Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Передумови виникнення PR. Тенденції розвитку та роль PR у світовій громадськості. PR і маркетинг, реклама, паблісіті. Напрямки PR. Брендинг і PR. Ком...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс геологии является одним из основополагающих и важнейших элементов естественно-географического образования, особенно во время университетской подг...полностью>>
'Программа дисциплины'
Две модели социального мира: классическая и субъективная социология. Теоретические истоки субъективной социологии: теории социального действия (Зиммел...полностью>>
'Документ'
Учет — это система наблюдения, измерения, регистрации фак­тов и явлений, связанных с какой-либо деятельностью. Хозяйствен­ный учет — это учет хозяйст...полностью>>

Художественное своеобразие комедии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Художественный метод. Традиционно "Горе от ума" считается первой русской реалистической комедией. Этот факт бесспорен. Вместе с тем в пьесе сохранились черты классицизма (например, единство времени и мес­та, "говорящие фамилии", традиционные амплуа: "обманутый отец", "недалекий военный", "субретка-наперсница") и проявились элементы роман­тизма, отразившегося в ряде исключительных черт личности главного ге­роя, в его непонятости окружающими и одиночестве, в его максимализме, противостоянии всей окружающей его действительности и выдвижении в противовес этой действительности своих идеальных представлений, а так­же в патетике его речи. Реализм выразился прежде всего в типизации ха­рактеров и обстоятельств, а также в сознательном отказе автора следовать многочисленным нормам построения классицистских пьес. Грибоедов на­рушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, кото­рые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных коме­дий, содержание.

Идейно-философское содержание. Если в начале XIX в. главной задачей комедиографа считались развлечение публики и осмеяние личных поро­ков, то Грибоедов ставил перед собой совсем иные цели. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Оно, безусловно, отражает главную мысль, идею произведения. Центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в его произведении, можно сформулировать так: почему ум­ный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Это вопрос глубоко философский и психологический, вопрос, возникающий в любом времени и в любой соци­альной среде. В самом деле, давно канула в Лету эпоха карет и дворцов, лю­ди, кажется, живут в совершенно иных условиях, но все так же трудно ум­ному человеку найти понимание в обществе, все так же трудно ему объяс­няться с близкими, все так же противостоят друг другу личные и общест­венные психологические стереотипы. Безусловно, в подобной "надвременной" постановке проблемы заключается один из секретов долголетия коме­дии, ее современности и актуальности.

Проблема ума — это тот идейно-эмоциональный стержень, вокруг ко­торого группируются все остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера. В связи с особой значимостью проблемы ума вокруг нее развернулась серьез­ная полемика.

Памятуя о пушкинском принципе судить писателя "по законам, им са­мим над собою признанным", следует обратиться к позиции Грибоедова, к тому, что он сам вкладывает в понятие "ум". Назвав Чацкого умным, а дру­гих героев — глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмыс­ленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не раз­деляет ее взглядов. Обнаруживаются два понимания ума. Ум Фамусова и персонажей его круга представляет собой умение приспосабливаться к су­ществующим условиям жизни и извлекать из них максимальную матери­альную выгоду. Жизненный успех выражается в количестве душ крепост­ных крестьян, в получении титула или чина, в выгодной женитьбе или за­мужестве, в деньгах, в предметах роскоши, Тот, кто сумел этого достичь (независимо от средств достижения), почитается умным. Пример "умного" поведения наглядно демонстрируется в рассказе о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который, казалось бы, абсолютно проигрышную ситуацию ("на куртаге... упал, да так, что чуть затылка не пришиб"), мгновенно сориенти­ровавшись, сумел обратить в выигрышную для себя, нарочно упав еще дважды и получив за это компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы.

Подобные примеры "умного" поведения показывают и Софья, и Молчалин, и Скалозуб. С их точки зрения, человек, не желающий держать кре­стьян в крепостной зависимости, отказавшийся от должности и карьеры, не желающий лукавить, открыто высказывающий взгляды, идущие вразрез с общепринятыми, наживший себе за один вечер столько недругов, не мо­жет считаться умным — так может поступить лишь безумец. Вместе с тем многие представители фамусовского общества прекрасно осознают, что взгляды Чацкого не безумны, а построены на совсем иной логике, отличающейся от их собственной и таящей в себе угрозу для их привычного со­стояния самоуспокоенности. Логика умного человека, по Чацкому, пред­полагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому умному, бодрому народу, который только что спас русскую монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, исполь­зуя принципы Максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить — теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры от­четливо проявляют авторскую позицию: ум, который лишь приспосаблива­ется к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно. Вывод, имея в виду ситуацию на­чала XIX в., может звучать так: дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за подобными взглядами право на существование, на них необходимо будет реагировать: либо, осознав их правоту, меняться в соответствии с ними (чего многим делать не хочется, а большинству просто не под силу), либо бороться (что и происходит на про­тяжении 2-го, 3-го и почти всего 4-го действия комедии), тогда как объяв­ление героя сумасшедшим позволяет не обращать внимания на его речь. Так удобно, и можно попытаться восстановить ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Однако сделать это уже оказывается невозможным, ибо Чацкий не просто абсолютно одинокая фигура, но тип, обозначивший целое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки.

