Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
открытого конкурса на художественное проектирование и авторское выполнение в натуре экспозиции Научно-мемориального и культурного Центра А.Л.Чижевско...полностью>>
'Программа'
1.2. Комплексные амплитуды и комплексные действующие значения напряжения и тока. Комплексное входное сопротивление и входная проводимость. Закон Ома и...полностью>>
'Публичный отчет'
Сведения о наличии (отсутствии) у выше поименованных лиц квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценн...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный областной социаль...полностью>>

М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области Разработала: Долгова Елена Николаевна учитель начальных классов. 2010г. Тема урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа им М.М.Рудченко с. Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Разработала:

Долгова Елена Николаевна

учитель начальных классов.

2010г.

Тема урока: «Животные леса. Лесные звери».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:

Совершенствование знаний учащихся о животных леса.

Задачи:

Образовательные:

1. Показать связь их жизни с неживой природой.

2. Дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, лиса, волк, медведь, белка и др.)

3. Расширить представления детей о необходимости охраны животных.

Развивающие:

1. Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

2. Развивать умение логически верно выражать свои мысли

3. Развивать речь, делать сообщения в классе.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным.

2. Желание беречь и охранять природу.

Используемое оборудование: 

Мультимедиа, презентация.

Реквизит для сценок.

картинки с изображением  лесных зверей.

таблицы с изображением диких животных.

«Телеграмма барсука» 

Карточки для чтения о животных,

Учебник, рабочая тетрадь "Учимся думать и фантазировать».

.                                  

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа над пройденным материалом.

Вводное слово учителя: В некотором царстве, в некотором государстве жили-

                                          были… . Нет – нет, не царь с царицей… .Каждое из

                                          этих царств  особенное. Они находятся  не за три девять

                                          земель, а совсем   рядом с нами, вокруг нас…

                                          Это четыре царства живой природы.

 

1слайд.

Бактерии                                  Растения

Царства

живой

природы

Животные                               Грибы     

Учитель: Назовите эти царства  живой природы.

                Сегодня на уроке мы поведем разговор о царстве животных.

                 Вспомните, пожалуйста, что объединяет всех животных?

 

2слайд.                                   

     

  Питаются

                      Дышат

                              Передвигаются

                                                   Растут

                                                          Изменяются

                                                                           Размножаются

 Учитель: По тому, как  животные питаются, на какие  группы их условно можно разделить?

                                    

            лайд.        

 Травоядные      Зерноядные  Хищники  Всеядные     

  Учитель: На какие группы можно разделить всех животных по способу их передвижения?

                 Прежде, чем вы назовете животных, скажите, как передвигаются они?

                                 

          4слайд.             

         Летают

                      Бегают

                               Лазают

                                          Ползают

                                                   Прыгают

                                                                Плавают    

Учитель: А теперь назовите группы животных по способу их передвижения.

 

               

5 слайд.

 

          Звери

                  Рыбы

                           Птицы

                                      Земноводные

                                                   Пресмыкающиеся

                                                                             Насекомые   

 

Учитель: А сейчас поиграем  в игру « Угадай-ка!» Вы должны угадать животного и объяснить, к какой группе он относится и по каким характерным признакам.

 Голубой аэропланчик

 Сел на белый одуванчик.(Стрекоза).

    (Маленькие по размеру, жесткие на ощупь, только у насекомых 6 лапок).

Бегает среди камней

Не угонишься за ней

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.(Ящерица).

   (Удлиненное тело, ползают по земле - пресмыкаются, отсюда и название – пресмыкающиеся).

Подрастала, хвост растила
Платье темное носила

Подросла -зеленой стала

Хвост на весла поменяла (Лягушка).

  (Живут и на воде и на суше, поэтому их и называют земноводные.)

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела,

А кого паук боится?

Угадали? Это …..       (Птица).

  (Тело покрыто перьями, имеют крылья, умеют летать).

В воде она живет

Нет клюва, а клюет. (Рыба).

  (Наличие плавников, чешуи, живет в воде, плавает).

Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток , но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! ( Рысь).

(Наличие шерсти или меха, только звери вскармливают своих детенышей молоком).

 

                             Физкультминутка.

Мы немного отдохнем

Встанем , глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

                   Зайка прыгал под кустом

                   Приглашал нас в свой дом

                   Руки вниз, на пояс, вверх

                   Убегаем ото всех

                    Побежим скорее в класс

                    Там послушаем рассказ.

