Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Дайте определение евклидова пространства, сформулируйте условие ортогональности элементов евклидова пространства. Докажите, что если вектор B разл...полностью>>
'Документ'
Формирование перспектив развития рыбного хозяйства России основывается на оценке достигнутого состояния и анализа его конкурентных преимуществ и возм...полностью>>
'Закон'
Целью преподавания курса «Механика жидкости и газа» является изучение ос­новных законов движения жидких и газообразных сред и приобретение навыков пр...полностью>>
'Документ'
Зимина Л.И. Основы музыкального воспитания и развития детей и младшего возраста. Учебник для студентов высш.уч.заведений. М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС...полностью>>

1. назначение, принцип действия и устройство ге­нераторных установок

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО ГЕ­НЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК

Генераторная установка предназначена для обеспечения питанием электропотребителей, входящих в систему электрооборудования, и за­рядка аккумуляторной батареи при работающем двигателе автомобиля. Выходные параметры генератора должны быть таковы, чтобы в любых режимах движения автомобиля не происходил прогрессивный разряд аккумуляторной батареи. Кроме того, напряжение в бортовой сети ав­томобиля, питаемой генераторной установкой, должно быть стабильно в широком диапазоне изменения частоты вращения и нагрузок. Пос­леднее требование вызвано тем, что аккумуляторная батарея весьма чувствительна к степени стабильности напряжения. Слишком низкое напряжение вызывает недозаряд батареи и, как следствие, затрудне­ния с пуском двигателя, слишком высокое напряжение приводит к перезаряду батареи и, ускоренному выходу ее из строя. Не менее чувст­вительны к величине напряжения лампы освещения и сигнализации.

Генераторная установка — достаточно надежное устройство, спо­собное выдержать повышенные вибрации двигателя, высокую подка­потную температуру, воздействие влажной среды, грязи и других фак­торов. Принцип работы электрогенератора и его принципиальное кон­структивное устройство одинаковы у автомобильных генераторов, не­зависимо от того, где они выпускаются.

1.1. Принцип действия вентильного автомобильного гене­ратора

В основе работы генератора лежит эффект электромагнитной индукции. Если катушку например, из медного провода, пронизывает магнитный поток, то при его изменении на выводах катушки появля­ется переменное электрическое напряжение. И наоборот, для образо­вания магнитного потока достаточно пропустить через катушку элект­рический ток. Таким образом, для получения переменного электричес­кого тока требуются катушка, по которой протекает постоянный элек­трический ток, образуя магнитный поток, называемая обмоткой воз­буждения и стальная полюсная система, назначение которой — подве­сти магнитный поток к катушкам, называемым обмоткой статора, в которых наводится переменное напряжение. Эти катушки помещены в пазы стальной конструкции, магнитопровода (пакета железа) статора. Обмотка статора с его магнито-проводом образует собственно статор генератора, его важнейшую неподвижную часть, в которой образуется электрический ток, а обмотка возбуждения с полюсной системой и некоторыми другими деталями (валом, контактными кольцами) - ро­тор, его важнейшую вращающуюся часть. Питание обмотки возбужде­ния может осуществляться от самого генератора. В этом случае генера­тор работает на самовозбуждении. При этом остаточный магнитный по­ток в генераторе, т. е. поток, который образуют стальные части магни­топровода при отсутствии тока в обмотке возбуждения, невелик и обес­печивает самовозбуждение генератора только на слишком высоких ча­стотах вращения. Поэтому в схему генераторной установки, там где об-

мотки возбуждения не соединены с аккумуляторной батареей, вводят такое внешнее соединение, обычно через лампу контроля работоспо­собного состояния генераторной установки. Ток, поступающий через эту лампу в обмотку возбуждения после включения выключателя зажи­гания и обеспечивает первоначальное возбуждение генератора. Сила этого тока не должна быть слишком большой, чтобы не разряжать аккумуля­торную батарею, но и не слишком малой, т. к. в этом случае генератор возбуждается при слишком высоких частотах вращения, поэтому фир­мы-изготовители оговаривают необходимую мощность контрольной лам­пы — обычно 2...3 Вт.

