Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Ла...полностью>>
'Лекция'
Создавая данное методическое пособие, я ставил основной целью простоту изложения. Астрология – удивительная и простая для понимания наука, если предс...полностью>>
'Элективный курс'
С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем ...полностью>>
'Документ'
/ ,5 кр. ЗМ Калькулювання собівартості продукції та аналіз релевантної інформації Лекції /1 3,0 Лабораторні – – Практичні 7/14 7,0 Самостійна робота ...полностью>>

Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература

Главная > Вопросы к экзамену
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к государственным аттестационным испытаниям

по направлению подготовки бакалавров

050300 – Филологическое образование

Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование»

Литература

  1. Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров УНТ.

  2. Эволюция жанра трагедии в античной литературе; вклад греческих и римских трагиков в становление жанра.

  3. Основные жанры литературы русского Средневековья. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

  4. Западноевропейский героический эпос.

  5. Художественный мир У.Шекспира.

  6. Эстетические принципы классицизма и их отражение во французской драматургии XVII века.

  7. Литературные направления русской литературы XVIII века.

  8. Особенности русского романтического типа художественного сознания и рецепция личности и творчества Д.Байрона в России первой трети XIX века.

  9. Жанровое своеобразие романтической новеллы. Новеллы Э.Гофмана в контексте раннего и позднего немецкого романтизма.

  10. Художественные открытия прозы А.Пушкина.

  11. Жанровое многообразие английского романа 40-х годов XIX века.

  12. Развитие темы поэта и поэзии в русской лирике ХIХ века.

  13. Русская драма второй половины XIX века (от А.Островского до А.Чехова)

  14. Типология русского романа XIX века.

  15. Жанр философско-психологического романа в художественном воплощении Л.Толстого и Ф.Достоевского.

  16. Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм, символизм, реализм, импрессионизм)

  17. Современное содержание понятия «Серебряный век». Поэзия серебряного века: родство художественных исканий различных творческих направлений.

  18. Проза Серебряного века: новый облик реализма.

  19. Этапы русской литературной эмиграции. Художественные открытия в прозе.

  20. Модернизм как новый тип литературного сознания. Модернистские направления в западноевропейской и американской литературе XX века.

  21. Многообразие эстетических установок литературы 1920-х годов.

  22. Типология романа в русской прозе 1920-30-х годов.

  23. Типология жанров в литературе периода Великой Отечественной войны.

  24. Русская проза 1960-90-х годов: основные направления художественного поиска.

  25. Мифологизация в зарубежной литературе ХХ века. Отражение национальной мифологии в латиноамериканской литературе ХХ века.

Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование»

Русский язык

  1. Язык как общественное явление. Знаковая природа языка.

  2. Современный русский литературный язык: сущность и признаки понятия.

  3. Фонетический уровень как самостоятельная подсистема в общей системе языка.

  4. Фонологическая система современного русского языка. Фонема и звук: соотношение понятий.

  5. Морфема в системе единиц языка. Принципы классификации морфем.

  6. Словообразовательный уровень и его значение для языка.

  7. Слово как центральная единица языка и как элемент лексико-семантической системы.

  8. Специфика лексико-семантической системы современного русского языка.

  9. Фразеология как отражение национальной языковой картины мира.

  10. Части речи как главная категория морфологии. Принципы распределения слов по частям речи.

  11. Грамматические категории имен существительных и прилагательных: сопоставительная характеристика.

  12. Местоимения, их семантические, грамматические и функциональные свойства. Грамматические и семантические разряды местоимений.

  13. Наречия и слова категории состояния: сопоставительная характеристика их семантических, морфологических и синтаксических свойств.

  14. Глагол, его категориальные признаки. Неспрягаемые формы глагола в сопоставлении со спрягаемыми. Вопрос о статусе причастия и деепричастия в современной грамматике.

  15. Категория вида как универсальная грамматическая категория: категориальная семантика, видовые грамматические значения.

  16. Словоизменительные грамматические категории глагола и их взаимообусловленность. Особенности частных глагольных парадигм. Система личных форм глагола. Безличные глаголы.

  17. Синтаксис как составная часть грамматики. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи и отношения. Сочинение и подчинение в рамках единиц синтаксиса.