3.Работа над новым материалом.

     Беседа.

А).Учитель: Как можно по-другому назвать животных леса?

                      Чем отличаются дикие животные от  домашних?

      Ученик: Дикие животные  не живут рядом с человеком, боятся его.

                     Места их обитания: лес, поле. Они сами добывают пищу себе, находят или

                     строят  жилище, воспитывают потомство.

     Учитель: А сейчас мы поиграем в игру « Давайте познакомимся».

(Дети в костюмах лесных зверей выходят по очереди).

 

Лиса.       Посмотрите-ка, какая,

                  Вся горю, как золотая,

                  Хожу в шубке дорогой

                  Хвост пушистый и большой.

Здравствуй, дружок. Здравствуйте, ребята.

В сказках - лиса самая хитрая. А на самом деле, если бы не мои зоркие глаза, острый слух,

удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак.

           Бегаю я быстро, умею ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух,

делать большие прыжки. Воды я не боюсь, так как я  умею плавать.

          Мы лисы живем в норе. Иногда в одной норе с барсуком. Живем мы недружно, поэтому  в стаи не собираемся.

         Питаемся мы птицами, насекомыми, чаще всего мышами. Реже всего зайцами, если догоним, иногда ягодами.

А ты кто такой? Давай, знакомиться!

Медведь. Я хозяин  лесной

                  Просыпаюсь весной

                  А зимой под вьюжный вой

                  Сплю в избушке снеговой.

Узнали меня? Я медведь -  хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Могу ношу тащить в 500 кг, могу бежать со скоростью лошади, а еще могу подкрасться незаметно. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди.

А вы, знаете, что мы еще  кушаем? Рыбу, мед, малину, орехи. А   так же птиц, улиток, насекомых. Когда растительной пищи не хватает, мы нападаем на   лосей, кабанов, тетеревов, рябчиков. Нам стыдно, но есть очень хочется.

А зимой мы впадаем в спячку. А сосем мы лапу знаете почему? Потому что  зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.

Ну, нам пора. Надеюсь, что мы еще встретимся. До свидания.

 

Зайчиха. Здравствуйте, ребята. Я – зайчиха, а это мой зайчонок. Мы живем небольшими группами. Днем мы всегда спим, а ночью выходим на поиски пищи. Кормимся мы ветками и корой деревьев. Ходим мы  неуклюже, это из-за того, что длинные ноги  затрудняют передвижение.

__ Да не хвастайся, ты!

Мы всегда настороже, всегда готовы убежать. Знаете, сколько у нас врагов? Волки, мыши, человек.

__Но мы хорошо бегаем, особенно в гору, а с горы – кубарем.

__А еще нас зовут «косыми». Ничего подобного. У нас глаза большие, бархатисто – темные, красивые и совсем не косят. Но так как у нас шея  малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.

До свидания!

6 слайд.

 

Зайчонок.  Зато, когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.

                     А если нужно, то мы можем переплыть даже речку.

             ___ Не только , но и филины, вороны, рысь, сороки.

             ___ А зимой мы линяем, меняем шубку серую на белую. Маскируемся.

             ___В свою ямку ложимся со скока, чтобы поблизости  не было следов.

                   Припасов на зиму не делаем, вот так и живем не тужим. Ой, кто –то сюда идем,

                 Бежим!

7 слайд.

Волк.  Зубовато, серовато

            По полю рыщет,

            Телят, овец ищет.

Узнали меня? Добрый день, ребята! Я сильный, выносливый, сообразительный хищник.

У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье.

Летом мы живем парами, а зимой собираемся в стаи. В стае царит железная дисциплина – все подчиняются вожаку.

Волки могут не есть по многу дней. А если нападаем, то только на больных животных.

А зимой из- за недостатка пищи,  мы  близко подходим к селениям, нападаем на скот.

Вот и я побегу, чую, где – то поблизости добыча.

8 слайд.

 

Учитель: Молодцы, ребята! Мы узнали очень много интересного и полезного для себя из жизни этих животных.

 

Б). Работа по учебнику.

     Чтение  по учебнику текста о грызунах: белке и бурундуке.

-          Чем похожи эти звери?

-          Чем они различаются?

