Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
| Технічне переоснащення виробничого комплексу шляхом впровадження інноваційних проектів, енергоефективних і ресурсозберігаючих технологій, маловідхо...полностью>>
'Документ'
В монографии исследуется методика расследования дел оподжогах как квалифицированных видах умышленного уничтожения и повреждения личного имущества. Ра...полностью>>
'Урок'
1. Формирование у учащихся приёма составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в за...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Федеральном Государственном Учреждении «Государственный научный центр лазерной медицины» Федерального агентства по здравоохранению...полностью>>

А. И. Солженицына «Матренин двор») Оформление: портрет писателя, выставка его книг, подборка газетных и журнальных статей, эпиграф (на доске). Цели и задачи урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок - аналитическая беседа

«Кто виноват в судьбе Матрены?»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)

Оформление: портрет писателя, выставка его книг, подборка газетных и журнальных статей, эпиграф (на доске).

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, анализ его произведения « Матренин двор».

- Пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына;

- Познакомить с историей написания рассказа « Матренин двор»;

- Дать общее представление о произведении;

- В ходе аналитической беседы помочь учащимся понять и оценить по-

ведение главных героев рассказа в экстремальной ситуации; раскрыть

непростые взаимоотношения власти и человека; проследить «вслед за

автором» судьбу русской женщины, выдержавшей суровые испытания

жизни, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям.

2. Развитие умений анализа текста.

- Развитие способностей эмоционального восприятия произведения.

- Развивать умение логически мыслить.

3. Воспитание любви к литературе.

- Формировать у учащихся чувство любви к простому русскому народу

через художественное произведение.

- Воспитать любовь к родной природе.

- Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Предварительное домашнее задание.

1. Рассказать о жизни и творчестве А.И. Солженицына.

2. прочитать рассказ «Матренин двор», составить план рассказа. Подготовить пересказ (подробный).

Эпиграф к уроку:

Есть такие прирожденные

ангелы – они как будто невесомы,

они скользят как бы поверх этой

жижи (насилия, лжи, мифов о

счастье и законности), нисколько

в ней не утопая…

А.И. Солженицын

Х о д у р о к а.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III.Объяснение нового материала.

1) . Вступительное слово учителя.

Александр Исаевич Солженицын – кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя, то врага народа, то учителя жизни.

Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в период «хрущевской оттепели» (в 60-е годы XX века), затем… исчезло на многие годы. Почему?

Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий.

Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы.

1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы! Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что кроме Солженицына были удостоены Нобелевской премии в области литературы И.Бунин, М.Шолохов, Б.Пастернак, И Бродский.

Но в феврале 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Александр Исаевич Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне приземлился самолет с одним-единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

2) Жизнь и творчество писателя. (Сообщение подготовленного ученика).

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске. Жизнь его отца Исаакия Семеновича, крестьянина, трагически оборвалась за несколько месяцев до рождения сына (он погиб от случайного выстрела на охоте). Мать Таисия Захаровна (в девичестве Щербак), дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование (училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной).

Благодаря заботам матери будущий писатель закончил школу (в Ростове) и поступил в ростовский университет на физико-математический факультет. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал математику и астрономию в одной из школ Морозовска (недалеко от г. Ростова).

1941 год – начало великой Отечественной войны. Война – страшное испытание для всего народа. Солженицын был мобилизован на фронт простым солдатом, а после окончания курсантской школы в городе Костроме - офицером. Со своей «звукобатареей» (выявляющей неприятельскую артиллерию) прошел путь от Орла до Восточной Пруссии

Вот характеристика, которую дал молодому командиру «звукобатареи» генерал Травкин: «Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял героизм, храбрость, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда писателя.

…И вдруг арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын попал под надзор военной разведки за переписку с Николаем Виткевичем, другом юности). Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада».

В 1952 году Солженицын узнал, что смертельно болен, и решился на операцию по поводу злокачественной опухоли. Но борьба за жизнь продолжалась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда – умирать. А меня вернули пожить ещё, - так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила. «Пока я пишу – у меня отсрочка», - признался Солженицын.

