Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алк...полностью>>
'Библиографический указатель'
В данном указателе размещены библиографические описания всех материалов, опубликованных в научно-информационном журнале «Курортные ведомости» №№ 1-30...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 декабря 2009 ...полностью>>
'Документ'
Глава 10. Ресурсы знаний в мире В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный э...полностью>>

Социально-философские смыслы образа-концепта «успех»

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Мулляр Лилия Анатольевна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ СМЫСЛЫ

ОБРАЗА-КОНЦЕПТА «УСПЕХ»

Специальность 09.00.11. – Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Нальчик - 2012

Диссертационная работа выполнена на кафедре Социальных и полити- ческих дисциплин ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский институт-филиал Российкой академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Пятигорск)

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Тхагапсоев Хажисмель Гисович

доктор философских наук, профессор

Герасимов Георгий Иванович

доктор философских наук, профессор Ветров Сергей Александрович

Ведущая организацияФГБОУ ВПО «Российский государственный

гуманитарный университет», философский

факультет, кафедра социальной философии

(г. Москва)

Защита состоится «30» марта 2012 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.076.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова по адресу: 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Автореферат разослан ____________________ 2012

Ученый секретарь

диссертационного совета Кумыков А.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Социум перманентно стремится осознать каковы смысл и результаты / достижения его бытия. Модернизаци- онные притязания современной России статуируют это стремление как прио- ритетное и высвечивают ряд проблемных обстоятельств, оказавших значи- тельное влияние на формирование нашего когнитивного интереса и выбор темы исследования, эксплицируя ее актуальность.

Первое обстоятельство связано с проблематизацией поиска современ- ным российским обществом собственной идентичности и эффективности со- циальной организации, от которых зависит перспективность развития рос- сийского социально-культурного сообщества. Ситуация детерминирована режимом радикальной общественной модернизации, в котором живет ны- нешняя Россия, который сопряжён с болезненными трансформациями её социокультурной реальности и породил кризис ментальной идентичности: сознание большинства россиян не в состоянии адекватно воспринимать рез- кий переход от исторически перманентного господства ментальной модели Мы-идентичность к иному основанию бытия в виде ментальной модели Я-идентичность с приоритетом естественного стремления к индивидуальному благополучию. Метаморфозы российской социальности обострили проблему до предела и обусловили социальную значимость осмысления стратегии со- циального бытия, во-первых, потому что результативность модернизацион- ных усилий социума во многом зависит от истолкования и предпочтения модуса (успех или удача) стратегии бытия; во-вторых, потому что сохранение «старой» стратегии социального бытия в условиях «новой» социальной ре- альности провоцирует столкновение традиционалистских ментальных убеж- дений с новационными экономико-политическими устремлениями, что не способствует установлению разумного баланса между ориентацией на «ин- дивидную» (В. Кемеров) модель благополучия и соблюдением интересов социума; в-третьих, потому что многовековая ментальная российская сис- тема исключала представление об успехе личности как непременной детер- минанте эффективности социума, и среднестатистический россиянин лишен прецедентной модели социально приемлемых способов достижения успеха.

Второе обстоятельство, обосновывающее научно-теоретическую акту- альность темы исследования, связано с отсутствием в предметно-проблем- ном поле социальной философии комплексных изысканий по данной теме. Между тем, глубокое социально-философское осмысление модусов (успех / удача) стратегии социального бытия и изучение детерминации производства социальной реальности особенностями ментальных представлений об успехе чрезвычайно актуально, поскольку, как нам представляется, позволяет понять: 1) почему и как стартовые позиции личности предписаны исторически сложив- шимися «социальными представлениями» (С. Московичи) о сущности и техно- логиях стратегии социального бытия; 2) почему и как вектор перспективного развития социальной реальности и эффективность модернизации сфер об- щественной жизни зависят от места и роли достижительных ценностей в си- стеме социокультурных ценностей и от содержания «социальных представле- ний» о достижительной стратегии социального бытия.

