Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ушаков сыграл такую же большую роль в становлении русского флота, какую Суворов сыграл в сухопутных войсках. Его карьера также была предопределена с с...полностью>>
'Автореферат диссертации'
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Волженкин Борис Владимирович, Санкт-Петербургский государственный ...полностью>>
'Документ'
Тема: Сильний людський характер в екстремальній ситуації в оповіданні "Любов до життя" американського письменника Джека Лондона (1876 – 191...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академ...полностью>>

Планы семинарских занятий для студентов Iкурса дневного обучения по специальности 350400

Главная > Планы семинарских занятий
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
---------------------------------------------------------------------------------------
Ю.А.Матвеева
История русской литературы
XIX – XX веков.
Планы семинарских занятий
для студентов I курса
дневного обучения
по специальности 350400
Москва – 2003
Рецензент: к.ф.н., доцент Ж.В.Пименова

Матвеева Ю.А.

История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий. – М.: МГТУ ГА, 2003. - 36 с.

Данные планы семинарских занятий подготовлены в соответствии с учебной программой по истории русской литературы XIX – XX веков для студентов 1 курса дневного обучения специальности 350400.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры 8.05.2003.

Предисловие

Литература – одна из наиболее значимых составляющих культуры. Она, с одной стороны, отражает культуру, с другой - создает, формирует культуру. Литература во многом зависит от типа культуры в целом, и многие явления литературы вне контекста культуры не могут быть понятны, особенно когда речь идет о русской литературе XX века.

Литературой называют один из видов искусства – искусство слова. Термином «литература» обозначают вообще произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, справочную, публицистическую и т.д. Однако в обычном и более строгом смысле литература – произведения художественной письменности, корпус художественных текстов, которые являются объектом изучения в литературоведении.

Самым главным в изучении литературы является знание самих художественных текстов, понимание эстетической ценности классической литературы. Читать книги, читать именно художественную литературу – необходимая потребность человека, тем более, если он связан с гуманитарной сферой. Как считал И.Бродский, среди преступлений, таких как уничтожение книг, запрещение их и т.д. «существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью <...> Бродский говорит о том, что именно художественная литература может воспитать человека гуманного и мудрого, эта мысль не так уж нова, но она по особому прозвучала из уст поэта в конце XX века: «<…>я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Дикенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т.д., т.е. литературы [выделено мною – Ю.М.], а не о грамотности, не об образовании <…>»

При изучении истории литературы художественные тексты остаются наиболее значимыми и важными при постижении предмета, это собственно то, что изучается. Однако подход к этим текстам несколько осложняется: важно не просто знать текст, понимать его, уметь оценить его художественные достоинства, но и чувствовать взаимосвязь между произведениями как одного автора, так и разных писателей и поэтов разных эпох. В каждом литературном произведении (речь идет, конечно же, не о массовой литературе) всегда можно увидеть традиции ранее созданных текстов, отметить новаторство художника. Не понимая и не зная русскую классическую литературу XIX века, невозможно постичь XX век, многое в тексте, а иногда и целое художественное произведение может быть «закрытым» для читателя.

Изучение закономерностей развития русской литературы; связей ее с другими областями культуры; сложного и неоднозначного литературного процесса дает возможность понимать литературу и ее место в современном мире.

Тема 1. Роды литературы. Драма.

  1. Понятие о родах литературы.

  2. Принципы анализа драматического произведения.

  3. Монолог и его роль в драме (разбор идейно-композиционной роли монологов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие существуют роды и жанры художественной литературы? Каковы их основные характеристики? В чем принципиальное отличие?

  2. В чем особенности драматического произведения?

  3. Почему «Горе от ума» - комедия? Как это связано с комедийными традициями в русской литературе? Что является новаторским с точки зрения жанра в комедии «Горе от ума»?

  4. Что такое монолог, какие существуют виды монологов в литературе? Каковы функции монолога в драматическом произведении? В чем основное отличие монолога от реплики?

