Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Предмет и задачи зоологии позвоночных, составляющие ее науки. Характеристика типа Хордовых Chordata и его место в общей системе животных; системат...полностью>>
'Документ'
Основная цель конференции - развитие творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых, привлечение их к решению актуальных задач современ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданского права и процесса Казанского государственного универс...полностью>>
'Документ'
Відповідно до цілей цього Положення асистентами аудитора визнаються фізичні особи, які безпосередньо працюють в аудиторських фірмах, склали письмові ...полностью>>

И. В. Вишев на пути к практическому бессмертию москва 2002 Человек может и должен стать практически бессмертным. Вашему вниманию предлагается необычная книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Милохин А. — с.50.

Минеев Валерий Валерьевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Красноярского государственного педагогического университета, приверженец идеи положительного решения проблемы достижения реального бессмертия человека. — с.15, 288.

Минский Марвин — ученый и инженер, один из пионеров робототехники и исследований по искусственному интеллекту, сотрудник Массачусетского технологического института (США). — с.196–197, 198, 240–241.

Монин А. — член-корреспондент РАН — с.212–213.

Монтень Мишель (1533 — 1592) — философ-гуманист, писатель, политический деятель (Франция). — с.221.

Моррис Генри — доктор физико-математических наук, директор Института креационных исследований (США), один из ведущих представителей современного «научного креационизма». — с.34, 36.

Моуди Раймонд — доктор философии (США). — с.102–111, 116–124, 205–206.

Назаров Вадим Иванович. — с.39.

Налбандян Зураб — собственный корреспондент газеты «Труд» в Лондоне.  — с.217.

Неговский Владимир Александрович (р. 1909) — академик АМН, патофизиолог, реаниматолог, организатор и руководитель Лаборатории экспериментальной физиологии по оживлению организма. — с.112.

Нефедов Владимир Прокопьевич — доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией управления биосинтезом животных тканей Института биофизики СО АН СССР, автор метода восхождения от смерти к жизни. — с.288.

307

Никифоров Александр Леонидович (р. 1940) — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, специалист в области логики и философии науки. — с.261.

Ницше Фридрих Вильгельм (1844 — 1900) — немецкий философ-иррационалист, подвергший ревизии традиционные ценности, особенно христианские, ставивший во главу угла «волю к власти» как фундаментальное онтологическое понятие. — с.30.

Нудельман Рафаил — журналист. — с.191.

Обухов К. — с.198.

Оловников Алексей Михайлович. — с.194.

Ориген (185 — 254) — древне-христианский теолог и философ Александрийской школы, представитель ранней патристики. — с.78, 91, 92.

Остроумов Г.Н. — с 202, 210.

Павлов Николай Александрович (р.1951) — кандидат биологических наук, доцент, народный депутат Российской Федерации 1990–1995 гг. — с.169–170.

Панин Лев Евгеньевич — академик РАМН, директор НИИ биохимии СО РАМН. — с.218–219.

Петруччи А. — профессор, проводивший опыты по искусственному выращиванию человеческого эмбриона, запрещенные Ватиканом. — с.250.

Пивоваров Даниил Валентинович (р. 1943) — доктор философских наук, профессор, специалист по теории познания и философии религии (УрГУ, Екатеринбург). — с.261.

Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, взгляды которого, в том числе на жизнь, смерть и бессмертие человека, и свои собственные он изложил в «Диалогах» и других сочинениях. Платон рассматривал смерть как соединение души с умопостигаемым миром — «миром идей» и тем самым, как полагал, устранял страх перед ней. Он считал, что душа бессмертна и способна переселяться в людей, если она хорошая, и в животных, если плохая. Основал в Афинах Академию. — с.13.

308

Плеханов Георгий Валентинович (1856 — 1918) — русский философ-марксист, один из основателей социал-демократического движения в России (меньшевик), публицист. — с.228.

Позников Эльгиз —доктор исторических наук. — с.179.