  18. Член предложения как грамматическая категория. Главные и второстепенные члены предложения в их оппозиции. Семантика и морфологическая выраженность членов предложения. Детерминант.

  19. Оппозиция двусоставных и односоставных предложений. Структурно-семантические разновидности односоставных предложений в современном языке.

  20. Осложненное простое предложение. Типы осложнения и средства их выражения.

  21. Сложное предложение как единица синтаксиса (в сопоставлении с простым). Понятие предикативной части. Основные разновидности сложного предложения.

  22. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения как самостоятельные структурно-семантические типы предложений.

  23. Сложное синтаксическое целое.

  24. Понятие фонетических и исторических чередований в современном русском языке. Возникновение исторических чередований: время, условия, причины.

  25. Эволюция стилистической системы русского литературного языка (стилистические системы М. Ломоносова, А. Пушкина, современная стилистическая система).

Развернутые планы ответов на экзаменационные вопросы по литературе

1. Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров УНТ.

Расшифровка международного термина «фольклор». Фольклор как важнейшая составная часть традиционной русской культуры. Участие фольклора в формировании национального самосознания; отражение русского национального характера, особенностей русского менталитета и мирочувствования в произведениях фольклора.

Три аспекта отражения национального самосознания русского народа в произведениях фольклора: аспект общности, аспект «самости» (самостоятельности) и аспект внутренней конкретики.

Фольклорный жанр как основа художественности и фундамент письменной литературы. Возникновение жанров в фольклоре как тип внутренней композиционно-структурной организации. Основные признаки жанра. Система жанров русского фольклора.

Пословицы и поговорки, структура и тематика.

Сказка как отражение русского национального характера. Своеобразие воплощения в сказке темы мечты. Специфика героя русской волшебной сказки.

Воплощение самобытных черт русского национального характера в былинах. Специфика героя-богатыря.

Былины новгородского цикла. «Торжественное прославление – апофеоз – Новгорода» (В.Белинский) как идейный центр былины «Садко». Мысль о достоинстве и славе родной земли. Осуждение новгородской знати, поступившейся независимостью родного города, как концептуально определяющее в былине «Василий Буслаев». Идея любви к родине, к родной земле в былинах «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей».

Проявление идей самостоятельности и общности в исторических песнях как основа патриотического содержания.

Литература

  1. Аникин В. Русское устное народное творчество. – М., 2004.

  2. Аникин В. Теория фольклора. Курс лекций. Изд. 3-е. – М., 2007.

  3. Афанасьев. А. Древо жизни. – М., 1982

  4. Кравцов Н., Лазутин С. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  5. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.

2. Эволюция жанра трагедии в античной литературе; вклад греческих и римских трагиков в становление жанра.

Возникновение трагедии из обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов. Роль хора в формировании структуры древнегреческой драмы. Структурные элементы трагедии: пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод, эпилог и их значение для театрального представления.

Эсхил – «отец трагедии». Структура трагедий Эсхила; особенности драматической техники Эсхила. Изменения в трагедии, внесенные Эсхилом. Внесение в спектакль драматического конфликта, специфика построения характеров. Софокл. Изменение роли хора; специфика связи сцен. Перипетии. Система персонажей, исследование психологии персонажей. Прием «трагической иронии». Трагедия «Эдип-царь» и проблема трех единств. Мотив рока, трагической судьбы и нравственной ответственности человека за свои поступки у Софокла. Еврипид. Две группы трагедий Еврипида: собственно трагедии («Медея», «Ипполит») и социально-бытовые драмы («Алкеста», «Елена», «Ион»). Интрига и ее роль у Еврипида, прием Deus ex machina. Ярко выраженный психологизм трагедий, специфика обрисовки характеров. Отражение философских идей. Существенное падение роли хора в его трагедиях.

Римская трагедия. Творчество Луция Аннея Сенеки Младшего. Связь между философскими сочинениями Сенеки и трагедиями. Тема победы над страстями и преодоления жизненных испытаний. Отличия греческой и римской эстетики. Появление трагедии не для постановки, а для чтения и следующее за этим изменение структуры трагедии.

Литература

  1. Дуров В. История римской литературы. – СПб, 2000.

  2. Лосев А. Античная литература: учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. – изд.7-е, стереотп. – М., 2005.

