Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «22» декабря 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.04 при ГОУ ВПО «Российский экономический университ...полностью>>
'Обзор'
1 день. Приезд в Минск, встреча на вокзале у вагона № 5 Вашего поезда с желтой табличкой «тур БЕЛАЯ РУСЬ - Новый год», трансфер в гостиницу, расселен...полностью>>
'Документ'
Государственный стандарт СССР ГОСТ 24146-89"Зрительные залы. Метод измерения времени реверберации"(утв. постановлением Госстроя СССР от 16 ...полностью>>
'Документ'
индустриальные памятники и заводские музеи в политике крупных индустриальных корпораций, муниципальной администрации и федеральных и региональных орг...полностью>>

Книга для чтения в семье и школе По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Священник Артемий Владимиров

Книга для чтения в семье и школе

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие
I. Господи, благослови
II. Жизнь в утробе матери и рождение на свет Божий
III. Мама
IV. Мир Божий
V. Крестины и именины
VI. Святое Евангелие, Храм Божий, Мать Церковь
VII. Духовный отец
VIII. Врачевание души: исповедь и святое причащение
IX. Родина
X. Наш язык и наше слово
XI. Отцы и дети
XII. Зачем я живу?
XIII. Молитва
XIV. Учение и труды земные
XV. Жизненное призвание
XVI. Отдых и часы досуга
XVII. Дружба, любовь, супружество
XVIII. Воспитание детей
XIX. Монашество
XX. Болезни и скорби
XXI. Спешите делать добро!
XXII. Кончина
XXIII. Душа после смерти
XXIV. Страшный Суд Христов
XXV. Жизнь вечная
XXVI. Господи, слава Тебе!

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Перед вами не обычный учебник, к которому привыкли все учащие и учащиеся. Это учебник жизни, и автор его священник-педагог. Им создана книга, не привязанная ни к какому возрасту и ни к какой определенной образовательной системе. Она - учебник жизни для всех, книга для чтения в школе и дома.
     Не только ученик, но и учитель стоит сегодня перед непростой, истинно человеческой задачей - учиться самому, обращаться к книгам, накопленному духовному опыту, совершая ежедневный подвиг внутреннего роста.
     Убеждена, что «Учебник жизни» станет настольной книгой для всех обучающих и обучающихся в православных учебных заведениях и для их родителей. Но таких школ и таких семей - капля в бушующем страстями житейскими море бескрайней России, в которой без руля и ветрил плывут корабли государственных школ... А ведь в них раоотают умные, ответственные и духовно страждущие педагоги, которым очень нужна помощь священника-просветителя.
     Получив в руки «Учебник жизни» священника Артемия Владимирова, они обретут опору для духовно-нравственного воспитания детей и помощи их родителям и, в первую очередь, программу самообразования. Книга позволит учителю квалифицированно и уверенно вести постоянный «родительский лекторий» по всем острым проблемам воспитания.
     Отдельные главы «Учебника жизни» можно использовать в различных клубных формах работы: вечерах вопросов и ответов, дискуссиях, беседах за чашкой чая и тому подобное.
     «Учебник жизни» дает материал и для уроков по литературе, родному языку, истории, экологии... Он поможет также в осмыслении сочинений на свободные темы. Вместе с тем, если учитель достаточно подготовлен, читает духовную литературу, он может изучать с детьми «Учебник жизни» последовательно, по главам, параллельно обращаясь к Библии, житиям святых. На основе Учебника можно выстроить цельную программу духовно-нравственного воспитания Гражданина Отечества. Книга для этого дает все возможности. Учителю нужно только приложить собственные духовные усилия, проявить педагогическое творчество.
     Верим и надеемся, что учителя России скоро и в достаточном количестве получат сей замечательный Учебник и смогут испытать ту светлую радость, которую испытала я, читая его в рукописи.