Полосухин Борис Матвеевич (р. 1932) — кандидат физико-математических наук, сотрудник Московского государственного института электронной техники (Зеленоград). — с.234–237.

Пришвин Михаил Михайлович (1873 — 1954) — русский писатель. — с.245–246.

Путин Владимир Владимирович — Президент Российской Федерации. — с.170–171.

Райт В. — профессор Техасского университета (Даллас, США).— с193.

Рогаев Е.И. доктор биологических наук, специалист по генетике и селекции сельскохозяйственных животных. — с.210–211.

Роуз Серафим — американский священник, перешедший из протестантизма в православие. — с.111.

Рутерфорд И. — одни из идеологов иеговизма. — с.90.

Рязанцев С. — с.53–54, 78, 101.

Свердлов Александр Давидович. — с.15.

Сенека Луций Анней (5 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — представитель римского стоицизма, «дядя христианства», воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством, — с.221.

Серебровская К.Б. — с.250.

Сетницкий Николай Александрович (1888 — 1937) — экономист и статистик, философ и эстетик, последователь философии общего дела Н.Ф. Федорова. — с.138.

Сид Ричард — врач, биолог, последователь методистской церкви (Чикаго, США). — с.205–206, 252, 253.

Скулачев Владимир Петрович (р. 1935) — академик РАН, директор НИИ физико-химической биологии (Москва), автор теории апоптоза. — с.188–189.

Сократ (469/470 — 399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, главным предметом размышлений которого был человек. В противоположность мифологическим и распространен

309

ным в его время представлениям, что душа погибает вместе с телом, рассеиваясь как дым, он одним из первых пытался логически обосновать убеждение, будто смерть есть отрешение души от тела. Сократ был сторонником идеи переселения душ и считал, что характер жизнедеятельности и поведения человека определяет посмертную участь его души. — с.13, 56.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 — 1900) — русский религиозный философ, поэт, публицист. — с.127, 131.

Соловьев Михаил Викторович — кандидат биологических наук (Санкт-Петербург), разрабатывает биологические и технические пути и средства решения триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его оптимальных телесных и духовных характеристик жизнедеятельности и достижения практического бессмертия. — с.15, 84–85, 148, 199, 201.

Степун (Степпун) Федор Августович (1884 — 1965) — русский религиозный философ, историк, социолог культуры, литератор, теоретик искусства. В 1922 г. был выслан из Советской России. Стержнем его «философии культуры» стала формулировка противоречия между душевно-духовным планом личности (жизнью) и объективированными в процессе творчества ценностями (культурой). — с.30.

Татаринов Леонид Петрович — ученый-зоолог, палеонтолог и специалист в области эволюционной биологии, академик, доктор биологических наук, директор Института палеонтологии АН СССР (РАН). — с.38–39, 41.

Татиан (ок. 120 — ок. 175) — христианский писатель, один из апологетов христиаства. — с. 87.

Тейяр де Шарден Пьер (1881 — 1955) — французский теолог и философ,иезуит, ученый-палеонтолог, представитель «христианского эволюционизма». Его сочинение «Феномен человека» было запрещено Ватиканом. — с.34.

Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — русский писатель и мыслитель  — с.223.

Трубников Николай Николаевич (1929 — 1983) — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии АН СССР, специалист по философской антропологии. — с.74.

310

Тыщенко Виктор Петрович (ум. 1986) — доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедры энтомологии биолого-почвенного факультета ЛГУ, натуралист, специалист в области зоологии и энтомологии. — с.41.

Удумян Нарине Камоевна. — с.46–47.

Уотсон Джеймс Дьюи (р. 1928) — американский биохимик, один из исследователей, открывших структуру ДНК. — с.217.

