Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она ...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре Инновационного и производственного менеджмента федерального государственного бюджетного образовательного учреждения в...полностью>>
'Документ'
Оценивая программу развивающего обучения русскому языку в начальных классах, методисты видят ее принципиальный недостаток в том, что основное внимани...полностью>>
'Документ'
1. Порядок регулирования уровня заработной платы руководителя и заместителей руководителя государственного автономного учреждения образования Республ...полностью>>

Программа дисциплины История религий для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины

История религий

для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор к.ф.н., Кнорре Борис Кириллович

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» _________________ Истории философии

Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой А.М. Руткевич

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_________________ 200 г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь И.В. Макарова

______________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка

Цель курса формирование целостного представления о феномене религии, усвоение важных в научном и познавательном отношении разделов истории религий, формирование представлений о религиозных системах в отдельности и их конституирующих принципах. В курсе предусмотрено усвоение основных религиоведческих понятий, уяснение общеупотребимых терминов, характеризующих явления религиозного характера.

Задачами курса являются: рассмотрение религии как сущностной антропологической характеристики, интерпретация понятия религии в современном гуманитарном знании, рассмотрение религии в жизни человека и общества, знакомство с основными международными и российскими правовыми нормами, регулирующими взаимоотношение общества с религиями. В курсе излагаются доктринально-философские основы, практические формы и основные исторические этапы формирования религиозных систем человечества. Рассматривается историческая роль и место религий в развитии цивилизации и культуры. Разъяснятся такие термины и понятия, как: «религиозное», «конфессиональное», «светское», «секулярное», «сакральное», а также «фундаментализм», «модернизм», «консерватизм», «либерализм» применительно к области религии.

Актуальность дисциплины определяется значимостью религиозного фактора в современных цивилизационных процессах, серьезной ролью, которую продолжает играть религия в жизни общества, фактом теснейшей включенности религии в современную культурную и политическую жизнь, усложнением социо-культурных и конфессиональных связей в процессе глобализации.

Немаловажным является и тот факт, что Россия – многоконфессиональная страна. Взаимоотношения людей, принадлежащих к разным религиозным традициям, во многом определяют уровень стабильности в современном обществе и государстве. Научные знания о религии важны для того, чтобы избежать оценочных позиций при рассмотрении религии, независимо от того, положительные они или отрицательные. Знания, предлагаемые в курсе, применимы и для индифферентных в отношении к религии людей, и для людей различной конфессиональной принадлежности.

Курс рассчитан также на то, чтобы: показать связь между изначальными базисными принципами той или иной религии и их практическим воплощением в жизни общества, научить анализировать явления культуры на предмет их религиозной обусловленности, выявлять религиозные элементы в искусстве, философии, политике и разных сферах жизни социума. Описание религии дается в ее многогранных проявлениях: история, доктрина, влияние на культуру, социально-политическое измерение – при одновременной иллюстрации взаимосвязи этих уровней.

Программа курса исходит из представления о том, что давать описание той или иной религии целесообразно со ссылкой на современность - с иллюстрацией того, насколько исходные принципы той или иной религиозной системы влияют на ее современное состояние, связанную с ней культуру и психологические установки носителей данной культуры.

В курсе рассматриваются наиболее известные и социально значимые религиозные традиции, их различные проявления и модификации, наиболее показательные для понимания эволюции религиозного сознания общества. Затронуты также некоторые новые религии и религиозно-мировоззренческие движения, показательные для целостного представления о религии как таковой. При описании отдельной религиозной системы выделяются ее идейно-образующие концепты. После их описания и характеристики показывается их эволюция, роль в истории культуры. В дальнейшем показывается проявление этих концептов в жизни общества, для которого конкретная религиозная система играет реальную роль.

Отдельное внимание уделяется историческому положению религии в России и формированию российского религиозного сознания. В этой связи, дается сопоставление массовых стереотипов восприятия религии в России и анализ того, как эти стереотипы соотносятся с актами российского законодательства в отношении религии.

Изложение принятых в обществе терминов, характеризующих религиозные явления сопровождается, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением псевдо-смыслов этих понятий и терминов, «обывательских» значений, которые они подчас приобретают в медиа-пространстве.

Методические рекомендации преподавателям

При прохождении курса преподавателям рекомендуется использование проблемного и интерактивного подходов, а также применение технических и электронных средств обучения. Тематика лекционных и семинарских занятий определяется местом, которое занимает тот или иной раздел курса в учебной программе, а также наличием и доступностью источников и литературы. Планы семинарских занятий строятся так, чтобы не дублировать лекционный материал. Целесообразно применять разнообразную методику семинарских занятий. Рекомендуется давать больше заданий по сопоставлению, использовать метод сравнительного анализа. Учитывая, что этот метод у студентов второго курса вызывает определенные трудности, преподавателю следует проводить необходимые разъяснения по теме, предполагающей применение этого метода.

