Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разработка концепции нового издания, формирование команды и организация работы редакции с нуля, планирование и выпуск новых номеров. Кроме того, по со...полностью>>
'Доклад'
Традиционно в преддверии нового учебного года 25 – 27 августа 2010 года в Железнодорожном районе г. Новосибирска прошла педагогическая конференция по...полностью>>
'Документ'
Микроорганизмы в отличие от растений и животных характеризуются многообразием типов питания. В соответствии с новой классификацией микроорганизмы по ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством(специализация – экономика, организация и управление предприятиями,отраслями, к...полностью>>

Гусельникова Лидия Ивановна, учитель 1 категории Петуховской средней общеобразовательной школы №1. Рецензенты: пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа одобрена на

заседании методического

совета школы, от

«…» 2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 11 КЛАССА.

2006-2007 учебный год.

Автор программы: Гусельникова Лидия Ивановна, учитель 1 категории Петуховской средней общеобразовательной школы №1.

Рецензенты:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 11 классов (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и на основе программы под редакцией А.Г.Кутузова.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на профильном уровне сохраняет и углубляет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских учений, развития культуры устной и письменной речи.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.

  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.

  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

  2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

  3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

  4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

  5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

  6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).

В опубликованном проекте федерального компонента государственного стандарта сформулирован ряд целей профильного обучения, важнейшими из которых являются

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста;

- создание общего целостного представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения.

Программа профильного образования ставит следующие воспитательные задачи обучения дисциплине:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, гражданской позиции;

- формирование чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.

Задачи литературного образования на этом этапе изучения предмета связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести следующее задачи:

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-теоретических возможностей, не только накопление читательского опыта, но и самореализацию в деятельной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

- дальнейшее владение техникой грамотного и осмысленного чтения и умения выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях с эпохой создания и бытования;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю и вступать в диалог с автором;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее;

  • умение грамотно строить монологические выступления различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера;

  • умение выполнять элементарные исследовательские работы.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:

1. «Обращение к трагической истории страны: Г.Устюжанин «Жестокий ветер афганец». 2 часа

2. «Современная поэзия Зауралья». 2 час.

3. «Проблема нравственного выбора (творчество В.Патанина, И.Ягана)». 2 час.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. «Пояснительная записка».

  2. «Требования к уровню подготовки выпускников».

  3. «Учебно-тематический план».

  4. «Содержание тем учебного курса».

  5. «Календарно-тематический план».

  6. «Контроль уровня обученности».

  7. «Литература».

«Требования к уровню подготовки выпускников» сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, дополненные из «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классов» под ред. А.Г.Кутузова.

В разделе «Контроль уровня обученности» представлены контрольные работы и контрольные тесты (смотри приложение), составленные исходя из требований государственного образовательного стандарта, предназначенные для итогового контроля знаний обучающихся по темам и подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

Авторы

Стандарты

Программа А.Г.Кутузова

И.А.Бунин

5 стихотворения по выбору.

Рассказы «Господин из Сан-Фрациско», «Чистый понедельник», а также два рассказа по выбору.

Стихи «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет...», «Вечер», «Собака».

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание» «Чаша жизни».

И.Куприн

Одно произведение по выбору.

«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».

М.Горь

кий

Пьеса «На дне». Одно произведение по выбору.

Пьеса «На дне», Романтические рассказы.

Л.Андреев

Одно произведение по выбору.

Рассказ «Иуда Искариот»,

Поэзия конца 19-нач.20 века

И.Анненский, К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Брюсов, М.Волошин, Н.Гумилев, Н.Клюев, И.Северянин. Ф.Сологуб, В.Хлебников. Стих-ния не менее 3 авторов по выбору.

В. Брюсов «Кинжал», «Творчество», «К счастливым», «Весной», «Конь блед». К.Бальмонт «Я вольный ветер...», «Я в этот мир пришел...», «Ангелы опальные». И.Анненский «Старые эстонки», «Петербург». Н.Гумилев «Невольничья», «Жираф», «Ослепительное» «Мужик», «Слово», «заблудившийся трамвай».

А.А.Блок

Стих-ния: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...». «В ресторане», «На железной дороге», а также 5 стих-ния по выбору. Поэма «Двенадцать».