Третье обстоятельство связано со стремлением автора разработать спе- циальную методологию и особый подход в изучении успеха: реконструкция модусов (успех / удача) стратегии социального бытия в образах-концептах сказочной «премудрости» репрезентирована нами как когнитивно-нетриви- альный дискурс и актуализирована в связи с убеждением в социально-фило- софской смыслонасыщенности метафорического фольклора как универсаль- ного носителя / выразителя социального менталитета, в наибольшей степени предопределяющего индивидуальные ментальные предпочтения того или иного сценария стратегии бытия уже на начальной стадии существования индивида (раннее детство). Представляется закономерно важной научная экс- пликация реального участия фольклора / сказки в формировании менталь- ных «матриц» достижительного поведения индивида и стратегии социаль- ного бытия постольку, поскольку фольклор репрезентирует социокультур- ную реальность комплексно - в фольклорной картине мира декларирует себя «дух народа» (В. фон Гумбольдт) - и сегментарно - в колоритных образах-концептах фольклора / сказки «завязаны все узлы национального бытия» (И. Ильин).

Реализация когнитивного интереса к феномену успех и интеграция ре- зультатов исследования в пространство социально-философского знания с необходимостью предполагают систематизацию и анализ накопленного в на- уке объёма «предпосылочного знания», имеющего отношение к избранной теме.

Степень научной разработанности темы. Тема диссертации до сих пор не была предметом специального исследования, хотя ретроспективное изучение концепций зарубежных и отечественных учёных, рассматривавших различные аспекты стратегий социального бытия, позволяет констатировать, что успех включен в междисциплинарный контекст социогуманитарного зна- ния. В связи с этим представляется оправданной систематизация теоретичес- ких источников соответственно областям социогуманитарного знания - со- циальной психологии, социологии и философии.

А). Социальная психология рассматривает успех как структурно-пси- хологический результирующий компонент деятельности субъекта в рамках соответствующего - субъектно-деятельностного - подхода. В обширном теоретическом массиве зарубежной социальной психологии успех обоснован как психологический мотив стратегии достижения в конкретных видах дея- тельности субъекта (Дж. Аткинсон, А. Бандура, Э. Берн, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, С. Московичи, К. Роджерс, Дж. Роттер, Г. Олпорт, Р. Уайт, Л. Фестингер, В. Франкл, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Юкнат); разра- ботаны методы практического применения разнообразных психотехнологий в формировании установки на успех деятельности (А. Блох, Д. Карнеги, О. Мандино, С. Паркинсон, Д. Саймен, Н. Хилл). Представители онтопсихо- логического подхода трактуют достижение успеха как цель жизни полно- ценной деятельной личности, способной к самореализации (А. Менечетти).

В отечественной социальной психологии успешность осмысливается, как сквозь призму теории мотивации достижения (П. Анохин, Л. Божович, И. Ведин, В. Вилюнас, Л. Выготский, М. Кубышкина, А. Леонтьев, М. Магомед-Эминов, Ю. Орлов, С. Рубинштейн, Б. Теплов), так и в рамках теории актив- вной жизненной позиции и выбора жизненной стратегии (К. Абульханова-Славская, Е. Головаха, А. Иващенко, И. Кон); представители акмеологичес- кого подхода обосновывают соотнесение жизненной успешности с усилиями зрелых людей, стремящихся к высокому общественному признанию (Б. Ана- ньев, Л. Анцыферова, В. Бранский, Л. Бурлачук, Н. Рыбников, Ю. Сычев).

Б). Социология затрагивает проблему успеха: в рамках объектного под- хода, изучая композиции продуктивности социального воздействия на соци- альное поведение личности (Р. Гвардини, В. Зомбарт, К. Маннгейм, Т. Пар- сонс, Л. Хобхаус; М. Богданова, О. Ефремова, О. Здравомыслова, Е. Зноби- щева, Л. Коган, А. Кравченко, А. Темницкий, М. Титма, И. Шурыгина, М. Ядова); в пределах социолого-феноменологического подхода как результиру- ющий момент жизненного мира (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц) и неотъем- лемый компонент «истории жизни» и «социального действия» (Ф. Знанецкий / У. Томас); в контексте «понимающей социологии» М. Вебера; в экономичес- кой и этнометрической социологии посредством выявления стереотипов эф- фективного экономического поведения (А. Верховин, В. Верховин, Е. Жиж- ко, В. Зубков, В. Карачаровский, Т. Коваль, О. Шкаратан), установления взаимозависимости ментальной модели и уровня экономической прогрес- сивности (П. Бёттке, М. Грондона, П. Зенге, С. Хантингтон, Л. Харрисон), анализа определённых параметров экономического менталитета (В. Агеев, М. Грачёв, А. Наумов, З. Сикевич, Г. Хофстед); в эмпирических измерениях от- ношения к успеху и его проявлениям (Ю. Левада, Т. Резник, Ю. Резник).