При вращении ротора напротив катушек обмотки статора появля­ются попеременно "северный", и "южный" полюсы ротора, т. е. напра­вление магнитного потока, пронизывающего катушку, меняется, что и вызывает появление в ней переменного напряжения. Частота этого напряжения / зависит от частоты вращения ротора генератора п и числа его пар полюсов р:

/ = ~6(Г

За редким исключением генераторы зарубежных фирм, также как и отечественные, имеют шесть "южных" и шесть "северных" полюсов в магнитной системе ротора. В этом случае частота/ в 10 раз меньше частоты вращения и ротора генератора. Поскольку свое вращение ро­тор генератора получает от коленчатого вала двигателя, то по частоте переменного напряжения генератора можно измерять частоту враще­ния коленчатого вала двигателя. Для этого у генератора делается вывод обмотки статора, к которому и подключается тахометр. При этом на­пряжение на входе тахометра имеет пульсирующий характер, т. к. он оказывается включенным паралельно диоду силового выпрямителя ге­нератора. С учетом передаточного числа /' ременной передачи от двига­теля к генератору частота сигнала на входе тахометра /т связана с час­тотой вращения коленчатого вала двигателя и соотношением:

f = p-n Ji)/60

Конечно, в случае проскальзывания приводного ремня это соотно­шение немного нарушается и поэтому следует следить, чтобы ремень всегда был достаточно натянут. При р=6 , (в большинстве случаев) приведенное выше соотношение упрощается fr — n t(i)/10. Бортовая сеть требует подведения к ней постоянного напряжения. Поэтому обмотка статора питает бортовую сеть автомобиля через выпрямитель, встроен­ный в генератор.

Обмотка статора генераторов зарубежных фирм, как и отечествен­ных — трехфазная. Она состоит из трех частей, называемых обмотками фаз или просто фазами, напряжение и токи в которых смещены друг относительно друга на треть периода, т. е. на 120 электрических граду­сов, как это показано на рис. 1. Фазы могут соединяться в "звезду" или "треугольник". При этом различают фазные и линейные напряжения и токи. Фазные напряжения 1/ф действуют между концами обмоток фаз, а токи /ф протекают в этих обмотках, линейные же напряжения <7П действуют между проводами, соединяющими обмотку статора с вы­прямителем. В этих проводах протекают линейные токи Jjr Естествен­но, выпрямитель выпрямляет те величины, которые к нему подводя-

Рис.1. Принципиальная схема генераторной установки.

Ur/^I^Ur/e - напряжение н обмотках фаз; Urf -выпрямленное напряжение; 1,2,3- обмотки трех фаз статора; 4 -• диоды силового выпрямителя; 5 -аккумуляторная батарея; 6 - нагрузка; 7 - диоды выпрямителя обмотки возбуждения; 8 - обмотка возбуждения; 9 - регулятор напряжения

тся, т. е. линейные. При соединении в "треугольник" фазные токи в VI раза меньше линейных, в то время как у "звезды" линейные и фазные токи равны. Это значит, что при том же отдаваемом генератором токе, ток в обмотках фаз, при соедине­нии в "треугольник", значительно меньше, чем у "звезды". Поэтому в генераторах большой мощности до­вольно часто применяют соедине­ние в "треугольник", т. к. при мень­ших токах обмотки можно наматы­вать более тонким проводом, что технологичнее. Однако линейные напряжения у "звезды" в V3 боль­ше фазного, в то время как у "тре­угольника" они равны и для полу­чения такого же выходного напря­жения, при тех же частотах враще­ния "треугольник" требует соответствующего увеличения числа витков его фаз по сравнению со "звездой".

Более тонкий провод можно применять и при соединении типа "зве­зда". В этом случае обмотку выполняют из двух параллельнных обмо­ток, каждая из которых соединена в "звезду", т. е. получается "двойная звезда".