Стих-ния те же. По выбору: «Вхожу я темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Русь», «Пушкинскому Дому». Поэма «Двенадцать».

В.В.Маяковский

Стих-ния: «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немного нервно», «Лиличка», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», 5 стих-ния по выбору. Поэма «Облако в штанах».

Стих-ния те же. По выбору: «Нате!», «Надоело», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.Есенин

Стих-ния: «Гой ты, Русь, моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская», 5 стих-ния по выбору.

Стих-ния те же. По выбору: «Русь», «О красном вечере задумалась дорога», «Запели тесаные дроги», «Несказанное, синее, нежное», «До свиданья, друг мой, до свиданья» «Черный человек».

М.Цветае-ва

Стих-ния: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», а также 3 стих-ния по выбору.

Стих-ния те же. «Лебединый стан», «Бессонница».

О.Манде

льштам

Стих-ния: “Notre Dame”, «Бессонница», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», а также 3 стих-ния по выбору.

Стих-ния те же. «Отчего душа так певуча», «Адмиралтейство» «Мы живем, под собой не чуя страны», “Silentium”, «Бессонница», «Я вернулся в мой город…».

А.Ахматова

Стих-ния: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был...» «Родная земля», а также 3 стих-ния по выбору. Поэма «Реквием».

Стих-ния те же. «Смуглый отрок бродил по аллеям», «Ты письмо мое, милый, не комкай», Я научилась просто, мудро жить», «Сколько просьб у любимой всегда», «Заплаканная осень», «Приморский сонет», «Северные элегии», «Реквием».

Б.Пастер

нак

Стих-ния: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь» , а также 2 стих-ния по выбору. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

Стих-ния те же. По выбору «На ранних поездах», «Август», «Ночь», «Быть знаменитым некрасиво», «Рождественская звезда». «Доктор Живаго».

М.Булга

ков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»

«Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (возможно обзорное изучение одного из романов), «Дни Турбиных».

А.Плато

нов

Одно произведение по выбору

«Усомнившийся Макар»

И. Бабель.

2 рассказ по выбору (обзор).

«Мой первый гусь», «Смерть Долгушова».

Е.Замятин.

Роман «Мы». (обзор).

Роман «Мы».

М.Шоло

хов

Роман-эпопея «Тихий Дон»

«Тихий Дон» .

А.Твардовский

Стих-ния: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины», а также 3 стих-ния по выбору.

То же.

В.Набоков.

1 произведение по выбору.

«Облако, озеро, башня», «» роза», «Приглашение на казнь»(обзор).

Заболоц

кий

3 стих-ния по выбору.

«Завещание», «Читая стихи», «Гроза идет».

В.Шала

мов

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору)

То же.

А.Солже

ницын

Повесть «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ2 (фрагменты).

«Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор», «Архипелаг Гулаг» (фрагменты).

Проза второй половины 20 века

Ф.Абрамов, Ч.Айтматов, В.Астафьев, В.Белов, В.Быков, В.Гроссман, В.Кондратьев, В.Некрасов, Е.Носов, В.Распутин, Ю.Тендряков, В.Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору.

Ч.Айтматов «И дольше века длится день». В.Распутин «Прощание с Матерой». В.Шукшин «До третьих петухов», «Чудак», «Срезал», «Микроскоп», «Дядя Ермолай».

Поэзия второй половины 20 века

Б.Ахмадулина, И.Бродский, В.Вознесенский, В.Высоцкий, Е.Евтушенко, Л.Мартынов, Б.Окуджава, Н.Рубцов, Д.Самойлов. Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

Стих-ния не менее трех авторов по выбору.

Драматур

гия второй половины 20 века

А.Арбузов, А.Вампилов, В.Розов, М.Рощин. Произведение одного автора по выбору.

Произведение одного автора по выбору.

Литерату

ра после-

днего деся

тилетия

Проза и поэзия (одно произведение по выбору)

Одно произведение по выбору. Общий обзор.

Литература народов России

Произведение одного автора по выбору.

Чтение и обсуждение произведений 2-3 авторов.

Зарубеж-

ная лите-

ратура

----

Общий обзор и самостоятельный анализ 1-2 произведений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

Название темы, уроков.

Кол-во

Дата

1

Введение. Своеобразие рус. лит-ры 20 века. Периодизация. Понятие о декадансе, модернизме, авангарде.

