Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Постановка проблеми. Реформа системи професійно-технічної освіти, що зумовлена та спирається на Указ Президента України „Основні напрямки реформуванн...полностью>>
'Рассказ'
Говоря о естественных родах (а тем более о домашних) и сопоставляя их с родами в роддоме, очень часто сталкиваешься с мнением «А зачем это нужно? И в...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель курса – формирование целостного представления о феномене религии, усвоение важных в научном и познавательном отношении разделов истории религий,...полностью>>
'Программа'
Программа (организация педагогической практики наркотизма среди школьников в системе образования) МОУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа...полностью>>

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

35.4. Государство и право в решении проблемы международного общения

Пока существуют национальные правовые системы и суве­ренные национальные государства, решение проблем междуна­родного общения можно связывать с их совместными усилия­ми. Поэтому речь должна идти в первую очередь о роли между­народного права, международных правительственных и непра­вительственных организаций, различного рода союзах госу­дарств, соглашениях, пактах и т.д. Отсюда тенденция к образо­ванию мирового права, а в какой-то перспективе и мирового пра­вительства. Образование, в частности, ЕЭС и Совета Европы, пред­метная деятельность последнего подтверждают названную тен­денцию. Активизировались и некоторые органы ООН: Совет Без­опасности, ЮНЕСКО и др. Их вклад в разрешение проблем мира, социального и культурного развития народов стал более резуль­тативным.

Оптимизация самого процесса общения народов мира - это одна из глобальных проблем человечества. В ее решении перво­степенная роль отводится процедурным нормам и самим проце­дурам мирного разрешения конфликтов, согласования усилий по совместному достижению социально полезных целей.

Решение названной, а также и других глобальных проблем диктует примат международного права перед внутренним. Долгое время этого не хотели признавать в России. Конституция 1993 г. объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации состав­ной частью ее правовой системы. Там же (ст. 15) установлено:

«Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применя­ются правила международного договора».

Итак, решение проблем международного общения зависит от доброй воли отдельных государств (соответственно закрепляющих ее общепланетарную целостность как непреходящую ценность, частями которой выступают отдельно взятые государства). Про­блема в том, чтобы научиться ценить социальную гармонию, спо­койствие и безопасность в обществе, регионе, на планете как ус­ловия прогресса цивилизации. Мир нашей планеты един и в своем развитии подчиняется объективным законам системной органи­зации целого.

В прошлом целостность отдельно взятого государства обес­печивалась главным образом военно-политическими средства­ми: максимальное вооружение; создание крупных оборонительных систем и долговременных сооружений (Великая Китайская стена, линии Мажино, Маннергейма, Зигфрида, Сталина, Ат­лантический вал и т.д.); объединение в двусторонние и много­сторонние военно-политические союзы, пакты, блоки и т.п. Со­ответственно этому и разрабатывались концепции безопасности государств, военные доктрины, на основе которых шел передел мира, воспитывались целые поколения, формировались нацио­нализм, расизм, шовинизм. В XX в. глубокие противоречия меж­ду враждовавшими военно-политическими группировками при­вели к двум мировым войнам и неисчислимым локальным кон­фликтам.

К сожалению, и сегодня мы видим, что иррационализм в по­нимании целостности государства не только не потеснен, но и мощно проявляется на многих других направлениях. На смену глобальной, во многом одномерной, конфронтации пришла кон­фронтация многомерная, региональная, внутрирегиональная. Резко возросло количество кризисов, войн и вооруженных кон­фликтов. И все это один из косвенных результатов разрушения основ биполярной целостности мира, открывшего дорогу центро­бежным процессам. Очевидно, существует глубинная связь между национальной, региональной и глобальной социально-политичес­кой целостностью. Она не всегда видна, не сразу обнаруживается, но влияние ее на цивилизацию бесспорно. Причем характер этого влияния, по мере повышения уровня взаимозависимости и взаи­мообусловленности современного мира, нарастания интеграцион­ных процессов становится все более жестким. Страны и регионы постепенно обретают новый облик как части, элементы и компо­ненты единой социальной системы -цивилизации. И только во взаимодействии они способны создать общепланетарную социаль­но-политическую целостность как символ всеобщего союза наро­дов, проживающих на Земле.

