Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Экзаменационные билеты'
Противостояние орде. . Реформы Александра I. билет 1. Московская Русь в XVI в. Правление Ивана IV. . Внешняя политика Александра I ....полностью>>
'Рабочая программа'
Содержание: определение интегрирующей функции маркетинга предприятия в условиях рыночной конкуренции; сущность и уровни (корпоративный, функциональный...полностью>>
'Тесты'
Любая разработка ПО начинается с идеи заказчика. Дело программиста воплотить эту идею в жизнь, создав для заказчика программу. Довольно трудно написат...полностью>>
'Документ'
Если мы хотим сравнить два исследуемых показателя (или один и тот же, но для двух различных групп лиц по их уровню), то необходимо проверять гипотезу ...полностью>>

Ремесленного профессионального образования в россии (2)

Главная > Тезисы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
РЕМЕСЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Тезисы докладов

2-й Международной научно-практической конференции

Екатеринбург, 18-20 октября 2004 г.

Екатеринбург
2004

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Уральское отделение Российской академии образования

Фонд Эберхарда Шёка (Германия)

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Академия профессионального образования

Институт развития профессионального образования
Министерства образования и науки Российской Федерации

Институт развития ремесленничества РГППУ

Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Тезисы докладов
2-й Международной научно-практической конференции
18 – 20 октября 2004 г., Екатеринбург

Екатеринбург
2004

УДК 377 (081)

ББК Ч446 л431

Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тез. докл. 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18–20 окт. 2004 г. / Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 131 с.

В сборнике представлены тезисы докладов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной становлению и развитию профессионального образования в России. Тезисы сгруппированы относительно следующих основных проблем, вынесенных на обсуждение участниками конференции: социально-экономические и орга­низационно-пе­да­го­ги­чес­кие условия профессионального образования ремесленников-пред­при­нимателей; содержание и методы профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей; психолого-педа­го­гические аспекты ремесленного профессионального образования.

Основная часть исследований выполнена в рамках германо-рос­сий­ского модельного проекта «Поддержка ремесел путем профессионального образования: проблемы, пути решения» и в соответствии с программой НИР Уральского отделения Российской академии образования «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций на 2001–2005 гг.».

Сборник адресуется ученым и специалистам, интересующимся и за­ни­мающимся проблемами развития профессионального ремесленного образования, в первую очередь педагогам, участвующим в подготовке ремесленников-предпринимателей.

Представленные в сборнике тезисы докладов отражают авторские научные позиции.

Конференция проводилась при поддержке фонда Эберхарда Шека (Германия), гранта РГНФ № 02–06–00163а и гранта Президента Российской Федерации НШ–1679.2003.6.

©  Уральское отделение Российской академии образования, 2004

©  Российский государственный
профессионально-педагогический университет, 2004

Содержание

Содержание 6

Социально-экономические и организационно-педагогические условия профессионального образования
ремесленников-предпринимателей 12

Г. М. Романцев,
И. А. Колобков 12

Ремесленное образование
как отрасль профессионального образования 12

П. Меллер 15

Роль германо-российского сотрудничества
в развитии сектора малых и средних предприятий 15

Б. Тидеманн 16

Рекомендации по дальнейшему развитию профессионального образования работников малых предприятий ремесленного профиля 16

И. П. Смирнов 20

Ремесленничество: прошлое было, а каково будущее? 20

М. И. Гельвановский 22

Ремесленному делу – самому древнему и самому современному – второе дыхание 22

В. Г. Агафонов 29

Организационно-содержательные аспекты подготовки ремесленников в Сверд­ловской области 29

Т. Л. Александрова 31

Об условиях возрождения ремесленничества в современной России 31

Л. Ф. Беликова, А. С. Пономарева,
Н. А. Якино 33

К вопросу о социологическом прогнозировании потребностей в ремесленном образовании 33

Н. А. Буракова 35

Особенности региональной политики
в сфере малого бизнеса 35

М. Л. Вайнштейн 37

К вопросу о готовности современного рынка труда принять инициативу опережающего образования 37