Фейербах Людвиг (1804 — 1872) — немецкий философ-материалист. Он утверждал, что бедой, злом является только преждевременная, но не естественная смерть, которая наступает вследствие действия непреложных природных законов и не знает исключений. С последним остается лишь примириться. Фейербах признавал бессмертие лишь в делах, потомках и их памяти. Вопрос же о личном бессмертии он считал уделом лишь религиозной фантазии и недостойным научного исследования. —с.13, 50, 68–69.

Федоров Николай Федорович (1829 — 1903) — русский религиозный философ, творец философии общего дела. Он выдвинул радикальную идею устранения смерти из прошлого, настоящего и будущего и достижения бессмертия человека посредством внесения его сознания и воли в стихийный ход природных процессов и соответствующую их регуляцию на основании достижений науки и техники. Его учение вызвало осуждение со стороны других русских религиозных философов и богословов. — с.23, 79, 80, 82, 127, 128, 129, 130–131, 134, 136, 145, 157, 180, 185, 208.

Феодора — преподобная. — с.110.

Феофил Антиохийский (II в.) — с.89.

Фрейд Зигмунд (1856 — 1939) — австрийский психолог и невролог, основатель психоанализа. — с.53.

Фролов Иван Тимофеевич (1929 — 1999) — философ, общественно-политический деятель, доктор философских наук, профессор, академик АН СССР (РАН). Он работал на высших должностях в ведущих журналах и газетах, в последние годы он был директором Института человека РАН, Президентом сначала Всесоюзного, а затем Российского философского общества. Фролов, не отвергая категорично не

311

обходимость и возможность достижения человеком своего реального бессмертия, высказывался крайне скептически по данному поводу, уповая, в частности, на то, что возможности ювенологии, неоевгеники и т.п. реализуются лишь в неопределенном далеко, когда люди станут более разумными и гуманными. — с.14, 75, 213, 214–215, 221–225, 242.

Фролькис Владимир Вениаминович (р. 1924) — доктор медицинских наук, профессор, академик, сотрудник Института геронтологии (Киев), автор адаптационно-регуляторной теории старения. — с.185, 187.

Хайдак А. — врач-реаниматолог. — с.113.

Хайнц Томас — один из представителей современного «научного креационизма». — с.36, 37, 38, 46.

Хальтер Ханс. — с.195–196, 200–201.

Халявкин Александр Викторович (р. 1947) — кандидат биологических наук, сотрудник Института химической физики РАН (Москва), автор теории антистарения. — с.187.

Ханжин Борис Михайлович — патологоанатом, эколог, имея физико-математическое и медицинское образование, разработал теорию старения, которая открывает путь к сохранению молодости человека и достижению его практического бессмертия. — с.15, 186–187.

Хиггинс Кристофер — профессор (Англия). — с.217.

Хомич Иван Иосифович — кандидат медицинских наук (Минск). — с.49–51.

Циолковский Константин Эдуардович (1857 — 1935)— один из основоположников отечественной и мировой ракетодинамики и космонавтики, творец космической философии. Он был материалистом и панпсихистом, исходил из единства человека и космоса. Циолковский отрицал возможность физического бессмертия человеческой личности, но вместе с тем считал необходимым радикально продлить жизнь человека до многих тысяч лет, т.е. до масштабов, соизмеримых с космическими просторами. Исходя из вечности Вселенной и неуникальности земного разума, он утверждал, что космический разум и его носители уже достигли невообразимых для нас высот социального, нравственного

312

и технического прогресса, одним из проявлений которого должно быть существование бессмертных существ, однако не похожих на людей. В то же время Циолковский приходил к далеко идущему выводу о том, что «субъективно смерти нет», поскольку человек, умирая, распадается на отдельные ощущающие атомы, которые впоследствии вновь как бы воскресают в высших по разуму космических существах. — с.13, 56, 85, 128, 132–133, 136, 154–155, 195, 211.

Чапек Карел (1890 — 1938) — писатель и драматург (Чехия). — с. 242, 243–245.

