Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нестабільність ринкової економіки на сьогодні збільшує ризик несвоєчасної оплати або несплати рахунків, що в свою чергу призводить до зростання зобов...полностью>>
'Учебное пособие'
О монтаже в кино написано множество статей, научных исследований и докладов. Но можем ли мы сегодня с уверенностью утверждать, что в полном объеме по...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Содействие формированию устойчивых партнерств органов власти, бизнес структур, некоммерческих организаций по реализации проектов, направленных на фор...полностью>>

Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность 050114 «История»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. 6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов.

Пояснительная записка

Самостоятельная работа магистрантов проводится в виде аудиторного заня­тия и яв­ляется одной из форм учебной работы студентов. СРМ решает две зада­чи логически связанные друг с другом.

Данная дисциплина является теоретической и многие ее проблемы слабо разработаны. Корпус источников и специальной литературы в биб­лиотеке ин­ститута крайне скуден. Поэтому СРМ носит консультатив­ную функцию. На аудиторных занятиях преподаватель помогает магистрантам в освоении особо сложных тем дисциплины. Во-вторых, преподаватель преднамеренно исклю­чает из лекционного занятия некоторые темы, по которым имеются достаточ­ное количество литературы. Вторая функция СРМ – контролирующая. Препо­даватель активно работает с от­стающими, или с магистрантами, пропустив­шими лекционные и семинарские занятия.

Тема 1. Казахская устная историография как исторический источник.

(Занятия проводятся в форме круглого стола)

* Шежіре – как исторический источник.

* Историзм казахских мифов.

* Историзм героических эпосов.

* Сказки как исторический источник.

* Данные казахского языка как источник по истории.

* Поговорки и пословицы.

Тема 2. Письменные источники по истории древнего и раннего средне­вековья                           Казахстана.

(Занятия проводятся в форме микроконференции).

* Персидские источники. * Античные источники. * Китайские источники. 

* Тюркские памятники.

* Классические арабские источники.

* Географические сочинения как исторический источник.

* Казахстан в биографических и религиозных сочине­ниях.

Литература:

  1. «История Казахстана в персидских источниках». Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

  2. История Казахстана в произведениях античных авторов. В 2-х томах (Астана, «Фолиант», 2005).

  3. «Таным тармактары». Алматы., «Санат», 1998./Сост.К.Салгараулы.

  4. «Сиуңну. Хан Кітабінан» («Сюнну»). Алматы, «Санат», 1998./ Сост. К.Сал-гараулы.

  5. «100 құжат». Алматы, «Санат», 1998. / Сост. К.Салгараулы.

  6. «Дунху. Гаучы». Алматы, «Санат», 1999./ Сост. К.Салгараулы.

  7. Қазақстан тарихы туралы қытай деректемелері. 1-2т. Алматы; 2005.

  8. История Казахстана в арабских источниках.В 3-х томах. Алматы, Изд-во «Дайк-Пресс», 2005.

Тема 3. Восточные источники по истории средневекового Казахстана.

(Занятия проводится в виде коллоквиума)

* Персидские источники о Золотой Орде.

* Исторические труды о тимуридах.

* Труды по истории Моголстана.

* Шайбанидская историческая литература

* Позднесредневековые арабские источники.

* Китайские источники

* Тюркоязычные источники истории Казахстана.

Литература:

  1. «История Казахстана в персидских источниках». Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.

  2. «История Казахстана в арабских источниках IX – XVI вв.» В трех то­мах. Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

  3. «Қазақстан тарихы туралы түркі тілдес деректемелері». В пяти то­мах. Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005. Т.3. «Өтеміс қажының «Шыңғыс-намесі» тілінің индекс создігі».

Тема 4. Русские и европейские источники ХVI – ХVIII вв. как источник по истории Казахстана.

(Занятие проводится в виде контрольной работы)

* Западная литература ХIII века о Казахстане.

* Литература XIV—XVII века о Казахстане.

* Сведения русских летописей по истории Казахстана.

* Источниковедческий анализ дипломатических документов казах­ских ханов.

* Картографический материал Российской Империи о казахских землях.

* Труды русских авторов начала ХVIII века как исторический ис­точник.

Литература:

  1. История Казахстана в западных источниках ХII – ХХ вв. В 12 томах. Ал­маты: «Санат», 2005.

  2. История Казахстана в русских источниках XVI – ХХ веков. В 10 томах           Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.

II. Программа обучения для магистрантов.

(SILLABUS)

Кузембайулы Аманжол. Тел. дом. 28-70-72, сот. 8 777 796 76 50.