Заместитель директора УВК 
лаборатории «Пересвет»,
кандидат педагогических наук
Иванова С. Ф

Моей матери посвящается

I. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ

     Как бы хотелось написать книгу интересную и назидательную для всех читателей, а особенно для подрастающего поколения! Пусть в этой книге строчкам будет тесно, а мыслям просторно! Но кто даст мне способность запечатлеть на раскрытых пред вами страницах слова правдивые, чистые, высокие и добрые? У кого взять такую силу истины и любви, чтобы от чтения книги просвещался ум и успокаивалось сердце? Ведь, наверное, каждый, кто берется за перо, должен ставить перед собой цель - помочь и взрослым, и детям, и учителям, и ученикам найти подлинный смысл жизни, так чтобы самая жизнь наша стала прекрасной?..
     Итак, у кого же испрошу необходимые для выполнения столь важной и благородной задачи духовную силу, мудрость, любовь и ясное правдивое слово? Обращусь ли к далеким предкам, героям родной земли, слава о делах и подвигах которых передается из поколения в поколение и всегда живет в памяти потомков? Но народные герои могут служить мне лишь внешним примером для подражания, им не дано власти укрепить мое слабое сердце и сделать его сильным.
     Буду ли искать помощи у сказочных богатырей и персонажей древних легенд? Но большинство из них сами были мечтой подобных мне маленьких и незначительных людей, тосковавших по великому делу.
     А может быть, стоит поискать среди здравствующих современников? Неужели никого не найду? Боюсь, как бы нас с вами и здесь не постигло разочарование. Иные говорят и пишут хорошо, а живут плохо (не я ли один из таковых?). Между тем слова не должны расходиться с делами у берущих на себя смелость учить.
     Не позаимствовать ли духа у известных силачей и суперменов, на которых с трепетом взирают подростки XX столетия? Какие гордые, властные и злые лица! От этих великанов добра не жди. Как могут научить созидать те, которые умеют лишь стрелять да разрушать?
     Все-таки добрых людей вокруг больше, чем злых... К сожалению, в наше время мало кто готов поделиться мудрым словом; иной, живя праведно, молча творит добро, но не рискует подниматься на высоту учителя жизни.
     Неужто бросить поиски, а вместе с ними еще не начатый труд? Но как обидно остаться читателю перед белым листом бумаги! Стоило ли ему раскрывать книгу с таким многообещающим названием?
     Конечно, стоило, ибо выход есть! Пойду к Тому, Кто сказал в Евангелии: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". Со страхом и благоговением положу задуманную, но еще не написанную книгу к стопам Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, восседающего на троне, как и подобает Всемогущему Царю неба и земли. Сколь неизреченно прекрасен, величествен Бог во плоти! Он, Всевидящий и Вездесущий, есть самая Истина и Любовь. Он, Бог, стал человеком, чтобы отныне каждый верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную. Подойду к Божиему престолу, поклонюсь Всемилостивому Господу, испрошу благословения на написание книги - ведь без Его помощи мы не можем сделать ничего истинно доброго! Пусть со мной вместе помолятся и читатели: "Господи Иисусе Христе, Спаситель наш! Ниспошли десницу Твою с высоты небесного престола Твоего и благослови малый труд сей. Даруй мне, немощному и грешному, чистоту сердца и ясность слова, да всякий читающий обрящет пользу и назидание. Не осуди меня, Господи, недостойного беседовать с Тобою, но благослови, ибо Ты всякое благое намерение исполняешь и начатое возводишь к совершенству ради славы имени Твоего. Аминь".
     Буду верить, что теперь все задуманное получится. Конечно, книгу писать мне самому; как говорят в русском народе: "назвавшись груздем, полезай в кузов". Но все-таки великое дело - Божие благословение! Как весело бежит по водной глади бригантина, корабль с парусами, раздуваемыми теплым морским ветром, так радостно и мне будет писать главу за главой, зная, что и Богу труд угоден, и внимательным читателям он принесет душевную пользу.

