Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Всероссийский фестиваль искусств «ТРИУМФ» проходит по следующим жанрам: хореографическое искусство, вокальное искусство, музыкально-инструментальное ...полностью>>
'Реферат'
Математическое моделирование является неотъемлемой частью практически любого исследования в области экономики. Бурное развитие математического анализ...полностью>>
'Закон'
Действующее законодательство Республики Казахстан практически никак не регулирует вопрос трудоустройства выпускников вузов. Содержащиеся в нем положе...полностью>>
'Реферат'
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюдж...полностью>>

Методические указания по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждены

Государственным строительным

комитетом СССР

20 июля 1988 г. N 32-Д

Согласовано

с Госпланом СССР

(письмо от 30 июня 1988 г.

N КМ-250/4-485)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАСЧЕТУ НОРМ РАСХОДА БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН

Методические указания подготовлены в соответствии с Планом-графиком разработки норм расхода бензина и дизельного топлива по маркам (моделям) строительно-дорожных машин, утвержденным Госстроем СССР и согласованным с Госпланом СССР.

Методические указания содержат основные положения по нормированию расхода топлива на работу строительно-дорожных машин.

Методические указания являются типовым документом и могут служить для создания методик и инструкций конкретными министерствами и ведомствами при уточнении и детализации отдельных положений настоящих Методических указаний, раскрывающих специфические особенности расхода топлива на работу строительно-дорожных машин.

Методические указания разработаны:

НИИПиНом при Госплане СССР: ст. научный сотрудник Стихарев А.И. (отв. исполнитель); зав. сектором, к.т.н. Хоменко А.В.; зав. отделом, к.т.н. Шевченко Л.А.

ЦНИИОМТП Госстроя СССР: ст. научный сотрудник, к.т.н. Киселев М.М. (отв. исполнитель); зам. директора, к.т.н. Полосин М.Д.; зав. отделом Чинский Н.И.; мл. научный сотрудник Иванова А.Б.; ст. научный сотрудник Комаров Ю.В.

Госстроем СССР: начальник подотдела Тимофеев Н.Д.; ведущий инженер Преснякова Е.А.; ст. эксперт Сарычев Е.Г.

Госпланом СССР: начальник подотдела Отдела норм и нормативов Симоненко Н.В.; ст. эксперт Куринова Е.П.

Методические указания предназначены для специалистов министерств, ведомств и планирующих органов, занимающихся вопросами нормирования и планирования расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин, а также разработкой прогрессивных технико-экономических норм расхода топлива при создании и постановке на производство новых средств механизации.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов на современном этапе экономического и социального развития народного хозяйства страны является одной из наиболее актуальных.

Важным звеном в решении общегосударственной проблемы экономии топливно-энергетических ресурсов является рациональное и экономное использование топливно-смазочных материалов на эксплуатацию машин в строительстве. Эффективное использование этих материалов на работу строительно-дорожных машин должно обеспечиваться применением научно обоснованных прогрессивных норм расхода топлива и смазочных материалов и определения их потребности на всех уровнях управления производством.

Накопленный опыт в производстве соответствующих методических материалов и в ходе разработки норм расхода топлива на конкретные марки машин и механизмов в отраслях народного хозяйства позволил подготовить данные Методические указания, которые являются обобщающим и своего рода направляющим документом при дальнейшей конкретизации нормирования расхода топлива по различным направлениям и уровням планирования.

Методические указания разработаны с учетом требований Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и в целях усиления заинтересованности трудовых коллективов в ресурсосбережении (1).

Методические указания регламентируют состав, порядок и способы расчета индивидуальных норм расхода бензина и дизельного топлива (далее - топлива) по маркам (моделям) строительно-дорожных машин, определения групповых норм расхода топлива, а также потребности в нем на всех уровнях планирования и управления строительным производством.

Расчет групповых норм расхода топлива и потребности в нем на всех уровнях управления производится по разработанным для всего народного хозяйства единым индивидуальным нормам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические положения по нормированию

1.1.1. Нормирование расхода топлива на работу строительно-дорожных машин (далее - машин) - это установление плановой меры его рационального производственного потребления.

