Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Державний архів м. Києва репрезентує довідник “Фонди Державного архіву міста Києва. Том ІІ. Анотований реєстр описів фондів радянського періоду та пе...полностью>>
'Документ'
Милостию Божией паломники Русской Православной Церкви ежегодно посещают священные места Афона. В 1979 году 4 августа на Афон отбыли митрополит Киев­с...полностью>>
'Документ'
В середине апреля в Дрездене состоялся юбилейный, 30-й Конгресс Международной Конфедерации рыболовного спорта (ЦИПС). Хотя, в соответствии с недавним...полностью>>
'Документ'
В минувший четверг наш район посетила рабочая группа «По обоснованию приоритетных направлений развития животноводства в муниципальных районах Самарск...полностью>>

Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность 050114 «История»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

.

Лекция 4. Археологические исследования в эпоху независимого Казах­стана.

Перестройка в археологических исследованиях. Современные иссле­дователи и их деятельность в области археологических исследований. На­учно - исследовательская деятельность М.К.Хабдулиной, К.М.Карабас-паковой, В.В.Варфоломеева, И.А.Кукушкина, Ж.Е.Смаилова, А.З.Бисенова, М.С.Касенова, Д.А.Толеева, М.Кожа, А.Досымбаевой, З.Ш.Шарденовой, Г.А.Терновой, Т.Мамиева, С.В.Баштанника.

Работа Центрально-Казахстанской, западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Семиреченской, Сарыаркинской, Уральской, Казахско-Российской археологических экспедиций.

Археологические исследования Национального Евразийского универ-си­тета Влияние государственной программы «Культурное наследие» на разви­тие археологической науки в Казахстане. Достижения археологической науки Казахстана на современном этапе.

Археологические исследования на территории Казахстана совместно с центрами научных исследований России, Франции, США.

Лекция 4. Неопубликованные источники по истории Казахстана.

Архивное дело в Казахстане в дореволюционное время. Первый архив на территории Казахстана - архив Букеевской Орды. Деятельность Оенбург­ской ученой комиссии.

Организация архивного дела в советское время. Декреты Совнаркома. Образование Центрального краевого архива. Функционирование Ученых ар­хивных комиссий в Казахстане. Деятельность Национального архивного фонда на современном этапе.

Архивы Казахстана в период независимости. Архив Президента Рес­публики Казахстан.

Центральный государственный архив (ЦГА) Республики Казахстан. Информационно-издательский центр при центральных государственных ар­хивах Республики Казахстан. Центр информационно-методической и право­вой работы при главархиве Республике Казахстан (ЦИМП) Центральный го­сударственный архив (ЦГА) г. Алматы. Центральный государственный ар­хив научно-технической документации (ЦГА ТД) Республики Казахстан. Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей (ЦГА КФДЗ) Республики Казахстан. Функционирование архивов на терри­тории Казахстана, их цели, назначение, состояние фондов, результаты дея­тельности.

Лекция 5. Освещение некоторых вопросов истории казахов в устном на­родном творчестве.

Устное народное творчество как исторический источник. Особенности их как ис­торических источников. Зарождение и развитие фольклора. Классификация фольклора. Источниковедческие методы анализа уст­ного народного творчества.

Шежире (летописание) как исторический источник. Его особенности, место и значе­ние как исторического источника. Эволюция шежире как исто­рического источника. Объ­ективное и субъективное в шежире. Источнико­ведческие методы анализа и синтеза ше­жире.

Лекция 6. Первые письменные источники по истории древнего Казах­стана.

Древнетюркские письменные памятники истории Казахстана. Орхоно-Енисейские, рунические памятники письменности. Проблемы источнико­ведческого анализа (обстоя­тельства возникновения, авторства, дати­ровки, текстологии и др.).

Лекция 7. Сочинения античных и арабских авторов как ис­торический источник

Сочинения римских и византийских авторов Аммиана Марцеллина, Приска Паний­ского, Иордана, Прокопия Кесарийского, Феофилакга Симо­катты, Феофана, Константина багрянородного и др. Проблемы полноты и достоверности источников.

