Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В правовой литературе общепринята мысль о сложности и многогранности понятия государства. Господствует позиция, что это понятие может быть полностью ...полностью>>
'Документ'
14-15 апреля с.г.  прошел семинар-тренинг «Экспертиза нормативно-правовых актов на коррупциогенность». Методика проведения экспертизы. Практические ас...полностью>>
'Закон'
Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхован...полностью>>
'Программа'
Даты заездов: 23-26.03, 06-09.04, 20-23.04, 30.04-03.05, 05-08.05, 11-14.05, 18-21.05, 25-28.05,01-04.06, 08-11.06, 15-18.06, 22-25.06, 29.06-02.07, 0...полностью>>

Н. В. Гоголя «Мёртвые души». конспект

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Роль описания внешнего вида дома, интерьера

в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

(конспект урока для 10 класса гуманитарного профиля)

Ведяйкина О. Н., учитель русского

языка и литературы СОШ № 10

Цель урока: проследить, как описание внешнего вида дома, интерьера может являться способом характеристики героев и среды; создать условия для совершенствования умения проникать в образную структуру произведения, используя культурологические связи литературы и архитектуры.

Подготовка к уроку.

Урок проходит как разработка и защита группой учащихся своих учебных проектов. Учитель предлагает примерный план темы, дает рекомендации, помогает совместно с библиотекарем подобрать источники и иллюстративный материал.

Каждый из участников проекта готовится к исполнению определенной роли на уроке: литературоведа, специалиста в области садово-паркового искусства, архитектора, историка. Урок проходит с использованием репродукций картин, фотографий архитектурных ансамблей, садов и парков.

Ход урока.

Литературовед.

Описание дома играет в произведении важнейшую характерологическую роль, является способом косвенной характеристикой как героев, так и среды. Гоголь настойчиво обращается к этому способу типизации. В поэме «Мертвые души» архитектурный элемент – непременный атрибут всех авторских описаний – от судеб помещиков до губернаторского города. У каждого из душевладельцев, к которым совершает свое путешествие Чичиков, дом в индивидуальном вкусе, подчеркивающий главные черты его хозяина. А какое устройство имела русская усадьба?

Архитектор.

Усадьбы дворян со средним и малым достатком сохраняли традиционность в планировке усадьбы. Основной комплекс поместья располагался на высоком берегу реки или на холме, возвышающемся над природным или искусственным прудом. Главные постройки усадьбы воздвигались с установкой на хорошую видимость издалека. Посередине господский дом, украшенный колоннами и портиком с фронтонами и увенчанный куполом. Архитектурные детали служили идее. Белые колонны символизировали свет и чистоту, желтые стены здания – золотой век, зеленые крыши здания вместе с окружающей зеленью садов и парков – надежду и вечную молодость. У небогатого помещика архитекторами были крестьяне

Литературовед.

Так, у мечтательного Манилова, бесхозяйственного, но претендующего на исключительность и романтическую изысканность, «дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». В этом сказался характер Манилова, подверженного влиянию людей самых разных. Претензии хозяина на образованность и вкус очень тонко подмечают следующие детали: клумбы в английском стиле «с кустами сирени и желтых акаций» и беседка «с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

Архитектор садово-паркового искусства.

Через эстетику сада выражалась гражданская позиция его создателя. В либеральной Англии и был изобретён нерегулярный, ландшафтный сад, который создавал как бы реальные пейзажи. Непременным атрибутом английских садов являлся пруд, естественно произрастающие деревья и цветы оживляли пейзаж.

Литературовед.

Но в поэме Гоголя описан с иронией английский сад русского помещика: «…пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в английских садах русских помещиков ». Деревья выглядят жалко: «Две-три клумбы с кустами сиреней и желтыми акациями; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины ». Во всем лишь стремление «наблюсти деликатность», т.е. произвести впечатление. Автор иронически отмечает отсутствие у хозяина подлинного вкуса. Под стать Манилову и его «кабинет». Его описание автор начинает почти теми же словами, какими представляет портрет своего героя: «Комната была, точно, не без приятности ». Сравните: «Черты лица его были не лишены приятности». В доме Манилова кабинет и другие комнаты мало соответствуют их прямому назначению: «…стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой; четыре стула, одно кресло, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку». Детали «дорисовывают» характер героя: неопределенность, стремление выделиться, прославиться и вместе с тем бездеятельность и бездуховность.

Литературовед.

Если Манилов заботился о впечатлении, которое он произведет на приезжего, то Собакевич думал о собственном удобстве. Об этом говорит описание его поместья и дома. «Деревянный дом с мезонином, красной крышей, дикими стенами – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». Уже внешне он отличается от общепринятого канона. Гоголь с иронией замечает, что «зодчий был педант».Известно, что архитекторами в таких поместьях были простые крестьяне, поэтому особенно чувствуется ирония в торжественном и изысканном слове «зодчий». Кроме того, уместнее соединить понятия «зодчий» и «храм», а никак не строение «для военных поселений ».