II. ЖИЗНЬ В УТРОБЕ МАТЕРИ И РОЖДЕНИЕ НА СВЕТ БОЖИЙ

     Для большинства наших читателей, как, впрочем, и для меня самого, этот период жизни навсегда останется тайной, скрытой за семью печатями.
     Подумать только, когда-то я находился в материнской утробе, животе, или, как говорили раньше, "был у матери под сердцем!" К сожалению, мы не знаем точно дня нашего зачатия отцом и матерью, а ведь этот день и есть в истинном смысле слова день нашего рождения. Тогда Сам Творец вложил в утробу моей мамы, где уже образовывалось крошечное тельце будущего младенца, душу - это чудо из чудес! Только Бог, Отец наш Небесный, силен в час и миг зачатия тела создать из небытия человеческую душу, бессмертную, свободную и разумную!
     Целых девять месяцев растет ребенок в материнской утробе. И как за это время мама успевает привязаться, полюбить свое дитя! Девять месяцев беременности - время особенное. Становится важной каждая мелочь, ответственным каждый шаг. Все: и домашняя атмосфера, и питание, и душевное устроение близких людей - значимо для будущей матери. Как, должно быть, бережно и нежно мама носила во чреве свое чадо! Как прислушивалась внутренним слухом к самочувствию ребеночка! Спросите, друзья, свою маму, помнит ли она тот час, когда вы первый раз пошевелились в утробе и на весь мир (так тогда казалось маме) заявили о своем присутствии?
     Есть и другие вещи необычайной важности, о которых мне обязательно нужно вам рассказать. Они касаются жизни ваших будущих детей. Женщина в интересном положении (так иногда по-светски именуют состояние беременности) ни в коем случае не должна нервничать, раздражаться, тем более кричать на кого бы то ни было - у нее же ребеночек в животе! Что, с позволения сказать, должен он чувствовать, когда мама не сдерживается, поддается плохому настроению, гневу? Какие уроки он получит перед выходом в "большую, взрослую жизнь"?
     Но давайте вновь возвратимся в прошлое, наше собственное прошлое. Думаю, моя мамочка стала вести себя совсем по-особенному во время вынашивания дитяти. Нельзя уже быстро ходить, резко двигаться, поднимать тяжести - словом, делать все то, что сопряжено с опасностью для жизни младенца.
     Мне кажется, что маме очень важно быть постоянно радостной и благодарной Богу за то, что Он даровал ей с папой дитя. Впереди много тревог и испытаний: как будет развиваться младенец, благополучно ли пройдут роды? Вот почему необходимо посвятить ребенка Господу, что называется, "от чрева матери". "Всемилостивый Господи Иисусе Христе, Тебе посвящаю мое дитя. Ты образовал его в моей утробе, даруй мне и благополучное разрешение от бремени, да прославит новорожденный младенец Всесвятое имя Твое молитвами Пречистой Матери Твоей Преблагословенной Марии. Аминь". Может быть, кто-то из вас, дорогие читатели, запомнит эту молитву и употребит ее во время благопотребное...
     Ах, как много мне бы хотелось рассказать на этих страницах! Помню, как священником я встречался с первоклассниками в присутствии их родителей. "Скажите, друзья, - был мой первый вопрос, - как вы себя чувствовали, сидючи в животе у мамы?" Матери с нескрываемым любопытством стали смотреть на своих первачков. Поднялась одна рука, другая. Малыши, неуверенно поглядывая друг на друга, пожелали высказаться. "Как тебя зовут?" - "Леша". - "Ну, что же ты нам скажешь?" - подбодрил я смельчака. "Мне было очень хорошо". Подумав немного, он добавил: "И тепло". А затем мы повели речь о появлении ребенка на свет Божий.
     Все ли наши читатели знают, каково маме было рожать дитя любви своей? С легкостью ли она делала это, с радостной улыбкой на устах? Да и вообще, сколько времени длятся обыкновенные роды? Видите, сколько вопросов поднялось сразу в нашем сознании! Думаю, что очень неплохо на досуге расспросить об этом мамочку, если она сама не успела нам поведать об этом.
