Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
19. Время мира. Альманах современных исследований по теоретической социологии, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Вы...полностью>>
'Реферат'
Актуальность исследования. Создание ООН было одним из важных результатов Второй мировой войны. Широкая международная демократическая общественность х...полностью>>
'Семинар'
Термин «ЭС» впервые появился в 1879 в работе британского экономиста У.Джевонса «Теория политической экономии», одного из авторов теории предельной по...полностью>>
'Документ'
Интерес к проблемам контроллинга обязывает исследователей обратить внимание на выяснение природы данного явления, закономерностей его возникновения и...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «экология» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»

Рекомендуется для направления подготовки

032000 Зарубежное регионоведение

Квалификация выпускника - бакалавр зарубежного регионоведения

со знанием иностранных языков

Санкт-Петербург

2011 год

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - социально-экологическая ориентация регионоведов, развитие у них экологического мышления - одной из основ комплексного подхода к принятию хозяйственных решений в сфере природопользовании, практических навыков учета и использования экологических факторов в информационно-аналитической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности, развитие экологической и валеологической культуры, привитие ценностных отношений к жизни.

Задачами дисциплины является:

  1. Получение теоретических и практических знаний в области экологии, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития общества;

  2. Приобретение знаний по вопросам взаимоотношения общества и биосферы, структуры и функционирования экологических систем, принципов их развития и саморегуляции; воздействия человеческой деятельности на природные системы; основ теории техногенеза, закономерностей нормирования воздействия на окружающую среду.

  3. Формирование комплексного подхода к решению экологических проблем и использованию экологически обусловленных конкурентных преимуществ в отдельных регионах.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавра. Дисциплина преподается на втором курсе обучения в третьем семестре и для ее успешного освоения студенту необходимо обладать компетенциями, сформированными такими предшествующими курсами, как «Социально-экономической география» и «Физическая география и природные ресурсы Западной (Северной) Европы».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования в нижепоименованных предметных областях: География; Экология; Биология.

Компетенции, сформированные учебной дисциплиной «Экология», являются необходимыми для успешного освоения дисциплины «Природопользование и охрана природы в странах Западной (Северной) Европы».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

  • Выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основы науки экологи, понятия экосистема, ландшафт, природные законы, экологические кризисы и др.; системную организацию окружающей природной и природно-антропогенной среды; функциональные особенности, закономерности развития экологических систем; базовые принципы нормирования воздействия на окружающую среду; информационное обеспечение природопользования, организацию экологического мониторинга; особенности возникновения и решения экологических проблем во взаимосвязи с хозяйственной деятельностью общества.

Уметь: самостоятельно использовать полученные теоретические знания при анализе конкретных ситуаций в практике природопользования, для решения проблем рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; оценивать природоохранные решения и проекты с позиций обеспечения устойчивого развития; систематизировать и обобщать информацию, имеющую, в частности, экологический характер, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности.

Владеть: методами и приемами комплексной характеристики региона специализации на основе теоретических представлений о понятиях природно-ресурсного потенциала и техногенного воздействия; навыками выделения основных параметров и тенденций социального, политического, экономического развития стран региона специализации с учетом экологической составляющей.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

Лекции

22

22

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

Эссе

8

8

Расчетная работа

14

14

Реферат

14

14

Другие виды самостоятельной работы:

18

18

Вид промежуточной аттестации - зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

3

3

  1. Содержание дисциплины

    1. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Развитие представлений о взаимодействии общества и природы. Основные положения учения о биосфере

Предмет, задачи и структура курса. Краткий очерк истории экологии и основные этапы ее развития. Необходимость экологизации общественных, естественных, технических наук и хозяйственной практики.

Основные этапы взаимодействия общества и природы. Концепция экологически устойчивого развития. Идеи В.И.Вернадского о ноосфере.

Основные научные понятия, связанные с исследованием проблем взаимодействия общества и природы: природа, природная среда, географическая оболочка, биосфера, географическая среда, ойкумена, ландшафт, экосистема, природный комплекс, компоненты и элементы природных систем, биота, биогеоценоз, фитоценоз, зооценоз. Соотношения между этими понятиями.

Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере.

Этапы эволюции биосферы. Строение биосферы. Средообразующие функции живого вещества в биосфере. "Гипотеза ГЕИ" Лавлока и Маргулиса.

Особенности распределения биомассы в биосфере. Круговороты веществ в биосфере. Континуальность и дискретность биосферы.

Тема 2. Общие сведения об экосистемах.

Понятие об экосистеме. Структура экосистем.