1.1.2. Основная задача нормирования - обеспечить применение при планировании и в производстве технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива в целях наиболее эффективного использования, рационального распределения и обеспечения экономии.

1.1.3. Норма расхода топлива на работу машин - это плановый показатель потребления топлива на производство единицы работы (продукции) или рабочего времени при использовании машин в условиях применения прогрессивной технологии строительно-монтажных работ и рациональной организации труда (коллективного подряда и других прогрессивных форм).

1.1.4. Нормы расхода топлива на работу машин рассчитываются раздельно по бензину и дизельному топливу. Соблюдение установленных норм расхода топлива является обязательным условием при материальном стимулировании за экономию нефтепродуктов.

1.1.5. Нормы расхода топлива должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива на работу машин, необходимости повышения внутрисменного использования машин и содействовать максимальному выполнению плановых заданий и достижению высоких экономических результатов (показателей) работы машин.

1.2. Классификация и состав норм расхода топлива

1.2.1. Нормы расхода топлива, разрабатываемые для машин, классифицируются по следующим основным признакам:

по степени укрупнения - индивидуальные и групповые;

по периоду действия - квартальные и годовые <*>;

--------------------------------

<*> На предприятиях могут устанавливаться нормы по месяцам, а также маршрутные нормы на период действия маршрута.

по составу расходов - технологические (пооперационные) и общепроизводственные.

1.2.2. Индивидуальная норма расхода топлива - это норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или рабочего времени применительно к определенным условиям производства работы.

1.2.3. Групповая норма расхода топлива - это норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации) <*>, необходимая для выполнения запланированного объема работ на данном уровне.

--------------------------------

<*> Предприятие (организация) различных уровней планирования - первичная организация (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.), трест (объединение), главное управление (совет министров союзной республики), строительное министерство (ведомство), строительный комплекс, народное хозяйство.

1.2.4. Технологическая норма - норма расхода топлива на производство данного вида работы (операции) конкретными машинами, которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.

1.2.5. В нормы расхода топлива не должны включаться затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы, несоблюдением требований к качеству поставляемого топлива и другими нерациональными затратами.

1.2.6. В нормы расхода топлива на работу машин не включаются расходы топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до места капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей машины, обкатку машин после капитального ремонта перед пуском в эксплуатацию), хранение машин, потери топлива при хранении и транспортировании нефтепродуктов и на другие ремонтно-хозяйственные нужды, не связанные с осуществлением непосредственно технологического процесса. Расход топлива на эти нужды должен нормироваться отдельно.

1.2.7. Основными составляющими, участвующими в нормировании расхода топлива на работу машин, являются индивидуальные и групповые нормы, а также нормативные коэффициенты, учитывающие особенности выполнения работы машинами. Нормативные коэффициенты учитывают влияние на расход топлива различных эксплуатационных условий, не учтенных индивидуальными нормами.

1.2.8. Индивидуальные нормы расхода топлива на машины разрабатываются и утверждаются для министерств и ведомств в централизованном порядке для средних эксплуатационных условий работы строительной техники. Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатывают головные организации строительных министерств при участии НИИПиН при Госплане СССР и утверждаются Госпланом СССР. Они служат для определения групповых норм расхода топлива на различных уровнях планирования, а также для расчетов нормируемых расходов топлива машинами в строительных организациях.

1.2.9. Групповые нормы расхода разрабатываются на всех уровнях планирования потребности топлива на работу машин и утверждаются настоящей организацией.

1.2.10. Групповые нормы расхода топлива определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе утвержденных индивидуальных норм расхода с учетом нормативных коэффициентов и соответствующих объемов работ.

1.2.11. Групповые нормы расхода топлива являются плановым показателем затрат топлива на единицу работы строительно-дорожных машин на каждом уровне планирования и служат для определения планируемого потребления топлива и оценки эффективности его использования конкретным предприятием.