Чеботарев Дмитрий Федорович (р. 1908) — доктор медицинских наук, профессор, академик АМН СССР (РАМН), директор Института геронтологии. — с.185.

Шей Джерри — сотрудник Техасского университета (Даллас, США). — с.193.

Шелли Мэри (1797 — 1851) — писательница (Англия). — с.252.

Шишкин Сергей Сергеевич — директор Института генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН. — с.218.

Шопенгауэр Артур (1788 — 1860) — немецкий философ-идеалист, одним из первых подверг переоценке ценности разума, считая волю первоосновой бытия, а «волю к жизни» — непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип, активнодействующий, безосновный, свободный и нецелеустремленный. — с.30.

Шоу Джордж Бернард (1856 — 1950) — писатель и драматург, общественный и политический деятель (Англия). — с.242–243.

Штекель В. (1868 — 1940) — венский практикующий врач, психоаналитик, оппонент З. Фрейда. — с.53.

Эйнштейн Альберт (1879 — 1955) — физик-теоретик, создатель специальной и общей теории относительности, один из основоположников современной физической науки (Германия, Швейцария США). — с.223.

Энгельс Фридрих (1820 — 1895) — один из основоположников марксистской теории, в том числе диалектико-материалис

313

тической философии (диалектического материализма). — с.40, 70, 140, 141, 142, 143, 144–148.

Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, материалист-атомист. Он считал душу сочетанием особо тонких и подвижных атомов, рассеянных по всему телу, и разрушающейся вследствие смерти вместе с ним. Им были разработаны принципы прекрасной жизни, главные из которых — свобода человека от страданий, от страха перед богами и перед смертью, ибо с ней люди как бы не встречаются, поскольку пока человек жив — смерти нет, а когда смерть пришла, — человека уже нет. Жизнь человека, по Эпикуру, должна быть счастливой, приносить ему радость, удовлетворение и удовольствие, но отнюдь не в смысле чрезмерности. Жизнь приятная, утверждал он, не может не быть разумной, нравственной, справедливой, и наоборот, — жизнь разумная, нравственная и справедливая не может не быть приятной Благоразумие Эпикур ценил даже выше философии. — с.13, 66–67.

Эпплйард Брайан — с.211.

Эссер Карл — профессор кафедры ботаники Бахумского университета (Германия), один из зачинателей экспериментальной иммортологии. — с.85.

Якушкин А. — врач-реаниматолог. — с.114–116.

Янкелевич Владимир — философ (Франция). — с.228–231.

Ярославский Александр — поэт, лидер Северной группы анархистов-биокосмистов. — с.134.

314

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Абсолютная истина — 1) инвариант знания; 2) полное и исчерпывающе точное знание о предмете, существующее как идеальный предел познания. — с.17–18.

Абсолютное бессмертие — учение о соединении биопсиполевой формации с голографическим телом. — с.81–82.

Абсолютное заблуждение — знание, исключающее какую бы то ни было адекватность отражения действительности. — с.17–18.

Актуальное бессмертие человека — прижизненная акция творческой деятельности человека, обретающая свойство бесконечности, вечности, как способ преодоления конечности его индивидуального бытия, как форма его реального бессмертия. — с.83.

Анабиоз — погружение организма в «спячку» при низких температурах, замедляющих его жизнедеятельность. — с.199.

Анархизм-биокосмизм — движение в анархизме и учение о личном бессмертии (иммортализм) и межпланетных сообщениях (интерпланетаризм). — с.134–136.

Антистарение (anti-aging) — система способов противодействия старению.  — с.199.

Апоптоз — теория о запрограммированной смерти клеток, которая также открывает путь к сохранению молодости человека и достижению его практического бессмертия. — с.188–189.

Бессмертие — неограниченно долгое индивидуальное бытие. — с.79, 232–237, 244–245.

Бессмертие души — христианское (однако не всеми христианами разделяемое) и мусульманское вероучение о посмертном существовании людей. — с.89–90, 99–101.