1

2.

Худ. мир русской прозы конца 19 века; общая характеристика.

1

3.

Идеи и формы времени в рассказах А.П.Чехова.

1

4.

Проблема личной ответственности человека в рассказах А.П.Чехова.

1

5.

Проблема человеческого счастья в рассказах А.П.Чехова.

1

6.

Особенности поэтики рассказов А.П.Чехова. Тв. пр.: принципы анализа произведения малой формы.

1

7.

Худ. мир И.А.Бунина: синтез поэтического и прозаического.

1

8.

Лирическое мастерство И.А.Бунина. Тв. пр.: своеобразие лирических стих-ний Бунина.

1

9.

Тема любви в прозе И.А.Бунина.

1

10

Семинар: «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох».

1

11

«Легкое дыхание»: сюжет рассказа, образная система, своеобразие проблематики.

1

12

«Гранатовый браслет» А.И.Куприна: тематика и проблематика рассказа, образная система. Своеобразие поэтики.

1

13

14

Семинар: «Три рассказа на одну тему» «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет» А.Куприна».

2

15

Своеобразие прозы Л.Андреева. «Иуда Искариот»; тематика и проблематика рассказа.

1

16

17

Тв.пр.: интерпретация самостоятельно прочитанного рассказа.

2

18

Худ. Мир русской драматургии конца 19 – начала 20 века: основные имена. Понятие об эпическом театре.

1

19

20

Принципы эпического театра А.П.Чехова. «Вишневый сад»: своеобразие жанра. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд».

2

21

22

Семинар: «Герои пьесы «Вишневый сад»: кто они?».

2

23

24

«Вишневый сад»: смысл названия, своеобразие чеховской драматургии.

2

25

«На дне» М.Горький: сюжетные линии и конфликты. Своеобразие жанра.

1

26

27

«На дне»: ночлежники в изображении М.Горького.

2

28

29

Семинар: «Правда, ложь, вера в Человека в спорах героев и размышлениях автора».

2

30

31

Тв. пр.: рецензия на спектакль (или сочинение)

2

32

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма.

1

33

Худ. Мир поэзии символизма: философские основы и эстетические принципы.

1

34

Старшие символисты (обзор творчества одного из поэтов – по выбору).

1

35

Своеобразие худ. мира А.А.Блока (обучающий анализ стихотворений – по выбору).

1

36

37

Тв. практикум: принципы анализа лир. произведения.

2

38

39

Лирика. «Стихи о Прекрасной Даме»

2

40

41

Семинар: «Россия Блока»

2

42

Поэма «Двенадцать»: сюжетная основа и философская проблематика. Образная система.

1

43

«Двенадцать» своеобразие композиции, ритм. интонации. строфика, символика.

1

44

«Двенадцать»: своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика.

1

45

Семинар: «В спорах о «Двенадцати» Блока».

1

46

47

Акмеизм как литературное направление. Основные имена в поэзии акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам (обзор творчества одного из поэтов).

2

48

Тв. пр.: интерпретация самостоятельно прочитанного произведения поэтического текста Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама о собственной судьбе и творчестве.

1

49

Урок самостоятельного чтения. Мое открытие ранней лирики М.Цветаевой (презентация стихотворения).

1

50

Футуризм и его основополагающие эстетические принципы. Основные имена в поэзии футуризма (обзор творчество одного из поэтов по выбору).

1

51

Ранняя лирика В.Маяковского: основные темы и мотивы. Образ лир. героя.

1

52

Поэтика раннего В.Маяковского: своеобразие худ. Средств, метафоричность образов, особенности стихосложения.

1

53

54

Бунтарский пафос поэмы В.Маяковского «Облако в штанах». Худ. время и пространство в поэме. Своеобразие композиции поэмы.

2

55

Новый быт в сатирических произведениях поэта.

1

56

Тема поэта и поэзии.

1

57

Новаторство поэта. Яркость и ярость стиха .

1

58

59

Имажинизм: эстетические принципы. Фольклорные традиции и их основы. Лирика С.Есенина: образ лир. героя. исповедальность. Метафоричность и образность поэтического языка.

2

60

61

Семинар: «Тема Родины в поэзии С.А.Есенина».

2

62

Поздняя лирика С.Есенина: поиск гармонии с миром и трагизм мироощущения лир. героя (сам. интерпретация одного из стих-ний).

