Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Деловая игра: «Подготовка PR и рекламных материалов на заданную тему с использованием опыта американских компаний». Монтаж проводится на базе компьюте...полностью>>
'Документ'
Сознательный разум, отколовшийся от своих начал и не способный осознавать смысл нового состояния, затем слишком легко попадает в положение, намного х...полностью>>
'Урок'
Фролова Л.В. – завуч: использование ИКТ на этом уроке значительно повысило мотивацию учащихся к изучению биологии. Учащимся наглядно были представлен...полностью>>
'Документ'
№32. Проекты А и В по внутренней норме доходности (IRR), если значение этого показателя для проекта А равно 17%, для проекта В - 19%, а возможный допу...полностью>>

Эффективное обучение информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность преподавателей вузов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эффективное обучение
информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность
преподавателей вузов

Г.Б. Паршукова, Н.Ш. Никитина, М.А. Бовтенко

Новосибирский государственный технический университет

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.

Необходимость программ для начинающих очевидна, поскольку в использование ИКТ вовлекаются все более широкие круги специалистов, которые раньше не имели опыта использования компьютеров в профессиональной деятельности. Тем не менее существующие программы обучения начинающих пользователей не всегда приводят к желаемому результату; среди причин недостаточно успешного обучения можно назвать следующие:

• большое число навыков, которые не могут быть прочно освоены в сжатые сроки традиционного курсового обучения;

• обобщенная и в то же время насыщенная курсовая подготовка не позволяет в короткий срок получить системные знания.

Как правило, знания и умения начинающих пользователей отличаются фрагментарностью, наивностью представлений и использованием неэффективных приемов работы. Отсутствие специальных программ для следующего уровня подготовки усугубляет такое положение. Этим обусловлена необходимость разработки принципиально иного подхода к подготовке пользователей ИКТ. Такая модель разработана и реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на Факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) совместно с Институтом дистанционного образования (ИДО). Основными задачами нового подхода стали отбор содержания, адекватного профессиональным потребностям пользователей-преподавателей вузов, и гибкая организация учебного процесса.

При отборе содержания обучения должно произойти совмещение модели НЕкомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать вероятное взаимовлияние профессиональных и ИКТ-навыков и соотнести компьютерные технологии и собственные профессиональные задачи, исходя из личных возможностей и умений [1]. Особое значение в программе придается необходимости обучения целевому использованию того или иного оборудования и программного обеспечения. Пользователь должен четко понимать, какие аппаратные и программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности.

Системность предложенного содержания обучения определяется в соответствии с международными, в частности, европейскими стандартами компьютерной грамотности. Сертификация ECDL (European Computer Driving Licence) [2] подтверждает, что человек обладает достаточными знаниями и навыками для успешной работы в качестве профессионального пользователя персонального компьютера. Сертификация ECDL не зависит ни от производителя программного обеспечения, ни от формы и места обучения и представляет собой комплексный тест по семи модулям, охватывающим основные блоки подготовки пользователей ПК.

В рамках программ повышения квалификации также необходимо разделить обучение использованию ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя и в обеспечении процесса обучения той или иной учебной дисциплине. Основные блоки курса, посвященные аппаратным и программным средствам для обеспечения эффективной профессиональной деятельности, включая реальные профессиональные проекты в программу обучения, обеспечивают:

• эффективный поиск профессиональной научной информации;

• создание документов различной степени сложности (от простого служебного документа до научной рукописи сложной структуры и большого объема);

• использование профессиональной коммуникации (от обмена электронными сообщениями в режиме off-line до участия в интерактивных телеконференциях и форумах);

• организацию учебной коммуникации (от возможности использования электронной почты для общения с аспирантами и студентами до организации электронных обсуждений, виртуальных семинаров и т.д.);

• оценку качества учебных материалов;

• возможности разработки электронных учебных материалов.

Для обучения использованию ИКТ в учебном процессе разрабатываются специальные курсы, например, «ИКТ в преподавании физики», «Компьютерная лингводидактика» (ИКТ в преподавании иностранных языков) и др. В таких курсах основное внимание уделяется:

• анализу существующих компьютерных средств обучения конкретным дисциплинам;

• разработке учебных материалов с учетом специфики различных дисциплин;

• методике использования ИКТ в традиционном, дистанционном и комбинированном обучении;

• созданию программ учебных курсов по конкретным дисциплинам с использованием ИКТ;

• разработке различных видов занятий с применением ИКТ.

Для организации обучения по курсам ИКТ в профессиональной деятельности ведущими принципами стали: а) многоуровневость, б) модульная структура, в) индивидуализация.

Использование данных принципов позволяет предоставить обучающимся академическую свободу – возможность выбора уровня обучения, необходимых модулей содержания, форм обучения (курсовая, система семинаров, индивидуальная стажировка) и типов профессионально-ориентированных итоговых проектов (текст рукописи учебника, набор тестов для итогового контроля, текст или фрагмент электронного учебного пособия и т.д.).

Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить необходимую гибкость программ повышения квалификации, унификацию полученных знаний и умений в области ИКТ на основе международных стандартов и в сочетании с предоставляемой академической свободой и личностно-ориентированным подходом сформировать устойчивую мотивацию к эффективному использованию ИКТ в профессиональной деятельности и учебном процессе.

___________________

1. Интернет в профессональной деятельности / Под ред. Д.Т. Рудаковой. М., 2003.

2. Паршукова Г.Б. Современные технологии информационного поиска в профессиональной деятельности: Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия. Новосибирск, 2004.

3. Образовательные программы в НГТУ. Повышение квалификации работников образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: /fpk/OP.phtml

4. INSTITUTE for the INTEGRATION of TECHNOLOGY & EDUCATION [Электрон. ресурс]. Режим доступа: /index.html

5. The UNESCO Institute for Information Technologies in Education = Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: /iite/news/?id=33

6. ECDL – RUSSIA [Электрон. ресурс]. Режим доступа: /



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза»

    Программа курса
    Влияние Болонской декларации на реформу образования в Российской федерации. Требования к учебно-методическому обеспечению, предъявляемые в соответствии с реформой.
  2. Приоритетность современных информационно коммуникационных технологий и их использование в обучении иностранному языку в вузах республики таджикистан 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «10» декабря 2011 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного Совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024,Республика Таджикистан, г.
  3. Информационно-коммуникационные технологии (1)

    Документ
    Информационные и компьютерные технологии (ИКТ) проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д.
  4. Е. А. Балахнина Управление внедрением икт в учебный процесс гимназии 6 > Л. И. Захарова Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования в гимназии №8 г. Перми 7

    Документ
    Информационные технологии в образовании. Сборник тезисов II городской конференции «ИТО – Пермь 2008»: Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г.
  5. Дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «05» февраля 2011 года в «17.00» часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: 141420, Московская область, г.

Другие похожие документы..