Бессмертие простейших — биологическая проблема, которая решается одними учеными в положительном смысле, а другими — отрицательном. — с.182–185.

315

Бессмертническая модель прогресса — концепция развития общества, которая осуществляется без обязательности смены поколений. — с.173–174, 180.

Бессмертническая парадигма — установка сознания, признающая реальную возможность достижения практического бессмертия людей — с.173.

Биологический путь к бессмертию — достижения биологии (клонирование, теломерная терапия, расшифровка генома человека и т.п.), позволяющие добиться неограниченно долгой длительности жизни человека. — с.201–203, 208–219.

Биофилософия — философское осмысление проблем современной биологии и ее дальнейшего развития. — с.181–182, 212–216.

Богословские версии трансцендентного личного бессмертия — разноречивые взгляды на происхождение души, ее природу и посмертную участь людей.  — с.86–95.

Вечный двигатель (perpetuum mobile) — в противоположность традиционному взгляду, отрицавшему его возможность, нетрадиционный взгляд, предполагающий внесение сознания и воли в ход естественных событий, допускает реальность одного из видов «вечного» двигателя, а следовательно, и достижимость практического бессмертия человека. — с.150–156.

Виталогия — наука о жизни в различных ее проявлениях. — с.30–31.

Ген смерти — гипотетический ген, который обусловливает старение и гибель как отдельной клетки, так и организма в целом. — с.190–193.

Геронтология — наука о старении и старости. — с.80.

Геронтофобия — страх перед долговечностью старости, представление о бессмертии как продлении старческого периода жизни и нарастании искусственной консервации достигнутого. — с.222–223.

Гомотехнология — искусственное преобразование телесной и духовной жизнедеятельности человека. — с.223.

Гомо имморталис — Человек бессмертный. — с.254.

316

Гомо сапиенс — Человек разумный. — с.85, 254.

Диалектика конечного и бесконечного — с.141–143.

Демографические тенденции — динамика численности населения страны, указывающая, в частности, на возможность ее перенаселения или недонаселения. — с.161–162, 173–174.

Депопуляция — сокращение численности населения страны. — с.169–170.

Достойные социальные условия — уровень научно-технического прогресса и общественно-личностные отношения, обеспечивающие успешное решение триединой задачи укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия. — с.174–175.

Жизнь — форма бытия материи как противоречивый процесс обмена веществ — ассимиляции и диссимиляции. — с.42–52.

Жизнь «после» жизни — представления Р. Моуди и его последователей о продолжении жизни после смерти. — с.102–112.

Жизнь «до» жизни — «регрессии в прошлые жизни», когда человек под гипнозом будто бы вспоминает свои прошлые существования. — с.116–124.

Жизнь, смерть, бессмертие — триединая проблема, составляющие которой взаимно дополняют и уточняют друг друга, придавая каждой из них подлинный смысл и значение. — с.12–15, 26–27, 249–250.

«Жить значит умирать» — с.70, 153–145.

Загрузка (uploading) — перенос личностной информации в компьютер.— с.199.

Иммортология — наука о бессмертии. — с.80, 83–86.

Интенция бессмертия — присущее человеку стремление к неограниченно долгой жизни. — с.249.

Исторический характер законов природы — существование и действие законов зависит от изменяющихся условий. — с.5–6, 146–147.

Клиническая смерть — фаза умирания организма, на которой еще сохраняется возможность его оживления. — с.112–115.

317

Клон — линия смены наследственно однородных потомков, получаемых бесполым путем от одного исходного предка (соматической клетки). — с.202–203.

Клонирование — биологический метод воспроизводства из соматической клетки организма его отдельных частей или целиком. — с.201–203, 208–213, 236–237, 252–253.

Космическая перспектива человечества — заселение космического пространства обеспечивает безопасность земного разума и снимает проблему перенаселения планеты Земля. — с.173–174.