1

63

«Черный человек»: мистико-философские искания и их воплощения в произведении. Тема двойника.

1

64

65

Тв. пр.: сочинение по лирике.

2

66

Урок самостоятельного чтения, Стихотворения «крестьянских поэтов»: традиции и новаторство.

1

67

68

Русская литература после Октября: живые традиции. Революция и Гражданская война в литературе: основные тенденции изображения.

2

69

70

Тв. пр.: автор – образ – читатель. (сопоставительный анализ произведений близкой тематики, например, А.Фадеев, И.Бабель, Е.Замятин.)

2

71

Введение в худ. Мир М.Шолохова: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону».

1

72

«Тихий Дон» М.Шолохова: казачество в романе.

1

73

«Тихий Дон»: «обаяние» человека, образ Григория Мелехова.

1

74

Женские образы и детская тема на страницах романа.

1

75

«Мысль семейная» и «мысль народная».

1

76

Жанр произведения, худ. время, и пространство романа.

1

77

Семинар: «Природа и человек в романе».

1

78

Тв. пр.: анализ финального эпизода.

1

79

Введение в хул. мир А.Платонова.

1

80

81

Сокровенный человек А.Платонова (анализ рассказа «Усомнившийся Макар).

2

82

83.

«Котлован»: автор и его герой, система персонажей, смысл названия, жанр, композиция (обзор).

2

84

Введение в худ. мир М.Булгакова. Автор и его герои.

1

85

«Мастер и Маргарита»: история создания. Философский конфликт романа.

1

86

Москва на страницах романах.

1

87

Библейские темы и мотивы в романе.

1

88

Бал сатаны – композиционный центр романа (обучающий анализ эпизода).

1

89

Спор о человеке на страницах романа.

1

90

91

История Мастера и Маргариты: любовь и творчество на страницах романа.

2

92

93

Тв. пр.: сочинение по роману.

2

94

95

Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. Периодизация.

2

96

97

И.Бунин. «Чистый понедельник» – тематика и проблематика рассказа, образная система, своеобразие поэтики.

2

98

99

«Чистый понедельник», «Темные аллеи» И.Бунина: трагедийная концепция любви.

2

100101

Своеобразие худ. мира И.С.Шмелева. «Лето Господне».

2

102103

М.Цветаева: исповедальное и трагедийное начало в лирике (интерпретация 2-3 стих-ний по выбору).

2

104

М.Цветаева: образ лир. героя, своеобразие поэтического стиля (интерпретация 2-3 стих-ний по выбору).

1

105106

Введение в художественный мир В.Набокова. «Облако, озеро, башня».

2

107108

Мир и его абсурдные законы в романе В.Набокова «Приглашение на казнь».

2

109

110

Тв. практикум: рецензия на самостоятельно прочитанное произведение писателя русского зарубежья.

2

111112

Литература периода Великой Отечественной войны: основные темы и имена (сообщения учащихся).

2

113114

Литература послевоенного десятилетия. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда»: основная проблематика, образная система.

2

115116

Новаторство в изображении войны.

2

117 118

Урок сам. чтения: три потока военной прозы.

2

119120

Тв. практикум: презентация сам. прочитанного произведения о войне или худ. фильма по произведению о войне.

2

121

Литература второй половины 20 века..

1

122123

Поэзия А.Ахматовой и традиции рус. классической лирики (интерпретация стихотворений по выбору).

2

124125

Личные и гражданские мотивы в лирике Ахматовой (интерпретация стих-ний по выбору).

2

126

«Реквием» Ахматовой: комментированное чтение и анализ. Своеобразие образа лир. героини.

1

127

Эпическое и лирическое начало в произведении, своеобразие жанровой формы. Идея преодоления смерти и ее поэтическое преодоление.

1

128

Тема памяти и судьбы в творчестве Ахматовой (урок-обобщение)

1

129130

Мир природы и мир человека в творчестве Б.Пастернака (интерпретация стих-ний по выбору).

2

131

Своеобразие худ. мира лирики Б.Пастернака (интерпретация стих-ний по выбору).

1

132

Человек и история на страницах романа Б.Пастернака.

1

133

Главный герой в системе персонажей романа

1

134

Лирические стихи в романе «Доктор Живаго».