В). Философия содержит тему благополучия и достижения в размыш- лениях о смысле и счастье человеческой жизни, о целях и результатах суще- ствования в границах гедонистического, эвдемонистического и фелицитар- ного подходов. Уже в античном периоде внимание философов сфокусировано на понимании счастья в связи с результатами / достижениями личности (Ан- тисфен, Аристипп, Аристотель, киники, Платон, Сенека, Сократ, Эпикур, Эпиктет). «Достижительно»-фелицитарные идеи получили дальнейшее раз- витие в эпохи Возрождения и Реформации в учениях Н. Макиавелли, М. Монтеня, М. Лютера; в Новое время у Г. Ф. В. Гегеля, К. Гель­веция, П. Голь- баха, Д. Дидро, К. Маркса, Ж. Руссо, Л. Фейербаха, И. Г. Фихте, Ш. Фурье, у идеологов утилитаризма И. Бентама и Дж. Милля и классиков прагматизма У. Джемса, Д. Дьюи, Ч. Пирса.

В конце XIX и в XX веках А. Адлер, М. Мерло-Понти, Б. Рассел, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, М. Шелер рассматривали антро- по-социальную результативность как критерий поведенческих усилий. На- пример, М. Хайдеггер, развивая фундаментальный онтологический подход к личности, концептуализировал поиск стратегии собственного бытия и впервые поставил вопрос о неподлинном существовании как проявлении ус- редненности, духовно-практической пассивности. Волюнтаристский подход, провозгласивший волю важнейшим условием эффективной активности, представлен концепциями А. Камю, Ф. Ницше, П. Рикера, Ж.- П. Сартра.

В отечественной философии темы «достижительности» в религиозной парадигме касались мыслители «серебряного века» С. Булгаков, И. Ильин, Л. Карсавин, К. Леонтьев, Н. Лосский, В. Соловьев, Г. Флоровский. В со- ветский период проблема успеха философского внимания не удостоилась. В начале постсоветкого периода появился ряд философских изысканий об успехе, спровоцированных потребностью в идеях рекомендательного харак- тера в связи с вступлением российского общества в фазу активных социаль- ных изменений и, на наш взгляд, более тяготеющих к обобщениям интерпре- тативной социологии. Данные разработки принадлежат ученым (В. Бакшта- новский, Г. Дилигинский, А. Кара-Мурза, Ю. Согомонов, Г. Тульчинский), сотрудничавшим с Центром прикладной этики при Тюменском государст- венном нефтегазовом университете по прикладному проекту «Этика успеха». В современной отечественной философии обнаруживаются лишь эпизоди- ческие обращения к успеху (Е.Караханян, А. Прокофьев, Е. Ревзин, Е. Чебо- тарёва).

Что касается философского осмысления и интепретации социально-философских смыслов успеха в фольклорном измерении, то таковое отсут- ствует, поскольку философия фольклор / сказку как предмет специального изучения никогда не рассматривала и поэтому «…остается сожалеть, что философско-психологическая литература о сказке не слишком богата, и в ос- новной своей массе носит ориентированный на осуществляемую в традициях юнгианской школы психокоррекцию и психотерапию, а не собственно иссле- довательский характер» (Е. Сапогова). Фрагментарный интерес философии к фольклору / сказке составляют упоминания: Р. Декарта (XVII в.) о назначе- нии сказки как оптимизирующем начале субъективного бытия, Ф. Шиллера (XVIII в.) о сказке как игре словами, Ф. Шеллинга (XIX в.) о символической природе фольклора, К. Юнга (XX в.) и его последователей (М. фон Франц, С. Биркхойзер-Оэри, К.-П. Эстес) об особенностях архетипических оснований фольклорного сознания, русских философов «серебряного века» И. Ильина, Б. Вышеславцева и Е. Трубецкого о духовных смыслах фольклорной сказки.