  3. Радциг С. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

  4. Тронский И. История античной литературы. – 4-е изд. М., 1983 .

  5. Ярхо В. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.

  6. Ярхо В. Трагедия. – М., 2000.

3. Основные жанры литературы русского Средневековья. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

Историческая сущность категории литературного жанра.

Связь жанровой системы литературы Древней Руси с практическими потребностями древнерусского общества. Верховное положение жанров богослужебной литературы (гимны, слова, жития святых). Зависимость жанрового определения от объекта изображения в древнерусской литературе (летописи – документальная история феодального общества, жития – жизнеописание святого, воинская повесть – ратные подвиги русичей, хождения - путешествия по святым местам).

Возникновение новых жанровых модификаций в недрах древнерусской литературы. Деление жанров на «первичные» и «объединяющие». Взаимодействие литературных жанров с жанровой системой фольклора. Особенности существования жанров переводной литературы в русле древнерусской литературы.

Секуляризация литературы Древней Руси в 1 половине ХVII века. Трансформация средневековой системы жанров и зарождение новых литературных форм: бытовая и сатирическая повесть, плутовская новелла. Пополнение жанровой системы древнерусской литературы во 2 половине ХVII века новыми жанрами: стихотворство и драматургия.
«Слово о полку Игореве» как памятник литературы Древней Руси.

1. Место «Слова о полку Игореве» в историко-литературном процессе первого этапа формирования ДРЛ:

  • история открытия и создания «Слова о полку Игореве»;

  • историческая основа «Слова о полку Игореве»;

  • художественный текст «Слова о полку Игореве» и летописные источники о походе князя Игоря и его дружины (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи).

2. «Слова о полку Игореве» как памятник первого монументального историзма:

  • образ русской земли в «Слове о полку Игореве»;

  • жанрово-композиционная специфика «Слова...»;

  • композиционное место и смысловое значение «Сна Святослава», «Золотого слова Святослава», «Плача Ярославны»;

  • жанровая уникальность «Слова…», синтез жанровых форм, книжное и фольклорное начала;

  • образный строй «Слова о полку Игореве», система персонажей, место и значение образа автора, образа Бояна;

  • пространственная и историческая масштабность изображения, панорамность зрения (обзор с высоты птичьего полета);

  • Мифологическая, цветовая и языковая символика в «Слове»;

  • отражение в «Слове о полку Игореве» русского народного сознания в сочетании с общечеловеческими этико-эстетическими ценностями.

Литература

  1. Давыдова Н. Евангелие и древнерусская литература: Пособие для старшеклассников.– М., 1992.

  2. Еремин И. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987.

  3. Лихачев Д. Поэтика русской литературы. – М., 1979.

  4. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – М., 1986.

  5. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы. – М., 1972.

  6. Рыбаков Б. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. – М., 1963.

4. Западноевропейский героический эпос

Эпос – слово, рассказ, песня. Отражение в эпосе законченной картины мира, объяснение его происхождения и судьбы, изображение примеров достойной жизни и достойной смерти.

Сочетание в эпосе реальности и фантастики, истории и нравоучения, время «библейского» (от сотворения мира и до его конца), время сказочного (подвиги героя-богатыря), и время исторического (упоминания об исторических событиях и лицах). Центр эпического произведения - эпический герой, в котором сосредоточены лучшие черты народного характера.

Два этапа развития западноевропейского эпоса средних веков. Эпос раннего Средневековья, эпохи разложения родового строя: ирландский, скандинавский, англосаксонский («Песнь о Беовульфе»). Эпос зрелого Средневековья, феодальной эпохи: средневерхненемецкий, французский, испанский («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде»).

Изображение в эпосе раннего Средневековья отношений древних обществ и племен. В центре повествования – воин-богатырь Беовульф, превосходящий остальных силой и мужеством, воплощающий в себе черты подлинного народного героя, совершающий подвиги для блага многих людей. Освобождение Беовульфом народ от страшных чудовищ (Гренделя, его матери, дракона).

Пространство англосаксонского эпоса (противоположные миры): защищенное и окультивированное пространство Хеорота (постройка Хеорота как центра героического мира, его вещность, этикетность поведения) и дикий мир чудищ (нерукотворность их обиталища, «вненаходимость пещеры», антигероический пир Гренделя или «пир наоборот»).