     Знай мы хорошенько, какой ценой досталось маме наше рождение (для некоторых это самый радостный день в году), - наверное, больше бы любили ее. И, может быть, поняли, почему она так любит нас, как никакой другой человек на свете. То, что приобретается трудом и потом, собственной кровью и слезами - и ценится по-настоящему.
     О если бы каждый из несовершеннолетних читателей этой книги дорос до той любви к матери, которую она в течение всей своей жизни бескорыстно и жертвенно изливает на свое чадо! Впрочем об этом мы поговорим в отдельной главе, посвященной маме. А сейчас позвольте мне на малое время превратиться из писателя в художника. Иногда я мысленно беру кисть и пишу картину, названную мной "Благополучные роды". Представьте себе большое высокое ложе в родильном отделении больницы, куда поместили маму во время родов. Вот уже позади все мучения, связанные с рождением ребеночка: и так называемые схватки, и сами роды, часто продолжительные, длящиеся по десятку и более часов. Мама в изнеможении лежит, покрытая белой простыней. На лбу еще видны следы испарины - знак великих трудов и болезней. Волосы распущены, обессиленные руки лежат неподвижно вдоль тела. Мама отдыхает. Но на лице у нее уже не видно ни тревоги, ни страдания. На нем величайшее умиротворение и покой. В глазах - радостное сознание выполненного долга. (И сказал Бог Еве: "В болезни будешь рождать детей". "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир".) А напротив, на небольшом столике, какое-то крошечное создание, перепеленутое с головы до ног, так что видны лишь глаза, огромные голубые глаза, устремленные на маму, которая так близко и так далеко. Что в этом младенческом взоре? Об этом знает один лишь Господь, невидимо присутствующий здесь и соединяющий мать и дитя узами Своей вечной Божественной любви, - тайна, не выразимая никаким словом, ощущая которую, сердце и плачет и радуется одновременно.
     Помнишь ли себя в тот час, юный мой, такой уже взрослый читатель? Что хотел ты сказать тогда, о чем поведать своим жалобным плачем? Когда же тебя отдали на руки к маме и она прижала тебя к своей груди, то слезы просохли, невинные, а потому и прозрачные, перводневные слезы. И тебе открылся Божий мир в непостижимом сочетании света и звуков, мир, в который ввел тебя Господь по великой Своей милости. Эта милость была явлена всем нам в нашей маме и ее неистощимой любви, благодаря которой мы восприняли силы, необходимые к жизни.
     День рождения... Его приближение мы с нетерпением ждем каждый год. Как не любить этот день, сулящий нам столько радости? Во-первых, мы становимся старше ровно на один год, а кому, кроме взрослых, не хочется поскорее повзрослеть? Во-вторых, мы становимся выше на один, два, а то и три сантиметра. Некоторые дети имеют обычай в день рождения измерять свой рост и делать соответствующие метки на стене. (Насколько ребятишки схожи ... с молодым бамбуком. Последний, как известно, растет не по дням, а по часам.) В-третьих, нам, как героям дня, будут дарить подарки, а это уже говорит само за себя. В-четвертых, вечером ожидаются гости - родственники и друзья, в связи с чем с раннего утра в доме царит праздничная суета: подготовка к застолью идет полным ходом. Не забудем только, что более всего воспоминаний этот день приносит родителям, и особенно маме, которая никак не может свыкнуться с мыслью, что ребенок вырос и скоро уже выйдет в самостоятельную жизнь. Нет-нет, а вспомнится ей тот первый незабываемый день рождения, когда долгожданное дитя улыбнулось беззубой, но самой прекрасной на свете улыбкой. Когда же ты, читатель, действительно повзрослеешь, ты, может быть, поймешь, почему в день рождения необходимо прежде всего возвести очи к небу. И дай Бог, чтобы у каждого из нас нашлись в этот день слова благодарности, исходящие из глубины искренно верующего, благоговейного сердца: "Господи, благодарю Тебя, что Ты благоволил меня воззвать из небытия к бытию! Благодарю Тебя, что Ты вложил в меня Твой образ - душу бессмертную, свободную и разумную! Господи, научи меня служить Тебе всем сердцем, да прославлю на земле имя Твое святое! Аминь".