Однако мировое сообщество еще не полностью отошло от про­пасти цивилизационной катастрофы, предпосылки которой фор­мируются новыми, в определенной степени еще не до конца осо­знанными источниками системной напряженности человечества. Причина же их видится в одном - в недооценке планетарной зна­чимости целостности отдельного государства как фактора стабиль­ности и упорядоченности общественных отношений, условия ре­формирования и эволюционирования социума. Налицо ситуация, которая несет в себе потенциальный взрывной заряд не только национальным, но и планетарным интересам. Пример тому - СССР, Югославия, распавшиеся как от разрушительного сепара­тизма, так и под воздействием нарастающего экономического и политического кризиса господствовавшей политической системы, оказавшейся неспособной к адаптации к новым условиям. Причем мировое сообщество также оказалось неспособным максимально «мягко» реформировать гибнувшие режимы. Проблема заключа­ется в постижении системной природы общества, государства, ци­вилизации и в понимании того, что экономический и культурный потенциал государства выступает частью экономического и куль­турного потенциала человечества.

Целостность отдельного государства как планетарная ценность представляет собой также и важный международно-правовой ин­ститут, основывающийся на принципе суверенного равенства го­сударств в международном общении. Таким образом, можно ут­верждать, что правовая природа целостности государства вытекает из общепринятого в международном праве принципа суверенного равенства.

О какой бы конкретной целостности государства ни шла речь, можно выделить несколько постоянно присутствующих компо­нентов. Прежде всего совокупность представлений о том, как уст­роен мир и каким законам он подчиняется и должен подчиняться. Затем взгляды на человека, общество, государство и цивилизацию в целом в таком мире. И наконец, указания на то, как должны вести себя человек, общество и. государство, выстраивая свои от­ношения с другими людьми, обществами и государствами.

Понятно, что элементы, составляющие содержание целостнос­ти государства, могут толковаться по-разному. Но неизменными остаются основные функции целостности государства как опреде­ленной социальной ценности. Они заключаются в том, что у че­ловека, обретшего разум, организуется сознание в нечто «целост­ное», что открывает возможность осознанного поведения, а не пси­хологических метаний; позволяет использовать любой запас жиз­ненного опыта и знаний. Отсюда целостность государства - это целая государственная и общепланетарная идеология, которая оп­равдывает и благословляет целенаправленные усилия человека и социально-политической организации, формы и методы решения тех или иных задач.

Изложенное позволяет сделать вывод: важно сделать все то, что позволит свести до минимума иррациональные, антигуман­ные, антидемократические тенденции в государственном и меж­государственном развитии, избавить жизнь от насилия, фанатиз­ма, идолопоклонства, презрения к разуму. Ведь государство может нести в себе и неценностные заряды, если господствующий режим служит различного рода социально-политическим аномалиям - утверждению классовых, националистических, расистских и им подобных идей и идеологий. Иными словами, власть способна быть не только созидательной, но и разрушительной для общественно­го организма силой. Она - как своеобразное обоюдоострое ору­жие - может быть одновременно и полезной и опасной для об­щества; способна направлять свою энергию как на праведные, так и на неправедные цели; как на защиту правовых законов, так и на их попрание; может злоупотреблять своей мощью, своим пра­вом (говоря словами Макса Вебера) «на законное насилие».

Само государство и право следует рассматривать в перспективе как планетарную ценность. Это есть отрицание Зла и утверждение Добра, границы и начала которых можно почерпнуть в древней­ших и вечных памятниках человеческой мудрости: Библии, Ко­ране, Талмуде и др. Универсальный гуманизм объективно, а по­тому и неуклонно ведет к сближению различных политических систем и измерений, к объединению народов и культур планеты, к провозглашению новых духовных, философских основ интегра­ции человечества.

Таким образом, от целостности отдельного государства можно идти к целостности цивилизации - объективной социальной цен­ности и потребности общественного прогресса. Учет названной ценности в политике, международной деятельности в качестве до­минанты современности - магистральное направление развития всего мирового сообщества, объективный императив совершенст­вования Человека и Человечества.

35.5. Эволюция права и государства

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функ­ции государства обусловили многообразие взглядов на историчес­кие судьбы права и государства. Общее мнение одно - право и государство развиваются. Даже теологи, придерживающиеся док­трины возрожденного естественного права, признают изменение содержания правовых требований. И только агностики (не при­знающие возможности проникнуть в суть происходящего) могут отрицать необходимость уяснения вопроса о том, куда движется человечество, а вместе с ним и государство, и право.

Каким целям будет служить такого рода прогноз? Разумеется, не просто для удовлетворения человеческого любопытства.