1

135136

Поэзия Н.Заболоцкого. Образ лирического героя, Мир природы и человека в их сложных взаимодействиях.

2

137138

Поэзия А.Твардовского. Основные темы. Образ лирического героя.

2

139

Жизнь. Творчество. Личность писателя.

1

140

«Один Ивана Денисовича»: своеобразие жанра, образ главного героя.

1

141

«Матренин двор»: русский национальный характер в изображении писателя.

1

142

«Матренин двор» как начало «деревенской прозы».

1

143144

Тв. практикум: сопоставительный анализ образов Платона Каратаеава и Ивана Денисовича.

2

145

Семинар: «Автор биографический и автор как художественный образ»

1

146

Что такое миф? Миф и мифологическое в литературе.

1

147

В.Распутин. Жизнь. Творчество. Личность писателя.

1

148

«Прощание с Матерой»: герои и время в повести.

1

150

Нравственно-философское звучание повести.

1

151

В.П.Астафьев и его роман «Печальный детектив» (обзор).

1

152

В.Шукшин. Жизнь, Творчество, Личность писателя.

1

153

Рассказы В.Шукшина.

1

154

Тв. пр.: самостоятельный анализ рассказа В.Шукшина.

1

155156

Лирика И.Бродского: традиции и новаторство.

2

157159

Поэзия Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского. (обзор)

3

160161

Вампилов и его драматургия.

2

162

Современная литературная ситуация.

1

163164

Стихи поэтов-зауральцев

2

165

Федорова. «Шадринский гусь». (Региональный компонент».

1

166

167

Обращение к трагической истории страны: Г.П.Устюжанин «Жестокий ветер афганец», В.П.Федорова «Клены».

2

168

Проблема нравстенного выбора (творчество В.Патанина, И.Ягана.)

1

169

Тестирование.

1

170

Подготовка к итоговой аттестации выпускников.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Да

та

Наименование темы уроков

Кол-во

Опорные понятия

Межпредметные связи

1-2.

Введение. Своеобразие рус. лит-ры 20 века. Периодизация. Худ. мир рус. прозы конца 19 века: общая хар-ка (обобщение ранее изученного).

2

Реализм, проза, неороман

тические течения

Отображение в лит-ре историчес-кой эпохи

3.

Идеи и формы времени в рассказах А.П.Чехова.

1

Рассказ

4.

Проблема личной ответственности человека в рассказах А.П.Чехова.

1

Особенности поэтики

5.

Проблема человеческого счастья в рассказах А.П.Чехова.

1

Рассказ

6.

Особенности поэтики рассказов А.П.Чехова. Тв.пр.: принципы анализа произведений малой формы.

1

План анализа

7.

Худ. мир И.А.Бунина: синтез поэтического и прозаического.

1

Рассказ

8.

Лирическое мастерство И.А.Бунина.

1

Синтез прозаического и поэти-ческого

Лирический пейзаж в прозе Бунина и живопи

си М.В.Нестерова

9.

Тема любви в прозе И.А.Бунина.

1

Словес

ное рисова

ние

10

Семинар: «Господин из Сан-Францизско» глазами читателей разных эпох».

1

История

11

«Легкое дыхание»: сюжет рассказа, образная система, своеобразие проблематики.

1

Лиризм «живо-пись» словом

Живопись, словесное рисование

12

«Гранатовый браслет» А.И.Куприна: тематика и проблематика рассказа, образная система. Своеобразие поэтики.

1

Авторская оценка

Символи-ка детали

Музыка А.Бетховена в рассказе «Гранато-вый браслет»

13

14

Семинар: «Три рассказа на одну тему «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет»

2

15

Своеобразие прозы Л.Андреева.

1

Неореа-лизм

Л.Андреев и И.Репин. Рисунки Андрее

ва

16

17

Творческий практикум: интерпретация самостоятельно прочитанного рассказа.

2

«Малень

кий человек» композиция

18

Худ. мир русской драматургии конца 19 – начала 20 века: основные имена. Понятие об эпическом театре.

1

219

19

20

Принципы эпического театра А.П.Чехова. «Вишневый сад»: своеобразие жанра. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд».

2

Драматургия, жанр,

Театр

21

22

Семинар: «Герои пьесы «Вишневый сад»: кто они?».