III. МАМА

     Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм - не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью. Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную словно горящая свеча чрез все годы ее жизни? Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны; эта любовь подымала нас, когда мы падали, обольщаемые злыми помыслами; эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик и, казалось, уже не было выхода из запутанных обстоятельств. Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей? Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага - лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы их детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие матери при этом были поставлены в необходимость работать в течение почти всей недели - значит, и вставали намного раньше нас, и ложились позже, и при этом все успевали - и завтрак собрать, и постирать, и приготовить нам чистую одежку, дабы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Чем же, повторю, воздадим этому бесконечно родному и близкому существу, которое мог нам даровать только Бог и которое мы именуем мамой? Как бы мне хотелось, друзья, чтобы ответ на этот вопрос был написан золотыми буквами в вашем сердце! Как бы я желал, чтобы эти буквы всегда ярко светились в вашем сознании, независимо от того, сколько вы будете идти по дороге земной жизни! Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью - никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и делах, и молитвах. Именно об этом и говорит Господь в Своей библейской заповеди: "Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле". Мне кажется, что понятия "мать", "материнство" - святы. И пусть мама сама считает себя несовершенной, даже грешной, в глазах детей она должна оставаться всегда прекрасной и, может быть, даже святой. Во всяком случае, недопустимо делать маме упреки и замечания, уместные лишь в устах взрослых по отношению к подрастающему поколению . Не скрою, иные современные юноши и девушки по душевной слепоте и гордости даже укоряют родителей в своих собственных недостатках, приписывая это просчетам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименования черной! К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми, да еще к тому же и компьютерными, что у них все меньше и меньше времени остается на маму.
     Многие ли из наших читателей могут сказать, какие у мамы глаза? Нет, я не имею в виду цвет - карие или голубые, это, слава Богу, мы помним. Мамины глаза... В них - вся наша жизнь, в них - мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Они подобны озеру, не колеблемому ни единым дуновением ветерка. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений, и веришь: все будет хорошо, потому что рядом - мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, чрез них исходит правда, и ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный, гаденький поступок. В такие минуты хочется отвести взор от маминого лица, потому что иногда вместе с мамой на нас смотрит Сам Бог, а ведь от Господа не укроется ни одно тайное слово, ни одна мысль, прячущаяся в глубинах нашего сердца.
     А что мы знаем о маминых руках - многозаботливых, не знающих ни устали, ни покоя, то стряпающих, то штопающих, то стирающих? Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны. Вот почему едва лишь что-то заболит у нас или поцарапаем руку, занозим, ушибем - сразу бежим к ней, всем в доме возвещая о цели нашего суматошного и внезапного прихода громким воплем: "Мама, ма-а-ма!" И - о чудо! Едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, приголубит - и боль уже вполовину меньше, а то и совсем пропала.