1.2.12. При расчетах индивидуальных и групповых норм расхода топлива должны применяться нормативные коэффициенты, которые учитывают влияние местных особенностей эксплуатации на расход топлива двигателями машин. Особенности эксплуатации нормативные коэффициенты учитывают следующими факторами:

внутрисменного использования двигателя машин - отношение времени работы двигателя машины в течение смены к продолжительности смены;

календарного использования времени машины - отношение времени работы машины к общему календарному времени в году;

использования мощности двигателя - отношение загрузки двигателя по мощности к его номинальной мощности;

доли расхода топлива на запуск и регулировку двигателя машины в начале или в течение смены;

повышенного расхода топлива в периоды эксплуатационной обкатки новых и капитально отремонтированных машин и их двигателей;

увеличения расхода топлива на работу в холодное (зимнее) время года с температурой воздуха ниже 0 град. C;

дополнительного расхода топлива на работу в горных условиях на высоте свыше 1000 м над уровнем моря;

влияние других факторов (квалификация машиниста, технологические условия работы и др.).

1.2.13. Исходной информацией для определения индивидуальных и групповых норм расхода топлива и расчета потребности в нем на работу машин служат:

данные эксплуатационных документов на машины;

нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);

структура и численность (по маркам) парка строительных машин;

объем и структура работ (производства);

показатели действующих стандартов на соответствующие машины;

результаты специальных испытаний;

отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива (раздельно бензина и дизельного топлива) на работу машин за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по предприятию);

данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.

1.2.14. Индивидуальные нормы расхода топлива определяют на основе паспортных данных по удельному расходу топлива двигателем конкретных машин различных типов и марок с учетом их наиболее вероятной загрузки (использования) по мощности и по времени. Они учитывают эксплуатационные особенности использования конкретных типов машин и достигнутые прогрессивные показатели удельного расхода топлива, а также планируемые мероприятия по экономии топлива.

1.2.15. Групповые нормы для конкретных уровней планирования расхода топлива определяются в зависимости от состава парка машин, организации и технологии производства работ, природно-климатических условий производства работ и других факторов, указанных в п. 1.2.12.

1.3. Методы разработки норм расхода топлива

1.3.1. Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.

1.3.2. Расчетно-аналитический метод основан на расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительно-монтажных работ, а также планируемых мероприятий, направленных на экономное и рациональное использование топлива. Расчетно-аналитический метод применяют для расчета индивидуальных и групповых норм расхода топлива.

1.3.3. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по их эксплуатации. Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют данные для расчета индивидуальных норм.

1.3.4. Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение. Метод применяют как исключение в тех случаях, когда не представляется возможным использовать расчетно-аналитический и опытный методы.

1.3.5. Для оценки точности метода расчета норм следует производить опытную проверку разработанных индивидуальных норм расхода, а также сравнение расчетных величин с фактическими данными о расходе топлива за отчетный период.

1.3.6. Размерность норм расхода топлива должна устанавливаться в соответствии с единицами измерения, принятыми при планировании и учете топлива, объемов производства работы (продукции), а также обеспечивать практическую возможность контроля за соблюдением норм расхода топлива.

1.3.7. Расход топлива за единицу производимой работы определенного вида или единицу времени работы машины нормируют в килограммах (кг), граммах (г), литрах (л) натурального топлива.

1.3.8. Единицей измерения работы (продукции), выполняемой машинами, является ее физическая величина в натурально-вещественной или другой форме: метр кубический (куб. м), тонна (т), километр (км), тонно-километр (т x км), киловатт-час (кВт.ч), час работы машины (маш.-ч) и т.д.

1.3.9. Нормы расхода топлива разрабатывают на производство единицы работы (продукции) или единицу времени работы машины и измеряют в граммах, килограммах или литрах на метр кубический, тонну, километр, тонно-километр, киловатт-час выполненной работы либо на час работы машины.

1.3.10. Индивидуальные нормы расхода топлива имеют размерность в килограммах (литрах) на час работы конкретной машины или на единицу производимой работы (продукции) с обозначением единиц измерения - кг/маш.-ч или кг/куб. м, кг/т, кг/км, кг/т x км, кг/кВт.ч.

