Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
Учебно-методический комплекс предназначен для организации процесса получения знаний по разделам и темам курса «Электронные и дистанционные формы банк...полностью>>
'Документ'
Вся история жизни на земле неразрывно связана с водой. В настоящее время вода широко используется и для питьевых целей, и как теплоноситель и парообр...полностью>>
'Реферат'
Иисус Христос, на чьих плечах покоится здание церкви и Кого называют Чудным Советником, Всемогущим Господом, Отцом Вечности и Князем Мира, умножению ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Представленный учебник входит в состав программно-методического комплекта по информатике для 10–11 классов общеобразовательной школы. Комплект в цело...полностью>>

Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность 050114 «История»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский педагогический институт

Факультет истории и искусств

«Утверждено» «Рекомендовано»

Учебно-методическим Советом факультета истории

Советом института и искусства

протокол № 1 от 29.09.2009 протокол № 1 от 15.09. 2009

проректор по УМР, __________ _____________________

кандидат географических декан, доктор исторических

наук, наук, доцент С. Куанышбаев наук, проф. Е.Б. Рубинштейн

Учебно - методический комплекс по дисциплине

«Источниковедение истории Казахстана»

специальность 050114 «История»

форма обучения - дневная, магистратура

количество кредитов 3 (180 часов)

Костанай, 2010

Учебно - методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Ку­зембайулы, магистранткой исторического факультета второго года обучения Мукужановой Айзадой на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия», утвержден­ного приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г.

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры истории Казах­стана от 7 сентября 2009 г., протокол № 1

Зав. кафедрой,

доктор исторических наук, профессор А. Кузембайулы

Одобрено методическим бюро факультета истории и искусства 15 сен­тября 2009 г., протокол № 1

С. Самар­кин

Председатель

Сведения о ежегодном переутверждении

№ п/п

Учеб­ный

год

Сведения о

рабочей

программе

Дата переутвер­ждения

№ протокола

кафедры

Подпись

зав. кафед­рой

1

2010-2011

2

2011-2012

3

2012-2013

4

2013-2014

5

2014-2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа ……………………………………………………...

Силлабус …………………………………………………………

Разработка лекционных занятий ………………………………….

Самостоятельная работа магистрантов …………………………….

Материалы по контролю и оценке учебных достижений магистранта ..

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины …………..

4

28

59

170

178

288

I. Рабочая программа.

1.1 Общая характеристика курса

В современных условиях развития исторической науки особое внима­ние уделяется та­ким ее разделам как источниковедение. Изучение истории Ка­захстана невозможно без анализа ее источникового корпуса. Проблема объ­ективной реконструкции прошлого Казахстана тре­бует от историка его глу­бокого анализа разнообразных источников. В последнее время источниковая база истории Казахстана пополнилась новыми документами, извлеченными из архивных фондов Дальнего и ближнего зарубежья. Данная дисциплина­предполагает ознакомить студентов и магистрантов разнообразными источ­никами по истории Отечества.

Целью данного курса является изучение источниковго корпуса истории Казахстана.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие за­дачи:

  1. Дать студентам знания о понятийном аппарате источниковеде­ния.

  2. Научить студентов методам выявления и оценки источников.

  3. Сформировать у молодых исследователей научный подход к источ­ни­кам.

1.2. Календарно-тематический план лекционных занятий на дневном отделении

Итого:

лекция

семинар

СРМ

Вводная лекция

1 час

-

-

1. Данные археологии как исторический ис­точник.

1 час

1 час

4 ч.

2. История археологического изучения Ка­захстана в советское время.

1 час

-

11 ч.

3. Неопубликованные источники по исто­рии Казахстана.

2 часа

-

11 ч.

4. Освещение некоторых вопросов истории казахов в устном народном творчестве.

2 часа

1 час

10 ч.

5. Первые письменные источники по исто­рии древнего Казахстана.

1 час

1 час

10 ч.

6. Арабские источники Х-ХII вв.

1 час

1 час

11 ч.

7. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов.

1 час

1 час

8 ч.

8. Позднесредневековая историческая ли­тература.

1 час

-

8 ч.