Источниковедение истории Казахстана

Аудитория № 224, по расписанию

2.1. Краткое описание курса

В современных условиях развития исторической науки особое внима­ние уделяется та­ким ее разделам как источниковедение. Она относится к числу фундаментальных дисциплин, обеспечивающих теоретическую и методоло­гическую подготовку историка.

Успех исследователя зависит от того, каким ис­точниковым корпусом он пользовался. Проблема объективной реконструкции прошлого по источни­кам тре­бует от историка его глубокой теоретической и методологической под­го­товленности. Данная дисциплина предполагает усилить теоретическую подготовку историка, и освоение ее помогает ему в выборе источников и ли­тературы в решении исследова­тельской задачи. По типовой программе «Ис­точниковедение истории Казахстана» состоит из двух блоков. Первый блок посвящен теории источниковедения, его становлению и развитию, а также рассмотрению таких вопросов, как источниковедение - проблема нацио­нальной культуры и источник - самодостаточная исследовательская про­блема. Особое внимание уделяется обучению студентов методам источни­коведческого анализа. Во втором блоке предполагается изучать источники по истории Казахстана. Благотворное влияние на изучение дисциплины ока­зал выход в свет многотомных изданий источников по истории Казахстана по программе «Культурное наследие».

Целью данного курса является изучение самой природы источника, так как он отражает исторический процесс того времени, когда она возник; а так же изучение теоретических и методологи­ческих проблем источниковедения как самостоятельной отрасли исторической науки.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие за­дачи:

  1. Дать студентам знания о понятийном аппарате источниковеде­ния.

  2. Научить студентов методам выявления и оценки источников.

  3. Сформировать у молодых исследователей научный подход к источ­никам.

  4. Выработать знания техники источниковедческого исследования.

  5. Изучение источников истории Казахстана.

Реквизиты и постреквизиты. В ходе изучения данной дисциплины ис­пользуются знания, приобретенные на занятиях по другим дисциплинам, та­ких как археология, этнология, историческое краеведение, историография истории Казахстана и методология истории. Таким образом, она выполняет роль междисциплинарной связи, входит в тесные взаимодействия с другими областями знания.

2.2. График занятий по очной форме обучения

Итого:

лекция

семинар

СРМ

Вводная лекция

1 час

-

-

1. Данные археологии как исторический ис­точник.

1 час

1 час

4 ч.

2. История археологического изучения Ка­захстана в дореволюционный период.

1 час

-

11 ч.

3. История археологического изучения Ка­захстана в советское время.

2 часа

-

11 ч.

4. Неопубликованные источники по исто­рии Казахстана.

2 часа

1 час

10 ч.

5. Освещение некоторых вопросов истории казахов в устном народном творчестве.

1 час

1 час

10 ч.

6. Первые письменные источники по ис­тории древнего Казахстана.

1 час

1 час

11 ч.

7. Арабские источники Х-ХII вв.

1 час

1 час

8 ч.

8. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов.

1 час

8 ч.

9. Позднесредневековая историческая литература.

1 час

1 час

8 ч.

10. Зарубежная нарративная литература XVII в

1 час

-

8 ч.

11. Русские источники по истории Казах­стана

2 час

1 час

11 ч.

12. Статистика и периодическая печать как исторический источник.

1 час

2 ч.

8 ч.

13. Законодательные акты.

1час

1 час

4 ч.

14. Документы личного происхождения как исторический источник

1 час

1 час

8 ч.

15. Исторические источники советского периода

6 час

1 час

16 ч.

Итого:

24 ч.

12 ч.

144 ч.

2.3. Содержание лекционного материала

Вводная лекция

Предмет, цели и задачи источниковедения истории Казахстана. Опре­деление предмета. Связь ее с другими историческими дисциплинами. Вспо­могательные исторические дисци­плины: теоретическое источниковедение, палеография, историческая хронология, историческая метрология, нумизма­тика, бонистика, сфрагис­тика, геральдика, генеалогия, филиграневедение, фалеристика, дипло­мати­ка, эпиграфика, историческая география, историо­графия, топонимика, ис­торическая лингвистика. Основные понятия дисцип­лины.

Становление предмета критического источниковедения. Возник­нове­ние донауч­ного практического источниковедения. Источниковедчес­кая мысль XVIII века. Основные этапы источниковедческой методологии: ра­ционализм, романтизм, позитивизм, культуро­логизм, марксизм, цивилизаци­онно-культурологизм.

Лекция 1. Данные археологии как исторический источник.