2

«Дворянское гнездо»

Сценическая интерпре

тация комедии

23

24

«Вишневый сад»: смысл названия, своеобразие чеховской драматургии.

1

Символи

ческий образ

25

«На дне» М.Горький: сюжетные линии и конфликты. Своеобразие жанра.

1

Жанр, бессю-жетность пьес

История

Сценическая история драмы «На дне»

26

27

«На дне»: ночлежники в изображении М.Горького.

2

Полифо

ния

Театр

28

29

Семинар: «Правда, ложь, вера в Человека в спорах героев и размышлениях автора».

2

Лирико-психологический подтекст

Горький и МХАТ

30

31

Тв. пр.: рецензия на спектакль (или на сочинение)

2

32

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма.

1

Модер

низм

История

33

Худ. мир поэзии символизма: философские основы и эстетические принципы.

1

34

Старшие символисты (обзор творчества одного из поэтов – по выбору).

1

35

Своеобразие худ. мира А.А.Блока (обучающий анализ стихотворений – по выбору).

1

Лиричес

кий герой. Симво

лизм

36

37

Тв. практикум: принципы анализа лир. произведения.

2

38

39

Лирика. «Стихи о Прекрасной Даме»

2

Лиричес

кий цикл

Лирика Блока и живо-

пись Врубеля.

40

41

Семинар: «Россия Блока»

2

42

Поэма «Двенадцать»: сюжетная основа и философская проблематика. Образная система.

1

Проблематика

История

43

«Двенадцать» своеобразие композиции, ритм, интонации. строфика, символика.

1

Ритм

Иллюстрации Ю.Аннен-кова к поэме «Двенад

цать»

44

«Двенадцать» своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика.

1

45

Семинар: «В спорах о «Двенадцати» Блока».

1

46

47

Акмеизм как литературное направление. Основные имена в поэзии акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам (обзор творчества одного из поэтов).

2

Эстетические задачи.

Неороман-тизм в поэзии

Лирика Гумиле

ва и жи

вопись П.Гогена

48

Тв. пр.: интерпретация самостоятельно прочитанного произведения поэтического текста Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама о собственной судьбе и творчестве.

1

49

Урок самостоятельного чтения. Мое открытие ранней лирики М.Цветаевой (презентация стихотворения).

1

Лиричес

кий пафос

Поэзия и музыка в творчес

кой судь

бе Цве

таевой

50

Футуризм и его основополагающие эстетические принципы. Основные имена в поэзии футуризма (обзор творчества одного из поэтов)

1

История

51

Ранняя лирика В.Маяковского: основные темы и мотивы. Образ лир. героя.

1

Образ лирического героя

Маяковс

кий и театр

52

Поэтика раннего В.Маяковского: своеобразие, метафоричность образов, своеобразие стихосложения, худ. средств

1

53

54

Бунтарский пафос поэмы В.Маяковского «Облако в штанах». Худ. время и пространство в поэме. Своеобразие композиции поэмы.

2

Деклама

ционный стих.

Маяковс

кий и художники-кубисты

55

Новый быт в сатирических произведениях поэта.

1

Сатира

56

Тема поэта и поэзии.

1

57

Новаторство поэта. Яркость и ярость стиха В.Маяковского.

1

Новаторство

58

59

Имажинизм: эстетические принципы. Лирика С.Есенина: образ лир. героя. исповедальность. Метафоричность и образность поэтического языка.

2

Эстетические при

нципы

Поэзия Есенина и музыка

60

61

Семинар: «Тема Родины в поэзии С.А.Есенина».

2

Лирич

ность метафоричность

62

Поздняя лирика С.Есенина: поиск гармонии с миром и трагизм мироощущения лир. героя (сам. интерпретация одного из стих-ний).

1

Образ

ность языка.

Лиричес

кая поэма

63

«Черный человек»: мистико-философские искания и их воплощение в произведении. Тема двойника.

1

64

65

Тв. пр.: сочинение по лирике.

2

66

Урок самостоятельного чтения. Стихотворения «крестьянских поэтов»: традиции и новаторство.

1

67

68

Русская литература после Октября: живые традиции. Революция и Гражданская война в литературе: основные тенденции изображения.

2

История

69

70

Тв. пр.: автор – образ – читатель. (сопоставительный анализ произведений близкой тематики, например, А.Фадеев, И.Бебель, А.Замятин.)