Креационизм библейский — повествование Библии о сотворении богом мира и человека. — с.31–33.

Креационизм современный — учение о сотворении богом мира и человека, необоснованно претендующего сегодня на научное обоснование. — с.33–38.

Крионика (crionics) — способ продления жизни посредством замедления обменных процессов организма при низких температурах. — с.199.

Критика вероучения о вечности адских мучений. — с.95–99.

Материализм и идеализм о сущности и всеобщности смерти. — с.56–58, 66–70, 74–76, 139–141, 235–236.

Мифология о смерти — бессмертны только боги, но не люди. — с.61–66.

Мера жизни — содержательная, социально-нравственная (качественная) и долговечная (количественная) ценность индивидуального бытия личности. — с.220–224.

Молекулярный робот — нанотехнологическое устройство, способное исправлять «поломы» внутри клетки живого организма. — с.198–199.

Нанотехнология — область науки и техники, позволяющая разрабатывать устройства, размеры которых составляют порядка нанометра, т.е. одной миллиардной доли метра, и потому могут производить «ремонт» внутренних структур клетки. — с.198–199, 236–237.

Наука и религия о клонировании — с.204–209.

Негативные факторы борьбы со смертью — идейные и социальные обстоятельства отечественной истории, осложнившие

318

реализацию идей о возможности сохранения молодости людей и достижения их практического бессмертия.  — с.156–161.

Необходимость и случайность — их диалектика открывает возможность превращения необходимости старения и смерти в случайность, а затем и полного устранения. — с.149.

Неоевгеника — современные евгенические методы совершенствования телесных и духовных свойств человеческого индивида. — с.213–214.

Ожидаемая продолжительность жизни — среднее число лет, которое предстоит прожить достигшим того или иного возраста при данном уровне смертности. — 166–167.

Относительное, или практическое бессмертие — биотическая и социальная детерминированность жизнедеятельности человеческой личности на неограниченное видовыми границами индивидуальное бытие при существовании возможности его прекращения от внешней причины. — с.81, 83–86.

Потенциальное бессмертие — уровень развития человечества или человека, когда возникает способность к неограниченно долгому существованию. — с.81, 83.

Практическое бессмертие человека — неограниченная никаким видовым пределом длительность индивидуального бытия личности, когда можно будет констатировать, что человек стал практически бессмертным, хотя и сохраняется всегда формальная возможность его разрушения по той или иной внешней причине. — с.81, 83–86.

Проблема бессмертия асоциальных личностей. — с.247.

Проблема откладывания человеком своих дел «на потом» в случае достижения им бессмертия. — с.247–248.

Противоположность научного и религиозного подходов к познанию действительности — религия пытается осознавать и решать проблемы с позиций в принципе недоказуемого символа веры, наука — с позиций достоверного знания. — с.18–24.

319

Расшифровка генома человека — достижение биологии в последний год ХХ столетия, открывающее реальную возможность конструктивного воздействия на генетический механизм жизнедеятельности организма с целью укрепления здоровья человека и радикального продления его жизни. — с.217–219.

Реаниматология — раздел медицины, изучающий основные закономерности угасания и восстановления функций организма после клинической смерти. — с. 112–116.

Роль смены поколений в био-и социогенезе — необходимость смены поколений в биогенезе, приведшее в итоге к появлению человека, в конечном счете утрачивается в социогенезе. — с.174.

Русские мыслители о возможности личного бессмертия и существовании бессмертных существ. — с.127–139

Свобода и необходимость — человек должен преодолеть фатальность старения и смерти, став свободным в выборе между старением и молодостью, смертью и жизнью в пользу бессмертия. — с.147–149.

Скука бессмертия — неоправданное представление о монотонности и однообразии неограниченно долгой жизни. — с.224–225, 240–244.

Смертническая модель прогресса — концепция развития общества, непременным условием которого является смена поколений. — с.173–175, 180.