Арабские источники 1Х-Х1П вв. Ал-Харизми (Хорезми) («Киша кар­тины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («По­слание Фатху бен Ха­кану о достоинствах тюрок и всех войск халифата»). Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гардизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Муриб») и др. Исторические условия возникновения и обстоятельства создания ис­точни­ков. Авторский текст. Проблемы текстологии источников. Проблемы досто­верности источников. Источниковедческий синтез.

Лекция 8. Позднесредневековые источники

Монгольские источники. «Сокровенное сказание», летописи «Алтын тобчи» («Зо­лотое сказание») Лубсана Данзана, «Пара Туджи». Проблемы атрибуции и текстологии.

Арабские источники. Сочинения арабских авторов, вошедших в «Сбор­ник материа­лов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари. Ибн Батутты. Ибн Халдуна, Мои Арабшаха и др.) Обстоятельства создания и условия возникновения источ­ников. Проблемы достоверности источников. Текстологи­ческие проблемы.

Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летопи­сей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» Тизенгау­зена. Проблемы становления казахской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы дос­товерности источников. Компаративные методы изучения источников.

Источники на европейских языках. Сочинения западноевропейских пу­тешествен­ников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука.

Лекция 9. Тюркские и казахские источники

Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Та­мерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухаммеда Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-паме» Утемиша-хаджи, «Ро­дословная тюрков» Абулгази.

Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудай­берды-улы. Проблемы тек­стологии.

Лекция 10. Русские источники по истории Казахстана

Строгановская летопись (сер. XYII в.), «Сибирская летопись» С. Еси­пова, «Реме­зовская летопись» (нач. XYII в.). Архивные и картографиче­ские источники о Казахстане.

Делопроизводственная документация. Развитие делопроизводства в XYII-ХХ вв. Особенности составления и оформления деловых бумаг. Об­щие принципы источнико­ведческой критики делопроизводственной доку­ментации Комплексный метод изучения делопроизводственной документа­ции.

Архивные фонды органов колониальной администрации Российской им­перии. Фонды областных, волостных, уездных правлений, судебных орга­нов, полицейских, во­енных учреждений. Фонды учреждений Министерства финансов и Министерства земле­делия и государственных имуществ. Фонды культурно-просветительных и бытовых уч­реждений.

Лекция 11. Статистика как исторический источник

Экономико-статистические описания. Характеристика важнейших ти­пов описаний. Данные бюджетной статистики казахских хозяйств, собран­ные земским статистиком Ф. Л. Щербиной. Отличие земской статистики и государственной. Организация сбора и об­работки данных экспедиций Щер­бины, Румянцева, ревизии Палена, а также отчеты мест­ной администрации, губернаторов и генерал губернаторов. Степень полноты и достовер­ности. Проблема репрезентативности.

Аграрная статистика. Статистика промышленного производства.

Методы работы над статистикой. Применение математических мето­дов при изуче­нии статистики.

Лекция 12. Периодическая печать как исторический источник.

История развития периодической печати в дореволюционный период. Проблема классификации периодической печати. Их внутренняя структура и жанр. Методика уста­новления идейно-политической направленности изда­ний. Цензурная политика в отноше­нии периодической печати в разные ис­торические периоды.

Правительственные издания. Издания буржуазных партий Формирова­ние местной национальной демократической печати. Газеты «Казах», «Тур­кестан уаялаты», «Дала уа­ялаты», журнал «Айкап» как исторический источ­ник. Русская периодическая печать о Казахстане: «Вестник Европы», «Си­бирский Вестник», «Записки Русского географиче­ского общества», «Рус­ский Вестник» и др.

Нелегальная периодическая печать. Особенности источниковедческой критики пе­риодики как исторических источников.

Факторы, определяющие содержание и направленность советской пе­риодической печати. Состав, группировка и анализ материалов, публикуе­мых в периодической печати. Республиканские и областные газеты и жур­налы. Особенности изучения периодической печати.

Лекция 13. Законодательные акты.