Чтобы осветить проблему ума всесторонне, драматург обращается к другим философским, социально-политическим, нравственно-этическим, национально-культурным и семейно-бытовым аспектам. Таким образом, содержание комедии представляет собой сложный комплекс философских, социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем. К числу философских помимо проблемы ума можно отнести про­блему смысла жизни, проблему счастья, проблему свободы личности, про­блему судьбы. Очень широко представлены социально-политические про­блемы. Прежде всего следует выделить проблему глубокого размежевания внутри дворянства. Большинство дворян устраивает та жизнь, которой они живут и которую не хотят ни в чем менять. Меньшинство же, напротив, стремятся преобразовать практически все общественные устои.

Завершая анализ содержания «Горя от ума», необходимо обратить вни­мание на абсолютный характер противостояния противоборствующих сил по всем вопросам: ни одна из сторон не только не способна на компро­мисс, но, напротив, совершенно убеждена в том, что истина принадлежит только ей. В переломные эпохи русской жизни общество раскалывается на тех, кто стремится изменить все устои сразу, и тех, кто всеми силами пыта­ется старые основы сохранить. Особенность национального сознания в по­добные моменты срабатывает таким образом, что люди оказываются не способны поставить себя на противоположную точку зрения. В связи с этим особое значение в комедии приобретает мотив глухоты, Проявляю­щаяся как на общественном, так и на межличностном (отец, например, оказывается глух к взглядам дочери, дочь не слушает предостережений гор­ничной, главный герой не может поверить, что его возлюбленная предпо­чла ему другого) уровне, глухота обыгрывается и с помощью сатирических приемов, соотносящих нежелание слушать с глухотой в буквальном смысле слова. Проходя через всю пьесу, мотив глухоты становится лейтмотивом произведения.

Конфликт, сюжет и композиция. Рассматривая конфликт и сюжетную организацию "Горя от ума", необходимо помнить, что Грибоедов новатор­ски подошел к классицистской теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руково­дствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем главная особенность развязки заключалась в торжестве добродетели и наказании порока. Нару­шение правил построения интриги вызвало острые разногласия в критике. Так, Дмитриев, Катенин, Вяземский говорили об отсутствии единого дей­ствия в "Горе от ума", подчеркивали доминирующую роль не событий, а разговоров, усматривая в этом сценический недостаток. Противоположную точку зрения высказал Кюхельбекер, утверждавший, что в самой комедии гораздо более движения, нежели в пьесах, построенных на традиционной интриге. Суть этого движения состоит именно в последовательном раскры­тии точек зрения Чацкого и его антиподов, "...в сей-то именно простоте — новость, смелость, величие..." Грибоедова. Итог полемике позже подвел Гончаров, выделивший два конфликта и соответственно две тесно перепле­тенные друг с другом сюжетные линии, составляющие основу сценическо­го действия: любовную и общественную. Писатель показал, что, завязав­шись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, достигают кульмина­ции в 4-м действии, а затем любовная интрига получает развязку, тогда как разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения — Чацкий изгнан из фамусовского общества, но остается верен своим убеж­дениям. Общество же не намерено менять своих взглядов — следовательно, Дальнейшее столкновение неизбежно. В такого рода "открытости" финала, а также в отказе показать обязательное торжество добродетели отразился реализм Грибоедова, стремившегося подчеркнуть, что в жизни, к сожале­нию, нередко встречаются ситуации, когда порок торжествует. Необыч­ность сюжетных решений с закономерностью привела к необычной компо­зиционной структуре: вместо предписывавшихся правилами трех или пяти Действий драматург создает комедию из четырех. Если бы любовная интри­га не была осложнена общественным конфликтом, то для ее разрешения было бы достаточно и трех действий; если же предположить, что автор задался бы целью показать окончательную развязку общественного кон­фликта, то, очевидно, ему понадобилось бы написать пятое действие.