После освобождения из лагеря – «вечное» поселение в Казахстан, в аул Кок-Терек («Поселение» длилось три года), затем – переезд в рязанскую область и работа в деревне учителем. Именно этот момент жизни отражен в рассказе «Матренин двор».

3) История написания рассказа « Матренин двор». (Индивидуальное задание).

Впервые рассказ «Матренин двор» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году (хотя написан в 1959 г.). Первоначальное название – «Не стоит село без праведника» - Солженицын по совету А.Т. Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на «Матренин двор». Год действия рассказа – 1956.

«Матренин двор» - произведение во многом автобиографичное. Известно, что автор, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.

4) Реализация домашнего задания.

З а д а н и е: составить план рассказа или озаглавить каждую часть. (Ученик выполняет задание у доски).

I часть – повествование о Матрене Васильевне (в восприятии рассказчика Игнатича).

II часть – суровые испытания, выпавшие на долю героини рассказа (рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви).

III часть – после смерти (кто виноват в гибели Матрены?).

В краткой форме изложим его по записанному плану.

5) Аналитическая беседа.

В о п р о с ы:

- Матрена Васильевна Григорьева – жительница села Тальяново.

Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?

- Матрена Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю свою жизнь проработала в колхозе «не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книге учетчика». Но пенсии так и не заработала ни рубля.

- Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное – она решила «добиваться пенсии», потому что считала, что с ней поступили несправедливо. «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже 15 лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки… Хлопоты были – добыть эти справки… и справку заверить… и с какого она года… и потом все это носить в собес… и узнавать дадут ли пенсию».

- Автор рассказывает, как Матрена упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие расстояния. В чем причина её бесплодных усилий? К сожалению, причина что ни есть банальная. «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет; просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

- Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Казалось бы сердце её должно очерстветь, но нет – Матрена не утратила способности чувствовать, откликаться на чужую нужду. Девочку Киру «десять лет она воспитывала… как родную, вместо своих не выстоявших».

Что заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

-Воровали и Матрена Васильевна, и другие жители села Тальново поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф. «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде… не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине – учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено - и спрашивать о нем не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза… и о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся». Приходилось женщинам ходить по нескольку раз в день. В хорошие дни Матрена приносила по шесть мешков торфу.

-«Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда!» - рассказывает Матрена. Да еще приходилось торф прятать, так как иногда по деревне ходили с обыском, изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх - постоянный спутник той безрадостной жизни.

Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека.

В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

- Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл своей жизни.

Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. никому она не могла отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти: «Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она – редкой доброты человек.

Постоялец заметил, что Матрена и стряпала, т.е. готовила пищу, и «держала в голове» еще множество дел, «Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях, кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобыть сенца для единственной своей грязно-белой козы». Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена – безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодить (в том числе и постояльцу).

- Автор глубоко и выразительно «прорисовывает» образ героини.

В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и её постояльца? Что общего у них?

- Сочувствие к людям, порядочность, благородство души объединяют Матрену и Игнатича. Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «её душу» («Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна…») На добрые искренние слова Матрена «отвечала» улыбкой. («Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…»)

О чем поведала Матрена? Что рассказала о себе? (Анализ 2-ой и 3-ей частей рассказа, в которых характер героини дан в сопоставлении с другими персонажами).

Как характеризует героиню её манера рассказывать о событиях своей жизни?

- Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, Матрена сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то осталась. Много лет грело её сердце однажды вспыхнувшее чувство.

Солженицын воспел в своем произведении русскую женщину.

Кто еще из русских поэтов в своих произведениях уделял особое внимание образу русской женщины?