Выпрямитель для трехфазной системы содержит шесть силовых по­лупроводниковых диодов, три из которых: VD1, VD3 и VD5 соединены с выводом " + " генератора, а другие три: VD2, VD4 и VD6 с выводом "-" ("массой"). При необходимости форсирования мощности генера­тора применяется дополнительное плечо выпрямителя на диодах VD7. VD8, показанное на рис.1, пунктиром. Такая схема выпрямителя может иметь место только при соединении обмоток статора в "звезду", т. к. дополнительное плечо запитывается от "нулевой" точки "звезды".

У(Значительного количества типов генераторов зарубежных фирм обмотка возбуждения подключается к собственному выпрямителю, со­бранному на диодах VD9—VDI1.Такое подключение обмотки возбуж­дения препятствует протекан-ию через нее тока разряда аккумулятор­ной батареи при неработающем двигателе автомобиля. Полупроводни­ковые диоды находятся в открытом состоянии и не оказывают сущест­венного сопротивления прохождению тока при приложении к ним на­пряжения в прямом направлении и практически не пропускают ток при обратном напряжении. По графику фазных напряжений (см. рис.1)

можно определить, какие диоды открыты, а какие закрыты в данным момент. Фазные напряжения 11Ф1 действует в обмотке первой фазы, иф1 - второй, £7ФЗ - третьей. Эти напряжения изменяются по кривым, бли­зким к синусоиде и в одни моменты времени они положительны, в другие отрицательны. Если положительное направление напряжения в фазе принять по стрелке, направленной к нулевой точке обмотки ста­тора, а отрицательное от нее то, например, для момента времени tr когда напряжение второй фазы отсутствует, первой фазы - положи­тельно, а третьей - отрицательно. Направление напряжений фаз соот­ветствует стрелкам показанным на рис. 1. Ток через обмотки, диоды и нагрузку будет протекать в направлении этих стрелок. При этом откры­ты диоды VD1 и VD4. Рассмотрев любые другие моменты времени лег­ко убедиться, что в трехфазной системе напряжения, возникающего в обмотках фаз генератора, диоды силового выпрямителя переходят из открытого состояния в закрытое и обратно таким образом, что ток в нагрузке имеет только одно направление - от вывода "+" генераторной установки к ее выводу "—" ("массе"), т. е. в нагрузке протекает постоян­ный (выпрямленный) ток. Диоды выпрямителя обмотки возбуждения работают аналогично, питая выпрямленным током эту обмотку. При­чем в выпрямитель обмотки возбуждения тоже входят 6 диодов, но три из них VD2, VD4, VD6 общие с силовым выпрямителем. Так в момент времени /, открыты диоды VD4 и VD9, через которые выпрямленный ток и поступает в обмотку возбуждения. Этот ток значительно меньше, чем ток, отдаваемый генератором в нагрузку. Поэтому в качестве дио­дов VD9—VD11 применяются малогабаритные слаботочные диоды на ток не более 2 А (для сравнения, диоды силового выпрямителя допус­кают протекание токов силой до 25...35 А).

Остается рассмотреть принцип работы плеча выпрямителя, содер­жащего диоды VD7 и VD8. Если бы фазные напряжения изменялись чисто по синусоиде, эти диоды вообще не участвовали бы в процессе преобразования переменного тока в постоянный. Однако в реальных генераторах форма фазных напряжений отличается от синусоиды. Она представляет собой сумму синусо­ид, которые называются гармони­ческими составляющими или гар­мониками - первой, частота кото­рой совпадает с частотой фазного напряжения, и высшими, главным образом, третьей, частота которой в три раза выше, чем первой. Пред­ставление реальной формы фазно­го напряжения в виде суммы двух гармоник (первой и третьей) по­казано на рис.2. Из электротехники известно, что в линейном напря­жении, т. е. в том напряжении, ко­торое подводится к выпрямителю и выпрямляется, третья гармоника отсутствует. Это объясняется тем, что третьи гармоники всех фазных

