Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, подсудны мировым судьям нез...полностью>>
'Документ'
На виконання доручення Міністра Кабінету Міністрів України Толстоухова А.В. від 01.06.2010 року № 6116/0/2-10 та Міністерства юстиції України від 10....полностью>>
'Закон'
1) Закон Пензенской области от 28 июня 2004 года N 642-ЗПО "О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2003-2008 го...полностью>>
'Документ'
Цель дисциплины: формирование у слушателей профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом треть...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «Социология» по направлению 080100 «Экономика»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

191

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Истории политологии и социологии»

УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой (Доброноженко Г.Ф.) ____________________

« 6» сентября 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

по направлению

080100 «Экономика»

(бакалавриат)

Курс: 1

Семестр: 2

Лекции: 18 час.

Практические занятия: 18 час.

Контрольная работа

Самостоятельная работа: 36 час.

Форма контроля – зачет

Сыктывкар, 2010

Составлена

В соответствии с Федеральным государственным стандартом освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Экономика»

ОДОБРЕНА УМК

Протокол № 2 от «26» октября 2010 г.

Председатель УМК

____________________ (Зезегова О.И)

Авторы – Зезегова О.И .

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели освоения учебной дисциплины 4

  2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 4

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины 4

  1. Структура учебной дисциплины 5

  2. Образовательные технологии 6

  3. Формы текущего и итогового контроля 6

  4. Самостоятельная работа студентов 6

  5. Семинарские занятия 10

  6. Приложение 1. Примеры оформления библиографического списка 25

  7. Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний 27

  8. Приложение 3. Рекомендуемые интернет-сайты 176

  9. Приложение 4. Темы эссе. Методические рекомендации к написанию эссе. 177

  1. Цели освоения учебной дисциплины

Сформировать цельное представление об обществе, понимать законы развития общества, анализировать окружающие социальные явления и процессы, происходящие в мире и России (общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, религиозных, экономических и политических конфликтов), формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные; привить основы социологического мышления.

  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и составляет 2 кредита (зачетных единицы).

Для изучения дисциплины «Социология» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе при изучении «обществознания», обязательно чтение учебника и литературы к каждому семинарскому занятию.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные закономерности развития общества;

- основные социологические понятия;

- опросные и неопросные методы социологического исследования;

- классические и современные социологические теории;

- социальные проблемы современного российского общества

Уметь:

- самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять полученные социологические знания в профессиональной деятельности;

-корректно и аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной форме;

Владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению ВПО 080100 «Экономика».

Общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7).

  1. Структура учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

лекции

Практические занятия

СРС

1.

Вводная часть

Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

1

1

2

«Входное тестирование».

  1. .

2.

Основная часть

Тема 2. Прикладные социологические исследования. Методы социологических исследований

1

2-15

4

4

Участие в семинарских занятиях. Составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара»

Деловая игра.

Портфолио.

Составление тематических таблиц по учебной и научной литературе.

Написание творческой контрольной работы.

Тема 3. Классические социологические теории.

4

Тема 4. Современные социологические теории.

2

Тема 5. Российская социологическая мысль

2

Тема 6. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Подходы к развитию общества.

2

Тема 7. Социальный институт. Социальная организация.

2

2

Тема 8. Семья как социальный институт

2

Тема 9. Мировая система и процессы глобализации

2

Тема 10. Социальные группы и общности

2

Тема 11. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность.

2

Тема 12. Культура как социальный феномен.

2

Тема 13. Личность и общество. Понятие социального статуса.

2

Тема 14. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение

2

3.

Закрепление материала

Социальные проблемы современного российского общества

2

Закрепление материала

1

16

4

Итоговое тестирование

Итого: 72 часов

18

18

36

  1. Образовательные технологии

В курсе используется как традиционные технологии, сочетающие обзорные лекции по ключевым проблемам курса и семинары, так и активные формы проведения занятий –интерактивные технологии: деловая игра (ОК-7), дебаты (ОК-1), семинар-прессконференция (ОК-4), а также организация самостоятельной работы студента (ССР).

  1. Формы текущего и итогового контроля

Для организации текущего контроля используется тестирование, написание творческой контрольной работы.

Основной формой текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях. Наиболее предпочтительной является групповая работа студентов. Навыки письменного изложения проверяются в ходе написания творческой контрольной работы, в которой студенты должны отразить не только обсужденные в рамках семинаров подходы, но и выразить свою собственную позицию по вопросу и обосновать ее.

В конце курса проводится зачет.