Н Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо?…»

Прокомментируйте конец (финиш) 2-й части рассказа.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

- (Можно зачитать отрывок со слов «…Матрена ходила как потерянная…» до слов «Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…»)

- Матрена, как бы предчувствуя свою смерть, «объявила свою волю». Часть дома – горницу – отдать в наследство Кире, своей воспитаннице, (но дочери Фаддея). Фаддей «наставительно говорил с Матреной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни». И Матрена сдалась. Быстро была сломана горница. Семья деда Фаддея и приглашенные помогали грузить на сани «горницу» или доски, бревна, которые от нее остались. «Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами… Кричали друг на друга, спорили».

Матрена тоже хлопотала, даже «бегала среди мужчин, суетилась и помогала накатывать бревна на сани». В этот момент ее лицо освещалось светом морозного солнца. И автор подметил: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

- Что же погубило Матрену? Жадность Фаддея, который старался побыстрее увезти горницу… Тракторист хотел получить плату за перевоз (а ведь трактор он взял тайком, сделать мог только один рейс, к утру необходимо было поставить трактор на место). Наспех сколоченные вторые сани застряли на железнодорожном переезде, а в это время на них «налетели» два паровоза («паровозная сплотка шла без фонарей»). «Налетели – и в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями…»

Автор рисует потрясение людей от происшедшей трагедии. Погибла Матрена, погибли один из сыновей Фаддея и тракторист.

Людей, в том числе и Матрену, убила чужая корысть, жадность, алчность. Хотелось сделать все быстрее, получить плату… Целая цепь, казалось случайностей, совпадений. Но ведь в жизни ничего случайного не бывает.

Учитель читает слова А.И.Солженицына: «Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину…»

6) Выполнение практической части ( тест по содержанию рассказа)

Как вы поняли рассказ А.И.Солженицына « Матренин двор» я узнаю, когда проверю выполненный вами тест по этому произведению.

1. Каково первоначальное (авторское) название рассказа?

а) «Село Торфопродукт»

б) « Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

2. О каком историческом периоде идет речь в рассказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

в) 1953 год

г) 1956 год

3. Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства в колхозах

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

4. В чем заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор – символ особого устройства жизни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в русской деревне

5. Какова особенность системы образов в рассказе?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались

добро той главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

6. Как можно охарактеризовать образ главной героини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности

7. Как проявляется авторская оценка героини?

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

г) прямая авторская оценка

д) внутренние монологи героини

8. Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

IV. Обобщение изученного материала.

Заключительное слово учителя.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну « смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорит в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

«Матренин двор» - символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.

Ведь если Матрены больше нет, стало быть не стоит село без нее. И город? И вся земля наша ?

V. Задание на дом.

Дома вы еще раз подумайте о судьбе Матрены и напишите сочинение - размышление на тему: « Кто виноват в судьбе Матрены? Она сама, власть или люди?»

Все ребята работали на уроке активно, поэтому за урок получили «4» и «5».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга 2 « Есть еще оке­ан» "наш современник" Москва 2001 ббк 63. 3(2)-3(2Рос-Рус)

    Книга
    На его страницах читатели встретятся со многими знаме­нитыми людьми эпохи, вместе с которыми прожил свою жизнь автор «Воспоминаний и размышлений». Среди них поэты — Николай Рубцов,
  2. Художник О. Смирнов Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е

    Документ
    Известные публицисты Петр Вайль и Александр Генис, эмигрировавшие в 1977 г., анализируют различные аспекты жизни советского общества 1960-х гг. Внимание авторов сосредоточено не столько на событиях этих лет, сколько на образе жизни,
  3. Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно

    Документ
    Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось.
  4. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией кормилова с. И

    Документ
    Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденцииА.А. БлокМ. ГорькийИ.А. Бунин И.С. Шмелев С.А. Есенин В.В. Маяковский М.И.
  5. Бразования и науки кыргызской республики iтом "зачем нам чужая земля " русское литературное зарубежье хрестоматия учебник. Материалы. Бишкек 2011

    Учебник
    Работа создана в помощь изучающим литературу русского зарубежья, необычна и отличается от аналогичных работ. Ее охват – от посланий князя Курбского до наших дней – дает возможность представить многообразие русской литературы, существующей

Другие похожие документы..