     Ах, как жаль, что дети в наше время почти разучились обращаться к маме с различными ласковыми наименованиями. Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью: "Мамочка моя хорошая, дорогая..." А подойдут и лишь крякнут отрывисто: "Мам, есть есть?" - предоставляя ей расшифровывать это своеобразное вопрошение. Знайте, друзья, для того Бог так украсил этот мир, чтобы мы черпали из созерцания его красоты теплые обращения к маме. Почему бы не назвать ее "солнышком" или "небушком"? Только попробуйте - слова сами придут и лягут на сердце.
     Если хотите, раскрою вам одну тайну... Мама очень любит цветы. И даже если вы не в состоянии купить для мамы роскошные розы, принесите ей летним днем скромный полевой букет из кашек и ромашек. И мама в ответ на ваш подарок так улыбнется, что эта лучезарная улыбка навсегда запечатлеется в вашей памяти, и никаким последующим бедам и напастям (без них не обойтись) никогда не удастся стереть ее. Быть может, в час уныния и печали, когда рядом не окажется никого, кто бы поддержал и ободрил вас, а называвшие себя вашими друзьями отвернутся от вас, так что вы останетесь совсем одни в этом холодном мире, - в этот час Господь воскресит в вашей памяти благодарную и признательную улыбку мамы - и тяжкое бремя внезапно скатится с ваших плеч, и сердцу станет так легко...
     Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем большее внимание и попечение нам должно проявлять по отношению к ней. Для того она лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашей силой, ее болезнь - нашим здоровьем, ее скудость - нашим изобилием. Деятельная любовь к матери никого никогда не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их еще более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения - то же самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то нами сделанное, и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет. "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я" - эту песню знает каждый. И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти.
     Не следует думать, что любовь требует свершения непременно великих дел. Нет, "с ручейка начинается река". И огромное здание слагается из малых кирпичей. Каждому из нас подобает стать зодчим любви, ожидающей от нас труда, и труда непрестанного. Основание сыновней любви - всегдашнее памятование о родителях. Нося в сердце имя матери, мы не сможем не молиться о ней. Молитва о родившей нас, постоянная, глубокая, искренняя - еще одна добродетель, которую нам надлежит положить к натруженным стопам матери. Человек, молящийся о ближнем, всегда ищет для него доброго слова. И если до конца маминой жизни мы остаемся с ней друзьми, наше сердце открыто ее заботливому и теплому взору, мы стремимся поделиться с ней всем, что наполняет душу, а родительский совет, осторожный и мудрый, бывает для нас руководством к действию - то и мама, и дети удостоятся от Бога венца любви. Этот венец составлен из драгоценных камней: рубина сострадания, изумруда радости, сапфира чистоты и нежности, жемчуга домашней тихой молитвы.
     Нет, наверное, среди наших читателей, и юных, и возрастных, ни одного, кто не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головой к щеке (как бы сказали в старину, к ланите) Пречистой Девы, Которая обнимает рукой Своего Сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас. Этот образ именуется "Умиление", и прекраснее его нет на свете. Древняя икона с великой и победоносной силой свидетельствует, что всякая благочестивая мать-христианка обнимет свое дитя во Царствии Небесном после того, как воскрешены будут тела усопших на Страшном Суде Христовом. И там, в Небесном Иерусалиме, действительно незаходимым светом будет сиять Солнце правды - воскресший Христос, и там всегда будет мама, и там всегда будем мы - если заслужим у Бога вечного блаженства делами веры и любви на этой грешной земле.