Далее следует описание уродливого в своей несимметрии дома. Хозяин заботится только о крепости и удобстве, но не о красоте и изяществе. Таков Собакевич во всем. Постоянно повторяются слова: «крепкая», «толстая», «крепкий », «крепко». Как и сам Собакевич, все, что его окружает, выглядит внушительно, основательно, «без пошатки».

При помощи описаний интерьера дома Гоголь не только представляет своих героев. Иногда вещи являются своеобразными двойниками их владельцев. Все в доме Собакевича говорило; «И я тоже Собакевич».

Иногда интерьер приобретает характер широкого философского звучания. Например, в гостиной Собакевича висели портреты греческих полководцев, гравированных во весь рост: Маврокордато, Колокотрони, Миаули, Канари. Багратиона, Бобелины.

Историк.

Маврокордато, Александр (1791-1865) – первый президент Греции, один из руководителей восстания, в котором участвовал Дж. Байрон.

Колокотронис – глава крестьянского партизанского движения.

Миаулис (1763-1835) - греческий адмирал.

Канари (1790-1877) – военный министр, прославился героизмом, отказался от наград.

Бобелина (Боболина) – героиня войны за независимость Греции.

Багратион П.И. (1765-1812) – выдающийся русский полководец.

Литературовед.

«Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату украшали тоже люди крепкие и здоровые». И читатель понимает, что не восхищение героями освободительного движения побудило Собакевича повесить их портреты у себя в гостиной, а их изображение, похожее на самого хозяина. Нарочито сниженные слова «толстые ляжки, неслыханные усы» не умаляют достоинства этих людей, дорисовывают портрет самого Собакевича. «Одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные». Юмор Гоголя в описании греческой героини направлен не на нее, а на современных щеголей, вся жизнь которых не стоит и «одной ноги» этой незаурядной женщины. Таким образом пошлому быту современности задается исторический и даже героический контекст. Героическая история взирает на «холодные, раздробленные, повседневные характеры». Под их взглядами совершается сделка Собакевича и Чичикова . «Багратион с орлиным носом глядит со стены чрезвычайно внимательно» на их торг.

Таким образом, роль внешнего вида дома, его интерьера весьма значительна. Гоголь не случайно назвал себя бытописателем. Быт он возводил до уровня Бытия как способа и образа жизни человека.

Описания «полусмешные, полусерьезные», что создает особый эффект в соответствии с авторским способом изображения действительности – «смеха сквозь слезы».

На доске ведутся записи опорных понятий, выводы, к которым учащиеся пришли в ходе анализа эпизодов. Выписаны имена собственные. Способ косвенной характеристики героев и среды.

Вещи – двойники владельцев

Интерьер имеет характер философского звучания

Пошлому быту современности задается исторический и даже героический контекст.

На доске расположены иллюстрации:

В.Д. Поленов «Бабушкин сад»

М.В. Иноземцев «Дом в Ясной Поляне»

«Дом Островского в имении Щелыково »

«Карабиха»,

«Мелихово. Флигель Чехова» и другие.

Домашнее задание

  1. Литературное сотворчество с писателем. В поэме нет описания для помещиков Коробочки и Ноздрева.

Вы режиссеры, снимающие фильм. Приготовьте описание домов и поместий этих героев (по выбору) и защитите этот проект .

  1. Роль описания дома и сада Плюшкина для создания образа этого героя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект лекцій, інструкції з лабораторних робіт, методичні вказівки, індивідуальні завдання (2)

    Конспект
    Становление романтизма в поэзии В. А. Жуковского. Связь поэта с западноевропейским романтизмом. Жуковский как «гений перевода». Романтика таинственного и чудесного как выражение идейных исканий поэта.
  2. Конспект урока-беседы по поэзии Класс : 9 Тема : К. Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан» Революционный и патриотический пафос произведений. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Традиции классицизма в поэзии Рылеева

    Конспект
    1) показать учащимся человека с горячим сердцем борца за свободу и права всякого униженного, борца против самовластия и самодурства дворян, чиновников, борца за честь, достоинство, показать пример огромной любви к Родине (И.
  3. Конспект урока русского языка по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой Учитель русского языка и литературы Шаталова И. Ю

    Конспект
    учить учащихся отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; закреплять орфографические навыки правописания данных предлогов;
  4. Конспект занятия элективного курса "От слова к тексту" по русскому языку в 9

    Конспект
    Элективный курс по русскому языку "От слова к тексту" разработан с целью формирования у старших школьников навыков осуществления исследовательской деятельности на речеведческом и литературном материале.
  5. М. А. Моу гимназия им. А. Л. Кекина. 2011-2012 уч г. Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области Рабочая программа

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы (Авт.

Другие похожие документы..