Система персонажей. Рассматривая особенности построения системы персонажей и раскрытия характеров, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, автор создает образы своих героев по принци­пам реализма, сохраняя, однако, верность некоторым чертам классицизма и романтизма. Во-вторых, Грибоедов отказался от традиционного разделе­ния персонажей на положительных и отрицательных, что отразилось и в различии критических оценок, данных образам Чацкого, Софьи, Молчалина. Чацкий, например, помимо положительных качеств — ума, чести, мужества, разносторонней образованности — обладает и отрицательными - излишней горячностью, самоуверенностью и бесцеремонностью. Фаму­сов помимо многочисленных недостатков обладает важным достоинством: он заботливый отец. Софья, так безжалостно и бесчестно оклеветавшая Чацкого, умна, свободолюбива и решительна. Угодливый, скрытный и двоедушный Молчалин также неглуп и выделяется своими деловыми каче­ствами. Попытки критиков абсолютизировать положительные или, напро­тив, отрицательные стороны героев приводили к одностороннему их восприятию и, следовательно, к искажению авторской позиции. Писатель принципиально противопоставил традиционному способу создания персо­нажей, основывавшемуся на классических амплуа и гиперболизации ка­кой-либо одной черты характера, способ изображения общественных типов, прорисованных через индивидуальную детализацию как разносторон­ние и многомерные характеры (названные автором "портретами").

Очень важно помнить, что как обобщающие, так и индивидуальные черты героев создаются благодаря целому арсеналу художественных средств и приемов. Именно владение драматургической техникой, умение создать яркие, живые, запоминающиеся картины и образы составляют ос­нову мастерства художника. Основную черту личности, которую автор счи­тал центральной для соответствующей сценической роли, обозначает "го­ворящая" фамилия. Важными средствами создания образов являются также поступки персонажей, их взгляды на существующие жизненные проблемы, речь, характеристика, данная другим действующим лицом, самохарактери­стика, сопоставление героев друг с другом, ирония, сарказм.

Чтобы получить представление о системе персонажей, нужно проана­лизировать взаимодействие уровней организации пьесы — главного, второ­степенного, эпизодического и внесценического. Каких героев можно счи­тать главными, каких — второстепенными, каких — эпизодическими, зави­сит от их роли в конфликте, в постановке проблем, в сценическом дейст­вии. Так как общественное противостояние выстраивается прежде всего по линии Чацкий — Фамусов, а любовная интрига основывается преимущест­венно на взаимоотношениях Чацкого, Софьи и Молчалина, становится очевидным, что из четырех главных действующих лиц именно образ Чацко­го несет основную нагрузку. Кроме того, Чацкий в комедии выражает ком­плекс мыслей, наиболее близких автору, отчасти выполняя функцию ре­зонера.

Фамусов выступает в пьесе и как главный идейный антипод Чацкого, и как важное действующее лицо в любовной интриге, и как определенный общественный тип — крупный чиновник, и как индивидуальный характер — то властный и прямолинейный с подчиненными, то заигрывающий с горничной, то пытающийся "наставить на путь истинный" молодого чело­века, то обескураженный его ответами и кричащий на него, то ласковый с дочерью, то мечущий в ее адрес громы и молнии, услужливый и вежливый с завидным женихом, любезный хозяин, могущий, однако, спорить с гостя­ми, обманутый, одновременно смешной и страдающий в финале пьесы.

Еще более сложным оказывается образ Софьи. Остроумная и находчи­вая девушка противопоставляет свое право любить воле отца и обществен­ным нормам. Вместе с тем, воспитанная на французских романах, она именно оттуда заимствует образ возлюбленного — умного, скромного, ры­царственного, но бедного человека, тот образ, который она стремится най­ти в Молчалине и жестоко обманывается. Она презирает грубость и неве­жество Скалозуба, ей претит желчный, язвительный язык Чацкого, говоря­щего, впрочем, правду, и тогда она отвечает не менее желчно, не брезгуя мстительной ложью. Софья, скептически относящаяся к обществу, хотя и не стремящаяся к конфронтации с ним, оказывается той силой, с помощью которой общество наносит Чацкому наиболее болезненный удар. Не лю­бящая фальши, она вынуждена фальшивить и скрываться и вместе с тем находит силы дать понять Чацкому, что ею избран Молчалин, чему, одна­ко, Чацкий отказывается верить. Пугающаяся и забывающая всякую ос­торожность при виде упавшего с лошади возлюбленного, гордо встающая на его защиту, она приходит к тяжелому потрясению, оказавшись свиде­тельницей любовных домогательств избранного ею "рыцаря" к ее же собст­венной горничной. Мужественно перенеся этот удар, приняв вину на себя, она вынуждена еще и выдержать гнев отца и насмешливое предложение Чацкого помириться с Молчалиным.

