Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь...полностью>>
'Документ'
В рамках школы планируются доклады, профессиональные круглые столы и более 20 мастер классов ведущих мастеров психотерапии и тренинга из Санкт-Петербу...полностью>>
'Решение'
Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений в гражданском процессе. (процессуальные особенности рассмотрения одной из ка...полностью>>
'Документ'
Война и мир – бессмертные понятья, Не существуют по отдельности они. Они достаточно сложны для восприятья....полностью>>

Законности и правопорядка экологическая безопасность россии проблемы правоприменительной практики

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Научно-исследовательский институт
проблем укрепления законности и правопорядка
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

ПРОБЛЕМЫ

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ

Под редакцией доктора юридических наук

В.Н. Лопатина

МОСКВА

2003

Проблемы обеспечения экологической безопасности. Сборник научных трудов / Под ред. докт. юрид. наук В.Н. Лопатина. – М., 2003. – 189 с.

Сборник научных трудов подготовлен по материалам научно-практической конференции, организованной 29 ноября 2002 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. В книгу вошли труды научных и практических работников, известных в стране и за рубежом специалистов в области экологического права и прокурорского надзора в данной сфере.

В сборнике освещаются вопросы правового обеспечения экологической безопасности, соответствующие проблемы в отдельных отраслях природопользования, дается оценка деятельности правоохранительных органов в данной сфере и рассматриваются пути ее совершенствования.

Для научных сотрудников, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, работников правоохранительных органов и других специалистов, работающих в сфере природопользования и экологической безопасности.

Редакционная коллегия: М.В. Королева, О.П. Бедный, Д.Г. Добрецов.

 НИИ проблем укрепления законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре РФ, 2003

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

5

Лопатин В.Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной

законности

6

Грачев В.А., Кудрина И.В. Законодательное обеспечение экологической безопасности

24

Куценко В.В. Угрозы экологической безопасности Российской Федерации

и пути их снижения

31

Боголюбов С.А. Развитие законодательства об экологической безопасности

37

Бринчук М.М. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

и экологическая безопасность в Российской Федерации

43

Бедный О.П. Правовые аспекты обеспечения экологической безопасности.

45

Бирюков В.Л.,

Иванов В.Н. Правовые основы предотвращения экологических преступлений,

терроризма, экоцида

53

Лапина М.А. Правовое регулирование обеспечения экологической

безопасности в Российской Федерации и ее субъектах

58

Хромченко Я.Л. Об унификации и гармонизации законодательства Российской

Федерации в области экологии

63

Салов Е.И. Экологическая культура в системе экологической безопасности:

научно-образовательный и нравственно-правовой аспекты

(на материалах Республики Адыгея)

65

Виноградов В.П. Формирование экологического правосознания в процессе

подготовки кадров для работы в природоохранных органах

67

Калита А.Н. Экологические движения и их роль в обеспечении

экологической безопасности России

71

Серебрякова Е.С. Некоторые проблемы экологической безопасности

в современной России

76

Курочкина В.В. О понятии экологической безопасности

79

ЧАСТЬ II. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

82

Грицков В.В. Законодательное обеспечение рационального природопользования при разработке месторождений полезных ископаемых

83

Попов А.А. Обеспечение экологической безопасности в топливно-энергетическом комплексе

88

Нефедьев В.В. Организация устойчивого лесопользования

91

Попов В.В. Проблемы обеспечения экологической безопасности в сфере лесопользования

95

Белаенко А.П. Платежи за лесопользование и формирование финансовой базы обеспечения экологической безопасности

99

Дорошин Ю.П. Снижение пожароопасности лесов как условие обеспечения экологической безопасности

106

Суслова Н.В. Пожарная обстановка в лесном фонде Российской Федерации и экологическая безопасность страны

108

Карамышева О.В. О проблемах состояния и охраны земель в свете экологической безопасности и пути их решения

113

Бусарова В.М., Серов Г.П., Жаркова Ю.Г. Правовое обеспечение деятельности по обращению с отходами производства и потребления – одно из основных условий экологической безопасности страны

129

Брылов Д.С., Ганова С.Д. Правовой режим водоохранных зон в федеральном и региональном законодательстве (на примере г. Москвы)

136

ЧАСТЬ III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Королева М.В. Состояние законности и проблемы экологической безопасности

144

Солдатова В.А. Роль органов прокуратуры в обеспечении экологической безопасности в Российской Федерации на примере Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры

149

Юнак А.И. Проблемы обеспечения экологической безопасности в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации

152

Лещенко А.П. Деятельность экологической милиции – важная составляющая экологической безопасности

157

Азаров Г.И., Новиков В.В. Функции органов внутренних дел в реализации экологической доктрины Российской Федерации

161

Головко М.Ю. О некоторых мерах по обеспечению экологической безопасности в Российской Федерации