  5. Кто произносит монологи в «Горе от ума»? Почему?

Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Русская литература 1800-1830 гг.: В 2-х тт. / Под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2001.

Литература. Тексты (любое издание)

Грибоедов А.С. Горе от ума.

Литература (дополнительная)

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Спб., 2000. С.249-298.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. С.76-89.

Маркович В.М. Комедия в стихах А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Медведева И.П. «Горе от ума» Грибоедова. М., 1974.

Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.

Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. Спб., 2001. С.325-366.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Тема 2. Лирический герой и образ автора в художественном произведении.

  1. Понятие лирического героя

  2. Понятие образа автора, образа рассказчика, повествователя.

  3. Характер, персонаж, герой, образ в литературном произведении.

  4. Роль образа автора и рассказчика в литературном произведении (на примере творчества А.С.Пушкина).

Вопросы для обсуждения
  1. Как можно определить понятия: автор, повествователь, рассказчик, лирический герой, образ автора, герой, образ, характер? Как они соотносятся друг с другом? Как и в каких случаях некоторые из них могут быть синонимами?

  2. В чем сложность определения лирического героя? Какие существуют точки зрения на данную проблему в литературоведении? Когда и в связи с чем появилось это понятие?

  3. Как соотносятся автор, образ автора, лирический герой, герой в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина?

  4. Художественная роль образа автора и повествователя в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина.

Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Русская литература 1800-1830 гг.: В 2-х тт. / Под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2001.

Литература. Тексты (любое издание)

Пушкин А.С. Собрание сочинений.

Литература (дополнительная)

Бахтин М.М. Проблема автора // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.162-180.

Благой Д.Д Творческий путь Пушкина. М., 1950.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

Вацуро В.Э Записки комментатора. Спб., 1995.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1999.

Гинзбург Л.Я О литературном герое. Л., 1979.

Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

Корман Б.О. Лирическая система Некрасова // Н.А.Некрасов и руская литература. М., 1971. С.81-105.

Краткая литературная энциклопедия. / КЛЭ/ В 9 Тт. М., 1962-1978.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Исследования и статьи.М., 1996.

Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Спб., 1998.

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1959. С.106-110.

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Опыт жанрового анализа. М., 1998.

Турбин В.Н. Поэтика романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996.

Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.

Тема 3. Эпос и хронотоп в эпосе.

  1. Хронотоп в эпическом произведении.

  2. Эпические и лиро-эпические жанры.

  3. Формы повествования в эпических произведениях.

  4. Особенности повествовательной структуры произведений Гоголя.

Вопросы для обсуждения
  1. Время и пространство как категории языка и текста. Понятие хронотопа.

  2. Время и пространство в прозе Н.В.Гоголя.

  3. Проблема жанра «Мертвых душ». Что такое поэма? Действительно ли «Мертвые души» можно считать поэмой? Почему?

  4. Фантастика и ее эволюция в творчестве Н.В.Гоголя.

  5. Роль детали в изображении персонажей в поэме «Мертвые души».

  6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.

Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Литература. Тексты (любое издание)

Гоголь Н.В. Собрание сочинений.

Литература

Бахтин М.М. Форма времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

Воропаев В.А. Н.В.Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1998.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Таллин, 1993. С.413-447.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

Мережковский Д.С. Гоголь и черт: Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С.213-309.

Мочульский К. Гоголь // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Розанов В.В. Два этюда о Гоголе // Розанов В.В. Сочинения. Л., 1990. С.5-24.

Успенский Б.А. Поэтика композиции (гл.3 «Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики») // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // филологические науки. 1994. №2.

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Опыт жанрового анализа. М., 1998.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Тема 4. Психологизм в художественном произведении.

  1. Понятие психологизма.

  2. «Внутренний» и «внешний» психологизм.