9. Зарубежная нарративная литература XVIIв

1 час

1 час

8 ч.

10. Русские источники по истории Казах­стана

1 час

-

8 ч.

11 Данные статистики как исторический источник.

2 часа

1 час

11 ч.

12. Периодическая печать как историче­ский источник.

1 час

2 ч.

8 ч.

13. Законодательные акты.

1час

1 час

4 ч.

14. Документы личного происхождения как исторический источник

1 час

1 час

8 ч.

15. Исторические источники советского периода

6 час

1 час

16 ч.

Итого:

24 ч.

12 ч.

144 ч.

1.3. Содержание лекционного материала

Вводная лекция

Предмет, цели и задачи источниковедения истории Казахстана. Опре­деление предмета. Связь ее с другими историческими дисциплинами. Вспо­могательные исторические дисци­плины: палеография, историческая хроно­логия, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагис­тика, ге­ральдика, генеалогия, филиграневедение, фалеристика, дипло­мати­ка, эпи­графика, историческая география, историография, топонимика, ис­торическая лингвистика. Основные понятия дисциплины.

Становление предмета критического источниковедения. Возник­нове­ние донауч­ного практического источниковедения. Источниковедчес­кая мысль XVIII века. Основные этапы источниковедческой методологии: ра­ционализм, романтизм, позитивизм, культуро­логизм, марксизм, ивилизаци­онно-культурологизм.

Лекция 1. Данные археологии как исторический источник.

В процессе лекции важно показать значение археологии как науки в изучении проблем истории Казахстана, особенно в «бесписьменный» и средневековый периоды. Следует раскрыть специфику археологических ис­точников, проблемы, связанные с его интерпретацией. Преподаватель ак­центирует внимание студентов на том, что многие выводы, сделанные в ис­торической науке, стали возможны благодаря достижениям археологических исследований.

Лекция посвящена планомерному научному изучению Казахстана различ­ными учреждениями Казахстана и России, становлению и развитию археологиче­ской науки в нашей стране. Преподавателю надлежит рассказать о первых экспе­дициях на территорию Казахстана и первых трудах об истории Казахстана, о тех, кто стоял у истоков развития археологии как науки в Казахстане. В процессе лек­ции последовательно раскрывается комплекс достижений в развитии археологи­ческого изучения указанного региона.

Лекция 2. История археологического изучения Казахстана в советское время.

Лекция посвящена планомерному научному изучению Казахстана различ­ными учреждениями Казахстана и России, в советский период. В ходе лекции преподавателем должно быть полностью раскрыта эволюция археологического изучения в Казахстане. Он рассказывает об экспедициях, организованных в пе­риод с момента установления советской власти до крушения Советского Союза, об ученых и других деятелях, имена которых связаны с археологическим изуче­нием Казахстана в советский период.

Лекция 3. Неопубликованные источники по истории Казахстана.

Лекция исчерпывающе освещает историю архивного дела в Казахстане, рас­сказывает о деятельности архива Букеевской орды как первого архивохранилища на территории нашей страны, Оренбургской учено-архивной комиссии, показы­вает эволюцию развития архивов на территории Казахстана. Преподаватель де­тально рассматривает принципы функционирования Государственной ар­хивной службы, отвечает на вопрос, какие архивы существовали на террито­рии Казахстана, с какими трудностями столкнулось архивное дело в Казах­стане в период его независимости, рассказывает о главных архивах страны (Архиве Президента Республики Казахстан, Центральном государственном архиве (ЦГА) РК., Центральном государственном архиве кинофотодокумен­тов и звукозаписей (ЦГА КФДЗ) РК, Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГА ТД) РК., Центре информационно-методической и правовой работы при главархиве Республике Казахстан (ЦИМП)) и др. Освещает их работу и результаты деятельности.

Лекция 4. Освещение некоторых вопросов истории казахов в устном на­родном творчестве.

Казахское устное народное творчество как исторический источник. Особенности их как исторических источников. Зарождение и развитие фольклора. Классификация фольклора. Источниковедческие методы анализа устного народного творчества.