Классификация экосистем. Понятие о биогеоценозах и биоценозах.

Экологические сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии. Климакс экосистемы. Влияние деятельности человека на сукцессии. Управляемые сукцессии. Искусственные биоценозы (агроценозы). Энергетика экосистем. Потоки энергии, вещества и информации в экосистемах. трофические уровни, цепи и сети. Экологические законы и правила.

Тема 3. Популяции и сообщества

Понятие о популяциях. Структура и динамика популяций и характеризующие их показатели. Популяция как саморегулирующая система. Эффект группы. Полиморфизм популяций. Типы взаимодействий между видами. Основные закономерности формирования и функционирования биогеоценозов. Концепции местообитания и экологической ниши. Видовое, структурное и генетическое разнообразия в сообществах. Эколого-экономические проблемы сохранения биологического разнообразия

Тема 4. Устойчивость экосистем

Факторы устойчивости экосистем: избыточность функциональных компонентов, гомеостатические механизмы, сложность структуры, характер среды и др. Резистентная и упругая разновидности устойчивости экосистем. Потенциал устойчивости ландшафтов и экологическая емкость территории; использование этих категорий в практике природопользования, размещения и территориальной организации производительных сил.

Тема 5. Методы оценки и контроля качества окружающей среды

Экологический мониторинг, его системы и показатели. Виды мониторинга по пространственному охвату: фоновый, глобальный, региональный, импактный, по методам ведения: дистанционный, стационарный. Классификация загрязнений окружающей среды и экологически опасных факторов. Компонентные оценки окружающей среды: оценки состояния атмосферы, почвы, биоты, акваторий и качества воды,

Экологические обстановка и ситуация, методы их оценки: балансовый, нормативный, оценки статистических данных; метод биоиндикации.

Тема 6. Нормирование качества окружающей среды

Санитарно-гигиеническое, экологическое, технологическое нормирование качества окружающей среды. Токсикологические основы нормирования загрязнений в окружающей среде Санитарно-гигиенические нормативы: ПДК (предельно допустимые концентрации), НДВ и НДС (нормативы допустимых выбросов и сбросов) и временно согласованные выбросы (лимиты выбросов), нормативы образования отходов. Принципы и методы их определения. Дальнейшее развитие системы нормирования техногенного воздействия, ориентация на показатели наилучших доступных технологий Экологическое нормирование. Экологические подходы к нормированию техногенных нагрузок на экосистемы. Метод «критического звена».

Тема 7. Техногенез

Содержание понятия "техногенез". Причины и формы проявлений техногенеза. Техногенез и антропогенез. Прямое и косвенное техногенные воздействия на природную среду, их особенности, механизмы и формы проявления во времени и пространстве. Посттехногенез. Зоны прямого и косвенного техногенных воздействий и методы их определения. Отраслевые и территориальные особенности проявлений техногенеза. Компонентные и ландшафтные аспекты проявлений техногенеза. Типизация территориальных систем в зависимости от форм и интенсивности проявлений техногенеза и ее использование при решении вопросов территориальной организации общества

Тема 8. Пространственные соотношения природопользования

Природопользование: понятие, типы. Установление и реализация соотношения потребления и воспроизводства компонентов природной среды, сохранение оптимальных межкомпонентных соотношений.

Пространственные соотношения природопользования между природными и социально-экономическими системами. Социально-экологическая и экономическая оценки ландшафтов. Ресурсный, экологический, устойчивости и функциональный потенциалы ландшафта и основные методы их оценки. Выделение доминантных ландшафтов, установление минимум-ареалов. Определение оптимальных размеров ООПТ и их конфигураций. Принцип необходимой достаточности.

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы. Средоформирующие, научно-исследовательские, рекреационные и хозяйственные функции особо охраняемых природных территорий, экономические основы их деятельности. Проблемы сохранения природного и культурного наследия.

Тема 9. Проблемы рационализации природопользования и

защиты окружающей среды

Понятие и виды природных ресурсов, их классификация.

Типология отраслей хозяйства по особенностям природопользования. Прямые (технические, технологические) и косвенные (экономические, организационные) методы экологизации хозяйственных объектов.

Эколого-экономические аспекты использования земель, вод, полезных ископаемых, биотических ресурсов. Рекультивация техногенных ландшафтов. Экологические факторы размещения производительных сил. Формы организации общественного производства (концентрация, специализация, комбинирование) в решении проблем его экологизации.

Концепции энергопроизводственных и ресурсных циклов, их значение в решении проблем рационализации природопользования и экологизации хозяйства. Ресурсные циклы в природных и хозяйственных территориальных системах.