  3. Приемы психологического анализа внутреннего мира человека в произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого (сопоставление принципов построения портрета, внутреннего монолога).

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое психологизм? Какие существуют способы изображения внутреннего мира человека в художественной литературе?

  2. Какие существуют формы психологического характера «извне» и «изнутри»? Что относится к приемам психологизма?

  3. Особенности психологизма Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. В чем специфика в изображении внутреннего мира человека?

  4. Почему Ф.М.Достоевкий не считал себя психологом? Что для него значило понятие реализма? («При полном реализме найти в человеке человека … Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»)

  5. Что такое двойничество? Почему это один из любимых литературных приемов Ф.М.Достоевского?

  6. Что такое «диалектика души»? Что подразумевал Н.Г.Чернышевский, когда говорил о «диалектике души» в произведениях Л.Н.Толстого? Приведите примеры из текстов.

Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Литература. Тексты (любое издание)

Достоевский Ф.М. Двойник. Записки из подполья. Преступление и наказание. Братья Карамазовы.

Толстой Л.Н. Война и мир. Анна Каренина.

Литература (дополнительная)

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1981.

Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999.

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Краткая литературная энциклопедия. / КЛЭ/ В 9 Тт. М., 1962-1978.

Криницын В.Б. Исповедь подпольного человека. М., 2002.

Леонтьев К.Н. Романы гр. Толстого: Анализ, стиль, веяние. М., 1911.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

О Великом инквизиторе. Сборник статей. М., 1991.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.

Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Опыт критичесого комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. С.41-157.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973-1976.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Чернышевский Н.Г. «Детство». «Отрочество». Сочинения графа Л.Н.Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.Толстого // Чернышевский Н.Г. ПСС: В 16 Тт. М., 1948. Т.3. С.421-431.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XIII – XIX веков. М., 1999.

Тема 5. Жанр романа в русской литературе XIX века.

  1. Жанр романа в русской литературе XIX века.

  2. Временное и универсальное в романе.

  3. Романы И.С.Тургенева и И.А.Гончарова: общая проблематика и принципы поэтики.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем своеобразие жанра романа в истории русской литературы XIX века?

  2. Каковы основные принципы поэтики романов И.С.Тургенева? Что общего в жанрово-композиционом посторении романов И.С.Тургенева?

  3. Определите тип тургеневской героини? Как проявляются черты Гамлета и Дон Кихота в герое тургеневского романа, эволюция героя?

  4. В чем скрытый психологизм И.С.Тургенева?

  5. Почему Гончаров считал свои романы трилогией? В чем своеобразие реализма Гончарова и что такое его теория «типов»? Каковы особенности типизации в романах Гончарова?

  6. Охарактеризуйте романное творчество И.С.Тургенева и И.А.Гончарова с точки зрения художественного метода: как проявился литературный и личный конфликт писателей?

Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Литература. Тексты (любое издание)

Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Необыкновенная история. Лучше поздно, чем никогда.

Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Гамлет и Дон Кихот.

Литература (дополнительная)

Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман. Л., 1982.

Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975.

Незвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова. М., 1996.

Писарев Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Писарев Д.И. Соч.: В 4 т. М., 1958. Т.1. С.192-273.

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XIII – XIX веков. М., 1999.

Тема 6. Лирика. Ритмика и мелодика стиха.

  1. Понятие лирики. Основные особенности лирического произведения

  1. Ритмика и мелодика стиха.

  2. Основные стихотворные размеры.

  3. Способы анализа лирического произведения.

  4. Анализ ритмики и мелодики лирических произведений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что является главным в лирическом произведении? Назовите основные особенности лирического произведения.

  2. Какие бывают двусложные и трехсложные стихотворные размеры? Что такое стопа?

  3. На чем основаны способы рифмовки: перекрестная, кольцевая, смежная?

  4. Что такое мужские и женские окончания? Что такое строфа?