-          Верно ли сказано: «Белка и бурундук – грызуны?»

 

Вспомните, пожалуйста, интересный материал из уроков  литературного чтения о жизни белки зимой. 

(1,5 тыс. грибов, орехов, желудей – запас белки).

 

В). Чтение телеграммы, пришедшей на адрес нашей школы нашему классу.

(Ученик читает телеграмму.)

9 слайд.

Я  очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть днем не просто. Тело мое покрыто серебристо – серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато – белые полосы, а через глаза и уши  черная полоса.

Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться  к зиме. Хотя я на вид неуклюжий,

 но ловко ловлю  грызунов,  лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам  жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (Барсук).

Г). Знакомство с жизнью других лесных зверей.

(Ученик читает по карточке).

10 слайд.

Кабанам в поисках  пищи приходится преодолевать большие расстояния. Он  пробирается через густые заросли, по занесенным снегом лесным чащам, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, а также ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений.

Косулям приходится довольствоваться ветками осины, ивы, а иногда даже поедать молодые ветки хвойных деревьев.

Физкультминутка

А теперь мы все зверята.

Поскакали как зайчата,

Как лисята повертелись,

Как слонята потоптались,

Как жирафы потянулись

И друг другу улыбнулись,

Вперевалочку, как мишки,

Тихо сели мы за книжки.

Учитель: А теперь давайте подведем итог сказанному.

                Каких животных вы отнесете  к хищникам? Травоядным? Всеядным?

                              

11 слайд. «Найди ошибку»

Медведь, еж, свинья, кошка, корова, змея – звери.

 

5.Работа в тетради « Учимся думать и фантазировать» №2.

   Выбери из всех животных группу  звери , и раскрась соответствующие кружки.

   В какой среде обитания можно встретить моржа, тюленя, кита? Это – рыбы?

   Эти животные вскармливают своих детенышей молоком – поэтому  они не рыбы, а звери.

 

6.Обобщение.

     Учитель. Человек – часть живой природы, поэтому он не может жить вне ее. Природа дает человеку кров, одежду, лечит, украшает его жизнь. Человек не должен мешать природе и обязан бережно относиться к ее богатствам. Чтобы сохранить мир дикой природы, человек создает заповедники, где редкие животные охраняются. Ведет борьбу с браконьерством.

    

Знакомство с Красной книгой.

-Давным-давно (в 1948 г.) в небольшом французском городке (Фонтенбло) собрались учёные со всего мира. Очень уж их взволновало исчезновение некоторых растений и животных на планете Земля. Встретились они, подумали и решили создать службу спасения для живой природы. Разъехались они по всему свету, заглянули в каждый уголок нашей Земли – матушки, а, собравшись вновь, составили важную грамоту – мировой список животных и растений, находившихся на грани исчезновения. И назвали его Красной книгой.

- Как вы думаете, почему именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

(красный цвет предупреждает, предостерегает, кричит об опасности)

Пролетели год за годом. Растут города, человек летает в космос, в каждом доме появляются компьютер и другая интересная техника. Хорошо люди живут, но почему-то всё больше и больше становится Красная книга. Есть она и у нас, в Саратовской области. Оказывается, живём мы с вами и не ведаем, что совсем рядом мир живой природы просит нас о помощи.

В Красную книгу нашей области занесено более 300 видов растений. Среди них такие, как тюльпан, кувшинка белая, ландыш, рябчик русский, ковыль. (слайды)

Более 200 видов животных области занесены в Красную книгу. Это: степной орёл, жук-носорог, дрофа, тушканчик.

Слайды  с изображением редких животных.

 

Леопард

Амурский тигр

Красный волк Белый медведь

Степной орёл Дрофа

Учитель: А как вы думаете, какую помощь можно оказать лесным зверям в период зимовки? ( Рассматривание таблицы в Рабочей тетради)

 

7.Итог урока.

   Учитель.  А теперь  скажи, дружок

                      Тебе понравился урок?

                      Что расскажешь дома маме?

                       Поделись сейчас ты с нами. ( делятся впечатлениями об уроке)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ состояния и эффективности методической работы за 2009-10 уч год

    Анализ
    Школа, работая над данной темой, которая отрабатывается 5-й год, способствует созданию условий для получения качественного образования как в урочной, так и внеурочной системе обучения.

Другие похожие документы..