Тема 10. Экономические отношения в сферах природопользования и обеспечения экологической безопасности

Задачи экономического механизма охраны окружающей среды. Экономическая оценка природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала территориальных систем. Платность использования природных ресурсов. Плата за право пользования природным ресурсом в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Особенности ресурсных налогов (на землю, воду, лес, добычу полезных ископаемых). Плата за негативное воздействие на окружающую среду, цели ее введения. Расчет и возмещение ущерба от техногенного воздействия, выплата штрафов, взимание экологического «зеленого» налога. Виды ответственности за экологические правонарушения и преступления.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Льготное налогообложение и кредитование, установление повышенных норм амортизации природоохранного оборудования, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию и др. Система экологического страхования, возмещения ущерба здоровью населения. Эффективность природозащитных мероприятий, ее оценка. Экологический аудит. Экологическая маркировка.

Тема 11. Глобальные и региональные экологические проблемы

Глобальные, региональные и локальные проблемы. Экологическая политика: основные принципы формирования и реализации на федеральном, региональном и локальном уровнях. Основные эколого-экономические проблемы России, Северо-Запада, Ленинградской области, Санкт-Петербургской агломерации.

Сущность глобальных проблем и механизмы их формирования. Экологические проблемы Мирового океана. Глобальные проявления техногенеза (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и др.)

    1. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

      п/п

      Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

      № № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      9

      10

      11

      1

      Природопользование и охрана природы в странах Западной (Северной) Европы

      +

      +

      +

      +

      +

      +

      +

    2. Темы дисциплины и виды занятий

      п/п

      Наименование темы дисциплины

      Лекц.

      Практ.

      зан.

      СРС

      Всего

      час.

      1

      Развитие представлений о взаимодействии общества и природы. Основные положения учения о биосфере

      3

      2

      3

      8

      2

      Общие сведения об экосистемах.

      2

      2

      3

      7

      3

      Популяции и сообщества

      1

      -

      1

      4

      Устойчивость экосистем

      2

      -

      2

      5

      Методы оценки и контроля качества окружающей среды

      2

      4

      8

      14

      6

      Нормирование качества окружающей среды

      2

      2

      3

      7

      7

      Техногенез

      2

      2

      3

      7

      8

      Пространственные соотношения природопользования

      2

      4

      3

      9

      9

      Проблемы рационализации природопользования и защиты окружающей среды

      2

      6

      14

      22

      10

      Экономические отношения в сферах природопользования и обеспечения экологической безопасности.

      2

      6

      3

      11

      11

      Глобальные и региональные экологические проблемы

      2

      4

      14

      20

  1. Лабораторный практикум

Программой дисциплины не предусматривается.

  1. Практические занятия (семинары)

    п/п

    темы дисциплины

    Тематика практических занятий

    Трудо-емкость

    (час.)

    1

    1

    Экология, экономика и природопользование. Соотношение и взаимосвязи

    2

    2

    2

    Средообразующие функции живых организмов в биосфере. Основные компоненты экосистемы

    Потоки вещества и энергии в экосистеме.

    2

    3

    5

    Экологический мониторинг

    2

    4

    5

    Генетически модифицированные организмы: за и против

    2

    5

    6

    Экологическое нормирование. Технологическое нормирование – применение в РФ европейского опыта

    2

    6

    7

    Определение зон прямого и косвенного техногенного воздействия

    2

    7

    8

    Оценка ресурсного, экологического и ассимиляционного потенциалов ландшафта

    2

    8

    8

    Природопользование в ООПТ

    2

    9

    9

    Моделирование ресурсных циклов

    2

    10

    9

    Выбор направлений рекультивации техногенных ландшафтов

    2

    11

    9

    Устойчивое лесопользование в РФ с учетом опыта скандинавских стран, недостатки Лесного кодекса РФ

    2

    12

    10

    Экологическая сертификация, аудит, страхование, экомаркировка

    2

    13

    10

    Оценка техногенного ущерба окружающей среде и здоровью людей, возможность его предотвращения и возмещения

    2

    14

    10-11

    Обсуждение возможных тем рефератов, требований к предоставляемому материалу и презентации результатов исследования

    2

    15

    11

    Глобальные эколого-экономические проблемы современности.

    2

    16

    11

    Киотский протокол, участие России

    2

  2. Примерная тематика курсовых работ

Программой дисциплины не предусматриваются.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Музалевский А.А. Экология: Учебное пособие. Под ред Л.Н. Карлина.– СПб.: Изд-во РГТМУ, ВВМ, 2008.- 601 с.