  5. Как можно охарактеризовать основные изобразительные средства (тропы): метафору, метонимию, сравнение, аллегорию, символ, гиперболу, перифразу?

  6. Что обозначают и как используются в лирике следующие речевые особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание?

  7. Как определить эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс)? Какие другие виды звуковой инструментовки можно назвать?

  8. В чем своеобразие ритмики и мелодики стихотворений А.А.Фета? Назовите основные мотивы лирики А.А.Фета.

  9. В чем философские основы лирики Ф.И.Тютчева, своеобразие трактовки природы, параллелизм явлений природы и человеческой жизни?

  10. В чем своеобразие мелодики и ритма тютчевского стиха?

Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Квятковский А.В. Поэтический словарь. М., 1966.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Спб., 1996.

Литература. Тексты (любое издание)

Тютчев Ф.И. Лирика.

Фет А.А. Лирика.

Литература (дополнительная)

Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1988.

Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Гаспаров М.Л. Поэзия и проза – поэтика и риторика // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С.126-159.

Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М., 1978.

Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Л., 1974.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1984.

Пигарев К.Ф. Тютчев: Жизнь и творчество. М., 1962.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. С.23-121.

Тютчевский сборник. Таллин, 1990.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Спб., 1996.

Эйхенбаум Б.М. Фет // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

Тема 7. Русский модернизм.

  1. Модернизм как направление в культуре.

  2. Русский модернизм и его особенности.

  3. Разновидности русского литературного модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как формировались первые модернистские течения в литературе и утверждалась новая концепция художественного произведения?

  2. Как Вы понимаете модернизм, декаданс и символизм?

  3. Кто такие «старшие» и «младшие символисты»?

  4. Какова роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов?

  5. Как трактовали символ сами символисты в своих теоретических и историко-литературных работах?

  6. Как определить русский символизм в контексте мирового литературного развития?

  7. Как отразились традиции русской классической литературы XIX века в творчестве символистов?

  8. Что такое акмеизм? В чем своеобразие поэтического стиля и поэзии акмеистов?

  9. Какова эстетическая теория футуристов? В чем суть их экспериментаторства? Назовите жанры футуристической поэзии. Определите место русского футуризма в контексте европейского футуризма.

  10. Как можно определить место В.В.Маяковского в футуризме 20-х годов?

  11. Какова теория имажинизма? Что общего и различного в эстетике С.Есенина и теоретиков имажинизма?

Литература (основная)

Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.

Литература. Тексты (любое издание)

Есенин С.А. Сочинения.

Бальмонт К.Д. Лирика.

Ахматова А.А. Лирика.

Белый А. Лирика.

Блок А.А. Сочинения.

Брюсов В.Я. Лирика.

Гумилев Н.С. Лирика.

Мандельштам О.Э. Лирика.

Маяковский В.В. Стихотворения.

Литература (дополнительная)

Авраменко А.П. А.Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.

Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии // Бальмонт К. Стозвучные песни. Ярославль. 1990.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Бугров Б.С. Драматургия русских символистов. М., 1993.

Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М., 1990.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

История русской литературы XX века (20-90-е годы). М., 1998.

Литературные манифесты футуристов: Пощечина общественному вкусу. Слово как таковое. Садок судей // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала XX века. Хрестоматия. М., 1982.

Максимов Д. Брюсов: Поэзия и позиция. Л., 1969.

Мандельштам О. Утро акмеизма. О собеседнике // О.Мандельштам. Слово и культура. М., 1987.

Манифесты поэтических школ // В политехническом «Вечер новой поэзии». Сост. В.Б.Муравьев. М., 1987.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов Iкурса очной формы обучения (1)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2  г.
  2. Рабочая программа для студентов Iкурса всех специальностей Москва 2006

    Рабочая программа
    Программа курса «Отечественная история» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом примерной учебной программы федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин высшего
  3. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

    Учебно-методическое пособие
    1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях.

Другие похожие документы..