С. Р. Гулибин 40

Поддержка предпринимательства среди безработных граждан 40

М. З. Казаргулов 41

О возрождении народных промыслов в системе начального профессионального образования Республики Башкортостан 41

А. С. Килин 44

Современные требования к маркетинговой деятельности образовательного учреждения 44

А. Г. Мокроносов, Д. Е. Гаврилов,
С. З. Гончаров 46

Ремесленничество как экономический институт 46

А. Г. Мокроносов,
Е. В. Лобанов, 49

Организация поддержки ремесленных предприятий 49

Л. П. Пачикова,
В. И. Пачиков 51

Роль экономической подготовки профессиональных педагогов, обучающих ремеслу 51

В. П. Прокопьев 52

О подготовке кадров для сферы малого бизнеса 52

С. В. Слинкин 54

История развития ремесленного и профессионального образования в Тобольске 54

С. В. Федорова 56

Актуальность организации профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей
для жилищно-коммунального комплекса 56

Н. Н. Чикунова 57

Некоторые аспекты возрождения и развития ремесленничества 57

В. Я. Шевченко 60

Подготовка ремесленников как опыт образовательных и социально-экономических трансформаций 60

Содержание и методы подготовки ремесленников-предпринимателей 63

Л. Н. Акулова 63

Обеспечение дидактического единства педагогов ремесленных профессий 63

В. А. Берсенева 65

Экспериментальная интегрированная образовательная программа «Менеджмент» 65

Е. Н. Быкова, Н. В. Кулакова,
В. Л. Мочалов 68

Учить мыслить категориями малого бизнеса 68

Д. А. Воронов 69

Ремесло и искусство в дизайнерской практике 69

Н. А. Доронин 72

Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей 72

В. А. Карачаровский,
Л. В. Холоднякова 75

Традиции и инновации в подготовке
ремесленников-предпринимателей в Курганском технологическом колледже 75

И. В. Карцева 77

Современные компьютерные технологии – в помощь ремесленникам-предпринимателям 77

В. Н. Козлов,
М. Л. Вайнштейн 78

Расширение эксперимента
(о возможности подготовки специалистов ремесленного труда для организаций автосервиса) 78

А. А. Колоколов, И. В. Карцева,
В. В. Амосов 81

О проектировании эскизов моделей одежды с использованием задачи о покрытии множества в условиях реального производства 81

А. И. Кудрявцева 82

Некоторые аспекты дополнительной профессиональной подготовки специалистов для работы на малых и средних предприятиях ремесленного профиля 82

Г. А. Ларионова,
О. М. Давыдов 84

Профессиональное образование
ремесленника-агрария на этапе «колледж – вуз»:
компетенции, ключевые квалификации 84

О. Л. Назарова 86

Особенности методической системы профессиональной подготовки
ремесленников-предпринимателей 86

М. Г. Лордкипанидзе, Е. В. Лобанов,
Н. В. Леманчикова 87

Проблемы финансирования профессионального образования ремесленников 88

Л. П. Панина,
О. А. Фищукова 89

Некоторые аспекты формирования качеств ремесленника в профессиональном колледже 89

А. Н. Патриков,
Н. К. Чапаев 92

Миссия производственной практики при подготовке ремесленников-предпринимателей 92

В. Б. Полуянов 93

Уровни профессионального образования
ремесленников 93

В. В. Пузырев 95

Роль общеобразовательной подготовки в формировании ключевых квалификаций ремесленника-предпринимателя 95

С. В. Соловьева 97

Метод проектов в профессиональной подготовке ремесленников 98

Е. Д. Шабалдин 100

Компоненты ремесленничества в деятельности специалиста по электротехническим технологиям 100

С. П. Ястребов 101

Опыт профессионального образования ремесленников по специальности «Строительство питьевых шахтных колодцев» 101