Шежире (летописание) как исторический источник. Его особенности, место и значение как исторического источника. Эволюция шежире как исто­рического источника. Объективное и субъективное в шежире. Источнико­ведческие методы анализа и синтеза шежире.

Лекция 5. Первые письменные источники по истории древнего Казах­стана.

В ходе лекции преподаватель на основе анализа целого комплекса исто­рических источников - восточных и западных, он показывает их значимость для исторической науки Казахстана. Здесь он приводит древнетюркские письменные памятники истории Казахстана. Орхоно-Енисейские, руниче­ские памятники письменности. Преподаватель поднимает проблемы источ­никоведческого анализа (обстоятельства возникновения, авторства, дати­ровки, текстологии и др.). Также в ходе лекции рассматриваются сочинения римских и византийских авторов Аммана Марцеллина, Приска Панийского, Иордана, Прокопия Кесарийского, Феофилакга Симокатты, Феофана, Кон­стантина багрянородного и др. на основе имеющегося материала показыва­ется их вклад в изучение истории Казахстана.

Лекция 6. Арабские источники Х-ХII вв.

В начале лекции лектор поднимает проблемы полноты и достоверности источников. Им раскрывается содержание арабских источников 1Х-Х1П вв. Ал-Харизми (Хорезми) («Киша картины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («Послание Фатху бен Хакану о достоинствах тюрок и всех войск халифата»). Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гар­дизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Муриб») и др. Преподаватель акцентирует внимание сту­дентов на исторических условиях возникновения и обстоятельства создания источников. Раскрывает содержание понятия «авторский текст». Знакомит студентов с проблемами текстологии источников, проблемами достоверно­сти источников с методикой источниковедческого синтеза.

Лекция 8. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов.

В ходе лекции автор представляет две группы источников по рассматри­ваемой теме.

Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Та­мерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухаммеда Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-паме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази.

Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» Тизенгау­зена. Проблемы становления казахской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы достоверности источников. Компаративные методы изучения источников.

Лекция 9. Позднесредневековая историческая литература.

Лекция знакомит студентов огромным пластом позднесредневековых источников, состоящих из трех групп. В первую группу вошли монгольские источники. «Сокровенное сказание», летописи «Алтын тобчи» («Золотое сказание») Лубсана Данзана, «Пара Туджи». Проблемы атрибуции и тексто­логии.

Во вторую группу вошли арабские источники. Сочинения арабских ав­торов, вошедших в «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари. Ибн Батутты. Ибн Халдуна, Мои Арабшаха и др.). здесь объясняются обстоятельства соз­дания и условия возникновения источников, раскрываются проблемы досто­верности источников, поднимаются текстологические проблемы.

Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудай­берды-улы. Проблемы текстологии.

Лекция 10. Зарубежная нарративная литература XVII в.

Лекция знакомит слушателей с источниками на европейских языках. Здесь широкое освещение получают сочинения западноевропейских путе­шественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука и др. На основе анализа зарубежной нарративной исторической литературы препода­ватель раскрывает значение европейских источников XVII в. для изучения истории Казахстана.

Лекция 11. Русские источники по истории Казахстана

Лекция посвящена русским источникам по истории Казахстана. Внима­ние студентов акцентируется на русских летописях: Строгановская летопись (сер. XYII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова, «Ремезовская летопись» (нач. XYII в.). Преподаватель анализирует архивные и картографические ис­точники о Казахстане.

Преподаватель рассказывает о делопроизводственной российской документа­ции. Он показывает развитие делопроизводства в XYII-ХХ вв., особенности составления и оформления деловых бумаг, знакомит студентов с общими принципами источниковедческой критики делопроизводственной документации, уделяя особое внимание комплексному методу изучения де­лопроизводственной документации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  4. Учебно-методический комплекс (syllabus) по дисциплине «Имперская политика России на территории Степного края в XVIII начале XX вв.» для специальности: 050114 История(3 курс)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно- методический комплекс по дисциплине «Имперская политика России на территории Степного края в XVIII – начале XX вв.» для студентов исторического факультета / Сост.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнология» Костанай

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Абиль Еркином Аманжолулы на основании Типовой программы, утвержденной приказом МОН РК № 289 от 11.

Другие похожие документы..