IV. МИР БОЖИЙ

     Человека, любящего мудрость, окружают книги. Из них он черпает знание о жизни, ими руководствуется, на них ссылается, ими восполняет недостаток сведений об интересующих его предметах. Есть среди книг одна, которая всем открыта, хотя не всем доступна. Для того чтобы научиться читать ее, не нужно ни знать алфавита, ни уметь складывать из букв слова и предложения. Необходима лишь любознательность и способность запоминать увиденное и услышанное. Книга эта, как вы догадались, не человеком написана. Название ей - Божий мир, что раскинулся вокруг нас.
     Сколько же всего вмещается в эту книгу! И небеса, и земля, и царство природы, люди, звери, птицы, и земные недра с их содержимым! Изучать это дивное творение Господа призван человек с первых дней своей жизни, едва лишь у ребенка раскроются глаза и он начнет делать свои первые наблюдения. "А когда же завершается чтение Божией книги?" - спросите вы. Думаю, никогда. Ибо и после кончины, если получим милость у Господа, в Его Царстве мы будем вникать в тайны Божии, уразумение которых даруется христианам в непостижимой на земле полноте.
     Но что за уроки способен извлечь годовалый малыш, называемый обыкновенно несмышленышем, из своего опыта общения с миром? О, не спешите сомневаться и иронизировать, дорогие мои собеседники. Ведь недаром сложена пословица: "Устами младенца глаголет истина". Мы хвалимся нашими умственными способностями, почитаем себя семи пядей во лбу. Но давайте исследуем, в каком же состоянии находится наш ум. Сколько в нем посторонних, ненужных и несвязных мыслей! Как они непостоянны и обрывисты! Как быстро сменяют одна другую без всякой внутренней последовательности! Вот уж поистине "галопом по Европам"! Поэтому часто из-за внутренней сумятицы и внешней суеты, имея глаза, чтобы видеть, мы не видим, имея уши, чтобы слышать, не слышим. А у младенчика? Да, ум у него еще не раскрылся. Однако ж посмотрите, как он пытливо всматривается в окружающие его предметы. Малыш часами может находиться на природе и вовсе не испытывать скуки, сосредоточенно вглядываясь в розовый благоуханный шиповник или прислушиваясь к шелесту листвы над головой. И мне хочется верить: чистым сердцам младенцев понятна песнь соловья, вдохновенно встречающего вечернюю зарю, им раскрывает свои тайны прохладный ветерок, который, неизвестно откуда взявшись, потеребит ласково локон над ушком дитяти и вмиг умчится, не оставив за собой и следа. Думаю, нужно стать таким младенцем, чтобы понять признание русского поэта, сказавшего в минуту душевного просветления: "И в небесах я вижу Бога..."
      Мир потому и называется Божиим, что свидетельствует каждому разумному и чистому сердцем человеку о Боге, своем Создателе и Попечителе. Как по прекрасному произведению мы судим об искусности и премудрости мастера, так и через внимательное, неспешное рассматривание творений мы восходим к познанию Всемогущего и Всеблагого Бога. И что замечательно, подобное исследование доступно не только многоученому профессору, но и вихрастому мальчишке с доброй душой и пытливым острым умом. Подумать только, решительно все, созданное Богом, учит нас правой и правильной вере в Него, преподает нам уроки добра и любви в отношении друг друга. Посмотрите-ка, если можете, на солнышко! Как дивно оно рассказывает о тайне Троицы! Вашим очам открывается солнечный диск. Он порождает лучи яркого света. Эти лучи пронизаны живительным теплом, что исходит от диска и доносится до земли. А вместе - единое Солнце, без которого и помыслить нельзя нашего бытия. Таков единый Бог, дарующий о Себе познание как об Отце, Сыне и Святом Духе.
     Солнышко, как оно бескорыстно! Посылает свой свет и на праведных и неправедных, всем дарит жизнь, решительно никем не пренебрегает. Солнечные лучи могут скользить и по лужайке, усыпанной цветами, и по болоту, едва прикрытому зеленоватой ряской. Один и тот же луч с нежностью прикасается к девственным лепесткам ландышей, освещает застоявшуюся, побуревшую от гнилушек воду в лесной канаве - и остается всегда чистым, нетленным и светоносным, никогда не оскверняясь, но все собой облагораживая! Таков и Господь наш, посылающий земледельцам дождь, поздний и ранний, повелевающий земле каждый год плодоносить, утешающий всякое живое существо чистотой и прохладой воздуха. Бог никого из созданных им людей не обделяет Своими милостями, очевидно, с целью утвердить добрых и благих в добре и делах правды, а грешных и порочных самой благостью Своей преклонить к покаянию и исправлению.
     И сколько полезных нравственных уроков мы извлечем применительно к себе из изучения явлений Божиего мира! Вот уж истинное природоведение! Вглядитесь только в прозрачные воды тихой неторопливой речушки, что протекает там за рощей, меж зеленых холмов. Останавливается ли она хоть на минуту, с леностью ли и небрежением совершает порученное ей дело? Нет, речушка, реченька устали не знает; даже когда мы спим, она катит свои воды к намеченной цели. Вот такими и мы должны если не быть, то стать: постоянными, исполнительными, скромными тружениками, отличающимися прежде всего целеустремленностью в главном деле нашей жизни - богопознании, или проще - познании Бога и служении Ему.
