

10.

Клеточное ядро. Хромосомы.

лекция с элементами беседы

§9; записи в тетрадях

28.

Клеточное ядро. Хромосомы.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 5.2.2; стр. 157 – 159

29.

Урок обобщающего повторения по теме «Клетка».

Тестирование

стр. 159; подготовка к зачёту

30.

«Клетка - структурная и функциональная единица жизни».

зачёт по индивидуальным карточкам

повторить с § 5.6 по § 5.1

11.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Лекция, презентация.

§ 3.2.; записи в тетрадях

31.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Лекция, презентация.

§ 4.1.

32.

Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Лекция, презентация.

записи в тетрадях

33.

Автотрофы и гетеротрофы.

беседа; самостоятельная работа

стр. 129; записи в тетрадях

12.

Энергетический обмен.

лекция

§ 3.2.; записи в тетрадях

34.

Энергетический обмен.

лекция

§ 4.2

35.

Бескислородный гликолиз.

работа со схемами; беседа

стр. 125; записи в тетрадях

36.

Аэробный гликолиз.

работа со схемами; беседа

стр. 126; записи в тетрадях

13.

Пластический обмен.

решение задач

§ 3.3; решить задачи

37.

Пластический обмен.

решение задач

§ 4.3.; решить задачи

38.

Роль АТФ в обеспечении клеток энергией.

беседа; самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях

39.

Пластический обмен.

Беседа, презентация.

§ 4.1; стр.119

14.

Фотосинтез

Лекция, презентация.

§ 3.3; задача № 3 на стр.67

40.

Фотосинтез

Лекция, презентация.

записи в тетрадях

41.

Транскрипция.

решение задач

стр. 120; решить задачи

42.

Трансляция.

решение задач

стр. 121; решить задачи

15.

Регуляция транскрипции и трансляции.

беседа; решение задач

записи в тетрадях

43.

Регуляция транскрипции и трансляции.

беседа; решение задач

записи в тетрадях; подготовиться к семинару

44.

Обмен веществ и энергии в клетке – метаболизм.

семинар

Повторить, с § 4.1 по § 4.3, подготовиться к тестированию

45.

Метаболизм – основа существования живых организмов.

обобщающий урок; тестирование

повторить записи в тетрадях за 9-ый класс

16.

Деление клетки. Митоз.

беседа; работа с таблицей, презентация.

§ 3.4.

46.

Деление клетки. Митоз.

беседа; работа с таблицей, презентация.

записи в тетрадях; стр. 193

47.

Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

самостоятельная работа с текстом учебника

стр. 194 - 197; записи в тетрадях

48.

Половое размножение. Гаметогенез.

самостоятельная работа; беседа

§ 6.2 до стр. 202

17.

Мейоз.

беседа; работа с таблицей

§ 3.6.; заполнить таблицу

49.

Мейоз.

беседа; работа с таблицей

стр. 202 – 208

50.

Эволюционное значение полового размножения.

самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях

51.

Бесполое и половое размножение.

заполнение таблицы; беседа

записи в тетрадях

18.

Бесполое и половое размножение.

лекция с элементами беседы

§ 3.5.; записи в тетрадях

52.

Бесполое и половое размножение.

лекция с элементами беседы

стр. 208

53.

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

работа с таблицей

записи в тетрадях; подготовиться к тестированию

54.

Размножение организмов.

тестирование

повторить записи в тетрадях

19.

Эмбриональное развитие организмов.

лекция с элементами беседы

§ 3.8.

55.

Эмбриональное развитие организмов.

лекция с элементами беседы

§ 7.1; § 7.2

56.

Органогенез.

беседа

§ 7.2.3

57.

История развития эмбриологии.

работа с дополнительной литературой; беседа

записи в тетрадях

20

Постэмбриональное развитие.

Лекция, презентация.

§ 3.9.; записи в тетрадях

58.

Постэмбриональное развитие.

Лекция, презентация.

§ 7.3

59.

Непрямое и прямое развитие.

работа с таблицей; презентация.

записи в тетрадях

60.

Биогенетический закон.

беседа; работа с учебником

записи в тетрадях; § 7.4

21

Развитие организмов и окружающая среда.

беседа; работа с дополнительной литературой

§ 3.9.

61.

Развитие организмов и окружающая среда.

беседа; работа с дополнительной литературой

§ 7.5

62.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.

самостоятельная работа; беседа

записи в тетрадях; подготовиться к зачёту

63.

Размножение и развитие организмов.

зачёт

повторить с § 7.1 по § 7.5

22

История развития генетики.

Лекция, презентация.

§ 3.10; записи в тетрадях

64.

История развития генетики.

Лекция, презентация.

стр. 253; записи в тетрадях

65.

Задачи и методы генетики.

самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях

66.

Гибридологический метод наследования признаков.

рассказ учителя; беседа

§ 9.1; записи в тетрадях

23

Первый закон Менделя – закон доминирования.

рассказ учителя; решение задач

§ 3.11.; решить задачи

67.