Психолого-педагогические аспекты ремесленного профессионального образования 105

С. П. Брагина 105

Профессионализм творчества педагога, осуществляющего подготовку
ремесленников-предпринимателей 105

Е. Н. Быкова,
Н. В. Кулакова 107

Когнитивное воспитание в подготовке
ремесленников-предпринимателей 107

Н. С. Веселовская, Б. А. Калачевский,
Е. А. Петренко 108

Психолого-педагогические особенности подготовки ремесленников в системе СПО 108

В. А. Гусев 111

Навыки ремесленника-предпринимателя – будущему педагогу профессионального обучения 111

А. А. Евтюгина 113

Формирование профессиональной коммуникации ремесленника-предпринимателя 113

Д. П. Заводчиков 114

Психологические особенности ремесленной деятельности 114

Э. Ф. Зеер 116

Психологические конструкты деятельности и личности ремесленника-предпринимателя 116

А. П. Зольников 118

Развитие способности к саморегуляции
у обучающихся ремесленным профессиям 118

Л. М. Кадцын 120

Ценностные ориентиры ремесленничества
как критерии уровня мастерства 120

В. В. Кузнецов 122

К вопросу о содержании понятия «ремесленник» 122

Л. М. Кустов 123

Интегральная субъектность как общий принцип подготовки ремесленника-предпринимателя 123

С. А. Новоселов 125

Об особенностях развития творчества в системе ремесленного образования 125

А. М. Павлова 126

Развитие личностного потенциала
ремесленников-предпринимателей в учебном процессе 126

М. В. Полякова 129

Комплимент как элемент целерациональных действий будущего ремесленника-предпринимателя 129

Н. В. Родькина 131

Профессия ремесленника-предпринимателя – основа успешной жизненной и профессиональной карьеры 131

В. Ю. Сапугольцев 133

Развитие ключевых квалификаций будущих ремесленников-предпринимателей в процессе обучения (на примере подготовки дизайнеров) 133

Н. Н. Сачкова 134

Мониторинг образовательного процесса и формирование ключевых квалификаций
ремесленника-предпринимателя 134

И. И. Хасанова 136

Методологические подходы к организации самоуправления социально-профессиональным воспитанием будущих ремесленников 136

Сведения об авторах 139

Социально-экономические и организационно-педагогические условия профессионального образования
ремесленников-предпринимателей

Г. М. Романцев,
И. А. Колобков

Ремесленное образование
как отрасль профессионального образования

Многие исследователи проблем профессионального образования отмечают, что процессы воспроизводства кадров в Рос­сии пока не в пол­­ной мере соответствуют требованиям рыночной экономики.

Неблагополучная ситуация сложилась с под­­го­­тов­­кой кадров для предприятий малого и сред­не­го бизнеса, который за годы реформирования превратился в зна­чи­тельный сектор экономики страны и обеспечивает вклад в ВВП в объеме до 11%.

Проблемы подготовки кадров особенно важны для малых предприятий, занимающихся производством товаров и ус­луг по конкретным заказам населения без торгового посредника. Такие предприятия в за­пад­но­ев­ро­пейских странах называются ремесленными. Они выпускают продукцию не только высокого качества, но и час­то эксклюзивную.

Производство товаров на ремесленном предприятии требует более высокой квалификации работников и зна­чи­тельно больших затрат времени, материальных и энер­ге­ти­чес­ких ресурсов, чем производство стандартной продукции на обычном малом предприятии. Поэтому такие предприятия должны выделяться в сек­то­ре малого и сред­не­го бизнеса.

К со­жа­ле­нию, процессы признания и под­держки малых и сред­них ремесленных предприятий пока происходят очень медленно.

В Рос­сии до сих пор не принят федеральный закон о ре­мес­лен­ни­честве, на федеральном уровне ремесленные профессии не выделены в спе­ци­альную группу, как это сделано во многих зарубежных странах, где наряду с ра­бо­чи­ми профессиями для крупных предприятий существуют специальные ремесленные профессии. Как следствие, нет профессиональных стандартов для них, отсутствует также нормативная документация для кадровых и со­ци­альных служб.