Изучение обширных социально-психологических, социологических, фи- лософских источников позволило выявить следующую проблему: сущест- вующие теоретические представления об успехе имеют либо латентно-кос- венный, либо редукционно-субституциональный, либо несоразмерный его социально-философскому потенциалу характер; в социальной философии от- сутствует комплексный анализ успеха как социально-онтологического со- стояния - модуса стратегии социального бытия; за пределами научного инте- реса остаются специфика и степень воздействия социально-философских смыслов фольклора и его образов-концептов на эффективность позициониро- вания социально-культурного сообщества. В связи с этим, правомерно кон- статировать наличие обширной исследовательской лакуны и определить объект, предмет, цель, гипотезу и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - успех как модус стратегии социального бытия.

Предмет исследования - социально-философские смыслы образа-кон- цепта успех.

Цель исследования - разработать концепцию социально-философской смыслонасыщенности и ментального значения образа-концепта успех.

Данная цель может быть развёрнута в основную исследовательскую гипотезу. Ситуация тотальной подмены модуса успех модусом удача, наибо- лее адекватно предъявляемая массивом отечественного фольклора, истори- чески обусловила формирование социальновредной ментальной установки на замещение активно-инициативного созидания социальной реальности (успех) инертно-иждивенческим ожиданием социального «чуда» (удача).

В современной российской действительности правомерно констатиро- вать состояние социальной эклектики, социокультурная причинность кото- рого заключена в модернизации экономиико-политической сферы (приори- тет успеха) в условиях традиционных ментальных представлений (приоритет удачи), что, в свою очередь, делает весьма затруднительной перспективность цивилизационного прорыва и роста российского социума, поскольку «нельзя людей освободить в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри» (А. Герцен).

Предполагается, что теоретическое обоснование социально-философ- ской смыслонасыщенности образа-концепта успех и его эмпирическая актуа- лизация посредством ментально-пропедевтических ресурсов фольклорной сказки станет источником и механизмом социокультурного изменения: уме- ньшение значения достижительной ценности удача и рост роли достижитель- ной ценности успех в отечественном менталитете может способствовать при- ведению его в соответствие притязаниям социума на экономико-политичес- кую модернизацию.

Обоснование выдвинутых положений предусматривает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- систематизировать теоретические подходы к изучению успеха и дефини- ровать его как социально-онтологическое состояние;

- разработать методологию концептуализации успеха, используя семиотико-когнитивный потенциал фольклора в обнаружении социально-философских смыслов;

- сформировать ментально-фольклорный подход к постижению социально-философских смыслов образа-концепта успех;

- исследовать экономический и социально-статусный формат социально-фи-лософских смыслов образа-концепта успех;

- эксплицировать особенности гендерных смысловых вариаций образа-кон-цепта успех;

- истолковать своеобразие инициации как технологии успешности;

- обозначить и проанализировать образно-концептуальные алгоритмы страте- гии социального бытия;

- ввести понятие «ментально-пропедевтические ресурсы сказки» и раскрыть его содержательный потенциал для актуализации образа-концепта успех;

- обосновать образ-концепт успех как фактор формирования ментального сценария стратегии социального бытия.

Эмпирическая база исследования включает в себя, прежде всего, тек- сты фольклора. Приоритетную группу составляют отечественные фольклор- ные сказки из собрания А. Афанасьева. Вторая группа источников представ- лена фольклористическими сказками Г.-Х. Андерсена, В. и Я. Гриммов, Ш. Перро; С. Аксакова, П. Бажова, П. Ершова, В. Жуковского, А. Островского, А. Пушкина и др. Третья группа источников - тексты былинного эпоса Руси. Кроме того, в ходе исследования привлекались и авторские сказки.

Теоретико-методологические основания исследования. Базовыми теоретико-методологическими ориентирами исследования были избраны концептуальные положения: «всё дозволено» (методологический плюрализм форм и способов познания общества, в том числе, посредством мифологии, фольклора, искусства) П. Фейерабенда, «культура познаётся культурой» В. Плотникова; «культура имеет значение» С. Хантингтона; «социальное как семиологическое» Ф. де Соссюра.