Основа композиции – конфликт добра и зла. Фантастическое и реальное обозначение зла. Ассоциация чудовищ с определенным природным фоном, сочетание реалистических элементов северной природы с фантастическими образами (спуск Беовульфа в логово чудовищ).

Синтез языческого и христианского мировосприятия в эпосе раннего Средневековья (образы чудищ, их родословная от Каина, упоминание в тексте поэмы Судьбы, Рока и Бога, мотив языческого золота, восприятие Беовульфом дракона как Божью кару и др.).

Формирование классического эпоса (эпос зрелого Средневековья) в эпоху национальных обществ и государств; его предмет (предание национально-историческое - о борьбе славных предков с исторически существовавшими завоевателями, иноплеменниками, иноверцами и др.)

Усложнение психологической характеристики образа, небезупречность его поведения (Роланд, Зигфрид). Влияние фольклорных мотивов и рыцарского романа. Основа эпоса зрелого Средневековья – исторический факт: битва при Ронсевальском ущелье («Песнь о Роланде»), падение бургундского королевства («Песнь о Нибелунгах).

Поэтика поэмы «Песнь о Роланде»: контраст, гиперболизация, детализация, эпическое повторение, параллелизм. Превалирующая роль христианских мотивов. Значение эпоса для последующего развития литературы.

Литература

  1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Вст. ст. А.Я. Гуревича. М., 1975. С 5-26.

  2. Боур С.М. Героическая поэзия. – М., 2002;

  3. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995;

5. Художественный мир У.Шекспира

Шекспировский вопрос. Периодизация творчества Шекспира. Темы и мотивы сонетов (дружба, любовь, назначение поэта и др.). Новаторство Шекспира в изображении возлюбленной (Данте-Петрарка-Шекспир): 130 сонет.

Исторические хроники Шекспира. Пафос исторической хроники «Ричард III» – негодование против произвола и деспотизма. Образ идеального монарха («Генрих V»).

Эволюция жанра комедии (от комедии положений к комедии характеров). Героини как главный двигатель интриги комедий. Основной конфликт комедий – отстоять право на счастье.

Отражение сложности и противоречивости действительности в трагедиях. Размышления автора о назначении человека, о природе зла, о соотношении добра и зла. Конфликты трагедий Шекспира: столкновение старого, средневекового мира с его междоусобными распрями и нового, ренессансного понимания жизни - любовь молодых людей из враждующих семейств («Ромео и Джульетта»), конфликт отцов и детей («Король Лир»), различное понимание смысла жизни и своего назначения в ней людьми, порожденными одной и той же эпохой («Отелло»).

Вершина драматургии Шекспира – трагедия «Гамлет». Первая литературная обработка этого мотива мести сына за отца (Саксон Грамматик). Решение проблемы мести за отца для Лаэрта, Фортинбраса, Пирра и Гамлета. Для Гамлета месть – более сложная задача. Цель постановки пьесы «Мышеловка», выступление в ней Гамлета как драматурга, режиссера-постановщика и актера (взгляды Шекспира на искусство).

Важные монологи Гамлета, иллюстрирующие философский конфликт трагедии: монолог после откровений призрака, монолог после актеров, монолог «Быть или не быть», монолог после убийства Полония, монолог при виде войск Фортинбраса.

Мотив безумия: ложное (Гамлет) и истинное (Офелия).

Романтические драмы, определение термина. Герои романтических драм – цельные характеры, олицетворяющие добро, справедливость, чистоту, или зло. Сходство мотивов романтических драм с мотивами трагедий Шекспира. Появление романтики на смену сложным философским умозаключениям. Значение Шекспира для последующего развития литературы.

Литература

  1. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». – М., 1986.

  2. Аникст А.А. Ремесло драматурга. – М., 1974.

  3. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. – М., 1997.