напряжений совпадают по фазе, т. е. одновременно достигают одинако­вых значений и при этом взаимно уравновешивают и взаимоуничтожа-ют друг друга в линейном напряжении. Таким образом, третья гармо­ника в фазном напряжении присутствует, а в линейном - нет. Следова­тельно мощность, развиваемая третьей гармоникой фазного напряже­ния не может быть использована потребителями. Чтобы использовать эту мощность добавлены диоды VD7 и VD8, подсоединенные к нуле­вой точке обмоток фаз, т. с. к точке где сказывается действие фазного напряжения. Таким образом, эти диоды выпрямляют только напряже­ние третьей гармоники фазного напряжения. Применение этих диодов увеличивает мощность генератора на 5...15% при частоте вращения бо­лее 3000 мин'1 .

Выпрямленное напряжение, как это показано на рис.1, носит пульсирующий характер. Эти пульсации можно использовать для диаг­ностики выпрямителя. Если пульсации идентичны — выпрямитель ра­ботает нормально, если же картинка на экране осциллографа имеет нарушение симметрии — возможен отказ диода. Проверку эту следует производить при отключенной аккумуляторной батарее. Следует обра­тить внимание на то, что под термином "выпрямительный диод", не всегда скрывается привычная конструкция, имеющая корпус, выводы и т. д. иногда это просто полупроводниковый кремниевый переход, за­герметизированный на теплоотводе.

Применение в регуляторе напряжения электроники и особенно, микроэлектроники, т. е. применение полевых транзисторов или выполне­ние всей схемы регулятора напряжения на монокристалле кремния, потре­бовало введения в генераторную установку элементов защиты ее от вспле­сков высокого напряжения, возникающих, например, при внезапном от­ключении аккумуляторной батареи, сбросе нагрузки. Такая защита обес­печивается тем, что диоды силового моста заменены стабилитронами. Отличие стабилитрона от выпрямительного диода состоит в том, что при воздействии на него напряжения в обратном направлении он не пропу­скает ток лишь до определенной величины этого напряжения, называемого напряжением стабилизации. Обычно в силовых стабилитронах напряже­ние стабилизации составляет 25...30 В. При достижении этого напряже­ния стабилитроны "пробиваются ", т. е. начинают пропускать ток в об­ратном направлении, причем в определенных пределах изменения силы это­го тока напряжение на стабилитроне, а, следовательно, и на выводе "+ " генератора остается неизменным, не достигающем опасных для электрон­ных узлов значений. Свойство стабилитрона поддерживать на своих вы­водах постоянство напряжения после "пробоя " используется и в регулято­рах напряжения.

1.2. Принцип действия регулятора напряжения

В настоящее время все генераторные установки оснащаются полу­проводниковыми электронными регуляторами напряжения, как пра­вило встроенными внутрь генератора. Схемы их исполнения и конст­руктивное оформление могут быть различны, но принцип работы у всех регуляторов одинаков. Напряжение генератора без регулятора за­висит от частоты вращения его ротора, магнитного потока, создавае-

мого обмоткой возбуждения, а, следовательно, от силы тока в этой обмотке и величины тока, отдаваемого генератором потребителям. Чем больше частота вращения и сила тока возбуждения, тем больше на­пряжение генератора, чем больше сила тока его нагрузки — тем меньше это напряжение.

Функцией регулятора напряжения является стабилизация напряже­ния при изменении частоты вращения и нагрузки за счет воздействия на ток возбуждения. Конечно можно изменять ток в цепи возбуждения вве­дением в эту цепь дополнительного резистора, как это делалось в прежних вибрационных регуляторах напряжения, но этот способ связан с поте­рей мощности в этом резисторе и в электронных регуляторах не приме­няется. Электронные регуляторы изменяют ток возбуждения путем вклю­чения и отключения обмотки возбуждения от питающей сети, при этом меняется относительная продолжительность времени включения обмот­ки возбуждения. Если для стабилизации напряжения требуется умень­шить силу тока возбуждения, время включения обмотки возбуждения уменьшается, если нужно увеличить — увеличивается.