Смертническая парадигма — установка сознания, исключающая возможность реального личного бессмертия. — с.175, 245, 248, 250, 251.

Смертоносные последствия российского кризиса — действие различных причин, усугубляющих торжество смерти над жизнью. — с.162–166.

Смерть — летальный трагический исход индивидуального бытия. — с.52, 227–232, 237–238.

Смысл жизни — наиболее значимое, самое ценное в человеческом бытии, выступающее как его предназначение, как главная, высшая цель, подчиняющая все частные цели. — с.226–227.

320

Смысл истории — осознаваемое человеком предназначение человеческой истории, важнейших целей исторического развития, одной из которых является достижение практического бессмертия людей. — с.175–180.

Сокращение трудоспособного периода человеческой жизни — современная тенденция, усугубляющая существенное постарение населения и превращающаяся в объективный фактор постановки и решения проблемы сохранения молодости людей и достижения их практического бессмертия. — с.167.

Социальное бессмертие человека — непреходящее значение его жизни и деятельности, вклада в материальную и духовную культуру, удостоенного сохранения имени в памяти и влиянии на их сознание и поведение. — с.81, 82.

Страх смерти — чувство, порождаемое у верующего переживанием неопределенности его посмертного существования (крайней вероятностью оказаться в аду), в то же время, по существу, отсутствующие у неверующего, который не желает смерти, но и не страшится ее, поскольку для него лично с ней все заканчивается. — с.59–60, 70–73, 77.

Существенное постарение населения — значительный рост процента численности пожилых и старых людей в общей массе населения страны, играющий роль объективного фактора постановки и решения проблемы сохранения молодости людей и достижения их практического бессмертия. — с.167–168, 172–173.

Счастье жизни — полнота ощущения и удовлетворения собственным бытием. — с.239, 248.

Танатология — наука о смерти в целом — с.52–55, 78–79.

Творческое бессмертие — специфически человеческая форма деятельности, плоды которой обессмертивают человека. — с.81, 82–83.

Теломерная терапия — предотвращение посредством привнесения в клетку фермента теломеразы утраты теломеров при ее делении и тем самым достижение нескончаемости этого процесса. — с.192–194.

321

Трансгенные животные — их органы посредством генной инженерии наделяются наперед заданными свойствами с целью пересадки человеку. — с.209–210.

Философия бессмертия — предельно обобщенное осмысление реальной возможности неограниченно долгой жизни человека. — с.79–81.

Философия жизни — предельно обобщенное осмысление сущности жизни и закономерности ее развития. — с.27–31.

Философия смерти — предельно обобщенное осмысление феномена всеобщности летального исхода бытия живых существ. — с.52–53, 55–56, 78–79.

Философская гипотеза — предельно обобщенное теоретическое предположение, форма мыслящей и дерзающей философии. — с.17.

Философская проблема — выявленное на предельно обобщенном теоретическом уровне то или иное противоречие бытия и познания и поиск путей его разрешения. — с.16.

Экспериментальная иммортология — получение в эксперименте организмов, способных жить неограниченно долго. — с.85–86, 184.

Эволюционизм — различные теории, так или иначе признающие естественный характер развития материи, прежде всего живой. — с.38–42.

Электронный путь к бессмертию — достижения электроники, позволяющие создать искусственное существо, аналогичное живому. — с.196–201.

Ювенология — наука о способах сохранения и возвращения молодости посредством ювенации (омолаживания). — с.84–85, 187–188, 224, 230–231, 245–246.