6. Эстетические принципы классицизма и их отражение во французской драматургии XVII века

Классицизм – ведущее направление во французской литературе XVIII века. Влияние рационалистического метода Р.Декарта на становление эстетики классицизма. Принцип «универсального сомнения», примат разума над чувствами. Положение о «врожденных идеях», метафизичность философии Декарта. Утверждение неизменяемости мира и человека в классицистической художественной системе

Ориентация нового искусства на античный образец. Нормативность как специфическая черта классицистической художественной системы. Основные черты эстетики классицизма: рационализм, метафизичность, идеализация, регламентация. Формирование нового типа конфликта (долг и чувство, разум и страсть) и героя (размышляющий). Соотношение правды и правдоподобия. Особенности классицистической типизации. Формирование жестких норм выбора героя, темы, жанровой формы, языковых средств, построения произведения. «Поэтическое искусство» Н.Буало как наиболее полное изложение основных принципов классицизма. Утверждение гражданского пафоса искусства, задачи исправления нравов.

Гражданская проблематика первого этапа французского классицизма, отразившаяся в творчестве П.Корнеля. Значимость сильной героической личности в художественной концепции Корнеля. Специфика классицистического конфликта в трагедии «Сид» (1637), который сам по себе никак не может быть разрешен. Соответствие трагедии Корнеля принципу нормативности типизации в классицизме.

Творчество Ж.Расина – новый этап классицистического искусства. Концепция «слабого» героя, достойного сочувствия, в эстетике Расина, акцентирование нравственной проблематики, психологизм расиновской драматургии. Единоборство с самим собой – основная тема трагедии «Федра» (1677). Классицистическая четкость и простота поэтики Расина.

Новаторство Ж.-Б.Мольера в жанре комедии: «высокая» комедия характера, которая «близко подходит к трагедии» (Пушкин). Метафизичность характера, определяющая трагический подтекст комедии, условность благополучной концовки. Значимость проблематики «высокой» комедии: осмеяние порока лицемерия, опасного для государства в комедии «Тартюф» (1669). Нормативность нравственных критериев, герой как воплощение доминирующей черты, деление персонажей по принципу рациональности на разумных и неразумных. Воплощение идеи наказания святоши в образе разумного и мудрого короля.

Литература

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. – М.,1968.

Кадышев В. Расин. – М.,1990.

Гликман И. Мольер. – М.,1966.

7. Литературные направления русской литературы XVIII века

Динамика развития русской литературы в XVIII веке. Периодизация литературного процесса.

Специфика становления классицистической эстетики. Роль А.Кантемира и В.Тредиаковского в трансформации литературного процесса. Черты стиля барокко в творчестве Ф.Прокоповича и М.Ломоносова. Сохранение черт барочного стиля в творчестве М.Чулкова.

Своеобразие русского классицизма. Спорные моменты в вопросах гносеологии классицизма. Появление поэтики русского классицизма (А.Сумароков). Категория вкус.

Трансформация классицистической модели творчества в жанровой системе классицизма (Г.Державин, Я.Княжнин, М.Чулков). Появление элементов стиля рококо и черт предромантизма (И.Богданович, М.Чулков, М.Попов, В.Левшин). Представление о художественном вымысле. Внимание к национальной мифологии. Формирование черт предромантизма в повестях Н.Карамзина («Наталья, боярская дочь», «Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм»).

Нравоописательная проза в литературе второй половины XVIII века (жанры журналистики; проза М.Чулкова). Оценка реалистических тенденций (наивный реализм, просветительский реализм, натурализм) в современном литературоведении.

Сентиментализм в русской литературе XVIII века Философско-эстетические основания сентиментализма. Трансформация жанровой системы (эпистолярный роман, травелог, элегия, романс, песня). Н.Карамзин и А. Радищев – специфика художественного мировидения.

Литература

  1. Федоров В. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979.

  2. Москвичева Г. Русский классицизм. – М., 1986.

  3. Федоров В. Русская литература XVIII века. – М., 1990.

  4. Лебедева О. История русской литературы XVIII века. – М., 2000; М., 2003.

  5. Алексеева Н.. Русская ода: Развитие одической формы в XVII-XVIII веках. – СПб., 2005.

  6. Серман И. Литературное дело Карамзина. – М., 2005.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература»)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  3. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «050300 Филологическое образование»

    Программа
    - соответствия уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 050300 «Филологическое образование» (магистерская
  4. Публичный доклад федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Доклад
    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  5. Ее договор с оплатой стоимости обучения, а также определяет особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья

    Документ
    1. Настоящий Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее – граждане, лица, поступающие, абитуриенты) в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее –

Другие похожие документы..