Археологические источники и их значение в процессе восстановле­ния исторической действительности. Специфика археологических исследо­ваний. Использование данных археологии в процессе исторического иссле­дования. Мероприятия по защите и охране археологических памятников.

Лекция 2. История археологического изучения Казахстана в дореволюци­онный период.

Первые сведения об археологических памятниках Казахстана. Указы Петра I. Первая академическая экспедиция в Сибирь Г. Ф. Миллера. Деятельность Западно-Сибирского, Семипала­тинского, Оренбургского от­делов Русского географического общества, Оренбургская ученая архивная комиссия. Туркестанский отдел РГО.           

Исследования В.В.Бартольда П.И.Лерха, В.В.Радлова, Ч.Ч.Валиханова, А.Кастанье. Археологические рас­копки Е.П.Михаэлиса, В.П.Никитина, Ф.Н. Педашенко, Н.Я.Коншина, А.Н.Букейханова, Б.Г.Герасимова, Е.П.Михаэ-лиса, В.П.Никитина, Ф.Н.Педашенко, Ф.В.Пояркова, Н.Н.Пантусова, Б.Н. Кастельского, В.А.Каллаур. Экспедиции академика А.И.Шренка. Г.И.Спас-ский П.С.Паллас, И.П.Фальк, И.Г.Георги, П.И.Рычков, X. Барданес и их вклад в развитие археологичексой науки в Казахстане.

Лекция 3. История археологического изучения Казахстана в советское время.

Начало археологического изучения проблем древнего и раннесредневе­кового. Казахстана в советское время. Исследования археологов П. П. Ива­нова в Сайраме, В.Д. Городецкого на юге Казахстана, М. Е. Массона, Б.Н.Гракова, Л.Ф.Семенова в Акмолинской области, О.А.Кривцовой – Гра­ковой в пос. Алексеевское. Экспедиции Государственной Академии Мате­риальной культуры (Ленинграда) под руководством П.С.Рыкова. Деятель­ность естественно - исторической Бетпакдалинской экспедиции, руководи­мая В.А.Селевиным (1935г.). Экспедиция Института истории и материаль­ной культуры Академии Наук СССР под руководством С.С.Черникова. Дея­тельность С.В. Киселева, А. Н. Бернштама. Семиреченская археологическая экспедиция.

Создание казахской археологической школы. Деятельность археологи­ческих экспедиций на территории Казахстана: Центрально-Казахстанской (ЦКАЭ), Южно-Казах­станской, Хорезмской археолого-этнографической экспеди­ции АН СССР, Восточно-Казахстанской археологичес­кой экспе­ди­ции, Илийскую ар­хеологическую экспедицию. Вклад ученых-археологов в развитие археологической науки в Казахстане: К. А. Акишева, Г. Я. Ярмака, археолога X.А. Алпысбаева, С.С.Черникова, К.И. Сатпаева, С. П. Толстова, А. Н. Бернштама, Е. И. Агеевой, А. X.Маргулана и др.

Археология Казахстана в 60-70-е годы. Центрально-казахстанская ар­хеологическая экспедиция, Семиреченская археологическая экспедиция, От­рарская археологическая экспедиция Академии Наук Казахской ССР, Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция, Хорезмская архео­лого-этнографическая экспе­диция, Южно-казахстанская комплексная экспе­диция. Научно - исследовательская деятельность Г. Б. Здановича, А.Алпыс-баева, К. А. Акишева, М. К. Кадырбаева, А. Н. Марьяшева, А. Г. Медоева.

Археологические исследования 80-90-х годов. Успехи и результаты дея­тельности Центрально-казахстанской археологической экспедиции, Шульбин­ской археологической и других экспедиций. Археологические исследования К.А.Акишева, Л.Б.Ерзакович, К.М.Байпакова, У.ХШалекенова, Е.А.Смагу-лова, Т.В.Савельева, С.М.Ахинжанова, В.А.Грошева, М.Е.Елеуова, С.Ж.Жол-дасбаева, А.Н.Подушкина и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Кузембайулы на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  4. Учебно-методический комплекс (syllabus) по дисциплине «Имперская политика России на территории Степного края в XVIII начале XX вв.» для специальности: 050114 История(3 курс)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно- методический комплекс по дисциплине «Имперская политика России на территории Степного края в XVIII – начале XX вв.» для студентов исторического факультета / Сост.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнология» Костанай

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Абиль Еркином Аманжолулы на основании Типовой программы, утвержденной приказом МОН РК № 289 от 11.

Другие похожие документы..