В свя­зи с этим целый сектор экономики страны, имеющий существенные отличия от крупной промышленности, должен использовать не соответствующие ему квалификационные структуры и схе­мы, созданные исторически в пе­ри­од индустриализации только для крупных государственных предприятий.

Несоответствие нормативной базы реалиям рыночной экономики прослеживается и в образовании. Если проанализировать Классификатор нап­рав­ле­ний и спе­циаль­нос­тей высшего профессионального образования, Классификатор специальностей среднего профессионального образования и Пе­ре­чень профессий и спе­циаль­нос­тей начального профессионального образования, то обнаружится, что группы специальностей, направлений и про­фес­сий четко ориентированы на отрасли крупной промышленности, и все, что может быть отнесено в них к ма­ло­му и сред­не­му бизнесу и ре­мес­лен­ни­честву, не выделено в от­дельные группы. Поэтому разработка государственных образовательных стандартов ведется по макетам и тре­бо­ва­ни­ям тех групп, в ко­то­рых оказываются специальности и про­фес­сии ремесленного типа.

Исследования, проводимые в Рос­сийском государственном профессио­нально-пе­да­го­ги­чес­ком университете (РГППУ), показывают, что содержание профессиональной деятельности, а следовательно, и со­дер­жа­ние профессионального образования ра­бот­ни­ков крупных и ма­лых предприятий существенно отличаются.

Работник малого предприятия должен выполнять весь цикл работ, связанных с за­ка­зом: от его получения, проектирования, решения вопросов снабжения, организации и про­ве­де­ния работ до сда­чи готовой работы заказчику, поэтому он должен обладать хорошо развитыми коммуникативными качествами, уметь управлять коллективом, иметь экономико-пра­во­вую и проектно-ди­зайнерскую подготовку.

Для подготовки работника малого предприятия необходимы новые государственные образовательные стандарты, дополненные блоками дисциплин, ориентированных на формирование всех профессионально важных качеств ремесленника-предпринимателя.

К со­жа­ле­нию, жесткое разделение уровней профессионального образования на начальное, среднее и выс­шее в Законе РФ «Об образовании» не позволяет создавать государственные образовательные стандарты с ме­жу­ров­не­вой структурой. Поэтому, на наш взгляд, для подготовки ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей необходимо разработать и ут­вер­дить взаимосогласованные образовательные стандарты на базе существующих государственных образовательных стандартов начального и сред­не­го профессиональ­ного образования.

Необходимо с уче­том опыта, накопленного в хо­де экспериментальной реализации образовательных программ по обучению молодежи, разработать стандарты для ремесленного обучения взрослого незанятого населения, а так­же новые программы курсов повышения квалификации работников различных фирм и предпри­ятий для освоения производственных технологий, используемых ремесленниками в практической деятельности.

Параллельно со становлением и оп­ти­ми­за­цией процесса обучения ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей в РГППУ рассматриваются вопросы о подготовке педагогических кадров для обучения ремесленным профессиям, а так­же о разработке программ повышения квалификации работников лицеев и кол­лед­жей, в ко­то­рых уже осуществляется (или планируется) подготовка ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей.

В хо­де теоретических работ и их экспериментальной проверки в гер­ма­но-рос­сийских проектах, реализуемых в Москве и Ека­те­рин­бур­ге, накоплен большой методический и учеб­но-ор­га­ни­за­ци­он­ный опыт, который следует обобщать для распространения в дру­гих учебных заведениях начального и сред­не­го профессионального образования России с целью создания, по сути, новой отрасли профессионального образования для сектора малого и сред­не­го предпринимательства в эко­но­ми­ке народного хозяйства, что требует активного участия научных, административных и об­ра­зо­ва­тельных структур. Это и оп­ре­де­ли­ло создание в 2003 г. специального Института развития ремесленничества при РГППУ. Его соучредителями являются Российский государственный профессионально-пе­да­го­ги­чес­кий университет, Уральское отделение Российской академии образования и фонд Эберхарда ЩIека (Германия).