Во-первых, анализ дальнейшей эволюции права и государства позволит еще раз проследить связь и взаимозависимость общества, права и государства, «отточить» инструменты активного воздей­ствия на общественное развитие. Во-вторых, это дает возможность предотвратить возможные неблагоприятные отклонения в государственно-правовом развитии, поставить последним необходи­мые заслоны.

Признание закономерностей социального развития и обраще­ние в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государст­венно-правового строительства.

Еще два-три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания го­сударства и права. Ее основной вывод состоял в том, что государ­ство и право существуют не извечно; они опять исчезнут с постро­ением бесклассового коммунистического общества. Полагали, что люди постепенно привыкнут к соблюдению правил общежития без принуждения, без контроля со стороны особого аппарата, назы­ваемого государством. Для этого необходимы экономические пред­посылки (достижение высокого уровня благосостояния на базе об­щественной собственности на средства производства), социальные (исчезновение классов и классовых антагонизмов), политические (развитие социалистической демократии), духовные (достижение высокого уровня сознания трудящихся масс). Отмирание государ­ства и права представлялось процессом превращения (преобразо­вания) их в органы общественного самоуправления и неправовые нормы коммунистического общежития. Первые должны были бы руководить хозяйственной деятельностью, социальным, культур­ным, духовным, нравственным процессами в обществе. А правила общежития - обеспечивать самоорганизацию жизни людей, под­держивать дисциплину и порядок.

Соответственно названным идеям не уделялось должного вни­мания надлежащей подготовке юридических кадров, суды не об­разовывали особой ветви власти, частное право вообще не призна­валось в качестве особой отрасли. Напротив, поощрялась деятель­ность общественных формирований (народных дружин, товари­щеских судов, разного рода общественных комиссий), деклариро­валась передача государственных функций общественности.

Было бы неверно оценивать весь опыт советского государст­венного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, ко­торая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России, является теория цивилизма (B.C. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную соб­ственность и в целом движения к более высокой ступени в про­грессе свободы. А какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в жизни людей, кроме правовой, человечество не изобре­ло. Поэтому прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления - это и правовой (государственно-правовой) прогресс. Названная теория в отличие от теории Гегеля (который считал буржуазное право верхом прогресса) и теории Маркса (который считал бур­жуазное право последним типом права) допускает постбуржуазное и постсоциалистическое право.

На Западе не принято подвергать сомнению ценность буржу­азного права, и соответственно об отказе от права и государства речь не идет. Однако как в Европе, так и в США постоянно деба­тируется вопрос о том, не слишком ли велика роль права и госу­дарства в обществе. Многие американцы, например, полагают, что у них имеет место слишком большое увлечение законами и юри­дическими процессами, что американское общество поймано в сети права. Другие возражают, считая рост правовой системы при­знаком приверженности к справедливости и национальной гор­достью. Анализируя будущее право в Соединенных Штатах, аме­риканский юрист Лоуренс Фридмэн оправдывает всеобъемлющую роль права и дальнейшее расширение юридического процесса внедрением в жизнь научно-технических достижений, увеличе­нием мобильности людей, расширением личных свобод и особен­но расширением сферы неперсонифицированной общественной жизни, а также необходимостью контроля за всепроникающей де­ятельностью правительства*.

*Фридмэн Лоуренс. Введение в американское право. М.: Прогресс, 1992. С. 228-236.

Общая теория права и государства не может акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем. Эта наука ставит вопрос о судьбах права и государства вообще. И в решении его легко впасть в утопию, уйти в заоблачные дали. Если же не отрываться от мировых реалий, следует констатиро­вать следующие моменты:

1. Все большее усложнение общественных отношений, что, ес­тественно, диктует потребность в таких инструментах, как госу­дарство и право.

2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла в предыдущих разделах), требующих в своем разрешении усиле­ния роли права и государства.

3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государст­венно-правовой инструментарий их преодоления.

4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных ин­ститутов.

5. Основное направление эволюции права и государства - в сближении национальных систем в силу ограниченности зем­ного пространства, близости народов и необходимости общих ре­шений.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законода­тельство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право во­обще. Уместно в этой связи вспомнить, в силу каких причин по­явилось государство, почему его воле стали придавать общеобя­зательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, то именно с ними и следует связывать судьбы права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесова­ние), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государ­ственно-правового механизма.

содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ 2

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2

Раздел первый. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 3

Тема 1. Предмет теории права и государства 3

1.1.Теория права и государства в системе общественных наук 3

1.2. Теория права и государства в системе юридических наук 5

1.3. Определение предмета вузовского курса теории права и государства 8

1.4. Функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие 10

Тема 2. Метод теории права и государства 13

2.1. Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и метода науки 13

2.2. Основные подходы в изучении права и государства 15

2.3. Деидеологизация научного знания 17

2.4. Частные и специальные методы познания права и государства 20

Раздел второй. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 22

Тема 3. Основные понятия о праве и правовых явлениях 22

3.1. Определение права 22

3.2. Источник (форма) права 22

3.3. Определение закона и подзаконных актов 23

3.4. Законность 23

3.5. Правопорядок 24

3.6. Правоотношение 24

3.7. Юридический факт 25

3.8. Субъективное право и юридическая обязанность 25

3.9. Правосознание 25

3.10. Действие права 25

3.11. Реализация права 26

3.12. Применение права 26

3.13. Правонарушение 26

3.14. Юридическая ответственность 27

3.15. Санкции 27

3.16. Система права 28

Тема 4. Основные понятия о государстве 28

4.1. Определение государства 28

4.2. Механизм государства 28

4.3. Функции государства 28

4.4. Форма государства 29

4.5. Государственная власть 29

4.6. Механизм функционирования государства 30

4.7. Государственный строй 30

Раздел третий. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО 31

Тема 5. Происхождение государства и права 31

5.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права 31

5.2. Характеристика первобытного общества 34

5.3. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 37

5.4. Западный путь возникновения государства 40

5.5. Возникновение права 42

5.6. Общие закономерности возникновения государства и права 44

Тема 6. Государство в политической и правовой системе общества 47

6.1. Гражданское общество и политическая организация общества 48

6.2. Государство в правовой надстройке 49

Тема 7. Соотношение права и государства 51

7.1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства 51

7.2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства 54

7.3. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права) 57

Тема 8. Относительная самостоятельность государства и права 60

8.1. Понятие относительной самостоятельности государства 60

8.2. Относительная самостоятельность государства по отношению к экономике 61

8.3. Относительная самостоятельность государства по отношению к господствующему классу и классовой борьбе 64

8.4. Относительная самостоятельность отдельных органов государства 67

8.5. Относительная самостоятельность права 67

Раздел четвертый. ТЕОРИЯ ПРАВА 68

Тема 9. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики 68

9.1. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности 68

9.2. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности 70

9.3. Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма общественной жизни 71

9.4. Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике 73

9.5. Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства 74

9.6. Интегративный подход к пониманию права 75

Тема 10. Право в системе нормативного регулирования 77

10.1. Право в системе социальных норм 77

10.2. Сущность права. Признаки права 81

10.3. Принципы права 85

10.4. Ценность права 88

10.5. Действие права. Правовое регулирование 89

10.6. Эффективность действия права и правового регулирования. Среда действия права 96

Тема 11. Функции права 98

11.1. Понятие функций права 98

11.2. Система функций права 101

11.3. Характеристика собственно юридических и социальных функций права 103

Тема 12. Источники права 111

12.1. Правообразование. Объективное и субъективное в праве 111

12.2. Понятие источников (форм) права и их виды 114

12.3. Нормотворчество. Юридическая техника 118

12.4. Действие нормативных правовых актов 121

12.5. Акты судебной власти 125

12.6. Систематизация нормативных правовых актов 128

Тема 13. Нормы права 131

13.1. Понятие нормы права и ее структура 131

13.2. Виды правовых норм 132

13.3. Функции правовых норм 133

Тема 14. Система права 136

14.1. Понятие системы права и ее значение 136

14.2. Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права) 139

14.3. Публичное и частное право 141

14.4. Система права и система законодательства 145

14.5. Соотношение международного и национального права 146

Тема 15. Правовые отношения 147

15.1. Понятие, признаки и виды правовых отношений 147

15.2. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений 150

15.3. Субъекты правоотношений 152

15.4. Объекты правоотношений 154

15.5. Юридические факты 155

Тема 16. Правосознание и правовая культура 157

16.1. Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно организованном обществе 157