Закон: попытки определения понятия. Изменение соотношения обычая и закона. Складывание системы публикации законодательных актов. Клас­сификация законода­тельных актов. Проблемы источниковедческого иссле­дования законодательных актов.

Исследования основных стадий формирования законодательных актов. Методиче­ские приемы их источниковедческого анализа.

Особенности российского законодательства. Устав о сибирских кирги­зах (22 июня 1822 г.). Положение об управлении оренбургскими казахами (14 июня 1844 г.). Времен­ное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями (1867 г.). Временное положение об управлении степными областями (1868 г.). Положение об управлении Акмолинской, Се­мипалатинской. Уральской и Тургайской областями (1891 г.).

Лекция 14. Документы личного происхождения как исторический источник.

Классификация документов личного происхождения. Особенности ме­муаров, днев­ников, воспоминании, частной переписки. Природа мемуарных источников, их место в ряду других источников. Структура мемуаров. Ос­новные этапы в развитии и публикации мемуаров. Принципы классифика­ции, задачи и содержание анализа мемуарных источни­ков.

Материалы политических процессов как исторический источник. Клас­сификация. Основные разновидности. Принципы анализа. Полнота, досто­верность на разных стадиях судебно-следственного процесса. Факторы, влияющие на состав источниковой базы поли­тических процессов.

Лекция 15. Исторические источники советского периода.

Типологические изменения корпуса источников в XX веке. Особенности советских источников. Проблемы фальсификации источников.

Законодательство и законодательные источники. Методика источни­коведческого анализа. Некоторые особенности разработки законодательства в 70-80 гг.

Программные, уставные и директивные документы политических пар­тий и общест­венных организаций. Документы КПСС как исторический ис­точник. Особенности их формирования. Классификация. Проблемы полноты и достоверности. Факторы, влияю­щие на достоверность источников.

Документы других политических партий (период суверенитета). Доку­менты обще­ственных организаций как исторический источник.

Периодическая печать советского периода как исторический источник. Официаль­ная периодическая печать. Особенности формирования советской периодической печати. Источниковедческий анализ и синтез периодической печати.

Разработка и публикация материалов. Проблемы использования демо­графической и другой статистики в исторических исследованиях.

2. 4. Методические указания по проведению семинарских занятий

дневное

Дата

Время

Наименование темы

1

Археологические памятники как исторический источник.

2

Неопубликованные источники по истории Казахстана.

3

Устное народное творчество как источник по истории Казахстана.

4

Первые письменные источники по истории древнего Казахстана.

5.

Арабские источники Х-ХII вв.

6.

Позднесредневековые источники

7.

Русские источники по истории Казахстана.

8.

Статистика как исторический источник.

9.

Периодическая печать как исторический источник.

10.

Законодательные акты в истории Казахстана.

11

Документы личного происхождения как исторический источник.

12

Исторические источники советского периода.

12 ч.

Семинар1 . Археологические памятники как исторический источник.

План:

1. Археологическое изучение Казахстана в дореволюционный период.

2. Археологическое изучение Казахстана в советский период.

3. Археология независимого Казахстана.

Методические указания:

По первому вопросу студент должен обратить внимание на случайный ха­рактер археологических находок, разрушение археологических памятников «черными» археологами, мероприятия царского правительства по защите и ох­ране памятников старины.

Второй вопрос посвящен планомерному научному изучению Казахстана различными учреждениями Казахстана и России, становлению и развитию архео­логической науки в нашей стране.

Главной темой третьего вопроса является Государственная программа «Культурное наследие». Студент должен раскрыть мероприятие научных учреж­дений и вузов по планомерному и глубокому изучению археологических, архи­тектурных памятников Казахстана.

Литература:

1. Из истории изучения археологических памятников в Казахстане. Про­блемы археологии     и их разработки. В кн. История Казахстана (с древней­ших времен до наших дней). В 4-х     т. Т.1. Алматы,: «Атамура», 1996. с.16 - 30.

2. Археологическая карта Казахстана. Алматы, 1960

3. Таймагамбетов Ж.К., Байпаков М. Археология Казахстана. Учебник для вузов.     Алматы,: 2009.