2

71

Введение в худ. мир М.Шолохова: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону».

1

72

«Тихий Дон» М.Шолохова: казачество в романе.

1

Роман-эпопея

Гражданская война

73

«Тихий Дон»: «обаяние» человека, образ Григория Мелехова.

1

Киновер

сии романа

74

Женские образы и детская тема на страницах романа.

1

Исторические источники «Тихого Дона»

75

«Мысль семейная» и «мысль народная».

1

76

Жанр произведения, худ. время и пространство романа.

1

77

Семинар: «Природа и человек в романе».

1

78

Тв. пр.: анализ финального эпизода.

1

79

Введение в худ. мир А.Платонова.

1

80

81

Сокровенный человек А.Платонова (анализ рассказа «Усомнившийся Макар).

2

Литера

турная антиуто

пия

Проза А.Платонова и живо

пись П.Фило

нова

82

83

«Котлован»: автор и его герой, система персонажей, смысл названия, композиция (обзор).

2

84

Введение в худ. мир М.Булгакова. Автор и его герои.

1

Библейская тема

М.Булгаков и театр

85

«Мастер и Маргарита»: история создания. Философский конфликт романа.

1

«Роман в романе»

Сценичес-кие и киноин

терпретации произве

дений Бу

лгакова

86

Москва на страницах романах.

1

Карнавальный смех

87

Библейские темы и мотивы в романе.

1

88

Бал сатаны – композиционный центр романа (обучающий анализ эпизода).

1

Вечное и временное

89

Спор о человеке на страницах романа.

1

90

91

История Мастера и Маргариты: любовь и творчество на страницах романа.

2

92

93

Тв. пр.: сочинение по роману.

2

94

95

Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена. Периодизация.

2

История

96

97

И.Бунин. «Чистый понедельник» – тематика и проблематика рассказа, образная система, своеобразие поэтики.

2

98

99

«Чистый понедельник», «Темные аллеи» И.Бунина: трагедийная концепция любви.

2

100101

Своеобразие худ. мира И.Шмелева. «Лето Господне».

2

102103

М.Цветаева: исповедальное и трагедийное начало в лирике (интерпретация 2-3 стих-ний по выбору).

2

Выразительное чтение

104

М.Цветаева: образ лир. героя, своеобразие поэтического стиля (интерпретация 2-3 стих-ний по выбору).

1

Своеобразие поэтического стиля

105106

Введение в худ. мир В.Набокова. «Облако, озеро, башня»

2

107108

Мир и его абсурдные законы в романе В.Набокова «Приглашение на казнь».

2

В.Набоков о художественном значении русского языка

109110

Тв. практикум: рецензия на самостоятельно прочитанное произведение писателя русского зарубежья.

2

111112

Литература периода Великой Отечественной войны: основные темы и имена (сообщения учащихся).

2

Жанровое и тема

тическое многообразие

История

Песен

ная поэзия

113114

Литература послевоенного десятилетия. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда»: основная проблематика, образная система.

2

Публицистика

115116

Новаторство в изображении войны.

2

Патрио

тичес

кий пафос

Живо

пись

117118

Урок сам. чтения: три потока военной прозы.

2

119120

Тв. практикум: презентация сам. прочитанного произведения о войне или худ. фильма по произведению о войне.

2

Театр, кино

121

Литература второй половины 20 века..

1

«Возвра

щенные имена»

122123

Поэзия А.Ахматовой и традиции рус. классической лирики (интерпретация стихотворений по выбору).

2

Вырази

тельное чтение

124125

Личные и гражданские мотивы в лирике Ахматовой (интерпретация стих-ний по выбору).

2

Образ Ахмато

вой в жи

вописи

126

«Реквием» Ахматовой: комментированное чтение и анализ. Своеобразие образа лир. героини.

1

Трагичес

кий пафос

История

127

Эпическое и лирическое начало в произведении, своеобразие жанровой формы. Идея преодоления смерти и ее поэтическое преодоление.

1

«Рекви

ем» и музыка Моцарта

128

Тема памяти и судьбы в творчестве Ахматовой (урок-обобщение)

1

Выразительное чтение

129130

Мир природы и мир человека в творчестве Б.Пастернака (интерпретация стих-ний по выбору).