Принцип работы электронного регулятора удобно продемонстриро­вать на достаточно простой схеме регулятора типа ЕЕ 14V3 фирмы Bosch, представленной на рис.3.

Чтобы понять работу схемы, следует вспомнить, что, как было по­казано выше, стабилитрон не пропускает через себя ток при напряже­ниях, ниже величины напряжения стабилизации. При достижении на-

пряжением этой величины, стабилитрон "пробивается" и по нему на­чинает протекать ток. Таким образом, стабилитрон в регуляторе явля­ется эталоном напряжения с которым сравнивается напряжение гене­ратора. Кроме того известно, что транзисторы пропускают ток между коллектором и эмиттером, т. е. открыты, если в цепи "база - эмиттер" ток протекает, и не пропускают этого тока, т. е. закрыты, если базовый ток прерывается. Напряжение к стабилитрону VD2 подводится от вы­вода генератора "D+" через делитель напряжения на резисторах R1(R3 и диод VD1, осуществляющий температурную компенсацию. Пока на­пряжение генератора невелико и напряжение на стабилитроне ниже его напряжения стабилизации, стабилитрон закрыт, через него, а, сле­довательно, и в базовой цепи транзистора VT1 ток не протекает, тран­зистор VT1 также закрыт. В этом случае ток через резистор R6 от вывода "D+" поступает в базовую цепь транзистора VT2, который открывает­ся, через его переход эмиттер - коллектор начинает протекать ток в базе транзистора VT3, который также открывается. При этом обмотка возбуждения генератора оказывается подключена к цепи питания че­рез переход эмиттер - коллектор VT3.

Соединение транзисторов VT2 и VT3, при котором их коллектор­ные выводы объединены, а питание базовой цепи одного транзистора производится от эмиттера другого, называется схемой Дарлингтона. При таком соединении оба транзистора могут рассматриваться как один со­ставной транзистор с большим коэффициентом усиления. Обычно та­кой транзистор и выполняется на одном кристалле кремния. Если на­пряжение генератора возросло, например, из-за увеличения частоты вращения его ротора, то возрастает и напряжение на стабилитроне VD2, при достижении этим напряжением величины напряжения стабилиза­ции, стабилитрон VD2 "пробивается", ток через него начинает посту­пать в базовую цепь транзистора VT1, который открывается и своим переходом эмиттер - коллектор закорачивает вывод базы составного транзистора VT2, VT3 на "массу". Составной транзистор закрывается, разрывая цепь питания обмотки возбуждения. Ток возбуждения спада­ет, уменьшается напряжение генератора, закрываются стабилитрон VT2, транзистор VT1, открывается составной транзистор VT2,VT3, обмотка возбуждения вновь включается в цепь питания, напряжение генератора возрастает и процесс повторяется. Таким образом регулирование на­пряжения генератора регулятором осуществляется дискретно через из­менение относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания. При этом ток в обмотке возбуждения изменяется так, как показано на рис.4. Если частота вращения генератора возросла или нагрузка его уменьшилась, время включения обмотки уменьшается, если частота вращения уменьшилась или нагрузка возросла - увеличи­вается. В схеме регулятора (см. рис.3) имеются элементы, характерные для схем всех применяющихся на автомобилях регуляторов напряже­ния. Диод VD3 при закрытии составного транзистора VT2,VT3 предот­вращает опасные всплески напряжения, возникающие из-за обрыва цепи обмотки возбуждения со значительной индуктивностью. В этом случае ток обмотки возбуждения может замыкаться через этот диод и опасных всплесков напряжения не происходит. Поэтому диод VD3 но­сит название гасящего. Сопротивление R7 является сопротивлением же-