Применение данных положений, авторских методологии и подхода да- ло возможность, опираясь на теоретическое наследие Э. Кассирера (теория мифомышления и феноменологии символических форм), А. Адлера (теория «стиля жизни»), А. Бандуры (теория викарного научения), Ж. Пиаже (педаго- гическая семиология), Э. Берна (теория «жизненного сценария»), М. Вебера (теория влияния культуры на экономику), Г. Хофстеда (теория ментальной запрограммированности), П.Зенге (учение о ментальных моделях), В. Проп- па, Е. Мелетинского, А. Греймаса, К. Бремона (структурно-семиотическая теория фольклора), И. Ильина, Б. Вышеславцева, Е. Трубецкого, А. Синяв- ского (концепции духовных смыслов сказки), М. фон Франц, С. Биркхойзер-Оэри, К. П. Эстес (психоаналитическая теория фольклора), М. Бахтина, Ю. Лотмана (концепция текстовой природы социокультурной реальности), ос- мыслить и обобщить результаты научных изысканий, полученные ранее.

Методологической оснасткой работы выступают: диалектический ме- тод, взятый в аспекте соотношения ментального и реального, когда успех рассматривается в ментальных образно-концептуальных вариациях фольк- лорного дискурса, но с точки зрения его социально-философской состоятель- ности и практико-стратегического функционирования; текстологический метод, когда образ-концепт успех изучается как одна из смыслонасыщенных единиц фольклорного текста; герменевтический метод, который позволяет обнаружить и эксплицировать социально-философские смыслы образа-кон- цепта успех; принципы компаративности, когнификации, детерминизма, си- стемной организации общества; фундаментальные положения теории дея- тельности, структурно-функционального анализа.

Достоверность полученных результатов обеспечена:

- соответствием темы диссертации позициям паспорта специальности 09.00.11 - Социальная философия: п. 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чув- ствования и поведения людей; п. 14. Формы и механизмы социальной детер- минации. Социокультурная причинность. Необходимость, случайность в дея- тельности людей. Проблема доминант и детерминант общественной жизни; п. 24. Источники и механизмы социокультурного изменения;

- фундаментальной теоретической базой, сформированной с учётом обще- признанных идей отечественных и зарубежных учёных;

- применением комплекса методов, включая авторские метод и подход, адекватных цели, задачам и логике исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

- представлено и обосновано принципиальное отличие авторской концепции успеха (как социально-онтологического состояния) от имеющихся в науке подходов к успеху (как результирующему компоненту деятельности);

- разработана авторская методология концептуализации успеха, позволяю- щая использовать семиотико-когнитивные возможности фольклора в осмыс- лении социальной реальности;

- сформирован авторский ментально-фольклорный подход, который предпо- лагает, во-первых, рассмотрение образов-концептов фольклора в качестве носителя и выразителя менталитета, во-вторых, образно-концептуальную ре- конструкцию и референцию ментальных значений модусов стратегии со- циального бытия успех и удача;

- даны авторские интерпретации содержательно-сущностной связи между ментальными стереотипами хозяйственно-трудовой этики и социально-ста- тусных состояний социально-культурного сообщества и «достижительными» образами-концептами успех / удача;

- установлено, что жизненно-стратегическая активность / пассивность лич- ности в значительной степени определяется её ментальными представле- ниями о гендерных прецедентах стратегии бытия как социально-культурных стереотипах поведения;

- истолковано своеобразие инициации как технологии успешности, основан- ной на социальнозначимых мотивах «трудная задача» и «ритуал перехода»;

- впервые обозначены и проанализированы образно-концептуальные алго- ритмы стратегии социального бытия - инерционно-иждивенческий («чудо- творное» позиционирование, ожидание удачи) и активно-инициативный («ру- котворное» позиционирование, созидание успеха);

- введено авторское понятие «ментально-пропедевтические ресурсы сказки» и аналитически описаны ресурс инсоциоментализации, ресурс мотивации, ресурс прецеденции и ресурс проекции;

- впервые обосновано значение образа-концепта успех как фактора формиро- вания в менталитете модернизируемого российского общества сценария стратегии социального бытия, ориентированной на актант-активное и иници- ативно-ответственное позиционирование индивида в социальной реальности.

Исследование содержит авторскую терминологию в контексте заявлен- ной концепции социально-философских смыслов успеха («ментально-пропе- девтические ресурсы сказки», «инсоциоментализация»).

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные в ходе диссертационного исследования положения и вы- воды дополняют социально-философскую теорию, способствуют осмысле- нию значения стратегии социального бытия и её модусов в перспективах развития российской действительности и могут служить теоретической базой для разработки стратегии развития России в условиях модернизации со- циальной жизни, а также при определении государственной социализацион- но-педагогической политики: при организации исследований по проблемам социализации личности и в разработке новых теоретических подходов в креативной педагогике.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в образовательном процессе при совершенствовании программ учеб- ных дисциплин «социальная философия», «культурология», «педагогика»; могут стать основой воспитательно-образовательной работы по формирова- нию адекватного новым социальным условия менталитета; кроме того, воз- можно их использование в профессиональной подготовке и переподготовке социальных педагогов, социальных психологов, работников органов образо- вания и педагогического персонала.