165

Пономарев М.В. Уголовно-правовые средства обеспечения экологической безопасности

167

Филаненко А.Ю. Меры уголовно-правового воздействия в системе обеспечения экологической безопасности страны

Батурина Г.К. Прокурорский надзор и его роль в системе предупреждения экологических правонарушений предприятиями нефтегазового комплекса (по материалам Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры)

168

Поляков Ю.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха – важная составляющая в обеспечении экологической безопасности

176

Добрецов Д.Г. Защита прокурором конституционных прав человека и гражданина в части обеспечения экологической безопасности населения

180

Осипов Г.И. Деятельность органов прокуратуры по реализации экологического законодательства для обеспечения экологической безопасности

184

Часть I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ

За полтора столетия наука о сложных взаимосвязях и взаимоотношениях в природе (по Геккелю) трансформировалась в учение о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, а затем на первое место здесь вышла социальная экология – вопросы отношений человека и природы, их взаимной безопасности. Эти общепланетарные проблемы являются для нас и общенациональными. Для их решения в соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.) сегодня необходима консолидация усилий вокруг базовых общенациональных ценностей, чтобы Россия уже в обозримом будущем вернулась в ряды богатых, развитых, уважаемых государств мира. Такой подход должен найти отражение при определении основных направлений государственной политики, формировании ее правовых основ и в правоприменительной практике обеспечения экологической безопасности.

Государственная политика в области экологической безопасности

Основные направления политики государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Направления государственной политики в области экологической безопасности Президент России определил в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.) и уточняет в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности в Концепции национальной безопасности РФ были отнесены: борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; борьба с радиоактивным загрязнением; создание экологически чистых технологий; рациональное использование природных ресурсов. То есть природоохранная деятельность и природопользование рассматривались как приоритеты государственной политики в области обеспечения экологической безопасности, что явно противоречило Конституции РФ (ст. 72). В числе неотложных мер для повышения эффективности природоохранной деятельности предлагалось принять законодательные акты, обеспечивающие юридические основы экологической безопасности. Через два года в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.) была предпринята попытка устранить противоречия, но в результате институт экологической безопасности был вообще исключен из текста этого доктринального документа, что, конечно же, не прибавило ясности как для законодателя, так и для правоприменителя. Коренное улучшение экологической ситуации в стране названо в Концепции одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а прежние приоритеты из области обеспечения экологической безопасности отнесены к числу приоритетных направлений деятельности государства уже в целом в сфере экологии.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440) был закреплен курс на воплощение в политике принципов устойчивого развития как важнейшее направление экологической политики.

Отвечает за реализацию экологической политики в соответствии с указанными направлениями Правительство РФ, которое согласно ст. 18 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 31 декабря 1997 г.) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 гг.) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р) декларируется лишь право граждан на экологическую безопасность, для защиты которого обосновывается необходимость экологического страхования. В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р, обеспечение экологической безопасности страны определено как конечная цель государственной политики в области экологии при сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций. В числе приоритетных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ признаны:

обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

экологические приоритеты в здравоохранении;

предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды;

контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Одними из основных задач по реализации государственной политики в сфере экологии в соответствии с Экологической доктриной являются создание эффективного правового механизма обеспечения экологической безопасности и совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

Скорейшее правовое урегулирование вопросов обеспечения экологической безопасности имеет множество значений и аспектов, в том числе: конституционное, международное, экономическое, социальное.

Конституционное значение определяется, прежде всего, тем, что вопросы обеспечения экологической безопасности отнесены Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 72) к конституционным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, наряду с вопросами природопользования и охраны окружающей среды. В оценке конституционности этих отношений можно выделить три аспекта.

Во-первых, соотношение этих объектов (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) в Конституции РФ не определено, поэтому в законодательстве встречаются различные подходы к решению этой проблемы.

Например, государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на обеспечение экологической безопасности (ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня1996 г. (в ред. от 2 января 2000 г.), т.е. обеспечение экологической безопасности выступает приоритетом по отношению к природопользованию и охране окружающей среды. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. в ст. 3 обеспечение экологической безопасности названо как основной принцип охраны окружающей среды, тогда как охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов выступают как необходимые условия обеспечения и благоприятной окружающей среды, и экологической безопасности, т.е. уже два объекта (охрана окружающей среды и экологическая безопасность) имеют приоритет перед природопользованием, а последнее выступает условием их обеспечения. В ежегодном Государственном докладе МПР России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» экологическая безопасность рассматривается уже как часть охраны окружающей среды и природопользования, а ее обеспечение включает использование инструментов оценки, предупреждения, контроля и ликвидации негативных воздействий на окружающую среду и здоровье населения планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности (экологическая экспертиза, лицензирование, экологический контроль, экологический мониторинг, экологическое страхование)1.