2

Рисунки Пастер

нака

131

Своеобразие худ. мира лирики Б.Пастернака (интерпретация стих-ний по выбору).

1

132

Человек и история на страницах романа Б.Пастернака.

1

Лиричес

кий герой

Музыка

льные образы Шопена в лирике поэта

133

Главный герой в системе персонажей романа

1

134

Лирические стихи в романе «Доктор Живаго».

1

135136

Поэзия Н.Заболоцкого. Образ лирического героя. Мир природы и человека в их сложных взаимодействиях.

2

137138

Поэзия А.Твардовского. Основные темы. Образ лирического героя.

2

139

Жизнь. Творчество. Личность писателя. А.Солженицин.

1

Автор и его герои

История

140

«Один Ивана Денисовича»: своеобразие жанра, образ главного героя.

1

Тип героя- правед

ника

141

«Матренин двор»: русский национальный характер в изображении писателя.

1

Нравственно-фи

лософс-кая позиция Солжени

цына-историка

142

«Матренин двор» как начало «деревенской прозы».

1

143144

Тв. практикум: сопоставительный анализ образов Платона Каратаеава и Ивана Денисовича.

2

Сравни

тельная характе-ристика

145

Семинар: «Автор биографический и автор как художественный образ»

1

146

Что такое миф? Миф и мифологическое в литературе.

1

147

В.Распутин. Жизнь. Творчество. Личность писателя.

1

Тема памяти

148

«Прощание с Матерой»: герои и время в повести.

1

150

Нравственно-философское звучание повести.

1

151

В.П.Астафьев и его роман «Печальный детектив» (обзор).

1

152

В.Шукшин. Жизнь, Творчество, Личность писателя.

1

Фольк-

лор, сказки

153

Рассказы В.Шукшина.

1

Герой-«чудак»

Кинодра

матургия Шукши

на.

154

Тв.пр.: самостоятельный анализ рассказа В.Шукшина.

1

155156

Лирика И.Бродского: традиции и новаторство.

2

Выразительное чтение

157158

Поэзия Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского.

2

159160

Вампилов и его драматургия.

2

Драма

Театр

161162

Современная литературная ситуация.

2

163164

Стихи поэтов-зауральцев.

2

Вырази

тельное чтение

165166

Обращение к трагической истории страны : Г.П.Устюжанин «Жестокий ветер афганец», В.П.Федорова «Клены»

2

История

167168

Проблема нравственного выбора (творчество В.Потанина, И.Ягана)

2

169

Тестирование.

1

170

Подготовка к итоговой аттестации выпускников.

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Кол-во часов

Творч.

работы,

практи-кумы

Контр.

работы

11 класс.

Художественный мир русской литературы 20 века.

170

7

5

1.

Введение.

2

Художественный мир русской прозы начала 20 века.

14

2.

А.П.Чехов.

4

3.

И.А.Бунин.

5

4.

А.И.Куприн.

2

1

5.

Л.Андреев

3

2

Художественный мир русской драматургии начала20 века.

14

6.

А.П.Чехов.

7

7.

М.Горький.

7

2

1

Художественный мир русской поэзии.

35

8.

Символизм.

14

1

9.

Акмеизм.

4

10.

Футуризм.

8

11.

Имажинизм.

9

2

1

Живые традиции рус. лит-ры в произведениях 1 половины 20 века (1921-1941)

27

12.

М.Шолохов.

12

13

А.Платонов.

5

14.

М.Булгаков.

10

2

1

Русская литература в изгнании.

17

15.

Бунин, Цветаева, Набоков.

17

2

Литература периода Великой Отечествен ной войны и послевоенного десятилетия 91941-1956)

10

16.

«Лейтенантская проза»

10

2

Литература второй половины 20 века.

48

17.

Ахматова А.

8

18.

Б.Пастернак.

6

19.

Н.Заболоцкий

2

20.

А.Твардовский.

2

21.

А.Солженицын.

7

1

22.

Распутин В.

4

21.

В.Астафьев.

1

22.

В.Шукшин, И.Бродский, Вампилов.

9

1

23.

Современная лит. ситуация.

2

1

24.

Региональный компонент.

6

25.

Подготовка к итоговой аттестации выпускников.

2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сечина Людмила Владимировна, учитель высшей категории моу «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10 классов (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного)

Другие похожие документы..