сткой обратной связи. При откры­тии составного транзистора VT2, VT3 оно оказывается подключен­ным параллельно сопротивлению R3 делителя напряжения, при этом напряжение на стабилитроне VT2 резко уменьшается, это ускоряет переключение схемы регулятора и повышает частоту этого переклю­чения, что благотворно сказывает­ся на качестве напряжения генера­торной установки. Конденсатор С1 является своеобразным фильтром, защищающим регулятор от влияния импульсов напряжения на его вхо­де. Вообще конденсаторы в схеме регулятора либо предотвращают пе­реход этой схемы в колебательный режим и возможность влияния по­сторонних высокочастотных помех на работу регулятора, либо, уско­ряют переключение транзисторов. В последнем случае конденсатор, за­ряжаясь в один момент времени,

разряжается на базовую цепь транзистора в другой момент, ускоряя броском разрядного тока переключение транзистора и, следовательно, снижая его нагрев и потери энергии в нем.

Из рис.3 хорошо видна роль лампы HL контроля работоспособного состояния генераторной установки. При неработающем двигателе автомобиля замыкание контактов выключателя зажигания SA позволя­ет току от аккумуляторной батарей GA через эту лампу поступать в обмотку возбуждения генератора. Этим обеспечивается первоначальное возбуждение генератора. Лампа при этом горит, сигнализируя, что в цепи обмотки возбуждения нет обрыва. После запуска двигателя, на выводах генератора "D+" и "В+" появляется практически одинаковое напряжение и лампа гаснет. Если генератор при работающем двигателе автомобиля не развивает напряжения, то лампа HL продолжает гореть и в этом режиме, что является сигналом об отказе генератора или об­рыве приводного ремня.

Введение резистора R в генераторную установку способствует рас­ширению диагностических способностей лампы HL. При наличии это­го резистора в случае обрыва цепи обмотки возбуждения при работаю­щем двигателе автомобиля лампа HL загорается.

В настоящее время* все больше фирм переходит на выпуск генера­торных установок без дополнительного выпрямителя обмотки возбуж­дения. В этом случае в регулятор заводится вывод фазы генератора. При неработающем двигателе автомобиля, напряжение на выводе фазы ге­нератора отсутствует и регулятор напряжения в этом случае переходит в режим, препятствующий разряду аккумуляторной батареи на обмот­ку возбуждения. Например, при включении выключателя зажигания схе-


ма регулятора переводит его выход­ной транзистор в колебательный ре­жим, при котором ток в обмотке возбуждения невелик и составляет доли ампера. После запуска двига­теля сигнал с вывода фазы генера­тора переводит схему регулятора в нормальный режим работы. Схема регулятора осуществляет в этом слу­чае и управление лампой контроля работоспособного состояния гене­раторной установки.

Аккумуляторная батарея для сво­ей надежной работы требует, что­бы с понижением температуры электролита, напряжение, подво­димое к батарее от генераторной ус­тановки, несколько повышалось, а с повышением температуры -уменьшалось. Для автоматизации процесса изменения уровня поддерживаемого напряжения применяется датчик, помещенный в электролит аккумуляторной батареи и включен­ный в схему регулятора напряжения. В простейшем случае термокомпен--сация в регуляторе подобрана таким образом, что в зависимости от тем­пературы поступающего в генератор охлаждающего воздуха напряжение генераторной установки изменяется в заданных пределах. На рис.5 пока­зана температурная зависимость напряжения, поддерживаемая регуля­тором EE14V3 фирмы Bosch в одном из рабочих режимов. На графике указано также поле допуска на величину этого напряжения. Падающий характер зависимости обеспечивает хоррший заряд аккумуляторной ба­тареи при отрицательной температуре и предотвращение усиленного вы­кипания ее электролита при высокой температуре. По этой же причине на автомобилях, предназначенных специально для эксплуатации в тро­пиках, устанавливают регуляторы напряжения с заведомо более низким напряжением настройки, чем для умеренного и холодного климатов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство энергетики и электрификации СССР

    Документ
    Настоящие нормы разработаны Всесоюзным Государственным ордена Ленина и ордена Октябрьской революции проектным институтом "Теплоэлектропрокт", с учетом отзывов и предложений ВТИ им.

Другие похожие документы..