Во-вторых, практически не определены конкретные механизмы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения экологической безопасности и процедуры их реализации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» было установлено, что при наличии федерального регулирования в относящейся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды субъект Федерации не должен принимать противоречащие этому регулированию правовые акты (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ) и исключать его действие на своей территории. При этом в любом случае с Российской Федерации не снимается обязанность обеспечивать необходимую экологическую безопасность и охрану окружающей среды, в том числе сохранение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории соответствующего субъекта Федерации (ч. 1 ст. 9; п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В то же время только в нескольких случаях в законодательстве определены механизмы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой области, да и они не детализированы в конкретных правовых актах, что затрудняет их реализацию. Например, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (в ред. от 2 марта 1998 г., от 20 декабря 1999 г., от 2 декабря 2000 г., от 10 января 2003 г., от 27 февраля 2003 г., от 30 июня 2003 г., с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.) к ведению Российской Федерации, субъектов Федерации в вопросах охраны здоровья граждан отнесены природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности (ст. 5, 6, 7), а к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан отнесены охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий (ст. 8). Порядок и формы осуществления установленных законодательством полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам обеспечения экологической безопасности определяются по соглашению между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю (п.3 ст. 20 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., в ред. от 30 июня 2003 г.). Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. (в ред. от 15 апреля 1998 г.) устанавливает, что он регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В другом случае установлено, что органы исполнительной власти субъектов Федерации в сфере обращения лекарственных средств проводят экспертизу экологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов РФ (ст. 7 Федерального закона «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., в ред. от 30 июня 2003 г.). Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации разрабатывают и реализуют комплексные программы экологической безопасности территорий, на которых расположены объекты использования атомной энергии (ст. 10 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. (в ред. от 10 февраля 1997 г., от 10 июля 2001 г., от 30 декабря 2001 г., от 28 марта 2002 г.). На деле только в четырех субъектах Федерации, по оценке Управления экологической безопасности МПР России, имеются такие программы. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в ред. постановления Госстроя России от 2 августа 2002 г. № 94) предусматривается, что органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (в ред. от 7 июля 2003 г.) осуществляется контроль экологической безопасности коммунального обслуживания наряду с организацией утилизации и переработки бытовых отходов (п. 1.5). При этом в целях обеспечения единой системы рекомендуется предусматривать в договорах гарантируемый исполнителем уровень экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ (п. 1.14.7). В соответствии с Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28 апреля 1997 г. (в ред. от 27 мая 1997 г.) надзор за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, может осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами государственной жилищной инспекции субъекта Федерации.

Наряду с федеральными нормативными правовыми актами в этой области субъекты Федерации, реализуя право на совместное ведение в соответствие со ст. 72 Конституции РФ, принимают свои законы, которые в отсутствии Федерального закона и единых подходов в понимании и решении этих проблем только усугубляют ситуацию в правовом регулировании данных отношений. Так приняты законы об экологической безопасности в Оренбургской (1996 г.), Нижегородской (1996 г.), Ульяновской (1996 г.), Курской (1997 г.), Волгоградской (1998 г.) областях, Республике Башкортостан (1997 г.), Ненецком автономном округе (2000 г.).

В-третьих, обеспечение экологической безопасности, но только государства, может выступать конституционным основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) задачей оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) является добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2); информация о событиях или действиях, создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации, ставшая известной органам, осуществляющим ОРД, является основанием и необходимым условием для принятия судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, а в случаях, которые не терпят отлагательства, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации, являются достаточным условием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, без судебного решения с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (ст. 8); при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения угрозы экологической безопасности Российской Федерации (ст. 15). В определении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» от 14 июля 1998 г. № 86-0 подтверждена конституционность этих положений, а также признано, что распространение оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, допустимо постольку, поскольку задача оперативно-розыскных мероприятий заключается в установлении преступных связей проверяемого лица. В то же время критерии определения угрозы, дающей право единолично, без суда ограничивать права человека, не определены.

Таким образом, при обеспечении верховенства Конституции РФ и надзора за ее соблюдением важно учитывать, что:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волгоградская академия государственной службы (1)

    Курс лекций
    Анисимов А.П. – заведующий кафедрой гражданского права и процесса Волгоградского филиала ОУ ВПО Центросоюза РФ «Московский университет потребительской кооперации»,
  2. Волгоградская академия государственной службы (2)

    Кодекс
    Анисимов А.П. – ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовская государственная академия права»

    Диссертация
    § 1. Ограничение права собственности и иных прав на землю в черте поселений по законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ……… 163-178
  4. Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

    Программа
    Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами
  5. Робоча навчальна програма дисципліни для студентів спеціальності 060100 "Правознавство" Київ-2009

    Документ
    Нормативний курс „Екологічне право України” розрахований на студентів юридичного факультету з метою засвоєння ними наукових положень, положень національного екологічного законодавства, набуття навичок його застосування у правореалізуючій,

Другие похожие документы..