Оценка по курсу является накопительной. Каждый студент для получения зачета обязан набрать не менее 55 баллов. Первая часть складывается из средней оценки активности каждого студента на семинарах, деловой игре. Вторая часть – доклада (не менее одного устного ответа на семинарском занятии), составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара» и оценки за творческую контрольную работу. Третья часть оценки складывается из результатов решения тестовых заданий по каждой теме и итогового тестирования по всем темам, а также письменных ответов студентов на открытые вопросы по пройденному материалу на зачете.

  1. Самостоятельная работа студентов

Лекция один из видов обучения в вузе. В лекции излагаются основные ключевые проблемы, терминология, приводятся примеры. Накануне лекции необходимо повторить содержание предыдущей лекции (а также пролистать тетради по обществознанию или перечитать школьный учебник обществознания, если эта тема была представлена в них), а затем посмотреть тему очередной лекции по плану лекций и прочитать краткое содержание, ознакомиться со знаниями и навыками, которые должны быть выработаны при изучении темы. Целесообразно вести записи (конспекты) лекций в отдельной тетради с оставлением полей для дополнений во время самостоятельной работы при чтении учебников и учебных пособий. При конспектировании лекций необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины и основные моменты. Лекция 2.: «Классические социологические теории» предполагает заполнение сводной таблицы, которая должна быть заранее подготовлена в тетради (полный разворот: столбик - 4 см).

Составление таблицы по итогам лекции.

Автор

О.Конт

Г.Спенсер

Э.Дюркгейм

К.Маркс

М.Вебер

Ф.Тённис

Современные социологи

Название

трудов

Социологи-

ческая теория

Этапы развития общества

1.

2.

3.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

3.

4.

Тип обще- ственных изменений

Терминоло-

гия авторов

ВЫВОД:

Семинарское занятие важнейшая составляющая текущего контроля, из которой складывается оценка итоговых знаний и навыков студента. Активно участвующие на семинаре студенты получают дополнительные баллы. Каждый студент должен не менее одного раза выступить на семинарском занятии с докладом, учитываются дополнениям к ответу на семинарском занятии. Литература, рекомендованная для конкретных семинаров, является обязательной для прочтения каждым студентом.

Подготовка доклада. Доклад по рекомендованной литературе рассчитан на 10 минут и должен содержать критическую оценку прочитанного. Тезисы доклада и список использованных источников и литературы необходимо согласовать с преподавателем не позднее чем за 3 дня до семинарского занятия. Целесообразно составить краткий план ответа, поскольку чтение доклада на семинаре недопустимо. Доклады делаются в соответствии с графиком, поэтому студентам необходимо заранее спланировать свое время. После каждого доклада следуют вопросы докладчику и дискуссия, которая должна базироваться на обязательной для всех студентов литературе и на докладе. Докладчик выступает как модератор дискуссии и готовит вопросы для обсуждения.

Оценка доклада. При оценке доклада используются следующие критерии. Ответ дан на поставленный вопрос и является четким и точным, логически верным и аргументированным, с перечислением и кратким раскрытием основного положения (если речь идет об авторской позиции), перечислением основных элементов (если речь идет о классификациях) и их кратком пояснении, уместно использована социологическая терминология. Доклад построен с использованием сведений, взятых из дополнительных источников, в том числе социологических исследований (+1 балл к оценке). Стиль и грамматика изложения соответствуют нормам устной русской речи. Дополнительно оценивается умения докладчика модерировать дискуссию; участвовать в обсуждениях, в том числе — умения аргументировать собственную позицию.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку за работу на семинарах или пропустивший более 30% семинарских занятий, для получения положительной оценки обязан пройти тест, включающий все темы курса.

Участие в деловой игре. Деловые игры являются одной из наиболее эффективных форм решения практических задач обучения специалистов. Выступая как динамические модели упрощенной действительности, они позволяют имитировать реальные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между контрагентами. При этом создаваемая имитационная модель требует немедленного решения поставленной задачи, развивая и укрепляя знания и навыки студентов, приобретенные на всех этапах обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «статистика» Направление 080100 «экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
  2. Программы подготовки магистров по направлению 080100. 68 «Экономика» «Экономика фирмы»

    Документ
    Целью данной программы является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих как современными теоретическими и методическими знаниями в области внутрифирменного планирования, так и навыками их практического применения
  3. Программа дисциплины Инвестиции для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра 1 Область применения и нормативные ссылки

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины менеджмент для направления 080100. 62 «Экономика»

    Программа дисциплины
    Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России; понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России;
  5. Рабочая программа дисциплины (7)

    Рабочая программа
    Курс “Теория вероятностей и математическая статистика” является общепрофессиональной дисциплиной по подготовке бакалавров по направлениям: 521600 “Экономика”, 080 “Маркетинг”, 080503 “Антикризисное управление”.

Другие похожие документы..