4. Акишев К.А., Аргынбаев Х.А., Алимбаев Н. Археологическое и этногра­фическое     изучение Казахстана. В кн. Историческая наука советского Ка­захстана (1917 - 1960 гг.).     Очерки становления и развития. Алма-Ата «Гы­лым», 1990. - 270. с.43-61.

5. Акишев К.А. Археологические исследования в Казахстане. В кн. Истори­ческая наука     советского Казахстана (1917 - 1960 гг.). Очерки становления и развития. Алма-Ата     «Гылым», 1990. - 270с. с.231-246.

6. Абусеитова М.Х., Жапбасбаева Ж.М. значение археографических экспе­диций для      источниковедения истории Казахстана. В кн.Вопросы исто­риографии и      источниковедения Казахстана (дореволюционный период). Алма - Ата, Изд-во      «Наука», 1988. - 264с. (с.244-262)

Семинар 2. Неопубликованные источники по истории Казахстана.

План:

  1. Документы по истории Казахстана в архивах дореволюционной России.

  2. Становление и развитие архивного дела в Казахстане.

  3. Реорганизация архивного дела в 90-х годах ХХ века.

Методические указания:

При подготовке к первому вопросу обратить внимание на деятельность ар­хива Букеевской орды как первого архивохранилища на территории нашей страны, Оренбургской учено-архивной комиссии.

Освещение второго вопроса студент должен начать от Декрета Совнаркома РСФСР от 1 июня 1918 года «О реорганизации и централизации архивного дела», указать значение первых декретов Советской власти в развитии и ук­реплении архивного дела в Казахстане, на основе имеющейся литературы показать эволюцию в развитии казахстанских архивов.

В третьем вопросе студентам необходимо рассмотреть принципы функ­ционирования Государственной архивной службы, узнать, какие архивы су­ществовали на территории Казахстана, с какими трудностями столкнулось архивное дело в Казахстане в период его независимости, рассказать о глав­ных архивах страны (Архиве Президента Республики Казахстан, Централь­ном государственном архиве (ЦГА) РК., Центральном государственном ар­хиве кинофотодокументов и звукозаписей (ЦГА КФДЗ) РК, Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГА ТД) РК., Центре информационно-методической и правовой работы при главархиве Республике Казахстан (ЦИМП)), осветить их работу и результаты деятель­ности.

Литература:

  1. Кузембайулы А. Из истории деятельности научных учреждений по изуче­нию Казахстана XIX – нач XX в.в. Алматы, Изд. "Гылым", 1990. - 68 с. (соавтор: Аханов Ж.). c.39 - 45.

  2. Масанов Э.А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алматы, 1966. с.

  3. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учеб. Пособ. М., 1996. - 224с.

  4. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведенеи Учеб. пособ. М., 2002 - 272с.

  5. Теория и практика архивного дела в СССР. Учеб. пособ. М., 1980 - 343с.

  6. Светлый путь. 3 ноябрь 1995 г.

  7. Светлый путь. 10 ноябрь 1995 г. 2 ст. № 46

  8. Хасанаев М.Ж. О разаработке документальных источников архивных фондов дореволюционного Казахстана. (с.191-201) Вопросы историографии и источниковедения Казахстана (дореволюционный период). Алма - Ата, Изд-во «Наука», 1988. - 264с.

Семинар 3. Устное народное творчество как источник по истории Казах­стана.

План:

  1. Казахское устное народное творчество как исторический источник.

  2. Шежире (летописание) как исторический источник.

Методические указания



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  4. Учебно-методический комплекс (syllabus) по дисциплине «Имперская политика России на территории Степного края в XVIII начале XX вв.» для специальности: 050114 История(3 курс)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно- методический комплекс по дисциплине «Имперская политика России на территории Степного края в XVIII – начале XX вв.» для студентов исторического факультета / Сост.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология» Костанай

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Абиль Еркином Аманжолулы на основании Типовой программы, утвержденной приказом МОН РК № 289 от 11.

Другие похожие документы..