322

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.....................................................................................4

Введение....................................................................................12

Раздел первый. Триединство проблемы

жизни, смерти и бессмертия человека.......................................26

Глава I. Философия жизни. Виталогия.................................27

1. Предмет философии жизни и виталогия......................27

2. Библейский и современный креационизм....................31

3. Наука о сущности жизни и её эволюции......................38

Глава 2. Философия смерти. Танатология.............................52

1. Предмет философии смерти и танатологии.................52

2. Мыслители античности и Нового времени

о природе смерти и страхе перед ней...............................56

3.Традиционный взгляд диалектико-

материалистической философии

о сущности смерти и ее неустранимости

из человеческого бытия....................................................69

Глава 3. Философия бессмертия. Иммортология..................79

1. Предмет философии бессмертия и иммортологии.......79

2. Теологические версии природы души

и посмертной участи людей.............................................86

3. Эволюция взглядов Р. Моуди

от жизни «после» жизни к жизни «до» жизни...............102

Раздел второй. Концепция

практического бессмертия человека.........................................125

Глава I. Философия — «за» нетрадиционную постановку

проблемы бессмертия человека (чтобы жить, не умирая)....127

1.Проблема жизни, смерти и бессмертия человека

в истории русской философской мысли

(краткий экскурс)............................................................127

2. Мировоззрение и методология

научно-оптимистического поиска решения

проблемы жизни, смерти и бессмертия человека...........139

323

Глава 2. Социальный заказ на здоровье,

молодость и неограниченно долгую жизнь.........................156

1.Противоречия и препоны на пути

поиска решения триединой задачи.................................156

2. Смертоносные последствия

кризиса российского общества.......................................161

3. Пути и перспективы

преодоления кризиса. Проблема смысла истории..........172

Глава 3. Человек должен быть здоровым,

молодым и практически бессмертным.

Естествознание и техника — «за»!......................................181

1. Проблема бессмертия простейших

и природы старения........................................................182

2. Научно-оптимистические

теории старения и ювенации..........................................186

3. Проблема «запчастей»

человеческого организма и вклад в ее решение

научно-технического прогресса.....................................194

4. Определяющее значение биологического пути

решения триединой задачи. Проблема клонирования....201

5. Расшифровка генома человека —

новое принципиально значимое

направление решения триединой задачи........................217

Глава 4. Нравственность, гуманность, ценность

достижения практического бессмертия человека................220

1. Основные доводы против бессмертия........................220

2. Смысл жизни против апологии смерти......................226

3. Проблема счастья и практическое бессмертие

как одна из важнейших предпосылок ее решения..........239

Заключение................................................................................249

Примерная тематика, планы семинарских занятий

и методические рекомендации.................................................255

Тест (Контрольные вопросы)...................................................279

Литература...............................................................................286

Именной указатель...................................................................299

Предметный указатель.............................................................315

324



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Игорь владимирович вишев

    Библиографический указатель
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  2. Основы Родового Ведания Русов и Славян Москва 2009 © Влх. Велеслав, 2009 Вашему вниманию представляется новая книга (1)

    Книга
    Вашему вниманию представляется новая книга волхва Велеслава, выход в свет которой приурочен к 10-летию Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» (основ.
  3. Основы Родового Ведания Русов и Славян Москва 2009 © Влх. Велеслав, 2009 Вашему вниманию представляется новая книга (2)

    Книга
    Вашему вниманию представляется новая книга волхва Велеслава, выход в свет которой приурочен к 10-летию Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» (основ.
  4. Володимир Мельниченко Українська душа Москви

    Книга
    Володимир Мельниченко — доктор історичних наук (1988), член-кореспондент АПН України (2003), заслужений діяч науки України (2004), лауреат Національної премії України імені Тараса Шевченка (2009).
  5. Книга из серии • 100 великих* рассказывает о самых знаме­нитых в мире режиссерах театра и кино

    Книга
    ОТКРЫТИЙ ДВОРЦОВ МИРА ДИНАСТИЙ ПАМЯТНИКОВ ВОЙН ТЕАТРОВ МИРА РАЗВЕДЧИКОВ АДМИРАЛОВ ДИПЛОМАТОВ ЧУДЕС ТЕХНИКИ МИФОВ И ЛЕГЕНД УКРАИНЦЕВ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ АКТЕРОВ БОГОВ

Другие похожие документы..