  2. Бродский А.К. Общая экология: учебник для студентов вузов.- 4-е изд.- М.: Академия, 2009.- 253 с.

б) дополнительная литература:

  1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: Учебн. пособ.- Экономика, 2009.- 429 с.

  2. Глушенкова Е.И. Экополитология. Краткий курс лекций.- М.: Акад. МНЭПУ, 2010.- 207 с.

  3. Основы устойчивого лесоуправления: Учебн. пособие для вузов/ М.Л. Карпачевский, В.К. Тепляков, Т.О. Яницкая, А.Ю. Ярошенко; WWF. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2009.- 143 с.

  4. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. Уч. пос.: 2-е изд.- СПб.: ОЦЭиМ, 2010.- 418 с.

  5. Практикум по курсу «Экология и природопользование» Сост.: Беляева Н.Б., Ермакова Н.А., Прохорович М.А.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.- 68 с.

  6. Экология и экономика природопользования: учебник для студентов ВУЗов / Э.В. Гирусов, С.Н. Бобылев, А.Л. Новоселов и др. Под ред. проф. Э.В. Гирусова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 607 с.

  7. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для студентов ВУЗов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 346 с.

  8. Экология: Учебник для ВУЗов. 7-е изд. / Н.И.Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П.Мелихова.- М.: ДРОФА, 2009.- 622 с.

  9. Экономика природопользования: Учебник / Под ред. К.В. Папенова – М: ТК ВЕЛБИ, 2010.- 928 с.

  10. Экономика экосистем и биоразнообразия: Отчет для бизнеса. Краткий обзор.- Topham: ENEP, 2010.- 20 c. (/programs/international/teeb/materials_teeb/TEEBforBusiness_Summary_Russian.pdf)

в) программное обеспечение: пакет лицензионных прикладных программ

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • www.ru.wikipedia.org/wiki/Портал экология

  • www.dataplus.ru/Soft/ESRI/ArcGIS/AV9.htm

  • www.data.gbif.org/welcome.htm // Глобальный доступ к информации по биоразнообразию (Версия 1.3.1; 28 июня 2010 г.)

  • www.wwf.ru // Всемирный фонд дикой природы

  • www.greenpeace.org/russia/ru // ГРИПИС России

  • www.seu.ru // Международный Социально-экологический союз

  • www.ecolife.org.ua //Общественный экологический Internet-проект

  • www.ecoindustry.ru //Экология производства

  • //Россия в окружающем мире. Информационный дайджест

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства презентации материалов; компьютерный класс с выходом в сеть Internet.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Система оценки успеваемости студентов, применяемая в рамках курса «Экология» основана на балльно-рейтинговой системе. В ее основу положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Достигается это путем использования совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины и итогового экзамена. Соответственно, осуществляется разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля. Наименование видов контроля и диапазон набираемых студентом баллов указаны в нижеприведенной таблице.

Самостоятельная работа студентов и

точки контроля

3 семестр

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Эссе

10

15

Расчетная работа

20

40

Реферат

25

45

Итого

55

100

Для получения зачета достаточно набрать 55 баллов при получении зачетного минимума по всем трем видам самостоятельной работы.

Разработчик:

СПбГУЭФ доцент кафедры РЭиП Н.Б.Беляева

Эксперты:

СПбГУСЭ зав.каф. Экономики природопользования и А.М.Малинин

сервиса экосистем

СПбГУ зав. кафедрой экономической

и социальной географии А.А. Анохин



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы дисциплины «Иностранный язык (английский, немецкий, французский)» Рекомендуется для направления подготовки

    Регламент
    Целью дисциплины является формирование навыков практического применения различных форм устной коммуникации на иностранном языке, овладение фонетической системой иностранного языка и развитие понимания речи на иностранном языке.
  2. Рабочая программа дисциплины «Лесоведение и луговедение» Направление подготовки

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 020200.68, «Биология», утвержденного Министерством образования РФ 10 марта 2 г.
  3. Рабочая программа дисциплины «теоретические основы теплотехники» Направление подготовки

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины (РПД) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» .
  4. Рабочая программа Наименование дисциплины «Сервисология» Рекомендуется для направления подготовки специальности 100100 Сервис

    Рабочая программа
    Цель курса ­­– создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.
  5. Рабочая программа дисциплины «проектирование пассивных зданий» Направление подготовки: 521701 «Архитектура»

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины специализации сту­дентам очной формы обучения специальности 521701 Архитектура в 9 семестре.

Другие похожие документы..