     А какая вода мягкая, нежная! Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдется, но каждого прохладит, освежит, да еще и омоет, очистит... Таково свойство истинной любви, заповеданной нам Христом: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Так живи, так действуй, так поступай, чтобы всякий, даже случайно подошедший к тебе человек, перемолвившийся с тобой двумя-тремя словами, отошел просветленный, утешенный, словно сделал глоток свежей, прохладной воды.
     Хотите еще один урок? Попробуйте бросить в воду камень - что будет? Раздастся всплеск, камень исчез, а по воде пошли круги - один, второй, третий. Минута - и все пропало. Река, как была спокойной, такой и осталась, а камня уж и не сыскать. Вспомни это чудное свойство любимой реченьки, когда кто-то бросит в тебя камень - обидное, резкое, злое слово. "Побеждай зло добром", - учит нас Евангелие. Пусть Сам Христос сделает душу подобной воде: злое слово (оскорбление, напраслина, издевка) вошло в нее и мгновенно потонуло, пропало, исчезло в чистых водах вашего сердца. А вы лишь посмотрите спокойно и кротко на оскорбителя: зачем же произносишь такие жестокие и ложные слова? Умение переносить неприятности, заливать огонь чужой раздражительности водой собственной кротости называется смирением, которое делает своего обладателя разительно похожим на Христа.
     Всего и не опишешь, что просится на перо. Задам-ка я лучше вам вопросы, мои любезные читатели.
     Бог, как известно, сотворил всех животных, наделив их самыми разнообразными свойствами. Вот и скажите, чему полезному нам можно и должно поучиться у... бобра? Правильно: работоспособности, искусству созидать, рачительности. А у... лисицы? Некоторые догадались: ловкости (но не плутовству, конечно), сноровке, я бы сказал, грациозности. Может ли преподать нам назидательные уроки - верблюд? Конечно, он же такой запасливый и терпеливый: попьет загодя и затем может много дней терпеть жар и зной в безжизненной пустыне, пока-то дойдет караван до следующего оазиса. Пить и есть, в отличие от верблюда, нам нужно часто, зато терпеть, быть выносливыми, мужественными в перенесении испытаний, согласитесь, не столько верблюжья, сколько человеческая добродетель. И не дай Бог нам перенять от двугорбого жителя пустыни привычку плеваться - такого незадачливого ученика я бы отправил на перевоспитание куда-нибудь в пустыню Каракумы. А кто это оглашает рощу удивительными трелями и звуковыми каскадами, которым позавидовали бы и Вивальди, и Моцарт? Это наш русский соловушка - ему нет равных среди пернатого царства! Подумать только: невзрачная серая пичужка заменяет собой целый симфонический оркестр! Какой прекрасный урок для подрастающего поколения! Ведь подлинная красота и значимость личности не в миловидности лица и пропорциональности телесных форм, не в изысканности одеяния, а тем паче не в затейливости прически. Но прекрасным в очах Божиих становится лишь тот, кому свойственны молитвенность ума и сердца, нравственное благородство и желание своими талантами бескорыстно служить людям.
     Мне кажется, нам удалось вместе с вами, совместив приятное с полезным, а серьезное со смешным, немного отдохнуть. Благо, и глава уже подходит к своему концу. В заключение скажу еще об одном. Никогда, выйдя из дому и увидев пасмурное небо, мелкий моросящий дождь, не говорите: "Скверная погода!" Вспомните хотя бы слова мудрой песенки: "У природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать, дождь, пургу в любое время года надо благодарно принимать..." Помните, в мире нет ничего случайного! Не случай правит миром, но Божий Промысл, то есть попечение о каждом из нас любящего Небесного Отца. Вот почему наши прабабушки со знанием дела говорили: "На все воля Божия. Утро вечера мудренее. Господь управит. Слава Богу за все".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О встрече по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

    Документ
    Митрополит Антоний родился в 1914 г. Раннее детство провел в Персии, где его отец был российским консулом. После революции семья несколько лет скиталась по Европе и в 1922 году осела в Париже.
  2. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II рекомендовано Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия по Апологетике для духовных школ Эта книга

    Книга
    Эта книга является не просто учебным пособием для учащих и учащихся православных богословских учебных заведений. Она затрагивает вопросы, которые беспокоят сейчас многих людей, ищущих смысла жизни и пытающихся найти себя в безбрежном
  3. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2009 году конкурс (1)

    Конкурс
    Первоучители и просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства – Кирилл и Мефодий представляют важнейшую эпоху в истории нашего Отечества.
  4. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2009 году конкурс (2)

    Конкурс
    Первоучители и просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий представляют важнейшую эпоху в истории нашего Отечества.
  5. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II говорил о том, что огласительные беседы относятся к «традиционной миссионерской деятельности приходов» доклад

    Доклад
    Еще в 2004 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II говорил о том, что огласительные беседы относятся к «традиционной миссионерской деятельности приходов» (доклад на Епархиальном Собрании, 2004 г.

Другие похожие документы..