16.2. Правовая идеология и правовая психология 162

16.3. Правовая культура 163

16.4. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики 164

Тема 17. Реализация законодательной воли 165

17.1. Реализация закона, ее формы и методы обеспечения 165

17.2. Применение закона и подзаконных актов 169

17.3. Толкование закона и подзаконных актов 171

Тема 18. Законность и правопорядок 174

18.1. Соотношение законности и правопорядка 174

18.2. Принципы и требования законности 177

18.3. Роль законности и правопорядка в жизни общества 178

178

18.4. Проблемы укрепления законности и правопорядка 180

Тема 19. Правонарушение и юридическая ответственность 183

19.1. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав 183

19.2. Виды правонарушений 188

19.3. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды 189

Тема 20. Пробелы позитивного права: понятие, установление и устранение 195

20.1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве 195

20.2. Установление пробелов в позитивном праве 197

20.3. Устранение пробелов 200

Тема 21. Основные правовые системы прошлого и настоящего 202

21.1. Типология правовых систем 202

21.2. Романо-германская правовая семья 203

21.3. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права» 206

21.4. Семья социалистического права 208

21.5. Семья религиозно-традиционного права 210

Раздел пятый. 212

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА 212

Тема 22. Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии 212

22.1. Основные теории государства 212

22.2. Сущность государства 214

22.3. Функции государства 217

22.4. Типология государства 220

22.5. Основные типы государства 224

Тема 23. Форма государства 230

23.1. Понятие формы государства 230

23.2. Форма правления 232

23.3. Форма государственного устройства 236

23.4. Политический режим 239

Тема 24. Государственная власть 241

24.1. Механизм государства и государственной власти 241

24.2. Теория разделения властей в государстве 242

24.3. Законодательная власть 249

24.4. Исполнительная власть 250

24.5. Судебная власть 252

24.6. Легитимность государственной власти 252

Тема 25. Функционирование государства 255

25.1. Правовые формы осуществления государственной власти 255

25.2. Организационная деятельность государства 257

25.3. Государственная служба 258

Тема 26. Теория целостности государства 262

26.1. Целостность - признак и ценностное свойство государства 262

26.2. Целостность государства, государственный и национальный суверенитет 266

Тема 27. Теория полицейского государства 269

27.1. Признаки полицейского государства 269

27.2. Формирование полицейского государства 273

Тема 28. Теория правового государства 278

28.1. Признаки правового государства 278

28.2. Формирование правового государства 283

Раздел шестой. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 287

Тема 29. Механизм государственно-правового регулирования 287

29.1. Правомерное поведение как цель государства и результат действия права 288

29.2. Содержание механизма государственно-правового регулирования 290

Тема 30. Государство, право, личность 293

30.1. Закрепление прав и свобод человека в законодательстве 293

30.2. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 296

Тема 31. Роль государства и права в обеспечении социального мира и согласия 301

31.1. Государственно-правовое регулирование классово-политической борьбы 301

31.2. Правовое регулирование и государственный контроль деятельности общественных формирований 303

31.3. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства 305

31.4. Правовое регулирование межнациональных отношений 308

Тема 32. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности 310

32.1. Гражданское общество, государство и социальная безопасность 310

32.2. Содержание государственно-правовых мер по обеспечению государственной и общественной безопасности 312

Тема 33. Государство, право и экономика 315

33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права 315

33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений 318

Тема 34. Государство, право и культура 321

34.1. Регулирующая роль законодательства в сфере культуры 321

34.2. Роль закона в формировании правовой культуры 322

Тема 35. Государство, право и глобальные проблемы человечества 325

35.1. Общая характеристика глобальных проблем современности 325

35.2. Государство, право и экология 328

35.3. Государство, право и народонаселение 332

35.4. Государство и право в решении проблемы международного общения 335

35.5. Эволюция права и государства 338

содержание 340



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Д. Эриашвили Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям

    Учебник
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям
  2. Е. Л. Григоренко психогенетика под редакцией И. В. Равич-Щербо Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    ISBN 5-75 7-0 3 - Первый на русском языке учебник по психогенетике для студентов университетов и пединститутов. В доступной и систематизированной фор- ме излагаются необходимые базовые сведения по общей генетике, эмпи- рическим и
  3. Е. А. Климов введение в психологию труда рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.
  4. Учебника для студентов высших учебных

    Учебник
    Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. М26 Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  5. Попова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Сегодня невозможно писать и читать об административном праве как науке, отрасли законодательства и учебной дисциплине, не отдав дань памяти ушедшему из жизни автору настоящего учебника, выдающемуся ученому-административисту Юрию Марковичу Козлову.

Другие похожие документы..