Институт занимается решением научно-иссле­до­ва­тельских задач, связанных с воз­рож­де­ни­ем и раз­ви­ти­ем ремесленничества в Уральском регионе и Рос­сии, исследованием проблем профессионального образования работников ремесленных предприятий, разработкой нормативной и учеб­но-прог­раммной документации для новой отрасли образования – ремесленного профессионального образования.

П. Меллер

Роль германо-российского сотрудничества
в развитии сектора малых и средних предприятий

Общеизвестно, что после распада Советского Союза при трансформации плановой экономики народного хозяйства России в ры­ноч­ную возникла необходимость в развитии сектора малых и сред­них предприятий (МСП), присущих последней. Особенно остро эта проблема обнаружила себя в об­лас­ти производства и ре­мес­ла. Нужно было создать благоприятные условия для появления предприятий малого и среднего бизнеса. Для решения этой проблемы у России не было собственного опыта, поэтому потребовалось двустороннее сотрудничество с го­су­дарства­ми, в ко­то­рых МСП являются важными общественными и эко­но­ми­чес­ки­ми факторами.

Поскольку в Гер­ма­нии сектор МСП очень хорошо развит, ФРГ и Рос­сия начали проводить различные совместные проекты для содействия развитию МСП. С 1993 г. все мероприятия по консультированию со стороны немецкого правительства проводились и ко­ор­ди­ни­ро­ва­лись в рам­ках программы «ТРАНСФОРМ». При этом поддержке МСП в со­дер­жа­нии данной программы было уделено основное внимание.

Профессиональная квалификация работников МСП составляет важнейший ресурс экономического успеха последних в ры­ноч­ной экономике и спо­соб­нос­ти выживания в ус­ло­ви­ях конкуренции. В свя­зи с тем, что профессиональное образование, отвечающее потребностям МСП, также отсутствовало, в рам­ках германо-рос­сийско­го сотрудничества начали проводить проекты и ме­роп­ри­ятия по пересмотру и пе­ре­констру­иро­ва­нию отечественной системы профессиональной квалификации. Эту работу координировали Федеральный институт профессионального образования (Берлин) и Институт развития профессионального образования (Москва).

Проект, связанный с про­фес­си­ональным образованием ремесленников, реализуемый совместно с Мос­ковским комитетом образования, занимает особо значимое место, потому что благодаря ему удалось создать систему квалификации для ранее идеологически подавлявшегося сектора МСП ремесленного профиля и, более того, закрепить ее в Мос­ковской думе принятием соответствующего закона.

Последовательным продолжением осуществления программы «ТРАНСФОРМ», которая с са­мо­го начала дополнялась мероприятиями и про­ек­та­ми неправительственных организаций, стал германо-рос­сийский модельный проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование», который проводится с 1998 г. общественным фондом Эберхарда Шека (Баден-Баден) совместно с правительством Свердловской области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ремесленного профессионального образования в россии (1)

    Тезисы
    Становление и раз­ви­тие ремесленного профессионального образования в Рос­сии: Тез. докл. 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16 – 18 дек.
  2. Ремесленного профессионального образования в россии (3)

    Тезисы
    Становление и развитие ремесленного профессионального образо­вания в России: Тез. докл. 3-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23–25 окт. 2006 г.
  3. Рабочая программа кандидатского экзамена для образовательных учреждений высшего профессионального образования мвд россии Специальность 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа кандидатского экзамена «История и философия науки» по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования составлена в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по истории и философии
  4. Развитие теории и практики управления системой профессионального образования в России в XIX xx вв

    Автореферат
    Защита состоится «21» декабря 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.
  5. Развитие и становление женского профессионального образования в центральном регионе россии в середине XIX начале ХХ века

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 марта 2009 года в 12 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г.

Другие похожие документы..