Не абсолютно однозначен в пьесе и образ Молчалина. Пушкин писал о нем: "Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса?" Из всех персонажей фамусовского круга Молчалин, пожалуй, лучше остальных может приспособиться к существующим условиям. Обла­дающий помимо всего прочего незаурядными деловыми качествами, он способен достичь высокого положения в обществе. Молчалин являет собой тот тип людей, небогатых и незнатных, которые своим трудом, упорством, умением находить общий язык с людьми медленно и неуклонно делают карьеру. Вместе с тем он оказывается в довольно сложном положении. Уважительно относящийся к Фамусову, он обманывает своего начальника в угоду его дочери, к которой, однако, не питает никаких чувств. Постав­ленный перед выбором, он стремится угождать обоим. В результате, чтобы спасти свою карьеру и не наживать опасных врагов, он лжет и Фамусову, и Софье. Вынужденный играть по обязанности столько ролей — и секретаря, и любовника, и учтивого собеседника, и карточного партнера, а иногда да­же и слуги — Молчалин проявляет лишь одно живое чувство (влечение к Лизе), за которое и расплачивается: его карьера оказывается под угрозой.

Второстепенные персонажи соотнесены с главными действующими лицами, но вместе с тем имеют важное самостоятельное значение и непо­средственно влияют на ход событий. Так, Скалозуб являет собой тип воен­ного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного. Его появление ос­ложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза — служанка-наперсница. Без этого образа нельзя представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. Вместе с тем Лиза остроумна, иронична, дает точные характеристики разным героям. Она сопоставлена со своей хозяй­кой, и в ряде случаев это сопоставление разрешается в ее пользу. Одновре­менно с помощью этого образа Грибоедов подчеркивает противостояние Дворянства и крепостных.

Сопоставлены с главным героем и два других персонажа — Репетилов и Горич. Первый являет собой тип псевдооппозиционера. Для автора, оче­видно, было важно отграничить человека, имеющего свои глубоко проду­манные убеждения, от того, кто склонен повторять чужие. Судьба второго показывает, что могло бы случиться с Чацким, попытайся он выполнить Условия Фамусова и стать как все.

Эпизодические персонажи — Хлестова, Хрюмины, Тугоуховские, г.Н., г.Д. — принимают участие в общественном противостоянии, подхватывают и распространяют сплетню о безумии Чацкого. Они являют собой допол­нительные общественные типажи, благодаря присутствию которых карти­на становится более сатиричной. В их изображении автор широко исполь­зовал приемы гиперболы, иронии, сарказма. Важно также обратить внима­ние не только на то, что их объединяет, делая так называемыми представи­телями фамусовского общества, но и на то, чем они друг от друга отличаются, на их индивидуальные черты и на противоречия, возникающие меж­ду ними.

Необычно много в комедии внесценических персонажей, их даже больше, чем сценических. Они также представляют ту или иную из проти­воборствующих сторон, с их помощью расширяются рамки конфликта: из локального, происходящего в одном доме, он становится общественным; преодолеваются узкие рамки единства места и времени, действие перено­сится из Москвы в Петербург, из XIX в XVIII в.; усложняется и еще более конкретизируется картина нравов тех времен. Кроме того, благодаря внесценическим персонажам читатель получает возможность более точно оценить взгляды лиц, действующих на сцене.

Таким образом, и содержание, и все уровни формы были решены дра­матургом в новаторском ключе, приближавшем, насколько это было воз­можно, художественное произведение к действительности, что послужило одной из основ долголетия комедии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жизнь Клима Самгина». Проблематика и художественное своеобразие романа. М. Цветаева. Творческий путь. Основные мотивы лирики. Сб. «Версты». Стихи о России. Поэмы: «поэма

    Поэма
    «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Драматизм судьбы Григория Мелехова. Женские образы. Художественное своеобразие романа. Споры о романе в современном литературоведении.
  2. Своеобразие древнерусской литературы и основные периоды ее развития

    Литература
    Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства.
  3. План введение I. На пути к трагикомедии II. Художественное своеобразие финальных пьес

    Документ
    Творческий путь Шекспира завершается созданием "Перикла", "Цимбелина", «Зимней сказки" и "Бури". Вплоть до начала XX в.
  4. 1. Идейно-художественное своеобразие «Губернских очерков» С. Щ. «История одного города» как революционно-демократическая сатира на самодержавный режим и бюрократию. Проблема народа и власти. Художественное своеобразие

    Документ
    1. Идейно-художественное своеобразие «Губернских очерков» С.-Щ. «История одного города» как революционно-демократическая сатира на самодержавный режим и бюрократию.
  5. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души»

    Поэма
    а) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество,

Другие похожие документы..