Первый закон Менделя – закон доминирования.

рассказ учителя; решение задач

§ 9.2; § 9.2.1; решить задачи

68.

Неполное доминирование.

решение задач

стр. 266 решить задачи

69.

Множественный аллелизм.

рассказ учителя; беседа

стр. 266 - 268

24

Второй закон Менделя – закон расщепления.

рассказ учителя; решение задач

§ 3.12.; решить задачи

70.

Второй закон Менделя – закон расщепления.

рассказ учителя; решение задач

§ 9.2.2; решить задачи

71.

Закон чистоты гамет.

рассказ учителя; беседа

§ 9.2.3

72.

Решение задач на I и II законы Менделя.

решение задач

решить задачи

25

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования

рассказ учителя; решение задач

§ 3.13.; решить задачи

73.

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования

рассказ учителя; решение задач

§ 9.2.4; записи в тетрадях; решить задачи

74.

Анализирующее скрещивание

рассказ учителя; беседа

стр. 276

75.

Решение задач на III закон Менделя.

решение задач

решить задачи

26

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

рассказ учителя; беседа

§ 3.15.

76.

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

рассказ учителя; беседа

§ 9.4; записи в тетрадях

77.

Хромосомная теория наследственности.

Лекция, презентация.

§ 9.3

78.

Сцепленное наследование генов.

рассказ учителя; беседа

стр. 283

27

Взаимодействие генов.

лекция с элементами беседы

§ 3.14.; подготовиться к семинару

79.

Взаимодействие генов.

лекция с элементами беседы

§ 9.5; записи в тетрадях

80.

Взаимодействие аллельных генов.

рассказ учителя

§ 9.5.1

81.

Взаимодействие неаллельных генов.

рассказ учителя; беседа

§ 9.5.2; подготовиться к семинару

28

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков.

Лабораторная работа № 2 «Решение генетических задач»

записи в тетрадях.

82.

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков.

Лабораторная работа № 5 «Решение генетических задач»

записи в тетрадях; подготовиться к семинару

83.

Закономерности наследственности.

семинар

подготовиться к контрольной работе

84.

Закономерности наследственности.

контрольная работа

повторить записи в тетрадях

29

Наследственная изменчивость.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 3.16.; записи в тетрадях

85.

Наследственная изменчивость.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 10.1

86.

Классификация и свойства мутаций.

Презентация.

стр. 302

87.

Комбинативная изменчивость.

самостоятельная работа; беседа

стр. 306

30

Фенотипическая изменчивость.

лабораторная работа № 2 «Описание фенотипов комнатных и с/х растений».

записи в тетрадях

88.

Фенотипическая изменчивость.

лабораторная работа № 6 «Описание фенотипов комнатных и с/х растений».

§ 10.2

89.

Норма реакции.

рассказ учителя; беседа

записи в тетрадях

90.

«Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

лабораторная работа № 7

записи в тетрадях

31

«Изучение изменчивости».

лабораторная работа № 4

записи в тетрадях

91.

«Изучение изменчивости».

лабораторная работа № 8

записи в тетрадях

92.

Методы изучения наследственности человека.

работа с дополнительной литературой; беседа

записи в тетрадях

93.

Генетические карты хромосом человека.

работа с генетическими картами

записи в тетрадях

32

Наследственные болезни человека.

рассказ учителя; беседа

§ 3.17.; записи в тетрадях

94.

Наследственные болезни человека.

рассказ учителя; беседа

записи в тетрадях

95.

Характер наследования признаков у человека.

рассказ учителя; беседа

записи в тетрадях; подготовиться к семинару

96.

Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

семинар

повторить все записи в тетрадях

33

Основные методы селекции.

лекция с элементами беседы

§ 3.18;

97.

Основные методы селекции.

лекция с элементами беседы

§ 11.2

98.

Центры происхождения культурных растений.

самостоятельная работа с текстом учебника; беседа

§ 11.1.2

99.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

лекция с элементами беседы

§ 11.1.3; подготовиться к семинару

34

Биотехнология, её достижения.

семинар

§ 3.19.

100

Биотехнология, её достижения.

семинар

§ 11.4; подготовиться к зачёту

101

Основы генетики и селекции.

зачёт

подготовиться к тестированию

102

Обобщающее повторение по биологии за 10-ый класс.

тестирование

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного

отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро микро-эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. «Биология. Общая биология». Профильный уровень. 10 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В,Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2008.-352с.: ил.

2.«Биология. Общая биология». Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова.-6-е изд., доп. – М.: Дрофа,2010. – 381, [3] с.: ил.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

3. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

  1. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Интернет-ресурсы:

/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по биологии 8 класс на 2010 2011 учебный год. Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.
  2. Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель-Баранова Н. И

    Рабочая программа
    Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
  3. Рабочая программа по биологии 9 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах МОУ гимназии №1 и рассчитана на 2 часа классных занятий.
  4. Рабочая программа по биологии 10-11

    Рабочая программа
    Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.
  5. Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных

Другие похожие документы..