1.3.11. Групповые нормы расхода топлива на работу машин для

конкретного уровня планирования измеряют в килограммах (граммах)

на планируемое время работы машин или на планируемый объем работы

кг кг кг кг кг

с обозначением единиц измерения: ------, ------, --, --, ------,

маш.-ч куб. м т км т x км

кг

-----.

кВт.ч

1.3.12. Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатываются по маркам (моделям) машин в соответствии с п. 2.1 настоящих Методических указаний. Головные организации - разработчики министерств (ведомств) подготавливают и согласовывают нормы расхода топлива на все марки машин, находящихся в эксплуатации.

1.3.13. Головная организация министерства (ведомства), разрабатывающая нормы расхода топлива, производит их опытную проверку в подведомственных строительных организациях и несет ответственность за обоснованность представляемых на утверждение норм расхода топлива.

1.3.14. Рассмотрение, согласование и подготовку к утверждению индивидуальных норм расхода топлива по маркам (моделям) машин производят головные организации - разработчики норм строительных министерств совместно с ЦНИИОМТП Госстроя СССР и НИИПиНом при Госплане СССР. Разработанные индивидуальные нормы периодически пересматриваются с учетом изменения структуры парка машин в строительстве.

1.3.15. Разработанные индивидуальные нормы расхода топлива утверждаются Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.

1.3.16. Планирование потребности в топливе на работу строительно-дорожных машин производится в тоннах натурального топлива.

1.3.17. В соответствии с действующими руководящими и справочными материалами при разработке настоящих Методических указаний по расчету норм расхода топлива на работу строительно-дорожных машин принята следующая классификация машин по конструктивным особенностям и принципу работы.

По назначению все строительно-дорожные машины делятся на следующие классы:

I. Для земляных работ.

II. Подъемно-транспортные.

III. Буровые.

IV. Сваебойные.

V. Для бетонных и железобетонных работ.

VI. Отделочные.

VII. Дорожные.

VIII. Ручные машины (механизированный инструмент).

Состав машин по видам внутри каждого класса определен с учетом классификации (Прил. 1, табл. 1), а также статистической отчетности по формам N 1-нт (строит.) и N 12-строительство, утвержденным Госкомстатом СССР (5, 6). Особо выделена внутри каждого класса строительно-дорожная техника на автомобильном шасси, относимая к специальным автомобилям (статистическая отчетность по форме 1-автотранспорт).

1.3.18. Номенклатура марок машин, по которой разрабатывают индивидуальные нормы в соответствии с планом-графиком разработки норм расхода бензина и дизельного топлива по маркам (моделям) строительно-дорожных машин, утвержденным Госстроем СССР и согласованным с Госпланом СССР, определяется по согласованию с Отделом механизации и технологии строительства Госстроя СССР в соответствии с Перечнем машин (по маркам и количественному составу), числящихся на балансе производственных подразделений министерства. Номенклатура машин по маркам представляется в соответствии с приведенной выше классификацией по Приложению 1, табл. 1.

Количественный состав машин по маркам, а также их качественный состав устанавливают в организациях по перечню наличия строительных машин по состоянию на конец отчетного года или другой отчетной документации.

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ

СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реестр действующих в электроэнергетике нтд на 01. 07. 2003

    Документ
    * - нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан,
  2. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г

    Методические указания
    В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, на основании которого издан настоящий документ,
  3. Общесоюзные нормы технологического проектирования магистральные трубопроводы Часть I. Газопроводы

    Документ
    В работе принимали участие: Техническое управление, управление проектно-изыскательских работ, управление по транспортировке и поставкам газа, управление экспертизы проектов и смет,
  4. Постановлений Правительства Российской Федерации. Пособие содержит методические рекомендации (1)

    Методические рекомендации
    Настоящее пособие является переработкой изданного "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб.
  5. Методические рекомендации Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте I. Общие положения (1)

    Методические рекомендации
    1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля,

Другие похожие документы..