Методические указания студентам

На семинарских занятиях предусмотрено обсуждение «священных писаний» разных религий и текстов, лежащих в основе религиозной веры и культа. Кроме того, студенты должны проработать основные современные документы по проблемам свободы совести: закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединений»; Конституцию Российской Федерации (статьи 14, 19, 28, 29); Всеобщую декларацию прав человека.

Основные формы работы на семинарах:

– изучение текстов источников;

– выступление с сообщениями и докладами (регламент – около 15 минут);

– фронтальная беседа при сравнении специфики различных конфессий;

– свободный обмен мнениями при анализе таких религиозных систем, как православие, ислам, сектантство. Студент должен сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме.

На семинарских занятиях студент приобретает навыки и умения, которые позволят в будущем распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем, толерантно воспринимать адепта другой конфессии.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещение и работа на семинарах (обсуждение тем, ответы на вопросы, диспуты, доклады) – 30 % от итоговой оценки;

  • домашнее эссе (4-6 тыс. знаков, 12 кегль, 1,5 интервал, 2 см поля) – 30 % от итоговой оценки;

  • устный экзамен – 40 % от итоговой оценки.

Тематический план учебной дисциплины

Пп

Название темы

Всего часов

Аудиторны е часы

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинары

Введение в предмет. Что такое религия?

2

1

1

0

Религия как предмет исследования

2

1

1

0

Первобытно-архаические верования и подходы к их изучению

4

2

1

1

Древние религии Месопотамии и Анатолии

4

2

0

2

Культы Древнего Египта и Ханаана

3

1

1

1

Религии Китая и Японии

2

1

1

0

Зороастризм

1

1

0

0

Индуизм. История и основные доктринальные положения

8

2

2

4

Индуизм. Социально-политическое измерение

2

1

1

0

Буддизм. Система основных положений. Сущностные отличия от индусской духовности

6

1

2

3

Славянское язычество и народное архаико-мифологическое мировосприятие

2

1

1

0

Религии откровения. Библейская традиция

6

1

2

3

Раннее христианство. Конститутивные реалии

6

1

2

3

Христианство в эпоху Вселенских соборов

5

1

0

4

Православие. Общие сведения

5

1

1

3

Православие в России (от принятия христианства по XIX век)

6

1

1

4

Русское православие в XX веке

8

1

1

6

Католицизм

8

2

2

4

Протестантизм и христианское сектантство

6

2

0

4

Иудаизм

7

2

2

3

Ислам.

10

3

3

4

Сикхизм

1

1

0

0

Нетрадиционные культы как феномен религиозного сознания

4

2

0

2

Итого:

108

29

26

53

Структура курса

Тема 1. Введение в предмет. Что такое религия?

Понятие религии: проблема определения. Сущностные и дескриптивные определения религии. Религия как сущностная антропологическая характеристика. Дисциплина «религиоведение» и основные религиоведческие понятия. Принципиальные отличия религиоведения и теологии. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религия как конфессия, состоящая из суммы институтов, и как «культурно-символическая реальность». Функции и роль религии. Типы религиозной веры. Естественные религии и религии откровения. Теизм, монотеизм, политеизм, генотеизм, деизм, пантеизм. Замкнутость и полнота религиозных систем. Классификация религий. Статистический портрет.

Литература

Основная

Религиоведение / Под редакцией М.М. Шахнович. - СПб., 2008. С. 6 – 14.

Основы теории религии // Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998. C. 14-86.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Теории сакрального для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Лекция 1. Обзорная лекция; вводная часть. Акценты курса. Сакральное как проблема и научное понятие. Теории сакрального vs история религий. Социологическая категоризация понятия сакрального и анализ сакрального как феномена.
  2. Программа дисциплины Этика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры

    Программа дисциплины
    Этика: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М: Гардарики, 2004. (рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов по философии, политологии и религиоведению в качестве учебника для студентов философских факультетов
  3. Программа дисциплины Философия религии для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор Лифинцева Т. П., канд филос наук, доцент кафедры истории философии ф-та философии

    Программа дисциплины
    Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к преподавательской и научно-исследовательской работе по специальности «Философия», прежде всего на тех, кто интересуется философией религии и историей религиозных идей.
  4. Программа дисциплины Аристотелевское учение о душе для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Задачей курса является ознакомление студентов с истоками и различными вариантами учения о душе в Античности - в первую очередь, с аристотелевской (а через нее и платоновской) концепцией души.
  5. Программа дисциплины История немецкой классичесокй философии для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Цель курса — освоение студентами наследия классической немецкой философии, знакомство с содержанием философских концепций Иммануила Канта и трех представителей «абсолютного идеализма» — Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Другие похожие документы..