Исходя из указанных позиций новизны исследования, а также в соот- ветствии с изложенными актуальностью темы, целью и задачами исследова- ния, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Социально-философское дефинирование успеха / удачи / упадка связано с пониманием их как социально-онтологических состояний, определяющих эф- фективность социальных действий личности.

2. Алгоритм «социологема («абстрактная абстракция», понятие) - семиоло- гема («конкретная абстракция», образ-концепт)» составляет основу методо- логии концептуализации успеха. Обладание «некоторым характером все- общности» (Гегель) обеспечивает фольклорной сказке реализацию семио- тико-когнитивного потенциала социально-философского уровня в образной концептуализации (изображение смысла) социальной действительности.

3. Представление о фольклорной сказке как «национальном духовном опы- те», «целой науке жизни» (И. Ильин) легло в основу ментально-фольклор- ного подхода: фольклорная сказка - ментальное пространство слияния несак- рально чудесного метафорического вымысла (образа) и важных социальных обобщений (концептов), обеспечивающее уникальную социосемиологичес- кую запечатлённость социальной реальности. Менталитет «сказывается»: сказка - «дом», в котором живёт менталитет.

4. В русской сказке приоритетной производственно-хозяйственной моделью является «экономика чуда» / удача, имущественная этика приняла форму мечты о «легком хлебе»; социально-статусное аутсайдерство выступает ре- презентантом миноратно-майоратных отношений в социуме, при этом «мно- гообразные представители нищеты духовной, и в их числе народный люби- мец - дурак, тип особенно часто встречающийся» (Е. Трубецкой) - традици- онные и закономерные «удачники» русского фольклора.

5. Для русской сказки характерно специфическое гендерное соотношение: сильная успешная женщина терпит поражение, покоряясь мужчине, сознание и поведение которого ориентировано на удачу - «увлечение неделанием в связи с утопией лентяя» (Е. Трубецкой).

6. Инициация - образно-концептуальная технология реализации личных уси- лий - суть успех субъекта в овладении социальной ситуацией, открываю- щий перспективу личностного роста и приращения социума; псевдо-инициа- ция - технология сохранения социальной инфантильности - суть удача субъекта, создающая иллюзию личного участия в социальной ситуации, бло- кирующая возможность личностного роста и приращения социума.

7. Образно-концептуальные алгоритмы стратегии социального бытия марки- рованы как инерционно-иждивенческое («чудотворное» позиционирование, ожидание удачи) или активно-инициативное («рукотворное» позициониро- вание, созидание успеха) поведение и аналитически описаны посредством контрадикции «волшебный вредитель» (создает инициально-испытательную ситуацию) - «волшебный покровитель» (обеспечивает патронирование, асси- стенцию или субституцию героя в инициально-испытательной ситуации). В русской фольклорной сказке выявлено преобладание субституции, что позво- лило констатировать приоритет в российском менталитете инерционно-иж- дивенческой стратегии социального бытия в форме ожидания субъектом удачи / «чудотворения».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социально философские основания антропологии манипулирования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
  2. Символический капитал власти и средства массовой коммуникации в информационном обществе: методология социально-философского исследования и социально-политические практики 09. 00. 11   социальная философия

    Автореферат
    Работа выполнена в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук ФГОАУ ВПО «Южный федеральный университет» на кафедре социологии,
  3. «Образ России: национальное самосознание и современность»

    Исследование
    Проблемами самосознания культуры увлечено теперь множество ученых, но доступные нам работы не выходят пока за рамки патриотической увлеченности «своим» на фоне «чужого».
  4. Социально-философский анализ трансформации государственно-конфессиональных отношений в Республике Калмыкия

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  5. Социально-экономическое развитие прибайкалья: состояние, проблемы, перспективы

    Документ
    Разрешите от имени Иркутского отделения всероссийской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации» Вас приветствовать и пожелать успехов в Вашем творческом поиске, добра и благополучия.

Другие похожие документы..